67339

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Но все же они происходят и история любого общества это история именно таких изменений. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. Спенсеру считавшему что биологические организмы и человеческие общества подчиняются одному и тому же...

Русский

2014-09-07

118.5 KB

4 чел.

Лекция 25

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В обществе непрерывно происходят изменения - порой резкие, вызывающие крутой поворот в жизни всех социальных групп, порой такие незначительные, что их трудно заметить. Но все же они происходят, и история любого общества - это история именно таких изменений. Социальное изменение - это любая модификация социальных отношений.

В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. При этом необходимо различать социальную динамику, т.е. процессы социальной модификации, в ходе которых сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, т.е. такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям в обществе.

Способность социальной реальности к структурным изменениям имеет природные, физические основания. Человек как био-логический вид отличается высокой гибкостью и адаптационными способностями. Он рождается с минимумом врожденных инстинктов, зато невероятно способен к научению, подражанию, символизации и творчеству. Однако, социальные изменения не предопределены биологической организацией человека: она только создает возможность таких изменений, но сама no себе не является их объяснением.

To, что общество раньше было другим, а в будущем будет не такое, как сейчас, человечество осознало очень давно. Еще древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» изложил мифологическую концепцию социальных изменений, согласно которой человечество прошло пять состояний, начини с <<золотого века» и кончая «железным».  У Гесиода, как и во многих других мифологических парадигмах, процесс изменений в обществе приводит к его деградации.

Другие мифы, например древневосточные, описывают жизнь человечества как систему длительных циклов, каждый из которых заканчивается в той же точке, из которой начался, т.е. реального поступательного движения в обществе нет и социальные изменения - это нечто неизбежное, но совершенно напрасное.

Привычное для нас представление о едином непрерывном социальном прогрессе, который независимо от наших действий ведет нас от худшего состояния к лучшему, и вообще представление о том, что общество имеет направленную осмысленную историю, принадлежит иудеохристианскому мировосприятию, а окончательную рациональную форму приняло в идеологии эпохи Просвещения. «Все, что ни делается, делается к лучшему в этом лучшем из миров», - сказал персонаж Вольтера. Эта идея получила подкрепление в XIX в. с введением в научный оборот понятия « эволюция » . После открытия Ч. Дарвиным закона биологической эволюции был сделан вывод, что общество тоже включено в единый направленный процесс развитии от простого к сложному, как и развитие биологических видов.

Наиболее впечатляющая теория социальной эволюции принад лежит Г. Спенсеру, считавшему, что биологические организмы и человеческие общества подчиняются одному и тому же единому закону эволюционного развития. Иными словами, общества становятся все более крупными по размеру и сложными; их отдельные элементы все более дифференцируются, специализируются, характеризуются все большей взаимозависимостью.

Эволюционный подход возобладал и в смежной области социальной и культурной антропологии. Выдающиеся антропологи конца XIX в. Э. Тайлор и Л. Морган классифицировали общества и социальные институты на основе принципа эволюционного развития. Так, Морган считал, что все общества проходят один и тот же путь - от «дикости» через промежуточную стадию «варварства» к состоянию «цивилизованных»; согласно Тайлору, религиозность тоже развивается от простейшей формы - анимизма - через стадию политеизма к монотеизму.

К. Маркс и Ф. Энгельс тоже находились под сильным влиянием эволюционных идей. Марксистская схема естественно-исторического развития, включающая одни и те же обязательные для всех обществ стадии, вполне может рассматриваться как еще одно порождение эволюционного подхода. Однако наряду с влиянием дарвинизма на теории Маркса сказалось сильнейшее влияние идеалистической концепции истории Г.В.Ф. Гегеля. Гегелев-ская схема представляет собой величественное построение, но возведенное на идеалистическом основании. Стадии развития общества здесь отражают различные уровни проявления в социальном мире и осознания человеческим разумом мирового логического начала, или абсолютного понятия. Таким образом, развитие общества у Гегеля выглядит как чисто логический процесс, а историческое, согласно его схеме, совпадает с логическим. Это означает, что все логическое содержание всеобъемлющего абсолютного понятия с необходимостью должно в свое время проявиться в конкретных социальных формах в историческом процессе. Диалектическая схема развития, предложенная Гегелем, едина для всех форм существования, как живых, так и неживых, и состоит в обязательном прохождении трех последовательных стадий - исходной, ее отрицания, наконец, отрицания отрицания, т.е. возврата к исходному, но на качественно другом уровне. Двигателем этого движения является борьба обязательно присутствующих в любом объекте, в любом обществе противоположностей. Переход от одной стадии развития к другой осуществляется через скачок, революцию, когда накопленные количественные изменения переходят в качественные.

Результатом «переворачивания с ног на голову» этой схемы стала гегельянско-материалистическая модель, универсально применимая к любому обществу и предусматривающая единый для всех народов мира конец истории, который должен был одновременно стать началом новой, - мировую социалистическую революцию, которая вернет общество к якобы исходному бесклассовому состоянию. Двигателем развития у Маркса выступает борьба антагонистических классов.

Именно Маркс сделал понятие социальной революции центральным понятием философии истории. И действительно, социальная революция представляет собой важнейший; особый тип социальных изменений, отличающийся спрессованностью во времени и тотальностью перемен.

Социальная революция - это свержение государственных и классовых стpуктур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от nредшествующего.

С. Хантингтон определяет революцию как «внутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности и политике правительства»'.

1 Цит. по: Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999. С. 46.

Социальная реформа - также разновидность социального изменения. Различие между реформой и революцией обычно усматривают в том, что реформа - это изменение, реализуемое на основе существующих б обществе ценностей, а революция - радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие. Обычно сторонники революционных преобразований уверяют, что именно они отстаивают подлинные ценности всего общества, класса или народа, тогда как их противники считают, что защищают традиционные ценности от людей, желающих их подорвать:

Однако довольно часто термины «революция» и «реформа» используются в несколько ином смысле: революция понимается как стремительное, быстрое и радикальное изменение всех сторон жизни общества, а реформа - как изменение медленное, эволюционное no характеру и затрагивающее лишь какие-то частные, хотя и важные, стороны социальной жизни.

Немецкий мыслитель XIX в., Ф. Теннис, создал очень простую схему, состоявшую всего из двух стадий - общины и общества. Община - это идеализированный в романтическом духе образ традиционного общества прошлого, где господствуют эмоциональные отношения между людьми, сердечная привязанность, родственные связи и религиозная традиция. Общество имеет противоположные характеристики и возникает в процессе индустриализации, когда разрываются привычные связи, нарастает отчуждение, эмоции вытесняются рациональностью, а традиция уступает место безразличному секуляризму.

Э. Дюркгейм и М. Вебер обнаруживают двойственное отношение к идее прогресса. Так, Дюркгейм рассматривает усиливающееся разделение труда как базисный социальный процесс, который ведет в конечном итоге к современному индивидуализму, но может привести и к состоянию аномии. Вебер отвергал эволюционизм, доказывая, что развитие западного общества в корне отличается от развития других цивилизаций и вообще исторически уникально. В ХХ в. эволюционные теории были подвергнуты критическому пересмотру из-за того, что их постоянно опровергали накопленные наукой факты, а также из-за присущего им детерминизма и европоцентрического оптимизма. В первой половине ХХ в. завоевали популярность теории циклических изменений, отвергавшие идею долговременного прогресса. К числу их относились концепция «циркуляции элит» итальянского социолога В. Парето, а также теории «жизненного цикла цивилизаций» О. Шпенглера и А. Тойнби. Последние исходили из идеи, что у любой конкретной цивилизации - свои собственные стадии развития, причем их развитие не является неуклонно прогрессивным, а имеет стадии восходящие и нисходящие - этапы рождения, роста, расцвета, упадка и гибели. Это напоминает жизненный цикл человека.

Нечто общее с подобными теориями имеет и предложенная

американским социологом и экономистом У. Ростоу в 1960-е гг. концепция пяти стадий экономического роста. Согласно этой концепции, любое общество закономерно проходит в своем развитии следующие пять фаз:

* традиционное общество, основанное на аграрном хозяйстве и примитивных технологиях;

* переходное общество, характеризующееся ростом производительности, развитием национальной территориальной и экономической интеграции, формированием централизованного государства;

* стадия экономического подъема, связанная с промышленным переворотом, внедрением передовых технологий;

* стадия зрелости, или индустриального общества, проявляющаяся в бурном развитии промышленности, возникновении новых отраслей производства, широком внедрении достижений науки и техники, урбанизации и т.д.;

* стадия развитости (эpa высокого массового потребления), когда общество в первую очередь ориентируется не на проблемы производства, а на потребление, а в экономике доминирует производство услуг.

Ha концепции Ростоу базируются многие теории постиндустриального общества. Среди последних остановимся Ha теории супериндустриального общества А. Тоффлера.

Будучи сторонником идеи технологического детерминизма, Тоффлер считал, что происходящие в современном западном обществе технико-технологические изменения полностью определяют ход социально-экономического развития в целом и стимулируют процессы социальных изменений. Поэтому история общества характеризуется присутствием постоянно действующего ускорения в развитии. Тоффлер предложил свою схему периодизации истории человеческого общества, основанную Ha выделении стадий, или «волн», технологического развития:

* первая волна соответствует аграрному периоду (хронологи-чески это время до начала промышленного переворота);

* вторая волна связана с промышленным переворотом, индустриализацией и научно-технической революцией и знаменует наступление эры индустриального общества;

* третья волна определяется доминированием производства услуг над производством материальных благ и говорит о формировании супериндустриального общества.

Социальные проблемы своего времени Тоффлер объяснял столкновением двух противоположно ориентированных и сосуществующих в рамках одного и того же общества структур - индустриальной и супериндустриальной. Структуры, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, характеризуются наличием жесткой бюрократической системы управления, ориентацией Ha максимальную прибыль, неспособностью контролировать нежелательные последствия научно-технической революции. По мнению Тоффлера, проблемы, обусловленные кризисом индустриального общества и началом третьей волны, имеют глобальный характер. Переход к супериндустриальному обществу означает решение всех накопившихся проблем благодаря гуманизации всех сфер социальной жизни Ha основе перехода к новым, более совершенным технологиям: внедрению компьютерной техники, космических исследований, использованию генной инженерии и биотехнологии, увеличению роли ииформации и интеллектуального труда. Все это будет способствовать тотальному изменению социально-экономических отношений, формированию нового типа личности, главными характеристиками которого станут высокая адаптационная способность и мобильность.

В первой половине ХХ в. понятие эволюционного развития оказывается полностью вытесненным более общим и нейтральным понятием «социальное изменение>>. Однако в 1960-е - 1970-е гг. интерес к глобальным изменениям усилился. В этот период появилось несколько неоэволюционистских теорий - Р. Линтона, А. Уайта, Дж. Стюарта и Ар. Эти авторы придерживались идеи социальной эволюции как долговременного развития человечества. В отличие от эволюционизма XIX в. Неоэволюционизм He утверждает, что все общества проходят в своем развитии одни и те же стадии социального развития, больше внимания уделяя различиям междy обществами и их взаимному влиянию друг на друга. Кроме того, социальная эволюция в понимании неоэволюционистов носит скорее вероятностный характер, а социальное развитие уже не отождествляется с неуклонным прогрессом.

Возвращение интереса к проблемам долговременного социального развития отчасти было вызвано выходом на историческую сцену развивающихся стран и соответственно необходимостью объяснения пропасти в уровне жизни между богатыми и бедными странами. В середине ХХ в: западные социологи и экономисты разработали теории модернизации, согласно которым бедные страны остановились в своем развитии на относительно низком уровне и должны развиваться, или модернизироваться, в направлении общества западного образца. Эти теории были подвергнуты критике за скрытый эволюционизм европоцентристской направленности, за недостаток внимания к межнациональным властным отношениям, сводя-щимся к тому, что более богатые страны диктуют бедным политические решения. Эти аспекты оказались в центре внимания более поздних теорий взаимозависимости, или, как их называет И. Валлерстайн, теорий «мировой капиталистической системы».

Общее убеждение всех теоретиков, исследовавших социальные изменения, состоит в том, что такие изменения He произвольны, а в той или иной степени подчиняются каким-то закономерностям, т.е. существуют какие-то постоянные структуры или модели социальных изменений. В истории социальной мысли таких моделей было предложено три: движение по нисходящей линии - от вершины к упадку; движение по замкнутому кругу - циклами; движение от низшего к высшему - прогресс. В разных комбинациях эти три варианта всегда присутствовали в теориях социальных изменений. Но современные теории He имеют нормативного характера, иными словами, не оценивают развития, поэтому никогда четко не определяют состояние общества как упадок или прогресс. Однако все равно можно говорить о наличии двух схем развития" - циклической и однонаправленной.

Однонаправленное развитие обычно бывает кумулятивным: оно понимается как рост или накопление чего-либо - плотности населения, уровня организации, объема производства, причем направление его может быть и нисходящим или сочетанием подъемов и упадков. Последний тип изменений американский антрополог К. Гирц назвал << инволюция». Она обнаруживается в некоторых аграрных обществах, где прогрессирующий рост численности людей сочетается с таким me прогрессирующим снижением благосостояния на душу населения.

Простейший тип однонаправленного процесса изменений - линейный, когда объем проискодящих изменений постоянный в любой момент времени.

Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. В повседневной социальной жизни очень многое организуется циклически. Например, сельскокозяйстиенная жизнь - и в целом вся жизнь аграрных обществ - носит сезонный, циклический характер в соответствии с природными циклами: весна - время сева, лето и осень - время сбора урожая, зима - пауза, отсутствие работы; на следующий год все повторяется. Циклические изменения происходят и в экономической жизни общества, где периоды подъема правильно чередуются с периодами упадка. Долговременные циклические изменения связаны с расцветом и упадком исторически конкретных цивилизаций.

Социальные изменения также разделяются на эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяюще-гося общества, и экзогенные, вызванные внешними причинами. П римером экзогенного изменения может служить ускоренное развитие капитализма и формирование первоначального капитала под влиянием этических идей протестантизма (в интерпретации М. Вебера).

Эндогенные процессы берут начало в самой структуре изменяющегося общества. Эволюционные и революционные процессы ведут к его трансформации, а простые процессы социального воспроизводства - наоборот, к его сохранению и укреплению. Эволютивные процессы происходят тогда, когда сама система, функционируя, вызывает модификацию законов собственного функционирования. Примерами таких процессов могут служить развитие научных знаний или развитие разделения труда.

Следует особо выделить тип социальных изменений, получивший название модернизации.

Понятие «модернизация» в социологии используется для обозначения исторического npoцecca перехода от традиционного аграрного общества к совpеменному индустpиальному секулярному обществу. Модернизация общества прежде всего предполагает его индустриализацию. Все характеристики, связываемые с понятием современности, могут быть соотнесены с теми переменами, который два столетия назад вызвал к жизни индустриальный тип общества. Это дает возможность предполагать, что термины «индустриализм» и «индустриальное общество» имеют He только экономическое и технологическое наполнение. Индустриализм - это стиль жизни, охватывающий глубинные экономические, социальные, политические и культурные процессы. Общества становятся современными именно в ходе всесторонней индустриальной трансформации.

Модернизация - это непрерывный и бесконечный процесс. Исторически сроки модернизации исчисляются столетиями, хотя можно привести и примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация - это не раз и навсегда достигнутое состояние. Развитие обществ всегда отличается нерегулярностью и неравномерностью. Каким бы ни был уровень развития, в обществе всегда существуют « отстающие » регионы и << периферийные» группы. Они составляют источник постоянной напряженности и противоречий. Это явление связано He только с внутренним развитием отдельных государств. Оно наблюдается во всемирном масштабе. Наличие стран с неодинаковым уровнем развития вносит существенную нестабильность в мировую государственную систему.

Представляется, что модернизация имеет две основные фазы. До определенного момента процесс модернизации сохраняет институты и ценности общества и вовлекает их в прогрессивное движение к совершенствованию. Начальное сопротивление процессу модернизации может быть и резким, и продолжительным, однако оно обречено на провал. После достижения определенной точки модернизация начинает вызывать все большее недовольство. Это частично объясняется завышенными ожиданиями населения, которые были спровоцированы быстрыми первоначальными успехами и динамизмом современного общества. Группы имеют тенденцию предъявлять обществу повышенные требования, которым становится все труднее и труднее соответствовать. Достигнув мирового уровня, модернизация вызывает новые социальные и материальные проблемы, которые могут стать угрозой для тех принципов, на которых и базируется современное общество. Во время этой, второй фазы перед современными обществами встают проблемы, решить которые традиционным национальным государствам часто оказывается He по силам. Но в мире преобладают именно такие суверенные национальные государства с неодинаковым уровнем развития и конфликтующими интересами и суть современного общества составляют вызов и ответная реакция на него.

Среди попыток современных социологов осмыслить сущность и направленность модернизации следует отметить концепцию рефлексивной модернизации немецкого социолога У. Бека, согласно которой индустриальное общество, основанное на принципе распределения благ, шаг за шагом уступает место « обществу риска», где действует принцип распределения негативных последствий и опасностей. Это явление отражает кризис индустриального общества: люди начинают понимать, что индустриальное общество и процесс модернизации сами порождают бесчисленные опасности, и риск постоннного соприкосновения с ними нарастает. Бек отмечает, что в сравнении с опасностями прошлого риск, связанный с современным уровнем модернизации, имеет качественно иной характер: ситуации риска непредсказуемы, слишком многочисленны, чтобы их контролировать, не воспринимаются органами чувств (например, радиация) и глобальны, поэтому настало время перехода от простой модернизации к рефлексивной. Это означает, что доминирующим принципом должна стать социальная рефлексия и самокритика. Общество риска продуцирует потребность в критическом саморассмотрении, становится для самого себя темой и проблемой.

Концепции Бека созвучна концепция «латентных структур» современного американского социолога Э. Тириакьяна. Как и Бек, он рассматривает роль сознания в процессе социальных изменений. Согласно его концепции, социальные изменения - это прежде всего трансформация общественного и индивидуального сознания, поскольку и социальные структуры для него представляют собой нормативные образования коллективного сознания. Источник социальных изменений, считает Тириакьян, кроется в латентных (скрытых) структурах культуры - сокровенных ценностях и смыслах, доминирующих в социальном сознании и тем самым направляющих жизнь общества. В кризисные моменты истории такие структуры могут проступать на поверх-ностном плане, проецируясь в форме новых социальных программ. Социальные инновации могут предлагать только субъекты, сознательно остающиеся за рамками существующей нормативной системы отношений, - это члены религиозных движений и сект, различных ассоциаций, квазирелигиозных групп.

Для западных социологов теории запаздывающей модернизации, которые начали создаваться еще в 1960-е гг., стали аппаратным средством анализа российской ситуации. Авторы этой теории исходят из гипотезы линейного прогресса и поступательности стадий развития обществ. Соответственно непосредственная добыча продуктов природы сменяется аграрной экономикой, а та замещается индустриальной. С этой точки зрения страны, не успевшие «вовремя» пройти путь индустриальной модернизации, могут и должны сделать это «с опозданием», чтобы «догнать» опередившие их в этом отношении обищества.

Российский социолог Н.Ф. Наумова в дополнение к этому выдвинула понятие рецидивиругощей модернизации. Именно в российском обществе, неоднократно предпринимавшем попытки «догоняющего» социального развития, идея обновления тесно связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России и обеспечивавшем его социалистическом строе. Однако вряд ли обоснованы ожидания, что в России сработает механизм догоняющей модернизации. По мнению В.Л. Иноземцева, в настоящее время Россия обладает хотя и значительным, но устарешим no сравнению с современным западным обществом производственным Потенциалом, огромными сырьевыми ресурсами, достаточно квалифицированной рабочей силой. Но весь ход исторического развития России в ХХ в. определил ее реальное место в мировом сообществе как страны, безнадежно утратившей возможность вхождения в когорту постиндустриальных обществ. Поэтому, считает Иноземцев, «Россия должна в ближайшей перспективе стремиться только к тому, чтобы стать развитой индустриальной страной, поскольку возможности быстрого вхождения в круг постиндустриальных держав у нее полностью отсутствуют». Именно в этом факте, утверждает Иноземцев, кроется подлинная причина того, что к концу ХХ В. мир приобрел монополярный облик, а «идея догоняющего развития, еще 20 лет назад претендовавшая на то, чтобы стать основой универсальной социальной доктрины, обнаружила свою полную несостоятельность».

Социальные изменения объясняютсн родных факторов, и социальных.

Физичческая сpеда. Человек - это физическое существо, живущее в определенной среде обитания. Аля того чтобы выжить, людям необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов относятся социальная организация и технология, которые, однако, помогуют людям приспосабливаться к одной окружающей среде, не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Общества охотников и собирателей, огороднические, аграрные и индустриальные различаются типом адаптации. Если окружающая среда

1 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противорсчия, перспективы. С. 274.

= Там же. С. 243.

по какой-то причине изменяется, люди, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, выработкой новых форм социальной организации, внедрением новых технологий. Засухи, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человек также оказывает значительное воздействие на физическую среду. Захоронения вредных промышленных отходов, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы - все это результаты деятельности человека, нанесшей ущерб экосистеме. Следовательно, человек связан со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население. Изменения численности, структуры и распределения народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, « старение » общества создает серьезные проблемы в сфере занятости: возросло число работников среднего возраста, добивающихся продвижения по служебной лестнице, и все больше людей ожидает своего шанса для продвижения но службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять.

Конфликт - это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы и цели индивидов и групп противоречат друг другу и зачастую несовместимы. He удивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны люди вынуждены отказаться от привычного образа жизни; терпят неудобства военного положения. Конфликт также предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Исходом конфликта редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Обычно, конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постепенно подтачивается и уступает место новому.

Ценности и ноpмы, принятые в обществе, действуют как своего рода < цензоры » , разрешающие или запрещающие какие-то новации. Интересно сравнить нашу готовность к принятию тех ническик нововведений с нашим сопротивлением переменам в экономике, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие находит отражение даже в использовании слова «изобретатель»: для нас изобретатель - это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором нематериальных идей, мы часто называем «революционер» или «радикал» - словами, смысл которых в большинстве случаев имеет негативный оттенок.

Инновации разделнют на открытия и изобретения. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности А. Эйнштейна и Периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева - это открытия. Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Так, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ, - это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов.

Инновации - как открытия, так и изобретения - He единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше количество культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, украшений для платьев, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических лампочек, ламп для радио- и телевизионных приемников, зеркал и множества других изделий. В свою очередь, линзы способствовали появлению очков, увеличительных стекол, микроскопов, телескопов, фотокамер и т.д. В основе такого типа развития лежит экспоненциальный принцип - по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеют тенденцию к росту в геометрической прогрессии.

Диффузия - это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит некое количество уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который в свою очередь возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они - от иудейских сект первых веков новой эры, поверивших в Иисуса Христа как мессию. Идейио-политических фактоpы. Например, О. Конт рассматривал развитие общества по восходящей линии как прогресс идей. М. Вебер считал религиозные представления важнейшим

фактором экономического развития, отводя индивидуалистической этике протестантизма решающую роль в становлении духа предпринимательства и последовавшем экономическом скачке в западных обществах. Смена идей - He чисто интеллектуальный процесс. Она сопровождается образованием новых социальных движений, которые сами no себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматических лидеров, которые благодаря незаурядным лич-ным качествам способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, расшатывающие установленный в обществе порядок и могущие привести к революционным изменениям. Политические процессы в обществах сами по себе тоже могутстать фактором социальных изменений. Согласно последним теориям политической революции, само функционирование государственного аппарата и природа межгосударственных отношений являются факторами, способными вызват революцию. Но действия революционеров имеют шансы на успех только тогда, когда общество He способно выполнить свои основные функции no поддержанию закона, порядка и территориального единства.

Каждый из описанных факторов испытывает влияние остальных и сам оказывает на них влияние. Трудности, с которыми сталкиваются теории в объяснении социальных изменений, связаны с их собственными недостатками - детерминизмом и редукционизмом. Они пытаются свести все многообразие взаимодействий факторов свести к одному определнющему фактору. Более того, социальные процессы настолько взаимосвязаны, что ошибочно рассматривать их изолированно. Например, между экономическими и политическими процессами, экономическими и технологическими процессами нет четких границ, а текнологические изменения сами no себе могут рассматриваться как особый тип культурных изменений. Причинно-следственные связи между различными социальными процессами изменчивы, и их нельзя схематизировать, поэтому возможности какого бы TO ни было причинно-следственного объяснения социальных изменений весьма ограниченны. Наиболее общий способ теоретического объяснения заключается в построении модели механизмов таких изменений.

Применительно к однонаправленным процессам социальных изменений выделяют следующие механизмы осуществления: накопление, выбор, дифференциация. Некоторые эволюционные теории подчеркивают кумулятивный (накопительный) характер знания. Человек как существо, способное к инновациям, постоянно вносит дополнения в уже имеющуюся систему знаний, отбрасывая устаревшие и неверные знания и заменяя их более адекватными. Поскольку он учится на своих ошибках, он постоянно осуществляет селекцию новых полезных идей и навыков, полученных методом проб и ошибок. Расширение и распространение знаний возможно только благодаря специализации и дифференциации. Рост технических и технологических знаний стимулирует накопление капитала, что в свою очередь ведет к повышению производительности труда. Увеличение народонаселения тоже следует включить в модель кумулятивного развития, так как человечество может повышать свою численность, не снижая уровня жизни, только благодаря накоплению технических знаний и средств производства, и сам no себе рост численности населения стимулирует новые инновации.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Если модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определенном направлении влечет за собой дальнейшие изменения в этом же направлении, то модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создает условия для дальнейших изменений в других направлениях, в том числе. и в противоположных. Например, рост народонаселения создает угрозу состоянию экологической среды и часто ведет к истощению природных ресурсов и снижению экономического уровня.

Конфликт, соревнование и кооперация также могут рассматриваться как механизмы социальных изменений. В частности, марксисты представляют жизнь капиталистического общества как постоннную борьбу между правящим классом, пытающимся сохранить свое господствующее положение, и угнетенным, старающимся радикально изменить существующий строй. Социальные изменения рассматривались как продукт этой борьбы. Аналогичные идеи лежат в основе конфликтологической модели Р. Дарендорфа. Понятие конфликта становится более продуктивным в объяснительном плане, если его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперничающих групп, и их конкуренция стимулирует внедрение и распространение инноваций. Так, лидеры развивающихся стран стремятся к заимствованию достижений западной науки и технологии, понимая, что только так достигнут экономической независимости, но политически они настроены против Запада. Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и усложнение соревнующихся организаций. Еще К. Маркс показал, что капитализму присуща тенденция к образованию монополий, практически неуязвимых для конкуренции. Наконец, понятие конкуренции используется в теориях, объясняющих социальные изменения действиями индивидов, которые преследуют собствен-ные интересы; при этом, как показано, с помощью теории игр и других математических методов, в определенных условиях конкуренция побуждает индивидов к сотрудничеству в преследовании своих целей.

В структурном функционализме в качестве механизмов социальных изменений рассматриваются напряжение и адаптация, а изменение понимается как ответная приспособительная реакция Ha возникшее в системе напряжение. Когда происходит изменение какого-либо элемента системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальными. Оно разрешается с помощью самопроизвольного адаптивного изменения других частей системы. Например, американский социолог У. Отборн показал, что ускоренное развитие технологий вызывает несоответствие между технологическим уровнем общества и его социокультурными составляющими, которые развиваются более медленно.

Социальные изменения могут быть в какой-то степени и результатом целенаправленного и долговременного социального планирования, возможности которого в современных обществах возрастают. Однако в большинстве случаев запланированные цели He достигаются и даже если планирование оказывается удачным, оно всегда влечет за собой незапланированные последствия. Чем дольше срок, на который осуществляется планирование, тем труднее достигнуть цели и избежать непредвиденных последствий. Особенно наглядно это показывает опыт коммунистических обществ.

Планирование предполагает институционализацию изменений, но институционализация He предполагает планирования. В современных обществах институционализировано множество незапланированных изменений. Чаще всего это бывает в области науки и технологии: та или иная инновация институционализируется, вызывая социальные изменения, которые вовсе не планировались или только отчасти предполагались.

Механизмы социальных изменений вовсе не исключают друг друга. Напротив, некоторые из них явно взаимосвязаны. К примеру, инновации стимулируются конкуренцией, в одной объяснительной модели социальных изменений может сочетаться несколько механизмов.

Социальная структура и социальное изменение - центральные теоретические понятия социологии, относящиеся к базисным взаимодополняющим характеристикам социальной жизни в целом. С одной стороны, социальной жизни присущи повторяемость, постоянство и непрерывность, с другой - динамичность и изменчивость. Оба понятия взаимосвязаны. Социальная структура не может изучаться без учета реально происходящих или потенциальных изменений, а социальное изменение как более или менее регулярный процесс немыслимо без понятия структуры. Разделение данных понятий приводит к заблуждениям. Но это He означает, что в различных теориях He может смещаться акцент - то на постоянство структуры, то на динамизм изменений. В последние десятилетия он заметно сместился в сторону изменений. В фокусе внимания социологов разных направлений оказались изменения на различных уровнях - социальная динамика текущей жизни, краткосрочные трансформации, долгосрочные изменения общества в целом.

Современная социология отличается тенденцией к признанию множественности типов социальных изменений. Одни изменения эндогенны, т.е. определяются причинами, находящимися внутри самой социальной системы; другие экзогенны - вызваны внешними причинами; есть и такие, которые относятся к смешанному типу. Одни изменения носят линейный характер, другие - криволинейный или циклический. Иначе говоря, изменения так многообразны, что даже выражение «теория социальных изменений» может рассматриваться как устаревшее и вытесненное самим развитием социологии. Говорить о социальном изменении, тем более о теории социальных изменений, означает верить либо в то, что можно найти первопричину изменений, либо считать, что вполне достаточно определить форму изменения, назвав его циклическим, линейным, эволюционным. По-видимому, единственной методологией изучения социальных изменений теперь является анализ конкретных привязанных к месту и дате процессов. Все остальные виды подходов в той или иной степени страдают идеологизмом, препятствующим научной объективности.

ЗАДАЧИ

1. Как соотносятся между собой понятия «социальное изменение», «социальный прогресс», «социальное развитие»? В чем их семантическое (смысловое) отличие друг от друга?

2. В чем типологическое отличие мифологических и религиозных представлений о социальных изменениях от научных? Проанализируйте идею Гесиода о социальной деградации от «золотого века» к « железному», мысль Экклезиаста о том, что «нет ничего нового под солнцем», слова апостола Павла: «Не все мы умрем, по все изменимся». В чем различия в содержании приведенных представлений? Что между ними общего?

3. Охарактеризуйте эволюционизм как концепцию социальных изменений. В чем его ограниченность? Может ли общество изменяться no тем же законам, что и биологические BMW, и организм? Аргументируйте ответ.

4. Охарактеризуйте социальную революцию как тип социального изменения. Являются ли революции необходимостью социального развития? Можно ли представить себе развитие общества без них? Чем они обусловлены? Как вы понимаете высказывание К. Маркса: «Революции - это локомотивы истории»? Играют ли революции действительно позитивную роль в истории или это социальные катастрофы с обильными жертвами, которых надо по возможности избегать?

5. Как вы расцениваете концепции замкнутого циклического развития цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби), т.е. цивилизационный подход, согласно которому каждая цивилизация неизбежно переживает свой уникальный цикл развития с фазами рождения, развития, расцвета и упадка? Сопоставьте его с подходом, согласно которому все общества проходят в своем развитии одни и те же фазы (К. Маркс, Г. Спенсер). Какое понимание представляется вам

более правильным? Почему? Должна ли Россия пройти тот же путь развития, что и общества западной индустриальной цивилизации, или у нее свой путь.

6. Охарактеризуйте основные факторы социальных изменений.

7. Что такое модернизация как социальный процесс? Как вы думаете, совпадает ли понятие социального прогресса с понятием технико-технологического и научного прогресса? Действительно  ли технократическое об щество представляет собой высшую фазу социального развития? Что такое «общество риска»?

8. Какие экологические проблемы возникли и возникают в связи с модернизацией и индустриализацией общества? Как должно измениться общество, чтобы эти проблемы получили возможность решения?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71191. Создание трехмерной модели в программе SolidWorks 531.5 KB
  Цель: Изучить основные приемы создания трехмерных моделей в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику создания трехмерных моделей. Уметь: Создать трехмерные модели различными методами.
71192. Построение твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks 1.63 MB
  Цель: Изучить основные приемы построения твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику построение твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks.
71193. Формирование чертежа в пакете программ SolidWorks 319 KB
  Цель: Изучить основные правила создания чертежей в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Правила создания чертежей в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать чертеж в пакете программ SolidWorks.
71194. Создание деталей из листового материала в пакете программ Solid-Works 597 KB
  Цель: Изучить основные процедуры создания деталей из листового материала в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Процедуры создания деталей из листового материала в пакете программ SolidWorks.
71195. Создание сборок в пакете программ SolidWorks 303 KB
  Цель: Изучить основные процедуры создания сборок в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Процедуры создания сборок в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать сборку в пакете программ SolidWorks.
71196. Работа с литейными формами в пакете программ SolidWorks 326 KB
  Цель: Изучить основные приемы работы с литейными формами в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Основные приемы работы с литейными формами в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать литейную форму в пакете программ SolidWorks.
71197. Создание поверхностей и деталей на их основе в пакете программ SolidWorks 746 KB
  Цель: Изучить основные методы создания поверхностей и деталей на их основе в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Основные методы создания поверхностей и деталей на их основе в пакете программ SolidWorks.
71198. Прочностные расчеты деталей в приложениях COSMOSXpress и COSMOSWorks 411.5 KB
  Цель: Изучить основные методы выполнения прочностных расчетов деталей в приложениях COSMOSXpress и COSMOSWorks. После занятия студент должен: Знать: Основные методы выполнения прочностных расчетов деталей в приложениях COSMOSXpress и COSMOSWorks.
71199. Создание различных конфигураций деталей в пакете программ SolidWorks 639 KB
  Уметь: Создавать различные конфигурации деталей в пакете программ SolidWorks. 482491 рассмотреть суть таких вопросов: 1 создание конфигурации вручную; 2 создание конфигурации с помощью таблиц параметров; 3 основные сведения о конфигурациях; б занести в отчет такие данные...