67266

Толерантность как принцип поведения в мультикультурном мире

Лекция

Этика и деонтология

Основные подходы к определению понятия толерантность. Противостоять этому может толерантность как общечеловеческая обстановка культурного сознания и поведения. Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие толерантность стало международным термином. В ней толерантность определяется как признание единства и многообразия человечества взаимозависимости...

Русский

2014-09-06

38 KB

0 чел.

25.04.2012

В современном мире большинство людей живут на пересечении разных культурных традиций. Нередко знакомство с новой культурой происходит так называемый культурный шок (Карл Обер в 60-м году). В своих исследованиях он подчеркивал, что опыт встречи с новой культурой бывает неприятным или шоковым в силу своей неожиданности и может привести к неприятию, к отторжению этой новой культуры. Во-вторых, если новая культура оказалась более интересной, то это может привести к негативной оценке собственной культуры, поэтому чтобы избежать и того и другого результата, человек должен стремиться как можно лучше знать не только свою культуру, но и культуру других народов и стран, тогда процесс аккультурации может пройти максимально безболезненно.

Аккультурация – это процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры осваивают нормы, ценности и традиции другой. Внимание к проблемам аккультурации в научной среде вызвано миграционным бумом, который переживает современно человечество. В процессе аккультурации каждый человек решает 2 проблемы:

  1.  Сохранение собственной культурной идентичности.
  2.  Включение или взаимодействие с другой культурой.

Только интеграция, как форма аккультурации помогает человеку стать мультикультурной личностью, то есть не отказываться от культурных традиций своего народа или страны, но при этом демонстрировать принятие и уважение чужих ценностей. Современный человек ведет такую жизнь, в которой избежать контактов с другими культурами практически невозможно, поэтому необходимо научиться налаживать общение с людьми на основе принципа толерантности, который учит уважению иного образа жизни и мысли.

Толерантность как принцип поведения в мультикультурном мире

  1.  Основные подходы к определению понятия толерантность.
  2.  Интолерантная форма поведения: причины возникновения, профилактика и борьба с ними.

В мультикультурном мире утверждается принцип равноценности и равнозначности разных культур, однако практическая реализация этого принципа нередко встречается со множеством трудностей, главная из которых является агрессивность в процессе общения культур. Противостоять этому может толерантность как общечеловеческая обстановка культурного сознания и поведения. Благодаря усилиям ЮНЕСКО, понятие толерантность стало международным термином. В 1995 году была принята «Декларация принципов толерантности». В ней толерантность определяется ,как признание единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого в том числе права быть иным. К сожалению, в повседневной лексике понятие толерантность нередко используется в значение безразличия или неразборчивости, поэтому в современных исследованиях всё чаще предлагается разграничить понятие толерантность и терпимость, хотя и слово терпимость является буквальным переводом слова с латыни.

Терпеть, значит против своей воли допускать или мириться с существованием кого-либо или чего-либо, что тебя не устраивает. Терпят то, что претит, доставляет страдания или вызывает отвращение, поэтому слово терпимость часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности. Толерантные установки наоборот проявляют себя в активной жизненной позиции, это непросто признание и уважение других взглядов или образа жизни, но и готовность вступить в диалог с ними. Толерантность предполагает защиту прав любого человека и отношение к проявлениям интолерантности, как к недопустимым. Поэтому в декларации четко прописано, что нельзя допускать или признавать все те формы мировоззрения или поведения, которые могут обернуться унижением другого человека, убийством или простым неуважением к нему.

Современные исследователи феномена толерантности склонны считать, что единственным удачным переложением слова толерантность на русский язык – будет слово толерантность.

Таким образом толерантность и уважение к другой культуре выражаются не в отсутствии к ней негативного отношения, а в стремлении ее познать и заимствовать все ценное и полезное. В общекультурном смысле толерантность – это готовность разделять общечеловеческие духовные ценности, так как именно они позволяют носителям разных этнических культур, разных религий и идеологий найти общий язык. Они позволяют людям в не зависимости от их происхождения ставить общие цели и обеспечивать их совместное достижение. Решать глобальные проблемы таким образом, чтобы это решение было оптимально для всех. Именно поэтому в современном мире толерантность – это не только нравственное, но и правовая и экономическая категория.

Толерантное самосознание человека в мультикультурном мире должно реализовываться в следующих формах поведения:

  1.  Чувство принадлежности к своему этносу должно проявиться в уважении, традициям и истории своего народа, стремлением знать его историю и владеть родным языком.
  2.  Чувство принадлежности к полиэтничному государству должно сопровождаться отказом от этнического тщеславия, от представления о своей этнической исключительности, и о том, что другие народы в чем неполноценны по отношению с моим.
  3.  Чувство принадлежности к мультикультурному миру должно сформировать ответственность за судьбу не только своего народа, но и мира в целом.

Таким образом, глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен, но в то же время един. Различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны, поэтому очень важно четко разграничивать толерантные и интолерантные формы сознания и поведения.

Интолерантность.

- это неготовность или нежелание человека или общества принять нечто иное и чуждое, она основывается на убеждении, что своя система взглядом, свое окружение и образ жизни стоят выше остальных. Нередко это непросто отсутствие чувства уважения, но и неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, а иногда просто за то, что существует. Это путь к конфликту, отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Интолерантность может проявляться в обычной невежливости или раздражении, до этнических чисток и геноцида. Как правило, в основе интолерантности лежат стереотипы и предрассудки, которые влекут за собой диструктивные формы поведения.

1. Ксенофобия

2. Расизм – это совокупность концепций, в основе которых лежат идеи о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.

3. Геноцид – это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Борьба с различными формами интолератности должна вестись, как на международном правовом уровне, так и на уровне культурного воспитания. Через знакомство с культурным многообразием мира приобретение знаний, обычаев, ценностях, правилах поведения других народов и уважения их вне зависимости от того, насколько странными они могут показаться на первый взгляд.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57612. Україна в роки правління гетьмана Івана Виговського 76 KB
  Хмельницького визначити основні засади внутрішньої і зовнішньої політики гетьмана Івана Виговського; розвивати в учнів уміння працювати з картою аналізувати текстові та візуальні історичні джерела і на основі їх робити певні висновки...
57613. Велика Вітчизняна війна (1941-1945 рр.) – складова Другої світової війни 54.5 KB
  Мета: познайомити учнів з подіями Великої Вітчизняної війни політикою загарбників на окупованих українських територіях діяльністю руху Опору на території України; вдосконалювати навички роботи з картою...
57614. ВЕРБАЛІЗАЦІЯ СТРАХУ В СУЧАСНІЙ АНГЛІЙСЬКІЙ МОВІ 322.5 KB
  Мовні засоби вираження емоції страху, а також об’єкти, які викликають у людини цю емоцію. Новизна та вибір предмета дослідження обумовлюються відсутністю детального аналізу мовних засобів, які використовуються автором у художньому тексті для вираження мовлення персонажів, які перебувають у стані страху.
57615. КИРИЛЛО – МЕФОДИЕВСКОЕ БРАТСТВО 80.5 KB
  Цели урока: ознакомить учащихся с деятельностью первой украинской политической нелегальной организацией - Кирилло-Мефодиевским братством; провести исследование программных документов и общественно-политической деятельности Кирилло-Мефодиевского братства...
57616. Галицко-Волынское княжество во времена Даниила Галицкого 85.5 KB
  ЦЕЛЬ: сформировать представление о Галицко-Волынском княжестве как наследнике традиций Киевской Руси показать роль Даниила Галицкого в процессе создания государства охарактеризовать основы внутренний и внешней политики...
57617. Державотворчі процеси у 1994-2009 р 138.5 KB
  Мета: розкрити зміст перетворень в 1994-2009 р., сформувати політичну позицію щодо оцінки президентства Л.Д.Кучми, В.А.Ющенка, діяльності Верховної Ради, Кабінету Міністрів; перемогу демократичних сил,радикальні зміни у суспільстві; виховувати в дусі патріотизму, толерантності.
57618. Географічні назви в історичній науці. Давні словяни 42.5 KB
  При дослідженні минувщини вчені часто знаходять різні назви. Інші з цих назв назви народів вони називаються етнонімами. Вчення про географічні назви іменується топонімією від грецьких слів топос...
57619. КООПЕРАЦІЯ, КОЛЕКТИВІ3АЦІЯ, ГОЛОДОМОР В УКРАІНІ У 1932-33 РОКАХ 247.09 KB
  Мета - розкрити причини та наслідки політики радянського уряду щодо селянства в України у 20—их поч.30-их років; познайомити з фотодокументами, спогадами очевидців, що підтверджують існування голодомору в Україні у 1932-33 роках...
57620. ГОЛОДОМОР 1932-1933 РР. – ГЕНОЦИД УКРАЇНСЬКОГО НАРОДУ 120.5 KB
  Навчальна. Ознайомити учнів з історичними передумовами виникнення Голодомору, з політикою більшовиків проти українського народу, охарактеризувати наслідки Голодомору. Довести злочинний характер сталінізму. Простежити висвітлення Голодомору в українській літературі та фольклорі.