67235

Историческая типологизация культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Историческая типологизация культуры Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры. Историко-культурная эпоха это длительный период доминирования сходных культурных форм выделяемый на основе таких признаков...

Русский

2014-09-06

31.5 KB

5 чел.

2.04.2012

Историческая типологизация культуры

Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры.

Историко-культурная эпоха – это длительный период доминирования сходных культурных форм, выделяемый на основе таких признаков как: хронология, пространство, картина мира, памятники материальной и духовной культуры.

Картина мира - это обусловленная культурой, совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения людей. Картина мира не обязательно совпадает с действительным мировым устройством, но соответствует взглядам эпохи.

В настоящий момент сложилось несколько наиболее популярных подходов к исторической типологизации культур:

  1.  Линейный подход. Представители данного подхода доказывают, что в многообразии культурного мира можно проследить единую линию развития человечества, которая приведет в итоге к созданию общечеловеческой культуры. Представителями данного подхода были: Вольтер, Монтескье, Гердер, Карл Маркс и др. Окончательно линейных подход в понимании исторического развития культуры утвердился во второй половине 19 века и наибольшей популярностью пользовался в истории, этнографии и археологии. Согласно их представлениям всё человечество проходит через следующие этапы развития:
  •  Первобытность,
  •  древний мир,
  •  средние века,
  •  новое время,
  •  новейшее время.

В истории культуры данные этапы представлены еще более дробно.

Главным недостатком линейного подхода является его ярко выраженный европоцентризм, то есть представление о том, что логика развития европейского континента является идеальной схемой развития культуры народов всего мира. Именно поэтому возникли иные варианты исторической типологизации культуры, в частности в 19 веке возникает циклический подход.

  1.  Циклический подход. Согласно этому подходу не существует единой культурной истории человечества, так как линии развития разных культур расходятся, каждая культура имеет самобытную историю развития. На формирование этого подхода повлияло, во-первых, открытие новых культур, в частности, Северной и Южной Америки, масштабные этнографические и археологические исследования, которые доказали, что культурное развитие человечества не идёт по линейной схеме.

Во-вторых, расцвет биологических наук и их влияние на гуманитаристику. Многие ученые-гуманитарии стали представлять историко-культурные процессы по типу биологических. Предполагалось, что каждая культура – это своего рода живой организм, который проходит через стадии: рождение, развитие, смерть. Представителями этого подхода являются: Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби и др.

  1.  Диалоговый подход. В рамках этого подхода мировая культура рассматривается как встреча и диалог разных культур (Бахтин, Губер). Понятие диалог культур ввел Бахтин, понимая под ним мирное и равноправное развитие культур,  также их взаимодействие, он был сторонником идеи непрерывности культурно-исторического процесса, поэтому от части критиковал циклический подход , но признавал решающую ценность идеи об открытости культур друг к другу и готовности обмениваться лучшими достижениями. Бахтин убежден, что если общество перестает нуждаться в полнокровном развитии культуры, то она перестает существовать, и как национальное целое, и как общечеловеческая универсальная ценность. Идеям диалога культур соответствуют многие современные теории о свободном слиянии европейских народов и культур,  также о слиянии восточного и западного типа культуры.

Таким образом, ни один из перечисленных подходов в настоящий момент не считается единственно верным или доминирующим.  В каждом из подходов есть свое рациональное зерно и в зависимости от задач исследователя любой из подходов может оказаться достаточно продуктивным.

Проблема диалога культур в глобализирующемся мире


Хотиненко «Мусульманин» «Серая сова»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77946. Маркетинговая среда организации. Матрица SWOT 136.5 KB
  Факторы маркетинговой среды организации Факторы Характеристика 1 2 Экономические изменение ВВП; инвестиционная активность; изменение ставок; конъюнктура рынка; структура доходов и расходов между группами населения; темпы инфляции; уровень безработицы; нормы налогообложения платежный баланс норма накопления величина номинальной и реальной заработной платы Демографические численность населения; рождаемость; возрастная структура; численность населения; расселение по регионам; квалификация трудовых ресурсов Научнотехнические новые...
77947. ТИПЫ РЫНКОВ И МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ 441 KB
  Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга Анализ рынка продукции. Комплексное исследование товарного рынка. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга Стратегический маркетинг выполняет следующие функции: анализа рыночных возможностей; изучения конъюнктуры рынка; анализа возможностей конкурентов и их преимуществ; сегментации рынка и определения модели покупательского поведения; разработка прогноза спроса и предложения; определения стратегии маркетинга на рынке...
77948. Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации 113.5 KB
  Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Формулирование целей маркетинговых исследований Определение потенциальных источников информации Сбор информации и ее классификация Анализ собранных данных Формулирование результатов исследований Разработка рекомендаций руководству фирмы Рисунок. Информационное обеспечение систем маркетинга Комплекс средств и методов оформления маркетинговой документации организации хранения данных кодирования и поиска информации...
77949. Характеристика и основные элементы рынка 492 KB
  Характеристика и основные элементы рынка. Понятие рынка и емкости рынка. Наиболее простое определение рынка присущее любой модели рыночной экономики японской американской скандинавской и др. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена.
77950. Организация и управление маркетинговой деятельностью 154 KB
  Становится все труднее разрабатывать планы для каждого отдельного вида товара или рынка оценить эффективность различных рекламных мероприятий по каждому товару возникают проблемы с решениями о выходе на рынок с новыми товарами. Когда количество товаров и рынков превышает 7 9 на одного человека возникает реальная опасность того что некоторым товарам и рынкам не будет уделено достаточного внимания...
77951. Облік запасів. Запаси у виробничій сфері. Аналітичний та синтетичний облік придбання виробничих запасів 102 KB
  Облік запасів Загальна характеристика класифікація та оцінка запасів. Аналітичний та синтетичний облік придбання виробничих запасів. Облік виробничих запасів на складі їх вибуття. Методи оцінки вибуття запасів.
77952. Облік грошових коштів і дебіторської заборгованості 169 KB
  Грошові кошти. Законодавче регулювання на Україні готівкового обігу коштів. Порядок ведення касових операцій в національній та іноземній валюті в Україні. Грошові кошти підприємства, їх склад та завдання обліку. Документальне оформлення касових операцій
77953. Облік дебіторської заборгованості 207.5 KB
  Методичні основи бухгалтерського обліку дебіторської заборгованості та вимоги до її розкриття у фінансовій звітності регламентовані Положенням (стандартом) бухгалтерського обліку № 10 “Дебіторська заборгованість”.
77954. Облік фінансових інвестицій 146 KB
  Для отримання прибутку багато підприємств, що мають в своєму розпорядженні тимчасово не зайняті в операційній діяльності грошові кошти, інвестують їх в обєкти різних галузей економічної діяльності