67384

СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Хотя в некоторых ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации все же в подавляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию. Сила этих мощнейших орудий коммуникации в том что они представляют собой пустые формы и поэтому...

Русский

2014-09-07

60 KB

3 чел.

Лекция 6

СОЦИААЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация. Хотя в некоторых ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации, все же в подавляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию.

Коммуникация - это взаимный обмен инфоpмацией, npeдпo-лагающий ориентацию обоих участников на ответную откpы-тость пapтнepa. Такой обмен He обязательно происходит на словесном уровне. Существует как вербальная - словесная - коммуникация, так и невербальная, осуществляемая на языке жестов, мимики, поведения в целом. Между вербальной и невербальной коммуникацией огромная разница. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Наряду с жестами и мимикой она включает в себя танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, разве оставшиеся от прошедших веков сооружения, храмы, дворцы, картины He передают нам без слов информацию о жизни, чувствах, взаимоотношениях давно умерших людей?

Невербальная коммуникация реализуется также тремя формальными языками, разработанными человеком для преодоления многозначности обычного языка и национальных барьеров, - языками логики, математики и статистики. Сила этих мощнейших орудий коммуникации в том, что они представляют собой «пустые формы» и поэтому He подвергаются влиянию чего-то иного, нежели чистые логические, математические или статистические «интересы». Часто данные средства коммуникации используются в сочетании с вербальными пояснениями, т.е. представляют собой пример смешанного типа коммуникации.

Суть процесса коммуникации, как следует из определения, состоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего информацию. Сам акт раскрытия определенного содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.

Допустим, на улице к нам обратится прохожий, говорящий на иностранном языке, которого мы He знаем; мы примем такой сигнал, но He получим реального сообщения. Конечно, в этом случае не произойдет ни коммуникации, ни получения информации. Если нам говорят что-то такое, что мы уже знаем, мы получаем сообщение, но оно He является для нас информацией. Сообщение станет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.

Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей - символов и знаков, поскольку коммуникация по своей природе - символический процесс.

В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат He сами по себе, а благодаря тому, что этим смыслом их наделило общество. Такой смысл - это значение знака. Следовательно, коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.

Знаками являются, как уже говорилось, слова, жесты, позы, мимика, иногда - но He всегда - экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).

Важнейшая знаковая система, институционализованная обществом и поэтому имеющая исторический характер, - язык. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. Язык любого общества опосредованно отражает структуры самого общества и как бы <<задает» специфику социальной коммуникации.

Выделяют несколько типов социальной коммуникации - межличностную, публичную, массовую. Особым типом социальной коммуникации является невербальная коммуникация ритуальных действий.

Человеческая коммуникация может осуществляться между социальными единицами различной величины и сложности: Ha уровне маленьких групп, начиная от пары индивидов; Ha уровне местных, региональных, национальных и межнациональных общностей; Ha уровне формальных организаций; Ha уровне общества в целом, нации и государства; Ha уровне международных организаций и коалиций. Для того чтобы стать личностью, мы должны овладеть искусством межличностной коммуникации, должны научиться коммуникации с самим собой - интраличностной коммуникации, и саморефлексии. Мы должны быть способны He только думать и чувствовать, но также чувствовать и думать о своих собственных мыслях и чувствах.

Социальную группу можно определить как ряд индивидов, между которыми существует взаимная коммуникация. Если структура групповой коммуникации формализована и четко иерархически выстроена, то такая группа называется формальной организацией.

Ha уровне общества коммуникация осуществляется в рамках принятых законов общения, более или менее формализованных правил, конвенций, нравов и привычек, а также в рамках национального языка и традиций.

Государства вступают в коммуникацию со своими гражданами обычно достаточно формализованным способом - с помощью объявлений, актов парламента, указов правительства и т.д. В пределах своих территориальных границ государства обладают также монополией Ha грубую форму коммуникации - систематическое организованное физическое насилие.

Таким образом, коммуникация может рассматриваться как фактор, определяющий уровень и тип организации социальных групп.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты коммуникации, каналов, по которым коммуникация могла бы осуществляться, правил ее осуществления.

Коммуникация как процесс представляет собой разновидность социального действия, направленного Ha общение людей друг с другом и обмен информацией. Коммуникативное действие отличается от других типов социальных действий тем, что оно ориентировано Ha действующие в обществе нормы коммуникации. В социологии существуют два подхода к коммуникативному действию: 1) рационально-технологический, рассматривающий коммуникацию как простую совокупность средств и методов передачи информации, которыми располагает общество; 2) феноменологопонимающий, представленный концепциями А. Шюца и Ю. Хабермаса и фокусирующий внимание на взаимном понимании субъектов коммуникации как цели и основе всего процесса.

По содержанию коммуникация может относиться к одному из следующих типов: новационному (сообщающая новые сведения), ориентационному (помогающая ориентироваться в жизни, ценностях и информации), стимуляционному (актуализирующая мотивации).

Начиная с 1920-х гг. изучение социальной коммуникации выделилось в отдельную дисциплину. Социологам удалось установить конкретные формы коммуникации, в которых от поколения [88] к поколению или от одного сегмента общества к другому передаются мифы, жизненные стили, моральные нормы и традиции. Наибольший интерес к проблемам социальной коммуникации проявили представители символического интеракционизма. В частности, Аж. Мид пытался объяснить механизм интеракции, выявляя специфику человеческой коммуникации в сравнении е коммуникацией в животном мире. Он показал, что успешная коммуникация возможна при опережающем понимании реакции партнера. Именно благодаря этому возможны конкретные ожидания в отношении поведения другого. Действие ориентируется Ha эти поведенческие ожидания, а способность партнеров к сходным реакциям определяет возможность взаимопонимания и взаимодействия.

Такие поведенческие ожидания Мид называет ролевыми ожиданиями. «Прикидка» на себя роли другого позволяет предвидеть его поведение в той или иной ситуации. Такое предвидение как внутренний акт сознания предполагает, что само сознание расщепляется на Я и Другого. Это означает способность поставить себя на место другого и, наоборот, взглянуть глазами другого на самого себя. Для Мида Я воплощает животное начало в человеке, побудительный импульс, имеющий биологическую природу, но оно же служит источником творческой фантазии. Вступая в коммуникацию с другими людьми, я от каждого из них получаю какое-то представление о себе самом, каким видит меня каждый из них. Из таких представлений у меня складывается единый образ себя самого.

Таким образом, согласно Миду, основа социальной коммуникации - в способности, ставя себя на место другого, предвидеть его ролевое поведение и соответственно ориентировать свое.

Коммуникативные навыки развиваются в игре из врожденных биопсихических задатков. Ребенок, игран с воображаемыми партнерами, одновременно разыгрывает несколько ролей. Следующей стадией игры является групповая игра с реальными партнерами, в которой развиваются навыки предвидения поведения других.

Ч. Кули рассматривает социальную коммуникацию как орудие социализации индивида. Согласно Кули, социализация и становление активной личности происходит в первичных группах, в которых индивиды связаны непосредственными отношениями. Человек обретает свое Я в коммуникации с другими людьми. В процессе коммуникации происходит обмен представлениями друг о друге, познание себя и своих возможностей. Социальное в

человеке - это его непреодолимое стремление к общению с другими и продукт этого общения. В коммуникации пересекается индивидуальное и социальное, она представляет собой средоточие интеракции, поскольку в ходе коммуникации вырабатываются и шлифуются представления людей друг о друге и об обществе, в котором они живут. Эти представления составляют «социальное сознание» индивида, связывающее его с обществом. Таким образом, в символическом интеракционизме коммуникация выступает как бы матрицей социальной жизни.

Другие подходы к феномену социальной коммуникации более конкретны и направлены на изучение ее исторической динамики. $ 1960 г. канадский ученый М. Мак-Лухан выдвинул тезис, согласно которому современное общество находится на пути от «культуры печатного слова» к «визуальной культуре», т.е. предпочтительными каналами коммуникации, особенно у молодежи, все более становятся телевидение, звукозапись (сейчас можно добавить - компьютер и Интернет).

К концу ХХ в. центр исследовательского интереса к коммуникации сместился в сторону индустрий массовой коммуникации, воздействия последней на аудиторию, влияния информационных технологий, динамики вербальной, невербальной и экстрасенсорной коммуникации, особенностей индивидуального восприятия различных видов коммуникации и т.д.

Под массовой коммуникацией понимается совокупность совpеменных технологических сpедств, позволяющих социальному актору обращаться к максимально многочисленной аудитории. Основные средства массовой коммуникации - пресса, телевидение, радио, реклама.

До начала 1930-х гг. единственной ролью прессы считалось снабжение общества информацией. Стремительное развитие кинематографа, появление телевидения, изменение задач радио, ежедневной прессы, толстых журналов, которые своей главной целью стали считать установление контакта с массовой публикой, привели к тому, что резко возрос интерес к средствам массовой коммуникации и возможностям их использования в политической пропаганде и образовании. Такие возможности вызывают в интеллектуальной среде опасения, что чрезмерное влияние средств массовой коммуникации на население может повлечь за собой вредные культурные и социальные последствия.

Исследование массмедиа сопряжено с определенными трудностями, главная из которых состоит в том, чтобы отделить научный подход к ним от публицистического. Эти затруднения [90] свидетельствуют о двойственности самого понятия «массы», которое теперь чаще используется в нормативном смысле («массы легко поддаются обману и манипуляции» ), чем просто в количественном (массы - это многочисленные группы людей), в связи с чем социальные науки стремятся абстрагироваться от этого' второго смысла понятия «массы» .

Изучение массмедиа строится по следующим подразделам: содержание, само средство, аудитория, последствия. Поскольку такое изучение выходит за информационное поле и затрагивает проблемы манипуляционного воздействия массмедиа, исследователи опираются на данные психологического, психоаналитического и антропологического порядка.

В 1960 г. Т. Парсонс и У. Уайт предложили описывать массмедиа как механизм, образующий «мост» между теми, кто передает информацию, и массовой публикой. С такой точки зрения содержание массмедиа определяется He только волей передающих сообщение, но представляет собой результат взаимной адаптации спроса и предложения.

Аудитория массмедиа изучается социологами прежде всего в ракурсе классификации на возрастные, половые, профессиональные группы и группы по уровню материальной обеспеченности. Потребление информации массмедиа очень различно в таких группах. Например, выявлено, что телевидение представляет собой «семейный» вид массмедиа, радио слушают преимущественно женщины, в кино ходит в основном молодежь, ежедневные  газеты читают главным образом мужчины, толстые журналы  те социальные группы, которым они специально предназначаются: мужчины - журналы для мужчин, женщины - женские журналы и журналы мод, и т.д.

Особые дискуссии среди ученых вызывает вопрос о природе,, интереса, который публика испытывает к массмедиа. На этот счет существует широкий диапазон мнений - начиная с того, что массы совершенно некритически поглощают любое предло- 1 женное им содержание и вообще зачарованы массмедиа, и кончая тем, что массовый читатель избирателен, интеллектуально выше уровня подачи информации в массмедиа и относится к ним иронически или равнодушно. Однако, по-видимому, в действительности справедливо и то, и другое мнение. Реальное различие определяется He только культурным уровнем аудитории, но и их представлениями о массмедиа, об источнике предлагаемой ими информации, а также, возможно, типами содержания. Заметим, что симпатии, неприязнь, ожидания публики в отношении средств массовой коммуникации в целом очень стабильны.

Поле исследования массмедиа с точки зрении содержания информации постоянно расширяется вследствие развития таких научных дисциплин, как прикладная лингвистика и теория информации. Классические американские исследования в этой области ставили своей целью вскрытие различий и соответствий между а миром», описываемым массмедиа, и не реальным миром» аудитории. Например, анализ многих сериалов и телефильмов показал, что их герои почти исключительно принадлежат к наиболее социально престижным этническим и социопрофессиональным группам. Некоторые типы содержаний постоянно исключают такие тревожащие темы, как смерть, болезнь, старость, социальнo-экономические проблемы и т.д. В целом анализ содержания сообщений массмедиа свидетельствует о соответствии некоторых типов сообщений моральным, культурным, социальным стереотипам общества.

Для обозначения совокупности наиболее характерных содержаний сообщений массмедиа часто используется понятие «массовая культура».

Социальная система массмедиа, тип культуры, связанный с ними, образуют неотъемлемую часть индустриального общества и связаны с его становлением. В силу этого роль массмедиа в индустриальном обществе является объектом постоянного внимания ученых. Часто отмечают, что средства массовой коммуникации создают единое культурное пространство, общее для всех людей, составляющих данное общество. Массмедиа и массовая культура рассматриваются не только как выражение современного общества, но и как его символ, и социальная критика в наши дни часто приобретает аспект критики массмедиа, возлагая на них ответственность за разрыв традиционных связей, создание псевдокультуры, за различные формы «манитпуляции сознанием», «отчуждения» или «подавления». Такая критика всегда вписана в контекст социальных теорий, на которые она опирается. Однако трудно объяснить, почему социальный контроль, выраженный через масмедиа, является в большей степени отчуждающим или репрессивным фактором, чем если он осуществляется по традиционным каналам. Ведь ориентируя общество на «звезд» и идолов, массмедиа снабжают массовое потребление объектами для идентификации, но He дают символического объекта взаимной враждебности классов и социальных групп. [92]

Исследования культурного измерения массовой коммуникации показывает, насколько сложны отношения между сообщением и другими элементами процесса коммуникации. Согласно Дж.. Клапперу, средства массовой коммуникации He оказывают прямого причинно-следственного воздействия на общество, но действуют на него через последующие элементы. Иными словами, невозможно установить прямую причинно-следственную связь между содержанием сообщений, исходящих от массмедиа, и социальными явлениями. Действительно, степень слияния массмедиа с социокультурным комплексом такова, что невозможно отделить причину от следствия. Исследователи отмечают только тенденцию массмедиа к сохранению социального статус-кво.

Сейчас массовая коммуникация переходит в фазу небывалой социальной значимости. Это вызывает серьезную обеспокоенность растущей концентрацией массмедиа в руках небольшой

группы людей, а также глобализацией и коммерциализацией средств массовой коммуникации. Но подлинная проблема заключается в том, следует ли массовая коммуникация в целом коммерческой логике или ее скорее следует рассматривать как со ставную часть социокультурной сферы.

ЗАДАЧИ

1. Мать, пеленающая ребенка, непрерывно «разговаривает>> с ним. Ребенок смеется. Происходит ли здесь коммуникация? Если да, то какая?

2. Охотник дает команду своей собаке искать подстреленную птицу. Собака находит ее, останавливается и лает. Происходит ли здесь символическая ком-, муникация и символическая интеракция?

3. Христианин молится Богу, чтобы тот исполнил его определённое желание. В конце молитвы у него возникает ощущение, что он услышан. Назовет ли социолог такой процесс интеракцией? Будет ли ответ зависеть от того, верующий ли сам социолог или агностик?

4. Молодой ученый на банкете по случаю завершившегося конгресса сидит рядом с юной дамой. Его старший коллега выступает с речью. Оратору свойственны некоторые комичные черты в речи, его младший коллега посмеивается и с улыбкой поворачивается к даме. Но встретив непроницаемый взгляд ученого, сидящего напротив, он оставил язвительное замечание при себе. После обеда он узнает, что его соседка - дочь оратора. Охарактеризуйте коммуникацию, которая произошла во время обеда.

5. Многие люди очень боятся делать доклад перед большой аудиторией, даже тогда, когда перед ними рукопись и они в любое время могут посмотреть в нее. Но находясь в узком кругу, они абсолютно непосредственны и могут держать более длинную речь о сложных предметах. Их также не смущают вопросы оппонентов, к которым они He готовились, - они спокойно отражают выпады. Вызван ли их страх лишь большим числом людей? Меньше ли боятся маленькой аудитории? Хотя именно здесь можно найти особенно компетентных и критически настроенных слушателей. Или тут все дело в разных видах коммуникации? (Всегда ли процесс коммуникации опосредован символически?)

Приведите пример, когда политик считает необходимым предоставить своему  побежденному противнику шанс сохранить свой престиж. Поясните затем случай на абстрактном уровне, применяя понятия «коммуникация», «информация», «интеракция», «целерациональное действие».

Как вы думаете, почему известный социолог Ю.Хабермас назвал современное общество «коммуникативным»? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свое мнение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78995. Наука в контексте традиционалистского и техногенного цивилизационного развития. Футурологические аспекты научного знания 16.91 KB
  Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества в котором господствует свобода равенство и братство. Традиционные цивилизации. Техногенные цивилизации. Особенности техногенной цивилизации: Ориентация на совершенствование техники производства.
78996. Научное знание в контексте глобальных проблем. Особенности развития науки в глобализующемся мире. Роль науки в преодолении современного кризиса 14.1 KB
  К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры проблемы терроризма. Это включает в себя медикобиологические проблемы указывающие риски для здоровья современного человека сокращение ареалов нищеты и бедности комплекс минеральносырьевых проблем проблемы энергетического кризиса проблемы прекращения гонки вооружения и предотвращения использования средств массового уничтожения. Глобальные экологические проблемы требуют от ученых и предпринимателей повышения...
78997. Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении 18.15 KB
  Философские проблемы науки их сущность специфика и типология. Историкофилософские онтологические логикометодологические аксиологические аспекты науки в их соотношении. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Философия науки иногда отождествляется с ближними областями науковедения наукометрии социологии науки что неправомерно.
78998. Проблема генезиса научного знания и плюрализма историко-научных концепций. Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки 15.95 KB
  Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки. Средоточием научных знаний является философия и ее предмет неотделим от философии науки и от естественных наук вообще. В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира и началась классическая наука ознаменовавшая генезис науки как таковой как целостного...
78999. Позитивистская традиция философии науки: эволюция основных подходов и концепций. Критический рационализм и перспективы его развития 17.51 KB
  Позитивистская традиция философии науки: эволюция основных подходов и концепций. и был ориентирован на развитие науки. Позитивисты видели роль философии в развитии науки исследования закономерностей языка науки. Позитивизм – наиболее широко распространенное течение западной философии второй половины XIXXX веков утверждающее что источником подлинного положительного позитивного знания могут быть лишь отдельные конкретные эмпирические науки и их синтетические объединения а философия как особая наука не может претендовать на...
79000. Философские аспекты обоснования научного знания. Проблемы формализации и математизации научных теорий: история и современность 39.5 KB
  Научное знание выраженное в рамках соответствующей теории позволяет человеку: предвидеть наступление соответствующих событий совершаемых в природе или обществе и тем самым предсказать ход их дальнейшего развития и изменить эту объективную действительность посредством человеческой деятельности в соответствии с полученными научными знаниями и тем самым подчинить эту действительность...
79001. Типология научных проблем, их философско-методологический анализ. Генезис научной проблемы и пути её разрешения 15.5 KB
  Проблема форма теоретического знания содержанием которой является то что еще не познано человеком но что нужно познать. Проблема – это процесс включающий 2 момента – постановку и решение. Однако этим процедурам всегда предшествует вопрос или проблема. Для успешного решения научной проблемы Поппер формулирует 2 основных условия: Ясное четкое формулирование Критическое исследование различных ее решений Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации которая требует разрешения.
79002. Теоретический уровень науки. Генезис научной теории, её внутренняя организация. Математический аппарат и его интерпретация 58.5 KB
  Генезис научной теории её внутренняя организация. Выделяют следующие основные элементы структуры теории: 1 Исходные основания фундаментальные понятия принципы законы уравнения аксиомы и т. 3 Логика теории совокупность определенных правил и способов доказательства нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 5 Совокупность законов и утверждений выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.