67218

Мышление и интеллект

Лекция

Психология и эзотерика

Мышление как процесс активного познания и преобразования действительности. Допонятийное и понятийное мышление. Определение понятий. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Особенности творческого мышления. Мышление и интеллект.

Русский

2014-09-06

50.55 KB

0 чел.

Лекция 7. Мышление и интеллект. (1 час).

Мышление как процесс активного познания и преобразования действительности. Допонятийное и понятийное мышление. Определение понятий. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Особенности творческого мышления. Мышление и интеллект. 

Мышление –это обобщенное (выраженное в основе) и опосредованное отражение окружающей действительности, процесс установления существенных связей и отношений между предметами и явлениями. Мышление, в узком смысле слова,это совокупность различных мыслительных операций, при помощи которых осуществляется мыслительный процесс. Способность использовать мыслительные операции, эффективно организуя познавательную деятельность называется разумом или разумной деятельностью. Выделяются следующие мыслительные операции:

  1.  сравнениенахождение сходства или различий между предметами или отдельными признаками объектов;
  2.  анализмысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков объекта;
  3.  синтезмысленное соединение частей в системы и комплексы, объединение отдельных свойств объекта в один объект;
  4.  обобщениевыделение общих существенных признаков объектов и называние их одним словом (пища, мебель и т.д.)
  5.  классификацияразделение множества объектов на группы и объединение их по определенному общему признаку;
  6.  абстракция –мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов и явлений окружающей действительности;
  7.  конкретизациямысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака.

На основе мыслительных операций человек приходит к определенным выводам (умозаключениям) и суждениям (отрицание или утверждение тех или иных связей между предметами).

Различают : 

1) индуктивные  умазаключения–это умозаключение от частных суждений к общему.

 2) дедуктивные –наоборот, от общих суждений к частному случаю.

3) традуктивное –от одного частного к другому частному суждению или случаю. Свойственно ребенку до 4 лет или патологическому взрослому (деревья растутэто растения, люди тоже растутэто растения). 

Можно выделить следующие виды мышления:

1) наглядно-действенное мышление. Характерно  для детей до 3 лет. Связано у взрослых с решением практических производственных, организационных задач. 

) наглядно-образное мышление. Оперирование зрительными, слуховыми и т.д. образами объектов. Характерно для детей от 3 лет до подросткового возраста. 

3) словесно-логическое или теоретическое мышление. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими и другими понятиями и суждениями. 

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у различных людей тот или иной вид может занимать ведущее положение в зависимости от возраста, условий и требований деятельности. 

К числу особенностей теоретического мышления относятся широта и глубина ума, последовательность и гибкость суждений, самостоятельность и критичность мышления. Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Этот проявляется в индивидуальных особенностях мышления.

Продуктивное или творческое мышление предполагает конструктивное создание объекта не имеющего аналога в действительности, когда в результате и в процессе создания имеется субъективная и объективная новизна.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75561. Економічний розвиток Великобританії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61 KB
  Tody we re going to tlk bout the economicl development of Gret Britin. Jigsw sentences: The crds re mixed Gret Britin in the world one of the leding countries is fmous Gret Britin for its woolen industry hs got highly developed industry Gret Britin II. Активізація ЛО теми The industry of Gret Britin nd Northern Irelnd .T: Gret Britin is fmous for.
75562. Україна та Великобританія, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61.5 KB
  Обладнання: підручник географічні карти Великобританії та України Odd One Out на дошці Red the questions bout Ukrine HO1 Fill in the missing informtion H02 Pick up the sentences Ho3. Т: Tody we re going to tlk bout the geogrphicl position nd the climte of Ukrine nd Gret Britin. By the end of the lesson you should be ble: to understnd the gist nd detils of the text for listening; to give comprtive chrcteristics of the geogrphicl position nd climte of Ukrine nd Gret Britin; to discuss Tsk 4 of your Home Reding. Аудіювання тексту...
75563. Великобританія. Осінь в Англії. Минулий доконаний час 65.5 KB
  Обладнання: підручник граматична таблиця Pst Perfect Tense Exmple Sitution HO1 висловлювання P. We hve to revise the grmmr mteril the Pst Perfect Tense. Drw on the bord Noughts nd crosses grid with nine ctegories like this: Pst Perfect I hd done. Повторення та активізація граматичного матеріалу: Pst Perfect Tense.
75564. Великобританія. Уельс, Контроль позакласного читання 76 KB
  Обладнання: підручник текст для аудіювання rthur Conn Doyle HO1 True or Flse H02 H04 Put the events in the order H03 Interesting fcts bout Wles H05. Wles. Предявлення тексту для читання Wles вир.Т: Wht do you think Why do the English like to spend their holidys in Wles Wles is known s lnd of songs why 2 WhileReding ctivities.
75565. Лондон — столиця Великобританії 74.5 KB
  Ввести та активізувати у мові учнів ЛО теми «Лондон — столиця Великобританії». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning). Підготувати учнів до самостійного висловлювання про Лондон на основі змісту прочитаного тексту,
75567. Життя молоді. Школа у Великобританії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 58.5 KB
  Обладнання: підручник психологічний тест Wht kind of pupil re you HO1 True or Flse H02 Fine the sentences H03 Questions for converstion with ntive spekers H04.Do you like to go to schoolWht kind of pupil re you Do you feel good t school When do lessons begin in your school Is it erly or not How mny lessons do you hve every dy Do you get tired fter lessons When do you hve the longest brek Do you hve snck during the longest brek Where do you hve lunch Do you hve lot of homework every dy You do your homework properly every...
75568. Транспорт у Лондоні та в твоєму місті 61.5 KB
  Students should guess from the context wht biggie mens in ech cse bus quick. Wht is the most relible mens of trnsport in your town Do you know the town you live in very well Cn you give some dvice s to getting round your town Wht number bus trolleybus trm shttle minibus do you tke when you go to the centrl squre centrl Prt etc Wht kind of trnsport do you like best Wht is the usul intervl between trins of the underground From wht time in the morning till wht time t night do trms nd buses run How long does it tke you to get to...
75569. Найбільші бібліотеки світу. Бібліотека Британського музею - одне з визначних місць Лондона 59 KB
  Т: Do you sometimes borrow books from librry Wht do you cll person who works in librry Wht kind of books cn you find there Do you know the origin of the word Librry б Т: Listen nd repet. HO1: Librries The word librry comes from the Ltin word liber mening book This is plce where informtion in print books mnuscripts periodicls nd musicl scores nd in other forms is collected nd rrnged to serve people of ll ges nd interests. Perhps the most fmous librry of tht erly...