67220

Темперамент и характер

Лекция

Психология и эзотерика

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики определяющие динамику психической деятельности человека которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Русский

2014-09-06

97.24 KB

0 чел.

Лекция 9. Темперамент и характер.

Понятие темперамента. Сферы проявления темперамента. Физиологическая теория темперамента. Конституциональная теория темперамента. Учение о типах нервной системы И.П. Павлова. Виды темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. 

Общее представление о характере. Различные степени выраженности характера. «Нормальный» характер. Акцентуированные типы характеров. Виды психопатий. Свойства и черты характера. (2 часа).

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Типы темперамента пронизывает все стороны психики человека, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека. Темперамент является врожденным психическим свойством, которое передается по наследству. Темперамент нельзя в корне изменить, хотя он поддается коррекции в зависимости от условий обучения и воспитания. 

Существует несколько теорий темперамента: гуморальнаяГиппократа и Канта; морфологическая (конституционная) –Шелдона и Кречмера; физиогномическаяГаля, Порты и Ламброзо; нейродинамическаяПавлова И.П.

Основы физиологического направления в изучении темперамента были заложены Гиппократом, описавшим четыре типа темперамента на основе жидкости, преобладающей в организме человека: сангвинический (кровь), холерический (желчь), флегматический (слизь) и меланхолический (черная желчь). 

Широкую известность в психологии получили концепции У. Шелдона и Э. Кречмера.

Э. Кречмер в работе «Строение тела и характер» утверждал, что определенной конституции соответствует определенный психологический склад человека.

На основании клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения, типами характера и психическими заболеваниями.

Э. Кречмер выделяет три постоянно повторяющихся главных типа строения тела, которые назвал астеническим, атлетическим и пикническим.

Теория Э. Кречмера и У. Шелдона была очень популярна в 40-е годы 20 столетия в Европе и США. Сегодня конституционная типология темперамента справедливо критикуется. Отмечается ошибочность самого подхода, когда за основу целостных психологических структур берутся чисто биологические, генотипически обусловленные факторы. В то же время, нельзя полностью отрицать связь типа телосложения с определенными чертами характера. Однако сами по себе особенности телосложения непосредственно не определяют развитие психических свойств человека. Они могут выступать лишь в качестве органических предпосылок, опосредованно влияющих на становление психики человека. 

Общепризнанной в мире и в нашей стране является теория отечественного физиолога И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы и темперамента. Согласно Павлову, под темпераментом понимается тип нервной системы человека, проявляющейся в деятельности и поведении. В работах И.Павлова были выделены три основных свойства нервной системы: 

  1.  силавысокая работоспосособность нервной системы и способность нервных клеток выдерживать сильные раздражители;
  2.  подвижностьбыстрота смены процессов возбуждения и торможения в нервной системе;
  3.  уравновешенностьравновесие процессов возбуждения и торможения в нервной системе. 

На основании этих свойств нервной системы человека и животных, Павлов выделял четыре основных типа нервной системы:

  1.  сильный, неуравновешенный, подвижный;
  2.  сильный, уравновешенный, подвижный;
  3.  сильный, уравновешенный, инертный;
  4.  слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный.

Эти типы лежат в основе четырех типов темпераментов: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического. 

В 50-е годы XX века были предприняты лабораторные исследования взрослых людей. В результате этих исследований, проводившихся под руководством сначала В.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына. Типология М.П. Павлова была дополнена новыми элементами. Были выделены и описаны еще 2 свойства нервной системы: лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов) и динамичность (легкость и быстрота образования положительных и тормозных условных рефлексов).

В настоящее время для составления психологических типов обычно выделяются следующие свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой либо психической реакции человека.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (обидное слово, резкий звук и т.д.)

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей.

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или насколько инертно и косно его поведение.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человекаот внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представ-лений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Учитывая все перечисленные свойства, Я Стреляу дает следующие психологические характеристики типов темперамента:

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Живо откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. 

Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюдабольшая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он истощается в деятельности больше, чем следует.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Он медлителен в деятельности, ровен и спокоен в отношениях, его трудно вывести из себя. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Упорство и прилежность могут компенсировать медлительность в выполнении задания. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, интровертен. 

Меланхолик. Человек легкоранимый, с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он быстро утомляется и мало работоспособен. Сильное внешнее воздействие вызывает тормозную реакцию. Большинство меланхоликовинтроверты, могут быть и экстравертами в кругу хорошо знакомых людей.

Необходимо учитывать, что классификация типов темперамента в значительной мере условная. Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, в движениях

Б.М. Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результата. 

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Перед сангвиником нужно непрерывно ставить новые, по возможности интересные цели, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его не нужно попрекать за медлительность, но устанавливать определенные сроки выполнения задания. Его медлительность компенсируется прилежностью и усидчивостью. Меланхолики  стеснительны и робки. Им нужно давать возможность проявить свою активность,  нуждаются в подбадривании и похвале.

 Характер, его структура и типология.

В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых индивидуальных психических свойств личности, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения, а также,в отношении человека к окружающей действительности. Характер, в отличие от темперамента, является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни человека. Образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах. В зависимости от того, какая группа является для личности референтной (значимой) и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. 

Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе встречаются два подхода:

  1.  черты, связанные с психическими процессами:
  •  волевые (решительность, настойчивость, самообладание, само-стоятельность, активность, организованность);
  •  эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость);
  •  интеллектуальные (глубокомыслие, сообразительность, наход-чивость, любознательность).

2) черты, связанные с направленностью личности, с отношением к различным сторонам действительности:

  •  к людям (честность, правдивость, справедливость, вежливость или грубость, лживость);
  •  к деятельности (трудолюбие, инициативность, ответственность или безответственность, лень);
  •  к вещам, предметам (аккуратность, экономность, жадность и т.д.)
  •  к самому себе (эгоизм, альтруизм, уверенность и т.д.). 

Все черты личности человека можно также условно разделить на:

  1.  мотивационные (побуждающие и направляющие деятельность);
  2.  инструментальные (придающие деятельности определенный стиль).

 Характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности могут рассматриваться и как черты характера:

  1.  свойства личности, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т.д. или альтернативные им черты);
  2.  свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность, а также противоположные им качества);
  3.  свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т.д.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14128. UNIT 6. PERIPHERALS 39 KB
  UNIT 6. PERIPHERALS I. Practise reading the following words: attached scanner internal video accessories refers component processing access similarly represents audio converted accommodate typical processor transform electronic capture included Ethernet chat advantage convert item graphics monitor produces permanent transparencies primarily via. II. Before reading the text try to answer these questions: 1. What components does an ordinary PC...
14129. UNIT 7. KEYBOARDS 46 KB
  UNIT 7. KEYBOARDS I. Practise reading the following words: component primary commands virtually obsolete corporate term universal specification equipment status automating layout arrangement area numeric mode isolated modified vendor menu cursor simulate mandatory via economic requirement environment support minimize sacrifice. II. Before reading the text try to answer these questions: 1. What input devices do you know 2. What input devices d...
14130. Основні етапи розвязування задачі з використанням компютера 67.5 KB
  Тема уроку: Основні етапи розвязування задачі з використанням компютера Мета уроку: Дати поняття про основні етапи розвязування задачі з використанням компютера.Тип уроку: Лекційний. Теоретичний матеріал: Зараз важко уявити собі життя людини без компютера. Люди в
14131. Поняття інформаційної моделі 39 KB
  Тема уроку: Поняття інформаційної моделі Мета уроку: Дати поняття про моделювання та створення інформаційних моделей обєктів.Тип уроку: Лекційний. На початку уроку рекомендується провести усне опитування за темою попереднього уроку з метою визначення засвоєного ма...
14132. Величини. Типи даних. Стандартні типи даних. Набір функцій і операцій, введених для кожного зі стандартних типів 83.5 KB
  Тема уроку: Величини. Типи даних. Стандартні типи даних. Набір функцій і операцій введених для кожного зі стандартних типів. Мета уроку: дати поняття величини та типів даних визначити стандартні типи даних їх опис та набір функцій і операцій для кожного зі стандартних ...
14133. Вказівка надання значення. Вказівки введення та виведення. Структура програми на мові програмування Паскаль 60 KB
  Тема уроку: Вказівка надання значення. Вказівки введення та виведення. Структура програми на мові програмування Паскаль. Мета уроку: дати поняття вказівки присвоювання познайомитись з вказівками введення та виведення зі структурою програми на мові Паскаль.Тип уроку:...
14134. Формування зображення на екрані ПЕОМ. Створення найпростіших лінійних програм 66.5 KB
  Тема уроку: Формування зображення на екрані ПЕОМ. Створення найпростіших лінійних програм Мета уроку: Дати дитині поняття про режими роботи монітору та принципи виведення зображення на екран в цих режимах.Тип уроку: Лекційний з практичними прикладами. Лекційний мате...
14135. Створення найпростіших лінійних програм 27 KB
  Тема уроку: Створення найпростіших лінійних програм Мета уроку: Дати дитині поняття про режими роботи монітору та принципи виведення зображення на екран в цих режимах.Тип уроку: Практична робота. На початку уроку необхідно нагадати дітям правила поведінки в комп'юте
14136. Розвязування задач з лінійними алгоритмами 61 KB
  Тема уроку: Розвязування задач з лінійними алгоритмами Мета уроку: Навчитися розвязувати прості задачі з лінійними алгоритмами. Тип уроку: Практична робота. На початку уроку необхідно нагадати дітям правила поведінки в компютерному класі та правильної роботи за к