67235

Историческая типологизация культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Историческая типологизация культуры Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры. Историко-культурная эпоха это длительный период доминирования сходных культурных форм выделяемый на основе таких признаков...

Русский

2014-09-06

31.5 KB

5 чел.

2.04.2012

Историческая типологизация культуры

Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры.

Историко-культурная эпоха – это длительный период доминирования сходных культурных форм, выделяемый на основе таких признаков как: хронология, пространство, картина мира, памятники материальной и духовной культуры.

Картина мира - это обусловленная культурой, совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения людей. Картина мира не обязательно совпадает с действительным мировым устройством, но соответствует взглядам эпохи.

В настоящий момент сложилось несколько наиболее популярных подходов к исторической типологизации культур:

  1.  Линейный подход. Представители данного подхода доказывают, что в многообразии культурного мира можно проследить единую линию развития человечества, которая приведет в итоге к созданию общечеловеческой культуры. Представителями данного подхода были: Вольтер, Монтескье, Гердер, Карл Маркс и др. Окончательно линейных подход в понимании исторического развития культуры утвердился во второй половине 19 века и наибольшей популярностью пользовался в истории, этнографии и археологии. Согласно их представлениям всё человечество проходит через следующие этапы развития:
  •  Первобытность,
  •  древний мир,
  •  средние века,
  •  новое время,
  •  новейшее время.

В истории культуры данные этапы представлены еще более дробно.

Главным недостатком линейного подхода является его ярко выраженный европоцентризм, то есть представление о том, что логика развития европейского континента является идеальной схемой развития культуры народов всего мира. Именно поэтому возникли иные варианты исторической типологизации культуры, в частности в 19 веке возникает циклический подход.

  1.  Циклический подход. Согласно этому подходу не существует единой культурной истории человечества, так как линии развития разных культур расходятся, каждая культура имеет самобытную историю развития. На формирование этого подхода повлияло, во-первых, открытие новых культур, в частности, Северной и Южной Америки, масштабные этнографические и археологические исследования, которые доказали, что культурное развитие человечества не идёт по линейной схеме.

Во-вторых, расцвет биологических наук и их влияние на гуманитаристику. Многие ученые-гуманитарии стали представлять историко-культурные процессы по типу биологических. Предполагалось, что каждая культура – это своего рода живой организм, который проходит через стадии: рождение, развитие, смерть. Представителями этого подхода являются: Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби и др.

  1.  Диалоговый подход. В рамках этого подхода мировая культура рассматривается как встреча и диалог разных культур (Бахтин, Губер). Понятие диалог культур ввел Бахтин, понимая под ним мирное и равноправное развитие культур,  также их взаимодействие, он был сторонником идеи непрерывности культурно-исторического процесса, поэтому от части критиковал циклический подход , но признавал решающую ценность идеи об открытости культур друг к другу и готовности обмениваться лучшими достижениями. Бахтин убежден, что если общество перестает нуждаться в полнокровном развитии культуры, то она перестает существовать, и как национальное целое, и как общечеловеческая универсальная ценность. Идеям диалога культур соответствуют многие современные теории о свободном слиянии европейских народов и культур,  также о слиянии восточного и западного типа культуры.

Таким образом, ни один из перечисленных подходов в настоящий момент не считается единственно верным или доминирующим.  В каждом из подходов есть свое рациональное зерно и в зависимости от задач исследователя любой из подходов может оказаться достаточно продуктивным.

Проблема диалога культур в глобализирующемся мире


Хотиненко «Мусульманин» «Серая сова»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15539. Трудова книжка. Порядок її ведення 53 KB
  Трудова книжка. Порядок її ведення Трудова книжка це основний документ про трудову діяльність працівника який підтверджує страж роботи а також дає змогу власнику при прийнятті на роботу мати уяву про досвід роботи працівника. ...
15540. Цели настоящего Федерального закона 43.5 KB
  Цели настоящего Федерального закона Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства реализация п
15541. Сфера применения настоящего Федерального закона 76.5 KB
  Сфера применения настоящего Федерального закона1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.2. Настоящий Федеральный закон не...
15542. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 71 KB
  Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законеВ целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:1 реклама информация распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств адресованная неопреде
15543. Законодательство Российской Федерации о рекламе 37 KB
  Законодательство Российской Федерации о рекламе Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения возникающие в процессе производства размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в с
15544. Общие требования к рекламе 138.5 KB
  5. Общие требования к рекламе1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.2. Недобросовестной признается реклама которая:1 содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обо...
15545. Защита несовершеннолетних в рекламе 25.5 KB
  6. Защита несовершеннолетних в рекламеВ целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:1 дискредитация родителей и воспитателей подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;2 побуждение несовершеннолетних к то
15546. Товары, реклама которых не допускается 84 KB
  7. Товары реклама которых не допускаетсяНе допускается реклама:1 товаров производство и или реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;2 наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров;3 взрывчатых веществ и материалов за исклю
15547. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи 18.5 KB
  8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажиВ рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического ли...