67235

Историческая типологизация культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Историческая типологизация культуры Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры. Историко-культурная эпоха это длительный период доминирования сходных культурных форм выделяемый на основе таких признаков...

Русский

2014-09-06

31.5 KB

5 чел.

2.04.2012

Историческая типологизация культуры

Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры.

Историко-культурная эпоха – это длительный период доминирования сходных культурных форм, выделяемый на основе таких признаков как: хронология, пространство, картина мира, памятники материальной и духовной культуры.

Картина мира - это обусловленная культурой, совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения людей. Картина мира не обязательно совпадает с действительным мировым устройством, но соответствует взглядам эпохи.

В настоящий момент сложилось несколько наиболее популярных подходов к исторической типологизации культур:

  1.  Линейный подход. Представители данного подхода доказывают, что в многообразии культурного мира можно проследить единую линию развития человечества, которая приведет в итоге к созданию общечеловеческой культуры. Представителями данного подхода были: Вольтер, Монтескье, Гердер, Карл Маркс и др. Окончательно линейных подход в понимании исторического развития культуры утвердился во второй половине 19 века и наибольшей популярностью пользовался в истории, этнографии и археологии. Согласно их представлениям всё человечество проходит через следующие этапы развития:
  •  Первобытность,
  •  древний мир,
  •  средние века,
  •  новое время,
  •  новейшее время.

В истории культуры данные этапы представлены еще более дробно.

Главным недостатком линейного подхода является его ярко выраженный европоцентризм, то есть представление о том, что логика развития европейского континента является идеальной схемой развития культуры народов всего мира. Именно поэтому возникли иные варианты исторической типологизации культуры, в частности в 19 веке возникает циклический подход.

  1.  Циклический подход. Согласно этому подходу не существует единой культурной истории человечества, так как линии развития разных культур расходятся, каждая культура имеет самобытную историю развития. На формирование этого подхода повлияло, во-первых, открытие новых культур, в частности, Северной и Южной Америки, масштабные этнографические и археологические исследования, которые доказали, что культурное развитие человечества не идёт по линейной схеме.

Во-вторых, расцвет биологических наук и их влияние на гуманитаристику. Многие ученые-гуманитарии стали представлять историко-культурные процессы по типу биологических. Предполагалось, что каждая культура – это своего рода живой организм, который проходит через стадии: рождение, развитие, смерть. Представителями этого подхода являются: Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби и др.

  1.  Диалоговый подход. В рамках этого подхода мировая культура рассматривается как встреча и диалог разных культур (Бахтин, Губер). Понятие диалог культур ввел Бахтин, понимая под ним мирное и равноправное развитие культур,  также их взаимодействие, он был сторонником идеи непрерывности культурно-исторического процесса, поэтому от части критиковал циклический подход , но признавал решающую ценность идеи об открытости культур друг к другу и готовности обмениваться лучшими достижениями. Бахтин убежден, что если общество перестает нуждаться в полнокровном развитии культуры, то она перестает существовать, и как национальное целое, и как общечеловеческая универсальная ценность. Идеям диалога культур соответствуют многие современные теории о свободном слиянии европейских народов и культур,  также о слиянии восточного и западного типа культуры.

Таким образом, ни один из перечисленных подходов в настоящий момент не считается единственно верным или доминирующим.  В каждом из подходов есть свое рациональное зерно и в зависимости от задач исследователя любой из подходов может оказаться достаточно продуктивным.

Проблема диалога культур в глобализирующемся мире


Хотиненко «Мусульманин» «Серая сова»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57819. Разработка управленческого решения Рылов В.П. 3.11 MB
  Целью дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков по разработке и принятию управленческих решений, методам их реализации, контролю за последствиями в различных ситуациях на предприятиях различных форм собственности
57820. Використання синонімів у мовленні. Україна козацька 135 KB
  Мета: Закріпити знання з теми „Синоніми”; Розвивати вміння опрацьовувати додаткові джерела, вести пошукову діяльність; Виховувати духовну культуру, повагу до історичного минулого, гордість за свій народ.
57821. Сірники: історія та шляхи модернізації 312 KB
  Вивчити склад, особливості розвитку й розміщення сірникової промисловості світу, розширити знання з історії добування сірників, географії їх поширення, з’ясувати на основі вивчених властивостей сполук неметалів екологічні наслідки сірникової промисловості...
57822. Системи лінійних нерівностей з однією змінною 68.5 KB
  Організаційний етап привітання перевірка присутніх на уроці На минулих уроках ми зупинилися на розвязуванні лінійних нерівностей з однією змінною. І напевно кожний із вас зрозумів що для того щоб правильно і швидко розвязувати завдання потрібно багато працювати...
57823. Разработка слайдовой презентации 1.06 MB
  Электронная страница презентации слайд Демонстрация презентации показ III. Компьютерный практикум Создание слайдовой презентации Слово учителя: На рабочих столах в папке Материалы для...
57824. Математика від «Смішариків» 546 KB
  Та для подальшої роботи нам необхідно розділитися на команди нехай це буде за рядами кожен учитель вирішує сам як поділити клас. Учитель. Учитель вивішує на дошку завдання Учитель....
57825. Sport 148.5 KB
  Wie ihr verstanden habt, treiben nicht alle Sport. In meiner Kindheit habe ich Sport nicht getrieben, nur in den Sportstunden. Ich habe Klavier gespielt, im Schulchor gesungen.
57826. Роль ссавців у екосистемах, їх значення для людини. Охорона ссавців. Тваринництво 148.5 KB
  Мета: розширити знання учнів про ссавців; розкрити їх значення у екологічних системах; забезпечити засвоєння знань про біологічну роль ссавців на планеті; узагальнити знання учнів про роль ссавців у природі та значення їх у житті людини...
57827. Урок-суд «Сталин – кто он?» 137 KB
  ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «СССР в 30-е годы ХХ века», рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики в этот период развития СССР на примере деятельности исторической личности Иосифа Виссарионовича Сталина...