67288

Формы государственно-территориального устройства

Лекция

Политология и государственное регулирование

Тенденция: расширение предмета регулирования. Субсидиарность – принцип территориальной организация власти, при которой обеспечивается оптимальное разграничение полномочий между территориальными единицами и достигается эффективность управления и учет интересов населения.

Русский

2014-09-06

17.2 KB

0 чел.

Формы государственно-территориального устройства.

Тенденция: расширение предмета регулирования.

Субсидиарность – принцип территориальной организация власти, при которой обеспечивается оптимальное разграничение полномочий между территориальными единицами и достигается эффективность управления и учет интересов населения.

Вышестоящие уровни осуществляют только те функции публичной власти, которые не могут быть эффективно реализованы на нижестоящих уровнях власти.

Пропорциональность и кооперация

Во всех случаях делятся не только полномочия, но и ответственность.

Децентрализация власти – наиболее демократично, но не бесконечная децентрализация. Нужно найти баланс. В каждом случае есть различные пределы суверенитета административно-территориальных единиц государства.

Деволюция – это передача полномочий (обычно в исполнительной власти, но бывает и в законодательной) от центра регионам. Связано с существенной трансформацией системы территориального управления и обеспечением гарантии автономности, самостоятельности регионов.

При деволюции невозможно полномочия забрать опять назад, т.е. кардинальная децентрализация.

1. Территория государства как объект конституционно-правового регулирования.

Статус может быть только у субъектов, а территория – это объект. Так что «статус территории» - неверное определение.

Обустройство территории. Задачи:

1. Определить границы распространения власти и очертить границы;

2. Заложение основ эффективного управления. Решается вопрос о распределении власти по территории.

3. Осуществление региональной политики. Т.е. забота о развитии и целого, и отдельных регионов (например, отстающих).

Бабурин С.Н.: «Территория государства – пространство самоопределения народа, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет и свою юрисдикцию».

Территориальное право государства – 19 век.

Территория – элемент государства. На нее распространяется власть. Но, по сути, власть ведь распространяется на население.

Например, отчуждение территории допускается в порядке исключения по международным договорам и только с согласия населения.

2. Основные понятия и институты.

1) Политико-территориальное устройство  включает нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства, устанавливающие способ и форму политико-территориальной организации государства, через которые осуществляется разграничение компетенции между государством в целом и составляющими его частями и закрепляется порядок взаимоотношений государства и его частей.

Политико-территориальное устройство – организация территориального единства.

Это понятие включает в себя государственное устройство – форму связи целого государства и его частей, при котором обеспечивается целостность государства.

2) Административно-территориальное устройство – разделение территории унитарного государства или субъекта федерации на территориальные части, правила создания, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц с целью эффективного управления.

3. Формы государственного устройства.

Государства делятся по составу и способу вертикальной организации власти на простые и сложные. Государства делятся на централизованные и децентрализованные.

1)Простое государство – на всей территории действует одна неделимая суверенная государственная власть, которая устанавливает единый порядок.

Сложное государство – всегда существует два уровня государственной власти, которые могут даже иметь суверенитет.

2) Унитарное государство – один уровень государственной власти. Территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Исключение – политическая автономия, которая может быть в рамках унитарного государства.

Существует единственная конституция, действующая на территории всего государства, и единая система права.

Единая судебная система. Но есть только одно исключение – Великобритания. В Шотландии существует своя система.

Единое гражданство. Отсутствует гражданство автономной части.

Единая система центральных высших органов государственной власти. Все остальные органы – ниже указанных выше.

Сочетание принципов централизма и децентрализма в различных вариантах.

Принцип местного самоуправления не свойственен централизованным государствам. Отрицание автономии. Государственная власть на местах осуществляется назначаемыми государством чиновниками.

Местное самоуправление – широкая самостоятельность в решении вопросов местной жизни и участие населения в их решении. Баланс между государственным регулированием и произволом на местах. Местное самоуправление активизирует население, повышает его участие в управлении территорией.

Для рационального управления важно сбалансированное использование централизации и децентрализации.

Автономия. Всегда требует уточнения: территориальная автономия или национально-культурная.

Национально-культурная автономия относится к правам человека, основное отличительное свойство – не предполагает компактного проживания, а ставит целью сохранение этноса и развитие культуры. Территория тут не при чем.

Территориальная автономия – самостоятельное осуществление публичной власти определенной частью населения, проживающей на определенной территории данного государства, через систему создаваемых ею органов, согласованных с центральными органами государства.

Факторы, вынуждающие государство создавать автономные единицы внутри государства:

1) Национальный – компактно проживающий этнос или народ. Требуют автономии, возможности самоуправляться. Создание автономии – способ решения национального вопроса. Создание политической автономии (создание парламента, появляются законы на уровне автономии) либо административной или какой-либо другой.

2) Религиозный – население связано определенной верой.

3) Географический – труднодоступная местность.

4) Экономический – различие в развитии регионов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55671. Роль педагога-організатора у створенні сприятливих умов для саморозвитку та самореалізації учнів – членів дитячої організації 568.5 KB
  Саме вона дає змогу учням відчути себе справжніми господарями школи і разом з тим зрозуміти настільки це важливо організувати роботу брати на себе відповідальність приймати рішення. Важлива також варіативність у діяльності педагогаорганізатора в залежності від вікової групи учнів підлітки чи юнацтво типу школи. У своїй роботі педагогорганізатор керується державними документами про школу освіту виховання Положенням про посадові обовязки педагогаорганзітора Статутом школи інструкціями та наказами вищестоячих органів та...
55672. Вивчення схильностей учнів до небажаних вчинків 7.01 MB
  Вивчити причини, що спонукають підлітків до вчинення протиправних дій та найбільш поширені шкідливі звички. За основу даного дослідження взято анкету «Молодь і протиправна поведінка» (автор Пачковський, І. Корнієнко).
55674. Натхненна спадщина. З історії розвитку культури м.Сміли Черкаської області 291 KB
  Факти такі. У 19 ст. в містечку існувало дві типографії, в одній із них 1885 року граф Олександр Олексійович Бобринський надрукував своє генеалогічне дерево. 1895 року почала діяти публічна бібліотека при Смілянському народному училищі. На ці ж роки припадає розквіт театру Бобринських.
55675. Використання міжпредметних зв’язків, як один із за 251.5 KB
  Специфіка викладання іноземної мови відкриває широкі можливості у використанні міжпредметних зв’язків з метою підвищення зацікавленості учнів до вивчення іноземної мови. Коли учні вчать іноземну мову, вони мимохідь знайомляться з новою для них країною, з її культурою, історією, літературою, новим способом життя.
55676. Розробка системи уроків геометрії у 9 класі профільної школи з теми: «Геометричні перетворення» 275.5 KB
  При вивченні цієї теми розглядаються деякі конкретні приклади перетворення фігур а також загальне питання руху. Перетворення геометрії є основою для введення подібності фігур. Поняття про перетворення фігур...
55677. Методи накладання покривних (бинтової, косинкової, пращоподібної і пластирної) пов’язок і давлючої бинтової пов’язки 188 KB
  Мета: дати поняття про загальні вимоги щодо накладання покривних повязок: бинтової косинкової пращоподібної пластирної та пояснити правила накладання давлючої бинтової повязки...
55678. Методи групової роботи при вивченні математики 169 KB
  Групові форми навчання основні відомості та загальні рекомендації Групова форма навчання це така форма організації навчальних занять за якої певній групі студентів ставиться єдине навчальне завдання для розвязання якого потрібне обєднання...
55679. ДІЯЛЬНІСНИЙ ПІДХІД ЯК ТЕХНОЛОГІЯ ОПРАЦЮВАННЯ СТАТЕЙ ПІДРУЧНИКА 116.5 KB
  Завдяки сучасним змінам в освітній системі держави стало актуальним звернення педагогів до проблем застосування активних та інтерактивних методів навчання. Завдяки чисельним публікаціям і системі додаткової освіти у свідомості людей поступово формується думка...