67278

Художественная культура 17-18 веков

Лекция

Культурология и искусствоведение

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла.

Русский

2014-09-06

46 KB

37 чел.

Художественная культура 17-18 веков.

Организационный (институциональный) аспект культуры:

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла. Искусства начали причисляться к сфере интеллектуальных занятий.  В 17 в. Ш.Перро предложил заменить понятие «свободные искусства» на понятие «изящные искусства». На этом пути встала проблема вкуса. 18 век – следующий этап. Единым принципом изящных искусств был определён принцип мимесиса. Этим была  определена  и структурно организована сфера культурного пространства. Его основные черты: воображение, способность доставлять наслаждение, причастность к прекрасному.

Вычленение сферы изящных искусств привело к формированию нового типа отношений художника и мира. От Возрождения было  унаследовано меценатство (Меценат – имя римского богача 1 в. до н.э., любителя и покровителя наук и искусств). Меценаты ценят творческую индивидуальность, а художник, как правило, и не рассчитывает на большее. Высокие придворные должности были исключением (например, Веласкес был гофмаршалом двора). При французском дворе художники назначались на должность камердинера (Valet de chamber).   Художник 17 в. А.Сакки  входил в состав домашней прислуги кардинала Антонио Барберини. Вместе с художником на  этой должности были садовник, карлик и старая нянька. Потом его перевели в более высокий разряд прислуги, к которому принадлежали писцы, поэты и секретари.  Но в 17 веке уже оформился и другой тип отношения к художникам (Голландия), для которого характерен разрыв личной связи  художника и заказчика. Художник начинает работать на рынок, т. е. – на анонимного потенциального покупателя. Художник стал более свободен, но оказался одиноким и беспомощным.  

В этой связи начали складываться и новые формы контакта творческой индивидуальности с «потребителями искусства»: концерты, выставки. Сформировался  новый тип «потребителя» - публика, зритель как нечто коллективное, массовидное. Первые художественные выставки в Риме, Париже относятся к концу 17 века.

Возникло два типа авторства – 1) первичное – собственно сочинение; 2) вторичное – исполнительство.  А отсюда – новый корпус «посредников» - издатель, продавец, антрепренёр.  Дольше всех держится нерасчленённость первичного и вторичного авторства в драматургии: Шекспир, Мольер были актёрами.

Профессионализация искусства привела к юридически закреплённому  авторскому праву.

Содержательный (информационный) аспект культуры:

Противостояние и взаимодействие различных художественных систем: классицизма, маньеризма, барокко, просветительского реализма, сентиментализма.

Эстетическая доминанта – драматизм.

Новый образ человека.  Утрачен идеал универсального человека. На первое место выдвигается внутренний драматизм личной жизни. В классицизме – драматизм столкновения страсти и долга. В сентиментализме –  драматизм власти над человеком иррационального (страсть, томление, вера). В маньеризме и барокко – драматизм противостояния рационализму классицизма.

Полиморфность и полистилизм.

Морфологический аспект (характерные для периода виды искусства):

В классицизме на 1 плане –  драматический театр.  Он влияет на все виды  и жанры.

В музыкальном искусстве это выразилось, прежде всего, в развитии музыкального театра  (Монтеверди,  Скарлатти, Перголези, Люлли, Рамо, Пёрселл, Гендель, Моцарт, Глюк). Только в Венеции – 7 театров.  Развиваются и опера, и балет. В оперу включаются танцевальные эпизоды.  Во Франции в создании балетных спектаклей участвовали Мольер, Люлли. Это – прямое влияние театра. Косвенное влияние – драматизм самой музыки. «В музыкальном языке того времени живёт «сценическая структура» (Старобинский, 1964). Мистерия заменяется оперой. Симфония вырастает из театральной увертюры. Характерные черты музыки Бетховена – «драматический симфонизм», «диалогический принцип», «столкновение противоборствующих идей и воль» (И.И.Соллертинский).

В архитектуре и изобразительных искусствах влияние театра очень многопланово. Архитектура  Ренессанса ориентирована на живописный эффект, архитектура Нового времени – на театральный.   В архитектуре много декора, игровых и гедонистических  мотивов. Отсюда – широкое распространение орнамента. Симптоматично, что именно в орнаменте И.Кант увидел воплощение чистой красоты искусства, которую сопоставил с красотой цветов в природе.   Живописная картина мыслится как мезансцена. Даже в пейзаже пространство строится, как будто  это замкнутый куб сцены (кулисообразное построение). Впервые это наблюдается в живописи голландцев. Распространяется жанр серийной картины как последовательности сюжетно связанных сцен (Хогарт).

В реалистически ориентированном искусстве на 1 месте – не театр, а литература, точнее – эпический род и эпические жанры. Преимущества литературы –1) возможность воплощать такие  масштабы пространства и времени, какие сцене и изобразительному искусству не были доступны; 2) возможность включить автора-субъекта в художественную структуру.  В этой связи драматические произведения (комедии) начинают писать прозой (Бомарше, Гольдони, Дидро, Лессинг).  В живописи повествовательность привела к тому, что картины строились по принципу социальной обусловленности характера средой. Отсюда – размежевание классических жанров на жанровые разновидности.

        Характерная черта художественной культуры 17-18 веков – развитие самосознания культуры.  Художественные системы барокко и классицизма выработали свои эстетические теории.

Основные принципы барокко:

  •  главный инструмент творчества – острый, быстрый разум, творческая интуиция;
  •  метафорическая поэтика (природа – гигантская метафора, а искусство разгадывает её тайны).

Основные принципы классицизма:

  •  подражать, опираясь на правила; нормативность;
  •  цель искусства – воспитание личности, которой свойственна  не абстрактная  добродетельность, а    человека-гражданина;
  •  доминирование родового над индивидуальным,  идеального над реальным.

Основные принципы развивающегося реализма:

  •  прямое и непредвзятое подражание  (объективированность);
  •  морализирование;
  •  красота – форма истины и добра.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41563. ИДЫ СДЕЛОК И ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ 138.05 KB
  Становление фондового рынка в России потребовало выработки правил организации взаимоотношений между участниками сделок с ценными бумагами а также привело к появлению специализированных организаций обеспечивающих все процедуры сделок и составляющих инфраструктуру рынка ценных бумаг. Если несколько лет назад при организации расчетов на российском рынке ценных бумаг в основном ориентировались на западные технологии то теперь эти технологии адаптировались к российским условиям и...
41564. ФОНДОВАЯ БИРЖА. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФОНДОВОЙ БИРЖИ 247.35 KB
  Первая задача фондовой биржи заключается в том чтобы предоставить место для торговли иначе говоря централизовать место где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам так и вторичная их перепродажа. Для выполнения первой задачи централизовать торговлю ценными бумагами в одном месте фондовой бирже необходимо не только отработать правила и системы регулирования торговли но также выработать достаточно жесткие требования к компаниям поставляющим ценные бумаги для продажи а также к...
41565. ВНЕБИРЖЕВОЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ 112.25 KB
  Несмотря на то что внимание сосредоточено на рынке обыкновенных акций многие его черты можно отнести к рынкам оперирующим другими финансовыми инструментами такими например как облигации. Поскольку по объему оборота обыкновенных акций выраженному как в денежном так и в количественном отношении эта биржа является лидером место на этой ценится очень высоко. Основными критериями которыми руководствуется совет директоров NYSE при принятии решения о допуске акций компании к котировке являются: â1 степень национального интереса к...
41566. ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 211.04 KB
  Структура биржевой информации и информации внебиржевых системторговли ценными бумагами. Рейтинговые системы и рейтинговые агентства на рынке ценных бумаг. Российский рынок ценных бумаг развивается значительными темпами и сейчас он достиг такого уровня когда эффективное управление им стало немыслимым без использования мощных компьютерных систем и современных средств телекоммуникации.
41567. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 194.92 KB
  Задачи и формы регулирования рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг и его институциональное обеспечение. Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
41568. Вторичный рынок ценных бумаг 1.09 MB
  Если первичный рынок связан с появлением ценных бумаг на рынке их выпуском и размещением то вторичный рынок создает необходимые условия для их обращения. Рынок ценных бумаг лекция рассматривает сущность обращения ценных бумаг...
41569. Рынок ценных бумаг: сущность и функции 146.65 KB
  Рынок ценных бумаг: сущность и функции. Понятие рынка ценных бумаг и его место в структуре финансового рынка. Функции рынка ценных бумаг. Структура рынка ценных бумаг.
41570. Ценные бумаги: общая характеристика 817.27 KB
  Ценные бумаги: общая характеристика. Понятие ценной бумаги. Понятие инвестиционного качества ценной бумаги. Понятие ценной бумаги.
41571. ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 296.54 KB
  Эмиссионные пенные бумаги. Особенности эмиссии ценных бумаг банков. Эмиссию ценных бумаг следует рассматривать в качестве одного из источников финансовых ресурсов привлекаемых для решения определенных целей. Эмиссия ценных бумаг наряду с Другими источниками финансовых ресурсов может быть привлекательна Для корпораций так как в этом случае можно: варьировать сроки привлечения необходимых денежных средств без ограничения срока при эмиссии акций и выбирать...