67235

Историческая типологизация культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Историческая типологизация культуры Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры. Историко-культурная эпоха это длительный период доминирования сходных культурных форм выделяемый на основе таких признаков...

Русский

2014-09-06

31.5 KB

5 чел.

2.04.2012

Историческая типологизация культуры

Предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменения культуры.

Историко-культурная эпоха – это длительный период доминирования сходных культурных форм, выделяемый на основе таких признаков как: хронология, пространство, картина мира, памятники материальной и духовной культуры.

Картина мира - это обусловленная культурой, совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения людей. Картина мира не обязательно совпадает с действительным мировым устройством, но соответствует взглядам эпохи.

В настоящий момент сложилось несколько наиболее популярных подходов к исторической типологизации культур:

  1.  Линейный подход. Представители данного подхода доказывают, что в многообразии культурного мира можно проследить единую линию развития человечества, которая приведет в итоге к созданию общечеловеческой культуры. Представителями данного подхода были: Вольтер, Монтескье, Гердер, Карл Маркс и др. Окончательно линейных подход в понимании исторического развития культуры утвердился во второй половине 19 века и наибольшей популярностью пользовался в истории, этнографии и археологии. Согласно их представлениям всё человечество проходит через следующие этапы развития:
  •  Первобытность,
  •  древний мир,
  •  средние века,
  •  новое время,
  •  новейшее время.

В истории культуры данные этапы представлены еще более дробно.

Главным недостатком линейного подхода является его ярко выраженный европоцентризм, то есть представление о том, что логика развития европейского континента является идеальной схемой развития культуры народов всего мира. Именно поэтому возникли иные варианты исторической типологизации культуры, в частности в 19 веке возникает циклический подход.

  1.  Циклический подход. Согласно этому подходу не существует единой культурной истории человечества, так как линии развития разных культур расходятся, каждая культура имеет самобытную историю развития. На формирование этого подхода повлияло, во-первых, открытие новых культур, в частности, Северной и Южной Америки, масштабные этнографические и археологические исследования, которые доказали, что культурное развитие человечества не идёт по линейной схеме.

Во-вторых, расцвет биологических наук и их влияние на гуманитаристику. Многие ученые-гуманитарии стали представлять историко-культурные процессы по типу биологических. Предполагалось, что каждая культура – это своего рода живой организм, который проходит через стадии: рождение, развитие, смерть. Представителями этого подхода являются: Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби и др.

  1.  Диалоговый подход. В рамках этого подхода мировая культура рассматривается как встреча и диалог разных культур (Бахтин, Губер). Понятие диалог культур ввел Бахтин, понимая под ним мирное и равноправное развитие культур,  также их взаимодействие, он был сторонником идеи непрерывности культурно-исторического процесса, поэтому от части критиковал циклический подход , но признавал решающую ценность идеи об открытости культур друг к другу и готовности обмениваться лучшими достижениями. Бахтин убежден, что если общество перестает нуждаться в полнокровном развитии культуры, то она перестает существовать, и как национальное целое, и как общечеловеческая универсальная ценность. Идеям диалога культур соответствуют многие современные теории о свободном слиянии европейских народов и культур,  также о слиянии восточного и западного типа культуры.

Таким образом, ни один из перечисленных подходов в настоящий момент не считается единственно верным или доминирующим.  В каждом из подходов есть свое рациональное зерно и в зависимости от задач исследователя любой из подходов может оказаться достаточно продуктивным.

Проблема диалога культур в глобализирующемся мире


Хотиненко «Мусульманин» «Серая сова»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54738. Суд над Р.Раскольниковым по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 62 KB
  Действующие лица деловой игры: Судья Присяжные 3 человека Родион Раскольников Следователь Порфирий Петрович Адвокат Прокурор Разумихин Соня Мармеладова Доктор Зосимов Хозяйка квартиры Раскольникова Ход урока. Спустя 5 месяцев после совершенного Раскольниковым преступления состоялся суд над главным героем. Сегодняшний урок будет проходить в форме деловой игры в форме суда над Раскольниковым. Заседание посвящено расследованию причин убийства Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы господином Раскольниковым.
54739. Конспект урока Железы внутренней секреции 86.5 KB
  Образовательная цель: активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности придания уроку современных динамичных форм раскрыть основные свойства гормонов. Железы внутренней секреции. Я хочу послушать ваше мнение как вы прокомментируете увиденное Ученик: профессор Преображенский занимался проблемами омоложения и с этой целью желая приостановить старение организма пытался пересаживать половые железы. Но почему он пересадил гипофиз Учитель: вопрос очень хороший поскольку...
54740. Текстовый редактор “Word” 37.5 KB
  Цели урока: Образовательные обеспечить повторение понятия ТР форматирование редактирования правила набора текста работа с выделенным фрагментом текста; продолжить формировать навыки и умения работы в ТР; 3 восполнить следующие пробелы: правила набор текста работа с выделенным объектом. Этапы урока. Организация начала урока.
54741. Открытие явления электромагнитной индукции 36 KB
  Проблема: А может ли магнитное поле породить ток Осуществим ли лозунг который ставили перед собой ученые 19 века Слайд №2: Превратить магнетизм в электричество Выдвижение цели урока осуществляется совместно с учениками: Выяснить экспериментальным путем возможности или невозможности создания тока магнитным полем. ЭТАП 3 Анализ результатов: создание слайда №6 способы получения тока с помощью магнитного поля. Примерные рассуждения учащихся: слайд3 слайд4 слайд5 Гальванометр...
54742. Понятие средних издержек. Предельные издержки 33.75 KB
  Средние издержки – это валовые издержки (валовые издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Они представляют собой денежные расходы фирмы на производство продукции), приходящиеся на единицу продукции.
54743. Совокупный, средний, предельный доход предприятия 23.99 KB
  Доход – денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода
54744. Определение оптимального объема производства 17.2 KB
  Предприятие, как правило, стремится получить максимальную прибыль. При прочих равных условиях наибольшее влияние на максимизацию прибыли оказывают объем производства (реализации) продукции и цена выпускаемого товара.
54745. Прямоугольная система координат. Векторы в пространстве. Координаты вектора 377.5 KB
  Задачи урока: Научить находить координаты вектора. Координаты вектора Прямые x y z называются координатными осями или осями координат точка их пересечения O началом координат а плоскости xOy xOz и yOz координатными плоскостям. Аналогично можно определить координаты y и z точки .
54746. Россия в период социального многообразия (14 декабря 2011г) 1.78 MB
  Большинство людей в нашем открытом и взаимозависимом обществе всё чаще встречается с теми, кто явно отличается от них. Раньше, несколько столетий назад, вообще контакты с людьми других национальностей были эпизодическими, они были в диковинку. Теперь эти контакты постоянны и в реальном мире, и в виртуальной среде. Они отличаются и привычками, и внешним видом, и политическими убеждениями.