67227

КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Лекция

Культурология и искусствоведение

Основной очаг народной культуры деревня. Любой слой культуры в чистом виде не существует. Фольклор даже в пределах одной национальной культуры представлен широким многообразием форм. Это объясняется: зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций...

Русский

2014-09-06

46.5 KB

1 чел.

КУЛЬТУРА  СРЕДНИХ  ВЕКОВ

(по М.М.Бахтину)

ФОЛЬКЛОРНАЯ  КУЛЬТУРА

          Первоначальное значение термина «фольклор» – народная культура.

Основной очаг народной культуры – деревня.

Сфера фольклора – поэтическое, музыкальное, танцевальное, актёрское, пластическое  (художественные ремёсла и крестьянская архитектура) искусства.

Любой слой культуры  в «чистом виде» не существует. В сознании любого человека, даже самого необразованного, тёмного, есть элементы христианского, церковного мировоззрения, а в сознании образованных людей существует пласт народных, мифологических верований.

Художественная деятельность ещё не выделяется из материально-производственной, культово-обрядовой практики. Образ жизни и труд крестьян стабилен. Фольклорная сознание, фольклорная религия основаны на «господстве памяти» (З.Миркина, Г.Померанц). Это ведёт к консервации тех принципов, на которых строилась первобытная культура:

-синкретизм материально-духовно-художественной деятельности;

-органическая связанность эстетического сознания и познавательного, ценностного, эмоционально-рационального отношения крестьян к природе;

-категориальная аморфность эстетического сознания;

-морфологическая аморфность художественной практики;

-коллективно-анонимный характер творчества;

-отсутствие письменности;

-преобладание образно-эмоционального начала над интеллектуально-рациональным.

Фольклор, даже в пределах одной национальной культуры, представлен широким многообразием форм. Это объясняется:

-зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций;

-ограниченностью контактов между крестьянами не только разных стран, но и разных районов.

Несмотря на тяготы повседневной жизни, народное искусство в песнях, сказках, росписях бытовых вещей и орудий труда отражает идеальное, фантастическое бытие. Тем самым  в фольклорной культуре реализуется право народа на творческий вымысел, игру.

Фольклорное сознание утверждало прежде всего то, что могло противостоять бедствиям реальной  жизни, – культ физической силы. Отсюда – типичные для фольклора всех народов образы богатырей, великанов, сапог-скороходов, гигантских мечей. Для фольклорного сознания характерно отождествление «мудрости с силой» (В.В.Бычков), причём – независимо от нравственной оценки её применения.

  Фольклор – «звено связи» (М.С.Каган) первобытной культуры с формирующейся на её почве земледельческой культурой феодального общества. Религия не только заменяет языческие верования и обряды, но и приспосабливается к мифологическим представлениям и культовым процедурам, образуя различные синтетические формы. Эти формы называют «причудливой амальгамой» (Н.М.Никольский), «синкретическим комплексом» (Г.А.Носова), «причудливым сплавом христианства с фольклорной культурой масс» (А.Я.Гуревич). О русском средневековье многие писали, что «русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало  в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».

Фольклорная субкультура связана с бунтарским потенциалом крестьянства. Идеология крестьянских войн мифологична (Пугачёв в народном сознании превращается в истинного законного «царя-батюшку», а много позже в культуре это «аукнется» народным обожествлением Ленина, Сталина и завершимся их мавзолейным захоронением). Мифологичность – основа творческого метода, характерного для средневековой культуры – «мифологический реализм» (Е.Н.Устюгова).

Своеобразие народной культуры наиболее ярко появляется в смеховой культуре народа.

    М.М.Бахтин подразделяет все многообразные формы народной смеховой культуры на три основных вида:

- обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа);

- словесно-смеховые произведения (устные, письменные, пародийные тексты);

- фамильярно-площадные речения (ругательства, клятвы, божба).

Обрядово-зрелищные формы.

К ним относятся  празднества  карнавального типа, «праздники дураков», «праздник осла», «пасхальный смех». Кроме того, почти каждый религиозный праздник имел свою народно-площадную сторону (храмовые праздники, праздник сбора урожая и др.).

Стержнем всех обрядово-зрелищных форм является смех.  В этих формах создавался второй мир – неофициальный, несерьёзный, внегосударственный, внецерковный. Двумирность – характерная черта культуры, начиная с глубокой древности. Уже в мифологии существовали рядом с серьёзными  культами и мифами «ритуальный смех», смеховые и бранные мифы,  рядом с героями – пародийные двойники. Однако в древнейших культурах две стороны мира были одинаково священны.  

В средневековой культуре все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны. Эта – другой мир, а не оборотная сторона единого мифологического мира.  Карнавал – это сложная система площадных и уличных действий, шествий. Он длится несколько дней. Это не чисто художественная игровая форма, это сама жизнь, но оформленная игровым образом. Карнавал не делит участников на исполнителей и зрителей.  Карнавал не смотрят, в нём живут. Карнавал всенароден, в нём живут все. Живут в карнавале по законам свободы.  В этом смысле предшественником карнавала являются римские сатурналии.  

Характерными  фигурами  карнавала  являются шуты и дураки. Они – носители карнавального начала и находятся на границе жизни и искусства: они не просто чудаки или глупые люди, но и не комические актёры.

Карнавал – это праздничная жизнь народа.  Празднество – важная первичная форма человеческой культуры.  Её нельзя объяснить, исходя из практических условий жизни. Празднество всегда имело в культуре существенный и глубокий –  миросозерцательный смысл. Празднество всегда имеет отношение к времени, его кризисным, переломным моментам (например, смерть и рождение). Официальные праздники всегда серьёзны. Карнавал – торжество смеха, свободы. На время карнавала отменялись все иерархические отношения, и все считались равными.  Между людьми устанавливались вольные, фамильярные  контакты, вырабатывались особые формы площадных жестов, речи. Особое пространство и время карнавала требовало особо изменчивых (протеических), игривых форм. Формируется особая логика обратности, наоборот, наизнанку, логика непрестанных перемещений верха и низа  («колесо»), лица и зада. Второй мир – это пародия на первый, но пародия не отрицающая, а возрождающая и обновляющая.

Специфические черты  карнавального смеха:

-  праздничный (это не просто индивидуальная реакция на то, что смешно);

-  всенародный (это смех «на миру»);

- универсальный (он направлен на всех, даже на участников);

- амбивалентный (весёлый, ликующий и – одновременно – насмешливый, утверждающий и –  отрицающий).

Словесно-смеховые произведения.

Это многообразные произведения на латинском  и народных языках. Писались  пародии почти на все моменты церковного культа и вероучения.  К «священным пародиям» относятся «Литургия пьяниц», «Литургия игроков», к пародийным завещаниям – «Завещание осла», «Завещание свиньи». На народных языках писали пародийные молитвы, проповеди, пародийные эпосы животных, рыцарские романы, «прения карнавального типа», «хвалебные слова» и др.  Одна из самых ярких форм смеховой литературы – комическая пьеса Адама де ля Аля «Игра в беседке». В той или иной степени карнавализации подверглись  жанры миракля и моралите. Глубоко карнавализованным жанром позднего средневековья являются соти. Забавно, что вся эта литература «терпелась» церковью.

Фамильярно-площадные речения.

Условие формирования площадных речений – снятие социальных перегородок между людьми. Кроме того, в этой форме карнавала проявляются некоторые элементы древнего обряда побратимства.  

Для фамильярно-площадной речи характерны ругательства, иногда довольно длинные и сложные. Они обычно грамматически и семантически обособлены и воспринимаются как самостоятельные, законченные, подобно поговоркам. Поэтому ругательства – особый жанр фамильярно-площадной речи. Генетически  ругательства связаны с магическими, заклинательными формулами. Особый интерес представляют срамословия божества, которые были необходимым элементом древних смеховых культов. Эти ругательства были амбивалентны (снижали и возвышали, умерщвляли и возрождали), что и унаследовали карнавальные ругательства.  Потеряв магический характер, карнавальные ругательства приобрели универсальность и глубину.  

К фамильярно-площадной речи относится клятвы и божба. Они так же, как  и ругательства,  характеризуются  изолированностью,  завершённостью и самоцельностью.

Фамильярно-площадные речения – тот речевой резервуар, где скапливаются все запрещённые в официальном общении виды речи.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20827. Сравнительная экспертиза качества сыра твердого сычужного «Голландского», реализуемого в магазине «Монетка» 686.5 KB
  Популярность сыров объясняется приятными вкусовыми особенностями, высокой биологической и пищевой ценностью, удачным сочетанием незаменимых аминокислот, высоким содержанием кальция и широкой гаммой микроэлементов, легкой усвояемостью молочного жира.
20828. Анализ ассортимента, качества и конкурентоспособности новых видов колбасных изделий 7.33 MB
  Колбасные изделия, попадающие на наш рынок через мелкие частные предприятия зачастую в обход установленных законом процедур государственного контроля и сертификации, изготовлены из низкосортного сырья с применением различных добавок (наполнителей, консервантов, искусственных красителей).
20829. Анализ изменения экспрессии гена комплексина-2 (Cplx2), вызванных ишемией головного мозга, а также введением регуляторных пептидов семакс и PGP 1.07 MB
  Ключевым механизмом ишемического повреждения является процесс глутамат-кальциевого каскада, когда под влиянием гипоксии усиливаются процессы анаэробного гликолиза, внутриклеточная среда закисляется и нарушается активный ионный транспорт, что приводит к массивному высвобождению возбуждающих аминокислот глутамата и аспартата, в том числе в составе синаптических везикул.
20830. Разработка методики развития силовых качеств школьников с помощью занятий армреслингом 77.46 KB
  Армспорт (борьба на руках или армрестлинг; (от англ. аrm-sport, arm-wrestling, где arm —предплечье) — вид спортивных единоборств. Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок.
20831. Влияние света на качество нерафинированного растительного масла 1.09 MB
  Нельзя сбрасывать со счета и другие обстоятельства. Дело в том, что многие малые цеха применяют далеко не совершенную технологию, что, в конечном итоге, ведет к снижению эффективности переработки маслосемян. Необходимо совершенствовать технологические процессы, повышать эффективность каждого малого и среднего предприятия.
20832. Повышение производительности коксовой батареи и повышение качества конечного продукта коксовая батарея № 14 ОАО «ММК» 794.02 KB
  Рассмотрены причины необходимости реконструкции коксовой батареи, различные виды конструкций коксовых печей. Предложено использование многощелевой насадки в качестве нового типа насадки регенератора, за счет чего увеличено количество рядов корнюрной зоны с 9 до 12.
20833. Анализ показателей, характеризующих состояние и использование основных фондов ООО «Инжстрой» 296.38 KB
  Анализ эффективности деятельности организации раскрывает возможные риски, которые могут быть устранены, или проблемы, с которыми можно бороться, или резервы повышения эффективности деятельности в целом, и отдельных показателей в частности. То есть, показывает по каким направлениям следует вести работу.
20834. Автоматизация процесса абонентского учета и биллинга с помощью единой информационной системы на примере ОАО «Челябэнергосбыт» 4.04 MB
  В дипломном проекте был проведён анализ внешней и внутренней среды ОАО «Челябэнергосбыт», проанализирована бизнес - архитектура и ИТ-архитектура предприятия, были выявлены и проранжированы существующие проблемы компании. Был проанализирован рынок информационных продуктов для решения выявленных проблем.
20835. Методи проектування (метод комбінування). Планування роботи з проектування та виготовлення виробу 158.5 KB
  Разработка сайтов для компаний является актуальной и востребованной сферой деятельности, т.к. сайт фирмы в сети Интернет представляет собой достаточно дешевый и массовый способ рекламы, дает возможность потенциальным и существующим клиентам легко получать информацию о товарах и услугах компании, ее деловых интересах.