67249

Феномен культурной глобализации

Лекция

Культурология и искусствоведение

20 век характеризуется как эпоха глобализации так как страны и государства перестали развиваться изолированно друг от друга события произошедшие в одной стране тут же получают отклик во всем мире. Некоторые ученые говорят о том что современный этап глобализации является отнюдь не первым.

Русский

2014-09-06

38 KB

10 чел.

  1.  Феномен культурной глобализации
  2.  Специфика диалога культур в начале 21 века.

1. 20 век характеризуется как эпоха глобализации, так как страны и государства перестали развиваться изолированно друг от друга, события, произошедшие в одной стране тут же получают отклик во всем мире. Ученые говорят, что благодаря стремительному развитию средств коммуникации «земной шар стал меньше», а любые расстояния короче. Поэтому в самом широком значении глобализацию понимают, как процесс интеграции человечества в единое целое. Для нее характерны:

  •  Интеграция национальных экономик (объединение национальных экономик). Возникновение наднациональных валют.
  •  Создание единых политических суперсистем.
  •  Развитие науки как планетарного феномена.
  •  Появление международных образовательных технологий.
  •  Универсализация культурных стандартов.

Некоторые ученые говорят о том, что современный этап глобализации является отнюдь не первым. В экономике ему предшествовало бурное капиталистическое развитие стран западной Европы 18-19 веков, прерванная Первой Мировой войной. Первый этап культурной глобализации обычно связывают с массовым распространением в средние века Христианства Ислама и Буддизма и превращения их в мировые религии.

Само понятие глобализация появляется в 80-х годах 20 века в работах американского социолога Т. Левита и британского социолога Р. Робертсона. Левит в осмыслении феномена глобализации делал акцент на ее экономической составляющей, рассматривая слияние рынков различных продуктов производимых ТНК. Робертсон разрабатывает концепцию глобализации культуры. Под глобализацией он понимает сжатие мера, превращение его «в единое место», за счет старания географических границ, кроме того он вводит термин глокализация, стремясь подчеркнуть единство глобального и локального. По его мнению это отнюдь не взаимоисключающие понятия. Глобализация всегда сопровождается локализацией, так как при контакте друг с другом локальные культуры всегда острее ощущают собственную самобытность. По мнению Робертсона глобализация не означает универсального распространения каких-либо социальных институтов и культурных символов. Глобализация – это некий вызов, на который должны ответить локальные культуры, а не поглощение западной культуры всего культурного многообразия, поэтому концепция Робертсона учитывает культурное своеобразие групп людей и утверждает некоторую автономность культуры от глобализационных процессов. Таким образом можно выделить положительные и отрицательные результаты глобализации; к положительным относятся:

  •  Развитие международной торговли привело к повышению доходов населения, созданию социальной мобильности и способствовало укреплению среднего класса.
  •  Новые информационных коммуникации технологии (ИКТ) способствуют увеличению контактов представителей разных стран, культур, этносов и упрощению процесса общения.
  •  Общество стало более гибким, открытым к диалогу, начался активный процесс обмена опытом, распространение знаний и достижений.

Негативные последствия глобализации:

  •  Из-за неограниченной деятельности ТНК ухудшается состояние окружающей среды, что способствует развитие угрозы глобальных экологических катастроф.
  •  Возникают экономические диспропорции, так как уровень жизни в различных регионах резко отличается и при этом кризис в одной стране влечет за собой кризис в другой стране.
  •  Увеличение информационных потоков ставит проблему сохранения и передачи культурного наследия, еще более острая проблема – это сохранение цифрового культурного наследия.
  •  Распространение одинаковых культурных образцов опасно потерей культурной самобытности или идентичности, то есть утрата национального языка, традиций и обычаев.
  •  Несмотря на все прогнозы специалистов о быстром стирании границ между культурами в реальности это происходит довольно медленно, кроме того важно понимать, что различия между культурами – это один из источников в многообразии исторического процесса, поликультурность мира должна стать не поводом для конфликтов.

Источником формирования мультикультурного мира, в котором каждая культура уникальна, самобытна и готова к диалогу с другими, термин мультикультурализм появляется в 60-х годах 20 века в Канаде. Для обозначения состояния этнокультурного, расового разнообразия населения страны, а в 70-х годах он получает массовое распространение. Концепция мультикультурализма предполагает интеграцию культур без их ассимиляции, то есть в границах одного государства или мира в целом сосуществуют различные этнокультурные и конфессиональные образования, которые имеют право на публичную демонстрацию и сохранение своих особенных черт и образа жизни. Однако нередко, мультикультурализм, как идеология взаимодействия разных культур сталкивается с проблемой конфликта между ними. Американский политолог Сэмуил Хангтингктон назвал столкновение интересов по признаку культурных различий «столкновением цивилизацией».  Специалисты считают, что преодолеть это столкновение можно с помощью диалога  между культурами и развития толерантного сознания.

2.  Культурные конфликты современного мира делают актуальной проблему диалога между культурами. В философской и культурологической литературе данную проблему освещали М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Владимир Библер, Мартин Бубер. (Библер, Бубер и Бахтин). Все они подчеркивали , что в 20 веке окончательно закрепляется идея поликультурности мира, а мировая культура понимается как совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые нельзя ранжировать по принципу высокие – низкие, развитые – неразвитые, нет отставших культур, есть просто другие культуры, поэтому развитие человечества должно пониматься как диалог между этими культурами в ходе которого будет вырабатываться единство. Человечество становится единым через взаимное обогащение идеями, изобретениями, то, что создано одной культурой рано или поздно может стать всеобщим достоянием. Сейчас практически невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы воздействия со стороны культур других народов, при этом диалог культур может происходить как в рамках одного полиэтничного государства, так и в рамках всего человечества. Важное его условие – это диалог разных, но равных, при котором сохраняется дистанция между ними. Благодаря этому не происходит утрата собственной культурной идентичности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53120. Розв’язування прикладних задач по темі «Об’єми та площі поверхонь геометричних тіл» 7.5 MB
  Які властивості має паралелепіпед Які види паралелепіпедів ви знаєте Які властивості має прямокутний паралелепіпед Чому дорівнює площа бічної поверхні площа повної поверхні та обєм призми Знайти площу повної поверхні та обєми фігур. Що називається віссю та апофемою правильної піраміди Чому дорівнює площа бічної поверхні площа повної поверхні та обєм піраміди Знайти площу повної поверхні та обєми фігури. Чому дорівнює площа бічної площа повної поверхні та обєм циліндра Знайдіть площу повної поверхні та обєм...
53121. Чотирикутники 174 KB
  Чотирикутник у якого протилежні сторони паралельні Паралелограм 4. Паралелограм у якого всі сторони рівні Ромб 6. Паралелограм у якого всі кути прямі Прямокутник . Інших чотирикутників не знали пізніше їх класифікували на паралелограми ромби прямокутники.
53122. Трапеція та її властивості. Геометрія (8 клас) 365.5 KB
  Мета: Сформувати в учнів поняття трапеції її елементів розглянути означення рівнобічної та прямокутної трапеції зміст властивостей кутів трапеції прилеглих до бічної сторони та кутів та діагоналей рівнобічної трапеції. Формувати вміння: відтворювати вивчені твердження; за готовими рисунками знаходити елементи трапеції; розвязувати найпростіші задачі на обчислення. План вивчення нового матеріалу Означення трапеції її елементи Властивості кутів трапеції прилеглих до бічних сторін; висот...
53123. Розв’язування трикутників 214.5 KB
  Мета: формувати вміння і навички розвязування трикутника за трьома його основними елементами; повторити теореми синусів косинусів та наслідки з них; повторити основні типи задач на обчислення елементів довільних трикутників; розвивати пошукову пізнавальну активність учнів логічне мислення уяву звязне мовлення; виховувати самостійність наполегливість впевненість у собі інтерес до предмету. Сторону трикутника пропорційні до синусів протилежних кутів теорема синусів. Квадрат сторони трикутника дорівнює сумі...
53125. Збірник завдань для тематичної атестації з геометрії для класів з поглибленим вивченням математики. Геометрія 8 клас 1.3 MB
  Збірник є дидактичним матеріалом з геометрії для 8 класу з поглибленим вивченням математики. Він містить 8 контрольних робіт в двох варіантах, за структурою наближених до атестаційної роботи в 9 класі.
53126. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 173 KB
  Карточки-задания при изучении темы Экономические районы Украины 9 класс Карточка №1 1. Карточка №2 1. Самый высокий уровень социально-экономического развития у района: а Северо-Восточного; б Приднепровского; в Донецкого Карточка №3 1 Проведите примерную границу между областями. Каковы...
53127. Einkufe und Ernährung. Wiederholung 29.5 KB
  Wir haben schon viel an diesem Thema gearbeitet und heute veranstalten wir an der Stunde einen Wettbewerb. Ich teile die Klasse in zwei Mannschaften und ihr erfüllt im Laufe der Stunde verschiedene Aufgaben. F?r jede richtige Aufgabe bekommt ihr einen Punkt. Welche Mannschaft hat mehr Punkten (B?lle), ist der Sieger.
53128. Збірник граматичних вправ з німецької мови для 6 класу 440.5 KB
  Sie waren jung und hatten Spaß! Präsens Heute bin ich alt und habe graue Haare. Perfekt Ich bin auch mal jung gewesen und habe keine grauen Haare gehabt. Präteritum Ich war auch mal jung und hatte keine grauen Haare.