67249

Феномен культурной глобализации

Лекция

Культурология и искусствоведение

20 век характеризуется как эпоха глобализации так как страны и государства перестали развиваться изолированно друг от друга события произошедшие в одной стране тут же получают отклик во всем мире. Некоторые ученые говорят о том что современный этап глобализации является отнюдь не первым.

Русский

2014-09-06

38 KB

9 чел.

  1.  Феномен культурной глобализации
  2.  Специфика диалога культур в начале 21 века.

1. 20 век характеризуется как эпоха глобализации, так как страны и государства перестали развиваться изолированно друг от друга, события, произошедшие в одной стране тут же получают отклик во всем мире. Ученые говорят, что благодаря стремительному развитию средств коммуникации «земной шар стал меньше», а любые расстояния короче. Поэтому в самом широком значении глобализацию понимают, как процесс интеграции человечества в единое целое. Для нее характерны:

  •  Интеграция национальных экономик (объединение национальных экономик). Возникновение наднациональных валют.
  •  Создание единых политических суперсистем.
  •  Развитие науки как планетарного феномена.
  •  Появление международных образовательных технологий.
  •  Универсализация культурных стандартов.

Некоторые ученые говорят о том, что современный этап глобализации является отнюдь не первым. В экономике ему предшествовало бурное капиталистическое развитие стран западной Европы 18-19 веков, прерванная Первой Мировой войной. Первый этап культурной глобализации обычно связывают с массовым распространением в средние века Христианства Ислама и Буддизма и превращения их в мировые религии.

Само понятие глобализация появляется в 80-х годах 20 века в работах американского социолога Т. Левита и британского социолога Р. Робертсона. Левит в осмыслении феномена глобализации делал акцент на ее экономической составляющей, рассматривая слияние рынков различных продуктов производимых ТНК. Робертсон разрабатывает концепцию глобализации культуры. Под глобализацией он понимает сжатие мера, превращение его «в единое место», за счет старания географических границ, кроме того он вводит термин глокализация, стремясь подчеркнуть единство глобального и локального. По его мнению это отнюдь не взаимоисключающие понятия. Глобализация всегда сопровождается локализацией, так как при контакте друг с другом локальные культуры всегда острее ощущают собственную самобытность. По мнению Робертсона глобализация не означает универсального распространения каких-либо социальных институтов и культурных символов. Глобализация – это некий вызов, на который должны ответить локальные культуры, а не поглощение западной культуры всего культурного многообразия, поэтому концепция Робертсона учитывает культурное своеобразие групп людей и утверждает некоторую автономность культуры от глобализационных процессов. Таким образом можно выделить положительные и отрицательные результаты глобализации; к положительным относятся:

  •  Развитие международной торговли привело к повышению доходов населения, созданию социальной мобильности и способствовало укреплению среднего класса.
  •  Новые информационных коммуникации технологии (ИКТ) способствуют увеличению контактов представителей разных стран, культур, этносов и упрощению процесса общения.
  •  Общество стало более гибким, открытым к диалогу, начался активный процесс обмена опытом, распространение знаний и достижений.

Негативные последствия глобализации:

  •  Из-за неограниченной деятельности ТНК ухудшается состояние окружающей среды, что способствует развитие угрозы глобальных экологических катастроф.
  •  Возникают экономические диспропорции, так как уровень жизни в различных регионах резко отличается и при этом кризис в одной стране влечет за собой кризис в другой стране.
  •  Увеличение информационных потоков ставит проблему сохранения и передачи культурного наследия, еще более острая проблема – это сохранение цифрового культурного наследия.
  •  Распространение одинаковых культурных образцов опасно потерей культурной самобытности или идентичности, то есть утрата национального языка, традиций и обычаев.
  •  Несмотря на все прогнозы специалистов о быстром стирании границ между культурами в реальности это происходит довольно медленно, кроме того важно понимать, что различия между культурами – это один из источников в многообразии исторического процесса, поликультурность мира должна стать не поводом для конфликтов.

Источником формирования мультикультурного мира, в котором каждая культура уникальна, самобытна и готова к диалогу с другими, термин мультикультурализм появляется в 60-х годах 20 века в Канаде. Для обозначения состояния этнокультурного, расового разнообразия населения страны, а в 70-х годах он получает массовое распространение. Концепция мультикультурализма предполагает интеграцию культур без их ассимиляции, то есть в границах одного государства или мира в целом сосуществуют различные этнокультурные и конфессиональные образования, которые имеют право на публичную демонстрацию и сохранение своих особенных черт и образа жизни. Однако нередко, мультикультурализм, как идеология взаимодействия разных культур сталкивается с проблемой конфликта между ними. Американский политолог Сэмуил Хангтингктон назвал столкновение интересов по признаку культурных различий «столкновением цивилизацией».  Специалисты считают, что преодолеть это столкновение можно с помощью диалога  между культурами и развития толерантного сознания.

2.  Культурные конфликты современного мира делают актуальной проблему диалога между культурами. В философской и культурологической литературе данную проблему освещали М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Владимир Библер, Мартин Бубер. (Библер, Бубер и Бахтин). Все они подчеркивали , что в 20 веке окончательно закрепляется идея поликультурности мира, а мировая культура понимается как совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые нельзя ранжировать по принципу высокие – низкие, развитые – неразвитые, нет отставших культур, есть просто другие культуры, поэтому развитие человечества должно пониматься как диалог между этими культурами в ходе которого будет вырабатываться единство. Человечество становится единым через взаимное обогащение идеями, изобретениями, то, что создано одной культурой рано или поздно может стать всеобщим достоянием. Сейчас практически невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы воздействия со стороны культур других народов, при этом диалог культур может происходить как в рамках одного полиэтничного государства, так и в рамках всего человечества. Важное его условие – это диалог разных, но равных, при котором сохраняется дистанция между ними. Благодаря этому не происходит утрата собственной культурной идентичности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54992. Потребление и сбережение. Факторы, определяющие уровень и динамику потребления, и сбережения 18.45 KB
  Изменение величины потребления вследствие изменений в доходе называется предельной склонностью к потреблению, т. е. это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменениям потребления.
54993. Подготовка учителя к уроку истории. Тематическое и поурочное планирование. Определение целей урока 68.5 KB
  Годовой план – расположение учебного материала по четвертям. Чтобы составить годовой план, учитель должен изучить учебную программу, учесть число недель в каждой четверти и число учеников в каждом классе. При составлении годового плана учитель должен предусмотреть определенный резерв времени
54994. Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся 82.5 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с признаками сложноподчинённых предложений с придаточными причины и цели научить находить в тексте и самостоятельно конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели отрабатывая пунктуационные навыки. Знать: признаки сложноподчинённых предложений с придаточными причины и цели. Уметь: находить в тексте правильно расставлять знаки препинания и самостоятельно конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными причины...
54995. Подорож до весняного лісу 43.5 KB
  Під спокійну музику заходять діти у кімнати. Вихователь: Діти нам час вирушати на прогулянку до лісу діти йдуть по канату один за одним звучить аудіо запис співу птахів. Діти що за звуки ви почули Спів пташок Чому радіють пташки Тому що наступила весна Діти підходять до дерева на якому сидять граки а також шпак біля шпаківні. Шпак Діти а хто знає вірш про шпака Дитина : Прилетіли шпаки дорогі співаки Прилетіли весну зустрічати У шпаківнях нових...
54996. Подорож нашою країною 45.5 KB
  Програмовий зміст: формувати уявлення дітей про нашу державу, місто, право людей на вибір місця проживання. Закріпити та поглибити знання дітей про Україну; розширити знання про народні символи, річки, гори, моря, українську мову, професії (гончар, швачка, вишивальниця), український посуд та національний одяг.
54997. Казкова подорож (з використанням казок В. Сухомлинського) 43 KB
  Матеріал: малюнок із зображенням весняних квітів метелик аркуші з завданням з зображенням метеликів і бджілосінні листочки сніжинка склянки з водою та соломинки по кількості дітей сніжки корзина амулети серветки. Відповіді дітей слідкувати щоб діти відповідали повним реченням вірно вимовляли...
54998. Подорож до зимового лісу 37 KB
  Програмовий зміст: продовжувати ознайомлення малят з особливостями зимової пори року; розширити знання про зміни в природі, пов’язані з приходом зими. Розширити та узагальнити знання дітей про диких тварин, вміння виділяти й характеризувати особливості зовнішнього вигляду, способу їх життя.
54999. Рушаймо в подорож цікаву, рушаймо й пізнаваймо світ... Франція 41 KB
  На відміну від традиційного підходу до вивчення іноземних мов в межах окремої країни, сучасний вчитель має враховувати відношення України з іншими країнами світу та її спрямованість в європейську співдружність.
55000. ЦІКАВИМИ СТЕЖИНАМИ ПО КРАЇНІ МІЦНОГО ЗДОРОВ’Я 191.5 KB
  Мета: виховувати у дітей ціннісне ставлення до власного здоровя та стимулювати бажання дбати про нього; сприяти усвідомленню учнями необхідності ведення здорового способу життя; нагадати корисні звички які допоможуть зміцнити здоровя; прищеплювати інтерес до занять фізичною культурою і спортом.