67235

Историческая типологизация культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Историческая типологизация культуры Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры. Историко-культурная эпоха это длительный период доминирования сходных культурных форм выделяемый на основе таких признаков...

Русский

2014-09-06

31.5 KB

4 чел.

2.04.2012

Историческая типологизация культуры

Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры.

Историко-культурная эпоха – это длительный период доминирования сходных культурных форм, выделяемый на основе таких признаков как: хронология, пространство, картина мира, памятники материальной и духовной культуры.

Картина мира - это обусловленная культурой, совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения людей. Картина мира не обязательно совпадает с действительным мировым устройством, но соответствует взглядам эпохи.

В настоящий момент сложилось несколько наиболее популярных подходов к исторической типологизации культур:

  1.  Линейный подход. Представители данного подхода доказывают, что в многообразии культурного мира можно проследить единую линию развития человечества, которая приведет в итоге к созданию общечеловеческой культуры. Представителями данного подхода были: Вольтер, Монтескье, Гердер, Карл Маркс и др. Окончательно линейных подход в понимании исторического развития культуры утвердился во второй половине 19 века и наибольшей популярностью пользовался в истории, этнографии и археологии. Согласно их представлениям всё человечество проходит через следующие этапы развития:
  •  Первобытность,
  •  древний мир,
  •  средние века,
  •  новое время,
  •  новейшее время.

В истории культуры данные этапы представлены еще более дробно.

Главным недостатком линейного подхода является его ярко выраженный европоцентризм, то есть представление о том, что логика развития европейского континента является идеальной схемой развития культуры народов всего мира. Именно поэтому возникли иные варианты исторической типологизации культуры, в частности в 19 веке возникает циклический подход.

  1.  Циклический подход. Согласно этому подходу не существует единой культурной истории человечества, так как линии развития разных культур расходятся, каждая культура имеет самобытную историю развития. На формирование этого подхода повлияло, во-первых, открытие новых культур, в частности, Северной и Южной Америки, масштабные этнографические и археологические исследования, которые доказали, что культурное развитие человечества не идёт по линейной схеме.

Во-вторых, расцвет биологических наук и их влияние на гуманитаристику. Многие ученые-гуманитарии стали представлять историко-культурные процессы по типу биологических. Предполагалось, что каждая культура – это своего рода живой организм, который проходит через стадии: рождение, развитие, смерть. Представителями этого подхода являются: Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби и др.

  1.  Диалоговый подход. В рамках этого подхода мировая культура рассматривается как встреча и диалог разных культур (Бахтин, Губер). Понятие диалог культур ввел Бахтин, понимая под ним мирное и равноправное развитие культур,  также их взаимодействие, он был сторонником идеи непрерывности культурно-исторического процесса, поэтому от части критиковал циклический подход , но признавал решающую ценность идеи об открытости культур друг к другу и готовности обмениваться лучшими достижениями. Бахтин убежден, что если общество перестает нуждаться в полнокровном развитии культуры, то она перестает существовать, и как национальное целое, и как общечеловеческая универсальная ценность. Идеям диалога культур соответствуют многие современные теории о свободном слиянии европейских народов и культур,  также о слиянии восточного и западного типа культуры.

Таким образом, ни один из перечисленных подходов в настоящий момент не считается единственно верным или доминирующим.  В каждом из подходов есть свое рациональное зерно и в зависимости от задач исследователя любой из подходов может оказаться достаточно продуктивным.

Проблема диалога культур в глобализирующемся мире


Хотиненко «Мусульманин» «Серая сова»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26353. Общественно – политическая жизнь Франции в 1791 – 1792 гг. Вареннский кризис и Конституция 1791г 21.07 KB
  и переезд короля и Собрания в Париж резиденцией монархии стал дворец в Тюильри. Дантон Шометт Кондорсе выступали ее горячими поборниками на собраниях секций. Депутаты Учредительного собрания на момент разбирательства временно отрешили короля от власти. Не теряя надежды после стольких преобразований договориться с Людовиком XVI и установить в королевстве конституционную монархию а также стремясь дать самый решительный отпор сторонникам республики депутаты Собрания прикладывали все усилия для спасения сильно пошатнувшейся репутации...
26354. Второй этап революции. 1792-1793 г. Начало революционных войн 30.8 KB
  Свержение монархии во Франции Подготовка интервенции против революционной Франции Революция во Франции способствовала подъему антифеодальной борьбы в других странах. Не только в Лондоне и Петербурге Берлине и Вене в Варшаве и Будапеште но и за океаном прогрессивные общественные круги с жадностью ловили вести из революционной Франции. Чем очевиднее становилось сочувствие к Французской революции и ее прогрессивным идеям со стороны передовой общественности всех стран тем большую ненависть к революционной Франции обнаруживали европейские...
26355. Третий этап революции. 1793-1794 г. Якобинская диктатура 14.23 KB
  Был ее высшим этапом якобинской диктатурой. Складывавшаяся в ходе напряженной классовой борьбы система якобинской диктатуры сочетала сильную и твердую централизованную власть с идущей снизу широкой народной инициативой. Революционная инициатива масс в период якобинской диктатуры проявилась особенно ярко. Но в самой якобинской диктатуре и в якобинском блоке объединявшем классово разнородные элементы были заложены глубокие внутренние противоречия.
26356. Кризис Якобинской диктатуры и переворот 9 термидора 1794 г 19.66 KB
  Переворот был предпринят группой якобинцевчленов Конвента недовольных политикой Робеспьера и прежде всего по разным причинам опасавшихся за свою личную безопасность. Конвент постановил напечатать речь Робеспьера но Бурдон из Уазы а за ним БийоВаренн потребовали предварительного рассмотрения её комитетами. У Робеспьера потребовали чтобы он назвал имена обвиняемых но он отказался. 27 июля 9 термидора заседание Конвента началось с доклада СенЖюста но председательствующий Колло д’Эрбуа прервал его и предоставил слово БийоВаренну...
26357. Франция в годы термидорианской реакции 17.5 KB
  якобинский клуб был закрыт по постановлению Конвента. Термидорианцы поспешили ликвидировать социальноэкономическое законодательство якобинского Конвента. Восставшим удалось захватить здание Конвента. 4 прериаля после ожесточенной борьбы восстание было подавлено вооруженными силами термидорианского Конвента.
26358. Внутренняя и внешняя политика Директории 23.16 KB
  правительственные войска заняли здания Совета пятисот и Совета старейшин и арестовали часть депутатов. Они били войска Австрийской империи и ее союзников в которых царила рутина насаждавшаяся спесивыми бездарными военачальниками. Основные удары по австрийским войскам нанесла французская армия в Северной Италии под командованием Бонапарта. 10 мая он разбил австрийские войска в сражении при Лоди вошел в Милан и вскоре приступил к осаде главной австрийской военной базы крепости Мантуи.
26359. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. Итоги революции 18.89 KB
  Сийес распустил слух об опасном якобинском заговоре и устроил так что те депутаты совета старейшин на которых он не рассчитывал или которых боялся не попали на заседание в котором предполагалось принять задуманные заговорщиками решения. Собравшиеся депутаты единогласно вотировали перенесение законодательного корпуса в СенКлу где оба совета должны были собраться на другой день не ранее полудня. Бонапарт окружённый генералами и офицерами немедленно отправился на заседание совета где произнес короткую речь с обещанием поддерживать...
26360. Бранденбургско-прусское государство во вт.пол. XVII- первой трети XVIII в. 29.76 KB
  XVII первой трети XVIII в. Социальноэкономическое и политическое развитие Германии в XVIII в. Борьба Пруссии и Австрии за гегемонию в Центральной Европе Господство крепостного права Мекленбург Бранденбург Померания Восточная Пруссия Силезия оставались в XVIII в. Сгон крестьян с земли принимает все более широкие размеры со второй половины XVIII в.
26361. Фридрих II и просвещённый абсолютизм в Пруссии 27.52 KB
  Фридрих II и просвещённый абсолютизм в Пруссии. Фри́дрих II или Фридрих Великий известный также как по прозвищу Старый Фриц нем. Фридрих родился в Берлине 24 января 1712 года при крещении получил имя КарлФридрих. Его отец король Пруссии Фридрих Вильгельм I из династии Гогенцоллернов мать София Доротея Ганноверская дочь короля Англии Георга I.