67377

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Проблема законности одна из центральных в общей теории государства и права. В свете этих изменений существующая в литературе интерпретация законности обладает рядом принципиальных недостатков. Вопервых содержание данной категории не отражает всего многообразия явлений формирующих представления о ней...

Русский

2014-09-07

136.5 KB

2 чел.

Лекция 22. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

(А. Б. Лисюткин)

1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ

Проблема законности — одна из центральных в общей теории

государства и права. Актуальность ее очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане.

В юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующего законодательства. А с точки зрения функциональной роли законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как режим общественной жизни, как система требований, предъявляемых к личности.

Большинство публикаций по данной теме имеют многолетнюю давность. За это время в обществе и науке произошли значительные сдвиги. В свете этих изменений существующая в

литературе интерпретация законности обладает рядом принципиальных недостатков.

Во-первых, содержание данной категории не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней; во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу;

в-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект; в-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму, затушевывает практическую сторону проблемы; в-пятых, конституируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями, например законностью и реализацией права.

В этой связи предпринимаемые попытки по-новому переосмыслить понятие законности выглядят вполне оправданными и своевременными'. Особенно после событий августа—сентября 1991 г., сентября—октября 1993 г., в результате которых она при-

1 См.: Горшенев В.М. Законность как достояние правового государства // Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград, 1991. С. 5—6; Витрук И.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая

теория права: Курс лекций/ Под общ. ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

С. 513-534.

511


обрела еще и огромное социально-политическое и практическое

значение.

Современные реалии требуют прежде всего определения ми-

ровоззренческо-методологической основы законности. В гносеологическом плане это выражается в том, что имеющийся теоретико-эмпирический материал следует использовать в качестве «научного плацдарма» для выхода на более высокий уровень обобщения; предметом изучения должны стать не только внутренние аспекты, но и внешние — социально-экономический, политико-юридический, исторический, логико-семантический —

аспекты.

Иными словами, требуется комплексный подход, который позволяет учесть как чисто теоретический, так и практический факторы, влияющие на ее содержание; сохранить преемственность;

способствовать преодолению противоречий между теорией и практикой, а также отдельными правовыми категориями; создать условия для выявления тенденций развития не только научной

мысли, но и общества в целом.

Законность как общественный феномен — результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.

Материальная обусловленность законности реализуется в ее содержании через нормативно-правовые акты, закрепляющие основные положения и принципы экономического строя общества. С этой точки зрения она выступает специфической формой упорядочения конкретного способа производства и распределения.

Важное значение, если не главное, приобретает политико-идеологический аспект законности. Он в силу своей универсальности связан с господствующей идеологией, авторитетом власти, ^ законодательным выражением ею политических интересов, отражением существующих в обществе противоречий, государственным развитием.

Все вышеизложенное тесно связано с социально-нравственной природой законности. Она предполагает возможность использования такой единицы анализа, как «общество и его этические ценности». Поэтому пренебрежение мотивированной деятельностью субъектов в характеристике законности ограничивает ее потенциал.

Одним из нравственных начал содержания законности может

512


выступать категория долга как следствие проявления определенного уровня сознания. При этом долг имеет как условное, так и обязательное значение. В последнем случае он, как правило, закреплен в норме права в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.

Другое этическое основание — понимание того, что справедливо. Обсуждая те или иные действия, люди называют их полезными или вредными с точки зрения как морали, так и закона. Такая оценка ведет к доминированию в законности двух начал:

обязательность — справедливость и желательность — полезность, это относится и к деятельности субъектов, и к последствиям применения норм права.

Таким образом, с нравственной позиции законность — юридическая форма выражения идеи справедливости. В этой связи она обладает двойственной природой, воплощенной в ее сущности. От человека можно требовать только того, что является полезным. Это находит свое подтверждение в эволюции самой идеи законности.

В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства и права, все они находятся между собой в теснейшей причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности. Видимо, поэтому и в отечественной литературе мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу (О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский, П.М. Рабинович), другие — связывают ее возникновение с демократией (С.Л. Зивс, В.М. Чхиквадзе, И.С. Самощенко и др.).

В обеих позициях, на наш взгляд, есть доля истины, поскольку становление идеи законности начинается с утверждения государственности и права, а представление о необходимости следования конкретным правилам существовало еще в религиозно-мифологических памятниках задолго до этого процесса.

Окончательная формализация идеи законности происходит позже. Условно это можно выразить следующей схемой: по справедливости — по закону (законный) — законность. Сам же термин «законность» появляется на рубеже Нового времени, когда для этого складываются соответствующие социально-экономические и мировоззренческие предпосылки.

Первоначально он начинает использоваться в научно-публицистической литературе как идеологическое средство выражения

513

33 1383


обрела еще и огромное социально-политическое и практическое

значение.

Современные реалии требуют прежде всего определения ми-

ровоззренческо-методологической основы законности. В гносеологическом плане это выражается в том, что имеющийся теоретико-эмпирический материал следует использовать в качестве «научного плацдарма» для выхода на более высокий уровень обобщения; предметом изучения должны стать не только внутренние аспекты, но и внешние — социально-экономический, политико-юридический, исторический, логико-семантический —

аспекты.

Иными словами, требуется комплексный подход, который позволяет учесть как чисто теоретический, так и практический факторы, влияющие на ее содержание; сохранить преемственность;

способствовать преодолению противоречий между теорией и практикой, а также отдельными правовыми категориями; создать условия для выявления тенденций развития не только научной

мысли, но и общества в целом.

Законность как общественный феномен — результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.

Материальная обусловленность законности реализуется в ее

содержании через нормативно-правовые акты, закрепляющие основные положения и принципы экономического строя общества. С этой точки зрения она выступает специфической формой упорядочения конкретного способа производства и распределения.

Важное значение, если не главное, приобретает политико-идеологический аспект законности. Он в силу своей универсальности связан с господствующей идеологией, авторитетом власти, ^ законодательным выражением ею политических интересов, отражением существующих в обществе противоречий, государственным развитием.

Все вышеизложенное тесно связано с социально-нравственной природой законности. Она предполагает возможность использования такой единицы анализа, как «общество и его этические ценности». Поэтому пренебрежение мотивированной деятельностью субъектов в характеристике законности ограничивает ее потенциал.

Одним из нравственных начал содержания законности может

512


выступать категория долга как следствие проявления определенного уровня сознания. При этом долг имеет как условное, так и обязательное значение. В последнем случае он, как правило, закреплен в норме права в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.

Другое этическое основание — понимание того, что справедливо. Обсуждая те или иные действия, люди называют их полезными или вредными с точки зрения как морали, так и закона. Такая оценка ведет к доминированию в законности двух начал:

обязательность — справедливость и желательность — полезность, это относится и к деятельности субъектов, и к последствиям применения норм права.

Таким образом, с нравственной позиции законность — юридическая форма выражения идеи справедливости. В этой связи она обладает двойственной природой, воплощенной в ее сущности. От человека можно требовать только того, что является полезным. Это находит свое подтверждение в эволюции самой идеи законности.

В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства и права, все они находятся между собой в теснейшей причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности. Видимо, поэтому и в отечественной литературе мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу (О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский, П.М. Рабинович), другие — связывают ее возникновение с демократией (С.Л. Зивс, В.М. Чхиквадзе, И.С. Самощенко и др.).

В обеих позициях, на наш взгляд, есть доля истины, поскольку становление идеи законности начинается с утверждения государственности и права, а представление о необходимости следования конкретным правилам существовало еще в религиозно-мифологических памятниках задолго до этого процесса.

Окончательная формализация идеи законности происходит позже. Условно это можно выразить следующей схемой: по справедливости — по закону (законный) — законность. Сам же термин «законность» появляется на рубеже Нового времени, когда для этого складываются соответствующие социально-экономические и мировоззренческие предпосылки.

Первоначально он начинает использоваться в научно-публицистической литературе как идеологическое средство выражения

513


политических интересов. Поэтому правильнее связывать терминологическое оформление идеи законности не с демократией, а с достижением соответствующего уровня развития государственно-правовой формы организации общества.

Принципиальное значение имеет анализ юридического аспекта, поскольку именно он придает законности формально-обязательный характер, возводит ее в ранг правовой категории. В этой связи понятие законности необходимо давать исходя из соотношения сущности, содержания и практического функционирования. Это в какой-то мере позволит избежать спорных моментов.

Главное в любой теоретической конструкции — раскрытие природы (сущности) исследуемого явления. В нашем случае мы исходим из пока никем не оспариваемой позиции: сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов.

На наш взгляд, ее нельзя толковать буквально, а следует рассматривать как целевую установку общественного развития, которая сводится к одному — достижению законопослушания со стороны его членов. Поэтому законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости.

Такое понимание законности позволяет рассматривать ее как системное образование и предрешает элементную структуру. С ее помощью в категории обобщаются конкретные предметы — носители признаков. Они составляют объем законности.

Исходя из изложенного, можно заключить, что центральным элементом законности является цель — строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми лицами действующего законодательства.

Не менее важным звеном выступает система взглядов и принципов, посредством которых происходит конкретизация цели. Они составляют также содержание и теоретико-мировоззренческую основу законности.

Названные части предопределяют следующий элемент — средства, способы, приемы претворения в жизнь идеи и принципов законности и обеспечивают достижение поставленной цели. Поэтому в данном случае необходимо вести речь о механизме реализации начал и требований законности.

Но фактическая материализация концепции законности в повседневной действительности становится возможной лишь посредством мотивированной деятельности человека. Это связующий элемент, который пронизывает всю структуру рассматрива-

514


емого явления и предполагает наличие критериев оценки поведения индивида и ее последствий. Ими являются действующие нормативные акты.

Проведенный анализ указывает на зависимость законности от социально-нравствненых и государственно-правовых процессов, что позволяет поставить вопрос о ее юридической основе. Дать на него однозначный ответ сложно, так как он затрагивает самостоятельную проблему соотношения права и законодательства. Да и последний термин требует пояснения. На наш взгляд, в качестве юридической основы выступают право и правомерное поведение.

Таким образом, к структурным элементам законности относятся:

цель — достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;

взгляды и принципы — содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности;

система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;

мотивированная деятельность человека — связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;

критерии оценки поведения субъектов общественных отношений —действующее законодательство;

юридическая основа законности — право и правомерное поведение участников отношений.

С учетом изложенного можно выделить основные свойства законности: во-первых, ее причинно-следственную зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов; во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений; в-третьих, высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений; в-четвертых, объективность как следствие вышеперечисленных черт законности.

В итоге можно сформулировать общее определение законности. Законностьполитико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Принципы законности. Это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые при-

515


обретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов.

С этой точки зрения принципы законности опосредованно регулируют социальные отношения и выражают устоявшиеся в обществе взгляды на содержание нормативных актов и, следовательно, на необходимость их неуклонного соблюдения и исполнения.

В монографической и учебной литературе приводится различное количество принципов. На наш взгляд, наиболее полно и адекватно отражают смысл, содержание и роль законности следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантирован-ность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности.

По поводу принципа единства законности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетной легитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именно степень общности этих институтов определяет эффективность и содержательность данного принципа.

В известном письме В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности» говорится: «Есть ли высокомерие в том взгляде, что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации ... республики? ...законностьдолжнабытьодна...»'. Эта мысль остается актуальной и сегодня.

Содержание указанного принципа составляют общеобязательность требования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юридических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения.

Значение принципа единства законности состоит в выравнивании правового регулирования общественных отношений независимо от видов нормативных актов, субъектов правоотношений и характера объектов воздействия. Фактически речь идет о стремлении достичь социально-правового равенства в субъектно-объект-ном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения его в жизнь зависит реальное состояние законности.

Гарантированность основных прав и свобод человека — один из важнейших принципов не только законности, но и права. Его

1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 45. С. 198.

516


роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией. Кроме того, надо принять во внимание то обстоятельство, что эта сфера отношений долгое время была и остается предметом политико-идеологической борьбы на международной арене,

Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета обшегуманитарных ценностей. На теоретико-эмпирическом уровне задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание интересов во взаимоотношениях человек — общество, гражданин — государство и определить пределы их правового регулирования. При этом важно учитывать весь спектр вопросов — национальных, демографических, экономических, политико-идеологических и собственно юридических.

Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание. Причем государство применяет меры принуждения в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему законодательству. Тем самым достигается и воспитательная роль.

Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.

Для такого утверждения существуют конкретные предпосылки: динамизм развития социальных процессов опережает их законодательное упорядочение, а это ведет к возникновению пробелов в праве и, как следствие, — развитию института аналогии и усмотрения в правоприменительной практике.

Наиболее концентрированное выражение нравственная природа законности находит в ее взаимосвязи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступают важнейшей социальной основой законности. Но и законность в свою очередьявляется одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. В этом состоит назначение данного принципа.

517


2. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ

Вопрос о гарантиях — сложная и самостоятельная проблема в рамках единой теории законности. Это тот ее элемент (звено), который переводит идею законности из области научных изысканий в практическую сферу деятельности человека, общества и государства. Данное обстоятельство и создает определенные трудности эмпирико-теоретического характера, так как здесь затрагивается фактически вся система аспектов, влияющих на процесс упорядочения общественных отношений.

Этот вывод подтверждается тем и негативными фактами, которые имеют место на всей территории некогда единого государства. Более того, события, развивающиеся в стране, показывают всю неполноценность, слабость гарантий законности как института российской демократии и государственности. Он не сработал в очередной раз, когда встал вопрос о власти. Все это выдвигает перед юридической наукой сложную задачу — не только теоретической разработки концепции законности, но и создания надежного механизма ее претворения в жизнь и защиты конституционных основ общественного и государственного строя.

При ответе на вопрос, что такое гарантии законности, необходимо иметь в виду некоторые существенные особенности рассматриваемой проблемы — ее зависимость как от объективных, так и субъективных факторов. Несмотря на то, что условия и средства обеспечения законности носят объективный характер, они в то же время определяются природой законности, а их содержание и количественный состав во многом зависят и от специфики конкретных обстоятельств — места и времени применения, решаемых задач и т.д.

Гарантии законности — это обусловленная закономерностями

общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.

Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей, существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные; ко второму — собственно юридические.

Определяющее значение среди них имеют экономические и политико-идеологические: различные виды собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие

518


хозяйственного комплекса, уровень занятости населения в общественно полезном труде, политическая система, идеология, состояние культуры. Именно неоднозначность, противоречивость положения в этих сферах создает питательную среду для роста правонарушений, криминализации общества.

Проводимые преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции моральных ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, доброта, порядочность, сострадание имеют непреходящее значение. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к отечеству, душевную чистоту, бескорыстную помощь, способность сопереживать.

Если в обществе дефицит культуры, духовности, то научное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. В конечном счете это приносит невосполнимый вред государству и личности.

Забвение этических основ развития страны ведет к ее экономической, политической и социальной «дистрофии». Поэтому справедливо замечание, что нравственно-духовные начала в любом процессе имеют функциональное первенство по отношению к экономике и политике. Но это только необходимые, но не единственные условия обеспечения законности.

Общие гарантии составляют материальную базу использования специальных мер по охране законности. Вопрос о них непростой, имеет свои особенности. Являясь непосредственными способами защиты законности, они в то же время производны от первых, которые тем самым приобретают еще и качество предпосылок; специальные гарантии должны быть закреплены в нормативных актах.

Таким образом, юридические гарантии законности — это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

На основании изложенного можно сформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности;

носят непосредственный и целевой характер; закреплены в дей-

519


ствующем законодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.

В монографической и учебной литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специальных юридических гарантий законности. Укажем наиболее существенные из них: а) полнота и эффективность юридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности и тенденции развития общества; б) высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений; в) эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей; г) качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;

д) постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности; е) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.

Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности, функционирование которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка — неотъемлемого «спутника» законности.

3. ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА

Категория правового порядка довольно прочно вошла в научный и повседневный обиход. Когда применительно к какой-то сфере общественных отношений употребляют термин «порядок», то под ним понимают сложившуюся устойчивую их упорядоченность. А использование сочетания с сравнительным прилагательным лишь конкретизирует область его действия и основание. В этом смысле говорится о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке.

В различных энциклопедических словарях порядок толкуется как правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; правило, по которому совершается что-нибудь; существующее устройство, режим чего-нибудь. А его синонимами являются слова: система, распорядок, очередность, строй.

520


В нашем контексте прилагательное правовой указывает на то, что порядок образуется в связи с правом и базируется на нем. Следовательно, одной из предпосылок возникновения правопорядка можно считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. В этой связи для определения правопорядка решающее значение имеет понятие «право».

В то же время анализируемая категория не сводится только к праву. Не менее важную роль здесь играет объяснение такого понятия, как законность, так как правопорядок — результат действия права и законности. Содержанием правопорядка является такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников, совершаемом в пределах правовых отношений.

Таким образом, правовой порядок — комплексное образование, отдельные части которого придают ему юридическую форму и определенность. К основным элементам правопорядка относятся:

1. Право и законность — его нормативно-юридическая основа.

2. Правомерное поведение, совершаемое субъектами в пределах правовых отношений, как фактический результат действия права и осуществления идеи и принципов законности — содержание правового порядка.

3. Участники правовых отношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.

Такая конструкция правового порядка отражает структурные взаимосвязи экономического, политико-идеологического, нравственного, культурного и национального характера, которые могут быть в полной мере упорядочены и организованы только в условиях законности и на основе права. А его фактическое состояние — проявление уровня и эффективности правового регулирования общественных отношений.

С учетом изложенного можно выделить факторы, определяющие масштаб и социальное назначение правопорядка: его пригодность для общественного прогресса на основе справедливости; способность гарантировать основные права и свободы человека; возможность обеспечения и соблюдения групповых интересов, а также степень их упорядоченности посредством правовых форм.

Основные свойства правового порядка: выступает следствием функционирования права и законности; юридически оформляет фактически сложившуюся упорядоченность общественных от-

521


ношений как итог действия норм права; организует социальные отношения, выраженные только через правомерное поведение их участников; пределы его функционирования обусловлены содержанием конкретного вида правовых отношений; охраняется государством; носит объективный характер.

Правовой порядокоснованная на праве и сложившаяся в результате осуществления идеи и принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Понятие правопорядка может быть использовано в двух значениях: 1) инструментально-дескриптивном, когда независимо от степени реализации законности дефиницией отражается установившийся в стране в ходе правового регулирования общественных отношений порядок; 2) в концептуальном — как упорядочивающая идея, происходит ее описание в результате осмысленной целенаправленной деятельности в соответствии с законностью. Такой правопорядок лишь отражает стремление к достижению поставленной цели. Он может существовать в обществе в виде некоего образца и, как правило, зафиксирован в различных нормативных актах в смысле искомой системы норм, конституционных начал. В этом случае имеется в виду и применяется не только термин «правовой порядок», но и «конституционный строй».

Отсюда вывод: правопорядок имеет ярко выраженную социально-правовую природу, которая определяется сознательной волевой деятельностью человека, приобретающей посредством регулирующего воздействия юридических норм черты упорядоченности, и характеризуется правомерным поведением участников общественных отношений. Но для более полного выявления его содержания необходимо одновременно прояснить ход целенаправленного формирования общественного порядка.

Термин «общественный порядок» употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Его анализ позволяет сформулировать определение.

Общественный порядокобусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму.

Такое понятие имеет двоякий смысл: в широком — оно идентично общественному строю и означает совокупность всех правил, регламентирующих протекающие в обществе процессы и отношения между его отдельными частями; в узком — институты и нормы, определяющие положение индивида и социальных

522


групп в обществе в той мере, в которой это обусловлено их интересами и закономерностями развития самого общества, а также научно обоснованные отношения между членами общества и его структурными элементами.

В данном случае речь прежде всего идет о реализации принципа справедливости посредством установления общественного порядка. Это позволяет свести к минимуму социальные конфликты, объективно обусловленные различными экономико-политическими интересами населения страны.

Перед общественным порядком ставятся задачи: обеспечение социального мира и справедливости; защита всех слоев общества от негативных последствий; гарантированность таких социально-экономических условий жизни народа, благополучие которого будет только возрастать; гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества.

Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, которая выражается в их обусловленности закономерностями и целями общественного развития, единой социальной природой; государственной охраной. Эти понятия представляют собой фактически сложившийся результат упорядоченности общественных отношений; имеют юридическую форму выражения и носят нормативный характер.

В то же время между ними есть и различия. Прежде всего у них разная социально-нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность существующих в обществе правил и институтов, их обеспечивающих, то для правопорядка —- право и законность. Они не совпадают также по своему генезису (происхождению): правопорядок возник позже, вместе с государством и правом; по-разному обеспечиваются; правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.

С учетом изложенного можно сформулировать две главные задачи, которые решаются посредством общественного и правового порядка — обеспечение эффективного поступательного развития общества; целенаправленная координация всех видов общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости.

В президентском Послании Федеральному Собранию 1997 г. говорится о необходимости наведения правопорядка прежде всего во власти. Действительно, правопорядок во власти, в госаппарате, управленческих структурах, в среде чиновничества есть первое условие утверждения порядка, организованности и стабильности в стране. Без этого никакие демократические преобразования, реформы в России невозможны.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15492. КЛАСИФІКАЦІЯ МОНТАЖНОЇ ПРОДУКЦІЇ 44.5 KB
  Лекція №7 КЛАСИФІКАЦІЯ МОНТАЖНОЇ ПРОДУКЦІЇ Для з’єднань приладів і засобів використовують наступні типи проводів: 1. Монтажні 2. Обмотувальні Установочні 4. Компенсаційні Кабельна продукція поділяється на основні групи:силові і командні. Установочні провода в...
15493. Привід вантажопідйомних машин 77.5 KB
  ТЕМА: Привід вантажопідйомних машин Залежно від типу призначення і характеру роботи вантажопідйомної машини можуть бути використаний різний привід її механізмів. Привід вантажопідйомних машин класифікується за наступними ознаками: за виглядом вживаної руші...
15494. Дзень, дзень! Молот по зелізі!.. (про ковалів і ковальство в Підгайцях та дещо зі спогадів) 145 KB
  Дзень дзень Молот по зелізі.. про ковалів і ковальство в Підгайцях та дещо зі спогадів Про ковальство і ковалів вочевидь треба писати як кажуть старі галичани на ширшу скалю тобто не тільки писати але й досліджувати значно більше і глибше. Так наприклад велики
15495. ШЛЯХАМИ УКРАЇНСЬКИХ СІЧОВИХ СТРІЛЬЦІВ НА ПІДГАЄЧЧИНІ 139 KB
  Степан КОЛОДНИЦЬКИЙ Богдан МЕЛЬНИЧУК ШЛЯХАМИ УКРАЇНСЬКИХ СІЧОВИХ СТРІЛЬЦІВ НА ПІДГАЄЧЧИНІ До вибуху Першої світової війни Підгаєччина належала до одного із краще зорганізованих повітів Східної Галичини а це – завдяки енергійному єдиному в той час адвокат...
15496. Аналіз статей з інноваційного маркетингу 70 KB
  В даній статті автор розглядає та порівнює тенденції інноваційного розвитку в Україні та за кордоном. При цьому, в закордонному інноваційному процесі спостерігаються такі особливості...
15497. Андрусівське сепаратне перемир’я 1667 22.75 KB
  Андрусівське сепаратне перемир’я 1667 Андрусівський сепаратний договір Андрусівський мир угода між Московським царством і Польщею за спиною України про припинення війни підписана 30 січня 1667 року в селі Андрусове під Смоленськом терміном на 135 років. Угода стала заве
15498. Античні міста Північного Причорномор'я 14.88 KB
  Античні міста Північного Причорноморя Грецькі міста й селища виникли в Причорноморї під час Великої грецької колонізації у VIII VI ст. до н. е. Причини виникнення колоній полягали в перенаселенні Греції нестачі земель придатних для хліборобства пошуках джерел сировини...
15499. Антропогенез 13.81 KB
  Кістки найдавніших у Європі людських істот знайдені у Вертешселеш Угорщина та Гейдельберзі Німеччина належали пітекантропам. Приблизно в цей самий час можливо трохи пізніше пращури людини зявляються на теренах України. Як відомо в усі історичні епохи Північ Євразі
15500. Українсько-московський договір. Березневі статті 1654 року – історико-юридична та історична оцінка 19.79 KB
  Українськомосковський договір. Березневі статті 1654 року – історикоюридична та історична оцінка Схожі матеріали УкраїнськоМосковська угода 1654 р УкраїнськоМосковський договір 1654 р Козацька делегація привезл...