67249

Феномен культурной глобализации

Лекция

Культурология и искусствоведение

20 век характеризуется как эпоха глобализации так как страны и государства перестали развиваться изолированно друг от друга события произошедшие в одной стране тут же получают отклик во всем мире. Некоторые ученые говорят о том что современный этап глобализации является отнюдь не первым.

Русский

2014-09-06

38 KB

7 чел.

  1.  Феномен культурной глобализации
  2.  Специфика диалога культур в начале 21 века.

1. 20 век характеризуется как эпоха глобализации, так как страны и государства перестали развиваться изолированно друг от друга, события, произошедшие в одной стране тут же получают отклик во всем мире. Ученые говорят, что благодаря стремительному развитию средств коммуникации «земной шар стал меньше», а любые расстояния короче. Поэтому в самом широком значении глобализацию понимают, как процесс интеграции человечества в единое целое. Для нее характерны:

  •  Интеграция национальных экономик (объединение национальных экономик). Возникновение наднациональных валют.
  •  Создание единых политических суперсистем.
  •  Развитие науки как планетарного феномена.
  •  Появление международных образовательных технологий.
  •  Универсализация культурных стандартов.

Некоторые ученые говорят о том, что современный этап глобализации является отнюдь не первым. В экономике ему предшествовало бурное капиталистическое развитие стран западной Европы 18-19 веков, прерванная Первой Мировой войной. Первый этап культурной глобализации обычно связывают с массовым распространением в средние века Христианства Ислама и Буддизма и превращения их в мировые религии.

Само понятие глобализация появляется в 80-х годах 20 века в работах американского социолога Т. Левита и британского социолога Р. Робертсона. Левит в осмыслении феномена глобализации делал акцент на ее экономической составляющей, рассматривая слияние рынков различных продуктов производимых ТНК. Робертсон разрабатывает концепцию глобализации культуры. Под глобализацией он понимает сжатие мера, превращение его «в единое место», за счет старания географических границ, кроме того он вводит термин глокализация, стремясь подчеркнуть единство глобального и локального. По его мнению это отнюдь не взаимоисключающие понятия. Глобализация всегда сопровождается локализацией, так как при контакте друг с другом локальные культуры всегда острее ощущают собственную самобытность. По мнению Робертсона глобализация не означает универсального распространения каких-либо социальных институтов и культурных символов. Глобализация – это некий вызов, на который должны ответить локальные культуры, а не поглощение западной культуры всего культурного многообразия, поэтому концепция Робертсона учитывает культурное своеобразие групп людей и утверждает некоторую автономность культуры от глобализационных процессов. Таким образом можно выделить положительные и отрицательные результаты глобализации; к положительным относятся:

  •  Развитие международной торговли привело к повышению доходов населения, созданию социальной мобильности и способствовало укреплению среднего класса.
  •  Новые информационных коммуникации технологии (ИКТ) способствуют увеличению контактов представителей разных стран, культур, этносов и упрощению процесса общения.
  •  Общество стало более гибким, открытым к диалогу, начался активный процесс обмена опытом, распространение знаний и достижений.

Негативные последствия глобализации:

  •  Из-за неограниченной деятельности ТНК ухудшается состояние окружающей среды, что способствует развитие угрозы глобальных экологических катастроф.
  •  Возникают экономические диспропорции, так как уровень жизни в различных регионах резко отличается и при этом кризис в одной стране влечет за собой кризис в другой стране.
  •  Увеличение информационных потоков ставит проблему сохранения и передачи культурного наследия, еще более острая проблема – это сохранение цифрового культурного наследия.
  •  Распространение одинаковых культурных образцов опасно потерей культурной самобытности или идентичности, то есть утрата национального языка, традиций и обычаев.
  •  Несмотря на все прогнозы специалистов о быстром стирании границ между культурами в реальности это происходит довольно медленно, кроме того важно понимать, что различия между культурами – это один из источников в многообразии исторического процесса, поликультурность мира должна стать не поводом для конфликтов.

Источником формирования мультикультурного мира, в котором каждая культура уникальна, самобытна и готова к диалогу с другими, термин мультикультурализм появляется в 60-х годах 20 века в Канаде. Для обозначения состояния этнокультурного, расового разнообразия населения страны, а в 70-х годах он получает массовое распространение. Концепция мультикультурализма предполагает интеграцию культур без их ассимиляции, то есть в границах одного государства или мира в целом сосуществуют различные этнокультурные и конфессиональные образования, которые имеют право на публичную демонстрацию и сохранение своих особенных черт и образа жизни. Однако нередко, мультикультурализм, как идеология взаимодействия разных культур сталкивается с проблемой конфликта между ними. Американский политолог Сэмуил Хангтингктон назвал столкновение интересов по признаку культурных различий «столкновением цивилизацией».  Специалисты считают, что преодолеть это столкновение можно с помощью диалога  между культурами и развития толерантного сознания.

2.  Культурные конфликты современного мира делают актуальной проблему диалога между культурами. В философской и культурологической литературе данную проблему освещали М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Владимир Библер, Мартин Бубер. (Библер, Бубер и Бахтин). Все они подчеркивали , что в 20 веке окончательно закрепляется идея поликультурности мира, а мировая культура понимается как совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры, которые нельзя ранжировать по принципу высокие – низкие, развитые – неразвитые, нет отставших культур, есть просто другие культуры, поэтому развитие человечества должно пониматься как диалог между этими культурами в ходе которого будет вырабатываться единство. Человечество становится единым через взаимное обогащение идеями, изобретениями, то, что создано одной культурой рано или поздно может стать всеобщим достоянием. Сейчас практически невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы воздействия со стороны культур других народов, при этом диалог культур может происходить как в рамках одного полиэтничного государства, так и в рамках всего человечества. Важное его условие – это диалог разных, но равных, при котором сохраняется дистанция между ними. Благодаря этому не происходит утрата собственной культурной идентичности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30423. Конституция Японии, особенности правоприменения 15.2 KB
  Конституция Японии особенности правоприменения. Конституционное развитие Японии началось в 1889 г. После поражения Японии во второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась разработка новой конституции. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.
30424. Форма правления и государственный режим Японии 14.26 KB
  Форма правления и государственный режим Японии. В Японии формой правления является парламентарная монархия введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. “Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства†“Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников†Высший орган...
30425. Политико-территориальное устройство 15.83 KB
  Закон о местной автономии делит местные территориальные единицы на две группы: единицы органы управления которыми обладают общей компетенцией и единицы на территории которых осуществляется специальная юрисдикция. Первые в свою очередь делятся на политикоадминистративные единицы высшего уровня и низшего уровня. Единицы низшего уровня это города си поселки мати и сельские общины мура . Прочие префектуры делятся на низшие единицы: города поселки и общины.
30426. Особенности конституционного права Италии 16.2 KB
  Особенности конституционного права Италии Одна из особенностей итальянской Конституции заключается в отсутствии преамбулы. В Конституции получили отражение практически все отношения между внутренним и международным правом. 10 и 11 оказались настолько широкими что в Конституции ничего не пришлось менять и не понадобилось включать в нее новые нормы в связи с углубляющейся интеграцией стран членов Европейского союза после подписания 7 февраля 1992 г. Маастрихтских соглашений более чем половине государств членов...
30427. Форма правления и государственный режим в Италии. Формирование и взаимодействие высших государственных органов 15.72 KB
  Италия это классическая парламентарная республика. Правительство несет политическую ответственность перед обеими палатами парламента причем в условиях отсутствия в нем устойчивого партийного большинства обусловленного многопартийностью такая ответственность имеет вполне реальный действенный характер. Наглядным проявлением этого служат частые отставки правительства представляющие собой яркое доказательство существования в стране государственного режима парламентаризма. Двухпалатная структура итальянского Парламента...
30428. Политико-территориальное устройство Италии, организация региональной и местной власти 15.31 KB
  В обязательном порядке каждая область имеет областной совет джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть принадлежащую области и другие функции; областная джунта исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции представительского и исполнительного характера. Провинции и коммуны в обязательном порядке должны иметь следующие органы: совет джунту как исполнительный орган власти главу исполнительной власти мэра в коммунах и председателя в провинциях. Таким образом в...
30429. Особенности конституционного законодательства и правоприменения в Китае 16.52 KB
  В Китайской Народной Республике провозглашенной 1 октября 1949 года конституции принимались 4 раза в 1954 г. Важнейшей особенностью конституции Китая является то что по форме и по содержанию это типичная социалистическая конституция. Особого внимания заслуживает Введение к конституции. Если преамбула короткая торжественная вводная часть конституции которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы то введение это небольшой рассказ объемом в 12 книжные страницы об историческом пути...
30430. Организация центральной власти в Китае 16.31 KB
  Соответственно выборы в КНР многоступенчатые и непрямые : народ непосредственно избирает депутатов местных собраний народных представителей; местные собрания народных представителей избирают депутатов провинциальных собраний народных представителей собраний народных представителей автономных районов и городов центрального подчинения; провинциальные собрания народных представителей избирают депутатов Всекитайского собрания народных представителей ВСНП. Всекитайского собрания народных представителей ВСНП...
30431. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Китае 17.23 KB
  наименовании принимается вышестоящим собранием народных представителей совместно с соответствующими местными органами и утверждается Государственным советом КНР. Такое положение принимает собрание народных представителей соответствующего автономного образования. Но оно нуждается в утверждении постоянного комитета вышестоящего собрания народных представителей. Это собрания народных представителей их постоянные комитеты и народные правительства.