67218

Мышление и интеллект

Лекция

Психология и эзотерика

Мышление как процесс активного познания и преобразования действительности. Допонятийное и понятийное мышление. Определение понятий. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Особенности творческого мышления. Мышление и интеллект.

Русский

2014-09-06

50.55 KB

0 чел.

Лекция 7. Мышление и интеллект. (1 час).

Мышление как процесс активного познания и преобразования действительности. Допонятийное и понятийное мышление. Определение понятий. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Особенности творческого мышления. Мышление и интеллект. 

Мышление –это обобщенное (выраженное в основе) и опосредованное отражение окружающей действительности, процесс установления существенных связей и отношений между предметами и явлениями. Мышление, в узком смысле слова,это совокупность различных мыслительных операций, при помощи которых осуществляется мыслительный процесс. Способность использовать мыслительные операции, эффективно организуя познавательную деятельность называется разумом или разумной деятельностью. Выделяются следующие мыслительные операции:

  1.  сравнениенахождение сходства или различий между предметами или отдельными признаками объектов;
  2.  анализмысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков объекта;
  3.  синтезмысленное соединение частей в системы и комплексы, объединение отдельных свойств объекта в один объект;
  4.  обобщениевыделение общих существенных признаков объектов и называние их одним словом (пища, мебель и т.д.)
  5.  классификацияразделение множества объектов на группы и объединение их по определенному общему признаку;
  6.  абстракция –мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов и явлений окружающей действительности;
  7.  конкретизациямысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака.

На основе мыслительных операций человек приходит к определенным выводам (умозаключениям) и суждениям (отрицание или утверждение тех или иных связей между предметами).

Различают : 

1) индуктивные  умазаключения–это умозаключение от частных суждений к общему.

 2) дедуктивные –наоборот, от общих суждений к частному случаю.

3) традуктивное –от одного частного к другому частному суждению или случаю. Свойственно ребенку до 4 лет или патологическому взрослому (деревья растутэто растения, люди тоже растутэто растения). 

Можно выделить следующие виды мышления:

1) наглядно-действенное мышление. Характерно  для детей до 3 лет. Связано у взрослых с решением практических производственных, организационных задач. 

) наглядно-образное мышление. Оперирование зрительными, слуховыми и т.д. образами объектов. Характерно для детей от 3 лет до подросткового возраста. 

3) словесно-логическое или теоретическое мышление. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими и другими понятиями и суждениями. 

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у различных людей тот или иной вид может занимать ведущее положение в зависимости от возраста, условий и требований деятельности. 

К числу особенностей теоретического мышления относятся широта и глубина ума, последовательность и гибкость суждений, самостоятельность и критичность мышления. Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Этот проявляется в индивидуальных особенностях мышления.

Продуктивное или творческое мышление предполагает конструктивное создание объекта не имеющего аналога в действительности, когда в результате и в процессе создания имеется субъективная и объективная новизна.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52507. Дихальні здоров’єзберігаючі технології на уроках читання 48 KB
  Технологія Стоніжка. Технологія Свічка. Технологія Проколотий м’яч. Технологія Передай звуками для очищення легенів.
52508. ДИХАННЯ 262 KB
  9 КЛАС Цикл уроків з розділу Біологія людини у 9 класі на тему Дихання розроблено згідно з Програмою з біології для 7 – 11 класів загальноосвітніх навчальних закладів що затверджена Міністерством освіти і науки України 2005 року. Запропонована методична розробка уроків теми Дихання відповідає підручнику С. Планування навчального матеріалу з теми Дихання 6 годин № уроку Тема уроку 1.
52509. ТАЄМНИЦЯ РІЗДВА. УРОК-ЗУСТРІЧ З ГЕРОЯМИ ТВОРУ Ч.ДІККЕНСА «РІЗДВЯНА ПІСНЯ В ПРОЗІ» 80 KB
  The teacher: Charles Dickens, a famous British writer, also wrote about Christmas in his book Christmas Carol. He was born in 1812. He lived in the south of England when he was a little boy. His father was a clever man, but he was very poor. Charles had brothers and sisters, but he did not often played with them.
52510. Знания по философии и логике. Шуранов Б.М. 1.84 MB
  В трактате представлены шесть основных направлений исследований, создание каковых стало итогом научной деятельности автора: запредельная метафизика, 3-членная онтология, метафизика Вселенной, наука о бесконечности, Онтологический определитель, нематериальное естествознание. Из статей по логике обратим внимание читателя на Заполнение промежутка между финитными и трансфинитными числами: решение проблемы бесконечности, Логика без отношения следования и скрытые выводы...
52511. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ 876.5 KB
  профессиональная деятельность учителя по воспитанию у подростков эмоционально-положительного отношения к обучению будет эффективной, если системообразующим фактором этого процесса будет выступать экологически ориентированная педагогика...
52512. Природа і населення Давньої Греції 29.5 KB
  Греція розташована на півострові Іонійська Греція розташована Греки вважали що боги живуть на горі Між Північною і Середньою Грецією існує вузький гірський прохід який називається Найбільшим островом Егейського моря є острів Основне заняття критян – це Кносський палац називають Мінайську палацеву цивілізацію відкрив археолог Грек який вбив мінотавра – це Дівчину яка дала Тесею клубок ниток звали Егейське море назвали в честь царя Острів який затонув в результаті землетрусу називався Тема: Ахейська...
52513. Збірник диктантів 54.5 KB
  Написання складних займенників. Написання великої букви. Написання складних слів. Написання частки не з різними частинами мови.
52515. Тексти для диктантів в 5 – 9 класах. Найбільше багатство – здоров’я 127 KB
  Боріться за здорове життя Тому головним девізом у кожного з нас повинен бути: постійний контроль і аналіз власних вчинків Пояснювальний диктант Пояснити правопис слів з подвоєними приголосними звуками Дбай про фізичну культуру. Диктант по пам’яті Визначити іменники та дієслова Біг сприяє розвитку легенів укріплює серцевий м’яз сприяє обміну речовин позитивно впливає на нервовий стан. Коментований диктант Написання слів з подвоєними приголосними звуками правопис ь ьо апострофа Плавання покращує діяльність серцево –...