67335

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальная система это упорядоченное целое nредставляющее собой совокупность отдельных социальных элементов индивидов гpyпп оpганизаций институтов. Общество может само рассматриваться как система состоящая из множества подсистем а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы.

Русский

2014-09-07

48.5 KB

1 чел.

Лекция 19

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Социологи всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Описанные нами выше попытки представить общество как организм, как cаморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. Однако в полной мере речь о системном понимании общества может идти после создания А. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система - это упорядоченное целое, nредстав-ляющее собой совокупность отдельных социальных элементов - индивидов, гpyпп, оpганизаций, институтов. Данные элементы соединены между собой устойчивыми связями, в целом образующими социальную структуру. Природа таких связей дискуссионна, и по поводу нее существует достаточно много точек зрения. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Это означает, что существует иерархия социальных систем. Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов; она понимается как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у re элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе и социальная, может быть описана, во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений между собой ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; вo-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее - окружающей средой.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, никем и ничем He направляясь извне. система автономна и He зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с проблемой, как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Согласно логике системного подхода, строго говоря, свободы индивида нет вообще - ведь общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. представляет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к математической точке. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает He сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сба-лансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее, как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему сохраняет то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична. Она тяготеет к внутреннему балансу, и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония - случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить саму себя, причем без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.

Кроме того, в число характеристик системы входит способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы - новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Так, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия», и лишь тогда, когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень - это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень - организованные социальными ролями различные институты и общности. Каждый институт и каждая общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Итак, социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов(институциональных ролей); как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным. Общество - динамическая система, т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Общество - нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем процессы, в разное время под воздействием разных причин, определяются и описываются разными законами. Их ' нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития как маятник, который возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью.

Общество - открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций - непредсказуемых отклонений от стационарного состояния, и бифуркаций - разветвлений траектории развития. К бифуркациям неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами no себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда разрушаются привычные причинно-следственные связи и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттрактоpы -  особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются . процессы социальных изменений. Это

новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и  которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания, например выдвигаются новые политические лидеры, быстро приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группировки, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Примером может служить история двоевластия в России 1917 г., когда стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, резкому росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы встране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркca до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с ус-  ложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Пытаясь решить проблему системы и индивида, он сводит ее к взаимоотношению между системами, рассматривая как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая бы нe была включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсист емой действия, поскольку каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению современного социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую «саморазличающую» и «самообновляющуюся» систему. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других», воспроизводя и определяя собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, утверждает Луман, социальная система в отличие от природных, строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Современные исследователи сложных социальных систем, фокусируя свое внимание не только на макросоциологических проблемах, но и на вопросах реализации системных изменений на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран, приходят к выводу, что все изменения, происходящие на различных уровнях, взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. К примеру, социальное неравенство обусловлено разницей в доходах и благосостоянии. Это нe просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, современный исследователь Г. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе вне зависимости от фактического Благосостояния и дохода.

ЗАДАЧИ

1. Бесспорно, университеты можно рассматривать как социальные системы. Число обучающихся студентов во многих университетах за последние годы резко возросло. Одновременно увеличивается количество университетов, создаются новые факультеты и специальности, например в технических вузах. Этот процесс часто вызывает критику, основным аргументом которой служит идея о том, что так «вся система образования выйдет из равновесия». Слово «равновесие», как известно, часто используется в социологии, если речь идет о функциональной взаимосвязи социальных систем.

Обсудите, что здесь имеют в виду под нарушением равновесия и какие действия могут способствовать сохранению «равновесия»?

2. Дайте характеристику общества как системы. В чем специфика подхода к обществу? Какими преимуществами он обладает?

3. Почему общество можно назвать нелинейной системой? Обоснуйте свой ответ.

4. Ряд социологов разделяет мнение, что состояния социального хаоса, энтропии являются наиболее продуктивными с точки зрения развития общества: в такие периоды творится социальное будущее. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67496. Межличностный конфликт 223.5 KB
  Типы конфликтных личностей и способы их нейтрализации Ключевые понятия лекции Деструктивные функции межличностного конфликта Ассертивность Конструктивные функции межличностного конфликта Конфликтные личности Манипуляция Межличностный конфликт Модели поведения личности в конфликте...
67497. Технология управления межгрупповыми конфликтами 580.5 KB
  Политические конфликты в посткоммунистической России: основные линии развертывания конфликтов и механизмы их урегулирования. В той мере в какой его пытаются подавить возрастает его потенциальная злокачественность и тогда взрыв предельно насильственных конфликтов является лишь вопросом времени.
67498. Нормативно-правовое регулирование организационных конфликтов 417 KB
  Специфика конфликта в организации Организационный конфликт рассматривается как специфическая форма взаимодействия между организационными единицами в основе которого лежит некое противоречие. Поскольку конфликт рассматривается как особый тип взаимодействия то мы ограничиваем сферу его возможного...
67499. Социальное партнерство как фактор регулирования социально-трудовых отношений 107 KB
  Социальное партнерство как фактор регулирования социально-трудовых отношений. Рассматриваемые в лекции вопросы Социальное партнерство как фактор регулирования социально-трудовых отношений Ключевые понятия лекции Генеральное соглашение Тарифное соглашение Специальное соглашение Двухсторонняя комиссия...
67500. Рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров 347 KB
  Примирительные процедуры при трудовых спорах. Этапы рассмотрения коллективного трудового спора. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров Понятие индивидуального трудового спора Индивидуальный трудовой спор неурегулированные разногласия между работодателем...
67501. Забастовка как крайняя форма социально-трудового конфликта 332 KB
  Рассматриваемые в лекции вопросы Забастовка как крайняя форма трудового конфликта: сущность основные виды процедура организации забастовки ограничение на участие в забастовке. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. На Западе понятие индустриальный конфликт...
67502. Нормативно-правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской и муниципальной службе 1.26 MB
  Рассматриваемые в лекции вопросы Нормативно-правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе Нормативно-правовое урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе Разработка Кодексов этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих...
67503. Исторические предпосылки конфликтности российского общества 158.5 KB
  Все институты власти и саморегуляции общества складывались постепенно и пронизывали все слои общества делая его носителем единой культуры. Страна вошла в круг общеевропейской христианской культуры. Христианство впитало достижения иудейской древнегреческой и древнеримской культуры.
67504. Семь лекций по истории социологии 97.5 KB
  В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли...