67278

Художественная культура 17-18 веков

Лекция

Культурология и искусствоведение

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла.

Русский

2014-09-06

46 KB

30 чел.

Художественная культура 17-18 веков.

Организационный (институциональный) аспект культуры:

Общие характерные черты – 1) выделение мира искусства в относительно автономную сферу; 2) теоретическое осознание его качественного единства. Этот процесс начался в период Ренессанса. Уже тогда художественно-творческая деятельность начала постепенно вычленяться из массы цехового ремесла. Искусства начали причисляться к сфере интеллектуальных занятий.  В 17 в. Ш.Перро предложил заменить понятие «свободные искусства» на понятие «изящные искусства». На этом пути встала проблема вкуса. 18 век – следующий этап. Единым принципом изящных искусств был определён принцип мимесиса. Этим была  определена  и структурно организована сфера культурного пространства. Его основные черты: воображение, способность доставлять наслаждение, причастность к прекрасному.

Вычленение сферы изящных искусств привело к формированию нового типа отношений художника и мира. От Возрождения было  унаследовано меценатство (Меценат – имя римского богача 1 в. до н.э., любителя и покровителя наук и искусств). Меценаты ценят творческую индивидуальность, а художник, как правило, и не рассчитывает на большее. Высокие придворные должности были исключением (например, Веласкес был гофмаршалом двора). При французском дворе художники назначались на должность камердинера (Valet de chamber).   Художник 17 в. А.Сакки  входил в состав домашней прислуги кардинала Антонио Барберини. Вместе с художником на  этой должности были садовник, карлик и старая нянька. Потом его перевели в более высокий разряд прислуги, к которому принадлежали писцы, поэты и секретари.  Но в 17 веке уже оформился и другой тип отношения к художникам (Голландия), для которого характерен разрыв личной связи  художника и заказчика. Художник начинает работать на рынок, т. е. – на анонимного потенциального покупателя. Художник стал более свободен, но оказался одиноким и беспомощным.  

В этой связи начали складываться и новые формы контакта творческой индивидуальности с «потребителями искусства»: концерты, выставки. Сформировался  новый тип «потребителя» - публика, зритель как нечто коллективное, массовидное. Первые художественные выставки в Риме, Париже относятся к концу 17 века.

Возникло два типа авторства – 1) первичное – собственно сочинение; 2) вторичное – исполнительство.  А отсюда – новый корпус «посредников» - издатель, продавец, антрепренёр.  Дольше всех держится нерасчленённость первичного и вторичного авторства в драматургии: Шекспир, Мольер были актёрами.

Профессионализация искусства привела к юридически закреплённому  авторскому праву.

Содержательный (информационный) аспект культуры:

Противостояние и взаимодействие различных художественных систем: классицизма, маньеризма, барокко, просветительского реализма, сентиментализма.

Эстетическая доминанта – драматизм.

Новый образ человека.  Утрачен идеал универсального человека. На первое место выдвигается внутренний драматизм личной жизни. В классицизме – драматизм столкновения страсти и долга. В сентиментализме –  драматизм власти над человеком иррационального (страсть, томление, вера). В маньеризме и барокко – драматизм противостояния рационализму классицизма.

Полиморфность и полистилизм.

Морфологический аспект (характерные для периода виды искусства):

В классицизме на 1 плане –  драматический театр.  Он влияет на все виды  и жанры.

В музыкальном искусстве это выразилось, прежде всего, в развитии музыкального театра  (Монтеверди,  Скарлатти, Перголези, Люлли, Рамо, Пёрселл, Гендель, Моцарт, Глюк). Только в Венеции – 7 театров.  Развиваются и опера, и балет. В оперу включаются танцевальные эпизоды.  Во Франции в создании балетных спектаклей участвовали Мольер, Люлли. Это – прямое влияние театра. Косвенное влияние – драматизм самой музыки. «В музыкальном языке того времени живёт «сценическая структура» (Старобинский, 1964). Мистерия заменяется оперой. Симфония вырастает из театральной увертюры. Характерные черты музыки Бетховена – «драматический симфонизм», «диалогический принцип», «столкновение противоборствующих идей и воль» (И.И.Соллертинский).

В архитектуре и изобразительных искусствах влияние театра очень многопланово. Архитектура  Ренессанса ориентирована на живописный эффект, архитектура Нового времени – на театральный.   В архитектуре много декора, игровых и гедонистических  мотивов. Отсюда – широкое распространение орнамента. Симптоматично, что именно в орнаменте И.Кант увидел воплощение чистой красоты искусства, которую сопоставил с красотой цветов в природе.   Живописная картина мыслится как мезансцена. Даже в пейзаже пространство строится, как будто  это замкнутый куб сцены (кулисообразное построение). Впервые это наблюдается в живописи голландцев. Распространяется жанр серийной картины как последовательности сюжетно связанных сцен (Хогарт).

В реалистически ориентированном искусстве на 1 месте – не театр, а литература, точнее – эпический род и эпические жанры. Преимущества литературы –1) возможность воплощать такие  масштабы пространства и времени, какие сцене и изобразительному искусству не были доступны; 2) возможность включить автора-субъекта в художественную структуру.  В этой связи драматические произведения (комедии) начинают писать прозой (Бомарше, Гольдони, Дидро, Лессинг).  В живописи повествовательность привела к тому, что картины строились по принципу социальной обусловленности характера средой. Отсюда – размежевание классических жанров на жанровые разновидности.

        Характерная черта художественной культуры 17-18 веков – развитие самосознания культуры.  Художественные системы барокко и классицизма выработали свои эстетические теории.

Основные принципы барокко:

  •  главный инструмент творчества – острый, быстрый разум, творческая интуиция;
  •  метафорическая поэтика (природа – гигантская метафора, а искусство разгадывает её тайны).

Основные принципы классицизма:

  •  подражать, опираясь на правила; нормативность;
  •  цель искусства – воспитание личности, которой свойственна  не абстрактная  добродетельность, а    человека-гражданина;
  •  доминирование родового над индивидуальным,  идеального над реальным.

Основные принципы развивающегося реализма:

  •  прямое и непредвзятое подражание  (объективированность);
  •  морализирование;
  •  красота – форма истины и добра.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18093. СОЦІАЛЬНИЙ ЗАХИСТ ПРАЦІВНИКІВ 119 KB
  Тема 1.5. СОЦІАЛЬНИЙ ЗАХИСТ ПРАЦІВНИКІВ Лекція 2 години. Навчальні питання лекції: Державне соціальне страхування. Соціальний захист громадян на ринку праці. Регулювання трудових відносин Література: Законодавство України про охорону праці //...
18094. ПСИХОФІЗІОЛОГІЯ ПРАЦІ 119 KB
  Тема 2.1. ПСИХОФІЗІОЛОГІЯ ПРАЦІ Лекція 2 години. Навчальні питання лекції: Психофізіологічні аспекти праці. Критерії тяжкості та напруженості праці. Адаптація трудової діяльності людини. Література: М.П.Гандзюк Є.П.Желібо М.О.Халімовський. Основи охо
18095. ГІГІЄНА ПРАЦІ І ВИРОБНИЧА САНІТАРІЯ 56.5 KB
  Тема 2.2 ГІГІЄНА ПРАЦІ І ВИРОБНИЧА САНІТАРІЯ Практичне заняття 2 години Навчальні питання занять: Основні поняття гігієни праці і виробничої санітарії. Класифікація умов праці. Пільги і компенсації за шкідливі і важкі умови праці. Література: ...
18096. ОЗДОРОВЛЕННЯ ПОВІТРЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА 50 KB
  Тема 2.3. ОЗДОРОВЛЕННЯ ПОВІТРЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Дія шкідливих речовин на організм людини. Гігієнічне нормування повітря робочої зони. Захист працівників від шкідливих речовин у повітрі. ...
18097. ОСВІТЛЕННЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА 90.5 KB
  Тема 2.4. ОСВІТЛЕННЯ ВИРОБНИЧОГО СЕРЕДОВИЩА Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Загальні вимоги до освітлення виробничого середовища. Природне освітлення та його розрахунок. Штучне освітлення та його нормування. Література: З
18098. ЗАХИСТ ВІД ШУМУ І ПРОМИСЛОВОЇ ВІБРАЦІЇ 109 KB
  Тема 2.5. ЗАХИСТ ВІД ШУМУ І ПРОМИСЛОВОЇ ВІБРАЦІЇ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Шум та його нормування. Інфразвук та ультразвук. Промислова вібрація. Література: М.П.Гандзюк. Основи охорони праці // Підручник – К.: Каравела; Л
18099. ЗАХИСТ ВІД ЕЛЕКТРОМАГНІТНОГО ВИПРОМІНЮВАННЯ 77 KB
  Тема 2.6. ЗАХИСТ ВІД ЕЛЕКТРОМАГНІТНОГО ВИПРОМІНЮВАННЯ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Фізична сутність електромагнітного випромінювання. Дія електромагнітного випромінювання на людину. Методи захисту від електромагнітного випро
18100. ВИПРОМІНЮВАННЯ ОПТИЧНОГО ДІАПАЗОНУ 63 KB
  Тема 2.7. ВИПРОМІНЮВАННЯ ОПТИЧНОГО ДІАПАЗОНУ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Сутність випромінювання оптичного діапазону. Інфрачервоне випромінювання Ультрафіолетове випромінювання Лазерне випромінювання. Література: ...
18101. ІОНІЗУЮЧЕ ВИПРОМІНЮВАННЯ 71 KB
  Тема 2.8. ІОНІЗУЮЧЕ ВИПРОМІНЮВАННЯ Практичне заняття 2 години. Навчальні питання занять: Фізична сутність іонізуючого випромінювання. Одиниці виміру іонізуючого випромінювання. Дія іонізуюче випромінювання на людину. Література: М.П.Гандзюк....