67244

КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

Конспект

Культурология и искусствоведение

На почве этого противоречия кризис вакуум идеалов. Основные противоречия в культуре 17 века: Противоречия в развития национальных культур. Противоречия в экономической жизни неравномерное развитие стран. Противоречия художественной жизни.

Русский

2014-09-06

47 KB

0 чел.

КУЛЬТУРА  XVII  века

(конспект)

         Европейская история культуры основана на античном городе-полисе, на полисном генотипе.

         Его особенности:

  1.  моральное лидерство царей –  главенство, которое основано на авторитете и первенстве;
  2.  сообщество свободных собственников;
  3.  идеология свободных собственников (буржуазная составляющая полисного генотипа): «трудись и преуспеешь».

         На этой основе сложились характерные черты буржуазной культуры:

  1.  Антропоцентрический характер культуры, в основе которого мысль древнегреческого философа Протагора «Человек  есть  мера всех вещей». Христианство усилило этот антропоцентризм вниманием к внутреннему я. Отсюда – развитие самосознания. Самосознание понимается как особая реальность, которая реальнее, чем внешний мир. Отсюда – особое развитие свободы личности. Личностная свобода помается как исходный символ и становится основной ценностью западной культуры.
  2.  Инновационный  (инновация - «нововведение») характер культуры: общая ориентация на изменение привычного образа мыслей. Отсюда – формирование цивилизации техногенного типа.
  3.  Полицентризм властей: политическая, духовная власть сосредоточена в руках государства и церкви.
  4.  Дуализм механизмов детерминации. Проявился наиболее мощно в 19-20 вв. С одной стороны, человек – прострая функция, механизм. С другой стороны, человек – это свободная активная личность. На почве этого противоречия – кризис, «вакуум идеалов».
  5.  Христианские корни.

          Название Европа  восходит к языческой традиции, связано с античной мифологией. Впервые стало широко употребляться в период Возрождения, сначала – в антиклерикальных кругах. Потом европоцентризм становится характерен и для христианства. Очень долго религиозное сознание определяло «христианский мир» географическими рамками Европы. Само понятие Европа занимает большое место в западном сознании. Культуру называют и западной и европейской.

    17 век – самый неопределённый период в истории Европы Нового времени. Сам факт, что предшествующий период (Возрождение) и последующий период (Просвещение) получили свои названия изначально, а 17 век не был «назван», - уже замечателен (Ю.П.Виппер).

     Замечательно и то, что не получилось дать «имя» 17-ому веку и потом. Немецкий искусствовед Г.Вёльфлин впервые выявил историко-стилевую антитезу «Ренессанс – барокко», и в немецком искусствознании стало популярным определение 17 века  «Век барокко», но оно не прижилось. Историки Франции называли 17 в. «веком Людовика ХIV», философы – «веком картезианства», историки литературы – «веком классицизма».

      Одна из основных переходных черт 17 в. – он был «преддверием широкого перехода к мануфактурной системе производства, происходившего в 18 и 19 веках» (С.Лилли). Переход этот испытывал сопротивление и со стороны цеховых объединений ремесленников, и со стороны правительства.  

       Для преодоления этого сопротивления потребовались коренные политические перемены.  

      На первое место в культуре вышли религиозные конфликты (контрреформация, инквизиция). «В пламени этих костров сгорают мечты о всеобщем мире и согласии – рождается скептицизм» (Дж.Бернал).

       17 в. можно назвать временем «утраченных иллюзий».  Основная  черта эпохи – драматизм психологической, идеологической, эстетической жизни.

       17 в. начинается с разочарования в ренессансной вере в гермонию бытия, скептицизма и пессимизма.

       Художественным отражением антиренессансного  проторомантического сознания стали маньеризм и барокко. «Барокко – это стиль мышления и поведения людей  растерявшейся эпохи» (М.А.Барг).

      Тем не менее, для 17 в. характерны и поиски выхода из кризиса. В 17 в. вырабатывается эмпирико-сенсуалистическая и рационалистическая программы деятельности личности.  Эти тенденции максимально наглядно выражены знаменитым девизом родоначальника английской философии Ф.Бэкона «Знание – сила!» и тезисом французского философа Р.Декарта «Мыслю, следовательно существую».

       По мысли М.П.Бицилли, «человек Ренессанса был носителем одной, определённой, раз и навсегда данной virtu. Он, так сказать, звучал одноголосно», а у Монтеня, Шекспира, Сервантеса человек «является лоном, таящим в себе множество подчас противоречивых возможностей», что и приводит  к борьбе, драматическим столкновениям.  Поэтому – человек Возрождения «титан, но не герой», а человек 17 века – «великого века» - должен «превзойти себя, стать выше себя, пожертвовать собой».

      Таким образом, невозможно свести 17 в. к какому-то одному качеству. Он впервые в истории являет собой сущностно разнородную и остро конфликтную картину во всех сферах материальной, духовной и художественной деятельности.

17 век – это «переход внутри перехода». Многосторонний  и многоуровневый внутренний конфликт «станет законом жизни европейской культуры» (М.С.Каган).

17 век обнаруживает и доказывает нелинейный ход развития культуры. Роль 17 века во всех этих процессах – генетически основополагающая.

      

Основные противоречия в культуре 17 века:

  •  Противоречия в развития национальных культур. Культура не имеет единого знаменателя, а приобретает ярко выраженный национальный характер.
  •  Противоречия в экономической жизни, неравномерное развитие стран. На одном конце политического, экономического и идеологического «спектра» - Англия: приближающаяся промышленная революция, научные открытия И.Ньютона, материалистический эмпиризм Ф.Бэкона, гносеологическая и педагогическая концепция Дж.Локка, социология Т.Гоббса, трагедийный реализм В.Шекспира и др.На другом конце – феодальная допетровская Россия, скорее принадлежащая восточному типу культуры, чем западному. В центре – Франция, для которой характерно относительное равновесие феодальных основ и развивающихся буржуазных отношений, классическая форма абсолютизма в политике, рационализма в картезианской философии, классицизма в искусстве – т.е. – идеальная модель исторического перехода от феодализма к капитализму.
  •  Противоречия художественной жизни. Художественная картина мира 17 века представлена взаимодействиями трёх художественных форм: классицизма, барокко и реализма.

Характерные черты классицизма:

- центральная идея подчинение эгоистически-индивидуального идеально-общему, частного – гражданскому, чувства – долгу, эмоционального – рациональному, женственного – мужественному, интимного – возвышенному, гедонистического – героическому;

-  основная функция искусства – «поучать, развлекая»;

-  сюжет – подвиги героев, монархов, вождей, полководцев;

-  жёсткая иерархия жанров;

-  нормативный характер искусства;

- доминанта театра в словесно-зрелищных видах искусства и зодчества – в пространственных.

Характерные черты реализма:

- формирование системы реалистических жанров в литературе: комический/буржуазный/правдивый  роман;

-  зарождение жанра бытовой картины в живописи;

-  опрощение героев;

-  доминанта комических жанровых форм;

-  осознанная и последовательная связь с фольклором (комедия-дель-арте, лубок, частушка и т.п.);

- универсальная «портретность»: портреты людей, портреты животных (например, творчество П.Поттера), портреты вещей (натюрморты).

Характерные черты барокко:

-  религиозно-экстатическая стилевая доминанта;

-  гедонистически-игровая стилистика;

-  пессимистическое умонастроение;

-  элитарное эпикурейство.

  •  Противоречия в сфере нравственности. С одной стороны – стоическая мораль, порождённая интересами абсолютистской государственности, подчиняющей себе каждую личность (классицизм). С другой стороны – эпикурейская мораль, которую исповедуют герои реалистических произведений.
  •  Противоречия в сфере религиозной: наследие средневековья – инквизиции; наследие Возрождения -  пантеизм и деизм («естественная религия»);  религиозный индифферентизм и веротерпимость; религиозный фанатизм.
  •  Противоречия в педагогической теории. Три направления педагогической деятельности: научное образование, формирование добродетели (нравственное воспитание), религиозное воспитание (формирование благочестия).
  •  Противоречия механицизма и интуитивизма. Огромная роль географических открытий, которые смогли подготовить эпохальные научные открытия: Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон. «Механические знания стали механическим мировоззрением» (Б.Г.Кузнецов). Отсюда – переворот в самой методологии  мышления: мифологическое сознание переносило на материальные объекты природы духовные качества человека; научное сознание поступало наоборот: переносило на социальную, культурную, духовную сущность человека свойства и структуры материальных объектов. Так рождалась познавательная операция, которая в 19 в. будет названа «позитивистской редукцией» (т.е. сведение высшей формы бытия к низшей, сложного к простому).  Такое познание потребовало анализа: считалось, что целое можно разложить на части для удобства изучения, потом сложить, суммировать полученные знания и получить целое знание. Только 20 век смог понять, что целое больше составляющих его частей. Механицизм, аналитизм и – позже – программирование  появились во всех областях деятельности: литературе, искусстве, политической идеологии (испанская плутовская повесть, французский комический роман, групповой портрет).

Таким образом, 17 век не самодостаточен. Он может быть понят только при сопоставлении его с предшествующим временем (Возрождением) и последующим (Просвещением) – он  «передал эстафету» (М.С.Каган).  

17 век показывает культуре её возможности.

 

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56438. The Beatles Party 124.5 KB
  Objectives: to involve students in extra-curriculum activities to improve students’ speaking skills and pronunciation to practice listening comprehension to develop students’ knowledge of the world musical culture
56439. The Beauty of the World Is in Danger 90 KB
  We discussed the problem of pollution at our previous lesson. And we have found out that many species of animals and plants are in danger. Your task was to find some information about them. Read your reports, please.
56440. The City 42.5 KB
  Now you can see that the title of topic is “City” Today at our lesson we’ll be travel agency. Imagine yourself travel agents indefinite routes. We are expecting a tourist, who whoud like to visit Ukrainian cities and interesting places. Your task is to give him this information.
56441. История древнего мира. Древняя Месопотамия 82.5 KB
  В древней Месопотамии существовали крупные города-государства со сложным управлением, развитыми ремеслами, искусствами и торговыми связями. Это делало регион нестабильным, поскольку их правители враждовали за земли, торговые пути и влияние
56442. Профессия: Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования 497 KB
  Естественное освещение, являясь с физиологической точки зрения наиболее благоприятным для человека, не может полностью обеспечить его нормальную жизнедеятельность, поэтому еще в доисторические времена у людей возникла потребность в искусственном освещении.
56443. Тіла Обертання. Об’єм тіл обертання.. Розв’язування задач 2.9 MB
  Систематизувати й узагальнити знання з теми; відпрацювати навички розв’язування задач; розвивати логічне мислення, уміння аналізувати, просторову уяву,самостійність; виховувати інтерес до предмета.