67318

Безопасность жизнедеятельности в специальных условиях

Лекция

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды в результате судоходства направлены прежде всего на предотвращение загрязнения моря и внутренних водоемов нефтью и другими вредными веществами которые перевозятся в качестве грузов а также сточными водами мусором и веществами...

Русский

2014-09-07

25.64 KB

9 чел.

Лекция №15. Тема: «Безопасность жизнедеятельности в специальных условиях».

В техносферных зонах, образованных   градообразующими предприятиями, полигонами для испытания техники, объектами военной деятельности, средствами транспорта, линиями связи и электропередачи, широко применяются общеизвестные и особые меры защиты работающих от опасностей. Выбор защитных мер во многом определяются спецификой негативного влияния опасностей. Каждой из них присущи свои специфические особенности.

Зоны эксплуатации транспортных средств. Воздействие транспорта многообразно и проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод, воздействий шума и вибраций  на здоровье людей, отчуждении значительных площадей под строительство объектов транспортной инфраструктуры.

Автомобильный транспорт. Рост казахстанского автомобильного транспорта происходит в условиях существенного отставания экологических показателей отечественных и российских автотранспортных средств и используемых моторных топлив от мирового уровня, а также отставания в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети.

В Казахстане  введены в действие в качестве государственных стандартов нормы, касающиеся требований к выбросам загрязняющих веществ и дымности отработавших газов автомобилей, в том числе использующих газообразное моторное топливо, а также требований к сменным каталитическим нейтрализаторам. Введение норм обеспечивает уменьшение выбросов загрязняющих веществ от одного автомобиля: в 2,0-2,8 раза для дизельного двигателя грузового автомобиля или автобуса; примерно в 10 раз для двигателя легкового автомобиля при применении нейтрализатора отработавших газов и неэтилированного бензина.

Речной и морской водный транспорт. Мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды в результате судоходства направлены, прежде всего, на предотвращение загрязнения моря и внутренних водоемов нефтью и другими вредными веществами, которые перевозятся в качестве грузов, а также сточными водами, мусором и веществами, загрязняющими атмосферу.

Таблица: Сточные воды и отходы транспортного комплекса в 2000г.

Вид транспорта

Объем сброса загрязненных сточных вод, млн м3

Масса загрязняющих веществ  в сточных водах, тыс. т.

Отходы тыс. т

Взвешенные вещества

нефтепродукты

Автомобильный

7,2

64

2,5

1760

Речной

0,39

0,43

0,02

29,5

Морской

2,4

0,12

0,01

8,1

Воздушный

1,9

0,6

0,14

132,2

Железнодорожный

48,5

2,4

0,07

524

Итого

60,4

67,6

2,74

2453,8

Железнодорожный транспорт. Основные защитные мероприятия направлены на уменьшение негативного влияния передвижных источников железнодорожного транспорта (тепловозов) на атмосферный воздух,  для чего внедряются нейтрализаторы – глушители, а в качестве топлива используются сжатые газы. Мероприятия по охране гидросферы направлены на сокращение потребления питьевой воды на производственные нужды, повышение эффективности очистных сооружений. Широкое применение для очистки сточных вод получили флотационные установки.

  Первостепенное значение придается сохранению и восстановлению защитных лесных насаждений. Ведутся работы по сокращению массы различных отходов, в том числе высокотоксичных.

Авиация. Самолеты и вертолеты создают  серьёзные проблемы, связанные с воздействием шума на пассажиров, обслуживающий персонал и особенно, на население, проживающее около аэропортов. Сверхнормативному воздействию  шума подвергается около 2,5 млн человек, проживающих около аэропортов, так как парк авиационных судов не соответствует стандартам Международной организации гражданской авиации.

 Суммарный выброс токсичных веществ в атмосферу самолетами с ГТДУ (газотурбинные двигательные установки) непрерывно растет, что обусловлено повышением расхода топлива до 20….30т/ч и неуклонным ростом числа эксплуатируемых самолетов. Отмечается влияние ГТДУ на озоновый слой и накопление углекислого газа в атмосфере. Сравнительные данные о выбросах вредных веществ в аэропортах показывают, что поступления от ГТДУ в приземный слой атмосферы составляют в %: оксида углерода-55, оксида озота-77, углеводороды- 93 и аэрозоль-97. Выбросы вредных веществ в районе аэропортов в 2000 г. оценены  в 34,6 тыс.т.

Ракетно-космическая техника. Ее воздействие на население и природную среду происходит за счет загрязнения атмосферы и почвы механическими и химическими отходами, разрушения озонового слоя, акустического, теплового и электромагнитного воздействия. Основное негативное воздействие ракет связано с загрязнением атмосферы химическими веществами и земной поверхности механическими фрагментами в зоне пуска ракет-носителей и в районе падения их отделяющихся частей.

 Доля загрязнений, поступающих в окружающую среду при пусках ракет, невелика и составляет около 0,01% по отношению к другим загрязнениям в регионах космодромов (Байконур). Для устранения загрязнений разрабатываются технологии и нейтрализации компонентов топлива, а также ведутся работы по сокращению гарантированных запасов компонентов топлива на борту ракет.

Зоны воздействия линий электропередачи, электротранспорта и связи. Электромагнитное загрязнение окружающей среды непрерывно нарастает. Этому способствуют передающие центры ТРК, технические средства, используемые в отрасли «связь», высоковольтные линии (ВЛ), расположенные  вблизи жилых зданий, электротранспорт. Напряженность электрического поля в жилых зданиях, расположенных вблизи ВЛ электропередачи, в основном не превышает 100…250В/м. Беспокойство  вызывают ВЛ с напряжениями 35..220 кВт, проходящие через жилые кварталы, поскольку для подобных ВЛ не предусмотрены санитарно-защитные зоны.

Зоны расположения Вооруженных сил. Вклад объектов военной деятельности: космодромов и полигонов, пунктов базирования сил флота, аэродромов, баз и складов боеприпасов и. т. п.  Проблемы Вооруженных сил (ВС) в области охраны и рационального использования водных ресурсов связаны с неудовлетворительным состоянием очистных сооружений и систем оборотного водоснабжения.Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили 476,1 тыс. т.  Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются котельные установки, большинство которых не оснащены пыле газоочистным оборудованием. Из 39,21 тыс. га земель, загрязненных нефтепродуктами, 27,672 тыс. га  приходится на объекты ВВС. На очистку акваторий от нефтяного загрязнения выделены суда- нефтесборщики.

В большинстве военных объектов и воинских гарнизонов отсутствует производственная структура по утилизации и захоронению  твердых промышленных и бытовых отходов.

Обеспечение экологической безопасности  ВС осуществляется по следующим основным направлениям: выявление и контроль источников загрязнения; предотвращение загрязнения и защита личного состава; ликвидация загрязнения окружающей среды. В этих целях проводятся следующие мероприятия: формирование необходимой нормативной правовой базы; разработка новых методов и технологий, проектирование и создание технических средств обеспечения экологической безопасности. В стадии проработки находятся вопросы организации экологической сертификации образцов вооружения и военной техники.

Контрольные вопросы:

1.Перичислите основные виды транспорта.

2.Проблемы вызываемые авиацией.

3.Основные источники загрязнения окружающей среды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24385. Механизм порождения научного знания: чувственное и рациональное постановка проблемы, ее решение и развитие полученного результата 109 KB
  Другие источники Соотношение чувственного и рационального отражения в процессе познания В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение постольку до последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени познания хотя это и неточно поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Что же касается ступеней или точнее уровней познания то это скорее эмпирический и теоретический...
24386. Проблемы, гипотезы, теории в развитии научного знания 80 KB
  После сбора соответствующей информации обработки ее начинается этап построения теории. Процедура построения теории зависит от того какого и рода информация и какие процедуры построения положены в ее основание. Далее на основе абстрактных терминов внутри теории строят высказывания позволяющие описывать эмпирические ситуации формулируются так называемые операциональные следствия утверждения теории которые указывают условия приложимости теоретических результатов к эмпирическим ситуациям.
24387. Роль субъекта в научном познании. Талант, гениальность, трудолюбие 86.5 KB
  Составляющие личности учёного нам интересны ещё и потому что между творчеством учёного и особенностями его личности есть самая тесная связь. Задача педагогаучёного научить молодого человека учиться учиться непрерывно. Нам представляется что возраст учёного науке не помеха да и старость его это не угасание а в большей мере рост его интеллектуальных сил. А что касается учёногофилософа то к нему мудрость приходит как раз с годами виднее становится и его вклад в сокровищницу культуры.
24388. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования в научном познании 52.5 KB
  Описанный познавательный цикл связывающий два этапа формирования теории не обязательно осуществляется одним исследователем. В принципе их можно рассматривать как некоторого коллективного теоретика который осуществил необходимые операции для построения теории. Первая основывалась на механической картине мира слегка модифицированной применительно к открытиям теории электричества в этой картине предполагалось что взаимодействие тел и зарядов осуществляется путем мгновенной передачи сил в пустоте вторая вводила новую картину физической...
24389. Основы теории мотивации 32.5 KB
  Эти факторы включают потребности мотивы и побуждения n мотивация ориентирована на процесс и имеет отношение к выбору поведения направлению усилий целям и вознаграждениям на которые они рассчитывают выполняя работу Из этого следует что мотивацию можно рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях. Иерархия потребностей по Маслоу Абрахам Маслоу 40е годы признавая многообразие человеческих потребностей предложил их классификацию на следующие пять категорий: n физиологические потребности потребность в еде пище жилище...
24391. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД 22 KB
  Это школы научного управления административного управления человеческих отношений и науки о поведении а также науки управления или количественных методов. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
24393. Франчайзинг — форма бизнес-партнерства 28.5 KB
  Право на использование торговой марки и знаний регулируется договором коммерческой концессии договором франчайзинга. Франчайзинг это возможность для предпринимателя зарабатывать деньги путем приобретения готовых бизнестехнологий а с другой стороны позволяет предпринимателю имеющему стабильный и прибыльный бизнес развивать его при минимальных инвестициях путем продажи права на использование торговых марок и уникальных знаний другим предпринимателям. Помимо управления отелями другим важным направлением деятельности холдинга AVRORA...