67217

Внимание и память

Лекция

Психология и эзотерика

Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Факторы определяющие избирательность и направленность внимания. Функции внимания.

Русский

2014-09-06

48.64 KB

1 чел.

Лекция 6. 

Внимание и память. (2 часа).

     Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Факторы, определяющие избирательность и направленность внимания. Функции внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. 

Определение памяти. Классификация памяти по органам чувств (эхотическая) и использованию мнемических средств: образная, логическая, вербальная, двигательная, эмоциональная, произвольная, непроизвольная, механическая.

Внимание один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. 

Внимание это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Функции внимания

  1.  Активизация нужных и торможение не нужных психологических и физиологических процессов.
  2.  Организация целенаправленного отбора поступающей в организм информации в соответствии с актуальными потребностями человека.
  3.  Обеспечение длительной и избирательной сосредоточенности на одном и том же объекте.
  4.  Настройка всех остальных психических процессов, в зависимости оттого, что в данный момент представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности.
  5.  Улучшение взаимоотношений между людьми.

Основные виды внимания:

Природное внимание ;

Социально обусловленное внимание ;

Непосредственное внимание ;

Опосредствованное внимание 

Различают непроизвольное внимание, которое  устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека и  произвольное внимание.

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное как активное. 

Свойства внимания:

Концентрированность внимания означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрацияэто сосредоточенность, то есть центральный факт, в котором выражается внимание. 

Распределяемость внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. 

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т.е. его временной экстенсивностью. 

Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость вниманиявесьма важное и часто очень нужное качество.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28501. Типи вогнегасників, які використовуються в закладах освіти 21.13 KB
  Типи вогнегасників Вогнегасники розрізняють за способом спрацьовування: автоматичні стаціонарно монтуються в місцях можливого виникнення вогню. У залежності від акумуляторної вогнегасної речовини вогнегасники поділяються на п'ять видів: вуглекислотні повітрянопінні порошкові водні аерозольні. Вогнегасники маркуються буквами що характеризують вид вогнегасника і цифрами що позначають його місткість. Вогнегасники технічні пристрої призначені для гасіння пожеж в початковій стадії їх виникнення.
28504. Орієнтований перелік питань вступного інструктажу для учасників навчально – виховного процесу 11.54 KB
  Орієнтований перелік питань вступного інструктажу для учасників навчально – виховного процесу. Програма та тривалість інструктажу затверджується керівником підприємства. Запис про проведення вступного інструктажу робиться в журналі реєстрації вступного інструктажу який зберігається в службі охорони праці або в працівника що відповідає за проведення вступного інструктажу а також у документі про прийняття працівника на роботу.