67340

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Жизнь людей в обществе всегда порождала социальные движения но в XIX ХХ вв. Все социальные движения хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами имеют единый механизм перегруппируя и мобилизуя индивидов с целью сориентировать их на изменение существующих социальных...

Русский

2014-09-07

66.5 KB

2 чел.

Лекция 26

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Социальные движения - это отчетливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные на реорганизацию общества или какой-либо из его частных структур. Жизнь людей в обществе всегда порождала социальные движения, но в XIX - ХХ вв. это явление стало поистине массовым, повсеместным и крупномасштабным, вследствие чего уже в середине XIX в. ученые заинтересовались причинами возникновения таких движений, условиями их массового распространения и социальными последствиями.

Все социальные движения хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами, имеют единый механизм, перегруппируя и мобилизуя индивидов с целью сориентировать их на изменение существующих социальных институтов, структур и поведенческих норм.

Для более конкретного представления о социальных движениях необходима их классификация. Французский социолог А. Турен предложил двухуровневую классификацию движений, включающую в себя уровень типов и уровень условий возникновения. Например, крупнейшее в истории Франции крестьянское восстание Жакерия (1358) принадлежит к типу «летучих» движений протеста, так же как и голодные бунты, периодически сотрясающие большие города третьего мира.

Н. Смелзер предлагает классифицировать социальные движения по преследуемым целям. Нормоориентированные движения руководствуются утилитарными целями: они направлены на улучшение условий труда и повышение оплаты труда. Ценностно ориентированные движения, напротив, мотивируются более идеальным. Для них характерны развитые идеологии, содержащие обоснование их целей и методов, наличие перспективных программ их возглавляют харизматические лидеры.

Революционные движения направлены на полную отмену существующей системы ценностей. Реформаторские движения стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие ее более эффективному функционированию. К реформаторским относятся аболиционистские (за отмену какого-либо закона), экологические (движения за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

Некоторые социальные движения - движения сопротивления - имеют целью блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Например, движение негров южных штатов США за свои гражданские права вызвало ответ белого населения - организацию советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана.

Социальные движения экспрессивного типа отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даются обещания будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников, появившаяся в России в начале ХХ в. Хотя подобные движения в основном возникают в народной среде, религиозные секты He стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит He в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего всё более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие мессии «не за горами» и единственное спасение человека состоит в обращении в истинную веру и в духовном перерождении.

Социальные движения можно классифицировать также на секулярные, или светские, и религиозные. К секулярным относятся те движения, идеологическое обоснование которых He содержит собственно религиозных идей, и даже такие, которые отличаются программной антирелигиозностью и атеизмом. Например, Октябрьская революция 1917 г. в России была типично секулнрной и атеистической, сопряженной с антицерковными мерами и идейной борьбой против любой религии.

Некоторые движения используют в качестве лозунгов и программ образы и представления, почерпнутые из религиозной традиции, а иногда их лидеры пытаются создать собственную новую религию или культ, который, по их мнению, соответствует их политическим идеалам. Так, во время Французской революции 1789 г. якобинцы в период своей диктатуры пытались навязать народным массам «религию разума» с соотвтствующими праздниками и псевдобогослужениями.

От таких движений следует отличать чисто религиозные no своей природе и целям движения, направленные либо на « очищение» традиционных религиозных институтов, либо на формирование новых, более адекватных эпохе. Таким социальным движением, например, была в XVI в. борьба зародившегося протестантизма против господства католической церкви, устаревших религиозных институтов, не отвечавших требованиям обновленной социальной реальности. Подобные движения основываются на новой религиозной парадигме, новом понимании сакральных значений, деятельности харизматических лидеров и пророков.

Э. Гидденс предложил следующую типологию социальных движений:

* демократические движения, направленные на сохранение или защиту политических прав;

* рабочие (профсоюзные) движения, ставящие

троль за рабочими местами, охрану экономических и трудовых контрудовых прав работников, отстаивание более справедливого распределения экономической власти;

* экологические движения, направленные на ограничение промышленного загрязнения природной среды и истребления живых существ;

* движения за мир, направленные на отказ от производства и испытания средств массового уничтожения, от силовых методов решения межнациональных конфликтов.

В эту типологию нe вошли набравшие в последние десятилетия силу женские движения в защиту прав женщин и детей, движения сексуальных меньшинств за легализацию и связанные с ней права, консервативные и фундаменталистские движения.

История любого движения начинается с фазы мобилизации. Понятие мобилизации может пониматься по меньшей мере в двух смыслах. Например, К. Дойч определяет мобилизацию как состояние данного общества, создаваемое пересечением географичес-кой и профессиональной мобильности. Кроме того, мобилизация как состояние общества характеризуется более быстрой идейной коммуникацией, более частыми и многочисленными контактами, даже между людьми, накодящимися на удаленных друг от друга ступенях социальной иерархии. Общество в фазе мобилизации характеризуется ростом индивидуализации и активности.

Мобилизация - это необходимое, но не достаточное условие возникновения социального движения. Нужно еще, чтобы индивиды, заинтересованные в его возникновении, выработали организационный потенциал и установили стратегические цели движения.

Начальную фазу движения можно назвать броуновской, поскольку ей свойственны децентрализованные и неупорядоченныеинициативы. А. Гиршман называет эту фазу периодом децентрализованного насилия. Зачастую эта фаза не завершается формированием социального движения с определенными стратегическими целями и лидерами.

Сформировавшееся движение организовано вокруг четко поставленных целей; управляемо, каким бы ни был тип его лидерства; обладает определенными материальными и символическими ресурсами. К числу последних относится харизма его лидера. Например, успех движения гандистов в Индии был обусловлен He идеями гандизма, которые содержат только традиционные для Индии абсолютные требования ненасилия, любви ко всему живому и ко всем людям, а личной харизмой самого М. Ганди, которая как бы превосходила, воплощала в себе и обогащала традицию, поэтому его учение нашло сторонников далеко за пределами Индии.

Социальное движение типа гандизма - это религиозное движение и более всего похоже на профетическое движение (сложившееся вокруг личности пророка). Тем He менее оно имело социальные и политические последствия - способствовало более полной национальной идентификации индусов, ломке кастовой системы.

Понятие «социальное движение» является настолько широким, что включает в себя и движения ненасилия типа гандизма, террористические движения типа русского большевизма, превратившего насилие в свой первостепенный принцип. Однако междy этими движениями, которые, согласно классификации Н. Смелзера, являются ценностно ориентированными, есть нечто общее - в их основе лежит субъективное убеждение.

Все ценностно ориентированные движения можно назвать харизматическими. Именно харизмой объясняется экстраординарный эффект, который лидеры таких движений оказывают нааудиторию. Источник харизматической власти - в субъективной убежденности ее носителя. Так, Ганди He сомневался в своей миссии; участники антиядерного движения убеждены в том, что атомная энергия - это абсолютное зло, а воинствующие феминистки - в том, что право на прерывание беременности является неотъемлемым священным правом каждой женщины.

Религиозное измерение социальных движений связано с теми составляющими харизматической уверенности, которые могут деградировать в фанатизм. Такие элементы характерны для «секулярных религий» первой половины ХХ в. - нацизма и большевизма. В наши дни они заметны в экологическом движении и феминизме.

Многие из ценностно ориентированных движений имеют утопический характер. Таковы и социалистические, и националистические движения. Они нацелены на завоевание неких «прав», идея которых почерпнута ими из религиозного опыта и может расцениваться как «сотериологическая». Но мобилизация инструментальных и символических ресурсов, необходимых для реализации этих прав, также требует координации и политической организации.

Современные теории социальных движений можно приблизительно сгруппировать в две большие категории. К л а с с и ч е с - к и е теории возникли в 1920-1970 гг. Их характеризует общая направленность на поиск социально-псикологических детерминант участия индивидов в социальных движениях. Это объясняется тем, что все классические теории возникли в порядке реакции на концепции XIX в., объяснявшие причины социальных движений рационализацией или изменениями в способе производства.

Классические микросоциологические теории такого типа основаны на поведенческом подходе и направлены на объяснение феноменов коллективного поведения - массовой паники, стихийных действий толпы, сектантских движений и т.д. Они рассматривают социальные движения как форму коллективного поведения, а последнее - как особый тип поведения, отличный от «нормального». Коллективное поведение характеризуется спонтанностью, неорганизованностью и невозможностью реализации по институционализованным каналам. Некоторые авторы рассматривают коллективное поведение как результат экстремальных эмоциональных состояний, вызывающих у людей снижение способности мыслить критически и рост «внушаемости», а другие - как реакцию адаптации на неопределенные ситуации.

Вторая группа классических теорий связывает участие в социальных движениях с широкомасштабными структурными изменениями, происходящими в современных обществах. Например, теории массового общества исследуют влияние быстрой модернизации и сопровождающих ее изменений социальной организации и норм на формирование аномной городской среды, в которой индивид испытывает раздражение, фрустрацию и социальную дезориентацию. Под действием таких условий индивид становится более подверженным участию в социальных движениях, рассматриваемых как иррациональный экстремистский ответ на изменения социальной среды.

Теории относительной депривации показывают негативное влияние стремительных социальных изменений на индивидов.

Множество факторов, например, нарастающие социально-экономические изменения, урбанизация, политическая модернизация, влияние средств массовой информации, рассматривается как объ-яснения изменений, происходящих в социальных ожиданиях индивидов. Растущие ожидания могут приводить индивидов к убеждению, что они депривированы, т.е. обделены социальными благами по сравнению с другими группами населения. Это в свою очередь может вызвать чувства гнева и фрустрации, которые могут найти выход в социальных движениях. Представленные теории в конечном итоге рассматривают участие в движениях как эмоциональную и зачастую иррациональную реакцию на некоторые типы социальных явлений, они концентрируют внимание на фазе возникновения коллективного поведения и He позволяют выявить, каковы организационная база движений и их потенциальные связи с более широкими политическими движениями.

Ряд подходов аналогичного типа, сложившихся относительно недавно, образуют как бы методологический мостик между ранними концепциями коллективного поведения и более современными структурными моделями. Например, сторонники теории статусной политики рассматривают социальные движения правого направления как попытки определенных групп сохранить свой статус и привилегии в борьбе с реальными и воображаемыми угрозами.

В целом классические теории социальных движений часто подвергались критике за идею, что всякое участие в движениях может рассматриваться как иррациональное поведение. П о с тк л а с с и ч е с к и е теории фокусируют свое внимание на коллективном действии, оформленном в организованное движение, имеющее рационально обоснованные цели и стратегии.

К таким теориям относится популярная в 1970-е гг. теория мобилизации ресурсов. Ее появление означало смещение ракурса рассмотрения проблемы с уровня психологии индивида на уровень социальных структур. Сторонники этой теории, пытаясь преодолеть ограниченность теорий коллективного поведения, утверждают, что социальные движения как бы продолжают институционализованное политическое поведение. Фокусом исследования становится организация социального движения и попытки лидеров мобилизовать все возможные виды ресурсов - от людских до информационных и финансовых. Лидеры движений рассматриваются как лица, целенаправленно и рационально планирующие действия своих сторонников, выстраивая определенную стратегию. Базисными понятиями, на которых строятся такие теории, являются доступность ресурсов, эффективность организационных структур движения и т.д.

В 1970-е гг. многие социологи обратились к исследованию так называемых новых социальных движений - феминистского движения, движения за мир, экологического, движения сексуальных меньшинств. Особенностью теории новых социальных движений стало изучение социальных движений в контексте более широких теорий социальных изменений. Представители этого направления утверждали, что рост новых движений свидетельствует об общей неудовлетворенности населения социальными и политическими институтами развитого капиталистического общества. В отличие от рабочих движений, организовывавшихся по классовому принципу, новые движения опирались на разные ценности, использо-вали различные организационные структуры и разную тактику, стремясь добиться социальных изменений.

Центром, вокруг которого разворачивались новые движения, было превращение индустриального общества в постиндустриальное. Поколение, родившееся и выросшее после Второй мировой войны, было менее озабочено материальными проблемами и больше интересовалось качеством жизни - чистотой окружающей среды, индивидуальной свободой, возможностями самовыражения. Число таких людей все увеличивалось и соответственно возросла их доля в составе политических элит, их мнение стало определять политику.

Возникновение новых социальных движений объяснялось также массовой реакцией на процессы модернизации. Постоянное вторжение США в экономику европейских стран привело к «колонизации жизненного мира» (Ю. Хабермас). Участники новых социальных движений протестовали против этого, пониман, что сам по себе процесс вестернизации неконтролируем.

Социальной базой таких движений стал «новый средний класс» высокообразоианных профессионалов. Участники движений подбирались He no принципу классового происхождения, а скорее на основе расовой и национальной принадлежности, пола и сексуааьной ориентации. Некоторые исследователи даже утверждали, что новые движения следует скорее причислять не к политическим, а к культурным явлениям, поскольку они реализуют свои цели не через политические организации, а через «глубинные сети», которые не видны обычному наблюдателю. Такие «сети» - это контексты постоянного конструирования новых смыслов.

Теория новых социальных движений представляет собой важное дополнение к пониманию социальных движений в целом. Однако она фокусируется на фазе зарождения, и ей не удается проследить внутреннюю жизнь социального движения как организационной структуры.

В последние десятилетия возник ряд новых социальных движений, наиболее значимым из которое является движение в защиту человеческих прав инфицированных СПИДом. Большую часть участников движения составляют сами инфицированные и их близкие родственники. Движение включает в себя ряд организаций, в том числе и экстремистских по тактике, пользуется такими методами борьбы, как уличные шествия, «уличный театр» и т.д.

Социологическое изучение социальных движений в последний период по-прежнему фокусируется на поиске структурных детерминант коллективного действия, но оно стало более дифференцированным, больше обращает внимание на нюансы процесса мобилизации ресурсов и привлечения участников. Например, изучая микромобилизационные контексты, социологи создали более сложный и разноплановый социальный портрет индивидов, участвующих в движениях. Новейшие исследования движений за права сексуальных меньшинств показали, что движение сохраняет свою структуру, выстраивая прочные культурные границы, отделяющие его участников от остального общества, развивает у участников движения оппозиционное сознание, вырабатывает у них повышенную оценку качеств, отличающих их от гетеросексуальной «нормы». В ходе недавно прошедшего XV Всемирного социологического конгресса отмечалось, что характерной чертой современности является доминирование социальных движений за права личности. «Такие движения потрясли многие страны в 1960-х гг., - зародились движения в защиту субъекта как такового. В них субъект уже больше не заслонен философскими или историческими идеями, понятиями государства или реалистического мировоззрения. Аналитическое единство классической социологии имело своим источником единство общества как социальной системы. Подобное единство сейчас исчезает, однако оно заменяется единством субъекта, персонального либо коллективного, с его обращенностью на самосозидание, а не на какие бы то ни было внешние или трансцендентные принципы порядка »1.

1 Волков Ю.1., Култыгин В.П. XV Мировой социологический котресс: вызовы и ответы. Ростов н/Д, 2002.

ЗАДАЧИ

1. Дайте определение социального движения. В чем различие революционных и реформистских движений?

2. Какие социальные и психологические причины, no вашему мнению, вызывают к жизни новые социальные движения? Охарактеризуйте понятие социальной депривации. Что должно произойти с индивидом, чтобы у Hero возникло ощущение депривации?

3. В первые десятилетия ХХ в. были очень популярными и массовыми революционны е и национально-освободительны е движения. Позднее значительная часть населения некоторых европейских стран, особенно молодежь, потянулась к фашизму. В середине 1960-х гг. возникло и завоевало популярность движение хиппи. В современном мире существует широкий спектр новых социальных движений: экологические, феминистские, движения за равноправие сексуальных меньшинств, за ограничение вооружений, против абортов, в поддержку жертв СПИДа и т.д. Отражает ли рост и спад популярности тех или иных социальных и политических движений какие-либо объективные процессы в обществе, или это просто дань моде, или социальные движения развиваются и сменяют друг друга по каким-то собственным законам? Аргументируйте ответ. Подумайте, какие социальные условия вызвали к жизни перечисленные движения.

4. Личности какого типа наиболее часто участвуют в социальных движениях? Какие психологические качества для этого нужны?

5. Охарактеризуйте известные вам религиозные движения. Какие изменения в этой сфере произошли в нашей стране после отмены политики принудительного атеизма? Это позитивные или негативные изменения?

6. Чем, no вашему мнению, можно объяснить популярность тоталитарных сект в

настоящее время?

7. Какие цели преследуют современные экологические движения? Почему они набрали силу именно сейчас? Есть ли, по-вашему, в их программе негативные моменты и в чем они заключаются?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70859. Этика отношений преподавателя и студента 98.5 KB
  Этические кодексы поведения запрещает преподавателю узурпировать свою власть над студентом особенно в форме эксплуатации или насилия в различных видах: сексуальном расовом религиозном интеллектуальном принуждать студентов делать то что не является предметом изучения его дисциплины.
70860. Обучение студентов и школьников навыкам изучения правовых наук 104.5 KB
  Творческие работы как элемент мотивации студентов к изучению правовых наук. Обучение студентов и школьников работе с текстом книгой Учебный текст как модель представления научных знаний это обобщенное содержание учебного процесса. Студентов следует учить как работать с текстом.
70861. Основные требования к преподавателю общественных дисциплин 89 KB
  Педагоги используют различные способы мотивирования студентов к учебе. Первый использует собственный авторитет свою личность для того чтобы привлечь студентов а затем пытается перенести интерес студентов от себя к предмету.
70862. Дискуссия как эффективный метод проведения семинарского занятия по правоведческим наукам 120 KB
  Дискуссии и диалоги их преимущества и недостатки. Роль преподавателя в проведении дискуссии. Приемы и методы проведения дискуссии. Дискуссии и диалоги их преимущества и недостатки.
70863. Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин 57 KB
  По содержанию гуманитарное образование можно определить как учебно-воспитательный процесс преподавания и усвоения широкого круга гуманитарных дисциплин исторических философских политологических социологических экономических культурологических филологических...
70864. Использование семинаров и школьных уроков в преподавании правовых дисциплин 116.5 KB
  Помогает расширить закрепить и обогатить знания студентов по отдельным темам курса активизировать работу студентов привить им вкус к публичным выступлениям. Иные авторы подчеркивают что неформальная структура семинара дает возможность большему числу...
70865. Методика организации коллективно-творческого дела 18.83 KB
  Хотелось бы сразу отметить что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ в условиях которых коллектив как правило не успевает вызреть до реального использования данной методики поэтому в ДОЛ используются как правило хоть широко...
70867. МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ 38.24 KB
  Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей в поиске новых сфер деятельности для коллектива. Лидер-умелец это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива например в походе самый опытный турист.