67266

Толерантность как принцип поведения в мультикультурном мире

Лекция

Этика и деонтология

Основные подходы к определению понятия толерантность. Противостоять этому может толерантность как общечеловеческая обстановка культурного сознания и поведения. Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие толерантность стало международным термином. В ней толерантность определяется как признание единства и многообразия человечества взаимозависимости...

Русский

2014-09-06

38 KB

0 чел.

25.04.2012

В современном мире большинство людей живут на пересечении разных культурных традиций. Нередко знакомство с новой культурой происходит так называемый культурный шок (Карл Обер в 60-м году). В своих исследованиях он подчеркивал, что опыт встречи с новой культурой бывает неприятным или шоковым в силу своей неожиданности и может привести к неприятию, к отторжению этой новой культуры. Во-вторых, если новая культура оказалась более интересной, то это может привести к негативной оценке собственной культуры, поэтому чтобы избежать и того и другого результата, человек должен стремиться как можно лучше знать не только свою культуру, но и культуру других народов и стран, тогда процесс аккультурации может пройти максимально безболезненно.

Аккультурация – это процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры осваивают нормы, ценности и традиции другой. Внимание к проблемам аккультурации в научной среде вызвано миграционным бумом, который переживает современно человечество. В процессе аккультурации каждый человек решает 2 проблемы:

  1.  Сохранение собственной культурной идентичности.
  2.  Включение или взаимодействие с другой культурой.

Только интеграция, как форма аккультурации помогает человеку стать мультикультурной личностью, то есть не отказываться от культурных традиций своего народа или страны, но при этом демонстрировать принятие и уважение чужих ценностей. Современный человек ведет такую жизнь, в которой избежать контактов с другими культурами практически невозможно, поэтому необходимо научиться налаживать общение с людьми на основе принципа толерантности, который учит уважению иного образа жизни и мысли.

Толерантность как принцип поведения в мультикультурном мире

  1.  Основные подходы к определению понятия толерантность.
  2.  Интолерантная форма поведения: причины возникновения, профилактика и борьба с ними.

В мультикультурном мире утверждается принцип равноценности и равнозначности разных культур, однако практическая реализация этого принципа нередко встречается со множеством трудностей, главная из которых является агрессивность в процессе общения культур. Противостоять этому может толерантность как общечеловеческая обстановка культурного сознания и поведения. Благодаря усилиям ЮНЕСКО, понятие толерантность стало международным термином. В 1995 году была принята «Декларация принципов толерантности». В ней толерантность определяется ,как признание единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого в том числе права быть иным. К сожалению, в повседневной лексике понятие толерантность нередко используется в значение безразличия или неразборчивости, поэтому в современных исследованиях всё чаще предлагается разграничить понятие толерантность и терпимость, хотя и слово терпимость является буквальным переводом слова с латыни.

Терпеть, значит против своей воли допускать или мириться с существованием кого-либо или чего-либо, что тебя не устраивает. Терпят то, что претит, доставляет страдания или вызывает отвращение, поэтому слово терпимость часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности. Толерантные установки наоборот проявляют себя в активной жизненной позиции, это непросто признание и уважение других взглядов или образа жизни, но и готовность вступить в диалог с ними. Толерантность предполагает защиту прав любого человека и отношение к проявлениям интолерантности, как к недопустимым. Поэтому в декларации четко прописано, что нельзя допускать или признавать все те формы мировоззрения или поведения, которые могут обернуться унижением другого человека, убийством или простым неуважением к нему.

Современные исследователи феномена толерантности склонны считать, что единственным удачным переложением слова толерантность на русский язык – будет слово толерантность.

Таким образом толерантность и уважение к другой культуре выражаются не в отсутствии к ней негативного отношения, а в стремлении ее познать и заимствовать все ценное и полезное. В общекультурном смысле толерантность – это готовность разделять общечеловеческие духовные ценности, так как именно они позволяют носителям разных этнических культур, разных религий и идеологий найти общий язык. Они позволяют людям в не зависимости от их происхождения ставить общие цели и обеспечивать их совместное достижение. Решать глобальные проблемы таким образом, чтобы это решение было оптимально для всех. Именно поэтому в современном мире толерантность – это не только нравственное, но и правовая и экономическая категория.

Толерантное самосознание человека в мультикультурном мире должно реализовываться в следующих формах поведения:

  1.  Чувство принадлежности к своему этносу должно проявиться в уважении, традициям и истории своего народа, стремлением знать его историю и владеть родным языком.
  2.  Чувство принадлежности к полиэтничному государству должно сопровождаться отказом от этнического тщеславия, от представления о своей этнической исключительности, и о том, что другие народы в чем неполноценны по отношению с моим.
  3.  Чувство принадлежности к мультикультурному миру должно сформировать ответственность за судьбу не только своего народа, но и мира в целом.

Таким образом, глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен, но в то же время един. Различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны, поэтому очень важно четко разграничивать толерантные и интолерантные формы сознания и поведения.

Интолерантность.

- это неготовность или нежелание человека или общества принять нечто иное и чуждое, она основывается на убеждении, что своя система взглядом, свое окружение и образ жизни стоят выше остальных. Нередко это непросто отсутствие чувства уважения, но и неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, а иногда просто за то, что существует. Это путь к конфликту, отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Интолерантность может проявляться в обычной невежливости или раздражении, до этнических чисток и геноцида. Как правило, в основе интолерантности лежат стереотипы и предрассудки, которые влекут за собой диструктивные формы поведения.

1. Ксенофобия

2. Расизм – это совокупность концепций, в основе которых лежат идеи о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.

3. Геноцид – это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Борьба с различными формами интолератности должна вестись, как на международном правовом уровне, так и на уровне культурного воспитания. Через знакомство с культурным многообразием мира приобретение знаний, обычаев, ценностях, правилах поведения других народов и уважения их вне зависимости от того, насколько странными они могут показаться на первый взгляд.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75636. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи 24.56 KB
  Необходимость поиска адекватных и эффективных способов коррекции нарушений коммуникативной деятельности детей с ОНР отмечаемое рядом авторов О. Анализ специальной литературы позволил нам сделать выводы о том что недостатки коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями имеют комплексный характер. Павлова отмечают низкий уровень личностной активности детей...
75637. Осознание фонетических явлений родного языка детьми в норме и при патологии речи 25.12 KB
  Принципиального определения возраста, в котором ребёнок может продемонстрировать осознанное отношение к языку и речи; уточнения позиции о взаимосвязи речеязыковых и когнитивных механизмов, определяющих ориентировочные действия в языке
75638. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи 46.76 KB
  Умение правильно понимать невербальные средства общения и адекватно выражать с их помощью смысл и значение играют исключительную роль в развитии детей в формировании предпосылок речи в становлении языковой личности ребёнка. На протяжении многих лет основное внимание логопедов было сосредоточено исключительно на языковом развитии детей с ОНР выявлении специфики и особенностей их речи по сравнению с нормой. Причём нередко невербальные компоненты коммуникации воспринимались как средства тормозящие речевое развитие детей и мешающие...
75639. Невербальные проявления интенциональных направленностей в поведении дошкольников с общим недоразвитием речи 32.72 KB
  Невербальные проявления интенциональных направленностей в поведении дошкольников с общим недоразвитием речи О. Сопоставив полученные исследователями результаты с нашими данными мы смогли выделить вербальные и невербальные проявления интенциональных направленностей и их выраженность в поведении дошкольников с нормальной и нарушенной речью см. Таблица Выраженность вербальных и невербальных проявлений интенциональных направленностей в поведении дошкольников Форма проявления Форма выражения интенциональной направленности...
75640. Особенности интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с тяжёлыми нарушениями 52.22 KB
  Психические и физические недостатки вызывают отклонения в развитии детей замедляя и затрудняя процесс освоения знаковой действительности. При достаточной разработанности вопроса о языковом развитии детей с общим недоразвитием речи сведений об особенностях понимания и употребления ими других видов знаков недостаточно. В настоящее время общепризнано что помимо недостатков фонетического лексико-грамматического и синтаксического оформления высказываний речевая деятельность детей с ОНР характеризуется когнитивной слабостью...
75641. Использование невербальных средств общения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи 56.67 KB
  Использование невербальных средств общения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи Вестник Ленинградского государственного университета им. Изучение невербального общения детей с недоразвитием речи и определение коррекционно-развивающего эффекта невербальных средств общения является одной из актуальных проблем современной логопедии. Исследование было посвящёно определению значения невербальных средств общения в формировании базовых предпосылок речи у дошкольников с ОНР и разработке содержания научно...
75642. Цветообозначение в работе по развитию семантической стороны речи и обогащению эмоционального словаря детей с ОНР 1.12 MB
  Общечеловеческий родовой национально-культурный и индивидуально-психологический. Общечеловеческое значение цвета напрямую связано с его физическими характеристиками и определено способностью цвета оказывать воздействие на эмоции человека его состояние. Так выявлено что синий и зеленый цвета и их оттенки расслабляют успокаивают человека. Выявлено что светлые цвета максимально удалённые от чёрного преимущественно связаны с позитивными эмоциями; тёмные...
75643. Как понять себя и другого 7.47 MB
  Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей. Педагог обращает внимание детей на выражении лица и позу персонажей. Аналитичность просмотра подразумевает детальный разбор мимики позы жестов персонажей мультфильма. Используются разнообразные невербальные средства: экспрессивные выражающие эмоции и чувства персонажей; изобразительные имитирующие определённые действия персонажей; указательные и символические.
75644. Особенности невербального кодирования информации детьми с общим недоразвитием речи 25.54 KB
  Выраженность вариантов невербального кодирования информации Категория детей Варианты невербального кодирования Дети с нормальным х развитием речи в Дети с общим х недоразвитием речи в 4 г. В целом в ходе выполнения диагностического задания дети с общим недоразвитием речи гораздо реже чем их нормально развивающиеся сверстники могли правильно воспроизвести невербальный знак чаще отказывались от выполнения задания. Дети с ОНР могли справиться с заданием лучше если экспериментатор задавал наводящие вопросы подсказывал...