67335

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальная система это упорядоченное целое nредставляющее собой совокупность отдельных социальных элементов индивидов гpyпп оpганизаций институтов. Общество может само рассматриваться как система состоящая из множества подсистем а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы.

Русский

2014-09-07

48.5 KB

1 чел.

Лекция 19

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Социологи всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Описанные нами выше попытки представить общество как организм, как cаморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. Однако в полной мере речь о системном понимании общества может идти после создания А. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система - это упорядоченное целое, nредстав-ляющее собой совокупность отдельных социальных элементов - индивидов, гpyпп, оpганизаций, институтов. Данные элементы соединены между собой устойчивыми связями, в целом образующими социальную структуру. Природа таких связей дискуссионна, и по поводу нее существует достаточно много точек зрения. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Это означает, что существует иерархия социальных систем. Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов; она понимается как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у re элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе и социальная, может быть описана, во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений между собой ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; вo-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее - окружающей средой.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, никем и ничем He направляясь извне. система автономна и He зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с проблемой, как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Согласно логике системного подхода, строго говоря, свободы индивида нет вообще - ведь общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. представляет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к математической точке. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает He сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сба-лансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее, как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему сохраняет то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична. Она тяготеет к внутреннему балансу, и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония - случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить саму себя, причем без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.

Кроме того, в число характеристик системы входит способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы - новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Так, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия», и лишь тогда, когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень - это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень - организованные социальными ролями различные институты и общности. Каждый институт и каждая общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Итак, социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов(институциональных ролей); как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным. Общество - динамическая система, т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Общество - нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем процессы, в разное время под воздействием разных причин, определяются и описываются разными законами. Их ' нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития как маятник, который возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью.

Общество - открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций - непредсказуемых отклонений от стационарного состояния, и бифуркаций - разветвлений траектории развития. К бифуркациям неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами no себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда разрушаются привычные причинно-следственные связи и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттрактоpы -  особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются . процессы социальных изменений. Это

новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и  которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания, например выдвигаются новые политические лидеры, быстро приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группировки, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Примером может служить история двоевластия в России 1917 г., когда стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, резкому росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы встране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркca до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с ус-  ложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Пытаясь решить проблему системы и индивида, он сводит ее к взаимоотношению между системами, рассматривая как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая бы нe была включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсист емой действия, поскольку каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению современного социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую «саморазличающую» и «самообновляющуюся» систему. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других», воспроизводя и определяя собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, утверждает Луман, социальная система в отличие от природных, строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Современные исследователи сложных социальных систем, фокусируя свое внимание не только на макросоциологических проблемах, но и на вопросах реализации системных изменений на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран, приходят к выводу, что все изменения, происходящие на различных уровнях, взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. К примеру, социальное неравенство обусловлено разницей в доходах и благосостоянии. Это нe просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, современный исследователь Г. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе вне зависимости от фактического Благосостояния и дохода.

ЗАДАЧИ

1. Бесспорно, университеты можно рассматривать как социальные системы. Число обучающихся студентов во многих университетах за последние годы резко возросло. Одновременно увеличивается количество университетов, создаются новые факультеты и специальности, например в технических вузах. Этот процесс часто вызывает критику, основным аргументом которой служит идея о том, что так «вся система образования выйдет из равновесия». Слово «равновесие», как известно, часто используется в социологии, если речь идет о функциональной взаимосвязи социальных систем.

Обсудите, что здесь имеют в виду под нарушением равновесия и какие действия могут способствовать сохранению «равновесия»?

2. Дайте характеристику общества как системы. В чем специфика подхода к обществу? Какими преимуществами он обладает?

3. Почему общество можно назвать нелинейной системой? Обоснуйте свой ответ.

4. Ряд социологов разделяет мнение, что состояния социального хаоса, энтропии являются наиболее продуктивными с точки зрения развития общества: в такие периоды творится социальное будущее. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70787. Электронная почта в Internet. Протокол SMTP 163.93 KB
  Главной целью протокола SMTP является надежная и эффективная доставка электронных почтовых сообщений. SMTP базируется на следующей модели коммуникаций: в ответ на запрос пользователя почтовая программа-отправитель...
70788. Электронная почта в Internet. Post Office Protocol 83.32 KB
  При работе по протоколу POP3 роли клиента и сервера меняются местами: сервер по запросам клиента передает ему указанные почтовые сообщения. POP3 не ставит целью предоставление широкого списка манипуляций с почтой он лишь дает возможность получать и стирать почтовые сообщения.
70789. FTP – протокол передачи файлов 172.61 KB
  Управляющее соединение устанавливается клиентом. Сервер ждет входящих соединений от клиентов на TCP-порте. По этому соединению передаются команды клиента, которые задают действия, которые должен выполнить сервер, и ответы сервера на эти команды.
70790. HTTP - Hypertext Transfer Protocol 156.45 KB
  Протокол передачи гипертекста HTTP является протоколом прикладного уровня для распределенных мультимедийных информационных систем. Это объектно-ориентированный протокол, в первую очередь используемый для World-Wide Web...
70792. Проблемы мотивации и стимулирования труда персонала (на примере ЗАО «Разрез Евтинский») 640 KB
  Задачи: изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации; провести анализ системы мотивации и стимулирование труда работников ЗАО «Разрез Евтинский»; изучить действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом...
70794. Реализация личностно ориентированного подхода при обучении детей технике спортивных движений 493.5 KB
  Только через деятельность могут быть реализованы основные функции обучения и только посредством деятельности может быть достигнут необходимый результат Г. Основные функции обучения логически вытекают из задач которые общество ставит перед народным образованием схематически...
70795. Правовые основы организации местного самоуправления на примере Новгородской области 351.5 KB
  Цель работы - выявить проблемы, с которыми сталкивается местное самоуправление и проанализировать состояние его правовой основы на примере определенной территории. В связи с обозначенной целью дипломная работа будет решать следующие задачи: рассмотреть становление местного самоуправления...