67249

Феномен культурной глобализации

Лекция

Культурология и искусствоведение

20 век характеризуется как эпоха глобализации так как страны и государства перестали развиваться изолированно друг от друга события произошедшие в одной стране тут же получают отклик во всем мире. Некоторые ученые говорят о том что современный этап глобализации является отнюдь не первым.

Русский

2014-09-06

38 KB

8 чел.

  1.  Феномен культурной глобализации
  2.  Специфика диалога культур в начале 21 века.

1. 20 век характеризуется как эпоха глобализации, так как страны и государства перестали развиваться изолированно друг от друга, события, произошедшие в одной стране тут же получают отклик во всем мире. Ученые говорят, что благодаря стремительному развитию средств коммуникации «земной шар стал меньше», а любые расстояния короче. Поэтому в самом широком значении глобализацию понимают, как процесс интеграции человечества в единое целое. Для нее характерны:

  •  Интеграция национальных экономик (объединение национальных экономик). Возникновение наднациональных валют.
  •  Создание единых политических суперсистем.
  •  Развитие науки как планетарного феномена.
  •  Появление международных образовательных технологий.
  •  Универсализация культурных стандартов.

Некоторые ученые говорят о том, что современный этап глобализации является отнюдь не первым. В экономике ему предшествовало бурное капиталистическое развитие стран западной Европы 18-19 веков, прерванная Первой Мировой войной. Первый этап культурной глобализации обычно связывают с массовым распространением в средние века Христианства Ислама и Буддизма и превращения их в мировые религии.

Само понятие глобализация появляется в 80-х годах 20 века в работах американского социолога Т. Левита и британского социолога Р. Робертсона. Левит в осмыслении феномена глобализации делал акцент на ее экономической составляющей, рассматривая слияние рынков различных продуктов производимых ТНК. Робертсон разрабатывает концепцию глобализации культуры. Под глобализацией он понимает сжатие мера, превращение его «в единое место», за счет старания географических границ, кроме того он вводит термин глокализация, стремясь подчеркнуть единство глобального и локального. По его мнению это отнюдь не взаимоисключающие понятия. Глобализация всегда сопровождается локализацией, так как при контакте друг с другом локальные культуры всегда острее ощущают собственную самобытность. По мнению Робертсона глобализация не означает универсального распространения каких-либо социальных институтов и культурных символов. Глобализация – это некий вызов, на который должны ответить локальные культуры, а не поглощение западной культуры всего культурного многообразия, поэтому концепция Робертсона учитывает культурное своеобразие групп людей и утверждает некоторую автономность культуры от глобализационных процессов. Таким образом можно выделить положительные и отрицательные результаты глобализации; к положительным относятся:

  •  Развитие международной торговли привело к повышению доходов населения, созданию социальной мобильности и способствовало укреплению среднего класса.
  •  Новые информационных коммуникации технологии (ИКТ) способствуют увеличению контактов представителей разных стран, культур, этносов и упрощению процесса общения.
  •  Общество стало более гибким, открытым к диалогу, начался активный процесс обмена опытом, распространение знаний и достижений.

Негативные последствия глобализации:

  •  Из-за неограниченной деятельности ТНК ухудшается состояние окружающей среды, что способствует развитие угрозы глобальных экологических катастроф.
  •  Возникают экономические диспропорции, так как уровень жизни в различных регионах резко отличается и при этом кризис в одной стране влечет за собой кризис в другой стране.
  •  Увеличение информационных потоков ставит проблему сохранения и передачи культурного наследия, еще более острая проблема – это сохранение цифрового культурного наследия.
  •  Распространение одинаковых культурных образцов опасно потерей культурной самобытности или идентичности, то есть утрата национального языка, традиций и обычаев.
  •  Несмотря на все прогнозы специалистов о быстром стирании границ между культурами в реальности это происходит довольно медленно, кроме того важно понимать, что различия между культурами – это один из источников в многообразии исторического процесса, поликультурность мира должна стать не поводом для конфликтов.

Источником формирования мультикультурного мира, в котором каждая культура уникальна, самобытна и готова к диалогу с другими, термин мультикультурализм появляется в 60-х годах 20 века в Канаде. Для обозначения состояния этнокультурного, расового разнообразия населения страны, а в 70-х годах он получает массовое распространение. Концепция мультикультурализма предполагает интеграцию культур без их ассимиляции, то есть в границах одного государства или мира в целом сосуществуют различные этнокультурные и конфессиональные образования, которые имеют право на публичную демонстрацию и сохранение своих особенных черт и образа жизни. Однако нередко, мультикультурализм, как идеология взаимодействия разных культур сталкивается с проблемой конфликта между ними. Американский политолог Сэмуил Хангтингктон назвал столкновение интересов по признаку культурных различий «столкновением цивилизацией».  Специалисты считают, что преодолеть это столкновение можно с помощью диалога  между культурами и развития толерантного сознания.

2.  Культурные конфликты современного мира делают актуальной проблему диалога между культурами. В философской и культурологической литературе данную проблему освещали М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Владимир Библер, Мартин Бубер. (Библер, Бубер и Бахтин). Все они подчеркивали , что в 20 веке окончательно закрепляется идея поликультурности мира, а мировая культура понимается как совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые нельзя ранжировать по принципу высокие – низкие, развитые – неразвитые, нет отставших культур, есть просто другие культуры, поэтому развитие человечества должно пониматься как диалог между этими культурами в ходе которого будет вырабатываться единство. Человечество становится единым через взаимное обогащение идеями, изобретениями, то, что создано одной культурой рано или поздно может стать всеобщим достоянием. Сейчас практически невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы воздействия со стороны культур других народов, при этом диалог культур может происходить как в рамках одного полиэтничного государства, так и в рамках всего человечества. Важное его условие – это диалог разных, но равных, при котором сохраняется дистанция между ними. Благодаря этому не происходит утрата собственной культурной идентичности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6444. Влияние деятельности николаевского чугунолитейного, железоделательного и механического завода на индустриальное развитие и становление социума г. Братска и иркутской области 45.27 KB
  Влияние деятельности николаевского чугунолитейного, железоделательного и механического завода на индустриальное развитие и становление социума г. Братска и иркутской области. Никто не оспаривает широкоизвестный очевидный факт о том, что корни нынешн...
6445. Древние строительные технологии Сибири 27.33 KB
  Древние строительные технологии Сибири Первые стоянки древнего человека в Сибири относятся еще к эпохе палеолита(а это около 2 млн. лет назад). Довольно тяжело себе это представить, но это именно так. Но, отнюдь, древний человек жил не в пещерах, а...
6446. Познание мира человеком сквозь призму философии техники и технического прогресса 27.15 KB
  Познание мира человеком сквозь призму философии техники и технического прогресса Познание мира представляет собой все усложняющийся процесс не только преодоления неведомого и накопления истинных знаний, это процесс, сопровождающийся включением в себ...
6447. Адаптация таджикских мигрантов в г. Шелехове иркутской области 27.78 KB
  Адаптация таджикских мигрантов в г. Шелехове иркутской области В конце XX столетия миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалого размаха. Человечество пережило массовое переселение, которого никогда прежде не видела...
6448. Анализ жизненной стратегии студенческой молодёжи г. Иркутска (по результатам социологического исследования) 30.93 KB
  Анализ жизненной стратегии студенческой молодёжи г. Иркутска (по результатам социологического исследования) Формирование жизненной стратегии можно определить как сознательный и творческий процесс выстраивания человеком своего будущего, основанный на...
6449. Анализ семейных ценностей современной российской молодежи 25.94 KB
  Анализ семейных ценностей современной российской молодежи Для большинства людей семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно. Бо...
6450. Изменение визуального образа семьи: Анализ фотографий 26.55 KB
  Изменение визуального образа семьи: Анализ фотографий В современное время, благодаря развитию информационных технологий, существует огромное множество семейных фотографий. При этом мало кто задумывается, как раньше запечатляли свою жизнь на фо...
6451. Конфликты в повседневной студенческой жизни 32.81 KB
  Конфликты в повседневной студенческой жизни Человек - коллективное существо и нуждается в общении с другим. Тем не менее, в повседневной жизни возникают конфликты различной сложности и направленности. А.Г. Здравомыслов в своей книге Соц...
6452. Мифы в семье: социологический анализ 33.21 KB
  Мифы в семье: социологический анализ Под мифом часто понимают рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Социальная функция мифа при этом не всегда одинакова и зависит от степени культуры народа. В соврем...