67227

КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Лекция

Культурология и искусствоведение

Основной очаг народной культуры деревня. Любой слой культуры в чистом виде не существует. Фольклор даже в пределах одной национальной культуры представлен широким многообразием форм. Это объясняется: зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций...

Русский

2014-09-06

46.5 KB

1 чел.

КУЛЬТУРА  СРЕДНИХ  ВЕКОВ

(по М.М.Бахтину)

ФОЛЬКЛОРНАЯ  КУЛЬТУРА

          Первоначальное значение термина «фольклор» – народная культура.

Основной очаг народной культуры – деревня.

Сфера фольклора – поэтическое, музыкальное, танцевальное, актёрское, пластическое  (художественные ремёсла и крестьянская архитектура) искусства.

Любой слой культуры  в «чистом виде» не существует. В сознании любого человека, даже самого необразованного, тёмного, есть элементы христианского, церковного мировоззрения, а в сознании образованных людей существует пласт народных, мифологических верований.

Художественная деятельность ещё не выделяется из материально-производственной, культово-обрядовой практики. Образ жизни и труд крестьян стабилен. Фольклорная сознание, фольклорная религия основаны на «господстве памяти» (З.Миркина, Г.Померанц). Это ведёт к консервации тех принципов, на которых строилась первобытная культура:

-синкретизм материально-духовно-художественной деятельности;

-органическая связанность эстетического сознания и познавательного, ценностного, эмоционально-рационального отношения крестьян к природе;

-категориальная аморфность эстетического сознания;

-морфологическая аморфность художественной практики;

-коллективно-анонимный характер творчества;

-отсутствие письменности;

-преобладание образно-эмоционального начала над интеллектуально-рациональным.

Фольклор, даже в пределах одной национальной культуры, представлен широким многообразием форм. Это объясняется:

-зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций;

-ограниченностью контактов между крестьянами не только разных стран, но и разных районов.

Несмотря на тяготы повседневной жизни, народное искусство в песнях, сказках, росписях бытовых вещей и орудий труда отражает идеальное, фантастическое бытие. Тем самым  в фольклорной культуре реализуется право народа на творческий вымысел, игру.

Фольклорное сознание утверждало прежде всего то, что могло противостоять бедствиям реальной  жизни, – культ физической силы. Отсюда – типичные для фольклора всех народов образы богатырей, великанов, сапог-скороходов, гигантских мечей. Для фольклорного сознания характерно отождествление «мудрости с силой» (В.В.Бычков), причём – независимо от нравственной оценки её применения.

  Фольклор – «звено связи» (М.С.Каган) первобытной культуры с формирующейся на её почве земледельческой культурой феодального общества. Религия не только заменяет языческие верования и обряды, но и приспосабливается к мифологическим представлениям и культовым процедурам, образуя различные синтетические формы. Эти формы называют «причудливой амальгамой» (Н.М.Никольский), «синкретическим комплексом» (Г.А.Носова), «причудливым сплавом христианства с фольклорной культурой масс» (А.Я.Гуревич). О русском средневековье многие писали, что «русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало  в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».

Фольклорная субкультура связана с бунтарским потенциалом крестьянства. Идеология крестьянских войн мифологична (Пугачёв в народном сознании превращается в истинного законного «царя-батюшку», а много позже в культуре это «аукнется» народным обожествлением Ленина, Сталина и завершимся их мавзолейным захоронением). Мифологичность – основа творческого метода, характерного для средневековой культуры – «мифологический реализм» (Е.Н.Устюгова).

Своеобразие народной культуры наиболее ярко появляется в смеховой культуре народа.

    М.М.Бахтин подразделяет все многообразные формы народной смеховой культуры на три основных вида:

- обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа);

- словесно-смеховые произведения (устные, письменные, пародийные тексты);

- фамильярно-площадные речения (ругательства, клятвы, божба).

Обрядово-зрелищные формы.

К ним относятся  празднества  карнавального типа, «праздники дураков», «праздник осла», «пасхальный смех». Кроме того, почти каждый религиозный праздник имел свою народно-площадную сторону (храмовые праздники, праздник сбора урожая и др.).

Стержнем всех обрядово-зрелищных форм является смех.  В этих формах создавался второй мир – неофициальный, несерьёзный, внегосударственный, внецерковный. Двумирность – характерная черта культуры, начиная с глубокой древности. Уже в мифологии существовали рядом с серьёзными  культами и мифами «ритуальный смех», смеховые и бранные мифы,  рядом с героями – пародийные двойники. Однако в древнейших культурах две стороны мира были одинаково священны.  

В средневековой культуре все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны. Эта – другой мир, а не оборотная сторона единого мифологического мира.  Карнавал – это сложная система площадных и уличных действий, шествий. Он длится несколько дней. Это не чисто художественная игровая форма, это сама жизнь, но оформленная игровым образом. Карнавал не делит участников на исполнителей и зрителей.  Карнавал не смотрят, в нём живут. Карнавал всенароден, в нём живут все. Живут в карнавале по законам свободы.  В этом смысле предшественником карнавала являются римские сатурналии.  

Характерными  фигурами  карнавала  являются шуты и дураки. Они – носители карнавального начала и находятся на границе жизни и искусства: они не просто чудаки или глупые люди, но и не комические актёры.

Карнавал – это праздничная жизнь народа.  Празднество – важная первичная форма человеческой культуры.  Её нельзя объяснить, исходя из практических условий жизни. Празднество всегда имело в культуре существенный и глубокий –  миросозерцательный смысл. Празднество всегда имеет отношение к времени, его кризисным, переломным моментам (например, смерть и рождение). Официальные праздники всегда серьёзны. Карнавал – торжество смеха, свободы. На время карнавала отменялись все иерархические отношения, и все считались равными.  Между людьми устанавливались вольные, фамильярные  контакты, вырабатывались особые формы площадных жестов, речи. Особое пространство и время карнавала требовало особо изменчивых (протеических), игривых форм. Формируется особая логика обратности, наоборот, наизнанку, логика непрестанных перемещений верха и низа  («колесо»), лица и зада. Второй мир – это пародия на первый, но пародия не отрицающая, а возрождающая и обновляющая.

Специфические черты  карнавального смеха:

-  праздничный (это не просто индивидуальная реакция на то, что смешно);

-  всенародный (это смех «на миру»);

- универсальный (он направлен на всех, даже на участников);

- амбивалентный (весёлый, ликующий и – одновременно – насмешливый, утверждающий и –  отрицающий).

Словесно-смеховые произведения.

Это многообразные произведения на латинском  и народных языках. Писались  пародии почти на все моменты церковного культа и вероучения.  К «священным пародиям» относятся «Литургия пьяниц», «Литургия игроков», к пародийным завещаниям – «Завещание осла», «Завещание свиньи». На народных языках писали пародийные молитвы, проповеди, пародийные эпосы животных, рыцарские романы, «прения карнавального типа», «хвалебные слова» и др.  Одна из самых ярких форм смеховой литературы – комическая пьеса Адама де ля Аля «Игра в беседке». В той или иной степени карнавализации подверглись  жанры миракля и моралите. Глубоко карнавализованным жанром позднего средневековья являются соти. Забавно, что вся эта литература «терпелась» церковью.

Фамильярно-площадные речения.

Условие формирования площадных речений – снятие социальных перегородок между людьми. Кроме того, в этой форме карнавала проявляются некоторые элементы древнего обряда побратимства.  

Для фамильярно-площадной речи характерны ругательства, иногда довольно длинные и сложные. Они обычно грамматически и семантически обособлены и воспринимаются как самостоятельные, законченные, подобно поговоркам. Поэтому ругательства – особый жанр фамильярно-площадной речи. Генетически  ругательства связаны с магическими, заклинательными формулами. Особый интерес представляют срамословия божества, которые были необходимым элементом древних смеховых культов. Эти ругательства были амбивалентны (снижали и возвышали, умерщвляли и возрождали), что и унаследовали карнавальные ругательства.  Потеряв магический характер, карнавальные ругательства приобрели универсальность и глубину.  

К фамильярно-площадной речи относится клятвы и божба. Они так же, как  и ругательства,  характеризуются  изолированностью,  завершённостью и самоцельностью.

Фамильярно-площадные речения – тот речевой резервуар, где скапливаются все запрещённые в официальном общении виды речи.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70010. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления предприятием общественного питания 308.49 KB
  Потребность в создании эффективной системы управления развитием сферы общественного питания делает особенно важными вопросы теории и методологии с учетом ее особенностей и специфики оказываемых услуг. В то же время многие вопросы эффективного функционирования сферы общественного...
70011. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 55.67 KB
  Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме. Выявить условия развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности. Подобрать и апробировать диагностические методики способствующие изучению творческих...
70012. Техническое обслуживание тормозной системы. Ваз 2115 137.77 KB
  Тормозная система служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля.
70013. Яскраві виразники українського національного характеру в романі П. Куліша «Чорна рада» 130.72 KB
  Пантелеймон Куліш належить до тих діячів які будучи багатогранно обдарованими зробили величезний внесок у розвиток літератури мистецтва мови науки та української культури загалом. Постать Пантелеймона Куліша майже епохальна.
70014. Техники окрашивания волос разными способами 419.19 KB
  Постоянство - удел немногих. Большинство же предпочитают перемены быстрые и эффективные. И в запасе всегда есть один верный ход: перекрасить волосы. Тенденция сегодняшнего дня - это отказ от моно-цвета. Иногда при окрашивании используются два-три смешанных оттенка для придания...
70015. Улучшение технических характеристик электрооборудования для снижения затрат 248.49 KB
  За годы существования колледжа он многократно перепрофилировался в связи с этим появлялись новые электроприемники что отражается на величине тока. Выбор рода тока и напряжения Для снабжения электроприёмников волховского алюминиевого колледжа имеются источники электроэнергии: гидроэлектростанция...
70016. Исследование модели фрактального броуновского движения 1.14 MB
  В данной работе рассматривается теоретические основы фрактального броуновского движения (ФБД), вопросы статистического моделирования ФБД на компьютере, а также применение теории ФБД при статистическом моделировании процессов стохастической системы, описываемых линейным дифференциальным уравнением с возмущениями в виде ФБД.
70017. МЕТОДЫ СИНТЕЗА ПИРАЗОЛОИЗОХИНОЛИНОВ 259.94 KB
  Поскольку соответствующие агликоны обладают сравнительно низкой нуклеофильностью их непосредственное использование в условиях реакции Кенигса-Кнорра приводит к низким выходам. Использование фенолятанионами в качестве нуклеофильных агентов для получения...
70018. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка 138.18 KB
  Семья как фактор развития ребенка Практическое исследование влияния детско родительских отношений на личность ребенка Все больше и больше взрослых не задумываются о правильности воспитания своего ребенка что приводит чаще всего к неправильному формированию личности подростка.