67307

Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Мероприятия по защите окружающей среды, снижению уровня воздействия опасностей на человека и техносферу, обеспечению требований безопасности и улучшению условий труда, прогнозированию, предотвращению или снижению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...

Русский

2014-09-07

25.87 KB

22 чел.

Лекция №14.  Тема: «Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности».

При рассмотрении экономических аспектов безопасности жизнедеятельности используют понятия:                                                                                                                                                                                     

-экономического ущерба от действия опасностей на человека и техносферу, в частности от производственного травматизма и профессиональных заболеваний.                                                                                                                          -эколого-экономического ущерба, связанного с потерей природных ресурсов, гибелью природных экосистем, естественных ландшафтов, исчезновением отдельных видов и популяций растительного и животного мира, уменьшением многообразия природного мира.

Мероприятия по защите окружающей среды, снижению уровня воздействия опасностей на человека и техносферу, обеспечению требований безопасности и улучшению условий труда, прогнозированию, предотвращению или снижению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера оцениваются экономическим эффектом и экономической эффективностью этих мероприятий.                                                                     

Экономический  ущерб от действия опасностей на человека и техносферу- это затраты и потери в стоимостном выражении, возникающие за счет:                                                                1) Гибели, ухудшения состояния здоровья, профессиональных и экологических заболеваний людей ( при экономической оценке принято считать экономические потери, связанные с потерей обществом трудовых ресурсов- людей в работоспособном возрасте, затратами на медицинское обслуживание и лечение, выплатой страхового возмещения, оказанием ритуальных услуг, снижением производительности труда, временной нетрудоспособностью, выплатой пенсий по инвалидности и т.д.);                                                                                               2) более быстрого разрушения и старения основных фондов промышленности (производственного оборудования, зданий и сооружений), связанного с ростом скорости естественной коррозии при загрязнении окружающей среды;                                                            

3) более быстрого разрушения и старения жилищно-коммунального хозяйства городов и поселков;                                                                                                                                                       

4) затрат на ликвидацию последствий аварий, чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий, восстановление объектов экономики, жилищно-коммунального хозяйства, переселение и реабилитацию населения.                                                                                           

       Эколого-экономический ущерб- это затраты и потери в стоимостном выражении, возникающие за счет:

●снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, связанного с загрязнением окружающей среды, затрат на освоение новых земель и улучшение плодородия земли и рекультивацию;

●снижения продуктивности леса и затрат на лесовосстановительные работы;

●снижения биоресурсного потенциала страны.

      Экономический  ущерб от действия опасностей на человека, несоблюдения требований безопасности труда и неблагоприятных условий труда.                                

      Экономический ущерб Убт от производственного травматизма и профессиональных заболеваний в целом по предприятию, организации можно подсчитать по следующей формуле:                 6

                      Убт=∑Убтi+Hn                                                                                                                                                                                                      

                                   i=1  

где,  Hn-потери, связанные с неполучением продукции из-за отсутствия работника (стоимость/недополученной/продукции).

6                                                                                                                                                                     ∑ Убт i   - сумма потерь возмещения в связи с несчастными случаями

 i=1  

      Различают следующие виды эколого-экономических ущербов:

  1.  Прямой ущерб, проявляющийся непосредственно на объектах, расположенных в зоне негативного воздействия промышленного производства и сооружения;
  2.  Косвенный ущерб, проявляющийся в смежных производствах, на объектах непроизводственной сферы и в природной среде.

 Методику расчёта эколого-экономического ущерба можно разделить на: локальные (реципиентные ) и укрупненные. Реципиентные методики предусматривают расчет ущерба как сумму отдельных составляющих ущерба для различных объектов воздействия: населения, земельных, лесных, основных фондов промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и.т.д. Оценка ущербов по природным средам осуществляется на базе соответствующих методик.

Основными механизмами экономического управления природоохранной деятельности являются принцип платности загрязнений и использования природных ресурсов. Принцип – «загрязнитель платит» предусматривает экономическую ответственность предприятия за загрязнение окружающей среды, компенсацию со стороны предприятия экономического ущерба, наносимого окружающей среде и населению его загрязнениями. Важным механизмом реализации этого принципа являются платежи за загрязнения.

В настоящее время плата взимается за следующие виды загрязнений:                                                                           

-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;                                              

-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;                                                     

-размещение/отходов.                                                                                                                                       

 За выбросы, сбросы загрязняющих веществ от стационарных источников установлены два вида базовых нормативов (ставок) платы:                                                                                                 

1) в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС, т/год);                                                                                      

2) в пределах установленных предприятию лимитов (ВСВ,ВСС-соответственно временно согласованных выбросов и сбросов, т/год).

За сверхлимитный выброс, сброс, превышающий ВСВ и ВСС, ставка платы повышается в 5 раз по отношению к ставке платы в пределах установленных лимитов                                              Экономический эффект мероприятий по обеспечению безопасности и улучшению условий труда. Экономический эффект ( экономическая выгода В, руб.) в денежном выражении мероприятий по улучшению условий и охране труда определяется суммой предотвращенного ущерба (экономических последствий) ∆Убт от производственного травматизма и профессиональных заболеваний, руб.; увеличением прибыли ∆П предприятия за счет прироста производительности труда, руб.; сокращением расходов ∆Л на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях, руб.: Вбт =∆Убт+∆П+∆Л

Экономический эффект мероприятий по прогнозированию и предотвращению чрезвычайных ситуаций, определяется суммой предотвращенного ущерба от техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий ∆Уче , а также суммой сохраненных средств ∆С, затраченных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (спасательные мероприятия, восстановление систем жизнеобеспечения и. т. д), если не удалось предотвратить, а лишь снизить ее последствия:  В че=∆ Уче+ ∆С                                                                                   

      Экономическая эффективность мероприятий в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, определяется разницей полученного экономического эффекта (выгоды В) и понесенных для его получения затрат (З). Для оценки экономической эффективности используют показатели чистого и общего (абсолютного) экономического эффекта. Показатель чистого экономического годового эффекта  (Эг) определяется по формуле: Эг=В-З                                                                                                                        

Контрольные вопросы:

1) Что такое экономический ущерб и с чем связаны экономические ущербы, возникающие из-за несоблюдения требований безопасности жизнедеятельности?

2) Что понимается под эколого-экономическим ущербом и назовите его виды.

4) За какие загрязнения взимается плата?

6) Что такое прямой и косвенный ущербы?

7) В чем состоит сущность расчета эколого-экономических ущербов по реципиентной методике?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55037. Адаптация молодых специалистов на предприятии ШЧ-5 745 KB
  Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников рабочих профессий при профессиональной подготовке, переподготовке и обучении их вторым профессиям...
55038. Портфоліо як одна з форм оцінювання індивідуальних досягнень учнів початкових класів 214.5 KB
  Відсутність оцінок протягом першого і другого років навчання в початковій школі в жодному разі не повинно розумітися як повна відмова від системи контролю і оцінки з боку вчителя. Навпаки, оцінка замінюється розгорнутою системою взаємин, співпрацею дитини і дорослого у контрольно-оціночної діяльності, яка будується на змістовно-оціночної основі.
55039. ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ В РІЗНИХ РАКУРСАХ 73 KB
  Тому для одних Учитель це жива конкретна людина симпатична чи не дуже, як поталанило, а для інших - це певна міфологема одиниця легенди, яка необхідна часом людині для самозбагачення, самовиправдання, самоствердження чи просто для того, щоб пам’ять про чарівну частину життя дитинство та молодість...
55040. До 70-річчя Перемоги 144 KB
  Масовий подвиг народу, воїнів Армії і Флоту у двобої з фашистськими загарбниками, все героїчне минуле Батьківщини – вдячна і корисна нива для виховання підростаючого покоління. В наші дні героїко-патріотичне виховання набуває особливого звучання нині, в період відзначення річниць видатних перемог у Великій Вітчизняній війні і підготовки до 70-річчя Великої Перемоги.
55041. ПЕДАГОГІЧНІ ІННОВАЦІЇ ЯК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧОГО ПОШУКУ ПЕДАГОГА 7.77 MB
  З огляду на важливість і актуальність поставлених перед освітою завдань, ми часто використовуємо інноваційні технології навчання, що дозволяють істотно активізувати розумову та пізнавальну діяльність студентів, підвищити інтерес до дисципліни.
55042. Пошук інформації в Internet. Пошукові системи 614.5 KB
  Мета: ознайомити із засобами пошуку інформації в Інтернеті принципами функціонування вебкаталогів та пошукових систем; навчити стратегії пошуку інформації; виховувати інформаційну культуру учнів уважність дисциплінованість прищеплювати навички групової роботи співробітництва.
55043. Объекты, цели, методы государственного регулирования экономики 19.59 KB
  Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес
55044. Використання інформаційно-комунікаційних технологій на уроках української мови та літератури 242.5 KB
  Комп’ютерна презентація на уроках української мови та літератури. Це уможливлює: удосконалення методології і стратегії добору змісту методів і організаційних форм навчання що відповідають задачам розвитку особистості того кого навчають у сучасних умовах інформатизації суспільства; створення методичних систем навчання орієнтованих на розвиток інтелектуального потенціалу того кого навчають на формування умінь самостійно здобувати знання здійснювати інформаційнонавчальну...
55045. Навчальний посібник для самостійної роботи та самоконтролю 2.9 MB
  Те саме стосується й швидкості світла бо вимога щодо знання одиниць швидкості також висувається лише у 8-му класі. Саме такими є промені що їх викидає точкове джерело світла. Непідкріпленою тож необґрунтовано завищеною виглядає також вимога щодо опанування учнями поняттям сила світла та їхньої здатності розв'язувати задачі із застосуванням цієї фізичної величини с.