67288

Формы государственно-территориального устройства

Лекция

Политология и государственное регулирование

Тенденция: расширение предмета регулирования. Субсидиарность – принцип территориальной организация власти, при которой обеспечивается оптимальное разграничение полномочий между территориальными единицами и достигается эффективность управления и учет интересов населения.

Русский

2014-09-06

17.2 KB

0 чел.

Формы государственно-территориального устройства.

Тенденция: расширение предмета регулирования.

Субсидиарность – принцип территориальной организация власти, при которой обеспечивается оптимальное разграничение полномочий между территориальными единицами и достигается эффективность управления и учет интересов населения.

Вышестоящие уровни осуществляют только те функции публичной власти, которые не могут быть эффективно реализованы на нижестоящих уровнях власти.

Пропорциональность и кооперация

Во всех случаях делятся не только полномочия, но и ответственность.

Децентрализация власти – наиболее демократично, но не бесконечная децентрализация. Нужно найти баланс. В каждом случае есть различные пределы суверенитета административно-территориальных единиц государства.

Деволюция – это передача полномочий (обычно в исполнительной власти, но бывает и в законодательной) от центра регионам. Связано с существенной трансформацией системы территориального управления и обеспечением гарантии автономности, самостоятельности регионов.

При деволюции невозможно полномочия забрать опять назад, т.е. кардинальная децентрализация.

1. Территория государства как объект конституционно-правового регулирования.

Статус может быть только у субъектов, а территория – это объект. Так что «статус территории» - неверное определение.

Обустройство территории. Задачи:

1. Определить границы распространения власти и очертить границы;

2. Заложение основ эффективного управления. Решается вопрос о распределении власти по территории.

3. Осуществление региональной политики. Т.е. забота о развитии и целого, и отдельных регионов (например, отстающих).

Бабурин С.Н.: «Территория государства – пространство самоопределения народа, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет и свою юрисдикцию».

Территориальное право государства – 19 век.

Территория – элемент государства. На нее распространяется власть. Но, по сути, власть ведь распространяется на население.

Например, отчуждение территории допускается в порядке исключения по международным договорам и только с согласия населения.

2. Основные понятия и институты.

1) Политико-территориальное устройство  включает нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства, устанавливающие способ и форму политико-территориальной организации государства, через которые осуществляется разграничение компетенции между государством в целом и составляющими его частями и закрепляется порядок взаимоотношений государства и его частей.

Политико-территориальное устройство – организация территориального единства.

Это понятие включает в себя государственное устройство – форму связи целого государства и его частей, при котором обеспечивается целостность государства.

2) Административно-территориальное устройство – разделение территории унитарного государства или субъекта федерации на территориальные части, правила создания, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц с целью эффективного управления.

3. Формы государственного устройства.

Государства делятся по составу и способу вертикальной организации власти на простые и сложные. Государства делятся на централизованные и децентрализованные.

1)Простое государство – на всей территории действует одна неделимая суверенная государственная власть, которая устанавливает единый порядок.

Сложное государство – всегда существует два уровня государственной власти, которые могут даже иметь суверенитет.

2) Унитарное государство – один уровень государственной власти. Территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Исключение – политическая автономия, которая может быть в рамках унитарного государства.

Существует единственная конституция, действующая на территории всего государства, и единая система права.

Единая судебная система. Но есть только одно исключение – Великобритания. В Шотландии существует своя система.

Единое гражданство. Отсутствует гражданство автономной части.

Единая система центральных высших органов государственной власти. Все остальные органы – ниже указанных выше.

Сочетание принципов централизма и децентрализма в различных вариантах.

Принцип местного самоуправления не свойственен централизованным государствам. Отрицание автономии. Государственная власть на местах осуществляется назначаемыми государством чиновниками.

Местное самоуправление – широкая самостоятельность в решении вопросов местной жизни и участие населения в их решении. Баланс между государственным регулированием и произволом на местах. Местное самоуправление активизирует население, повышает его участие в управлении территорией.

Для рационального управления важно сбалансированное использование централизации и децентрализации.

Автономия. Всегда требует уточнения: территориальная автономия или национально-культурная.

Национально-культурная автономия относится к правам человека, основное отличительное свойство – не предполагает компактного проживания, а ставит целью сохранение этноса и развитие культуры. Территория тут не при чем.

Территориальная автономия – самостоятельное осуществление публичной власти определенной частью населения, проживающей на определенной территории данного государства, через систему создаваемых ею органов, согласованных с центральными органами государства.

Факторы, вынуждающие государство создавать автономные единицы внутри государства:

1) Национальный – компактно проживающий этнос или народ. Требуют автономии, возможности самоуправляться. Создание автономии – способ решения национального вопроса. Создание политической автономии (создание парламента, появляются законы на уровне автономии) либо административной или какой-либо другой.

2) Религиозный – население связано определенной верой.

3) Географический – труднодоступная местность.

4) Экономический – различие в развитии регионов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80111. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 30 KB
  Следующим принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Несомненно одним из главных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является и принцип законности. Нормы Конституции определяющие основные принципы правила и направления финансовой деятельности являются как уже говорилось базовыми для финансового законодательства изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник.
80112. Региональные внебюджетные фонды 43.5 KB
  Фонды создаются на основании решений представительных региональных органов. Создание фондов развития местного хозяйства в населенных пунктах содействует: концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социальнобытовой инфраструктуры; усиление материальной заинтересованности региональных органов в результатах хозяйственной деятельности; укрепление финансовых ресурсов и финансовой базы региональных органов власти; усиление экономической связи региональных органов с предприятиями расположенными на подведомственной им...
80113. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 157.5 KB
  Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ. Цель проведения этих реформ: поддержание макроэкономической и финансовой стабильности в государстве; обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране; повышение отдачи от бюджетных ассигнований и достижение на этой основе более высокого экономического и социального эффекта; формирование налоговой системы...
80114. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 27 KB
  Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Контроль можно рассматривать в следующих аспектах организационный методический технический.
80115. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА 35.5 KB
  Поэтому на построение системы финансового права группировку его норм формирование институтов оказывают влияние и потребности практики. Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств. Предпосылки выделения отрасли права: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли обусловленное особой значимостью финансов и финансовой системы для выполнения задач и функций государства.
80116. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ 30.5 KB
  Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав которыми наделены субъекты других отраслей права например гражданского трудового а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями являются в значительной мере одновременно и обязанностями например право утверждать бюджет право распределять...
80117. СОДЕРЖАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 173 KB
  Сущность и функции муниципальных финансов Муниципальное хозяйство исторически выделилось из общей системы государственного хозяйства в связи с необходимостью решения локальных задач связанных с благоустройством населенных пунктов развитием социальной инфраструктуры и другими вопросами местного значения. Такое управление на муниципальном уровне осуществляемое в интересах местного населения получило название местного самоуправления МСУ. Статья 132 Конституции РФ и Федеральный закон Об общих принципах организации местного...
80118. СОСТАВ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ 69.5 KB
  Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются разграничиваются между бюджетами. Такая классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета связи ее с экономикой страны.
80119. СТАДИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА 29 KB
  Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Правительство РФ за десять месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов власти республик в составе РФ других субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах...