67288

Формы государственно-территориального устройства

Лекция

Политология и государственное регулирование

Тенденция: расширение предмета регулирования. Субсидиарность – принцип территориальной организация власти, при которой обеспечивается оптимальное разграничение полномочий между территориальными единицами и достигается эффективность управления и учет интересов населения.

Русский

2014-09-06

17.2 KB

0 чел.

Формы государственно-территориального устройства.

Тенденция: расширение предмета регулирования.

Субсидиарность – принцип территориальной организация власти, при которой обеспечивается оптимальное разграничение полномочий между территориальными единицами и достигается эффективность управления и учет интересов населения.

Вышестоящие уровни осуществляют только те функции публичной власти, которые не могут быть эффективно реализованы на нижестоящих уровнях власти.

Пропорциональность и кооперация

Во всех случаях делятся не только полномочия, но и ответственность.

Децентрализация власти – наиболее демократично, но не бесконечная децентрализация. Нужно найти баланс. В каждом случае есть различные пределы суверенитета административно-территориальных единиц государства.

Деволюция – это передача полномочий (обычно в исполнительной власти, но бывает и в законодательной) от центра регионам. Связано с существенной трансформацией системы территориального управления и обеспечением гарантии автономности, самостоятельности регионов.

При деволюции невозможно полномочия забрать опять назад, т.е. кардинальная децентрализация.

1. Территория государства как объект конституционно-правового регулирования.

Статус может быть только у субъектов, а территория – это объект. Так что «статус территории» - неверное определение.

Обустройство территории. Задачи:

1. Определить границы распространения власти и очертить границы;

2. Заложение основ эффективного управления. Решается вопрос о распределении власти по территории.

3. Осуществление региональной политики. Т.е. забота о развитии и целого, и отдельных регионов (например, отстающих).

Бабурин С.Н.: «Территория государства – пространство самоопределения народа, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет и свою юрисдикцию».

Территориальное право государства – 19 век.

Территория – элемент государства. На нее распространяется власть. Но, по сути, власть ведь распространяется на население.

Например, отчуждение территории допускается в порядке исключения по международным договорам и только с согласия населения.

2. Основные понятия и институты.

1) Политико-территориальное устройство  включает нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства, устанавливающие способ и форму политико-территориальной организации государства, через которые осуществляется разграничение компетенции между государством в целом и составляющими его частями и закрепляется порядок взаимоотношений государства и его частей.

Политико-территориальное устройство – организация территориального единства.

Это понятие включает в себя государственное устройство – форму связи целого государства и его частей, при котором обеспечивается целостность государства.

2) Административно-территориальное устройство – разделение территории унитарного государства или субъекта федерации на территориальные части, правила создания, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц с целью эффективного управления.

3. Формы государственного устройства.

Государства делятся по составу и способу вертикальной организации власти на простые и сложные. Государства делятся на централизованные и децентрализованные.

1)Простое государство – на всей территории действует одна неделимая суверенная государственная власть, которая устанавливает единый порядок.

Сложное государство – всегда существует два уровня государственной власти, которые могут даже иметь суверенитет.

2) Унитарное государство – один уровень государственной власти. Территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Исключение – политическая автономия, которая может быть в рамках унитарного государства.

Существует единственная конституция, действующая на территории всего государства, и единая система права.

Единая судебная система. Но есть только одно исключение – Великобритания. В Шотландии существует своя система.

Единое гражданство. Отсутствует гражданство автономной части.

Единая система центральных высших органов государственной власти. Все остальные органы – ниже указанных выше.

Сочетание принципов централизма и децентрализма в различных вариантах.

Принцип местного самоуправления не свойственен централизованным государствам. Отрицание автономии. Государственная власть на местах осуществляется назначаемыми государством чиновниками.

Местное самоуправление – широкая самостоятельность в решении вопросов местной жизни и участие населения в их решении. Баланс между государственным регулированием и произволом на местах. Местное самоуправление активизирует население, повышает его участие в управлении территорией.

Для рационального управления важно сбалансированное использование централизации и децентрализации.

Автономия. Всегда требует уточнения: территориальная автономия или национально-культурная.

Национально-культурная автономия относится к правам человека, основное отличительное свойство – не предполагает компактного проживания, а ставит целью сохранение этноса и развитие культуры. Территория тут не при чем.

Территориальная автономия – самостоятельное осуществление публичной власти определенной частью населения, проживающей на определенной территории данного государства, через систему создаваемых ею органов, согласованных с центральными органами государства.

Факторы, вынуждающие государство создавать автономные единицы внутри государства:

1) Национальный – компактно проживающий этнос или народ. Требуют автономии, возможности самоуправляться. Создание автономии – способ решения национального вопроса. Создание политической автономии (создание парламента, появляются законы на уровне автономии) либо административной или какой-либо другой.

2) Религиозный – население связано определенной верой.

3) Географический – труднодоступная местность.

4) Экономический – различие в развитии регионов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59671. Найрозумніший. Конкурс 36 KB
  Хто знає відповідь той піднімає руку. Хто швидше підніме руку той отримує право відповіді. Хто з цих птахів не вміє літати а Кури; б Страуси; в Колібрі; 2. Хто має найдовший дзьоб а Чапля; б Гуска; в Лелека;
59672. Козацькі забави (для дитячого садка) 39 KB
  Дам подумать тільки трошки Звуть його КОТИГОРОШКО Вхід Котигорошка: Гей простелися дорого Біди всі обійди Мене до перемоги Славної доведи Хоч я з виду й невеличкий Але знає кожен: У двобої навіть Змія Я здолати зможу. Котигорошко ніби лякається:...
59673. Сценарій свята останнього дзвоника 42.5 KB
  На сьогоднішньому святі випускники з хвилюванням чекають останнього дзвоника в стінах рідної школи, бо саме сьогодні вони прощаються зі своїми щасливими дитячими шкільними роками.
59674. Посвята в козачата 40 KB
  Зал прикрашений рушниками, калиною, портретами гетьманів. Козаки (старші школярі) збираються на козацьку раду, Кошовий — учень обраний на цю посаду. Іде рада козаків.
59675. Cвято матері. Будь благословенна, нене 41 KB
  Будь благословенна нене Методичні порад до проведення Свята Матері в навчальних закладах Травень місяць Пречистої Діви Марії. До Матері Божої звертаються християни просячи заступництва і допомоги.
59676. КВК серед дітей по туристично – краєзнавчій роботі 41.5 KB
  З цією метою подається схематичний сценарій КВК з максимальним набором різних конкурсів а вчитель школи може вибрати необхідний матеріал згідно умов своєї школи і використати у своїй позакласній роботі.
59677. Інтелектуальна гра: Слабка ланка 44 KB
  Вони слідкують за тим хто швидше дасть правильну відповідь. Грудень Хто покидає гру Чому ІІ. Хто має найбільший хобот Слон 12. Хто вигнав Крутя і Вертя зза столу Півник 20.
59678. Подорож до країни Ввічливості та доброти 35.5 KB
  Основна частина Щоб потрапити в цю країну нам потрібно зробити ряд конкретних правил а саме: Ми даруєм вам ласкаво Цілу низку добрих правил Всі ці правила прості Допоможуть у житті Ліні ти не потурай...
59679. Світова книга прав дитини (урок): гра, інсценізація, робота в парах, тести 60 KB
  Допомогти запамятати основні поняття розвивати память мову вміння класифікувати й узагальнювати; довести учням що в основі документів про права людини лежать головні потреби всіх людей.