67276

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Можно сказать что в истории и социологии есть много общих точек соприкосновения. Ядов дает такое определение предмета социологии l: Социология это наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем социальных структур и институтов.

Русский

2014-09-06

124.5 KB

3 чел.

Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Что такое социология? Зачем существует социология, когда уже и так есть столько наук об обществе? Этот вопрос может задать не очень знающий читатель. В самом деле, общество и человека изучает множество наук - история, география, политология, экономика, антропология, психология, философия... Зачем понадо6илась еще одна?

У каждой из перечисленных наук свой предмет и свои задачи. Цель и с т о р и ч е с к о й  н а у к и состоит в познании прошлого всего человечества или конкретных обществ. Она также дает описание того, что происходило с отдельными людьми, группами людей и народами в определенном месте и в определенный период. Кроме того, история - это исследование надежд, стремлений, триумфов и трагедий человечества, которыми отмечено прошлое.

Г е о г р а ф и я - это наука, которая изучает человека и его деятельность на земном пространстве. Ведь пространство, в котором мы живем, представляет собой перекресток и место действия различных социальных акторов: индивида, семьи, группы, предприятия, сообщества или государства. С одной стороны, география входит в область естественных наук (физическая география), а с другой - в область гуманитарных (социальная география).

П о л и т и ч е с к и е н а у к и занимаются изучением государства и власти. Политологи исследуют то, каким образом власть влияет на жизнь людей. Власть - это способность одних людей определять поступки и действия других людей. Важнейшим предметом исследования политологии является государство как аппарат реализации власти.

Э к о н о м и к а изучает то, как организованные в общество люди используют дефицитные ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Точнее говоря, экономисты стараются ответить на вопросы: что производить? Сколько производить? Как производить? Как распределять продукцию? Экономисты исследуют рыночные мханизмы затем чтобы иметь возможность прогнозировать  денежно-кредитную и бюджетную политику государства ориентироавть государственную политику в том, что касается рабочей силы и доходов.

А н т р о п о л о г и я занимается исследованием обществ прошлых веков (физическая антропология) и культурной деятельности индивидов в существовавших ранее и современных обществах (культурная антропология).

П с и х о л о г и я изучает взаимодействие факторов, влияющих на функционирование человека, с тем, чтобы объяснить человеческое поведение в целом.

Социология - это изучение социальной реальности как таковой. Предметом ее исследования является общество; она дает объяснение всех типов человеческого поведения под социальным углом зрения. Социология возникла как результат конфликта дисциплин которые сформировались до ее появления. Для того чтобы развиваться, ей необходимо было отделиться от философии психологии и истории.

Психология и социология. Поскольку изучением взаимоотношений индивида и общества занимаются и социология, и психология, важно различать предметные области этих двух дисциплин.

Психология изучает основные виды психической деятельности человека, а также базовые элементы этой деятельности, например эмоции или ощущения. Если ранее психологи утверждали, что социальные явления можно объяснить только посредством психологического исследования, то сегодня у этих дисциплин отдельные предметные области. В настоящее время в психологии выделяются два направления: одно из них ориентировано на человека как уникальное существо с присущим только ему опытом, а второе имеет когнитивную ориентацию и связано с изучением мозга как центра получения и обработки информации.

Многие пытаются разделить социологию и психологию на том основании, что первая занимается изучением групп, институтов и общества, а вторая - изучением индивида и его развития. Исходя из этого представления, можно сделать вывод, что прерогативой психологии является изучение таких феноменов, как сумасшествие и случаи суицида у молодежи, поскольку они проявляются в поведении отдельных людей.

Действительно, психологов интересует поведение индивида, его развитие и личностные проблемы (состояние тревоги, депрес

сия и т.д.). Однако социологи пытаются найти в этих типах поведения и этих кажущихся изолированными действиях определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они во многом обусловлены социальными нормами, структурами и развитием общества. Хотя психические проявления носят индивидуальный характер, они имеют социальную составляющую, поскольку всегда противоречат общественным нормам. Заметим, что некоторые психические заболевания, считавшиеся когда-то серьезными, сегодня практически исчезли, например, достаточно распространенная еще 100 лет назад истерия теперь почти неизвестна, а на смену ей пришла депрессия, возможно, вызванная современным образом жизни.

Поэтому неправильно считать, что поведение человека является TO индивидуальным, то социальным. Психология и социология - это просто два разных подхода к изучению индивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как вторая уделяет основное внимание тому общему, что связывает индивида с другими индивидами.

Например, в декабре 1989 г. в Политехническом колледже Монреаля были убиты 14 женщин. По этому поводу психологи и социологи задают себе различные вопросы. Психологи хотят знать, почему этих женщин убил Х, а не У, их интересуют особенности личности убийцы и эмоциональные последствия этого зверства для тех, кто был свидетелями. Социологи we интересуются не личностью преступника, а тем, что он мужчина, в TO время как жертвы - женщины. Они пытаются нарисовать социальный портрет убийцы: принадлежит к мужскому полу, а не к женскому, скорее беден, чем богат, живет в период высокого уровня безработицы среди молодежи и увеличения числа женщин, продолжающих образование после окончания средней школы и изучающих предметы, которые ранее были предназначены только для мужчин.

История и с о ц и о л о г и я. Историки изучают прошлое общества, восстанавливая с помощью документов события, которые отмечали основные этапы его эволюции вплоть до нашего времени. В XIX в. и история, и социология претендовали на то, что могут самостоятельно создать полную картину прежних и существующих обществ. В целом историк рассматривает каждое историческое событие как уникальное, а социолог основное внимание уделяет изучению обществ и открытию общих исторических законов. Сама социология зародилась как изучение законов функционирования обществ, что требовало отвлечься от отдельных значительных событий, происходящих в обществе.

Современная история приняла на вооружение методы общественных наук для изучения основных экономических, политических и культурных феноменов обществ, которые существовали прежде, и тех, которые существуют сейчас. Историк Ф. Бродель даже сгруппировал все общественные науки вокруг истории. Дей-ствительно, многие обществоведы, в том числе социологи, обращаются к истории, чтобы лучше понять обстановку, в которой происходит взаимодействие между акторами. В TO же время многие историки привлекают социологические понятия, такие, как социальные классы, культура, социализация, семья и эволюция общества. Можно сказать, что в истории и социологии есть много общих точек соприкосновения.

Философ и я и с о ц и о л о г и я. Если представленные выше науки исследуют конкретные факты и выводят из них закономерности, то философия, всегда занимавшаяся человеком и его жизнью в мире других людей, стремится найти общий закон человеческого бытия. Что первично, чем определяется существование человека на Земле, откуда он приходит и куда идет, на что он может надеяться и во что верить - на все эти вопросы пытается ответить философия. В частности, социальная философия стремится выявить единый закон существования человеческого общества и ответить на основные вопросы: как и почему возникло общество? Какая сила определяет его жизнь? Развивается ли оно или деградирует? Какова направленность его развития? Свободен человек в обществе или обретает свободу лишь вне его? Каковы законы развития общества и являются ли они едиными для всех конкретно-исторических обществ? В чем историческая задача человеческой жизни? Как члены общества должны относиться друг к другу? И т.д.

Важную часть социальной философии составляет социальная критика. Еще древнегреческие философы заметили, что окружающее их общество несовершенно, а для человека характерны различные нравственные пороки. Критика обращена на выявле-ние всех этих несовершенств и пороков и объяснение их причин. Рука об руку с социальной критикой всегда шла философская утопия - изображение идеального человеческого общества, устроенного так, что в нем не существует питательной среды для пороков и созданы все условия для развития способностей и счастья всех жителей.

Разные философские системы по-разному решают проблему идеального общественного устройства. Согласно религиозной философии, жизнь земного общества - только преддверие к вечной потусторонней жизни, где и наступит состояние счастья и совершенства. Она замыслена как испытание человека, поэтому в

ней нет и He может быть абсолютной гармонии. Цель жизни каждого индивида - самосовершенствование для будущей ЖИЗНИ.

Деистские концепции эпохи Просвещения, во многом определившие развитие европейской социальной мысли, рассматривают человека как прежде всего мыслящее существо, которое должно организовать свою жизнь в обществе на принципах разума. Стихийно сложившееся общество неразумно, и его необходимо изменить, сделать рациональным и гуманным.

По философии Г.В.Ф. Гегеля, общество - это продукт развития всеобщего логического понятия. Чтобы быть совершенным, оно должно соответствовать своему понятию, т.е. раскрыть и сделать явной всю заложенную в нем потенциальную рациональность. И это неизбежно, ибо развитие всеобщего понятия He может остановиться или пойти «не туда»: истинное всегда прокладывает себе дорогу, считает Гегель.

Позитивистское понимание общества, из которого и вырастает социология, восходит в конечном счете к идеалам Просвещения. Чтобы стать совершенным и счастливым, общество должно «поумнеть» . Развитие научного мировоззрения, разоблачение суеверий и предрассудков, отказ от религии и фантастических представлений, ориентация на посюстороннее, материальное начало в человеке и вытекающие из него потребности - все это в совокупности приведет к постепенному усовершенствованию общества и процветанию его членов.

Марксистская концепция общества - исторический материализм - исходит из того, что развитие общества имеет материальную, экономическую основу - базис, отношения, возникающие в процессе производства. Все существующие общества несовершенны и несправедливы по одной причине: в них господствует имущественное неравенство, основанное на частной собственности на средства производства. Стоит изменить это положение вещей, и общество тотальным образом изменится, потому что экономические отношения определяют всю социальную жизнь. Отсюда следует, что совершенное общество возможно и даже неизбежно, но путь к нему ведет через революцию, насильственное изъятие и обобществление собственности.

Итак, философские представления об обществе носят системный характер, т.е. вплетены в контекст целостной системы философских идей того или иного мыслителя. Они являются как бы продолжением системы и вырастают из ее внутренности, а не из реальных эмпирически полученных знаний о жизни общества.

Социология в отличие от философии He ставит перед собой задачи открыть единый закон жизни общества. Это одна из множества конкретных наук об обществе. Она имеет практическую базу и строит свои выводы на основании фактических данных, полученных в результате эмпирических исследований. Однако социология сохраняет генетическую связь с философией. Это проявляется в том, что наиболее общий уровень социологических исследований смыкается с уровнем социальной философии, и тогда возникают концепции и обобщения, очень близкие к философским.

Таким образом, социология изучает тот же объект, что и остальные гуманитарные науки, - человеческое общество. Однако в отличие от всех этих наук ее предмет составляет сама ткань эмпирической социальной жизни. Крупный российский социолог В.А. Ядов дает такое определение предмета социологии l:

Социология - это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта - общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Это определение, по нашему мнению, является наиболее полным на настоящий момент, но оно далеко He единственное. Как отмечает Р. Арон, социология - это наука, занятая непрерывным поиском самой себя.

Сравнительный анализ всего многообразия определений социологии позволяет выделить их общую черту. Во всех известных определениях предмета социологии речь идет: о социальных структурах - относительно постоянных и неизменных социальных образованиях, упорядочивающих и подчиняющих себе действия индивидов; и о социальном поведении, действиях и взаимодействиях индивидов.

Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную структуру общества) оказывают влияние на социаль

Hoe поведение индивидов. Социология стремится понять и объяснить поведение человека именно посредством этих структурных и ситуативных факторов.

Сходство социологии и других гуманитарных наук. Чтобы иметь право называться наукой, социология должна обладать сущностными признаками научного знания- объективностью и нейтральностью. Принято считать, что образцом объективности и нейтральности являются точные и естественные науки, основанные Ha применении математических методов и принципе доказательности. Очевидно, что гуманитарные науки построены несколько иначе. Может ли социология, исходя из своих иссле- d дований, выводить столь же неопровержимые и универсальные законы жизнедеятельности человеческого общества, как, например, закон всемирного тяготения? Несомненно, что любая наука ставит своей целью нахождение общих законов. Для того чтобы уточнить природу законов, которые могут быть открыты социологами, американский антрополог Р. д'Андраде разделил научный мир на три больших категории.

В первую к а т е г о p ю входят физические науки (физика, химия, астрономия и т.д.). 0бъектом их исследований по большей части является однородный и простой мир, законы которого, выраженные в математической форме, могут быть обобщены во времени и пространстве. Например, закон всемирного тяготения применим сегодня так we, как и в прошлом веке в любой стране.

В т о р а я к а т е г о р и я включает в себя естественные науки (биологию, геологию, метеорологию, некоторые области экономики и психологии). Эти науки He выводят закономерности, а описывают механизмы и функции живых и неживых организмов. Если они и формулируют закономерности, то немногочисленные и имеющие ограниченное применение во времени и пространстве. По этой причине некоторые считают, что эти науки имеют менее высокий статус по сравнению с физическими науками.

Третья к а т е г о р и я объединяет гуманитарные науки, которые занимаются интерпретацией человеческих действий (лингвистика, психология, социология, антропология и т.д.). Признается, что они имеют больше объектов изучения, и эти объекты

г Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 19-20.

г См.: Andrade R.G.d'. Three Scientific World Views and the Covering Law Model // Metatheory in Social Science: Pluralism and Subjectivities / W. Fiske, R.A. Sweden (eds). Chicago et Londres, 1986. Р. 20.

представляются более сложными, чем в науках двух первых категорий. Специалисты в этой сфере испытывают значительные трудности в формулировании законов, поскольку эти законы не просто ограничены во времени и пространстве, они должны интерпретироваться в соответствии с социальным контекстом. Если социолог пытается исследовать чувство любви, он должен ограничивать свои наблюдения и избегать их обобщения во времени и пространстве. В этих науках очень трудно сформулировать универсальные законы человеческого поведения и его мотивов. Те несколько законов, которые были выведены гуманитарными науками, должны постоянно подвергаться переосмыслению с учетом времени и культурных особенностей каждого общества.

Объект, изучаемый гуманитарными науками, наделен сознанием. С помощью сознания индивид может изменять свое поведение, развивать речь и передавать свои ценности поколениям, живущим в другую эпоху. В отличие от неодушевленного предмета или подопытной крысы он знает, что в любой момент за ним могут наблюдать, и это сказывается на его поведении.

Сознание позволяет индивиду вмешиваться в собственное Я. Он наделен речью и способен к общению, а это ставит социолога перед необходимостью уметь интерпретировать его вербальный и

невербальный язык, учитывая, что на речь и поведение индивида влияют его эмоции, например страх, а также уровень его умственного развития, образованности и т.д.

Сознающий себя индивид обладает свободой воли: он может He подчиняться принятым нормам и избирать неожиданную и труднообъяснимую манеру поведения.

Наконец, обладающий сознанием объект изучения имеет свои ценности, связанные с его эпохой. Индивид (а в более широком смысле - человеческая деятельность) He есть нечто нейтральное; человек поступает рационально и сам выбирает средства для достижения определяемых обществом целей. Таким образом, его действия строго обусловлены господствующими ценностями. Поэтому социолог, сам обладающий сознанием и являющийся носителем ценностей, вступает в контакт с «объектом», который может иметь совсем иные ценности. В интерпретацию собранных сведений могут вкрадываться ошибки и искажения. Иначе говоря, объект изучения в гуманитарных науках трудно поддается точному и объективному анализу, потому что на социолога могут повлиять культура, профессиональная ориентация и определенные теоретические установки. В о - п е р в ы х, при объяснении того или иного социального явления и сам объект, и наблюдатель подвергаются воздействию факторов, связанных с системой ценностей. Так, исследователь вносит в наблюдение элементы своей культуры, собственные качества, желания и социальные характеристики (пол, возраст, религиозные взгляды, этническую и классовую принадлежность и т.д). В о - в т о р ы х, на исследования могут оказать влияние соображения карьеры. Социолог должен удовлетворять требованиям тех, кто его финансирует (государство, армия, политики и т.д.); опасения потерять возможность повышения по службе, не понравиться власть имущим, стремление получить признание у коллег могут привести его к самоцензуре или к выбору тем, пользующихся одобрением окружающих его людей. В - т р е т ь и х, на проводимые исследования могут оказать влияние теоретические взгляды социолога, а также то, что Ж.П. Сартр называл <<объяснительными идолами эпохи» - наиболее популярные в данный период объяснительные модели.

В связи с этим существует соблазн скопировать модель так называемых строгих наук (т.е. наук экспериментальных, а не описательных) и описать все возможные модели человеческого поведения. Однако полнота фактов и статистических данных He гарантирует объективности. Объяснение, возможно, будет выглядеть более научным, однако при этом ученый может ограничиваться цифрами, подтверждающими его точку зрения.

Социолог сам составляет часть общества, которое изучает., Как отмечает американский социолог А. Гоулднер, давно настало время социологам посмотреть на себя так, как они смотрят на других, задать себе те we вопросы и перестать считать, что мнения других обусловлены их потребностями, а сами социологи придерживаются научной точки зрения. Наблюдатель подвергается социальному давлению, обусловленному его образованием и средой. Фактически ценности, исповедуемые социологом, постоянно присутствуют в его методе.

В заключение можно сказать, что для понимания того, как на нас воздействует общество, необходимо наиболее полно учитывать собственные ценности. Объективность состоит He в утверждении, что всё точки зрения одинаково равноправны - ведь из ряда фактов социологи все равно отдают предпочтение какому-то одному. Добросовестный ученый обязан предупредить читателей, студентов, коллег о своем научном выборе, а они уже сами будут судить о правильности выводов. Хотя в гуманитарных науках достичь объективности и нейтральности He представляется [20] возможным, тем He менее верность научному методу позволяет добиться высокой степени интеллектуальной честности.

О специфике понятий социологии. Как всякая наука, социология имеет свой, присущий только ей, сложившийся в течение длительного периода развития понятийный аппарат. Она оперирует рядом понятий, в которых зафиксированы представления различных социологических школ и направлений: Большинство из них давно утвердили свое право на существование в социологии, а некоторые только сейчас входят в научный обиход.

Естественно, что понятия социологии несут на себе отпечаток специфики этой науки. В о - п е р в ы х, социология неоднородна. Она представлена множеством персоналий и направлений, рядом парадигм, весьма отличающихся друг от друга. Все они разрабатывают и используют свои собственные понятия, соответствующие их концептуальным потребностям. Те понятия социологии, которые можно назвать общесоциологическими, у представителей разных направлений могут быть наполнены неодинаковым смыслом.

Так, некоторые направления по своей природе являются междисциплинарными, поэтому в их понятийный аппарат входят понятия пограничных дисциплин. Например, социальный бихевиоризм имеет много точек пересечения с психологией, Франкфуртская школа - с психоанализом, символический интеракционизм - с философским экзистенциализмом. Экзистенциализмом окрашена социология Ю. Хабермаса. Некоторые направления

постмодерна тесно переплетаются с теорией языка. Многие социологические школы на протяжении всей истории существования социологии как науки были очень близки социальной антропологии, по сути, это смежные, почти сросшиеся друг с другом отрасли знания. Такая концептуальная смежность не может He оказывать влияния на терминологию.

В о - в т о р ы х, социологическое знание настолько стремительно развивается, что даже возникают дискуссии о том, не препятствует ли устоявшийся понятийный аппарат протекающим в ней динамическим процессам, в ходе которых смысловое наполнение конкретных понятий непрерывно трансформируется и обогащается, понятия как бы «доразвиваются», объем их расширяется или, наоборот, конкретизируется и сужается. Более того, при переводе понятий с одного языка на другой происходит так называемый семантический сдвиг - изменение смысла в соответствии с привычной семантикой второго языка. Если учесть, что большинство понятий социологии для русского языка являются заимствованными, становится понятным масштаб потенциальной семантической изменчивости.

Однако, не имея четких границ, понятие лишается однозначности, а языковая коммуникация становится невозможной. Для тoгo чтобы был возможен информационный обмен, любой науке, в том числе социологии, необходима система институционализованных понятий, т.е. таких понятий, границы, объем и содержание которых являются общепринятыми в рамках данной науки.

Такие понятия в специальном научном контексте могут обладать значением, не совпадающим с обыденным словоупотреблением. Например, понятие «способ производства» в рамках социологии, прежде всего в марксизме, имеет строго определенное значение, и мы забываем, что в повседневной речи оно означает просто «типичный метод изготовления чего-либо».

В настоящем учебном пособии ставится задача раскрыть в рамках требований учебного курса социологии содержание ее базисных понятий. Представляется целесообразным предварительно дать краткие характеристики основных типов понятий, которыми оперирует современная и классическая социология. Рассмотрим в общих чертах, что такое социологический термин, как в социологии используются статистические, операциональные, аналитические понятия, что понимается под моделью и идеальным типом.

В целом понятие - это элемент логического высказывания, обозначающий определенное содержание. Понятия, характеризующие социальные феномены, - это всегда их содеpжательные оnределения. Их функция сводится к тому, что они являются в нашем сознании представителями соответствующих свойств социальных феноменов. Они He могут отражать всей полноты этих феноменов. Функции, выполняемые социологическими понятиями, определяют их объем, степень абстрактности, аспекты содержания.

Задача термина заключается в том, чтобы выделить конкретное явление и He дать его спутать с другими похожими на него явлениями, и зафиксировать это различие. Определение понятия в качестве термина происходит путем выделения самого главного и употребительного в социологии из его значений. В результате возникает дефиниция - строго оформленное высказывание, раскрывающее содержание понятия конкретного социального феномена. Таким образом, термин - это содержательное понятие,[22] находящееся во взаимно однозначном соответствии с определенным социальным феноменом или с каким-то из его аспектов. Оперециональные понятия - это понятия, выполняющие инструментальные, вспомогательные функции. Например, можно определить термин «религиозность» как «веру в сверхъестественное». Это обычная терминологическая, дефиниция. Но феномену религиозности можно дать эмпирическое, операциональное определение - через действия: религиозность - регулярное посещение церковных служб, мотивированное личными побуждениями религиозного характера, а также элементарное знание конфессионального понимания смысла служб и содержания вероисповедания. Такое операциональное определение, конечно, не относится к тому, что на самом деле мы понимаем под религиозностью. Скорее оно характеризует религиозность не no сути, а чисто симптоматически.

В употреблении операциональных понятий всегда бывают издержки. Например, согласно рассмотренному понятию, к категории «религиозных» относятся и те, кто на самом деле глубоко He верует, а просто механически выполняет требуемые обряды. Поэтому подобные определения выполняют лишь вспомогательную, эмпирическую роль.

Модель - это упрощенное изображение фактического или гипотетического состояния какого-либо предмета или явления. Модель создается He методом полного и подробного описания, а

с помощью особых методов - акцентуации наиболее важного, исключения всего малозначащего или само собой разумеющегося, выражения в символах и т.д. Все эти методы позволяют сделать модель более удобным инструментом для научного использования, чем подробное содержательное описание.

Само слово «модель» в последнее время весьма часто использовалось социальными науками, поэтому его значение оказалось размытым. А поскольку и слово «понятие» He всегда применяется точно, стали говорить и о «модельных понятиях». Но это возможно лишь тогда, когда понятие действительно обладает чертами и функциями модели, например при составлении архитектурного проекта. В таких случаях модельное понятие целенаправленно выделяет и акцентирует определенные характеристики. Оно подчеркивает структуру феномена, но опускает из рассмотрения все то, что мешает четкому выявлению такой структуры или просто несущественно. Именно поэтому нельзя понимать модельные изображения действительности как ее реальные характеристики: они представляют действительность гораздо более стабильной и единообразной, чем она есть на самом деле. Правда, некоторые модельные понятия поясняют типичные процессы социальных трансформаций, например процессы индустриализации, экономические кризисы, революции. Такие понятия, содержащие элемент упрощения и схематизации, легко внушают мысль о закономерностях, детерминирующих социальное развитие, в то время как в действительности речь идет просто о тенденциях или возможностях развития.

Заметим, что модельные понятия только тогда являются понятиями в строгом смысле слова, когда входят в высказывание в качестве его элементов. Теории или гипотезы могут принимать форму модели, но это еще немодельные понятия. Они просто выступают в составе высказывания как одно из его элементов. Например, в высказывании  «во второй половине XIX в. в России развивается промышленный капитализм» понятие «промышленный капитализм» имеет черты модельного, поскольку отличается упрощенным и стилизованным представлением о реальных тенденциях развития промышленного капитализма.

Явно выраженный модельный характер у понятия «идеального типа». Его ввел в социологию М. Вебер в качестве инструмента, определявшего структуру социальных феноменов. Содержательно оно богаче, чем простой термин, и является модельным понятием. Задача его нe в том, чтобы полностью и «правильно» отражать структуры социальной реальности, а в том, чтобы с конкретной целью их упростить и модифицировать, т.е. оно с необходимостью существенно отклоняется от рассматриваемой действительности. Вероятно, можно было бы создать понятия, в которые действительность укладывалась бы вся без остатка. Но такие понятия оказались бы слишком широкими и малосодержательными. To, насколько всеобщими или конкретными и малосодержательными или емкими, узкими или широкими являются понятия, зависит от поставленной перед исследователем цели.

Понятие идеального типа - это специально построенная применительно к какому-то конкретному случаю мыслительная конструкция, которая и считается идеалом. Под идеалом здесь понимается не ценностный образ, к которому стремятся люди. Это единый мыслительный образ, создаваемый исследователем из совокупности отобранных по принципу важности и значимости объективных черт реальности. Согласно Веберу, идеальный тип - это мыслительная конструкция, основанная на учете факторов рационального целеnолагания б социальном действии. Рациональные действия субъектов, ведущие к причинно обуслов [24] ленным и взаимосвязанным последствиям, могут потом восприниматься как типичные социальные структурные образы, например как институциональные процессы. Конечно, не стоит ожидать, что подобные мыслительные конструкции, предполагающие рациональное социальное поведение индивидов и наличие рациональных социальных структур, имеют четкие реальные корреляты в социальной действительности. На самом деле поведение людей очень часто бывает иррациональным, и социальная действительность состоит He из полностью реализованных целей. Тем не менее, как считал Вебер, понятие идеального типа, характеризующееся внутренней ясностью и простотой, может указывать верное направление исследования. Итак, понятие идеального типа реально задает направление социальному познанию, хотя и He полностью отражает действительность.

Разумеется, у него есть и негативные стороны - за его границами остается иррациональное поведение, имеющее большое

значение в жизни общества. Но понятие идеального типа очень удобно использовать в тех случаях, когда поведение людей заведомо рационально и целенаправленно. Тогда вероятность того, что осмысленные действия направлены на реализацию намеченной цели, весьма велика, и реальные социальные явления можно объяснить на основе понимания рациональных корней человеческих действий, хотя, естественно, не существует такого социального события, которое в действительности происходило бы так, как предписывает конструкция идеального типа. Логике идеального типа в большей степени соответствуют социальные структуры и процессы, в основе которых лежит целесообразность и рациональность. Примером может служить полностью рационализированное современное промышленные предприятие. Примером противоположного процесса, который часто приводил Вебер, является биржевая паника.

Понятию идеального типа, как и всем типическим понятиям, свойственна относительная универсальность. Оно конкретнее по своим тенденциям, чем термины и так называемые аналитические понятия (см. далее). Оно должно быть всеобщим ровно настолько, чтобы служить основой сравнения конкретных исторических событий, а не настолько, чтобы быть «высшим понятием», которое бы охватывало всю социальную реальность. Однако понятие идеального типа не настолько всеобщее, чтобы его можно было применять к любому историческому периоду и любой социальной системе. Например, понятие «церковь», являющееся понятием идеального типа, имеет достаточно всеобщий характер, но пред

полагает такой тип религии, которого нет в так называемых первобытных обществах.

Понятие идеального типа представляет интерес тогда, когда ставится вопрос, существуют ли структурные корреляты социального явления, о котором идет речь, в других культурах или социальных системах. Например, вопрос «Был ли в Японии феодализм?» может быть понятен при использовании такого понятия идеального типа, ориентированного на европейское Средневековье, как феодализм, которое, однако, не является настолько всеобщим, чтобы под него подпадало любое доиндустриальное, патриархальное и многоуровневое социальное устройство.

Аналитические понятия в социологии настолько всеобщи и малосодержательны, что соответствующие им социальные феномены присутствуют в обществе любого типа. Так, в любом обществе есть нормы, санкции, роли, интеракции. В то же время нельзя считать аналитическими понятия социального слоя, социального класса, власти, поскольку возможны общества и без власти, социального расслоения и классовой структуры.

Таким образом, аналитические понятия б социологии - это наиболее общие nонятия, котоpые б силу самой своей всеобщности применимы к самым различным историческим обществам.

В отличие от понятий идеального типа, которые применяются посредством проецирования на явления социальной действительности, аналитические понятия He могут проецироваться на действительность. Такая проекция ничего He дает, поскольку результат ее тривиален. Например, высказывание типа «нормы существуют» слишком тривиально, чтобы рассматривать его как положение социологии.

Аналитические понятия используются прежде всего в качестве схем, упорядочивающих эмпирические данные. Кроме того, они позволяют формулировать общие закономерности социального поведения людей, например в высказывании об особенностях человеческого сообщества no сравнению с животными: «Так называемые роли в животном сообществе основываются He на символически опосредованных нормах, как это наблюдается в человеческом обществе» содержатся аналитические понятия «социальная роль» и «норма».

Аналитические понятия в социологии He настолько формальны и абстрактны, как понятия философской теории познания, которые выявляют возможности мышления. Содержательные моменты отдельных аналитических понятий базируются на всеобщих фундаментальных гипотезах о возможном социальном пове

[26] дении людей и отношениях между ними. Они He служат цели прямого объяснения конкретных социальных явлений, имеют большое значение как инструмент сортировки типических понятий и своего рода универсальные «социальные переменные». Попытки объединить различные аналитические понятия в единую аналитическую систему социологических понятий обладают серьезной теоретической значимостью и в TO же время, no мнению многих выдающихся социологов, не могут увенчаться успехом, поскольку любая система такого рода была бы замкнутой, а следовательно, ограничивала бы познание.

Понятия социологии подразделяются также no ее отраслям. Например, наряду с наиболее универсальными понятиями общей социологии существуют понятия социологии труда, социологии религии, социологии молодежи и т.д. Разумеется, каждая из отраслей социологического знания оперирует и общесоциологическими понятиями, и своими собственными.

Социологические понятия делятся и в соответствии с делением социологии на микро- и макросоциологию. Микросоциология исследует эмпирические групповые взаимодействия и пользуется соответствующими содержательными понятиями, в то время как макросоциология рассматривает общество в целом в его статическом и динамическом аспектах. В целом понятийный аппарат социологии представляет собой единую, но расчлененную и сложную структуру.

Понятия, разработанные в рамках социологии, могут использоваться в психологии, педагогике, истории, в междисциплинарных исследованиях. В свою очередь, социология пользуется понятиями, заимствованными у других наук - и гуманитарных, и естественных. Некоторые социологи отмечают, что такие понятия, как «социальная эволюция», «социальный организм», «социальная патология», напоминают о раннем - доклассическом - этапе развития социологии, когда на нее существенное влияние оказывали естественные науки, в первую очередь биология. Развитие в наши дни кибернетики, синергетики, информатики наложило отпечаток и на социологию, которая теперь оперирует и понятиями «энтропия», «бифуркация» и т.д. Но социология He использует их в принятых другими науками значениях. Так, понятие «личность», первоначально принадлежавшее психологии, в социологии приобретает несколько другой смысл. Если психологи под личностью понимают совокупность психологических и характерологических черт конкретного индивида, то

Для социологии личность - это прежде всего совокупность социально-типических качеств.

Таким образом, концептуальный аппарат социологии в настоящее время переживает бурное развитие, обусловленное возникновением множества новых школ и направлений, обогащающих ее собственной оригинальной терминологией.

Социологические парадигмы. Понятие «парадигма» имеет множество значений, но применительно к науке означает «общий угол зрения на изучаемые феномены». В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм.

* Парадигма социальных фактов, связанная с именем Э. Дюркгейма и школой функционализма. Эта парадигма рассматривает социальную реальность как самостоятельную и He зависящую от воли и действий отдельных индивидов, состоящую из социальных фактов - социальных структур и институтов, которые выступают предметом изучения социологии. Исторически функционалистская парадигма кристаллизовалась в трудах А. Радклифф-Брауна и Б. Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.

* П а р а д и г м а п о н и м а н и я, или социологии действия, основы которой заложены М. Вебером и В. Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия - индивидами. Согласно Веберу, основу всякого действия составляет понимание, и социолог должен докопаться до него, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А. Шюца, этнометодология Г. Гарфинкеля, символический интеракционизм Т. Лукмана и Дж.Г. Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.

* Парадигма социального поведения, представленная социальным бихевиоризмом Б. Скиннера и теориями со [28] циального обмена Дж.К. Хоманса и П. Блау. Эта парадигма получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, т.е. детерминировано простыми биологическими реакциями, и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

* Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К. Маркса и его последователей. Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. При этом роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, поскольку единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественно-исторического процесса. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия

структур.

* Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции 3. Фрейда, в соответствии с которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В данной парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняется происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств. Впоследствии из подхода Фрейда развились фрейдомарксизм (Г. Маркузе, Ф. Райх) и неофрейдизм (Э. Фромм, А. Рисмен).

Российский социолог В.П. Култыгин представил и другую классификацию социологических парадигм - по методологическому критерию. Здесь выделяются парадигмы - натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

* Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования,

 См.: Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. С. 468-469.

приближающихся к методу естественных наук. Типичными представителями этой парадигмы являются, например, О. Конт, Г. Спенсер. В рамках ее исследуются только объективные факты, практикуются математические и эмпирические методы.

* Интерпретирующая парадигма основывается на

признании принципиального различия между предметом и методами естественных и социальных наук. Отсюда вытекает необходимость для социологии He констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Таковы «понимающая социология» М. Вебера и унаследовавшие те жеметоды этнометодология и феноменологическая социология.

* О ц е н и в а ю щ а я п а р а д и г м а предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социальнокритической и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей социологии являются К. Маркс, К. Поппер, А. Этциони, Ч.Р. Миллз.

ЗАДАЧИ

1. Назовите социальные и научные предпосылки возникновения социологии.

2. Чем социология отличается от философии, пгихологии и других гуманитарных наук?

3. Найдите лишнее название науки в следующих рядах: математика, психология, социология, химия, философия; философия, история, геофизика, социология, этнография. По какому принципу организован ряд в первом случае, а по какому - во втором?

4. Дайте определение предмета социологии.

5. Внимательно прочитайте следующие определения предмета социологии. «...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» (Э. Дюркгейм).

«Социологгая изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой» (П.А. Сорокин).

«Социология - это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта - общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения» (В.А. Ядов).

«Социология - это- изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ» (Э. Гидденс).

6. Проанализируйте следующие высказывания классиков социологии:

«Социальная жизнь вся - конфликт, поскольку она изменчива. В человеческих обществах нет постоянства, ибо и них нет ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте заключены творческое ядро любых сообществ и Возможность свободы Р. Дарендорф).

«Человеческое сознание.., есть не что иное, как коллективное сознание группы, к которой мы принадлежим» (Э. Дюркгейм).

«Не существует чувства Я... без соответствующего ему чувства Мы» (У. Кули).

Какое определение, по-вашему, является наиболее адекватным? Обоснуйте

свое мнение. Попробуйте опровергнуть мнение своих оппонентов.

Какое понимание общества вы видите в этих высказываниях? Какое место в них, по-вашему, отводится индивиду?

7. Чем различаются между собой эмпирические факты, социальные факты

научные факты? Приведите примеры.

8. Опишите основные социологические парадигмы.

9. В XIX в. О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний - выше математики, физики и биологии. А на какое место поставили бы вы современную социологию?

10. Какую роль в развитии социального познания в целом и социологии в частности сыграла философия?

11. Опишите предметную сферу истории, философии, политических наук, экономики, психологии, культурной антропологии.

12. Как вы понимаете термин «междисциплинарные границы»? Раскройте его содержание.

13. Что такое социология на всеобщем уровне, на частном и единичном?

14. Во всех социологических размышлениях Г. Спенсера превалируют биологические аналогии. Например: «Общества, как и живые тела, начинаются как зародыши - возникают из масс, крайне малых по сравнению с массами, которых они в конечном итоге достигают».

М. Вебер резко критикует «органическую социологию», рассматривающую отдельного индивида как часть, «клеточку» социального организма. Понятие организма в применении к обществу может быть лишь метафорой - He больше, ибо «для социологии... объектом познания является именно смысловая связь поведения».

Является ли точка зрения Вебера прогрессом по сравнению с точкой зрения Спенсера, и если да, то почему?

15. Как вы понимаете высказывание Ч.Р. Миллза: «Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи»?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83142. Экологическая политика и международная деятельность Республики Беларусь в области охраны окружающей среды 968.49 KB
  Экологическая ситуация в Республике Беларусь имеет региональный характер. Региональная специфика экологических проблем определяется взаимодействием нескольких основных факторов. К их числу относятся, во-первых, неоднородность природных условий территории, а, следовательно, и неодинаковая устойчивость ее различных частей к внешним воздействиям.
83143. Учебное пособие по дисциплине: Металлические конструкции 9.04 MB
  Строительство является одной из самых металлоемких отраслей народного хозяйства. Значительная часть стали расходуется на изготовление металлоконструкций, из которых возводятся автодорожные и железнодорожные мосты, каркасы промышленных и гражданских зданий, башни и мачты антенных устройств, опоры линий электропередачи...
83145. ВИКОРИСТАННЯ ДИДАКТИЧНИХ ІГОР НА УРОКАХ ОБРАЗОТВОРЧОГО МИСТЕЦТВА В СЕРЕДНІХ КЛАСАХ 218 KB
  Проблеми перебудови нашого суспільства нерозривно пов’язані з вирішенням завдань формування творчої особистості. Адже саме така особистість є справжнім творцем історії, оскільки весь шлях, який пройдено людством, – це безперервний процес творіння.
83146. ШЛЯХИ ВДОСКОНАЛЕННЯ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ ВЛАСНОГО КАПІТАЛУ 88.05 KB
  Актуальність теми дослідження полягає в тому, що запровадження в економічне життя України ринкових відносин, провокує до розвитку окремих фірм не державного характеру, що в свою чергу вимагає грамотної політики в галузях управління цими фірмами, це стосується і обліку результатів діяльності підприємств.
83147. Роль интеллектуальной собственности в реформируемой экономике РФ 211 KB
  Интеллектуальная собственность и уровень инновационного развития экономики Российской Федерации, являются объектом исследования в данной работе. В качестве предмета исследования выступают отношения интеллектуальной собственности. Целью работы является изучение понятия интеллектуальной собственности...
83148. Диагностика и лечение хронического гастрита 299.34 KB
  При изучении влияния профессиональных факторов на течение хронического гастрита у подростков установлено, что в группе больных с тяжелыми видами труда, ухудшение в состоянии здоровья наблюдается значительно чаще, чем при благоприятных условиях работы.
83149. Конструпрование супергетеродинного радиоприемника 165.69 KB
  Осуществляет первичную частотную селекцию полезного сигнала ослабляет внеполосные сильные помехи обеспечивая линейное усиление последующих каскадов приёмника совместно с УРЧ осуществляет избирательность побочных каналов приёмника. Усилитель радио частоты УРЧ и далее по тексту – предназначен для повышения чувствительности приёмника. Входная цепь и УРЧ осуществляет основную избирательность по зеркальному каналу образованным гетеродином их расчет будем производить исходя из заданной избирательности при полосе задерживания . Полосу...