67227

КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Лекция

Культурология и искусствоведение

Основной очаг народной культуры деревня. Любой слой культуры в чистом виде не существует. Фольклор даже в пределах одной национальной культуры представлен широким многообразием форм. Это объясняется: зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций...

Русский

2014-09-06

46.5 KB

1 чел.

КУЛЬТУРА  СРЕДНИХ  ВЕКОВ

(по М.М.Бахтину)

ФОЛЬКЛОРНАЯ  КУЛЬТУРА

          Первоначальное значение термина «фольклор» – народная культура.

Основной очаг народной культуры – деревня.

Сфера фольклора – поэтическое, музыкальное, танцевальное, актёрское, пластическое  (художественные ремёсла и крестьянская архитектура) искусства.

Любой слой культуры  в «чистом виде» не существует. В сознании любого человека, даже самого необразованного, тёмного, есть элементы христианского, церковного мировоззрения, а в сознании образованных людей существует пласт народных, мифологических верований.

Художественная деятельность ещё не выделяется из материально-производственной, культово-обрядовой практики. Образ жизни и труд крестьян стабилен. Фольклорная сознание, фольклорная религия основаны на «господстве памяти» (З.Миркина, Г.Померанц). Это ведёт к консервации тех принципов, на которых строилась первобытная культура:

-синкретизм материально-духовно-художественной деятельности;

-органическая связанность эстетического сознания и познавательного, ценностного, эмоционально-рационального отношения крестьян к природе;

-категориальная аморфность эстетического сознания;

-морфологическая аморфность художественной практики;

-коллективно-анонимный характер творчества;

-отсутствие письменности;

-преобладание образно-эмоционального начала над интеллектуально-рациональным.

Фольклор, даже в пределах одной национальной культуры, представлен широким многообразием форм. Это объясняется:

-зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций;

-ограниченностью контактов между крестьянами не только разных стран, но и разных районов.

Несмотря на тяготы повседневной жизни, народное искусство в песнях, сказках, росписях бытовых вещей и орудий труда отражает идеальное, фантастическое бытие. Тем самым  в фольклорной культуре реализуется право народа на творческий вымысел, игру.

Фольклорное сознание утверждало прежде всего то, что могло противостоять бедствиям реальной  жизни, – культ физической силы. Отсюда – типичные для фольклора всех народов образы богатырей, великанов, сапог-скороходов, гигантских мечей. Для фольклорного сознания характерно отождествление «мудрости с силой» (В.В.Бычков), причём – независимо от нравственной оценки её применения.

  Фольклор – «звено связи» (М.С.Каган) первобытной культуры с формирующейся на её почве земледельческой культурой феодального общества. Религия не только заменяет языческие верования и обряды, но и приспосабливается к мифологическим представлениям и культовым процедурам, образуя различные синтетические формы. Эти формы называют «причудливой амальгамой» (Н.М.Никольский), «синкретическим комплексом» (Г.А.Носова), «причудливым сплавом христианства с фольклорной культурой масс» (А.Я.Гуревич). О русском средневековье многие писали, что «русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало  в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».

Фольклорная субкультура связана с бунтарским потенциалом крестьянства. Идеология крестьянских войн мифологична (Пугачёв в народном сознании превращается в истинного законного «царя-батюшку», а много позже в культуре это «аукнется» народным обожествлением Ленина, Сталина и завершимся их мавзолейным захоронением). Мифологичность – основа творческого метода, характерного для средневековой культуры – «мифологический реализм» (Е.Н.Устюгова).

Своеобразие народной культуры наиболее ярко появляется в смеховой культуре народа.

    М.М.Бахтин подразделяет все многообразные формы народной смеховой культуры на три основных вида:

- обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа);

- словесно-смеховые произведения (устные, письменные, пародийные тексты);

- фамильярно-площадные речения (ругательства, клятвы, божба).

Обрядово-зрелищные формы.

К ним относятся  празднества  карнавального типа, «праздники дураков», «праздник осла», «пасхальный смех». Кроме того, почти каждый религиозный праздник имел свою народно-площадную сторону (храмовые праздники, праздник сбора урожая и др.).

Стержнем всех обрядово-зрелищных форм является смех.  В этих формах создавался второй мир – неофициальный, несерьёзный, внегосударственный, внецерковный. Двумирность – характерная черта культуры, начиная с глубокой древности. Уже в мифологии существовали рядом с серьёзными  культами и мифами «ритуальный смех», смеховые и бранные мифы,  рядом с героями – пародийные двойники. Однако в древнейших культурах две стороны мира были одинаково священны.  

В средневековой культуре все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны. Эта – другой мир, а не оборотная сторона единого мифологического мира.  Карнавал – это сложная система площадных и уличных действий, шествий. Он длится несколько дней. Это не чисто художественная игровая форма, это сама жизнь, но оформленная игровым образом. Карнавал не делит участников на исполнителей и зрителей.  Карнавал не смотрят, в нём живут. Карнавал всенароден, в нём живут все. Живут в карнавале по законам свободы.  В этом смысле предшественником карнавала являются римские сатурналии.  

Характерными  фигурами  карнавала  являются шуты и дураки. Они – носители карнавального начала и находятся на границе жизни и искусства: они не просто чудаки или глупые люди, но и не комические актёры.

Карнавал – это праздничная жизнь народа.  Празднество – важная первичная форма человеческой культуры.  Её нельзя объяснить, исходя из практических условий жизни. Празднество всегда имело в культуре существенный и глубокий –  миросозерцательный смысл. Празднество всегда имеет отношение к времени, его кризисным, переломным моментам (например, смерть и рождение). Официальные праздники всегда серьёзны. Карнавал – торжество смеха, свободы. На время карнавала отменялись все иерархические отношения, и все считались равными.  Между людьми устанавливались вольные, фамильярные  контакты, вырабатывались особые формы площадных жестов, речи. Особое пространство и время карнавала требовало особо изменчивых (протеических), игривых форм. Формируется особая логика обратности, наоборот, наизнанку, логика непрестанных перемещений верха и низа  («колесо»), лица и зада. Второй мир – это пародия на первый, но пародия не отрицающая, а возрождающая и обновляющая.

Специфические черты  карнавального смеха:

-  праздничный (это не просто индивидуальная реакция на то, что смешно);

-  всенародный (это смех «на миру»);

- универсальный (он направлен на всех, даже на участников);

- амбивалентный (весёлый, ликующий и – одновременно – насмешливый, утверждающий и –  отрицающий).

Словесно-смеховые произведения.

Это многообразные произведения на латинском  и народных языках. Писались  пародии почти на все моменты церковного культа и вероучения.  К «священным пародиям» относятся «Литургия пьяниц», «Литургия игроков», к пародийным завещаниям – «Завещание осла», «Завещание свиньи». На народных языках писали пародийные молитвы, проповеди, пародийные эпосы животных, рыцарские романы, «прения карнавального типа», «хвалебные слова» и др.  Одна из самых ярких форм смеховой литературы – комическая пьеса Адама де ля Аля «Игра в беседке». В той или иной степени карнавализации подверглись  жанры миракля и моралите. Глубоко карнавализованным жанром позднего средневековья являются соти. Забавно, что вся эта литература «терпелась» церковью.

Фамильярно-площадные речения.

Условие формирования площадных речений – снятие социальных перегородок между людьми. Кроме того, в этой форме карнавала проявляются некоторые элементы древнего обряда побратимства.  

Для фамильярно-площадной речи характерны ругательства, иногда довольно длинные и сложные. Они обычно грамматически и семантически обособлены и воспринимаются как самостоятельные, законченные, подобно поговоркам. Поэтому ругательства – особый жанр фамильярно-площадной речи. Генетически  ругательства связаны с магическими, заклинательными формулами. Особый интерес представляют срамословия божества, которые были необходимым элементом древних смеховых культов. Эти ругательства были амбивалентны (снижали и возвышали, умерщвляли и возрождали), что и унаследовали карнавальные ругательства.  Потеряв магический характер, карнавальные ругательства приобрели универсальность и глубину.  

К фамильярно-площадной речи относится клятвы и божба. Они так же, как  и ругательства,  характеризуются  изолированностью,  завершённостью и самоцельностью.

Фамильярно-площадные речения – тот речевой резервуар, где скапливаются все запрещённые в официальном общении виды речи.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15230. Аударматану терминдерінің когнитивтік-семантикалық құрылымы 291 KB
  Сонымен бірге лингвистикалық терминдерді қазақ тіл білімінің метатілі мәселелеріне қатысты тезаурустық сипатта қарастырған Е.Қ.Әбдірәсіловтің, терминдердің танымдық сипатын зерттеу нысаны еткен С.Ақаевтың зерттеулері терминология саласын зерттеудің жаңа деңгейін көрсетеді.
15231. ТЕРМИНТАНУДЫҢ ТАРИХЫ ТЕРЕҢДЕ 60 KB
  ТЕРМИНТАНУДЫҢ ТАРИХЫ ТЕРЕҢДЕ Жуырда терминтану саласында өнімді еңбек етіп жүрген белгілі тілтанушы ғалым филология ғылымдарының докторы профессор Шерубай Құрманбайұлының Алаш және терминтану Терминологиялық әдебиеттердің библиографиялық көрсеткіші ...
15232. Басқару-ұйымдастырушылық құжаттары 139.5 KB
  Қазақ тіліндегі ресми ісқағаздары Басқару ұйымдастыру өкім шығару қызметіне қатысты құжаттар. Оған төмендегідей құжаттар жатады үкім өкім Жарғы жарлық Ереже хабарлама ...
15233. Ғұрыптық фольклор лексикасы: идиоэтникалық 251.5 KB
  Қазақ тіл білімінде әсіресе соңғы жылдары көбірек көңіл бөліне бастаған антропоцентристік бағыттағы зерттеулердің нәтижесі этностың байырғы тұрмыс-тіршілігінің, қазіргі болмысы мен өткендегі өмір сүру тәжірибесінің, күнкөріс мәдениетінің, өзіндік ежелгі заттық және рухани құндылықтарының түрлі тілдік көріністері тек лексика мен фразеологияда ғана емес, ономасиологияда да
15234. Дискурс 46 KB
  Дискурс Дискурс ұғымы XX ғасырдың 70жылдарынан бастап философияда кеңінен қолданыла бастады. Тұңғыш болып дискурс ұғымын Ю. Хабермас өзінің Коммуникативтік компетенция теориясына дайындық атты еңбегінде қолданған болатын. Содан бері бұл термин батыстық философи...
15235. І.Есенберлиннің Көшпенділер романындағы жылқы атауларының этнолингвистикалық мәні 324 KB
  Еліміз егемендік алып, тіліміз мемлекеттік мәртебеге ие болуына байланысты қоғамда тарихи сана мен ұлттық таным көкжиегі кеңейе бастады. Осыған байланысты ұлттық рухани-мәдени мұраның тарихи маңызын саралап, қайта бағалау мүмкіндігі туып отыр
15236. Етістіктің лексика-грамматикалық сипаты 69 KB
  Етістіктің лексикаграмматикалық сипаты Етістік қазақ тіліндегі сөз таптарының ішіндегі ең күр делілерінің бірі. Оның күрделілігі лексикасемантикалық сипатынан грамматикалық формалары мен категорияларының көптігінен синтаксистік қізметінен айқын көрінеді. Е...
15237. Әбілғазы баһадүр ханның «Түркі шежіресіндегі» араб-парсы сөздерінің қолданылу ерекшелігі 277 KB
  Әбілғазы шығармасының тіл ғылымы үшін, оның ішінде түркітану ғылымы үшін маңызы зор екендігін Г.С.Саблуков өзінің аудармасының кіріспесінде былайша көрсетеді: «Исправно изданный Родословной был бы при скудости литературы на восточно-джагатайском наречии
15238. Әлем тілдерінің топтастырылуы 171.5 KB
  Әлем тілдерінің топтастырылуы Мазмұны 1. Тілдердің генеологиялық туыстық классификациясы. 2. Тілдердің типологиялық классификациясы. 5.1. Тілдердің генеологиялық туыстық классификациясы. Тілдердің генеологиялық ту...