67378

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

В сущности природа и сущность ценности это философский вопрос и на него: философами было дано немало ответов. Материалистические философские направления трактовали ценности как предпочтения обусловленные потребностями прежде всего такими которые в современной социологии называются базисные.

Русский

2014-09-07

94.5 KB

7 чел.

Лекция 3

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Все мы живем в обществе себе подобных и поэтому обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций, как наших собственных, так и чужих, мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то существенном поведение других или, наоборот, другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях - в разном социальном контексте - и одни и те we люди ведут себя по-разному. Как они выбирают  желательный тип поведения?

Выбор линии поведения определяется социальными ценностями.  Объяснить, что такое ценность очень непросто. В сущности, природа и сущность ценности - это философский вопрос, и на него: философами было дано немало ответов. С точки зрения классического идеализма ценность - это идеальная, вечная, неизменная сущность, обладающая самостоятельным существованием где-то в  идеальном мире и оттуда проникающая в духовную сферу человека. Например, Платон считал, что благо, истина и красота - вечные самодостаточные идеи, которые человеческая душа созерцала до рождения в физический мир. Поэтому человек вспоминает их и никогда не может забыть. А физический мир, в котором мы существуем; в значительной мере лишен этих ценностей, чем объясняется наш постоянный дискомфорт и неудовлетворенность.

Материалистические философские направления трактовали ценности как предпочтения, обусловленные потребностями, прежде всего такими, которые в современной социологии называются «базисные». С этой точки зрения ценности неизбежно делятся на «подлинные» и «мнимые». Так, советская пропаганда противопоставляла «социальные гарантии» и «пресловутые права человека».

Фрейдисты и фрейдомарксисты, например Г. Маркузе, ищут природу ценности в сексуальных влечениях бессознательного, поэтому для них ценность - это удовлетворенный эрос.

Философы экзистенциалистского направления М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр дают экзистенциально-психологическое понимание ценности. Они выделяют сферу человеческого существования - «человеческой реальности>> - как совершенно особую область бытия, фундаментальными характеристиками которой являются выбop, беспокойство и ценность. Человеческую реальность отличают вечная неудовлетворенность и несамотождественность. Каждый из нас He таков, каким ему хотелось бы быть: все мы бываем и малодушными, и глуповатыми, и безвольными и т.п., но фундаментальная черта человеческого сознания - это TO, что оно всегда не совпадает с собой, всегда стремится быть иным. Такую постохнную неудовлетворенность Сартр называет нехваткой и выводит из нехватки понятие ценности, определяя ее как состояние сознания, когда нехватка восполнена. Наши ценности - это «я красивый», или «я богатый», или «я храбрый и никого нe боюсь» и т.д. Сознание человека в конкретной ситуации - это своего рода «пучок» конкретных нехваток, из которого выделяется базисная нехватка: я чувствую, что не вполне готова к экзамену по социологии и должна провести ночь перед экзаменом за учебником; я застенчив и поэтому специально стараюсь быть раскованным в компании; я боюсь показаться девушке скучным и поэтому непрерывно острю.

В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются олько шкалой своих ценностей - тем, какие ценности для них доминируют, а какими можно всегда или в определенной ситуа-ции поступиться. Конечно, никому не хочется быть больным, неполноценным, нищим, одиноким, некрасивым, однако для кого-то на первом плане стоит жизненный успех, материальное благополучие, и он готов, например, жениться по расчету на девушке из влиятельной семьи, а для кого-то высшая ценность - любовь, и он согласен на «рай в шалаше», но только с любимой.

Но иногда доминирует He фундаментальная и безусловная ценность, например самосохранение, а нечто другое, что мгновенно становится самодовлеющим. Так совершаются подвиги, со-пряженные с самопожертвованием. Именно в эти моменты происходит взаимодействие индивидуальных и социальных ценностей, которые далеко He всегда совпадают и достаточно часто вступают в борьбу.

Социальные ценности - это ценностные nредставления, при-нятые данной социальной группой. Они более многообразны, чем индивидуальные ценности, определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и куль [46] туры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах, поэтому они классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные. Например, если для солдат высшей ценностью в соответствии с их социальной ролью и статусом является беззаветная храбрость в бою и беспощадность к врагам, то для монахов-христиан, напротив, первостепенная ценность - непротивление насилию, братская любовь ко всем людям невзирая на их национальную принадлежность, к народу-противнику в войне. В кружке революционеров более всего ценятся непримиримость и непокорность в борьбе с правительством, а в группе детского сада - покорность воспитателю и послушание. В связи с этим В.Л. Иноземцев проводит любопытное сопоставление: он отмечает, что люди, с юных лет стремящиеся к материальному успеху и считающие его базисной ценностью, не могут впоследствии переориентироваться Ha ценности более высокого, «постматериального» порядка. Такие ценности становятся ориентиром тех, кто с детства не знал материальной нужды'.

Поскольку каждый человек входит He в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые.

Иллюстрируем сказанное на примере, используя американские реалии (для простоты). Джон одновременно и католик, и полковник американской армии, и выходец из семьи итальянских эмигрантов в третьем поколении, и принадлежит к среднему классу американского общества, и является членом республиканской партии. И он должен, следуя ценностям всех этих групп, подставить правую щеку, если его ударили HO левой; разрабатывать наступательную стратегию no отношению к военным противникам США; в семейном кругу отмечать праздники по итальянской традиции, как приучила его бабушка-итальянка; вести себя как «стопроцентный американец». Вероятно, все это совмещается в одном человеке с трудом, и, если все эти ценности для него действительны, могут возникнуть мучительные внутренние коллизии. Но скорее всего какие-то ценности давно стали для него формальными, и он о них He задумывается, т.е. одни ценности являются главными и безусловными, а другие подчиненными. Осознавая это, он нe продаст оружие со своей военной базы, чтобы купить себе еще одно ранчо, хотя как представитель среднего класса он должен стремиться к обогащению; и он He скомандует солдатам опустить автоматы и спокойно ждать, пока противник убедится в том, что насилие - зто зло, хотя он и разделяет христианские ценности.

Те ценности, которые действенно определяют поведенчеекие стратегии людей, обязательные для всех членов данной социаль

1 См.: Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. С. 109.

ной группы и за пренебрежение которыми в гpyппe nрииеняются санкциониробанные группой наказания, называются социальными нормами.

He все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не

могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами He становятся, как бы они ни были хороши и желательны. Например, хорошая безоблачная погода не может быть социальной нормой.

Некоторые позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой, потому что люди He в состоянии им следовать в массовом порядке.

К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Однако история He знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Ни в одном обществе героизм и святость не могут стать социальной нормой, поскольку подавляющее большинство людей оказалось бы He в состоянии следовать такой норме. Можно сказать, что некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом, а нормой становится TO, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого. Именно это выразил в своем категорическом императиве И. Кант: « Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим нравственным законом».

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак He может. Общество He требует от своих членов под страхом социальных санкций, чтобы они обязательно дышали, - они и без санкций не могут не дышать. Для того чтобы норма стала нормой, должна быть возможность выбора. Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Немецкий социолог Г. Попиц, характеризуя общество, лишенное способности к прогнозированию поступков своих членов, пишет: если было бы общество, выстроившееся в очередь. Поступки совершались бы только в голове этой колонны... Очевидно, это было бы очень косное общество». Нормы, позволяя заранее с большой долей вероятности прогнозировать поведение других

Popitz Н. Die normative Konstruktion von Gesellschaft. Tiibingen, 1980. S. 2.

[48]

членов данной социальной группы, экономят время и силы людей, которые бы непродуктивно растрачивались в разнообразных ситуациях.

Например в большинстве обществ считается нормальным, когда мать заботится о своих детях, и ненормальным - отсутствие такой заботы. Поэтому от женщины, родившей ребенка, ожидается определенное поведение по отношению к нему. Она - в меру своей социальной нормальности - стремится оправдать эти ожидания и чувствует стыд и вину, если по каким-то причинам вынуждена вести себя He в соответствии с нормой. Со своей стороны общество (родственники, соседи, коллеги и государственные органы) разнообразными способами выражает ей свою обеспокоенность ненормальным положением дел и свое коллективное осуждение.

Нормы предписывают всем членам данной социальной группы в определенной ситуации вести себя строго определенным образом. Невыполнение этого нормативного предписания подкрепляется угрозой социальных санкций, а выполнение - ожиданием поощрения.

Нормы становятся таковыми только тогда, когда они приняты всеми членами общества. Понятие «общепринятая норма» означает, что все члены общества знают данное предписание, согласны с ним, признают его позитивный характер и руководствуются им в большинстве случаев, а также ожидают друг от друга поведения, соответствующего этой норме. Обязательные предписания, не получившие социального признания, не становятся нормами.

Например, в советский период нашей истории социальной нормой для советских людей было нежелание выезжать на постоянное жительство за границу. Стремление уехать воспринималось обществом как предательство, и отъезжающие подвергались социальному осуждению на всех уровнях социальной жизни: от них отказывались остающиеся родственники, жены бросали мужей и наоборот, государство - с санкции общества - лишало таких людей работы, профессии, статуса, их критиковали в печати и на собраниях, от них отворачивались старые друзья. В конце концов их выпускали из страны, но без всякого имущества, кроме самых необходимых личных вещей, и с минимумом денег. Все это происходило He просто потому, что такой была государственная политика, а потому что общество, воспитанное официальной пропагандой, приняло такую норму и признало ее своей и люди, выросшие за (железным занавесом», не воспринимали такое ненормальное и нарушающее права человека состояние как нечто негативное. Напротив, они воспринимали его как норму и искренне осуждали «нарушителей». А в настоящее время российское общество отказалось от этой нормы, и никто уже не осуждает многочисленных эмигрантов «новой волны». Даже наоборот: переезд за рубеж стал чем-то социально престижным, а статус отъезжающих и даже просто имеющих такую возможность резко возрос.

В средневековом обществе человек, не вызвавший обидчика на смертельный поединок, подвергался всеобщему презрению. В настоящее время подобные «поединки» уголовно наказуемы.

Заповеди Нагорной проповеди признаны как моральный идеал большинством людей христпанского мира, однако они He могут стать нормами: общество не готово жить в соответствии с ними и строить согласно им свои социальные ожидания. Например, я не могу ожидать от своего врага, чтобы он меня любил и вел себя соответствующим образом. Если это вдруг оказалось бы так, меня бы потрясло до глубины души его поведение как нечто исключительное, но рассчитывать на это заранее и строить на таком прогнозе свою стратегию я не могу: она почти наверняка окажется провальной.

Всеобщая значимость норм еще не означает, что все действующие в обществе нормы обязательны для всех. Так, маленький ребенок может взять чужую вещь, которая ему понравилась, поскольку он еще не понимает, что такое «собственность», и He может отличить свое от чужого, в связи с чем социальный запрет на кражу к нему не относится и его поступок ненаказуем. Мы He ожидаем от инвалида, что он бросится 'в реку спасать тонущего, разве что требуем от него, чтобы он позвал на помощь здоровых людей.

Многие нормы, так называемые ролевые нормы, вообще обращены только к людям, занимающим определенное социальное nоложение. С ними связаны <ролевые конфликты», когда выполнение одной социальной нормы сопряжено с нарушением другой. Например, в пьесе К. Тренева «Любовь Яровая» героиня любит своего мужа, но находится по другую сторону политической баррикады: он белый офицер, она переходит на сторону большевиков. Норма поведения верной жены вступает в конфликт с нормой верности партии большевиков, обязательной для членов партии, и в конечном итоги партия побеждает.

Таким образом, всеобщая значимость норм - это их распроcтранение на подавляющее большинство взрослых и совершеннолетних здоровых и дееспособных членов общества. Хотя существуют разные виды социальных норм: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, корпоративные, семейные, нормы, присутствующие в обычаях, традициях, привычках, деловые обычаи, правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов. Общепринятые нормы общество передает путем воспитания на их основе детей в семье, через функционирующие в обществе кодексы законов, своды частных правил, например прав ила дорожного движения, правила хорошего тона и т.д., путем постепенного накопления жизненного опыта - методом «проб и [50]

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и \.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 325.

ошибок», в систематическом процессе обучения, через образцы, заданные в традиции, сказках, мифах. To, в какой именно форме транслирует свои нормы и ценности данное конкретное общество, зависит от типа культуры. Так, миф является базисной формой трансляции в архаических и традиционных обществах, закон и право - в современных. Большую роль в передаче норм и ценностей играют религия и идеология.

Признание норм также происходит различными способами. Социологов всегда занимал вопрос, почему люди, руководствуясь социальными нормами, поступают в ущерб собственным реальным интересам? П. Блау выдвинул гипотезу, согласно которой признание норм и способность подчиняться им, и даже не в собственных интересах, обусловлена пониманием того, что все люди связаны долгосрочными целями социального взаимодействия. Любой социализованный индивид предвидит, что со временем то, что он теряет для себя, следуя норме, будет компенсировано в его дальнейших взаимоотношениях с обществом. Дж. Коулмен считает, что возникновение социальных обязательств является рациональным поведенческим ответом на попытки образования групповых коалиций no интересам. Противоположную позицию занимают К. Кук и Р. Эмерсон, полагающие, что существование социальных норм нельзя полностью объяснить в рамках теории рационального выбора, поскольку здесь участвует моральный (внерациональный) фактор. Этого же мнения придерживается и Дж. Элстер. Он показал, что социальные нормы He принимаются на внешнем уровне, а интернализуются, т.е. принятие нормы регулируется чувствами стыда, достоинства и вины и в гораздо меньшей степени - расчетом на вознаграждение и страхом перед возможным наказанием l.

Действительно, в освоении и принятии норм можно выделить три различных уровня. Низший уровень принятия нормы - это уровень мотивации страхом перед негативными социальными санкциями. Более высокий уровень - мотивация здравым смыслом, когда норма принимается и соблюдается на основе понимания ее необходимости и социальной полезности. При этом всякая норма функционирует He изолированно, а н системе других принятых обществом норм. Например, норма бережного отношения к природе вытекает из другой нормы - считать леса и луга и т.п.

1 См.: Scott J. Rational Choice Theory // Understanding Contemporary Society: Theories of the Present. Р. 134.

полезными и красивыми. В развитом обществе ключевым и высшим уровнем признания норм является интернализация - «овнутрение» человеком нормы, когда она становится элементом его внутреннего мира и воспринимается как идущая изнутри, как своего рода «голос совести». В архаических обществах интернализация принимает форму табуирования - глубокого внерационального усвоения норм группы путем запрета, ставшего привычкой, причем одна только мысль о возможности ее нарушить вызывает у человека глубокий стыд, отвращение и страх - вплоть до нервного расстройства. Большинство норм, регулирующих семейные отношения, являются по своей природе табу и cуществуют с глубокой древности. Это прежде всего табу на кровосмешение - запрет сексуальных отношений между близкими родственниками по крови. З. Фрейд показал в своих трудах, что тяга к кровосмешению заложена в подсознании человека, однако глубоко закрепившееся усвоение социальных табу препятствует у большинства людей не только ее реализации, но и просто ее осознанию. Конфликт бессознательного влечения и cоциальной нормы вызывает у человека неврозы и другие психические заболевания. К сексуальным табу следует отнести и запрет скотоложества и однополой любви.

Нарушение табу наиболее хсестко наказывается в традиционных и архаических обществах. Менее жестко общество наказывает нарушение нравственных норм, не формализованных в виде законов: жестокое отношение к ближнему, не доведенное до степени преступления, сексуальный разврат в формах, не подлежащих уголовному наказанию, и т.д. Нарушение традиций остается безнаказанным в современных индустриальных и постиндустриальных обществах, поскольку здесь традиция утратила свою роль, но в традиционных обществах отход от нее вызывает всеобщее резкое осуждение и порой очень суровые санкции, осуществляемые самой общиной без суда и специальных исполнителей. Обычаи и привычки - это наиболее необязательные нормы, и нарушение их влечет за собой очень мягкие санкции в виде nростого социального порицания, а может вообще ничего за собой не повлечь. Такие нормы функционируют на уровне бытовых отношений: требование закрывать за собой дверь, выключать свет на ночь, умываться и чистить зубы no утрам и т.д.

Отношение социальных норм и власти в исторически конкретном обществе составляет особую проблему. Структура власти, существующая в данном обществе, отражается на нормативных структурах и распределении полномочий на применение санкций. [52]

Наличие в обществе неформально или даже формально неравноправных слоев приводит к неравенству в исполнении социальных норм и в подверженности санкциям в случае их неисполнения.

Нормативная однородность характерна далеко He для каждого общества. Например, в сословных и этнически разнородных обществах одновременно сосуществуют разные нормативные структуры. Так, крепостной в своем поведении руководствовался одними нормами, а помещик - другими, и такое различие нормативных ожиданий само было нормой для сословного общества. Во многих обществах на протяхсении длительных исторических периодов мирно сосуществовали иудеи, христиане и мусульмане, но они оставались в рамках своих национально-религиозных нормативных систем; более того, сама нормативная гетерогенность, деление обычаев на «свои» и «чужие», в таких обществах становилась нормой.

Нормативная система, как и другие элементы общества, подвержена изменениям. Это могут быть текущие исторические изменения, связанные с эволюцией общества, трансформацией системы ценностей, секуляризацией или, наоборот, всплеском религиозного фундаментализма, изменениями в сфере семьи, гендерных взаимоотношений и т.д. Обычно такие изменения происходят медленно, исподволь, на длительном историческом отрезке и начинаются с постепенного сведения уходящих норм и санкций к чистой формальности. Общество незаметно утрачивает интерес к соблюдению или несоблюдению таких норм, что проявляется в отмирании общественных (неформальных) санкций за их нарушение со стороны группы при сохранении юридических санкций.

Резкие нормативные изменения обусловлены нормотворческой и законодательной деятельностью властей, государственными переворотами и революциями, победой и крушением тоталитарных режимов, т.е. они осуществляются преднамеренно путем волевого решения субъекта, облеченного властью. Как правило, изменения в структуре власти вызывают активизацию нормотворчества, которая выражается в принятии большого количества новых законов. Обычно этому процессу сопутствует ускоренное добровольное или принудительное социальное признание новых норм. Так, за пять лет до прихода Гитлера к власти никто в Германии He мог и подумать, что будет принят закон о расовой чистоте и смешанные еврейско-арийские семьи будут подвергаться нападкам и преследованиям со стороны тех самых немецких обывателей, которые воспринимали их как добрых соседей.

После крушения гитлеризма эта социальная норма быстро перестала быть нормой и снова стала удивлять обывателей как что-то такое, что было « не с ними».

Аля настоящего периода карактерно существование общей глобальной тенденции к либерализации и интеллектуализации социальных норм и смягчению санкций. Этот процесс во многом обусловлен секуляризацией и экуменизацией общества, межэтнической интеграцией и сопутствующей им релятивизацией ценностей. To, что изолированной социальной группой воспринималось как моральный абсолют, в современном многообразном мире видится уже как один из множества возможных вариантов нормативной системы. По словам Х. Кокса, «ценности секулярного человека десакрализованы, лишены всякого притязания на безусловную и окончательную значимость. Теперь ценности - это лишь то, что некоторая социальная группа в определенное время и в опререленном месте считает хорошим. Это уже не ценности, а, скорее, оценки. Секулярный человек сознает, что те символы, через которые он воспринимает мир, и та система ценностей, которой он руководствуется, принимая решения, порождены конкретными историческими событиями и потому ограничены и частичны»'.

Постепенно складывается единое этическое пространство, в котором нормы и санкции все более и более гуманизируются. В какой-то мере пошатнулось старое представление о том, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток» (Р. Киплинг). Нормативные структуры Востока, носившие строго традиционный характер и предусматривавшие жестокие санкции, во многих странах (кроме тех, где господствует исламский фундаментализм) размываются и дополняются этическими идеями Запада.

Человеческое существование все менее регламентируется обычаями и традициями. Общество становится терпимым в отношении особенностей личной жизни людей, их сексуальных предпочтений и поведения. Социальное санкционирование в развитых обществах имеет преимущественно государственно-правовой характер, что исключает самосуд, акты религиозного фанатизма и т. д.

Можно сказать, что современное общество развивается в направлении гуманизации человеческих взаимоотношений и смягчения предъявляемых к индивиду нормативных требований. Благодаря этому укрепляется тенденция к поведенческой автономии индивида, т.е. к более высокой степени индивидуальной свободы.

Кокс Х. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995. С. 46.

ЗАДАЧИ

1. В каких из следующих предложений идет речь о социальных нормах:

а) уровень преступности в Москве вполне нормальный. OH He отличается OT уровня преступности в других городах;

6) в случае расследования серийных убийств следует принимать во внимание, что они совершаются психически ненормальными людьми. Поэтому в каждом расследовании нужно проводить психиатрическую экспертизу. Хотя эти люди и нарушают санкционированную уголовным законом норму, но, возможно, они будут признаны невменяемыми;

в) нормальная температура человеческого тела 36,6°С.

2. Пациент просит врача выписать ему сильное снотворное. Врач не видит в этом необходимости, выписывает безвредное успокоительное средство и рекомендует пациенту ежедневные прогулки. Является ли данное предписание нормой? Следует ли врач норме, если он дает подобное неугодное для пациента предписание? Если да, то какой норме он следует?

3. В правовом государстве действует принцип, согласно которому каждый закон должен быть приведен в исполнение законным порядком. Является ли этот принцип нормой? Являются ли нормами отдельные предписания, которые регулируют юридически грамотное исполнение законов? Являются ли возникшие с этой целью законы нормами?

4. К профессору приходит аспирант, чтобы обсудить с ним свою диссертацию. Профессор чувствует, что у аспиранта не только профессиональные проблемы, но и личные, которые затрудняют продвижение его работы. С одной стороны, профессор считает, что нужно перейти к откровенному разговору, поскольку только это сможет помочь ему в дальнейшем. С другой стороны, он видит здесь превышение полномочий и считает, что He имеет права вмеш иваться в личную жизнь человека. Есть ли здесь конфликт норм?

5. Как и ранее существовал ряд проступков, которые не оскорбляли сословную честь аристократа, так и сегодня некоторые проступки также не считаются оскорбительными для чести, а иногда они даже повышают престиж человека. К примеру, браконьер, который возвращается из тюрьмы, слывет в своей деревне славным малым. Здесь очевидно несоответствие между санкционированными уголовными нормами и так называемыми социальными нормами, которые приняты в части общества. Как могло возникнуть такое несоответствие? Почему такие действия, как браконьерство, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, дуэль, воровство среди рабочих, плагиат в определенных кругах считаются «мелкими нарушениями»?

6. В одной из последних сцен «Фауста» Мефистофель говорит:

Война, торговля и пиратство - Три вида сущности одной.

По каким критериям различается война на море, пиратство и торговля «заморским» товаром? В чем необходимость такого различения?

7. В одном известном фильме изображается, как во время Второй мировой войны американские войска занимают остров в Тихом океане, бывший раньше японской колонией. Через некоторое время коренные жители приносят бесчисленные подарки американскому коменданту. Комендант отклоняет дары. Но его надежда добиться таким корректным поведением расположения местных жителей не оправдалась: никто из них и He выполняет его указания, не признает его власть. Как это можно объяснить?

8. А. Франс пишет в одном из своих романов, что высшая мудрость нашего (французского) правосудия состоит в том, что оно равным образом запрещает спать под мостами и бедным, и богатым. Что он хотел этим сказать?

9. Во время Кавказских войн русский полк продвигается со своими солдатами по территории Грузии. К командиру полка приходит местная женщина и просит о защите. Она втянута во вражду и боится погибнуть от кровной мести. Командир говорит ей: «Оставайся у нас. Ты можешь идти с полевой кухней и там понемногу помогать». Правильно ли поступил командир или нарушил норму?

10. Когда мы посещаем супермаркет, все товары, которые мы собираемся купить, мы складываем в тележку. Если He делать этого, а класть товары и сумку, которая тоже у нас с собой, то это было бы нарушение правила. Смысл правила понятен: оно должно затруднить действие магазинных воров. Речь идет о норме, которая отражает общую норму: «Ты He Должен красть». Эту норму мы признали и мы не крадем. Помимо этого мы признали также, что торговец устанавливает дополнительные меры, которым мы подчиняемся. Возможно, раньше мы как-то уяснили для себя это обстоятельство. Норма «Ты не должен красть» и предписание складывать все товары в тележку He приходят нам в голову, когда мы делаем покупки. Повинуемся ли мы еще норме? Или просто следуем привычке?

11. Франсуа на автомобиле добирается из Парижа в Нант, и уже много времени в пути. Он выпил вина, однако содержание алкоголя в его крови еще не превысило допустимую (во Франции) норму. И поэтому он решает продолжить свой путь, и через небольшое время он становится виновником столкновения. После происшествия его мучила совесть. Но почему? Ведь все произошло скорее no причине бездействия, поскольку его способность реагировать была хуже, чем обычно. Однако существует ли норма «Ты должен быстро реагировать»? Почему же водитель чувствовал себя виновным? Когда и какую норму он нарушил?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10542. Планирование социально-педагогической работы 197.5 KB
  Тема. Планирование социально-педагогической работы План. Проблемы социального педагога. Формы и содержание планов работы социального педагога. Условия и показатели работы социального педагога в образовательном учреждении. Литература. 1. Нага...
10543. Основные принципы социальной педагогики 76.5 KB
  Тема: Основные принципы социальной педагогики. План Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики. Литература Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педаго
10544. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 71 KB
  Тема: Социальнопедагогический процесс и пути его совершенствования. План. Понятие сущность и содержание социальнопедагогического процесса. Общая характеристика основных компонентов социальнопедагогического процесса. Литература. Галагузова ...
10545. Педагогика социального становления личности 104.5 KB
  Тема: Педагогика социального становления личности. План. 1. Социализация человека как социальнопедагогическое явление. Особенности возрастной социализации. ЛИТЕРАТУРА Беличева С А. Основы превентивной психологии М. 1993. Громова М.Т. Педагогич...
10546. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 104.5 KB
  Тема: Механизмы и движущие силы социального развития ребенка План. 1. Источники социального развития человека 2. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании ЛИТЕРАТУРА Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М 1993. Мардахаев Л.В. Психо
10547. Деятельность и ее социально-педагогические возможности 112.5 KB
  Тема. Деятельность и ее социально-педагогические возможности План. 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика 2. Виды деятельности их прогрессивное и регрессивное влияние на личность 3. Инстинкты и деятельность. В развитии человека как личности г...
10548. Воспитание как педагогическое понятие 55 KB
  Тема: Воспитание как педагогическое понятие. План. Сущность процесса воспитания. Содержание отношений которые формируются в системе воспитания. Литература. 1. Выгодский Л.С. Психологическая психология. – М.: Педагогика Пресс 1999. 536 с. 2. Щуркова Н.Е.
10549. Методы воспитания. Императивные и игровые методы воспитания 78 KB
  Тема: Методы воспитания План. Понятие о методах воспитания. 2. Императивные и игровые методы воспитания. 1. Понятие о методах воспитания. Для формирования культурных отношений нормированных необходимо включать человека во взаимодействие с окружаю...
10550. Методика формирования коллектива из группы 146 KB
  Тема: Методика формирования коллектива из группы План 1. Примитивные межличностные реакции и их предпосылки. 2. Устройство и правила примитивной группы. 3. Методика формирования коллектива 4. Коллектив и личность Литература 1. Аникеева Н. П. Учителю о психолог...