67341

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Существует достаточно много теоретических интерпретаций процесса глобализации. Чешков понятие глобализации относится к совокупности глобальных процессов взаимопроникновения самых разных элементов мирового сообщества. Тем He менее считает Шимаи многие результаты глобализации...

Русский

2014-09-07

77.5 KB

0 чел.

Лекция 27

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

В 1990-х гг. в научный оборот вошло понятие «глобализация» и его стали использовать не только ученые, но и все от политиков и средств массовой информации до обывателей. Это слово заключает в себе целую парадигму, отражая понимание происходя-щих в мире процессов, эпохальных изменений, подсознательно увязываемых с концом века и тысячелетия. Понятие глобализации - это краткое обозначение совокупности сложных процессов, суть которых в том, что они как бы «сжимают» мир во времени и пространстве и делают условными и проницаемыми все существующие территориальные границы.

Глобализация - это истоpический nроцесс пpевращения мира б единую систему, обладающую едиными хаpактеристиками. Исторически такую систему порождает действие факторов глобали

зации:

* электронных средств коммуникации, способных «сжимать» до минимума разделяющие людей время и пространство;

* технологических изменений, позволяющих распространять по всему миру производимую продукцию;

* формирования глобальных идеологий, например экологического или правозащитного движений.

Существует достаточно много теоретических интерпретаций процесса глобализации. К примеру, И. Валлерстайн предлагает «мир-системную модель» объяснения, согласно которой глобализация представлиет собой прежде всего экономическое явление, основанное на мировом разделении труда. В соответствии со сложившейся системой разделения труда в мире обрисовались четкие структурные деления на экономическое ядро, полупериферию и периферию. Все это в совокупности образует единую систему мировой капиталистической экономики. По мысли Валлерстайна, наличие в этой системе неразрешимых противоречий приведет к ее трансформации в мировой социализм.

Согласно Э. Гидденсу, глобализация неразрывно связана с модернизацией и имеет две стороны - экономическую (процессы экономической систематизации межгосударственных связей) и культурную (формирование глобальной культуры сознания).

Как утверждает М.А. Чешков, понятие глобализации относится к совокупности глобальных процессов взаимопроникновения самых разных элементов мирового сообщества. По мнению венгерского ученого М. Шимаи, главным следствием этого процесса наряду с усилением взаимозависимости государств стала пространственная и институциональная интеграция рынков. Интернационализация выступает стимулом дальнейшего экономического прогресса и представляет собой позитивное явление в той мере, в которой способствует расширению международного обмена материальными и интеллектуальными ценностями и в целом социальных контактов. Тем He менее, считает Шимаи, многие результаты глобализации благоприятны лишь для определенных групп стран, поскольку она сопряжена с процессом транснационализации, в ходе которой определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны попадает в зависимость от решений международных центров. В качестве ведущих сил здесь выступают транснациональные корпорации, которые сами являются одновременно и результатом, и главными действующими лицами интернационализации.

Реально результаты процесса глобализации можно видеть в том, что границы становятся все более прозрачными для экономической, культурной и даже политической деятельности. Транслокальные и транснациональные сети - промышленные корпорации, Интернет, обмен студентами и профессиональными кадрами, сфера услуг, организации «зеленых» и движение в защиту прав человека - способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы. В силу действия всех этих факторов поколебалось традиционное для ХХ в. восприятие мира разделенным Ha пространственные, территориальные и идеологические блоки. Глобализация влечет за собой формирование новой геополитики и нового видения мира, все более приобретающего образ единого целого, состоящего из потоков и сетей'.

Как было подчеркнуто Ha XV Всемирном социологическом конгрессе, глобализация - это He просто продолжение процесса интернационализации, это качественно иной процесс, несводи

См.: Appadurai А. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996; Castels М. The Rise of the Network Society. Oxford, 1996.

мый к новой фазе долгосрочного цикла открытий и закрытий свободного рынка и протекционистской политики в мировой экономике. Главное различие состоит в комбинированном эффекте быстрого роста коммуникационных и информационных технологий (компьютеров, телекоммуникаций и телевидения) и возрастающей власти транснациональных экономических и финансовых акторов. Все больше видов деятельности - He просто производство и распределение товаров и услуг, но расширение материальных и символических коммуникаций - организуется Ha мировом уровне. Жизни индивидов и судьбы общин во все большей степени зависят от того, что происходит в отдаленных местах.

Конечно, в повседневной реальности границы, структуры и регулярности все еще очевидны. Глобальное общество пока существует только в форме транснациональных корпораций, транснациональных обществ и структур. Его He следует представлять как нечто совершенно однородное, хотя глобализация и порождает некое «сущностное единство» во внешнем облике глобальной социально-политической жизни'. Отношения между локализованными акторами и глобализирующими силами, живыми локальностями и виртуальными общностями редко бывают таковы, чтобы глобализирующее давление абсолютно превалировало. Обычно мы наблюдаем глобальную систему, имеющую множество обликов. Первый из таких обликов - это облик мира как единой системы потребления, мира, закусывающего в кафе «Макдоналдс» и смотрящего MTV'. Второй - это мир, в котором отношения между локальным и глобальным структурированы в виде «привычных значений»3, связанных с повседневным образом жизни локализованных индивидов. Ha уровне «привычных значений» мы воспринимаем глобальный мир как пересечение локальных возможностей с глобальными. Третий - это мир, населенный культурными гибридами, мир, в котором индивид в значительной мере утрачивает возможность культурной, религиозной и национальной идентификации. Б. Аксфорд, например, утверждает, что такая гибридизация порождает «шизоидную культуру »4.

1 См.: McGrew А. Conceptualising Global Politics // Global Politics / A. G. McGrew, Р. Lewis (eds). Cambridge, 1992.

г См.: Barber В. Jihad vs McWorld. N.Y., 1996.

з Bauman Z. Intimations of Postmodernity. L., 1992.

4 Axford В. The Global System: Economics, Politics and Culture. Cambridge, 1995.

Глобальное сознание может побуждать акторов какие-то аспекты глобализации принимать, а против каких-то протестовать. Сопротивление глобализации в форме неприятия прохладительных напитков, технологии мультимедиа или просто секулярной культуры чаще всего имеет антиамериканскую или антизападную направленность. Другие акторы сопротивляются глобализации, потому что воспринимают ее как часть «бесконечного накопления капитала»1. Но неприятие глобализации может быть обусловлено и чувством, что гибридная культура вытесняет или дискредитирует традиционные верования и нравственность.

Таким образом, единого понимания феномена <<глобального» He существует. В процессе глобализации проявляются противоположные тенденции: с одной стороны, к возрастанию взаимосвязей в глобальном масштабе, а с другой - к дальнейшей фрагментации. Глобализация устанавливает разнообразные типы связей, создавая, по словам У. Ханнерца, «глобальную ойкумену», совершенно лишенную границ2. Системность или единство этого глобального образования представляет собой результат взаимодействия локальных субъектов с глобальными структурами.

От глобализации невозможно укрыться. Глобальные процессы приобретают все большее влияние на локальные, и, несмотря на очевидное сопротивление, даже наиболее почвеннические режимы вынуждены в той или иной степени идентифицироваться с глобальной системой.

Динамику глобализации можно изучать только при условии, что будут исключены условные различия между микросоциологическим и макросоциологическим уровнями анализа и ни одна из форм человеческой деятельности He будет рассматриваться как приоритетная по отношению к другим. Однако на практике гораздо чаще встречается одномерный подход к феномену глобализации. К примеру, многие экономисты и теоретики менеджмента рассматривают глобализацию как плод современной идеологии и практики неолиберализма. Такая позиция не учитывает наличие культурных и технологических измерений глобализации, а связанные с ней политические проблемы считаются вторичными. В таком случае глобализация сводится к относительно простому процессу формирования единой мировой торговой и финансовой системы, который, как показывает А. Амин, проявляется в образовании коалиций между богатыми государствами, мультинациональных корпораций и международных регулятивных институтов1. Но такой подход упускает из виду связанные с глобализацией культурные процессы. Но культура - это сфера, изучение которой в аспекте глобализации может оказаться необычайно плодотворным. Ведь именно культура влияет на социальную идентификацию индивидов и снабжает их значениями. Проблема здесь в том, что, как показывают исследования социальных антропологов последних лет (А. Аппадюре, М. фридман, У. Ханнерц) и ряда социологов (Р. Робертсон, 3. Бауман, М. Физерстоун), культура часто отчуждается и рассматривается как своего рода социальный цемент или как система идеологического обес-печения экономических интересов господствующих слоев. При таком подходе не учитывается, что культура - это продукт реального повседневного взаимодействия индивидов, что она не столько внедряется в них извне, сколько конструируется и творится ими самими одновременно в изменяющемся и в неизменном контексте. Пользователи Интернета сознательно и целенаправленно создают глобальное культурное пространство, так же как участники глобальных социальных движений, распространяющие глобально санкционированные модели поведения. Наконец, как верно подметил Ханнерц, сам по себе сознательный воинетвующий антиглобализм составляет всего лишь часть диалектики процесса глобализации.

Глобализация вносит изменения не только в социальную организацию, но и в сознание мира. Если ее рассматривать в этом ключе, глобализация вовсе не принадлежность текущего исторического момента. Дж. Арриджи считает глобализацию одним из звеньев процесса эволюционного изменения мировой капиталистической системы. Однако такое понимание явно недостаточно, ибо сводит все богатство и сложность мировой истории к одному системному образованию - капитализму.

Более широкое в историческом смысле понимание глобализации демонстрируют некоторые российские авторы. Так, Г.Г. Дилигенский утверждает: «Глобализация - это в принципе явление абсолютно He новое. Оно в разных формах существовало, развивалось на разных этапах человеческой истории»'-. С этой точки

1 Wallerstein 7. The Rise and Future demise of World-Systems Analysis. N.Y., 1997.

г См.: Hannerz ц. Transnational Connections. L., 1996.

См.: Amin А. Tracing Globalization // Theory, Culture, and Society. 1997.

Vol. 14, Ns 2. Р. 123-137.

2 Актуальные вопросы глобализации // Мировая экономика и межlународ-ные отношения. 1999. No 4, 5.

зрения. вся человеческая история представляет собой постепенный процесс все большей глобализации.

По мнению Э.А. Азроянца, глобализация составляет цель исторического процесса как такового. Динамика его определяется противоборством тенденций интеграции и дезинтеграции. Современный этап процесса глобализации может быть охарактеризован как этап интернационализации1.

Представление, согласно которому единственное отличие глобализации конца ХХ в. состоит в ее масштабности и объеме, глубоко ошибочно. Ha самом деле главное отличие в том, что в конце ХХ в. глобализация приняла нетерриториальный характер. Если в XIX в. глобальное развитие капитализма проявлялось прежде всего в его распространении вширь в территориальном смысле, в развитии колониальной системы, вывозе сырья и капиталов, то в настоящее время глобализация все больше теряет черты социального действия, приобретая информационный и культурный характер.

В последнее время границы между обществами, культурами и индивидами становятся все более неопределенными. Современные концепции пространственно-временных моделей идентификации, связывающие идентификацию индивидов с пространственно-временной организацией их жизни, уступают место постпространственным концепциям глобального порядка. В этом смысле глобализация представляет собой как бы достраивание нового мегапространства, включающего в себя интеллектуальные, информационные, коммуникативные ресурсы, над привычным нам социальным пространством каждой отдельной страны. Это обусловливает для каждого включенного в этот процесс государства: утрату им способности полного контроля над своим внутренним пространством, нарастание его проницаемости, формирование новых, надгосударственных элит и частичное ограничение власти старых. Даный процесс приводит к коренным изменениям «всей внутренней системы организации гражданского общества, социального взаимодействия и его правового обеспечения»2. Как пишет Б. Барбер, территориальный мировой порядок все более отживает свой век и его сменяет сетевая экономика производства и потребления.

Однако представление о «глобальном капитализме без границ», по мнению ряда современных авторов, - в значительной

г См.: Азроянц Э.А. Глобализация как научная проблема // Полигнозис. 2000. No 4. С. 106.

Сильвecтpoв С. Глобальная модернизация: последствия для человека и общества // Общество и экономика. 2000. No 5-6. С. 224.

мере миф. Например, П. Херст и Г. Томпсон считают, что идея глобализации - порождение неолиберализма, настаивающего Ha неизбежной эрозии государственного управления и необходимости глобального свободного рынка. Они утверждают, что наблюдающаяся глобализация - в действительности просто интенсификация международной торговли, в значительной мере ограниченной рамками «экономической триады» - Европы, Америки и части Юго-Восточной Азии. В подтверждение этому они ссылаются Ha активное участие национальных правительств в управлении транснациональными корпорациями; указывают Ha то, что подлинно глобальных корпораций очень мало и они разобщены между собой; наконец, утверждают, что в конце XIX - начале ХХ в. международная циркуляция потоков товаров, капиталовложений и миграции населения превышали нынешний уровень.

Но еще раз повторим: глобализация несводима к экономическим процессам и неолиберализму, к развитию международного рынка. Она невозможна без технологических инноваций, обладающих высоким социально-преобразующим эффектом, без образования глобальных связей на уровне менеджмента, превращающих земной шар в единое операциональное поле. Глобализация проявляется в первую очередь, считает М. Кастельс, в возрастании роли информационного труда в отличие от других видов труда. При этом глобальный экономический порядок проявляется в виде совершенно новых сил - технических инноваций нового поколения и экономической конкуренции, не признающей установленных границ, против которой выступает исторически сложившаяся архитектоника управления экономикой.

Наконец, сохраняющаяся сила суверенных государств, не побежденных глобализацией, - это в значительной мере миф. В о - п е р в ы к, по мнению Я. Петерса, современное национальное государство как стандарт организации само представляет собой форму глобализации. Хотя мир фрагментирован и разделен Ha суверенные территориальные единицы, они сами составляют часть единого сознательно выстроенного мирового порядка'.

В о - в т о р ы х, суверенные государства - это действующие лица мирового экономического процесса и хранители социетальных ценностей. Но их место в процессе глобализации неодинаково. Мощь одних государств только увеличивается благодаря гло

1 См.: Axford B. Globalization // Understanding Contemporary Society: Theories of the present. Р. 247.

бализации, в то время как для других она выступает как ослабляющий фактор. Например, некоторые государства Восточной Азии сумели привлечь и сохранить мобильный капитал. Основы явления, которое сейчас именуют «азиатский капитализм», кроются в государство-центричной модели глобальной финансовой экспансии. Такая модель позволяет противостоять разрушительному для государства глобализирующему воздействию извне, которое в других случаях вызывает разлад в национальной финансовой структуре. Распад Советского Союза показал, что даже мировые державы He могут устоять под натиском глобальной экономики, а молодые государства, большинство из которых совсем недавно были колониями, из-за ограниченных возможностей еще более уязвимы. Даже некоторые очень богатые страны капиталистического мира, например Германия и Япония, описываются рядом авторов как только наполовину суверенные1. Наконец, процесс размывания государственной власти снизу (региональными сепаратистскими силами) и сверку (глобальными и транснациональными институтами) преобразует саму архитектонику государственного управления.

Таким образом, не следует рассматривать глобализацию как миф, чтобы признавать сохраняющуюся силу государства. Реальность гораздо сложнее, и состоит она в том, что государства и государственная политика теперь сами вплетены в глобализованный контекст.

Негативной стороной феномена глобализации является отделение власти от ответственности. Сформировавшаяся глобальная элита, будучи надгосударственной, не несет той ответственности перед населением стран, которую традиционно в той или иной степени берет на себя любое государство. Это создает возможность безответственной эксплуатации огромного числа людей вне всяких обязательств перед ними. Глобальная элита может игнорировать возникающие экологические и социальные проблемы, не думать о судьбе социально незащищенных людей, которые живут где-то далеко, о еще не родившихся поколениях. Поэтому глобализация - явление глубоко противоречивое. Она не только соединяет людей, но и разъединяет их, не только обогащает, но и существенно обедняет. Отсутствие каких-либо границ для финансовых, торговых и информационных потоков оборачивается жесткой фиксацией места жизни и деятельности для многоч исленных групп населения. Многим людям это принесет социальную деградацию, утрату публичных пространств: удаленность мест их проживания от единых глобальных центров лишит их возможности самим участвовать в выработке социальных смыслов, в принятии решений. Они становятся пассивными реципиентами смыслов и значений, продуцируемых где-то далеко. Таким образом, речь идет о своего рода пространственной сегрегации, об установлении и прогрессирующем росте дистанции между глобальными элитами и населением стран: «Глобальная капиталистическая система поставила страны мира в неравные условия. Пропасть между богатыми и бедными расширяется. А система, не дающая никакой надежды и He поддерживающая проигравших, толкает их на совершение деструктивных поступков, продиктованных отчаянием, и потому рискует быть подорванной изнутри»'.

Глобализация, как ее ни оценивать, представляет собой факт современного существования. По словам С. Сильвестрова, «необратимый процесс, неотвратимая участь мирового развития, глобализация не может быть плохой или хорошей»2.

Понятие глобализации многопланово. Ценность его для со циальной науки в том, что оно фокусирует внимание на процессах, превращающих мир в единое целое - в глобальную систему.

Исследование глобализации составляет часть общего социальнонаучного признания того, что условные единицы и уровни анализа - индивидуальный, локальный, социетальный, национальный и международный - He являются отдельными сферами социальной практики и организации, а переплетаются между собой. В этом признании и заключается более глубокое понимание феномена глобализации.

ЗАДАЧИ

1. Дайте определение феномена глобализации. В чем состоят его конкретные социальные проявления? Охарактеризуйте их и попытайтесь дать им оценку.

2. Является ли, по вашему мнению, экономическая глобализация позитивным или негативным фактором развития более отсталых стран? Подтвердите свой ответ аргументами.

г См.: Cumings В. Japan and Northeast Asia into the 21st Centure // P.J. Katzenstein, Т. Shiraisi (eds). Network Power: Japan and Asia. Ithaca; N.Y., 1997.

г Сорос AX. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М., 2001. С. 20-21.

2 Сильвестров С. Указ. соч. С. 223.

3. В чем суть глобализации культуры? Каковы ее последствия для культурного

развития народов?

4. Что именно, по вашему мнению, вызывает протест у противников глобализации? Правы они или нет? He является ли такой протест проявлением консервативных взглядов? Проведите в группе дискуссию между сторонниками и противниками глобализации.

5. В чем состоит принципиальное отличие нынешней фазы процесса глобализации от его фазы эпохи территориальной капиталистической экспансии? Как вы понимаете положение об информационном характере современной фазы глобализации?

6. Как вы считаете, связан ли процесс глобализации с какой-либо идеологией? В чем проявляется эта связь?

7. Какое место в процессе глобализации, на ваш взгляд, занимает распад Советского Союза и блока социалистических стран? Аргументируйте ответ.

8. Какую роль сыграл технологический прогресс в формировании глобальной системы мирового хозяйства?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41357. Изучение зеркального гальванометра 208.5 KB
  Изучение зеркального гальванометра Изучение внутреннего сопротивления. r – внутреннее сопротивление гальванометра. Если при изменении положения ключа l показания гальванометра не меняются значит через отрезок B ток не течёт  потенциалы в точках А и В равны этого можно достичь меняя сопротивление R  R = r. Определение средней чувствительности гальванометра.
41358. Измерение сопротивления гальванометра 188 KB
  Цель работы: Определение внутреннего сопротивления гальванометра. Определение средней чувствительности и градуирование гальванометра. Измерение сопротивления гальванометра. =1ом ом ом 10000 500 10600 450 11200 400 11800 350 12600 300 I – сила тока в цепи гальванометра эдс источника питания 2В r сопротивление гальванометра.
41359. Исследование магнитооптического зеркального гальванометра 500.5 KB
  Лабораторная работа №138 Исследование магнитооптического зеркального гальванометра . Измерение сопротивления гальванометра. На схеме: При R=R получаем RG=R если при замыкании и размыкании ключа показания гальванометра не меняются. Определение средней чувствительности и градуировка гальванометра.
41361. Работа ионизационного манометра 266 KB
  Цель работы: Изучить работу ионизационного манометра зависимость ионного тока от изменения различных параметров ток накала напряжение на сетке между катодом и анодом. Таблица зависимости ионного тока от тока накала. мА 300В 50В 260В 50В 300В 33В 29 665 650 651 28 655 642 649 20 631 635 632 18 628 630 628 14 620 622 622 9 609 615 609 5 590 596 589 0 540 540 522 Таблица зависимости ионного тока от напряжения между катодом и анодом . 13 33В 12 50В 13 50В 75 30 5 70 30 65 29 45 28 60 28 ...
41362. Изучение работы форвакуумного насоса 99.5 KB
  Цель работы: определить предельный вакуум и скорость откачки ротационного насоса. Форвакуумная установка: где Б1 – баллон; Б2 – калибровочный баллон (Vк = 2,4 л.); К1 – К7 – краны; РМ – разница давлений (мм.масл.ст.). Для нахождения объема установки используем следующую формулу:
41363. Градуирование электроизмерительных приборов с помощью потенциометра собранного из двух магазинов сопроти 159 KB
  Градуирование электроизмерительных приборов с помощью потенциометра собранного из двух магазинов сопротивления Приборы приспособления: вольтметр магазины сопротивлений – нормальный элемент – реостаты ключи– гальванометр батарея вольтметр.
41364. Определение эдс в термопаре 200.5 KB
  Схема для измерения малых эдс: где g – гальванометр класс точности 05; АВ – реохорд rАВ = 12  01 Ом lАВ = 1 м.; 1 – источник тока для реохорда 15 В; Э – эталонная эдс элемент Вестона 101795 В; х – измеряемая эдс; r1 – реостат для регулировки цены деления реохорда; r2 – сопротивление; r3 – реостат; М1 – опорный спай термопары 00С; М2 – рабочий спай термопары.
41365. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкостей 224.5 KB
  Задание 1: метод компенсации разности давлений поверхностного слоя жидкости. d – плотность жидкости налитой в манометр в данном случае это вода и d = 10 г см. Задание 2: метод отрыва пузыря внутри жидкости. Установка: где Т – насос; Б – бутыль для создания давления; Н – разность высот жидкости в двух коленах манометра; D – глубина на которую опущен капилляр радиус которого равен 002 см.