67335

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальная система это упорядоченное целое nредставляющее собой совокупность отдельных социальных элементов индивидов гpyпп оpганизаций институтов. Общество может само рассматриваться как система состоящая из множества подсистем а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы.

Русский

2014-09-07

48.5 KB

1 чел.

Лекция 19

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Социологи всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Описанные нами выше попытки представить общество как организм, как cаморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. Однако в полной мере речь о системном понимании общества может идти после создания А. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система - это упорядоченное целое, nредстав-ляющее собой совокупность отдельных социальных элементов - индивидов, гpyпп, оpганизаций, институтов. Данные элементы соединены между собой устойчивыми связями, в целом образующими социальную структуру. Природа таких связей дискуссионна, и по поводу нее существует достаточно много точек зрения. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Это означает, что существует иерархия социальных систем. Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов; она понимается как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у re элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе и социальная, может быть описана, во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений между собой ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; вo-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее - окружающей средой.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, никем и ничем He направляясь извне. система автономна и He зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с проблемой, как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Согласно логике системного подхода, строго говоря, свободы индивида нет вообще - ведь общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. представляет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к математической точке. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает He сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сба-лансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее, как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему сохраняет то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична. Она тяготеет к внутреннему балансу, и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония - случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить саму себя, причем без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.

Кроме того, в число характеристик системы входит способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы - новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Так, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия», и лишь тогда, когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень - это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень - организованные социальными ролями различные институты и общности. Каждый институт и каждая общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Итак, социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов(институциональных ролей); как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным. Общество - динамическая система, т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Общество - нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем процессы, в разное время под воздействием разных причин, определяются и описываются разными законами. Их ' нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития как маятник, который возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью.

Общество - открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций - непредсказуемых отклонений от стационарного состояния, и бифуркаций - разветвлений траектории развития. К бифуркациям неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами no себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда разрушаются привычные причинно-следственные связи и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттрактоpы -  особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются . процессы социальных изменений. Это

новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и  которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания, например выдвигаются новые политические лидеры, быстро приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группировки, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Примером может служить история двоевластия в России 1917 г., когда стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, резкому росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы встране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркca до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с ус-  ложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Пытаясь решить проблему системы и индивида, он сводит ее к взаимоотношению между системами, рассматривая как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая бы нe была включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсист емой действия, поскольку каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению современного социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую «саморазличающую» и «самообновляющуюся» систему. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других», воспроизводя и определяя собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, утверждает Луман, социальная система в отличие от природных, строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Современные исследователи сложных социальных систем, фокусируя свое внимание не только на макросоциологических проблемах, но и на вопросах реализации системных изменений на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран, приходят к выводу, что все изменения, происходящие на различных уровнях, взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. К примеру, социальное неравенство обусловлено разницей в доходах и благосостоянии. Это нe просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, современный исследователь Г. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе вне зависимости от фактического Благосостояния и дохода.

ЗАДАЧИ

1. Бесспорно, университеты можно рассматривать как социальные системы. Число обучающихся студентов во многих университетах за последние годы резко возросло. Одновременно увеличивается количество университетов, создаются новые факультеты и специальности, например в технических вузах. Этот процесс часто вызывает критику, основным аргументом которой служит идея о том, что так «вся система образования выйдет из равновесия». Слово «равновесие», как известно, часто используется в социологии, если речь идет о функциональной взаимосвязи социальных систем.

Обсудите, что здесь имеют в виду под нарушением равновесия и какие действия могут способствовать сохранению «равновесия»?

2. Дайте характеристику общества как системы. В чем специфика подхода к обществу? Какими преимуществами он обладает?

3. Почему общество можно назвать нелинейной системой? Обоснуйте свой ответ.

4. Ряд социологов разделяет мнение, что состояния социального хаоса, энтропии являются наиболее продуктивными с точки зрения развития общества: в такие периоды творится социальное будущее. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51028. Определение коэффициента теплопроводности воздуха 101 KB
  Определение коэффициента теплопроводности воздуха. Цель работы: изучение явления теплопроводности в газах и определение коэффициента теплопроводности воздуха. Приборы и принадлежности: установка для измерения коэффициента теплопроводности воздуха. По результатам измерений U и I компьютер рассчитал соответствующие значения X и Y уравнение прямой и коэффициент теплопроводности воздуха.
51030. Определение коэффициента вязкости газа 59 KB
  Рассчитаем коэффициент вязкости по формуле: Где радиус капилляра длинна капилляра Подставив данные получим.
51031. Изучение распределения Больцмана, определение постоянной Больцмана 40.5 KB
  Собрать установку в соответствии с рисунком: Принципиальная схема установки 1двухэлектродная лампа 2анод 3катод 4нить накала 5потенциометр R 6 источник постоянного тока 6выключатель mА миллиамперметр; mкА микроамперметр; Vа вольтметр в цепи накала лампы. По указанию преподавателя установить напряжение накала Uн: 5. Зафиксировать ток накала лампы Iн по амперметру. Измерим анодный ток Iа и анодное напряжение Uа если напряжение накала Uн =5.
51034. Изучение зависимости температуры кипения воды от внешнего давления 58.5 KB
  Цель работы: Изучение зависимости температуры кипения воды от внешнего давления экспериментальное определение теплоты парообразования воды. Выждали пока показания температуры на табло электронного измерителярегулятора перестали измеряться. Сняли показания температуры и давления на табло измерителярегулятора и манометра: Включили переключатель нагрев 2ую ступень.
51035. Разработка тестов в программеPower Point 37.5 KB
  Индивидуальные данные для выполнения работы: 2 вариант Результаты выполнения работы Открыла программу Power Point; выбрала шаблон оформления слайдов для теста. Оформила титульный слайд. Как рассчитать количество нужных слайдов при оформлении теста в Power Point Количество слайдов =: количество вопросов 3сам вопрос правильно неправильно два титульных листа 1 заключительный; 4. Что необходимо выбрать в настройках слайда с результатом неправильного ответа чтобы вернуться на слайд с вопросом Добавить управляющую...
51036. Разработка тестов в программе Excel 37 KB
  Разработка тестов в программе Microsoft Excel на основе индивидуальных данных минимум 6 тестовых заданий. Индивидуальные данные для выполнения работы: 2 вариант Результаты выполнения работы Создала тест в Microsoft Excel 2010 по образцу данному в задании лабораторной работы Контрольные вопросы 1. Какие этапы создания тестовых заданий выделяют в технологии составления компьютерных тестов средствами Excel Можно выделить следующие этапы создание теста.