67244

КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

Конспект

Культурология и искусствоведение

На почве этого противоречия кризис вакуум идеалов. Основные противоречия в культуре 17 века: Противоречия в развития национальных культур. Противоречия в экономической жизни неравномерное развитие стран. Противоречия художественной жизни.

Русский

2014-09-06

47 KB

0 чел.

КУЛЬТУРА  XVII  века

(конспект)

         Европейская история культуры основана на античном городе-полисе, на полисном генотипе.

         Его особенности:

  1.  моральное лидерство царей –  главенство, которое основано на авторитете и первенстве;
  2.  сообщество свободных собственников;
  3.  идеология свободных собственников (буржуазная составляющая полисного генотипа): «трудись и преуспеешь».

         На этой основе сложились характерные черты буржуазной культуры:

  1.  Антропоцентрический характер культуры, в основе которого мысль древнегреческого философа Протагора «Человек  есть  мера всех вещей». Христианство усилило этот антропоцентризм вниманием к внутреннему я. Отсюда – развитие самосознания. Самосознание понимается как особая реальность, которая реальнее, чем внешний мир. Отсюда – особое развитие свободы личности. Личностная свобода помается как исходный символ и становится основной ценностью западной культуры.
  2.  Инновационный  (инновация - «нововведение») характер культуры: общая ориентация на изменение привычного образа мыслей. Отсюда – формирование цивилизации техногенного типа.
  3.  Полицентризм властей: политическая, духовная власть сосредоточена в руках государства и церкви.
  4.  Дуализм механизмов детерминации. Проявился наиболее мощно в 19-20 вв. С одной стороны, человек – прострая функция, механизм. С другой стороны, человек – это свободная активная личность. На почве этого противоречия – кризис, «вакуум идеалов».
  5.  Христианские корни.

          Название Европа  восходит к языческой традиции, связано с античной мифологией. Впервые стало широко употребляться в период Возрождения, сначала – в антиклерикальных кругах. Потом европоцентризм становится характерен и для христианства. Очень долго религиозное сознание определяло «христианский мир» географическими рамками Европы. Само понятие Европа занимает большое место в западном сознании. Культуру называют и западной и европейской.

    17 век – самый неопределённый период в истории Европы Нового времени. Сам факт, что предшествующий период (Возрождение) и последующий период (Просвещение) получили свои названия изначально, а 17 век не был «назван», - уже замечателен (Ю.П.Виппер).

     Замечательно и то, что не получилось дать «имя» 17-ому веку и потом. Немецкий искусствовед Г.Вёльфлин впервые выявил историко-стилевую антитезу «Ренессанс – барокко», и в немецком искусствознании стало популярным определение 17 века  «Век барокко», но оно не прижилось. Историки Франции называли 17 в. «веком Людовика ХIV», философы – «веком картезианства», историки литературы – «веком классицизма».

      Одна из основных переходных черт 17 в. – он был «преддверием широкого перехода к мануфактурной системе производства, происходившего в 18 и 19 веках» (С.Лилли). Переход этот испытывал сопротивление и со стороны цеховых объединений ремесленников, и со стороны правительства.  

       Для преодоления этого сопротивления потребовались коренные политические перемены.  

      На первое место в культуре вышли религиозные конфликты (контрреформация, инквизиция). «В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии – рождается скептицизм» (Дж.Бернал).

       17 в. можно назвать временем «утраченных иллюзий».  Основная  черта эпохи – драматизм психологической, идеологической, эстетической жизни.

       17 в. начинается с разочарования в ренессансной вере в гермонию бытия, скептицизма и пессимизма.

       Художественным отражением антиренессансного  проторомантического сознания стали маньеризм и барокко. «Барокко – это стиль мышления и поведения людей  растерявшейся эпохи» (М.А.Барг).

      Тем не менее, для 17 в. характерны и поиски выхода из кризиса. В 17 в. вырабатывается эмпирико-сенсуалистическая и рационалистическая программы деятельности личности.  Эти тенденции максимально наглядно выражены знаменитым девизом родоначальника английской философии Ф.Бэкона «Знание – сила!» и тезисом французского философа Р.Декарта «Мыслю, следовательно существую».

       По мысли М.П.Бицилли, «человек Ренессанса был носителем одной, определённой, раз и навсегда данной virtu. Он, так сказать, звучал одноголосно», а у Монтеня, Шекспира, Сервантеса человек «является лоном, таящим в себе множество подчас противоречивых возможностей», что и приводит  к борьбе, драматическим столкновениям.  Поэтому – человек Возрождения «титан, но не герой», а человек 17 века – «великого века» - должен «превзойти себя, стать выше себя, пожертвовать собой».

      Таким образом, невозможно свести 17 в. к какому-то одному качеству. Он впервые в истории являет собой сущностно разнородную и остро конфликтную картину во всех сферах материальной, духовной и художественной деятельности.

17 век – это «переход внутри перехода». Многосторонний  и многоуровневый внутренний конфликт «станет законом жизни европейской культуры» (М.С.Каган).

17 век обнаруживает и доказывает нелинейный ход развития культуры. Роль 17 века во всех этих процессах – генетически основополагающая.

      

Основные противоречия в культуре 17 века:

  •  Противоречия в развития национальных культур. Культура не имеет единого знаменателя, а приобретает ярко выраженный национальный характер.
  •  Противоречия в экономической жизни, неравномерное развитие стран. На одном конце политического, экономического и идеологического «спектра» - Англия: приближающаяся промышленная революция, научные открытия И.Ньютона, материалистический эмпиризм Ф.Бэкона, гносеологическая и педагогическая концепция Дж.Локка, социология Т.Гоббса, трагедийный реализм В.Шекспира и др.На другом конце – феодальная допетровская Россия, скорее принадлежащая восточному типу культуры, чем западному. В центре – Франция, для которой характерно относительное равновесие феодальных основ и развивающихся буржуазных отношений, классическая форма абсолютизма в политике, рационализма в картезианской философии, классицизма в искусстве – т.е. – идеальная модель исторического перехода от феодализма к капитализму.
  •  Противоречия художественной жизни. Художественная картина мира 17 века представлена взаимодействиями трёх художественных форм: классицизма, барокко и реализма.

Характерные черты классицизма:

- центральная идея подчинение эгоистически-индивидуального идеально-общему, частного – гражданскому, чувства – долгу, эмоционального – рациональному, женственного – мужественному, интимного – возвышенному, гедонистического – героическому;

-  основная функция искусства – «поучать, развлекая»;

-  сюжет – подвиги героев, монархов, вождей, полководцев;

-  жёсткая иерархия жанров;

-  нормативный характер искусства;

- доминанта театра в словесно-зрелищных видах искусства и зодчества – в пространственных.

Характерные черты реализма:

- формирование системы реалистических жанров в литературе: комический/буржуазный/правдивый  роман;

-  зарождение жанра бытовой картины в живописи;

-  опрощение героев;

-  доминанта комических жанровых форм;

-  осознанная и последовательная связь с фольклором (комедия-дель-арте, лубок, частушка и т.п.);

- универсальная «портретность»: портреты людей, портреты животных (например, творчество П.Поттера), портреты вещей (натюрморты).

Характерные черты барокко:

-  религиозно-экстатическая стилевая доминанта;

-  гедонистически-игровая стилистика;

-  пессимистическое умонастроение;

-  элитарное эпикурейство.

  •  Противоречия в сфере нравственности. С одной стороны – стоическая мораль, порождённая интересами абсолютистской государственности, подчиняющей себе каждую личность (классицизм). С другой стороны – эпикурейская мораль, которую исповедуют герои реалистических произведений.
  •  Противоречия в сфере религиозной: наследие средневековья – инквизиции; наследие Возрождения -  пантеизм и деизм («естественная религия»);  религиозный индифферентизм и веротерпимость; религиозный фанатизм.
  •  Противоречия в педагогической теории. Три направления педагогической деятельности: научное образование, формирование добродетели (нравственное воспитание), религиозное воспитание (формирование благочестия).
  •  Противоречия механицизма и интуитивизма. Огромная роль географических открытий, которые смогли подготовить эпохальные научные открытия: Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон. «Механические знания стали механическим мировоззрением» (Б.Г.Кузнецов). Отсюда – переворот в самой методологии  мышления: мифологическое сознание переносило на материальные объекты природы духовные качества человека; научное сознание поступало наоборот: переносило на социальную, культурную, духовную сущность человека свойства и структуры материальных объектов. Так рождалась познавательная операция, которая в 19 в. будет названа «позитивистской редукцией» (т.е. сведение высшей формы бытия к низшей, сложного к простому).  Такое познание потребовало анализа: считалось, что целое можно разложить на части для удобства изучения, потом сложить, суммировать полученные знания и получить целое знание. Только 20 век смог понять, что целое больше составляющих его частей. Механицизм, аналитизм и – позже – программирование  появились во всех областях деятельности: литературе, искусстве, политической идеологии (испанская плутовская повесть, французский комический роман, групповой портрет).

Таким образом, 17 век не самодостаточен. Он может быть понят только при сопоставлении его с предшествующим временем (Возрождением) и последующим (Просвещением) – он  «передал эстафету» (М.С.Каган).  

17 век показывает культуре её возможности.

 

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36931. Дослідження нормального розподілу 16.96 KB
  Створюємо таблицю зі стовпчиками задача а задача б задача в та рядками вага пакунку та ймовірність. Задача а Задача б Задача в Вага пакунку Менше 48 Більше 51 У межах від 48 до 51 кг. Ймовірність Задача а Для підрахунку ймовірності РХ 48 події що навмання взятий пакет важить менше 48 кг. Задача б Для підрахуваня ймовірності РХ 51 події що навмання взятий пакет важить більше 51 кг використаємо співвідношення РХ 51=1РХ 51.
36932. Амплітудний модулятор 211.5 KB
  Мета: Дослідження методики настроювання амплітудного модулятора Дослідження модуляційної характеристики амплітудного модулятора Дослідження режимів роботи амплітудного модулятора 1. Методика настроювання амплітудного модулятора на біполярному транзисторі: Для цього складемо схему: Після чого настроїмо резонансний контур на частоту несучого коливання. Закріпимо здобуті навички і налагодимо амплітудний модулятор на частоту модулю чого коливання 150кГц розрахуємо необхідні дані: Статична модуляційна характеристика: E Uвих 02...
36933. Неповністю визначені функції 424.25 KB
  Зберіть схему підключіть входи DCB до джерела логічних сигналів а вихід до логічного пробника. Намалюйте часові діаграми сигналів на виходах всіх логічних елементів схеми для всіх можливих комбінацій вхідних сигналів. Розробіть схему що формує на виході сигнал F із вхідних сигналів А В С як показано на рисунку. При перевірці її роботи для формування вхідних сигналів використайте: а джерела логічних сигналів; б генератор слів.
36934. Розробка засобів програмованого (тестового) контролю навчальних досягнень учнів з трудового навчання 29.76 KB
  Мета роботи: Вивчення дидактичних основ вибору питань для тестової перевірки навчальних досягнень учнів з трудового навчання. Оволодіти методикою проведення тестової перевірка знань умінь та навичок учнів за допомогою нових інформаційних технологій. Система тестування як форма контролю та оцінювання навчальних досягнень учнів з трудового навчання.
36935. ВИЗНАЧЕННЯ СТАЛОЇ В ЗАКОНІ СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА 127 KB
  Основні теоретичні відомості Якщо на тіло падає потік світла то частина цього потоку буде відбиватися від його поверхні а друга частина потоку що проникає в тіло буде поглинатися частинками тіла і перетворюватися в інші форми енергії в кінцевому рахунку в теплоту. Відношення відбитого потоку Фвідб до падаючого потоку Ф називається коефіцієнтом відбивання або поглинаючою здатністю тіла тобто а = Фвід6 Ф а відношення потоку що поглинається тілом до падаючого потоку називається коефіцієнтом поглинання або поглинаючою здатністю...
36936. Удаленная работа з FTP-сервером 225 KB
  FTPсервер представляет из себя своеобразную библиотеку файлов. Для перекачки файлов между FTPсерверами и компьютером пользователя используется протокол FTP File Trnsfer Protocol – протокол передачи файлов. С помощью FTPсервера можно выкачивать на свой компьютер файлы выложенные на многочисленных FTPсерверах.
36937. ПОВІРКА МОСТА ПОСТІЙНОГО СТРУМУ МО-62 ТА ПРЯМЕ ВИМІРЮВАННЯ ОПОРУ РЕЗИСТОРА 259.5 KB
  Крім того міст дозволяє: а визначити характер і місце ушкодження повітряних ліній або кабелю; б повіряти вимірювальні прилади й пристрої до термометрів опору за винятком деяких меж виміру; в підганяти опір сполучних ліній приладів що працюють із термометрами опору по 2 і 3провідній схемі включення; г вимірювати опори ізоляції в межах від 1 до 100 Мом; д використовувати плече зрівняння моста в якості магазину опорів; е використовувати внутрішній гальванометр у зовнішніх електричних ланцюгах. Резистори намотані бифилярно...
36938. Пошук інформації в Internet 99.5 KB
  Як трактуються слова Незалежно від того яка форма слова стоїть в запиті пошук враховує всі форми за правилами російської мови. Наприклад якщо задано запит “идти†те в результаті пошуку будуть знайдені посилання на документи що містять слова идет†шел†шла†тощо . Якщо в запиті слово набране з великої букви будуть знайдені тільки слова з великої літери у противному випадку будуть знайдені як слова з великої так і з маленької літери. Між словами можна поставити знак †або кому †щоб знайти документи що містять...
36939. Обмін даними з додатками 702 KB
  Щоб прочитати цей файл в Mthcd необхідно: В меню Insert Вставка виберіть команду Сomponent Компонент з’явиться діалогове вікно Сomponent Wizrd рис. Рис. З’явиться діалогове вікно File Options рис. Рис.