67379

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Периодом наиболее интенсивной социализации является детство но и будучи взрослым индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям при переходе из одной социальной среды в другую смена статуса смена места жительства например на переезд из города в село и наоборот...

Русский

2014-09-07

140 KB

2 чел.

Лекция 4

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Понятие «социализация» в социологии занимает неоднозначное место. В контексте социальной психологии оно относится к процессу, в ходе которого индивиды научаются определенным формам взаимодействия с окружающей социальной средой, интериоризируют, т.е. глубоко усваивают эти формы, включая их в свою личность, и становятся членами различных социальных групп, приобретая в них конкретный статус. Таким образом, социализация - это одновpеменно и npоцесс научения навыкам социального взаимодействия, и npоцесс культуpной адаптации к интериоризации. В силу своего содержания термин «социализация» является междисциплинарным и используется в таких разных областях знания, как культурная антропология, психоанализ, интеракционистская психология.

Дюркгейм связывает понятие «социализация» с проблемами функционирования коллективного сознания, прежде всего с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. М. Вебер выделяет в рамках этого понятия социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и социализацию институциональную, осуществляющуюся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью социального поощрения и принуждения. Т. Парсонс понимает социализацию как процесс функциональной адаптации индивида.

Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Например, Г. Роше определяет социализацию так: это <процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, в котором ему приходится жить»1. Социализация позволяет индивиду приобрести то, что необходимо для эффективного функционирования в воспитавшем его обществе.  С этой целью, в частности, индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление, т.е. возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Как и процесс самоидентификации (см. лекцию 2), социализация практически не знает завершения, продолжаясь и течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и будучи взрослым, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, смена места жительства, например на переезд из города в село и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям - при вступлении в брак, рождении детей, занятии новых должностей и т.п. Именно поэтому П. Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную, происходящую в детском возрасте, когда индивид становится членом общества, и вторичнуо, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества1.

Человек в отличие от детеныша животных почти лишен врож-денных приспособительных инстинктов и для выживания и развития нуждается в контактак с себе подобными. Только в социальном контексте, полном символов и способов их интерпретаций, ребенок может реализовать свой врожденный потенциал и стать человеком. Независимо от того, в каком обществе человек рождается, он He может обойтись без опеки и научения со стороны взрослых членов группы. Требуются долгие годы, чтобы он

г Цит. по: Compeau R., Sirois М., Rdeault Ё., Dufort N. Individu et societe. Introduction а 1а sociologie.2 ed. Montreal; Р.; Casablanca, 1998. Р. 149.

1 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 212-213.

[58]

вобрал в себя все элементы, необходимые для самостоятельной жизни в статусе взрослого члена общества.

Для этого ребенку с первых дней жизни нужно иметь средство общения со взрослыми. В первые месяцы жизни это первичные мимические реакции, язык жестов, с помощью которых ребенок сигнализирует взрослым о своих потребностях и выражает свое удовлетворение или недовольство. Ответные реации взрослых становятся ему понятны тоже из жестов, мимики, интонаций. По мере обучения разговорному языку язык мимики и жестов постепенно отходит на второй план, но на протяжении всей жизни индивида он He утрачивает своего значения полностью, превращаясь в важный язык невербального общения, говорящий порой не меньше, чем слова. Дело в том, что мимика, жесты, позы гораздо меньше подконтрольны сознанию, чем речь, поэтому обладают He меньшей, а иногда и большей информативностью, сообщая и то, что индивиду хотелось бы скрыть.

Итак, можно утверждать, что социализация осуществляется в процессе общения с другими людьми. Такое общение, вербальное или невербальное, составляет необходимое условие того, чтобы ребенок стал социализированным индивидом.

Это лодтверждается следующей историей (получившей широкую известность благодаря фильму Ф. Трюффо). В конце XIX в. охотники нашли 12-летнего мальчика в лесу на юге Франции. Виктор (так его назвали впоследствии) вел себя, как звереныш: бегал на четвереньках, обладал очень острым слухом и зрением, не умел разговаривать, а лишь издавал нечленораздельные звуки. Специалисты считали его умственно отсталым. Молодой врач no имени Итар не согласился с этим диагнозом и решил сам заняться мальчиком. Он поставил перед собой цель обучить его и сделать из него полноценного человека, способного жить в обществе. Несмотря на все свои усилия, через пять лет Итар признал, что потерпел неудачу. Хотя Виктор и освоил основы языка, но He научился вести себя как член общества. Когда была возможность, он возвращался к своим прежним привычкам, которые помогли ему выжить в лесу. Он любил есть руками, старался He носить одежду и предпочитал передвигаться на четвереньках.

Жизнь других, подобных Виктору детей, «детей-волчат», «детей-газелей» или маленького Тарзана, которого нашли в лесах Сальвадора в пятилетнем возрасте, была менее трагичной. Вероятно, чем раньше такие дети попадают под опеку, тем больше возможность их переучить и приобщить к данному обществу.

Ясно, что роль первичной социализации очень велика и ее отсутствие в раннем возрасте не может быть (или почти He. может быть) компенсировано позднее.

Процесс социализации интерпретировался социологами поразному в соответствии с тем, какого подхода к обществу в целом они придерживались. Представители с о ц и а л ь н о г о д е т е р м и н и з м а, например, Дюркгейм, которым индивид видится как пассивное существо, испытывающее давление со стороны социальной среды, рассматривают социализацию как результат такого давления, отражающего примат общества над индивидом. Ж. Лафонтен показывает, что такое понимание отчасти смыкается со структурным функционализмом Т. Парсонса, поскольку делает упор на функциональную значимость стабильности передаваемых из поколения в поколение социальных ценностей'.

В противовес детерминистскому подходу сторонники и н т е р - а к ц и о н и з м а (например, Дж. Мид и А. Першерон) считают индивида равноправным участником социального взаимодействия, который может приспосабливать происходящие события к собственным целям, а не только сам адаптироваться к неизменным социальным ценностям. В таком понимании индивид может при необходимости решать свои проблемы, меняя некоторые уже усвоенные им нормы и ценности.

Формы научения, в которых осуществляется процесс социализации, разнообразны, но всегда задействуются в комплексе. Охарактеризуем их по порядку.

Научение закреплением - один из методов, сознательно используемых взрослыми, чтобы приучить ребенка к социально одобряемому поведению. Закрепление осуществляется путем направленного применения системы поощрений и наказаний, чтобы показать ребенку, какое поведение воспитатели одобряют, а какое порицают. Так ребенок учится соблюдать элементарные принятые в обществе правила гигиены, требования этикета и т.д.

Некоторые элементы нашего повседневного поведения настолько входят в привычку, что у человека образуются прочные ассоциативные связи - условные рефлексы. Образование их - один из каналов социализации. В этом случае говорят о научении путем формирования условного рефлекса. Например, у хорошо воспитанного члена современного общества существует условный рефлекс, связанный с мытьем рук перед едой. Если он сядет за стол, не вымыв руки, он будет чувствовать некоторый дискомфорт и, возможно, даже снижение аппетита. Условный рефлекс участвует также в формировании пищевых предпочтений, типичнык для данного общества. Так, русские испытывают отвращение при мысли об употреблении в пищу мясо змей, ящериц, лягушек, живых червей и т.д. Однако в некоторых странах все это составляет привычный рацион людей, а кое-что даже

См.: I afontant J. Initiation thematique а 1а sociologie. Saint-Bonifacc, 1990. Р. 44.

[60]

является деликатесом. Наши пищевые предпочтения тоже не аб-солютны, хотя для нас кажутся привычными и естественными. Научение через наблюдение - метод, заключающийся в том, что ребенок учится вести себя в обществе, наблюдая за тем, как ведут себя взрослые, и пытаясь им подражать. Подражание поведению взрослых составляет содержание многих игр детей младшего возраста; их игры отражают то, что дети видят, привнося в игру элемент своей индивидуальной фантазии. Если присмотреться к ходу игры, можно понять многое из реальной жизни семей, к которым принадлежат эти дети: род занятий родителей, их отношение к работе и вообще к жизни, их отношения между собой, разделение труда, принятое в данной семье, и т.д. Однако известный социальный психолог А. Бандура подчеркивает, что наблюдение за родителями He всегда вызывает у ребенка желание подражать. Он достаточно самостоятельно выбирает образец для подражания. И нередко в качестве образца выступает He один из родителей, а просто значимый взрослый ( а значимый «чужой»), на которого ребенок хотел бы походить, который вызывает у него чувство симпатии и желание отождествить себя с ним. Научение через взаимодействие, когда научение, согласно теории интеракционизма, осуществляется в ходе ролевого социального взаимодействия. Виднейший представитель этой теории Мид считает, что усвоение социальных норм и правил поведения усваивается ребенком в процессе взаимодействия с другими людьми и через игры, особенно ролевые (игры в «дочкиматери», в доктора и больного, в школу, в пожарных, в войну и т.п.). Такие игры, в которых каждому ребенку отведена строго определенная роль из мира взрослых, являются отражением организованного социального взаимодействия. Играя в ролевые игры, ребенок реализует результаты своих наблюдений и своего первого опыта социального взаимодействия (например, посещения врача, контактов с родителями и воспитателями во время занятий в детском саду или в школе). Игровая имитация социального взаимодействия неявно содержит подлежащие усвоению социальные нормы и учит ребенка им следовать. Аналогичную роль выполняют игры в добрых и злых персонажей сказок и кинофильмов, в ходе которых ребенок усваивает, какие поступки общество одобряет как «хорошие, добрые», а какие порицает, какие поступки ожидаются от «доброго», а какие от «злого». Так постепенно ребенок, согласно Миду, интернализует обобщенный образ «иного» - об щества, организованного в соответствии с определенными ценностями и целями. «Добрый» и «злой» - это обобщенные значимые символы социальных ценностей, помогающие символической интернализации социальных норм.

В процессе научения у человека формируется как бы «вторая натура», для обозначения которой французский социолог П. Бурдье ввел понятие «габитус». Габитус - это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и наnpавля-ющего его поведение... без участия его сознания. Можно определить габитус и как системный способ существования, настолько неотъемлемый для данного индивида, что кажется врожденным и естественным. Именно благодаря наличию габитуса мы He только ведем себя так, как требует окружающее нас общество, но и получаем глубокое личностное удовлетворение от такого собственного поведения, уважаем себя за него и испытываем эмоциональную неприязнь к людям, ведущим себя иначе. Например, тот факт, что в индустриальных обществах миллионы людей в крупных городах примерно в один и тот же час встают, чтобы пойти на работу, хотя никто извне не принуждает их к этому, - это проявление габитуса. Габитус - это овнутренный социальный порядок. Различают три типа габитуса.

* Культурный, или национальный, габитус. По мнению Н. Элиаса, культурный габитус характеризует коллективное национальное самосознание и определяет культурные различия между народами.

Человек сталкивается с глубоко укоренившимися национальными чертами других людей, когда ему приходится покинуть родину и интегрироваться в чужую культуру. Эмигрант воспринимается He только как иностранец, но и как представитель определенной культуры с иным габитусом.

* К л а с с о в ы й г а б и т у с. По рождению все мы обязательно принадлежим к определенному социальному классу. Каждый класс передает своим членам то, что Бурдье называет культурным капиталом - сложившуюся систему образования и воспитания. У каждого класса или социального слоя существует свой культурный «джентльменский набор», наличие которого обязательно у любого представителя этого класса. Так, русские дворянки обязаны были уметь говорить по-французски, играть на фортепиано, танцевать на балах принятые в то время танцы. С овременные молодые люди из высшего класса в странах Запада, гак правило, получают образование в престижных университетах, выбирая их в соответствии с семейной традицией, умеют и грать в гольф, занимаются другими престижными и дорогостоящими видами спорта, отдыхают на дорогих и обладающих соци [62] альным престижем в их кругу курортах. Объективированная форма культурного капитала - это дипломы, продолжительность обучения в лучших университетах, награды и поощрения и т.д. Интернализованная форма культурного капитала - это то, что всегда остается с человеком, характеризуя его как члена определенного социального слоя, класса, группы и т.д., - уровень развития интеллектуальных способностей, знания, тип мышления, словарный запас и манера говорить, эстетический вкус, стиль общения и поведения. Невозможно представить себе великосветского льва, который был бы не в состоянии расписаться, говорил на блатном жаргоне и вульгарно одевался.

Что такое культурный капитал, наглядно показал Б. Шоу в своей пьесе «Пигмалион». Ученый-лингвист, поспорив со своим другом, превращает вульгарную цветочницу из социальных низов в леди, великосветскую Ламу, обучив ее манерам, изысканной речи. Она становится неузнаваемой. В действительности такие превращения едва ли возможны или очень редки. Происхождение и воспитание накладывает неизгладимую печать на поведение и характер человека, и именно поэтому так комично выглядит у Шоу диалог еще не переученной Элизы со светскими дамами. Это просто столкновение разных габитусов.

Людям с одинаковым габитусом нет необходимости договариваться об общих моделях поведения, поскольку они направляются одним и тем же габитусом - своего рода « внутренним компасом >> . Как подчеркивает А. Акардо, «каждый человек, подчиняясь своему «внутреннему вкусу» при реализации индивидуального плана, неосознанно согласует свои действия с действиями тысяч других людей, которые думают, чувствуют и выбирают, как OHO. «Внутренний вкус» и есть габитус.

0 Г е н д е р н ы й г а 6 и т у с соответствует гендерным ролям и моделям поведения, которые общество ассоциирует с полом. Формирование гендерного габитуса осуществляется через наблюдение и подражание. Обычно ребенок отождествляет себя с родителем одного с ним пола и подражает его поведению. Если в семье есть дети разного пола, то правильное воспитание предполагает подчеркивание гендерных различий между ними - покупку разных игрушек, поручение им разной работы по дому. Это способствует формированию у детей стереотипных представлений о гендерных ролях, которые можно определить как жесткие и упрощенные, почти преувеличенные. По утверждению К. Бушара, это «готовые модели» мышления и поведения.

г Цит. по: Campeau R., Sirois М., Rbeault Ё., Dufort N. Op. cit. Р. 157.

В 1970-е гг. американские социологи провели опрос примерно 1000 человек. Всем им задавали один и тот же вопрос: какие мужские и женские качества они считают основными? В результате были выделены два типа коллективного поведения - мужской и женский. Выяснилось, что от мужчины ждут прежде всего независимости и компетентности, а от женщины - эмоциональности и теплоты. Опрос врачей-психиатров о стереотипных чертах здорового мужчины и здоровой женщины выявил, что здоровому мужчине приписывались такие качества, как независимость, стойкость, сила воли и т.д. Эти we качества психиатры приписывали здоровому человеку вообще, независимо от пола. Здоровую женщину в целом охарактеризовали как существо чувствительное, покорное, зависимое. И точно такие же характеристики были приписаны больному человеку независимо от пола. Это исследование позволило сделать вывод о наличии двойного стандарта психического здоровья у мужчин и женщин, в чем можно усмотреть влияние гендерного габитуса. В современном обществе существует тенденция к стиранию грани между стереотипами гендерных ролей.

Рассматривая проблему социализации в целом, необходимо ответить на два вопроса, касающихся содержания самого этого понятия: 1. Какое представление о процессе социализации можно считать наиболее адекватным? 2. Какова роль результатов социализации в объяснении социальных феноменов вообще?

Отвечая на первый вопрос, заметим, что социологии присуща тенденция (ее иногда называют социологизмом) рассматривать nроцесс социализации как своего рода дрессировку, в процессе которой ребенка заставляют усвоить нормы, ценности, знания и навыки. Все это в совокупности составляет нечто вроде программы ориентированной на более или менее механическое выполнение. Такое понимание дано в большей части статей, посвященных социализации. Оно основано на представлении о механической каузальной связи, соединяющей интериоризацию ценностей и социальное поведение индивидов.

П арадигме социального детерминизма в этом отношении можно противопоставить парадигму взаимодействия. Например, Ж.П. Пиаже, изучая формирование нравственных суждений у детей, отмечал связь этого процесса с количеством и качеством ициального взаимодействия у каждого ребенка. Поскольку у маленьких детей круг социального взаимодействия ограничен родителями, ему присуще стремление к отчуждению внушаемых ему моральных норм и эгоцентрически ориентированное поведе- [64] ние. Значение и смысл таких понятий, как взаимное уважение, справедливость, договор, становятся понятны ребенку и начинают фигурировать в его речи и поведении в период 8-11 лет, когда уменьшается степень родительского контроля и возрастает роль общенин со сверстниками.

Нетрудно понять, почему парадигма взаимодействия гораздо более реалистична, чем парадигма детерминизма. В о - п е р в ы х, она позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации. Оказавшись в новой ситуации, индивид руководствуется в своем поведении когнитивными ресурсами и нормативными установками, почерпнутыми в процессе социализации. Однако новая ситуация заставляет его расширить и обогатить когнитивные ресурсы и внести некоторые изменения в свои установки.

В о - в т о р ы х, парадигма взаимодействия не исключает принципиальной для социологии гипотезы оптимизации, согласно которой, индивид в любой ситуации старается вести себя так, чтобы оптимальным образом реализовать свои предпочтения и интересы. Пиаже, придерживаясь данной гипотезы, указывал, что индивид вгегда стремится к такому решению, которое кажется ему наилучшим. Гипотеза оптимизации He предполагает, что индивид будет обязательно искать лучшее решение в абсолютном смысле, такое, которое будет казаться лучшим и стороннему наблюдателю. Предшествующая социализация может вызвать неадекватное восприятие ситуации и предосудительные действия. Таким образом, нет прямого однозначного соответствия между социализацией и поступками людей, о котором говорит концепция социального детерминизма.

В.- т р е т ь и х, парадигма взаимодействия позволяет избежать и трудно приемлемого, и кажущегося нелепым вывода, в соответствии с которым затверженные в ходе социализации схемы вынуждатют определенные категории людей демонстрировать мазохистское альтруистическое поведение, противоречащее их собственным интересам. С этим выводом тесно связаны марксистские и неомарксистские представления о6 отчуждении и «ложном сознании», предполагающие, что механизмы усвоения ценностей и коде социализации достаточно эффективны, а власть господствуюгцих классов так велика, что угнетенные классы безропотно им подчиняются под влиянием полученного воспитания, даже понимая, что их собственные интересы противоположны интересам эксплуататоров.

В - ч е т в е р т ы х, в рамках парадигмы взаимодействия доволь-но просто учитывать степень интериоризации нормативных ценностей индивидами. Некоторые глубинные структуры личности He поддаются изменению в ходе социализации. Но каждый на себе испытал, что некоторые установки и нормы вполне обратимы, т.е. легко устраняются. Новые жизненные ситуации приводят к изменению и корректировке установок, полученных в процессе предшествующей социализации. Французский социолог Р. Будон приводит следующий пример. Дети, которым отец He уделял должного внимания, дети из неполных семей при опросах демонстрировали более высокую степень цинизма. Однако этот элемент их личности, в какой-то мере необратимый, в дальнейших жизненных ситуациях часто видоизменялся, принимая форму высокой приспособляемости, которая позволила многим из них сделать быструю и эффективную социальную карьеру. Исследования К. Кенистона дали противоположные результаты: дети, воспитанные в благополучных и респектабельных семьях, демонстрировали высочайшую степень конформизма по отношению к ценностям своей среды. Эти исследования показывают, что существуют различные степени интериоризации социальных ценностей - от очень глубокой до поверхностной.

В-пятых, парадигма взаимодействия позволяет различать интериоризованные элементы в зависимости от их силы принуждения. Некоторые нормы допускают свободное и даже двойственное понимание, другие требуют однозначного понимания и подчинения.

В целом парадигма взаимодействия дает возможность теоретического анализа процесса социализации во всей его сложности, позволяет устранить значительное количество противоречий, спорных моментов и несогласованностей, возникающих при попытке рассматривать социализацию в парадигме детерминизма. Второй вопрос - о роли результатов социализации в объяс-нении социальных феноменов - следует отметить, что дать точный ответ на такой общий вопрос практически невозможно. Однако нетрудно заметить, что социология часто преувеличивает значение и вес социализации как детерминанты поведения людей. Чаще всего, подчеркивает Будон, обнаружив дисфункциональный феномен, социология пытается обънснить его прежде всего действием социализации. Например, <<сопротивление>> актора изменениям, которые были бы в его интересах, объясняют тем, что это социализация препятствует ему отступить от усвоенных прежде норм. Так объясняют, в частности, <дисфункциональное>> поведение бедных семей в странах Востока в отношении деторождения. По мнению Будона, в таких случаях объясне [66] ние с привлечением социализации выглядит довольно спорным. Например, индийские крестьяне сохраняют традицию многодетной семьи в тех случаях, когда экономическая среда такова, что позволяет им оставаться на уровне потребления, гарантирующем выживание. «Сопротивление переменам» объясняется не только и не столько социализацией, но тем, что адаптация к новому может быть затруднена какими-то неизвестными наблюдателю объективными причинами.

Неопределенность, связанная с феноменом социализации, часто приводит к тому, что иногда называют «сверхсоциализованным образом человека». В действительности, согласно парадигме взаимодействия, результаты социализации составляют только один из многих параметров человеческого поведения. Как именно происходит процесс социализации? Социологи Р. Клутье и А. Рено выделяют четыре осуществляющие социализацию иерархически расположенные структуры, воздействие которых наслаивается друг на друга': 1) м и к р о с и с т е м а, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, друзья; 2) м е з о с и с т е м а - отношения между элементами микросистемы, например между семьей и школой; 3) э к о с и с т е м а, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но тем He менее участвуют в его социализации, иногда оказывая Ha него очень сильное влияние. Это, например, деловое окружение родителей, их начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у ребенка представлений о мире взрослых; 4) м а к р о с и с т е м а - культурное окружение, т.е. социальные ценности и идеологии, не только прямо внушаемые ребенку, но и косвенно влияющие на функционирование первых трех структур; это идеологические установки о6щества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т.д.

Семья является важнейшим агентом социализации. Она составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, входящее в более обширную социальную среду и несущее на себе ее отпечаток. По этому поводу А. Першерон пишет: «Входить в семью - означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном, месте». Именно с помощью семьи ребенок вписывается в общество. Семья дает ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. To, где и как родители живут, конкретизирует социальный контекст, в котором ребенок растет и развивается. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.

В функции семьи по отношению к ребенку входит его защита, обеспечение удовлетворения его насущнык потребностей, забота о его здоровье. Семья знакомит ребенка с правилами поведения в о6ществе и общения с другими людьми. В семье ребенок впервые знакомится с половыми ролевыми стереотипами и проходит процесс половой идентификации.

Но семья - это и такой институт, который более всего способен нанести вред индивиду в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры в семье, подчиненное положение родителей на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи, т.е. отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми - все это накладывает неизгладимый отпечаток Ha характер, мировоззрение и социальное поведение индивида. Конечно, здесь нет прямого детерминизма и многое зависит от врожденных черт личности. Например, сын алкоголика может стать алкоголиком, но может вынести из своего детского опыта отвращение к алкоголю на всю жизнь. Дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут и стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся He как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Он научается преодолевать трудности или привыкает пасовать перед ними. Именно школьный период социализации формирует у индивида самооценку, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Так, те, кто хорошо учился в школе, обычно

См.: Cloutier R., Renaud А. Psychologie де Penfant. Boucherville, 1990. Р. 24.

1 Percheron А. La socialisation politique: defense et illustration // Traite де science politique / М. Grawitz et J. Leca. Р., 1985. Vol. 3. Р. 181.

[68]

сохраняют высокую самооценку и степень самоуважения, а неудачи в учебе часто фомируют комплекс неполноценности. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. П. Бурдье, в частности, показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному социальному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализации в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер: е одной стороны, регулируемый и целенаправленный, а с другой - неуправляемый, стихийный.

Как утверждают А.А. Реан и Я.А. Коломинский, «воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер... Возможиость одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и He только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, случайным. Происходит He только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целеналравленной социализации личности), так и негативным, т.е. противоречащим поставленным целям» т.

Окpужение сверестников - еще один агент социализации. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей. Поэтому дети из неблагополучных семей особенно тяготеют к компаниям ровесников. Именно среди сверстников индивид учится находить разрешение конфликтных ситуаций, общаться на равных, в отличие от школы и семьи, где общение построено no принципу иерархии.

Именно здесь ребенок узнает свое место в группе, становясь лидером, середняком или аутсайдером.

Реан А.А., Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. С. 32.

Отношения в группе позволяют ребенку лучше узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны. Группа вносит коррективы в семейные ценностные представления, полученные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоречие с ценностями родителей, порождая «конфликт отцов и детей». Наблюдая различия в социальном положении членов группы сверстников, ребенок узнает свое собственное социальное положение.

Наконец, группа сверстников позволяет подростку одновременно и отождествить себя с другими, и выделиться среди них. Здесь вступают в борьбу две позиции - соревновательная и конформистская. Подросток проявляет конформизм, подстраивая свое поведение под нормы, установленные в кругу сверстников. Например, многие не стараются слишком хорошо учиться, чтобы не выделяться в среде других учеников и нe прослыть «зубрилой » .

Поскольку в обществе вступают во взаимодёйствие различные по принадлежности группы - семья, школа, круг сверстников и т.д., ребенок сталкивается с противоречиями. Так, в семье может цениться взаимопомощь, тогда как в школе ребенок попадает в систему, где преобладает дух соперничества. Ему приходится испытывать на себе влинние разных людей, и он пытается вписаться в это окружение. По мере взросления и интеллектуального созревания индивид приобретает способность видеть эти противоречия и анализировать их. Пытаясь их разрешить, он создает собственную шкалу ценностей, благодаря чему он может более точно определить свою личность и наметить некий план жизни. Процесс формирования ценностей может оказаться важным источником социальных перемен, превращая индивида в социального актора.

Среди других агентов социализации следует выделить средства массовой информации, в первую очередь телевидение. Их влияние на все группы населения, особенно на детей и подростков, огромно (настоящий переворот в массовом сознании произошел в 1980-е гг. - в эпоху «гласности», когда за считанные годы рухнули идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями воспитания и пропаганды). Многочисленные фильмы, прежде всего телевизионные сериалы, активно формируют у детей и подростков стереотипы поведения, которых они He могут видеть в семье и непосредственном окружении. Это в первую очередь относится к сценам «красивой жсизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также к сценам насилия, которыми изобилyет современное телевидение. В работе Н. Болье, посвященной видеоклипам, показано, что клипы дают молодежи [70] очень стереотипное представление о любовных отношениях и способствуют распространению образа действительности, имеющего мало общего с реальностью. Следует отметить, что массовая телевизионная продукция внедряет в сознание стереотипы западной, точнее американской, массовой культуры, которые постепенно вытесняют традиционные стереотипы. При всем этом нe следует забывать о позитивной воспитательной роли средств массовой информации. Именно благодаря им в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

Важным фактором социализации в индустриальных обществах является pабота. Именно работа обеспечивает социальную интеграцию индивида в общество. Однако идеология труда интернализируется еще в детстве, что в значительной мере обусловлено профессиями родителей: сын или дочь врача или учителя смотрит на мир социальных отношений иначе, чем сын или дочь писателя или адвоката. Кроме того, многие начинают подрабатывать еще в детстве, тем самым включаясь в мир трудовых отношений. Для большинства людей профессия является главным средством самоидентификации. Работа помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд индивид приобретает опыт общения с работодателями и коллегами, знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой среде. Труд наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа.

Однако для многих работа - это ежедневное нахождение у конвейера, тысячекратное повторение одних и тех же движений, это исключение личной инициативы, унижение и подчинение начальнику, порой злоупотребляющему своей властью, напряжение сил и труд в опасных для здоровья условиях. Наконец, для многих работа - это постоянное ощущение шаткости своего положения из-за угрозы безработицы.

Особенностью социализации на работе является то, что это преимущественно вторичная социализация, поскольку затрагивает взрослых, уже сформировавшихся людей. Она связана с определенными трудностями, прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризованными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. К примеру, человек, воспитанный в духе независимости и самостоятельности суждений, может испытывать затруднения из-за

необходимости зримо проявлять знаки подчинения начальству. Те, кто ценит творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители часто страдают безынициативностью. Обычно взрослый критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. Э. Шайн указывает, что существуют три типа реакции индивида на производственную социализацию: 1) протест - отказ от всех ценностей и норм; 2) творческий индивидуализм - принятие только основных ценностей и норм; 3) конформизм - безоговорочное принятие всех ценностей и норм (такое поведение подавляет творческий потенциал индивида и может превратить его в бесплодного бюрократа)'.

Взгляды, ценности и интересы человека несколько раз в течение его карьеры подвергаются пересмотру. Зрелый возраст является важным периодом социализации, который может стать для индивида дестабилизирующим, поскольку по-новому высвечивает первичную социализацию и ставит под сомнение фундаментальные ценности семейного наследия.

Важнейшим результатом социализации является возможность установления над индивидом социального контроля, т.е. регулирования его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Такое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой.

Социальный контроль может иметь различные формы. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду действия, направленные на то, чтобы люди следовали законам и соблюдали принятый порядок. К средствам формального социального контроля может относиться, в частности, доминирующая в обществе идеология. Социальный контроль осуществляется везде, где существуют правила, будь то в школе, в группах правонарушителей или преступников; индивид, не соблюдающий эти правила, будет отвергнут, отлучен или исключен из группы морально или физически.

Неформальный социальный контроль предполагает косвенное и тонкое воздействие на человека в его среде обитания. Тот факт, что большинство людей с неодобреним относится

г См.: Scbein Е.Н. Organisational Socialisation and the Profession of Management // Les fondements де 1а psychologie sociale / R.J. Vallerand (ед.). Boucherville, 1994. Р. 677.

[72] 

к некоторым поступкам, высмеивает их, осуждает, - это и есть неформальный социальный контроль. Так, в наших обществах предписанной социальной нормой является интегрирование в мир труда. Быть безработным или получать социальное пособие - значит ежедневно испытывать на себе неодобрение окружающих.

По мнению Р. Мертона, манера поведения индивида обусловлена социально-культурной средой. Каждое общество через своих агентов социализации устанавливает идеалы (во имя которых есть смысл прилагать усилия) и указывает средства для их достижения. Например, финансовый успех является составной частью североамериканской культуры. Посредством агентов социализации все знают, какие средства необходимы для достижения этого идеала, и они убеждены, что добьются успеха.

Мертон выделил постоянные типы социальной адаптации индивида, возникающей в результате социализации.

Первичная индивидуальная адаптация - конформность - отражает соответствие между целями и ценностями общества и средствами для их достижения. Подавляющее

большинство людей согласно выполнять то, что от них требует общество, если они уверены, что смогут прийти к идеалу честным путем.

По мнению Ф. Буррико, конформности нельзя добиться механическим применением формального социального контроля. Чтобы понять, почему индивид подчиняется социальным нормам своей группы, необходимо учитывать роль межличностных отношений. Именно потому, что некоторые люди имеют для нас значение, мы хорошо выполняем наши профессиональные обязанности. В результате привязанности к определенным лицам, а также чувства ответственности по отношению к ним индивид придерживается модели поведения, которая может казаться ему обременительной или неприятной.

Р и т у а л ь н а я а д а п т а ц и я осуществляется в тех случаях, когда индивид перестает верить в идеалы общества, однако продолжает ориентироваться на установленные ценности. Так происходит со многими людьми, которые разочаровались в своей работе, но продолжают выполнять свои наскучившие им повсе

1 См.: Bourricaud F. Conformite et dvianee // Епсусlораedia Uпiversalis. Р., 1989. Vol. 6. Р. 355.

дневные обязанности. Они становятся хорошими исполнителями, не более того.

Некоторые люди в качестве типа адаптации выбирают о т к л о  н е н и е о т п р и н я т е х н о р м, намеренно находясь на грани доминирующей культуры. Это маргиналы. Они фактически исключают себя из общества, отказавшись от целей, предписанных системой, и их поведение не соответствует установленным нормам. Часто они предпочитают жить в субкультуре, которая предлагает им иные ценности и соответствующие способы их реализации.

Маргинализация некоторых из них - инвалидов, психически больных людей и всех тех, кто отвергнут обществом, - происходит вынужденно, поскольку они He могут отвечать требованиям доминирующей социальной модели, будучи неспособными в нее интегрироваться. В каком-то смысле маргинализованные люди исключены из системы, но нередко они - жертвы системы, не научившиеся извлекать из нее пользу. К категории маргиналов относится бездомные (бродяги, попрошайки, психические больные, которым отказано в помощи); они исключены из социальной системы из-за их крайне ограниченного доступа к сфере труда.

К. Бушар, придерживаясь мультидисциплинарного подхода к проблеме бездомности, анализирует ее с индивидуальной, социальной и политической точек зрения. Аля индивида бездомность можсет быть результатом череды неудач и унижений; способом обретения негативного и обесценненого образа, составленного человеком о самом себе в течение многих лет и с горечью им усвоенного; способом выразить свой протест, отгородившись от мира, который своим пренебрежением к человеку причиняет ему боль и страдания'.

Когда идеалы общества несоизмеримы с реальным возмож-ностями их достижения, отдельные индивиды могут поддаться соблазну использовать иные средства, чтобы добиться цели, например выбрать девиантное поведение, т.е. поведение, не соответствующее социальной норме. Для достижения своих идеалов они применяют противозаконные средства. Так, некоторые индивиды в погоне за успехом, богатством и властью выбирают социально запрещенные средства. Примерами этого типа отклонения от норм могут служить криминальные груп

1 См.: Bouchard С. Permettre citoyennete pour prevenir l'exclusion // Cahiers Je recherche sociologique. 1996. No 27. Р. 9.

[74]

 

пы или уличные банды, занимающиеся вымогательством и кражами. Отклонения от норм различаются в зависимости от  того, в какой социальной группе оно происходит, и по-разному преследуется законом. Так, в деловых кругах отдельные виды мошенничества рассматриваются как новаторские методы

обмана системы, хотя то же самое поведение будет подвергаться суровому осуждению в другой, менее престижной социальной группе. Например, в мире бизнеса за махинации с суммами в несколько миллионов долларов можно отделаться простым штрафом, а за кражу какой-нибудь вещи человек  может попасть в тюрьму.

Другим видом нарушения норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых обществом ценностей. Такая разновидность девиации свойственна революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющимся против общества, членами которого они являются. Здесь девиация выступает как проявление неспособности или нежелания индиви- дов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

ЗАДАЧИ

1. В Индии существует следующая легенда. В XV в. при дворе падишаха Акбара возник спор между учеными. Одни говорили, что сын китайца безо всякого обучения заговорит по-китайски, сын араба - по-арабски и т.д. Другие утверждали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат, и что национальная их принадлежность в этом смысле не имеет значения. Падишах разрешил этот спор следующим образом. Он велел поместить новорожденных разных национальностей в изолированную комнату. За детьми ухаживали люди с отрезанными языками. Через 7 лет комнату открыли, и вместо человеческой речи ученые услышали нечленораздельные звуки. Дети не говорили ни на одном языке и были глубоко слабоумны.

Почему так произошло? Ответ аргументируйте.

2. Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализацыи. Как, no вашему мнению, сказывается в процессе формирования личности неполнота семьи? Чем это объясняется?

3. Какие модели социальной адаптации личности вам известны? Какая из них больше всех вам импонирует?

4. Как вы считаете, почему, с какой целью после Октябрьской революции 1917 г. были упразднены гимназии и вообще классическое школьное образование? Как это сказалось на процессе социализации?

5. Что вам известно о социализации в ходе жизненного цикла (социализации взрослого человека)?

6. Как, по вашему мнению, трансформировался процесс первичной (детской) социализации в последнее время? Какие факторы сыграли положительную роль, какие - отрицательную?

7. Известно, что дети, выросшие в детском доме, несмотря на то что их кормили, воспитывали и учили на удовлетворительном уровне, отличаются от детей, получивших воспитание в семье. В настоящее время открываются семейные детские дома, где чужие взрослые люди играют роли отца и матери и воспроизводят тем самым структуру семьи. Почему для успешной социализации нужна именно семья, а не коммуна или детский дом? Обоснуйте свое мнение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48112. Політологія. Опорні конспекти 2.22 MB
  Курс Політологія саме й розрахований на формування у студентів політичної свідомості знань про політичні процеси та зацікавленість політичними проблемами минулого і сучасності. В процесі семінарських занять студенти закріплюють знання понятійнокатегоріального апарату курсу “Політологія†усвідомлюють сутність політичних феноменів та цінностей виявляють для себе зміст політичних теорій та політичної практики минулого та сучасності. Інформативний блок : Об’єкт предмет структура політології Політолóгія від грецького politik ...
48113. РЕЛІГІЄЗНАВСТВО. ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ 588.5 KB
  Сутність та структура релігії Суспільство та релігія: аспекти взаємодії. Історичні форми релігії. Походження релігії основні концепції її виникнення. Ранні історичні форми релігії.
48115. Соціологія як наука. Предмет, структура і функції соціології 1.46 MB
  Наявність спільних проблем дослідження інтереси соціальні установки та цінності орієнтації думки настрої людей. Нині переважаючою стає тенденція до комплексного всебічного дослідження явищ і процесів суспільного життя до спільного дослідження з точки зору декількох наук до комбінування поєднання їх пізнавальних можливостей. Дослідження соціальної структури суспільства і вироблення поняття соціальна стратифікація як постійної характеристики будьякого організованого суспільства. Перенесення акцентів на дослідження систем держав з...
48116. Культура фахового мовлення. Навчальний посібник 792 KB
  Черкаси ЧДТУ 2010 ПЕРЕДМОВА Оскільки мова використовується в усіх сферах сучасного суспільного життя то майбутні фахівці з гуманітарних і негуманітарних спеціальностей мають досконало знати державну мову вільно володіти лексичним і фразеологічним багатством української літературної мови розуміти норми орфоепії орфографії граматики стилістики та вміти застосовувати їх на практиці. Метою пропонованого посібника є підвищення загальномовного рівня студентів ознайомлення з особливостями ділової української мови офіційноділового стилю їх...
48118. Корреляционно–регрессионный анализ связей социально–экономических явлений 405 KB
  В среднем по совокупности 20 9525 ПОЛЕ КОРРЕЛЯЦИИ Рисунок 3 – Зависимость производственной себестоимости 1 ц зерна от объема ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ РЕГРЕССИИ Рисунок 4 – Зависимость уровня заработной платы рабочих сельскохозяйственных предприятий региона от производительного стажа их работы ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСНОТЫ СВЯЗИ 1 Коэффициент корреляции знаков Фехнера: где nа число совпадений знаков отклонений индивидуальных значений признаков от их среднего значения; nв число несовпадений...
48119. Показатели вариации и анализ вариационных рядов 244.5 KB
  Ширина интервала Число кредитных организаций Плотность распределения до 3 3 150 50 3– 10 7 254 363 10– 30 20 316 158 30– 60 30 256 85 60– 150 90 144 16 150–300 150 90 06 300 и выше 150 112 07 Итого – 1322 – ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Средняя арифметическая для дискретного ряда распределения: где –варианты значений признака; – частота повторения данного варианта. Средняя арифметическая для интервального ряда распределения: где – середина соответствующего интервала; – частота или частость ряда. 1 –...
48120. Основы алгоритмизации. Основы программирования 2.4 MB
  Для ввода данных в компьютер используется: клавиатура набор данных вручную; жесткий диск ввод данных из файла. Для вывода данных из компьютера используется: экран монитора для визуализации; принтер для документирования; жесткий диск для сохранения данных в файле. Алгоритм как вычислительный процесс – это точное предписание определяющее вычислительный процесс ведущий от варьируемых исходных данных к искомому результату рис. Определенность – предписания алгоритма должны быть точными и понятными обеспечивать...