67376

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Проблема nостоянства или тождества личности одна из важнейших и наиболее разработанных проблем философии психологии и социологии. Религиозная концепция личности также настаивает на бессмертии и бесконечной ответственности постоянного ядра личности но либо допускает перевоплощение душ...

Русский

2014-09-07

98 KB

0 чел.

Лекция 2

ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

Встречаясь со старым знакомым, которого Heвидели много лет, мы прежде всего спрашиваем: «Что у тебя нового?» Этот вопрос предполагает очевидную для нас вещь: человек уже не совсем такой, каким мы его знали, но это, несомненно, именно тот человек. Мы воспринимаем себя и Других людей как меняющихся во времени, но все же сохраняющих в себе некое постоянное ядро.

Проблема nостоянства, или тождества, личности - одна из важнейших и наиболее разработанных проблем философии, психологии и социологии. Традиционная для и д е а л и с т и ч е с к о й ф и л о с о ф и и постановка этой проблемы сводится к тому, что личность - это чистое сознание, всегда одинаковое, не зависящее от воспитания и влияний. В п л а т о н и ч е с к о м и д е а л и з м е личность определяется  душой, попадающей в тело из других сфер бытия и возвращающейся туда после смерти тела. Р е л и г и о з н а я к о н ц е п ц и я личности также настаивает на бессмертии и бесконечной ответственности постоянного ядра личности, но либо допускает перевоплощение душ (реинкарнацию), либо, как христианство, считает каждую душу бесконечно индивидуальной и неповторимой, а каждую жизнь - однократной и ведущей к вечному существованию души в других мирах.

В каббалистическом понимании (иудейская мистическая традиция) личность также рассматривается в целом как душа, но подробно представлена ее внутренняя «анатомия». Структура личности определяется индивидуальным переплетением духовных «сосудов» - каналов связи с Богом - и индивидуальной комбинацией десяти духовных качеств - сфирот.

Материалистические представления о личности сводятся к идее ее материальной обусловленности воспитанием, социальным происхождением, уровнем обеспеченности. Тем нe менее материалистический подход допускает огромное многообразие точек зрения - от вульгарно-материалистического биологического детерминизма до взглядов известного советского философа Э. Ильенкова, отстаивавшего абсолютную изменчивость человеческой личности в зависимости от воспитания.

Немецкая классическая философия - И. Кант, Г. Фихте, Ф.В.Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель - внесла большой вклад в разработку философского понятия личности. Главное достоинство их идеалистических в целом взглядов состояло в том, что все они видели в личности активную силу, наделенную огромным преобразующим потенциалом. Согласно Гегелю, личность - это как бы одна из множества граней мирового разума, универсального логического сознания, и смысл ее бытия и том, чтобы путем развития самосознания прийти к полному осознанию себя и к свободе.

Переход от философского к собственно социологическому пониманию личности впервые совершил К. Маркс, заявивший, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. В этой короткой фразе из «Тезисов о Фейербахе» отражается диалектика личностного и индивидуального. Суть ее сводится к тому, что понятие «личность» выходит за рамки понятия фактической индивидуальности и тождественно социальному в человеке.

В разработке современного понимания личности и индивидуальности значительную роль сыграли психологи п с и x о а н а л и - т и ч е с к о г о н а п р а в л е н и я. Его основатель 3. Фрейд доказал присутствие в человеческой индивидуальности наряду с сознанием еще двух других структурных уровней: бессознательного - несознаваемых инстинктов, влечений, комплексов (устойчивых систем подавленных влечений); сверхсознательного (сверх-Я) - систему бесеознательной цензуры, T. e. контроля, вытесняющего из сознания недопустимые влечения, а из памяти - слишком травмирующие или позорные воспоминания. Его последователь К.Г. Юнг расширил сферу бессознательного, включив в нее помимо индивидуального бессознательного, о котором говорил Фрейд, коллективное бессознательное - совокупность символических образов, воплощающих общечеловеческие родовые стремления, страхи, поиски.

Для экзистенциалистской философии (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр и др.) характерно своеобразное наложение философского и психологического аспектов рассмотрения проблем, связанных с личностью. С точки зрения экзистенциализма вся внутренняя жизнь человека выражает. онтологическую специфику его существования как уникального существа, сознающего свою неминуемую смерть и задающегося вопросом о смысле своего бытия. Сознание каждого человека в этом плане не индивидуально, поскольку это общечеловеческие черты. Свою подлинную индивидуальность человек обретает тогда, когда отрывается от «безличного» - массы неиндивидуализованных, не осознавших свою личную обреченность смерти людей, и начинает жить в сознании своего «бытия-к-смерти» и налагаемой им ответственности. Вообще для экзистенциализма личность - это прежде всего полнота ответственности, которую предполагает свобода. В то же время личность человека - это нечто, с ним постоянно несовпадающее, поскольку человек всегда живет и отрыве от себя, проектируя свое будущее. Личность - это конечная цель проекта, реализация своего возможного Я. Так как человек - это всегда движение, у него нет фиксированных черт, совокупность которых можно было бы рассматривать как личность или индивидуальность. Облик личности начинает просматриваться после смерти, потому что именно смерть кладет на нее последний и самый главный мазок. Но облик личности, т.е. ее главный проект, объясняющий все ее поступки, можно уяснить и из экзистенциального психоанализа - метода, специально для этой цели разработанного Сартром.

Перейдем к собственно социологическому пониманию категорий («личность» и «индивид». Социология в отличие от философии имеет дело с социальной эмпирией, а говоря о нашем эмпирическом Я, мы He различаем в себе индивида и личность. Вообще индивид - это скорее обезличенная единица человеческого существования, нечто статистическое. В социологии понятие «индивид» имеет значение мельчайшей неделимой единицы, входящей в социальную группу.

Исторически индивидуальное Я, т.е. интроспективное представление о самом себе, не совпадающее с Я социальным, т.е. со

своим статусным набором, существует не так давно. В традиционных обществах человек полностью идентифицировал себя со своей социальной группой. Появление возможности для индивидов относительно дистанцироваться от своей социальной жизни можно отнести к концу средних веков. Существовала даже гипотеза, что к людям, жившим до этого времени, неприменимы такие понятия, связанные с индивидуальной внутренней жизнью, как совесть: у них He было индивидуальной совести и ответственности, а лишь групповая (родовая, клановая) ответственность и стыд перед членами рода. [34] Развитие западного общества связано с прогрессирующей индивидуализацией, основано Ha ценностях индивидуализма. В контексте индивидуалистической культуры более всего ценится свобода личности, а индивидуальное право ставится выше коллективного. Поэтому помимо понятия «индивид» используется и понятие «индивидуальность». Это то, что Э. Дюркгейм называл «индивидуальной сущностью» - совокупность качеств человека, обусловленных неповторимой комбинацией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствий приобретенного в индивидуальной истории человека опыта. Все это составляет в совокупности индивидуальный полюс личности. Понятие «индивидуальность» относится к тем особенным физическим, психологическим, мировоззренческим качествам, которые присущи только этому человеку и отличают его от всех остальных. Индивидуальность - это критерий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободный выбор и самоопределение.

Однако индивидуальным полюсом личность не исчерпывается. В ней наличествует еще и социальный полюс - то, что человек неизбежно приобретает в процессе социализации и социального взаимодействия. Система социальных отношений всегда по-своему преломляется в каждой личности, вызывая в ней определенные изменения и сказываясь на ее социальном поведении. Все мы из своего и чужого опыта знаем, как меняется человек после длительной травмирующей ситуации, войны, плена, безработицы, как преображают его социальный успех, стремительная карьера, резкое обнищание или внезапное обогащение, наконец, насколько отличается личность, сформировавшаяся в закрытом идеологизированном обществе, от личности, воспитанной в условиях свободного правового государства. Социальный полюс личности отражает присутствующее в ней коллективное начало, качества, привычки, склонности, особенности поведения, присущие данному человеку не как индивиду, а как члену группы.

Ha разнице, существующей между полюсами личности, построены многие художественные произведения, в основу которых положено социальное перевоплощение. Например, в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» влюбленный герой не узнает свою возлюбленную просто потому, что она мистифицирует его; предстает перед ним то крепостной крестьянкой, то барышней-дворянкой. Разумеется, дело здесь не только в переодевании, а в том, что героиня меняет свое поведение, манеры, речь, т.е. полностью изменяет свое социальное лицо. Социальная составляющая личности оказывается так значима, что заслоняет собой собственную индивидуальность героини - она остается неузнанной.

Социальный полюс личности включает в себя также совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку свободно функционировать в своей социальной среде, не шокируя окружающих.

Снова обратимся к литературному примеру. В повести М. Твена «Принц и нищий» случайно происходит подмена наследного принца Великобритании похожим Ha него как две капли воды мальчиком из нищей семьи. Дальнейшее изложение использует комические ситуации, обусловленные тем, что поведение мнимого принца, не совпадает с ожидаемым и кажется придворным необычным и странным; точно так же мнимый нищий удивляет окружающих несвойственным его среде чувством собственного достоинства. Тем He менее обе ситуации оказываются очень продуктивными: нетривиальный взгляд, обогащенный альтернативным социальным опытом, помогает решить многие проблемы. Принц узнает, что люди, представляющие социальное дно, бесправны, и остро воспринимает это бесправие, а его новые знакомые воспринимают его поведение как норму. А нищий в роли принца вынужден решать государственные дела, определять судьбы людей, причем проявляет при этом здравый ум и практическую сметку человека из низов.

Социальный полюс личности - это также мнения, верования, установки, предрассудки, которые сформированы в человеке окружающей средой и принятыми в ней нормами. К примеру, среди бедных часто бытует мнение, что богатые все без исключения , алчны и жестоки. И, наоборот, богатые часто воспитаны в пренебрежении и брезгливом отношении к бедным. Гостеприимство Ha Востоке, по мнению, например, европейца, сильно преувеличенное, также является социальной чертой их личности, привитой традицией. To же можно сказать о вошедшей в плоть и кровь покорности женщин Востока и вообще обо всем том, что мы иногда называем «национальный характер».

Наконец, социальное в личности - это TO, что позволяет ей осуществлять социальную (групповую) идентификацию, отождествляя себя со своей профессиональной группой, социальным слоем, классом, нацией и т.п.

Говоря о наличии в пределах одной личности двух полюсов, нужно иметь в виду, что между этими полюсами нет никакого противоречия или борьбы. Они взаимозависимы и неотделимы друг от друга как две стороны одной монеты или медали. Ha протяжении всей жизни индивидуальное и социальное в личности развиваются параллельно и испытывают взаимное влияние. Такую взаимозависимость можно проиллюстрировать на аналогии с театральной труппой. Потановка спектакля - это коллективное действие всей труппы. Каждый актер ощущает свою принадлежность к труппе и работает для выполнения общей цели. В то же время каждый актер неповторимо индивидуален, отличает себя от других актеров и труппа делает ставку на индивидуальные качества исполнителей, чтобы раскрыть характер каждого персонажа. Исследования в области социальной психологии показали, что, когда человек чувствует себя в группе комфортно, он старается подчеркнуть свою индивидуальность, а при межгрупповом конфликте, наоборот, человек стремится слиться со своей группой, быть похожим на других.

Таким образом, личность б социологии можно оnpеделить как структурированный комплекс вpожденных и пpиобpетенных благодаря включенности б социальные отношения качеств,

pазвивающихся и nроявляющихся do взаимодействии с дpугими людьми.

С точки зрении макросоциологии личность является продуктом общества (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др.), но в таком случае встает вопрос, каким образом общество формирует

личность. Влияние общества на индивида, делающее его личностью, в социологии получило название процесса социализации. Социализация - это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формировании способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Известный социальный антрополог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей теории ролей, ввел понятия модальной и нормативной личности.

Ноpмативная личность - это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность - более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариантов личности. Чем нестабильное общество, тем больше людей, социальный тип которых He совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все меньше и меньше отрывается от «идеального» стереотипа.

Таким образом, в макросоциологии личность понимается как социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней.

В частности, по мнению американского исследователя современного общества Г. Маркузе, постиндустриальное общество Запада формирует социальный тип «одномерного человека» в результате направленного воздействия рекламы, и массовой пропаганды, превращающего человека в потребителя, лишенного каких-либо высших, «многомерных», интересов и потребностей. Одновременно общество навязывает человеку «ложные потребности» чрезмерного потребления, превращая их в средство манипуляции индивидуальным сознанием.

Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своик работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик. Системы общностей, где имелись общепринятые устойчивые ценности, давно распались, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, в транспорте, на работе, в клубе, в кафе, в магазинах, человек должен все время менять амплуа и социальные маски»). При этом его супер-Эго (сверх-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится как бы «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным.

И.С. Кон, М. Кон и многие другие исследователи утверждают, что современный человек становится «актером», который способен к постоянным социальным перевоплощениям и играет множество ролей, но He принимает их всерьез. Несчастен тот, кто вживается в роль; он становится невротиком, ибо He может соответствовать меняющимся требованиям, выдвигаемым разнообразным окружением множества общностей, в которые он структурно и культурно вписан. Дахге очень хороший эффективный директор He должен оставаться директором дома, поскольку близкие любят и ценят данного конкретного человека, возможно, совсем He за эффективность управления, а любимый избалованный в семье ребенок вряд ли будет понят друзьями, если начнет капризничать или ожидать восторженной привязанности к себе с их стороны. Иными словами, современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных <кругах», где действуют специальные «правила», поэтому следует внимательно оглядываться по сторонам и успевать менять передник на вечернее платье, смокинг на джемпер, почтительность на распорядительность.

Обилие ролей, исполняемых человеком в современном обществе, очень остро ставит проблему личностной и социальной идентификации. Личностная идентификация - это установле ние и сохранение б себе постоянного и неизменяемого ядра личности, о котором человек может сказать: а Это я. В противном случае личность растворится в множестве своих ролей. Социаль-ная идентификация - это отождествление себя no общим проблемам, жизненным интеpесам и социальным симnатиям с определенной социальной гpyппой.

По словам В.А. Ядова, «социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, но также в самореализации, ожиданием позитивной оценки со стороны «своих» - референтных групп и общностей. Идентификация с группами, общностями - результат He только межличностного, межгруппового взаимодействия, но и категоризации, осмысления непосредственных или опосредованных взаимоотношений между группами и общностями в доступных человеку понятиях. Идентифицируя себя с определенными группами и общностями, человек испытывает потребность «атрибутировать» себя, т.е. объяснить причины и следствия своей групповой солидарности, ответить на вопросы «почему это моя группа?» и «что из этого вытекает?» 1.

Социальная идентификация может быть национальной, классовой, возрастной, профессиональной и т.п. Центральное место в социальной идентификации занимает менталитет. По мнению А. Мукьелли, менталитет - это совокупность усвоенных знаний и навыков, присущая всем членам данной группы. Они служат человеку постоянными ориентирами в его восприятии вещей и оценке фактов, помогая строить свое поведение. У людей с одинаковым менталитетом часто совпадает и мироощущение.

Этническая идентификация представляет собой важнейший элемент социальной идентификации в целом. Это становится особенно очевидно тогда, когда речь идет об идентификации человека с этнической или расовой группой, которая по тем или иным причинам низко оценивается окружающими и вызывает к себе

1 Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 331,

неприязненное или пренебрежительное отношение. По мнению некоторых авторов, принадлежность к отвергаемой или презираемой группе ставит перед каждой личностью серьезные проблемы, связанные с самооценкой.

Американские психологи еще в 1930-е гг. провели опрос чернокожих и белых детей. Показывая черных и белых кукол, их спрашивали, какие из них им нравятся больше. Большинство опрошенных (и белых, и чернокожих) высказались в пользу белых кукол. Затем детей спросили, какая из кукол больше всего похожа на них, и чернокожие дети нe могли дать ответа на этот вопрос, при этом проявляя сильную эмоциональную реакцию: они не могли отождествить себя с белыми куклами, но признать себя в черных означало отождествить себя с куклами, которых все дети отвергли как «плохих» и недостойных любви.

Исследователи подчеркивают, что неспособность без проблем идентифицировать себя с группой оказывает разрушительное воздействие на личность. Человек воспринимает болезненно обесценивание составленного о себе образа в результате идентификации с низко оцениваемой обществом группой, люди вырабатывают разнообразные ослабление этого эффекта. Одна из в интернализации обесцененного «плохим» без протеста. Такая стратегия на уровне проявляется в стремлении уйти в тень, подчиняться щим, в ощущении вины: человек старается стать быть «как все», никому не мешать и не бросаться в глаза, места. OH может также притворяться безразличным, делать вид, что He замечает признаков дискриминации по отношению к себе. Он решает свою проблему изнутри, не принимая никаких мер к тому, чтобы изменить свое положение или положение своей группы.

Другая стратегия состоит в активном протесте против такого обесценивания. Либо человек ведет себя агрессивно по отношению к тем, кто его презирает, нейтрализуя их оценку с помощью насмешек и презрения. Либо он старается самоутвердиться «таким, каков OH есть», акцентируя в себе те именно черты, которые негативно воспринимаются в доминирующей культуре. Такую стратегию используют чернокожие, когда заявляют, что «черные - это прекрасно»2. Третья

1 См.: Gaulejac V. де, et Taboada Leonetti 7. La lutte des places. Marseille, Epi, 1994. Р. 94.

г Camilleri С. Les strategies identitaires des immigres // Sciences humaines, hors serie. NQ 15. Decembre 1996 -javier 1997. Р.ЗЗ.

[40]стратегия - это стратегия ассимиляции, означающая отказ от собственной индивидуальности и попытку как можно больше походить на доминирующий этнический тип как внешне, так и в культурном отношении. При этом используются такие банальные средства, как, например, окраска волос и осветление кожи с помощью косметических средств; изменение имени; активное выражение презрения по отношению к собственной этнической группе. Четвертый тип стратегии состоит в своего рода компромиссе, который Камильери называет «формированием критической личности», т.е. в заимствовании некоторых черт доминирующей культуры при сохранении ряда особенностей, присущик родной этнической культуре. Это проявляется согласии с некоторыми негативными оценками своей группы несогласии с другими.

Болезненно проходит для человека и идентификация с непопулярными в обществе возрастными группами. Прежде всего речь идет о пожилых людях, вышедших из активного возраста.

Отношение к старикам в различных обществах очень сильно варьируется - от непререкаемого уважения к «аксакалам» на Востоке до изоляции и пренебрежения. Исторически также человечество знало разное отношение к старикам. Общеизвестно, что в первобытных обществах стариков убивали, когда они становились обузой для племени.

Несмотря на то что в наше время старость является признанной социальной проблемой и старики находятся под опекой государства, в плане личной идентификации старость остается источником страданий. Это связано в первую очередь с тем, что пожилые люди He могут в большинстве случаев удовлетворить потребность в осмысленном существовании. Вопрос «кто я такой?» подменяется для них вопросом «кем я был?».

Кризис личности у пожилых и старых людей часто порождается самим обществом. Мlногие ив них воспринимают старость как потерю всего, что наполняло их жизнь прежде: социальной активности, доходов, прежних социальных отношений, здоровья, многих физических и  социальнык возможностей. Но самое важное - потеря ценностей социальной идентификации. К. Симар отмечает, что «выход на пенсию He только указывает на биологическое старение, он отнимает у индивидов всякую возможность участия в создании доминирующих ценностей общества... Именно общество лишает пожилых людей возможности соответствовать ценностям, которые оно само и выработало». Драма пожилых в том, что они утрачивают элементы, составлявшие их личность.

Отсутствие значимых ценностей вызывает у пожилого человека ощущение собственного физического обесценивания: он осознает, что уже не может быть привлекательным, стройным и энергичным, т.е. He может соответствовать стандартам внешности, принятым обществом как ценность; кроме того, он осознает, что его умственные возможности снижаются, поле получаемой им информации сужается и уменьшается способность усвоить и правильно - в духе активного поколения - интерпретировать эту информацию. Заметим, что общество имеет много возможностей, чтобы показать пожилому человеку, что больше ничего от него He ждет. В современном обществе существует негласная установка, что старый человек должен мириться с той долей социального внимания, которую ему оказывают, и He требовать большего, чтобы не мешать молодым.

Поэтому многие пожилые люди воспринимают свое положение и положение всех членов своей возрастной группы как социальную смерть. По утверждению Симара, часть пожилых людей вырабатывает защитную стратегию самоидентификации, характерную для этнических меньшинств, поскольку не могут отождествить себя со своей возрастной группой. Некоторые из них отказываются признавать свою принадлежность к ней, считая, что есть люди гораздо более старые. Это проявляется в отказе от стандартного поведения, ожидаемого оществом от членов данной возрастной группы: люди избегают общества ровесников, тянутся к общению с молодыми, стараются по одежде, облику, стилю жизни как можно меньше походить на стариков, стремятся до последней возможности обслуживать и содержать себя самостоятельно и т.д. Другие избирают стратегию агрессивного протеста: становятся сварливыми, раздражительными, циничными, особенно негативно относятся к молодежи и пользуются каждой возможностью для публичного выражения такого отношения. Еще одна поведенческая стратегия сводится к саморазрушительному стремлению «не быть обузой», когда пожилой человек замыкается в себе, считает себя недостойным любви и заботы, иногда приобретает суицидальные тенденции.

Simard С. Identite, vieillesse et societe // Sante mentale аи Quebec. 1980. Vol. V, No 2. Р. 25.

В целом потеря социальных и культурных ориентиров, коллективный отказ со стороны общества интегрировать пожилых людей и использовать их знания и возможности приводят к тому, что у них развивается кризис социальной идентификации.

Существуют также проблемы социальной идентификации у представителей бедных слоев общества, представителей так называемык непрестижных профессий и т.д. Но и в этик случаях суть состоит в осознании человеком зазора между адекватной личной самооценкой и принадлежностью к социальной группе, не пользующейся общественным признанием, и выработке конкретного типа стратегии, позволяющей решить для себя эту болезненную проблему.

ЗАДАЧИ

1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. В чем специфика социологического понимания личности (в сравнении с философским и психологическим пониманием)?

3. Сравните следующие высказывания:

* «Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде «субстанции» и в виде «сущности человека», что они обожествляли и с чем боролись... » (К. Маркс, Ф. Энгельс).

* «Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество» (B.A. Соловьев).

* «Человек может быть всецело самим собой лишь пока он один; кто He любит одиночества - тот He любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным. Принуждение - это неразлучный спутник любого общества, всегда требующего жертв, тем более тяжелых, чем выше данная личность. Поэтому человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его Я. В одиночестве ничтожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум - свое величие, словом, каждый видит в себе то, что он есть на самом деле» (А. Шопенгауэр).

Почему любое из этих высказываний нельзя считать неверным? Обоснуйте свою точку зрения.

4. В недавнем прошлом в философской периодике шла популярная дискуссия на тему « Была ли у древних греков совесть?* Иными словами, обсуждалась проблема, является ли личность и такие ее составляющие, как совесть, детерминированными уровнем развития общества. У греков, считал один из авторов, не было совести, потому что He было индивидуализированной личности. Их личностью был род. Как вы считаете, прав ли автор этой точки зрения? Обоснуйте свое мнение.

5. Как известно, пионер Павлик Морозов донес в органы HKBД на своего отца, показав, что тот помогал ссыльным кулацким семьям. Как вы считаете, являлось ли девиантным поведение отца? Или сына? Почему?

6. Как вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую - социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.

7. Известный советский философ Э.В. Ильенков утверждал, что наследственные свойства интеллекта и характера ничего не определяют: все решает воспитание. Под его наблюдением в специальной школе-интернате в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) обучались и воспитывались слепоглухонемые от рождения дети. И действительно, многие из них успешно закончили школу, университет, стали вести полноценную творческую жизнь. О чем, по-вашему, говорят эти факты? Доказывают ли они приоритет социальных условий воспитания? Аргументируйте свое мнение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28287. Юридические лица: понятие, признаки, правосубъектность 14.94 KB
  Юридическое лицо это организация которая имеет в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права нести ответственность и быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету ст. в гражданскоправовых отношениях юридическое лицо действует как единое целое. их интересы совокупно представляет созданное ими юридическое...
28288. Возникновение и прекращение юридического лица 16.51 KB
  Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Реорганизация представляет собой прекращение деятельности одной организации с переходом прав и обязанностей к другой организации. Реорганизация ЮЛ осуществляется в таких формах как: слияние нескольких юридических лиц в одно; присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; выделение из состава юридического лица не прекращающего при...
28289. Индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности 15.32 KB
  Индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности. Индивидуализация юридического лица т. Местонахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности п.
28290. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц 16.02 KB
  Несостоятельность банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. С момента принятия арбитражным судом заявления до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства или до введения внешнего управления или утверждения мирового соглашения имеет место процедура наблюдения. Целью процедуры наблюдения является выявление всех кредиторов должника составление реестра...
28291. Реорганизация юридических лиц 14.96 KB
  Реорганизация юридического лица способ прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального право преемства. Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц и прекращением последних. Присоединением юридического лица признается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому...
28292. Порядок ликвидации юридического лица 15.56 KB
  Порядок ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица это способ прекращения юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам п. Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению уполномоченных субъектов учредителей участников либо органа юридического лица.
28293. Филиалы, представительства, дочерние предприятия юридического лица 15.33 KB
  Филиалы представительства дочерние предприятия юридического лица. Представительство – обособленное подразделение юридического лица расположенное вне места нахождения самого юридического лица представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту например реклама продукции юридического лица поиск и установление контактов с потенциальными покупателями реализация продукции и др. Филиал – обособленное подразделение юридического лица расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть в том...
28294. Система юридических лиц в гражданском праве 14.74 KB
  Хозяйственные общества: акционерные общества открытые и закрытые акционерные общества общества с ограниченной ответственностью общества с дополнительной ответственностью. Участники акционерного общества общества с ограниченной ответственностью не несут ответственности по обязательствам общества. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность в размере стоимости их вкладов в уставный капитал общества.
28295. Хозяйственные товарищества и общества: понятие, система, сравнительная характеристика 15.54 KB
  Хозяйственные товарищества и общества: понятие система сравнительная характеристика. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли вклады учредителей участников уставным складочным капиталом. Хозяйственное общество: может быть создано одним лицом которое становится его единственным участником; может создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере коммандитного товарищества; может создаваться в форме акционерного общества общества с ограниченной или с...