67266

Толерантность как принцип поведения в мультикультурном мире

Лекция

Этика и деонтология

Основные подходы к определению понятия толерантность. Противостоять этому может толерантность как общечеловеческая обстановка культурного сознания и поведения. Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие толерантность стало международным термином. В ней толерантность определяется как признание единства и многообразия человечества взаимозависимости...

Русский

2014-09-06

38 KB

0 чел.

25.04.2012

В современном мире большинство людей живут на пересечении разных культурных традиций. Нередко знакомство с новой культурой происходит так называемый культурный шок (Карл Обер в 60-м году). В своих исследованиях он подчеркивал, что опыт встречи с новой культурой бывает неприятным или шоковым в силу своей неожиданности и может привести к неприятию, к отторжению этой новой культуры. Во-вторых, если новая культура оказалась более интересной, то это может привести к негативной оценке собственной культуры, поэтому чтобы избежать и того и другого результата, человек должен стремиться как можно лучше знать не только свою культуру, но и культуру других народов и стран, тогда процесс аккультурации может пройти максимально безболезненно.

Аккультурация – это процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры осваивают нормы, ценности и традиции другой. Внимание к проблемам аккультурации в научной среде вызвано миграционным бумом, который переживает современно человечество. В процессе аккультурации каждый человек решает 2 проблемы:

  1.  Сохранение собственной культурной идентичности.
  2.  Включение или взаимодействие с другой культурой.

Только интеграция, как форма аккультурации помогает человеку стать мультикультурной личностью, то есть не отказываться от культурных традиций своего народа или страны, но при этом демонстрировать принятие и уважение чужих ценностей. Современный человек ведет такую жизнь, в которой избежать контактов с другими культурами практически невозможно, поэтому необходимо научиться налаживать общение с людьми на основе принципа толерантности, который учит уважению иного образа жизни и мысли.

Толерантность как принцип поведения в мультикультурном мире

  1.  Основные подходы к определению понятия толерантность.
  2.  Интолерантная форма поведения: причины возникновения, профилактика и борьба с ними.

В мультикультурном мире утверждается принцип равноценности и равнозначности разных культур, однако практическая реализация этого принципа нередко встречается со множеством трудностей, главная из которых является агрессивность в процессе общения культур. Противостоять этому может толерантность как общечеловеческая обстановка культурного сознания и поведения. Благодаря усилиям ЮНЕСКО, понятие толерантность стало международным термином. В 1995 году была принята «Декларация принципов толерантности». В ней толерантность определяется ,как признание единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого в том числе права быть иным. К сожалению, в повседневной лексике понятие толерантность нередко используется в значение безразличия или неразборчивости, поэтому в современных исследованиях всё чаще предлагается разграничить понятие толерантность и терпимость, хотя и слово терпимость является буквальным переводом слова с латыни.

Терпеть, значит против своей воли допускать или мириться с существованием кого-либо или чего-либо, что тебя не устраивает. Терпят то, что претит, доставляет страдания или вызывает отвращение, поэтому слово терпимость часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности. Толерантные установки наоборот проявляют себя в активной жизненной позиции, это непросто признание и уважение других взглядов или образа жизни, но и готовность вступить в диалог с ними. Толерантность предполагает защиту прав любого человека и отношение к проявлениям интолерантности, как к недопустимым. Поэтому в декларации четко прописано, что нельзя допускать или признавать все те формы мировоззрения или поведения, которые могут обернуться унижением другого человека, убийством или простым неуважением к нему.

Современные исследователи феномена толерантности склонны считать, что единственным удачным переложением слова толерантность на русский язык – будет слово толерантность.

Таким образом толерантность и уважение к другой культуре выражаются не в отсутствии к ней негативного отношения, а в стремлении ее познать и заимствовать все ценное и полезное. В общекультурном смысле толерантность – это готовность разделять общечеловеческие духовные ценности, так как именно они позволяют носителям разных этнических культур, разных религий и идеологий найти общий язык. Они позволяют людям в не зависимости от их происхождения ставить общие цели и обеспечивать их совместное достижение. Решать глобальные проблемы таким образом, чтобы это решение было оптимально для всех. Именно поэтому в современном мире толерантность – это не только нравственное, но и правовая и экономическая категория.

Толерантное самосознание человека в мультикультурном мире должно реализовываться в следующих формах поведения:

  1.  Чувство принадлежности к своему этносу должно проявиться в уважении, традициям и истории своего народа, стремлением знать его историю и владеть родным языком.
  2.  Чувство принадлежности к полиэтничному государству должно сопровождаться отказом от этнического тщеславия, от представления о своей этнической исключительности, и о том, что другие народы в чем неполноценны по отношению с моим.
  3.  Чувство принадлежности к мультикультурному миру должно сформировать ответственность за судьбу не только своего народа, но и мира в целом.

Таким образом, глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен, но в то же время един. Различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны, поэтому очень важно четко разграничивать толерантные и интолерантные формы сознания и поведения.

Интолерантность.

- это неготовность или нежелание человека или общества принять нечто иное и чуждое, она основывается на убеждении, что своя система взглядом, свое окружение и образ жизни стоят выше остальных. Нередко это непросто отсутствие чувства уважения, но и неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, а иногда просто за то, что существует. Это путь к конфликту, отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Интолерантность может проявляться в обычной невежливости или раздражении, до этнических чисток и геноцида. Как правило, в основе интолерантности лежат стереотипы и предрассудки, которые влекут за собой диструктивные формы поведения.

1. Ксенофобия

2. Расизм – это совокупность концепций, в основе которых лежат идеи о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.

3. Геноцид – это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Борьба с различными формами интолератности должна вестись, как на международном правовом уровне, так и на уровне культурного воспитания. Через знакомство с культурным многообразием мира приобретение знаний, обычаев, ценностях, правилах поведения других народов и уважения их вне зависимости от того, насколько странными они могут показаться на первый взгляд.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77947. ТИПЫ РЫНКОВ И МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ 441 KB
  Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга Анализ рынка продукции. Комплексное исследование товарного рынка. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга Стратегический маркетинг выполняет следующие функции: анализа рыночных возможностей; изучения конъюнктуры рынка; анализа возможностей конкурентов и их преимуществ; сегментации рынка и определения модели покупательского поведения; разработка прогноза спроса и предложения; определения стратегии маркетинга на рынке...
77948. Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации 113.5 KB
  Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Формулирование целей маркетинговых исследований Определение потенциальных источников информации Сбор информации и ее классификация Анализ собранных данных Формулирование результатов исследований Разработка рекомендаций руководству фирмы Рисунок. Информационное обеспечение систем маркетинга Комплекс средств и методов оформления маркетинговой документации организации хранения данных кодирования и поиска информации...
77949. Характеристика и основные элементы рынка 492 KB
  Характеристика и основные элементы рынка. Понятие рынка и емкости рынка. Наиболее простое определение рынка присущее любой модели рыночной экономики японской американской скандинавской и др. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена.
77950. Организация и управление маркетинговой деятельностью 154 KB
  Становится все труднее разрабатывать планы для каждого отдельного вида товара или рынка оценить эффективность различных рекламных мероприятий по каждому товару возникают проблемы с решениями о выходе на рынок с новыми товарами. Когда количество товаров и рынков превышает 7 9 на одного человека возникает реальная опасность того что некоторым товарам и рынкам не будет уделено достаточного внимания...
77951. Облік запасів. Запаси у виробничій сфері. Аналітичний та синтетичний облік придбання виробничих запасів 102 KB
  Облік запасів Загальна характеристика класифікація та оцінка запасів. Аналітичний та синтетичний облік придбання виробничих запасів. Облік виробничих запасів на складі їх вибуття. Методи оцінки вибуття запасів.
77952. Облік грошових коштів і дебіторської заборгованості 169 KB
  Грошові кошти. Законодавче регулювання на Україні готівкового обігу коштів. Порядок ведення касових операцій в національній та іноземній валюті в Україні. Грошові кошти підприємства, їх склад та завдання обліку. Документальне оформлення касових операцій
77953. Облік дебіторської заборгованості 207.5 KB
  Методичні основи бухгалтерського обліку дебіторської заборгованості та вимоги до її розкриття у фінансовій звітності регламентовані Положенням (стандартом) бухгалтерського обліку № 10 “Дебіторська заборгованість”.
77954. Облік фінансових інвестицій 146 KB
  Для отримання прибутку багато підприємств, що мають в своєму розпорядженні тимчасово не зайняті в операційній діяльності грошові кошти, інвестують їх в обєкти різних галузей економічної діяльності
77955. Облік власного капіталу 59 KB
  Облік власного капіталу За рахунок капіталу власник придбаває матеріальні ресурси за допомогою яких отримує прибуток. Основні напрямки використання капіталу: виробнича інвестиційна або фінансова діяльність; розподіл доходів та активів між власниками при ліквідації підприємства. Види капіталу: власний капітал як джерело власних засобів фінансування підприємства гарантія організації бізнесу; залучений капітал як можливість розширення бізнесу спосіб додаткового збільшення прибутку.