67266

Толерантность как принцип поведения в мультикультурном мире

Лекция

Этика и деонтология

Основные подходы к определению понятия толерантность. Противостоять этому может толерантность как общечеловеческая обстановка культурного сознания и поведения. Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие толерантность стало международным термином. В ней толерантность определяется как признание единства и многообразия человечества взаимозависимости...

Русский

2014-09-06

38 KB

0 чел.

25.04.2012

В современном мире большинство людей живут на пересечении разных культурных традиций. Нередко знакомство с новой культурой происходит так называемый культурный шок (Карл Обер в 60-м году). В своих исследованиях он подчеркивал, что опыт встречи с новой культурой бывает неприятным или шоковым в силу своей неожиданности и может привести к неприятию, к отторжению этой новой культуры. Во-вторых, если новая культура оказалась более интересной, то это может привести к негативной оценке собственной культуры, поэтому чтобы избежать и того и другого результата, человек должен стремиться как можно лучше знать не только свою культуру, но и культуру других народов и стран, тогда процесс аккультурации может пройти максимально безболезненно.

Аккультурация – это процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры осваивают нормы, ценности и традиции другой. Внимание к проблемам аккультурации в научной среде вызвано миграционным бумом, который переживает современно человечество. В процессе аккультурации каждый человек решает 2 проблемы:

  1.  Сохранение собственной культурной идентичности.
  2.  Включение или взаимодействие с другой культурой.

Только интеграция, как форма аккультурации помогает человеку стать мультикультурной личностью, то есть не отказываться от культурных традиций своего народа или страны, но при этом демонстрировать принятие и уважение чужих ценностей. Современный человек ведет такую жизнь, в которой избежать контактов с другими культурами практически невозможно, поэтому необходимо научиться налаживать общение с людьми на основе принципа толерантности, который учит уважению иного образа жизни и мысли.

Толерантность как принцип поведения в мультикультурном мире

  1.  Основные подходы к определению понятия толерантность.
  2.  Интолерантная форма поведения: причины возникновения, профилактика и борьба с ними.

В мультикультурном мире утверждается принцип равноценности и равнозначности разных культур, однако практическая реализация этого принципа нередко встречается со множеством трудностей, главная из которых является агрессивность в процессе общения культур. Противостоять этому может толерантность как общечеловеческая обстановка культурного сознания и поведения. Благодаря усилиям ЮНЕСКО, понятие толерантность стало международным термином. В 1995 году была принята «Декларация принципов толерантности». В ней толерантность определяется ,как признание единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого в том числе права быть иным. К сожалению, в повседневной лексике понятие толерантность нередко используется в значение безразличия или неразборчивости, поэтому в современных исследованиях всё чаще предлагается разграничить понятие толерантность и терпимость, хотя и слово терпимость является буквальным переводом слова с латыни.

Терпеть, значит против своей воли допускать или мириться с существованием кого-либо или чего-либо, что тебя не устраивает. Терпят то, что претит, доставляет страдания или вызывает отвращение, поэтому слово терпимость часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности. Толерантные установки наоборот проявляют себя в активной жизненной позиции, это непросто признание и уважение других взглядов или образа жизни, но и готовность вступить в диалог с ними. Толерантность предполагает защиту прав любого человека и отношение к проявлениям интолерантности, как к недопустимым. Поэтому в декларации четко прописано, что нельзя допускать или признавать все те формы мировоззрения или поведения, которые могут обернуться унижением другого человека, убийством или простым неуважением к нему.

Современные исследователи феномена толерантности склонны считать, что единственным удачным переложением слова толерантность на русский язык – будет слово толерантность.

Таким образом толерантность и уважение к другой культуре выражаются не в отсутствии к ней негативного отношения, а в стремлении ее познать и заимствовать все ценное и полезное. В общекультурном смысле толерантность – это готовность разделять общечеловеческие духовные ценности, так как именно они позволяют носителям разных этнических культур, разных религий и идеологий найти общий язык. Они позволяют людям в не зависимости от их происхождения ставить общие цели и обеспечивать их совместное достижение. Решать глобальные проблемы таким образом, чтобы это решение было оптимально для всех. Именно поэтому в современном мире толерантность – это не только нравственное, но и правовая и экономическая категория.

Толерантное самосознание человека в мультикультурном мире должно реализовываться в следующих формах поведения:

  1.  Чувство принадлежности к своему этносу должно проявиться в уважении, традициям и истории своего народа, стремлением знать его историю и владеть родным языком.
  2.  Чувство принадлежности к полиэтничному государству должно сопровождаться отказом от этнического тщеславия, от представления о своей этнической исключительности, и о том, что другие народы в чем неполноценны по отношению с моим.
  3.  Чувство принадлежности к мультикультурному миру должно сформировать ответственность за судьбу не только своего народа, но и мира в целом.

Таким образом, глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен, но в то же время един. Различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны, поэтому очень важно четко разграничивать толерантные и интолерантные формы сознания и поведения.

Интолерантность.

- это неготовность или нежелание человека или общества принять нечто иное и чуждое, она основывается на убеждении, что своя система взглядом, свое окружение и образ жизни стоят выше остальных. Нередко это непросто отсутствие чувства уважения, но и неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, а иногда просто за то, что существует. Это путь к конфликту, отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Интолерантность может проявляться в обычной невежливости или раздражении, до этнических чисток и геноцида. Как правило, в основе интолерантности лежат стереотипы и предрассудки, которые влекут за собой диструктивные формы поведения.

1. Ксенофобия

2. Расизм – это совокупность концепций, в основе которых лежат идеи о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.

3. Геноцид – это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Борьба с различными формами интолератности должна вестись, как на международном правовом уровне, так и на уровне культурного воспитания. Через знакомство с культурным многообразием мира приобретение знаний, обычаев, ценностях, правилах поведения других народов и уважения их вне зависимости от того, насколько странными они могут показаться на первый взгляд.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52908. Essen. Meine Lieblingsspeise 51 KB
  L.: Guten Tag, liebe Freunde! Ich freue mich, euch zu sehen! Heute arbeiten wir zum Thema „Essen“. Alle Leute haben ihre Lieblingsspeisen, nicht wahr? Wir werden heute über unsere Essengewohnheiten sprechen! Ich hoffe, dieses Thema ist für euch interessant. Also heute lesen wir einen Text, machen verschiedene Übungen, diskutieren über unsere Essengewohnheiten.
52909. Математична естафета: «Острів скарбів» Гра для учнів 8-9-тих класів 152.5 KB
  Ведучий 1. До нашої школи надійшло повідомлення від Старика Хотабича. Цей вельмишановний старець повідомляє, що на Таємничому Острові Скарбів він заховав чарівний напиток. Хто скуштує цього напитку усі задачі з математики буде мов насіння лускати. Отримає цей напиток той хто найкраще пройде математичну естафету. Для визначення переможця у нас працює рада розумних.
52913. Sport. Конспект урока по английскому языку 7 класс 65.5 KB
  One group told us about how to prepare to a football competition. Now we will listen another group with its project how to organize basketball game. Let’s start.
52914. Людина – частина Всесвіту. Етика, 6 клас 34 KB
  Визначте які риси і життєві правила притаманні людині яка живе в гармонії з природою. На великому аркуші паперу намалюйте її портрет на якому зобразіть визначені вами риси. Визначте які риси й життєві правила притаманні людині яка дбає про своє здоров’я. На великому аркуші паперу намалюйте її портрет на якому зобразіть визначені вами риси.
52915. Використання ігрового матеріалу при вивченні і засвоєнні нових термінів на уроках етики 55 KB
  Використання у педагогічній практиці ігрових моментів – це лише один з можливих шляхів отримання учнями знань з предмета реалізації своїх можливостей здобуття не тільки гарних оцінок але і задоволення від уроку гра допомагає дітям повірити в себе викликає натхнення і захоплення. Гра дає надзвичайно багаті можливості бо дозволяє кожній дитині відчути себе суб’єктом життєдіяльності виявляти і розвивати свою особистість. Але слід зазначити що гра – це не самоціль а лише один із засобів у системі формування творчої допитливості. Гра –...
52916. У чому полягає етика відносин між народами в демократичному суспільстві. Урок 106 KB
  Мета уроку: збагатити знання учнів про багатокультурну державу та поліетнічне суспільство, на практичних прикладах розкрити зміст понять «патріотизм», «шовінізм»; продовжити вчити учнів працювати з текстом, виділяти головне, находити відповіді на питання, вдосконалювати вміння висловлювати свою думку та поважати інші думки;