67227

КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Лекция

Культурология и искусствоведение

Основной очаг народной культуры деревня. Любой слой культуры в чистом виде не существует. Фольклор даже в пределах одной национальной культуры представлен широким многообразием форм. Это объясняется: зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций...

Русский

2014-09-06

46.5 KB

1 чел.

КУЛЬТУРА  СРЕДНИХ  ВЕКОВ

(по М.М.Бахтину)

ФОЛЬКЛОРНАЯ  КУЛЬТУРА

          Первоначальное значение термина «фольклор» – народная культура.

Основной очаг народной культуры – деревня.

Сфера фольклора – поэтическое, музыкальное, танцевальное, актёрское, пластическое  (художественные ремёсла и крестьянская архитектура) искусства.

Любой слой культуры  в «чистом виде» не существует. В сознании любого человека, даже самого необразованного, тёмного, есть элементы христианского, церковного мировоззрения, а в сознании образованных людей существует пласт народных, мифологических верований.

Художественная деятельность ещё не выделяется из материально-производственной, культово-обрядовой практики. Образ жизни и труд крестьян стабилен. Фольклорная сознание, фольклорная религия основаны на «господстве памяти» (З.Миркина, Г.Померанц). Это ведёт к консервации тех принципов, на которых строилась первобытная культура:

-синкретизм материально-духовно-художественной деятельности;

-органическая связанность эстетического сознания и познавательного, ценностного, эмоционально-рационального отношения крестьян к природе;

-категориальная аморфность эстетического сознания;

-морфологическая аморфность художественной практики;

-коллективно-анонимный характер творчества;

-отсутствие письменности;

-преобладание образно-эмоционального начала над интеллектуально-рациональным.

Фольклор, даже в пределах одной национальной культуры, представлен широким многообразием форм. Это объясняется:

-зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций;

-ограниченностью контактов между крестьянами не только разных стран, но и разных районов.

Несмотря на тяготы повседневной жизни, народное искусство в песнях, сказках, росписях бытовых вещей и орудий труда отражает идеальное, фантастическое бытие. Тем самым  в фольклорной культуре реализуется право народа на творческий вымысел, игру.

Фольклорное сознание утверждало прежде всего то, что могло противостоять бедствиям реальной  жизни, – культ физической силы. Отсюда – типичные для фольклора всех народов образы богатырей, великанов, сапог-скороходов, гигантских мечей. Для фольклорного сознания характерно отождествление «мудрости с силой» (В.В.Бычков), причём – независимо от нравственной оценки её применения.

  Фольклор – «звено связи» (М.С.Каган) первобытной культуры с формирующейся на её почве земледельческой культурой феодального общества. Религия не только заменяет языческие верования и обряды, но и приспосабливается к мифологическим представлениям и культовым процедурам, образуя различные синтетические формы. Эти формы называют «причудливой амальгамой» (Н.М.Никольский), «синкретическим комплексом» (Г.А.Носова), «причудливым сплавом христианства с фольклорной культурой масс» (А.Я.Гуревич). О русском средневековье многие писали, что «русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало  в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».

Фольклорная субкультура связана с бунтарским потенциалом крестьянства. Идеология крестьянских войн мифологична (Пугачёв в народном сознании превращается в истинного законного «царя-батюшку», а много позже в культуре это «аукнется» народным обожествлением Ленина, Сталина и завершимся их мавзолейным захоронением). Мифологичность – основа творческого метода, характерного для средневековой культуры – «мифологический реализм» (Е.Н.Устюгова).

Своеобразие народной культуры наиболее ярко появляется в смеховой культуре народа.

    М.М.Бахтин подразделяет все многообразные формы народной смеховой культуры на три основных вида:

- обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа);

- словесно-смеховые произведения (устные, письменные, пародийные тексты);

- фамильярно-площадные речения (ругательства, клятвы, божба).

Обрядово-зрелищные формы.

К ним относятся  празднества  карнавального типа, «праздники дураков», «праздник осла», «пасхальный смех». Кроме того, почти каждый религиозный праздник имел свою народно-площадную сторону (храмовые праздники, праздник сбора урожая и др.).

Стержнем всех обрядово-зрелищных форм является смех.  В этих формах создавался второй мир – неофициальный, несерьёзный, внегосударственный, внецерковный. Двумирность – характерная черта культуры, начиная с глубокой древности. Уже в мифологии существовали рядом с серьёзными  культами и мифами «ритуальный смех», смеховые и бранные мифы,  рядом с героями – пародийные двойники. Однако в древнейших культурах две стороны мира были одинаково священны.  

В средневековой культуре все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны. Эта – другой мир, а не оборотная сторона единого мифологического мира.  Карнавал – это сложная система площадных и уличных действий, шествий. Он длится несколько дней. Это не чисто художественная игровая форма, это сама жизнь, но оформленная игровым образом. Карнавал не делит участников на исполнителей и зрителей.  Карнавал не смотрят, в нём живут. Карнавал всенароден, в нём живут все. Живут в карнавале по законам свободы.  В этом смысле предшественником карнавала являются римские сатурналии.  

Характерными  фигурами  карнавала  являются шуты и дураки. Они – носители карнавального начала и находятся на границе жизни и искусства: они не просто чудаки или глупые люди, но и не комические актёры.

Карнавал – это праздничная жизнь народа.  Празднество – важная первичная форма человеческой культуры.  Её нельзя объяснить, исходя из практических условий жизни. Празднество всегда имело в культуре существенный и глубокий –  миросозерцательный смысл. Празднество всегда имеет отношение к времени, его кризисным, переломным моментам (например, смерть и рождение). Официальные праздники всегда серьёзны. Карнавал – торжество смеха, свободы. На время карнавала отменялись все иерархические отношения, и все считались равными.  Между людьми устанавливались вольные, фамильярные  контакты, вырабатывались особые формы площадных жестов, речи. Особое пространство и время карнавала требовало особо изменчивых (протеических), игривых форм. Формируется особая логика обратности, наоборот, наизнанку, логика непрестанных перемещений верха и низа  («колесо»), лица и зада. Второй мир – это пародия на первый, но пародия не отрицающая, а возрождающая и обновляющая.

Специфические черты  карнавального смеха:

-  праздничный (это не просто индивидуальная реакция на то, что смешно);

-  всенародный (это смех «на миру»);

- универсальный (он направлен на всех, даже на участников);

- амбивалентный (весёлый, ликующий и – одновременно – насмешливый, утверждающий и –  отрицающий).

Словесно-смеховые произведения.

Это многообразные произведения на латинском  и народных языках. Писались  пародии почти на все моменты церковного культа и вероучения.  К «священным пародиям» относятся «Литургия пьяниц», «Литургия игроков», к пародийным завещаниям – «Завещание осла», «Завещание свиньи». На народных языках писали пародийные молитвы, проповеди, пародийные эпосы животных, рыцарские романы, «прения карнавального типа», «хвалебные слова» и др.  Одна из самых ярких форм смеховой литературы – комическая пьеса Адама де ля Аля «Игра в беседке». В той или иной степени карнавализации подверглись  жанры миракля и моралите. Глубоко карнавализованным жанром позднего средневековья являются соти. Забавно, что вся эта литература «терпелась» церковью.

Фамильярно-площадные речения.

Условие формирования площадных речений – снятие социальных перегородок между людьми. Кроме того, в этой форме карнавала проявляются некоторые элементы древнего обряда побратимства.  

Для фамильярно-площадной речи характерны ругательства, иногда довольно длинные и сложные. Они обычно грамматически и семантически обособлены и воспринимаются как самостоятельные, законченные, подобно поговоркам. Поэтому ругательства – особый жанр фамильярно-площадной речи. Генетически  ругательства связаны с магическими, заклинательными формулами. Особый интерес представляют срамословия божества, которые были необходимым элементом древних смеховых культов. Эти ругательства были амбивалентны (снижали и возвышали, умерщвляли и возрождали), что и унаследовали карнавальные ругательства.  Потеряв магический характер, карнавальные ругательства приобрели универсальность и глубину.  

К фамильярно-площадной речи относится клятвы и божба. Они так же, как  и ругательства,  характеризуются  изолированностью,  завершённостью и самоцельностью.

Фамильярно-площадные речения – тот речевой резервуар, где скапливаются все запрещённые в официальном общении виды речи.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25367. Антропологические основания социальной работы 23.5 KB
  Структура ответа: Вступление Понятие социальной работы Понятие антропологии. Антропологические основания социальной работы Вывод Социальная работа носит междисциплинарный характер поэтому она включает знания из различных областей. Социальная работа специфический вид профессиональной деятельности оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного социального и материального уровня его жизни предоставление индивидуальной помощи человеку семье или группе лиц словарьсправочник по...
25368. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы 53.5 KB
  Социальномедицинские проблемы организации социальной работы. Все вышеперечисленные социальномедицинские проблемы свидетельствуют о том что резко возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне на уровне медикосоциальной работы. Специфика содержания и методики медикосоциальной работы позволяет рассматривать ее как самостоятельное направление многоаспектной социальной работы. Основным правовым актом обеспечивающим развитие социальной работы в сфере...
25369. Психология как система жизненных явлений 43.5 KB
  Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями как общественная деятельность социальная работа социальные службы и т. Психология сыграла немаловажную роль в развитии самого явления социального.
25370. Социологические проблемы 92 KB
  Проводятся многочисленные исследования имеющие целью определить экономический эффект образования проанализировать распределение детей из разных социальных слоев по типам учебных заведений влияние социальной среды на успехи учащихся в школе. Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельного компонента социальной работы потому что информационные задачи вопросы формирования знаний об обществе отношениях в группе воспитания защищенности развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими...
25371. Социальная сфера человеческой жизни 55.5 KB
  Многие страны пережили во второй половине XX столетия некий этапный период который потребовал не только поисков эффективных форм экономического политического и культурнодуховного развития общества но и поиска новых средств социальной поддержки населения. Это в свою очередь потребовало переосмысления противоречивого опыта социальной защиты населения советского периода истории отечественной благотворительности государственной социальной политики существующих форм организации социальной поддержки слабых групп населения. В этот период в...
25372. Экологические проблемы социальной работы 51 KB
  Главная теоретическая и практическая задача экологии раскрыть общие закономерности организации жизни и на этой основе разработать принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все возрастающего влияния человека на биосферу. Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности поскольку положение которое складывается в отношениях человека с природой часто становится критическим: исчерпываются запасы пресной воды и полезных ископаемых нефти газа цветных металлов и др....
25373. Социальная политика в системе общественных отношений, ее взаимосвязь с социальной работой 37 KB
  Социальная политика в системе общественных отношений ее взаимосвязь с социальной работой В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики. Социальная политика представляет собой обязательный элемент...
25374. Основные модели и приоритеты социальной политики в России и за рубежом 19.81 KB
  Основные модели и приоритеты социальной политики в России и за рубежом.Полит идеология неразрывно связана с полит сознанием это сфера общ сознания образуемая совок соц чувств представлений взглядов отражающих реальные полит отношен и вместе с тем составляющих их неотъемлемую часть. Неолиберализм отказались от прямой демократии признали неравенство людей но выдвинули идею соц равенства пересмотрели пункт о невмешательстве госва в экку. Социал демократич полит идеология в сер 19в защищала рабочие классы трудящихся от беззакония.
25375. Объект предмет и категории теории социальной работы 39.5 KB
  Объект предмет и категории теории социальной работы Теория социальной работы это наука о закономерностях и принципах функционирования развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях защите ее прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее социальную среду. Выбор объекта и предмета науки влияет на содержание теории и практики социальной работы. Объект и предмет основополагающие категории развития теории социальной работы. Так в...