67291

КУЛЬТУРА 19 ВЕКА: ПОЗИТИВИЗМ

Лекция

Культурология и искусствоведение

Вместе с изменением представлений о строении материи пространстве времени движении путях развития флоры и фауны месте человека в природе о происхождении жизни на Земле изменяется и отношение человека к природе и обществу. В отличие от героя-романтика герой-реалист активно участвует в жизни пытаясь изменить её в лучшую сторону.

Русский

2014-09-06

70 KB

13 чел.

КУЛЬТУРА 19 ВЕКА: ПОЗИТИВИЗМ

Эпохой Позитивизма (или Сциентизма) обычно называют вторую половину XIX в. Позитивизм связывают с именем французского философа О.Конта (1798-1857), который абсолютизировал роль позитивного научного знания в истории человечества, считая, что отношение к позитивному знанию – это высшая фаза развития культуры.

Происходило повсеместное внедрение элементов научного сознания в мышление и мироощущение людей, непричастных науке. Формой популяризации научного знания становятся публичные лекции, открываются специальные курсы для интересующихся наукой. Вместе с изменением представлений о строении материи, пространстве, времени, движении, путях развития флоры и фауны, месте человека в природе, о происхождении жизни на Земле, изменяется и отношение человека к природе и обществу.

Изменения в социокультурной обстановке повлияли на выбор художественных идей и выразительных средств, соответствующих новой эпохе. Основным стилем и методом в художественной культуре второй половины XIX в. стал реализм. Для художника-реалиста действительность – источник «высокого и прекрасного», но при этом также «подлежит социальному и моральному суду и обличению». Отсюда термин, распространенный в художественной практике,  – критический реализм.

В противовес «идеальным» моделям романтизма, реализм ставил во главу угла культ «пользы», научного знания, переводя тем самым реализм в его крайнюю степень – натурализм. Одним из самых важных «инструментов» реализма можно считать активную социальную критику, оценивающую жизненные явления с позиции гуманистических идеалов добра и справедливости. Теперь «маленький человек», а не «романтический герой» противостоит враждебному обществу. В отличие от героя-романтика, герой-реалист активно участвует в жизни, пытаясь изменить её в лучшую сторону. Основными тенденциями художественной жизни становятся борьба творческой интеллигенции против Академии и академизма, против пошлости буржуазных вкусов. Появляются различные объединения «свободных художников», разнообразные по своим эстетическим программам и целям (братства, артели, мастерские, групповые выставки). Процветает система общественного меценатства (общества поощрения художников, филармонические, хоровые и т.п.). Появляются новые формы пропаганды искусства (всемирные и национальные промышленные и художественные выставки). Интенсивно осуществляется международный обмен художественными идеями, происходит размывание региональных границ искусства. Появляются общеевропейские центры художественной жизни: Париж, Лондон, Рим и т.п.

Начиная со второй половины 19 в. на смену общеевропейским стилям прошлого пришли индивидуальные стили (художников, поэтов, писателей, композиторов), роль которых усиливалась в соответствии с ростом личностного начала в искусстве. По словам Д.Лихачева, «в реализме индивидуальные стили приобретают такое значение, что необходимость в смене реализма другими стилями и направлениями уменьшается до минимума».

Другим стилем, непосредственно связанным с достижениями европейской науки, а также новым мировоззрением, стал импрессионизм, который возник в связи с открытиями в области оптики. Свет становится единственным сюжетом картины, интерес к предметам, на которых он играет, делается второстепенным.

Еще дальше в применении законов оптики пошли неоимпрессионисты, или как их еще называли пуантилисты, дивизионисты (Ж.Сёра, П.Синьяк), придав методический характер приемам разложения сложных тонов на чистые цвета.

Представители другого ответвления импрессионизма – постимпрессионизма (В.Ван-Гог, П.Сезанн, П.Гоген, А.Тулуз-Лотрек) искали более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению длительных состояний – материальных и духовных.

Однако далеко не все художники шли по пути реализма. Многие наследовали эстетику романтизма, развивая и углубляя ее. Одним из наиболее мощных художественных течений того времени можно назвать символизм – литературно-художественное и философско-эстетическое направление, зародившееся во Франции. Символисты отрицательно относились к материализму и позитивизму. Для них интуиция – высшая форма познания, противопоставленная рационалистическому методу реализма. Универсальным инструментом постижения тайн бытия символисты считали символ, выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Признавая вслед за романтиками высшей формой искусства музыку, открывающую иррациональным путем сокровенную сущность мира, тайну, идею, символисты стремились приблизить выразительные средства литературы и живописи к музыкальным.

Эпоха Позитивизма характеризуется неравномерным культурным и художественно-культурным развитием в разных регионах Европы и Америки.

В Англии она связана с развитием естественных наук (Ч.Дарвин) и философии позитивизма (Г.Спенсер), а также относительной стабилизацией английского капитализма и обострением социальных противоречий. Эта эпоха ознаменована возникновением особого общественного и идеологического явления и образа жизни – викторианства. С одной стороны, это попытка сохранить установленные традиции или вернуться к прошлому (например, деятельность Братства прерафаэлитов), с другой – идти в ногу со временем (Первая Всемирная промышленная выставка в Лондоне в 1851 г.). Лондон становится одной из общеевропейских культурных столиц. Наступает время, когда не важна принадлежность к определенному государству. Так, отсутствие крупных имен композиторов в Англии того времени не мешает бурной концертной деятельности за счет представителей других стран (музыкальные общества, организация Генделевских фестивалей в Хрустальном дворце, Манчестерские концерты и т.п.). Один из величайших романистов Англии – Ч.Диккенс.

Несмотря на то, что Англия во второй половине 19 в. была самой развитой страной, наибольшее количество достижений и успехов в художественной культуре принадлежит Франции. Если Англия эпохи Позитивизма была гегемоном на рынке, Франция стала главным «ростовщиком» Европы, в ней также происходило бурное развитие промышленности, банковского капитала, торговли. В области художественной деятельности именно Франции принадлежит ведущая роль: там представлены практически все ведущие стили и направления этой эпохи (реализм, импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм, символизм). Реализм, основной целью ставит рассмотрение «физиологии общества»: французской художественной культуре присуща многослойность социального исследования (О.Бальзак, Г.Флобер), интерес к простому человеку (Ж.Бизе). Во Франции, история которой ознаменована несколькими революциями, рождается новый тип художника – политического борца, публициста (Домье, Курбе). А столица Франции, Париж, занимает ведущее место в художественной жизни Европы, становится одним из важнейших центров общеевропейской культуры.

Америка, добившаяся ранее своей национальной независимости, развивает тенденции демократизации страны. Однако Гражданская война (1861-1865) в США обусловила неравномерность художественного развития разных регионов страны. Для Америки свойственно своеобразие синтеза европейских и национальных традиций, а во второй половине 19 в. весьма значительно сказалось влияние индейского и негритянского фольклора. Историки отмечают в этот период рост влияния американской художественной культуры на мировой художественно-культурный процесс. Именно Америка дала миру джаз.

Философия.
      В развитии философии 19 в. можно выделить три определяющих направления:

классическая немецкая философия,

диалектико-материалистическая философия,

философия позитивизма.

    Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Формирование немецкой классической философии происходило под влиянием революционных преобразований во Франции, промышленной революции в Англии, особенностей социально-политической обстановки в Германии, которая находилась в экономическом застое. Философская мысль Германии отражала особенности мировоззрения своего времени и не представляла единого целого. И.Кант был дуалистом, И.Фихте – субъективным идеалистом, Ф.Шеллинг и Г.Гегель – объективными идеалистами, Л. Фейербах – материалистом и атеистом. Но их объединяла линия преемственности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте рассматривались как формы мышления, у Шеллинга и Гегеля – как формы бытия, действительности, духовной реальности. Классическую немецкую философию объединяет идея развития, диалектика.

       Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское и художественное мышление 19 в. В программном документе – «Манифесте Коммунистической партии» – было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Помимо этого, философия марксизма имеет историческое и культурологическое значение для развития любого научного исследования, в том числе и исследований в области культуры. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта. На основе этого метода реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима.

Позитивизм.
     Позитивистское сознание сложилось под влиянием позитивистской философии. Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в
признание научного факта. Позитивизм опирался на философию Нового времени, на программу практического господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления и став предтечей сциентизма.

     В развитии критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй — с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.

      Самым существенным сдвигом в духовной культуре 19 в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими – классицизмом и реализмом.

     Романтизм – «детище» французских буржуазных революций. Исходным пунктом романтического мировоззрения осознание конфлика «поэзии сердца» и «прозы окружающей действительности».

      Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни – науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

     Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Одним из способов выражения этого двоемирия был символизм. 

       Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

     Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская – в естественно-научной, технической и практической.


Реализм.
      Термин «реализм» следует понимать двояко:

  1.  как исторически определенное направление, тип художественного мышления;
  2.  как правдивое, объективное отражение действительности.

      Во второй половине 19 в. становится господствующим художественным мышлением и методом становится разновидность реализма – критический (аналитический, причинно-следственный) реализм. Это форма оппозиции к господствующей идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе.

     Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в.:
1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни (ориентация на потребление и комфорт) привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.);


2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.


      Важнейшим достижением культуры 19 в. является появление искусства
фотографии и дизайна.       

      Очень важным фактом в культуре 19 в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.

       19 в. являлся веком взлетов и упадка, веком многостильности и противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.


Образование.
      В 19 в. возник новый взгляд на процесс образования.
Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения – в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци – соединение обучения с производственным трудом.


Научные и технические достижения. 

      В 19 в. наука становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника и технология. 

      Важным открытием 19 в. является закон о клетке и клеткообразовании Т.Швенна и М.Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838-1839 гг.
      Идеи М.Ломоносова
о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У.Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием 19 в.

     Третье великое открытие 19 в. связано с именем Ч.Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований.      

      Научные открытия 19 в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований.


      .

       19 век подводит итог огромному периоду европейской жизни. Потому само мышление людей 19 в. необычайно историческое. Они словно пытаются осмыслить себя в истории своего рода, род –  в истории государства, а государство – в истории Европы. И история становится чуть ли не главным персонажем художественного произведения.     

        19 век – век перелома. Уходящая культура, уходящее мировоззрение тесно переплетены с тем, что идет на смену. Недаром это время называют не только «веком уходящего дворянства», но и «веком промышленной революции», в корне изменившей всю систему человеческих ценностей. Если в начале 19 века единственным средством общения людей на расстоянии была ямщицкая почта, то в конце века уже действовали железные дороги, телеграф и телефон. Мир начала века – это Европа, небольшая часть Ближнего Востока, самый север Африки да половина американского континента. В течение века этот мир стремительно расширяется.

      К началу 20 века уже практически весь земной шар так или иначе входит в сферу интересов Европы. Такое бурное расширение обжитого пространства, освоенного с помощью истории времени и открытых средств общения не могли не изменить коренным образом мировоззрение среднего европейца

Говоря о культуре рубежа 19-20 вв., нужно отметить в ней предчувствие великих перемен и потрясений. Все деятели искусства стремятся уйти от уже существующих норм и правил, найти новые темы, адекватные средства выразительности. В связи с этим многое становится непонятным широкой публике – происходит резкое разделение культуры массовую и элитарную.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64964. Домонгольский период: древние союзы племен (VIII-XI века), ранние ойраты (XII век) 69.5 KB
  Кроме тюркоязычных онуйгур и токузогуз туда входили некоторые самодийские племена и монголоязычные отузтатары Авляев 1984. переселяется в западное Прибайкалье и в верховья Енисея оттеснив курыкан предков якутов и туматов потомков дубо из Таншу Авляев 1994.
64966. Конница Чингисхана 39.5 KB
  Конница Чингисхана и его преемников родилась не по озарению гениального полководца: за её спиной была традиция в полторы тысячи лет. Когда мать Чингисхана Оэлунфучжин осталась без поддержки родственников она как говорится в Сокровенном сказании сама подняла знамя и выступила.
64967. Покоритель Вселенной 140.5 KB
  Термин монголы появился позже во время образования империи Чингисхана и приобрел военно-политический смысл оставаясь при этом самоназванием этнической группы. Арабы и персы а вслед за ними и европейцы именовали татарами всех кочевников состоявших в войсках Чингисхана.
64968. К ИСТОРИИ ОТРАРА МОНГОЛО-ТИМУРИДСКОГО ВРЕМЕНИ 41 KB
  Имеется уникальная возможность сопоставить данные двух независимых друг от друга источников какими являются письменные и археологические материалы и реконструировать на их основе не которые важнейшие события истории Отрара.
64971. РОССИЯ, СИБИРЬ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ ВОСТОКА 55.5 KB
  Литосовым признали себя подданными русского царя сказав: Рад де я быти под ево царскою высокою рукою и во всем добра хотети и на их государьское жалованье и милостивое призрение надежен В ходе переговоров Сенге...