67282

Буддизм. Джайнизм. Сикхизм

Лекция

Религиоведение и мифология

Одной из самых старейших дхармических религий является индуизм это национальная религия Индии. Индус приверженец индуизма а индиец гражданин Индии вне зависимости от его этнической религиозной или другой принадлежности поэтому не все жители Индии индусы.

Русский

2014-09-06

33.5 KB

0 чел.

Считается, что дхарма – это религиозный и нравственный долг человека, основанный на его возрасте, образовании, профессии и социальном положении. Дхарма – это универсальный закон космической эволюции, устанавливающий порядок в мире, поэтому каждый человек обязан постоянно духовно самосовершенствоваться, так как через это человек увеличивает степень совершенства окружающего мира и способствует эволюции человеческого общества. То на сколько точно человек следует законам дхармы, определяет его карму. Карма – это закон воздаяния, устанавливающий правила всеобщей зависимости. Согласно ему настоящая жизнь человека зависит от поступков в прошлой жизни, а будущая жизнь предопределяется поступками в жизни настоящей; плохая карма может привести к перерождению в более низкой социальной группе, образе животного или злого духа. Цепь этих постоянных перерождений или последовательности переселения души называется сансара. Тот, кто сумеет добиться прекращение перерождения, разорвать колесо сансары, достигнет мокши (нирвана – буддизм).

Одной из самых старейших дхармических религий является индуизм – это национальная религия Индии. Ее исповедует 83% населения страны. Термин индуизм возник значительно позднее, чем сама религия, его стали использовать Европейские ученые для обозначения приверженцев местной религии. Самоназвание религии  санатана-дхарма, что в переводе означает извечный закон. Кроме того не следует путь понятия индиец и индус. Индус приверженец индуизма, а индиец – гражданин Индии вне зависимости от его этнической, религиозной или другой принадлежности, поэтому не все жители Индии индусы.

Вероучение индуизма изложено в текстах Вед самого древнейшего свода мифологических преданий Индии, главным из которых является ригведа. В нем описываются пантеон богов, главными из которых являются 33 бога. Большинство индусов поклоняется не только этим богам, но и своему личному божеству, установленному семейной традицией. Однако в индуизме самыми главными являются тримурти (три лица), состоящее из брахмы, шивы и вишну. Брахма считается творцом мироздания, вишну его охранителем, а шива – разрушает мир в конце каждого космического цикла. Несмотря на то, что эти боги образуют некое единство, фактически каждый из них самостоятелен и окружен собственным культом, главная задача индуса – это точно исполнять требования культа, выполнять все религиозные обряды и стремится к духовному самосовершенствованию.

Буддизм

Буддизм относится к типу религий, которые отрицают авторитет Вед. Кроме того, в нем фактически нет представлений о богах или боге, поэтому некоторые исследователи склонны считать буддизм этико-философским учением. Основан буддизм был в 6 веке до нашей эры основан Сидхартха Гаутама (Шакимуни), получивший после своего просветления имя Будда (просветленный). Основа вероучения буддизма изложено в тексте Трипитака  (три корзины). Суть учения изложена в 4-х благородных истинах и восьмеричном пути, человек, признавший эти истины и прошедший этот срединный путь может достичь спасения, то есть нирваны (полное умиротворение, спокойствие, наступившее после того, как человеку удалось преодолеть все земные желания, страсти и страхи.

Таким образом, путь достижения нирваны лежит между двумя крайностями:

  1.  Удовлетворение всех чувственных желаний, так как они бесполезны, крайним аскетизмом, который Будда считал бессмысленным.
  2.  Точка опоры в буддизме является внутреннее освобождение человека с помощью духовной самодисциплины. В отличие от многих других религий в буддизме нет места приказам и запретам. Учение Будды – это одобрение хороших поступков и воздержания от недостойных. Человек сам ответственен за свои действия и их результаты, поэтому нравственность не является целью, а выступает средством достижения духовного развития и мудрости.

Джайнизм

Национальная религия Индии, появившаяся в 6 веке до нашей эры. Так же, как и Буддизм не признает авторитет Вед, поэтому в джайнизме отрицают ведические боги, не признается деление общества на варны, но при этом как и у всех дхармических религий сохраняется вера в перевоплощение душ, в учение о карме и представление о том, что мокши можно достичь через духовное подвижничество. На санскрите джайнизм называется  джайна-дхарма (закон или учение победителей). Это предполагает победу над своей кармой и выход из круговорота жизни и смертей. Титулом Джина, а также Махавира (великий герой) был назван Кшатри Вардхамана, который и стал основателем Джайнизма. Основу вероучения составляют три драгоценности Джайнизма, которые ведут душу к Мокшам. Это совершенное воззрение, совершенное познание и совершенное поведение.

Совершенное поведение состоит из 5 заповедей:

  1.  Ахимса (не причинение вреда живому).
  2.  Будь искренен и благороден в речах.
  3.  Не красть
  4.  Не прелюбодействовать
  5.  Не стяжать

Сикхизм

Возникает на рубеже 15-16 веков в Индии. И соединяет в себе черты индуизма и Ислама. Основатель Гуру Нанок Дэв. Который в свое время получил образование в индийской школе и мусульманского учителя, поэтому его проповедь содержала в себе и элементы монотеистического учения, представление о едином Боге, о равенстве людей перед Богом и о возможности слияния с Богом под руководством наставника. То есть гуру и дхармических религий, а именно представление о перерождении души человека, о карме, влияющей на сансару и важности духовного совершенствования для того, чтобы улучшить свою карму.

Сидхи учат, что человек должен избавляться от пяти пороков, вожделения, гнева, алчности, привязанности и эгоизма. Только тогда его сознание очистится, а душа сольется с Богом.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8594. Основные идеи русской религиозной философии 31 KB
  Основные идеи русской религиозной философии. Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным мировоззрением, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с ...
8595. Метафизика всеединства В.С. Соловьева. 31 KB
  Метафизика всеединства В.С. Соловьева. Философская теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V-VI вв. до н.э., как: И из всего одно, и из одного - все (Гераклит) Все едино, единое же есть Бог (К...
8596. Экзистенциализм Н.А. Бердяева 30.5 KB
  Экзистенциализм Н.А. Бердяева. Экзистенциализм, философия существования - направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противополо...
8597. Структура и признаки сознания. Природа идеального 35 KB
  Структура и признаки сознания. Природа идеального. Структура сознания. Одни из первых представлений о структуре сознания принадлежат З. Фрейду. Его иерархическая структура: подсознание, сознание, сверхсознание, - видимо, уже исчерпала свой...
8598. Проблема источника знания. Единство чувственного и рационального в познании 34 KB
  Проблема источника знания. Единство чувственного и рационального в познании. Проблема источника знания. Все попытки определить источник человеческих знаний можно разделить на два направления. Первое можно обозначить, как подход...
8599. Основные концепции истины. Истина как процесс. Проблема объективности истины 32 KB
  Основные концепции истины. Истина как процесс. Проблема объективности истины. Основные концепции истины. В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции, классическая), когеренции и...
8600. Специфика научного познания и критерии научности. Функции науки. Уровни научного исследования 34.5 KB
  Специфика научного познания и критерии научности. Функции науки. Уровни научного исследования. Специфика научного познания. Наука как своеобразная форма познания начала развиваться относительно самостоятельно в эпоху становления капиталистического с...
8601. Эволюция науки и проблема научных революций 29.5 KB
  Эволюция науки и проблема научных революций. Эволюция науки. Наука отпочковалась от обыденного знания в глубокой древности. В течение длительного времени происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов. И уже в древнем Египте, Месопотами...
8602. Научная теория как высшая форма организации знания. Структура и методы построения научных теорий 34.5 KB
  Научная теория как высшая форма организации знания. Структура и методы построения научных теорий. Научная теория как высшая форма организации знания. Под теорией понимается система знаний, описывающая и объясняющая совокупность явлений некоторой обл...