67249

Феномен культурной глобализации

Лекция

Культурология и искусствоведение

20 век характеризуется как эпоха глобализации так как страны и государства перестали развиваться изолированно друг от друга события произошедшие в одной стране тут же получают отклик во всем мире. Некоторые ученые говорят о том что современный этап глобализации является отнюдь не первым.

Русский

2014-09-06

38 KB

10 чел.

  1.  Феномен культурной глобализации
  2.  Специфика диалога культур в начале 21 века.

1. 20 век характеризуется как эпоха глобализации, так как страны и государства перестали развиваться изолированно друг от друга, события, произошедшие в одной стране тут же получают отклик во всем мире. Ученые говорят, что благодаря стремительному развитию средств коммуникации «земной шар стал меньше», а любые расстояния короче. Поэтому в самом широком значении глобализацию понимают, как процесс интеграции человечества в единое целое. Для нее характерны:

  •  Интеграция национальных экономик (объединение национальных экономик). Возникновение наднациональных валют.
  •  Создание единых политических суперсистем.
  •  Развитие науки как планетарного феномена.
  •  Появление международных образовательных технологий.
  •  Универсализация культурных стандартов.

Некоторые ученые говорят о том, что современный этап глобализации является отнюдь не первым. В экономике ему предшествовало бурное капиталистическое развитие стран западной Европы 18-19 веков, прерванная Первой Мировой войной. Первый этап культурной глобализации обычно связывают с массовым распространением в средние века Христианства Ислама и Буддизма и превращения их в мировые религии.

Само понятие глобализация появляется в 80-х годах 20 века в работах американского социолога Т. Левита и британского социолога Р. Робертсона. Левит в осмыслении феномена глобализации делал акцент на ее экономической составляющей, рассматривая слияние рынков различных продуктов производимых ТНК. Робертсон разрабатывает концепцию глобализации культуры. Под глобализацией он понимает сжатие мера, превращение его «в единое место», за счет старания географических границ, кроме того он вводит термин глокализация, стремясь подчеркнуть единство глобального и локального. По его мнению это отнюдь не взаимоисключающие понятия. Глобализация всегда сопровождается локализацией, так как при контакте друг с другом локальные культуры всегда острее ощущают собственную самобытность. По мнению Робертсона глобализация не означает универсального распространения каких-либо социальных институтов и культурных символов. Глобализация – это некий вызов, на который должны ответить локальные культуры, а не поглощение западной культуры всего культурного многообразия, поэтому концепция Робертсона учитывает культурное своеобразие групп людей и утверждает некоторую автономность культуры от глобализационных процессов. Таким образом можно выделить положительные и отрицательные результаты глобализации; к положительным относятся:

  •  Развитие международной торговли привело к повышению доходов населения, созданию социальной мобильности и способствовало укреплению среднего класса.
  •  Новые информационных коммуникации технологии (ИКТ) способствуют увеличению контактов представителей разных стран, культур, этносов и упрощению процесса общения.
  •  Общество стало более гибким, открытым к диалогу, начался активный процесс обмена опытом, распространение знаний и достижений.

Негативные последствия глобализации:

  •  Из-за неограниченной деятельности ТНК ухудшается состояние окружающей среды, что способствует развитие угрозы глобальных экологических катастроф.
  •  Возникают экономические диспропорции, так как уровень жизни в различных регионах резко отличается и при этом кризис в одной стране влечет за собой кризис в другой стране.
  •  Увеличение информационных потоков ставит проблему сохранения и передачи культурного наследия, еще более острая проблема – это сохранение цифрового культурного наследия.
  •  Распространение одинаковых культурных образцов опасно потерей культурной самобытности или идентичности, то есть утрата национального языка, традиций и обычаев.
  •  Несмотря на все прогнозы специалистов о быстром стирании границ между культурами в реальности это происходит довольно медленно, кроме того важно понимать, что различия между культурами – это один из источников в многообразии исторического процесса, поликультурность мира должна стать не поводом для конфликтов.

Источником формирования мультикультурного мира, в котором каждая культура уникальна, самобытна и готова к диалогу с другими, термин мультикультурализм появляется в 60-х годах 20 века в Канаде. Для обозначения состояния этнокультурного, расового разнообразия населения страны, а в 70-х годах он получает массовое распространение. Концепция мультикультурализма предполагает интеграцию культур без их ассимиляции, то есть в границах одного государства или мира в целом сосуществуют различные этнокультурные и конфессиональные образования, которые имеют право на публичную демонстрацию и сохранение своих особенных черт и образа жизни. Однако нередко, мультикультурализм, как идеология взаимодействия разных культур сталкивается с проблемой конфликта между ними. Американский политолог Сэмуил Хангтингктон назвал столкновение интересов по признаку культурных различий «столкновением цивилизацией».  Специалисты считают, что преодолеть это столкновение можно с помощью диалога  между культурами и развития толерантного сознания.

2.  Культурные конфликты современного мира делают актуальной проблему диалога между культурами. В философской и культурологической литературе данную проблему освещали М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Владимир Библер, Мартин Бубер. (Библер, Бубер и Бахтин). Все они подчеркивали , что в 20 веке окончательно закрепляется идея поликультурности мира, а мировая культура понимается как совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые нельзя ранжировать по принципу высокие – низкие, развитые – неразвитые, нет отставших культур, есть просто другие культуры, поэтому развитие человечества должно пониматься как диалог между этими культурами в ходе которого будет вырабатываться единство. Человечество становится единым через взаимное обогащение идеями, изобретениями, то, что создано одной культурой рано или поздно может стать всеобщим достоянием. Сейчас практически невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы воздействия со стороны культур других народов, при этом диалог культур может происходить как в рамках одного полиэтничного государства, так и в рамках всего человечества. Важное его условие – это диалог разных, но равных, при котором сохраняется дистанция между ними. Благодаря этому не происходит утрата собственной культурной идентичности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81752. Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии 19 века 29.57 KB
  Таков и мцыри и лирический герой стих. Парус Лермонтовский герой герой романтический мятежный поэтому страсти его всегда максимально накалены а его внутренний мир чрезвычайно сложен. Лирический герой противопоставляет себя обществу и оно не приемлет его. герой одинок как и парус в тумане моря голубом как Демон.
81753. Жанровое своеобразие и идейное звучание «Слова о полку Игореве» Связь «Слова…» с устным народным творчеством 32.87 KB
  Определив хронологический диапазонсвоего повествования от старого Владимира до нынешнего Игоря автор рассказывает о дерзком замысле Игоря навести свои полки на Половецкую землю испити шеломом Дону. В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и Буй Тура Всеволода восторженно характеризует удалых кметей воинов курян. И хотя описывается первая победа принесшая русским князьям богатые трофеи автор вновь возвращается к теме грозных предзнаменований грядущего поражения кровавыя зори свет поведают черные тучи с моря идут...
81754. Тема любви и смерти в прозе И.А.Бунина 31.39 KB
  Бунина на примере одного произведения Рассказы Бунина о любви это повествование о ее загадочной ускользающей природе о тайне женской души которая томится жаждой любить но никогда не полюбит. Исход любви; по Бунину всегда трагичен В повести Митина любовь героя преследует романс Рубинштейна на слова Генриха Гейне: Я из рода бедных Азров Полюбив мы умираем. МуромцеваБунин а в книге Жизнь Бунина пишет о том что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса который услышал в юношеском возрасте и в Митиной любви...
81755. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века 31.76 KB
  Выражением концепции исторического пути народа или государства Н. Бричка Чичикова символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги по которым эта бричка колесит не только реалистическая картина российского бездорожья но и символ кривого пути национального развития. Птицатройка символ национальной стихии русской жизни символ великого пути России в мировом масштабе.
81756. Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Особенности языка и стиха пьесы 36.33 KB
  В комедии Горе от ума кто умное действующее лицо ответ: Грибоедов А знаешь ли что такое Чацкий Пылкий благородный и добрый малый проведший несколько времени с очень умным человеком именно с Грибоедовым и напитавшийся его мыслями остротами и сатирическими замечаниями. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Ими заканчивается их время а Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь ум.
81757. Герои и проблематика одного из произведений А. И. Куприна 38.21 KB
  Куприна. Куприн пишет на эту тему повесть Олеся. Куприн наделяет ее ярким характером. Поэтизируя жизнь не ограниченную современными социальными культурными рамками Куприн стремился показать явные преимущества естественного человека в котором он видел духовные качества утраченные в цивилизованном обществе.
81758. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы 35.02 KB
  В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни которая предстает перед нами серой бесприютной опустошенной. Пьянство сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему что не касается материальной стороны их жалкой жизни и грозят привести к тому что обнищавшее село вотвот рухнет развалится. является Матрена одинокая хозяйка дома где снимает комнату герой рассказа женщина с интересной но невероятно сложной и несчастливой...
81759. Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 32.7 KB
  Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национальнопатриотического подъема вызванного войной 1812г. Другим явлением определившим духовное и нравственное развитие Пушкина было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи в дальнейшем движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева сочинения французских просветителей ХУШ века.
81760. Проблема добра и зла в прозе Л. Андреева ( на примере одного произведения 30.42 KB
  Образы и мотивы Нового завета проблему отношений идеала и действительности героя и толпы истинной и неистинной любви Андреев разработал и в рассказе Иуда Искариот 1907. Иуда верит Христу но сознает что он как идеал не будет понят человечеством. Предатель предстает у Андреева фигурой глубоко трагической: Иуда хочет чтобы люди уверовали в Христа но для этого толпе нужно чудо воскресение после мученической смерти. В трактовке Андреева предавая и принимая на себя навеки имя предателя Иуда спасает дело Христа.