67342

МОДЕРНИТИ И ПОСТМОДЕРНИТИ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Завершается эпоха модернити эпоха истории охватывающая хронологически XVIIХХ BB. и начинается эпоха постмодернити. Под постмодернити в свою очередь понимается состояние общества и сознания являющееся историческим преемником модернити.

Русский

2014-09-07

57.5 KB

2 чел.

Лекция 28

МОДЕРНИТИ И ПОСТМОДЕРНИТИ

Современная наука о6 обществе все чаще оперирует такими понятиями, как «модернити», «постмодернити», «модернизм» и «постмодернизм». Они используются в самых широких и разнообразных контекстах, что, с одной стороны, затрудняет понимание их конкретного значения, а с другой - дает понять, что речь идет о каких-то тотальных и всепроникающих явлениях жизни современного общества и науки о нем.

Взгляд на мировую историю с позиций последних деситилетий позволяет делать вывод, что человечество вступает в принципиально новую фазу своей истории. Завершается эпоха «модернити» - эпоха истории, охватывающая хронологически XVII-ХХ BB., и начинается эпоха «постмодернити». Таким образом, термин «модеpнити» означает состояние общества и культуры, характеpизующееся развитием индуетриального производства, приматом рациональности и научно-позитивистского мировоззрения, пренебрежением к архаическим формале социальной жизни и культуры, кризисом религии. Под термином «модернизм» ряд исследователей понимает исторический период с конца XIX до середины ХХ в.

Под «постмодернити» в свою очередь понимается состояние общества и сознания, являющееся историческим преемником модернити. Различия между ними касаются всей совокупности проявлений социальной реальности, прежде всего - различных форм социального сознания. Именно поэтому рядом с понятием «постмодернити» всегда стоит «постмодернизм» - название комплексного феномена социально-духовной природы, объединяющего в себе происходящие изменения в мироощущении и миропонимании современного человека, в подходе к социальным явлениям, в отношении к ценностям вообще и ценностям эпохи модернизма в частности, в философии, социологии, методологии всех гуманитарных наук, литературе и искусстве. Кроме того, в объем понятия «постмодернизм» входит социологическая составляющая: оно часто используется для характеристики определенного социального порядка.

Единство социально-экономического и культурно-мировоззренческого элементов в происходящих в обществе изменениях говорит об их тотальности. По словам В.Л. Иноземцева, «постмодернизм стал естественной реакцией представителей разных направлений общественных наук и различных сфер искусства на возросшую комплексность социума, выделение в котором неких узких форм человеческой деятельности больше не казалось целесообразным»'.

Применительно к миропониманию стандарт модернити означает модель мышления и поведения деятельно-преобразующего и познающего мир человека. Он критически настроен по отношению к окружающему миру и обществу, рассматривая их как простой объект своего актуального и потенциального воздействия. Мир для него распадается Ha две проблематически связанные сферы: Я и не-Я. Основная проблема - найти правильную связь между Я и не-Я, чтобы подчинить и освоить внешний мир в соответствии с принципами Я. Мироощущение модернити характеризует оптимизм, принимающий разные формы - от веры в бесконечный линейный прогресс до убежденности в абсолютной, исчерпывающей познаваемости мира и всесилии позитивной науки. Даже кровопролития во время революций, ставших знаковой ситуацией эпохи модернити, не перевешивали этого исторического оптимизма «на перспективу»: они воспринимались как последнее насилие, необходимое, чтобы наступила эпоха благодействия.

Мировосприятие постмодерна, напротив, отличается глубинным пессимизмом и скептицизмом в отношении познания и истины, а также возможкности конструктивного научного поиска. Скептицизм проявляется, например, в игровых концепциях в разных отраслях науки о человеке. Так, суть концепции «языковых игр» Ж. Ф. Лиотара сводится к утверждению, что мы никогда не можем достоверно судить об истинности или ложности той или иной идеологии, научной теории и т.д. Любое суждение, по Лиотару, имеет «повествовательный крен» и влечет за собой перекос в оценке. Поэтому единственно верный принцип построения суждений состоит в том, чтобы избегать ситуации выбора. Этот принцип базируется Ha парадигме глубокого либерального плюрализма, который означает необходимость терпимости, недо

Иноземцев В.П. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 43.

пустимость навязывания своего мнения другим людям, готовность признать, что наша точка зрения неабсолютна.

Р. Барт одним из первых показал, что сам по себе реализм - всего лишь результат дискурса, продукт специфических культурных или языковых кодов, преимущественно принадлежащих XIX в. Современная аналитическая и постаналитическая философия породила антиреализм как особое направление мысли. Согласно антиреализму, не существует истины, отличной от нашего познания и верований. Объективная реальность слита с нашим пониманием ее, поэтому невозможно ставить вопрос: соответствует ли наше знание объективной истине? Аналогичным образом и социологическое познание общества не распадается Ha отдельную объективную социальную реальность и наше знание о ней. Общество и социология, подчеркивает Н. Луман, представляют собой единое целое, и состояние самого no себе общества неотделимо от нашего взгляда на него. Ж. Бодрийяр считает, что современное мышление утратило саму идею объективной реальности, вследствие чего для него не существует разницы между фактом и имагинативной конструкцией, ложным подобием - симулякром. Ф. де Соссюр утверждает, что «реализм повествования - всего лишь буржуазная иллюзия», а в действительности мы имеем дело со смыслами, конструируемыми самим языком, на котором говорим.

Со словом «постмодернизм» чаще всего ассоциируется имя Бодрийяра. Как и Лиотар, в начале своей теоретической деятельности он придерживался неомарксистских позиций. Однако оба они позже пришли к критическому отвержению всех теорий, порожденных мировоззрением модернити - марксизма, психоаналива, структурализма и т.п. Под влиянием семиологии - направления философии языка - Бодрийяр пришел к пониманию Toro, что социальная реальность человека - это всего лишь система знаков и кодов, которым приписано определенное постоянное значение. Мы придаем миру смысл, наделяя знаки и символы значениями, соотнося их с конкретными объектами и идеями. Ha какой-то стадии этого процесса неизбежно происходит высвобождение знака из непосредственного отношения со своим объектом, знак становится самостонтельным и уже не отсылает к внешней реальности, а сам превращается в реальность. Эта гиперреальность знака порождает симулякры - ложные подобия реальности, неотличимые от нее. Таких копий может быть очень много, и все они настолько покожи, что совеpшенно утрачивается способность различать, где подлинная реальность, а где симулякр. Можно сказать, век однозначного соответствия объекта и знака ушел в прошлое. Современный человек утратил однозначность и потерял чувство объективной реальности.

Отсюда следует, что существует множество воображаемых миров, ничуть не менее реальных, чем мир повседневной реальности. Для постмодернизма нет требования «держаться ближе к реальности», нет объективной причинности. Он снимает рацио-налистическое требование к индивиду «подвергать все сомнению» и все объяснять с помощью рациональных причинно-следственных связей.

Именно поэтому мировоззрение постмодерна толерантно и иронично. Его толерантность проявляется в том, что никакая точка зрения He отвергается как «не соответствующая реальности». Он принимает вновь и пересматривает то, что отвергнуто пониманием «модернити» как плод архаизма и невежества. Например, постмодерн вновь обращается к мифу как объяснительной парадигме досовременности, которую современность высмеяла и отвергла. В литературных произведениях, написанных в духе постмодерна, реальность сна, мечты, шизофренического бреда ничуть не менее реальна, чем повседневная жизнь, отсутствует разница между естественным и сверхъестественным, а реалистические ценности выглядят плоскими и одномерными. Ироничность постмодерна в том, что для него не существует ничего абсолютного. OH преодолевает критиковавшийся еще Ж.П. Сартром «дух серьезности», воспринимая социальную действительность и идейную жизнь как простую «игру смыслов» .

Первейшей ценностью постмодерна становится творческая и любая иная свобода индивида. Индивидуальная ответственность же очень проблематична, поскольку игра предполагает как раз отсутствие ответственности. Дискредитируются как утопические и несбыточные ценности эпохи модернити, берущие начало в идеологии Просвещения - вера в прогресс, всеобщее равенство и благополучие.

Лиотар, характеризуя философские и социологические представления прошлого, говорит о «крайних упрощениях» действительности в метаповествованиях - парадигмах социального видения, наделенных сверхценностью в эпоху модернити. К ним OH относит повествование идеологов Просвещения о бесконечном прогрессе человечества и науки, повествование марксизма о неизбежном освобождении человека труда от тягот промышленного капитализма. Вера в истинность метаповествований начала подтачиваться очень давно. Еще Ф. Ницше заявил, что Бог мертв и, следовательно, мораль, истина и знание - всего лишь иллюзии, которые свободный человек должен отвергнуть. Марксизм потерял свои, очень прочные в Европе первой половины ХХ в. позиции, когда открылась правда о сталинском терроре и нарушениях прав человека в социалистических странах. К концу ХХ в. He осталось мировоззренческих концепций, которые могли бы связать воедино знания и действия индивидов. Ценности эпохи «модернити» утратили действенность и абсолютность.

Этой же позиции в социологии придерживается З. Бауман. Он отмечает, что все повествования в той или иной степени «дали трещину», а переживаемые современным обществом трудности свидетельстиуют о переходе в эпоху постмодерна. Однако для Баумана это He столько переход в объективно новое состоя-ние общества, сколько создание новой парадигмы видения социальных отношений. Старый взгляд на общество, присущий капитализму эпохи модернити, центральное место отводил работе. Страх потерять работу составлял основу мотивации работника. Но в последние десятилетия работа стала негарантированной и необязательной. Смена профессий и ранний уход на пенсию превратились в норму. Констатируя эти изменения, Бауман подчеркивает, что работа как основная ценность уступила место свободе и потреблению. Для потребителя главное - поиск новых удовольствий. Индивиды, направляющие свою энергию и свободу на потребление, не ориентируются на «принципы реальности», а производителю приходится ориентироваться на их вкусы. Люди, не имеющие возможности потреблять, оказываются «ущербными потребителями», выброшенными за пределы круга свободного потребления.

Тем не менее свобода не означает для Баумана отказа от этики. OH считает, что в эпоху постмодерна этика не может рассматриваться как что-то, не имеющее отношения к социологической теории. Если сознание модернити основывалось на идее свободного этического выбора, то для постмодерна этический контекст становится неизбежным. Однако это уже не совсем та этика, о которой речь шла в эпоху модернити: в ней допускается широкий плюрализм позиций и авторитетов. Кроме того, согласно Бауману, индивидуализм, свойственный мировоззрению модернити, в эпоху постмодерна должен смениться альтруизмом.

Естественно, что идеи постмодернизма вызывают критику и неприятие со стороны исследователей, мыслящих в традиционной системе ценностей. В частности, Ю. Хабермас в своем эссе «Модернити: незавершенный проект» подверг критике постмодернизм как парадигму социально-философской и социологической мысли. Он утверждает, что если мировоззрение модернити с его верой в общечеловеческие ценности и прогресс и оказалось бесплодным, это означает He то, что оно было ложным, а только то, что этап модернити еще не завершен. Центральной проблемой современности Хабермас считает фрагментацию жизненного мира, возрастающую специализацию и отчуждение в науке, политике и искусстве, а единственным ее решением - возвращение к «проекту Просвещения», согласно которому прогресс должен нести благо всему человечеству в целом. По мнению Хабермаса, мировоззрение, основанное на ценностях рациональности и прогресса, столкнулось в наши дни с серьезными трудностями, но эти трудности свидетельствуют только о кризисе современной социальной системы, а не о смерти модернити как парадигмы. Он расценивает постмодернизм как капитулянтство перед реальными трудностями времени и настаивает на том, что проект модернити все еще сохраняет возможность обеспечить индивидам социальную идентификацию.

С точки зрения Э. Гидденса, модернити также проходит тяжелый кризис, перепективы выхода из которого неясны. Единственное, что может способствовать разрешению кризиса, - повышение уровня социальной рефлексии. Науки об обществе должны справляться с нарастающим обилием информации. Современное состояние общества Гидденс называет «высоким (поздним) модернити».

Еще один вариант критической позиции по отношению к теориям постмодерна занимает У. Бек. По его мнению, проект модернити и He может быть завершен. Цивилизация Запада на своем пути столкнулась с неучтенными в начале проекта факторами риска - опасностью истощения природных ресурсов, окончательного загрязнения экологической среды и т.д. Поэтому поздняя стадия модернити может успешно пройти кризис, если человечество научится работать в условиях риска, считаться с ним.

М. Олброу со своей концепцией «глобальной эры» стоит на полярно противоположных позициях. Он заявляет, что глобализация, которую Гидденс рассматривает как порождение модернити, на самом деле является уже новой фазой, не имеющей с модернити ничего общего. Эпоху модернити сменила глобальная эра со своей социокультурной и экономико-политической логикой. Олброу не хочет даже пользоваться термином е постмодернити» для обозначения этой фазы, утверждая, что воображение постмодернистов - это всего лишь гипертрофическое осознание современных новшеств, а не выражение новой эры.

Б. Латур в отличие от приведенных выше авторов, замечает, что мы никогда и He были в состоянии модернити. Постмодернизм же - это всего лишь концептуальная конструкция, которая понадобилась, чтобы хоть как-то осмыслить наше время. Вся суть вопроса, согласно Латуру, в терминологии и ее понимании. Если мы говорим, что современная эпоха сменила досовременную, мы часто понимаем это так, что это была победа современности над досовременностью. В действительности модернити - вовсе не какое-то законченное, раз и навсегда данное, однозначное состояние.

Может ли действительно современное общество описываться как постмодернити? На этот вопрос трудно дать определенный ответ. Как утверждает В.А. Иноземцев, в рамках постмодернизма почти невозможно дать четкое терминологическое определение формирующегося социального состояния. Эта концепция ставит Bo главу угла социальные изменения и сама меняется вместе с обществом. В последнее время некоторые исследователи заявляют, что мы живем в период <<зрелой модернити», <<сверхмодернити».

Дискуссии на тему постмодернити напоминают социологии, что она покоится на базе исторического анализа, имеет междисциплинарный характер и тесно связана с политикой, этикой, философией.

ЗАДАЧИ

1. Охарактеризуйте общий смысл понятий «модернити» и «постмодернити». Очертите хронологическую границу эпох модернити и постмодернити.

2. Опишите мировоззренческую и философскую специфику модернити. С какими социально-экономическими процессами, на ваш взгляд, она связана? В чем, по-вашему, ограниченность и недостаточность мироноззрения модернити? В чем его сильные стороны? Каковы его достижения? А его провалы?

3. Какие социально-экономические процессы в мире сопряжены с возникновением мировоззрения постмодерна? 0брисуйте основные характеристики постмодернити как мировоззрения и типа социальной филогофии. В чем его сильные и слабые стороны? Является ли возникновение постмодернистских идей и представлений своего рода мировоззренческой реакцией на кризис ценностей эпохи модернити? Какие ценности может мировоззрение постмодернити предложить человечеству взамен? Как вы думаете, можно ли ценности постмодернити положить в основу социальной жизни?

4. Охарактеризуйте основные социально-философские и социологические концепции, возникшие в рамках постмодернити. Что междy ними общего? В чем различия? Что позитивного есть в их содержании?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72868. Понятие биосферы. Состав, строение и границы биосферы 67 KB
  Биосфера включает в себя: живое вещество образованное совокупностью организмов флора фауна микроорганизмы; биогенное вещество которое создается в процессе жизнедеятельности организмов газы атмосферы каменный уголь нефть торф известняки и др.; косное вещество которое формируется без участия живых...
72869. Антропогенные экосистемы: агроэкосистемы и урбосистемы 60 KB
  Урбосистемы (урбанистические системы) - искусственные экосистемы, возникающие в результате развития городов. Представляют собой сосредоточение населения, жилых зданий, промышленных, бытовых, культурных объектов. Существование урбосистем поддерживается за счет агроэкосистем, энергии горючих ископаемых и атомной промышленности.
72870. Классификация природных экосистем: наземные, пресноводные, морские 60 KB
  К морским экосистемам относятся открытый океан пелагическая воды континентального шельфа прибрежные воды регионы апвеллинга плодородные районы с продуктивным рыболовством и эстуарии прибрежные бухты проливы устья рек.
72871. Круговорот воды в природе 58.5 KB
  Вода – самый распространенный минерал на земле. Вода уникальна: может находиться в трех состояниях – газ, жидкость и твердом. Важнейшее химическое свойство воды – диссоциация, т.е. способность распадаться на ионы.
72872. Круговорот серы в природе 58 KB
  Соединения серы участвуют в биохимических процессах живой клетки в формировании химического состава. Больше всего серы накапливают моллюски. Кругооборот серы в морях происходит с помощью сульфатредуцирующих бактерий которые восстанавливают сульфаты до Н2S...
72873. Круговорот фосфора в природе 59.5 KB
  Фосфаты обладают растворимостью но не образуют газообразной формы т. фосфаты не летучи. Фосфаты потребляются растениями для синтеза органических веществ такие как аминокислоты и ферменты. При разложении растений и Животных организмов бактериями фосфаты возвращаются в почву и затем снова используются растениями и микробами.
72874. Круговорот азота в природе 61 KB
  Приблизительно 78 всего объема атмосферы приходится на долю азота. Растения усваивают ионы аммония NH4 и нитраты NO3 Для того чтобы N преобразовался в легкорастворимые соли необходимо участие азотфиксирующих бактерий или синезеленых водорослей цианобактерии.
72875. Круговорот углерода в природе 64.5 KB
  Каменный уголь содержит до 90 углерода. В форме доксида углерода он входит в состав земной атмосферы в которой на его долю приходится 0046 массы. Из углерода в биосфере создаются миллионы органических соединений.
72876. Пищевые цепи и сети 70.5 KB
  Пищевые цепи и сети. Таким образом пищевые цепи переплетаются образуя пищевые сети. Пищевые сети служат основой для построения экологических пирамид.