67218

Мышление и интеллект

Лекция

Психология и эзотерика

Мышление как процесс активного познания и преобразования действительности. Допонятийное и понятийное мышление. Определение понятий. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Особенности творческого мышления. Мышление и интеллект.

Русский

2014-09-06

50.55 KB

0 чел.

Лекция 7. Мышление и интеллект. (1 час).

Мышление как процесс активного познания и преобразования действительности. Допонятийное и понятийное мышление. Определение понятий. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Особенности творческого мышления. Мышление и интеллект. 

Мышление –это обобщенное (выраженное в основе) и опосредованное отражение окружающей действительности, процесс установления существенных связей и отношений между предметами и явлениями. Мышление, в узком смысле слова,это совокупность различных мыслительных операций, при помощи которых осуществляется мыслительный процесс. Способность использовать мыслительные операции, эффективно организуя познавательную деятельность называется разумом или разумной деятельностью. Выделяются следующие мыслительные операции:

  1.  сравнениенахождение сходства или различий между предметами или отдельными признаками объектов;
  2.  анализмысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков объекта;
  3.  синтезмысленное соединение частей в системы и комплексы, объединение отдельных свойств объекта в один объект;
  4.  обобщениевыделение общих существенных признаков объектов и называние их одним словом (пища, мебель и т.д.)
  5.  классификацияразделение множества объектов на группы и объединение их по определенному общему признаку;
  6.  абстракция –мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов и явлений окружающей действительности;
  7.  конкретизациямысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака.

На основе мыслительных операций человек приходит к определенным выводам (умозаключениям) и суждениям (отрицание или утверждение тех или иных связей между предметами).

Различают : 

1) индуктивные  умазаключения–это умозаключение от частных суждений к общему.

 2) дедуктивные –наоборот, от общих суждений к частному случаю.

3) традуктивное –от одного частного к другому частному суждению или случаю. Свойственно ребенку до 4 лет или патологическому взрослому (деревья растутэто растения, люди тоже растутэто растения). 

Можно выделить следующие виды мышления:

1) наглядно-действенное мышление. Характерно  для детей до 3 лет. Связано у взрослых с решением практических производственных, организационных задач. 

) наглядно-образное мышление. Оперирование зрительными, слуховыми и т.д. образами объектов. Характерно для детей от 3 лет до подросткового возраста. 

3) словесно-логическое или теоретическое мышление. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими и другими понятиями и суждениями. 

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у различных людей тот или иной вид может занимать ведущее положение в зависимости от возраста, условий и требований деятельности. 

К числу особенностей теоретического мышления относятся широта и глубина ума, последовательность и гибкость суждений, самостоятельность и критичность мышления. Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Этот проявляется в индивидуальных особенностях мышления.

Продуктивное или творческое мышление предполагает конструктивное создание объекта не имеющего аналога в действительности, когда в результате и в процессе создания имеется субъективная и объективная новизна.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65872. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ 88.5 KB
  Применительно к задачам исследования качества системы математическая модель должна обеспечивать адекватное описание влияния параметров и условий функционирования на показатели ее качества. Подавая на вход системы различные входные процессы и измеряя процесс на ее выходе исследователь получает...
65873. Микросхемы и их функционирование 202.5 KB
  Если схема строится на основе микросхем то должны быть показаны номера выводов всех входов и выходов этих микросхем. Все узлы блоки части элементы микросхемы показываются в виде прямоугольников с соответствующими надписями.
65874. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 29 KB
  Новая техника обработки камня. Гончарное производство и строительное дело говорят об оседлости. Переход от матриархата к патриархату. Развиваются условно-орнаментальные формы изображения, украшаются предметы, находившиеся в распоряжении человека.
65875. Профили стандартов жизненного цикла систем и программных средств в программной инженерии 152.5 KB
  Назначение профилей стандартов жизненного цикла в программной инженерии При создании и сопровождении сложных распределенных тиражируемых ПС требуется гибкое формирование и применение гармонизированных совокупностей базовых...
65877. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА 142.5 KB
  Известно, что политическая или — что одно и то же — государственная власть не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового...
65879. АНТИСЕПТИКА 185.5 KB
  Нельзя не отметить условности этого разделения: дренирование ран принято относить к физической антисептике, но оно приводит к механическому удалению из раны субстрата размножения бактерий; при воздействии низкочастотного ультразвука - метода физической антисептики...
65880. Культура Галицько-Волинського князівства у контексті загальноєвропейського культурного розвитку (XІІ – ХІІІ ст.) 280 KB
  Розвиток книжної справи за часів Галицько-Волинської держави. Значення культурних звязків Галицько-Волинського князівства з іншими руськими землями та західними державами. Врешті-решт Київ і Київська земля стали об'єктом колективного суверенітету з боку найсильніших князів Русі...