67385

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Данные социальные роли обусловливают конкретный набор обязанностей и прав. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую долго свободы для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым и мягким соблюдать жесткую дистанцию по отношению...

Русский

2014-09-07

55.5 KB

4 чел.

Лекция 7

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Считается, что понятие социальной роли в социологии впервые было введено Р. Линтоном, хотя уже у Ф. Ницше этот термин фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения согиологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. П. Бергер, в частности, считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей»'. Социальная роль - это система ожидаемого nоведения, котоpое определяется ноpмативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Например, учебное заведение общеобразовательного типа как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Данные соци-альные роли обусловливают конкретный набор обязанностей и прав. Учитель

обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориеитировать учеников на социально одобряемое поведе-ние, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки увах<егчия, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно- выполнять его распоряжения, касающиеся учебного процесса, соблюдать в класс тишину, когда он говорит, и т.д. Тем не менее выполнение социальной роли, допускает некоторую долго свободы для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть; старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это - допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия и потому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, так или иначе

г Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996. С. 133.

социлльнля роль вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Таким образом социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

Особенную значимость понятие социальной роли приобретает на уровне микросоциологического анализа, при изучении группового взаимодействия, например в социологии семьи. Однако ролевые требования допускают долю свободы и поведение человека в группе не определяется механически выполняемой им ролью. Так, описываются в литературе и известны из жизни случаи, когда в критический момент берет на себя роль лидера и спасает положение человек, от которого по его обычной роли в группе этого никто He ожидал. Индивид, выполняющий социальную роль, утверждает Э. Гоффман, сознает существование дистанции между самим собой и своей ролью, причем нормативные требования, связанные с социальной ролью, обладают вариабельностью (Т. Парсонс) и «двойственным характером» (Р. Мертон). Например, от ученого-исследователя требуется и придерживаться установленных наукой положений и методов, и творить, и обосновывать новые идеи, нередко противоречащие принятым. Хороший хирург не только хорошо делает обычные операции, но и может пойти на рискованное нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Следовательно, некоторая инициатива - неотъемлемая часть выполняемой социальной роли.

Индивид выполняет одновременно He одну, а несколько, иногда даже много, социальных ролей: в семье он и сын, и брат, и внук, и муж, и отец, в других социальных группах он и начальник для своих подчиненных, и подчиненный для своего начальника, и врач для своих пациентов, и преподаватель для своих студентов в медицинском институте, и друг своего друга, и сосед жителей своего дома, и член какой-то политической партии, и т.д. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме).

Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом. Тем He менее они специфичны и действительны только по отношению к тем кто занимает определенную социальную позицию. Многие ролевые требования совершенно абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Так, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки. [96]

Но если с аналогичным требованием к ней на улице обратится прохожий, она убежит или позовет на помощь.

Отношение специальных ролевых норм к общезначимым нормам очень сложно. Многие ролевые предписания вообще с ними не связаны. В частности, некоторые ролевые нормы в силу свое

го исключительного характера ставят исполняющих их людей в особое положение и на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, священник - тайну исповеди, поэтому по закону на них He распространяется; обязанность раскрывать эту информацию, давая, показания в суде. Иногда расхождение общих и ролевых норм может быть настолько велико, что носитель роли может испытывать общественное презрение, хотя его позиции необходима и признана обществом (палач, осведомитель и т.п.).

Поскольку человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей, иногда он оказывается в ситуации межролевого конфликта. Это происходит, когда пересекаются существенные ; сферы его ролей и в рамках одной и той же ситуации сталкиваются, взаимоисключающие ролевые ожидания. В частности, российские социологи А.Г. Харчев и М.С. Мацковский показали, что ролевой конфликт в той или иной форме неизбежно возникает у работающих женщин, вынужденных совмещать выполнение профессиональных и семейных ролей'. Такие моменты порождают трагические коллизии, избежать которых можно при помощи «ролевых стратегий» - специальных усилий по оптимальному комбинированию  своих ролей. Например, в банальной ситуации бытового межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится его жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями, ролевая стратегия может сводиться к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них He зависеть.

Помимо межролевых возможны внутриролевые конфликты. Они возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Так, мастер на заводе должен руководить рабочими в соответствии с требованиями администрации и одновременно добиватьси улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

Еще одна форма ролевого конфликта, описанная К. Томасом, получила название «ситуационно-ролевой конфликт». В некото

Цит. по: Харчева B.Г. Социология: Учеб. пособие. М., 2000. С. 183.

рых ситуациях к человеку предъявляются новые ожидания, связанные с новой ролью, а он He может реагировать на них адекватно, потому что еще находится в старой роли и He готов принять на себя новую. Так, в Индии долгое время существовал обычай очень рано выдавать дочерей замуж; когда у юной жены рождался ребенок, она еще была не готова выполнять роль мaтери В рассказе Р. Тагора у такой девочки-матери утонул peбeнок, оставленный ею без присмотра, когда она отошла поиграть с подругами в куклы.

У людей, долгое время выполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка держаться определен-ным образом и говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом He могут отделаться в семье. Иногда обществт само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие привычки и навыки называют ролевыми атрибутами. Нормативное ядро роли обычно окружено рядом ненормативных атрибутов, которые тоже участвуют в формировании поведенческих ожиданий.

Исполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполнияя роль, человек действует He гак, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Некоторые роли настолько регламентированы, что предписывают почти каждое движение (рабочий на конвейере); исполнение таких ролей часто вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением. Другие профессиональные роли допускают большую степень свободы, а некоторые даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций; к примеру роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения - 1 требованиям, предъявляемым ролью. Таким образом, ролевое поведение, представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями. Лучше всего выполнение роли удаётся тогда, когда она оптимально соответствует индивидуальным склонностям индивида. В таком случае не возникает (или почти He возникает) отчуждения в коде выполнения роли.

Однако He следует понимать социальную роль как что-то, ограничивающее свободу личности (так его понимает, например, [98]

Р. Дарендорф). Человек - существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок в игре как бы «прикидывает» на себя роль «мате-, ри», «учительницы», «командира». Клессенс называет эту фазу социального развития «социабилизация»'. В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует уже как носитель собственных ролей (сын, ученик) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему предстоят. Так, девочка, помогая матери по хозяйству в роли дочери, учится выполнять роль хозяйки и матери, а слушаясь родителей в роли сына или дочери, ребенок готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

Процесс социализации длится в сущности всю жизнь, а это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек постоянно, играя свои роли, сталкива-

ется с чужими ролями, которые ему пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о социальном аспекте (Я глазами Другого) человеческой личности как о совокупности интериоризованных ролей и о собственно личностном аспекте (Я-центр), не заполненном социальными ролями и способном дистанцироваться от них. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое Я развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.

П ринятие определенной социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, не совместимых с этой ролью, которые скрыто присутствуют во внутреннем Я человека. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естественному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием. Иногда человек сталкивается с такими ролевыми требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, т.е. такими, которые он He может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди заболевают, когда пытаются выполнить определенные ролевые требования. Но в To же время необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение. Так, в деспотиях Древнего Востока массы людей переносили в течение долгих лет жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые даже не может представить себе человек в современном индивидуалистическом обществе. Например, рабство предполагало почти полное нигилирование семейных ролей.

ЗАДАЧИ

Можно ли следующие типы людей считать «социальными ролями»: хиппи, сноб, гуляющий прохожий, яхтсмен, ученый, ученик, кузина, русский, мусульманин, водитель автомобиля, пациент, пенсионер, любовник, взломщик, главарь банды?

Директор завода является одновременно акционером ряда компаний, прихожанином православной церкви и отцом семейства. Идет ли здесь речь о различных ролях или о сегментах единой роли?

Средневековый феодал одновременно был «работодателем» для своих слуг в имении, судьей в своем феоде, представителем монарха в нем, командиром своего войска и патроном церкви. Являются ли эти функции ролями или сегментами одной роли?

«Солдат» - это, без сомнения, роль. Во время войны солдат противостоит солдатам неприятельского войска. По отношению к солдату-противнику он скрывает в себе ряд поведений-ожиданий. Несомненно, он также ожидает, что солдаты противника ведут себя в соответствии с ролью «солдата». Идет ли здесь речь о ролевых ожиданиях в смысле ролевой концепции?

Вы найдете ответ на вопрос, если задействуете понятия «групповые отношения» и «санкции». Чтобы легче было ответить, надо учитывать следующее: солдат ожидает, что солдат противника ведет себя и соответственно ориентируется согласно нормативным ожиданиям, которые обращены к нему. Обращает ли он со своей стороны нормативные ожидания к солдату неприятеля?

Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от «социальных» и в чем их общность. Ведь в конце концов понятие « социальной роли» пришло из театрального мира.

Руководитель отдела регулярно проверяет, как работают его подчиненные. Если он обнаруживает серьезные упущения, приглашает работника к себе и спрашивает: «Скажите, что, собственно, с вами случилось?» Если это молодая девушка, в больш инстве случаев она, заливаясь слезами, рассказывает, что у нее конфликт в семье, или любовный роман, или что-то еще в таком же роде. Начальник старше ее по возрасту и отечески утешает ее. Часто благодаря такому отношению качество работы снова улучшается. Идет ли здесь речь о «ролевом поведении» в смысле роли <<начальника»? Или возможно, что здесь происходит наложение различных ролей руководителя отдела?

Ha семейном торжестве один из присутствующих родственников делает замечания антисемитского характера. Отец приходит от этого в ярость, и начинается семейная ссора. Торжество срывается. Его жена, укоряя его, говорит: «Ты

погорячился». Он отвечает: «Нет, я просто должен был возразить, так как я радикальный противник антисемитизма».

Опишите этот процесс с помощью понятия социальной роли.

См.: Bahrdt Н.Р. Schliisselbegriffe der Soziologie. Miinchen, 1992. S. 78.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54477. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсовЭкономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов 41.11 KB
  Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Общая величина ресурсов характеризует потенциальные возможности развития экономики. Они являются исходным звеном в процессе производства благ
54478. Сценарий химико-биологического вечера. «По следом трех мушкетеров» 37.53 KB
  Итак, представляем трех мушкетеров. Перед вами Портос - чрезвычайно увлечен биологией... в гастрономическом аспекте; химию знает исключительно на примере процессов пищеварения. Арамис - крупный специалист по тонкому анализу ароматических соединений
54479. Music… Music… Music… 37 KB
  Rock’n’roll is a style of music that was popular in 1950s but is still played now, which has a strong loud beat, repeats a few simple phrases and is usually played on electrical instruments. It was first made popular by Bill Halley and Elvis Presley.
54480. Урок музыки. Группы. Композиторы 64.5 KB
  Today at the lesson we’ll listen and repeat the names of the musical instruments, after that we’ll give names of the musical instruments of four groups, we’ll listen to music and name name the styles of popular music you listen to. We’ll speak about structure of the music lesson.
54481. Music in our life 91 KB
  Objectives: to revise and enrich students’ vocabulary on the topic; to improve students’ reading, speaking, writing skills; to practice students’ listening skills; to train students’ habits in group work; to cultivate students’ aesthetic tastes, awareness and respect to the world culture; to enhance students’ cognitive abilities and memory.
54482. Музика 55 KB
  Мета: ознайомити учнів з лексичними одиницями і навчити оперувати ними у мовленні; вчити учнів взаємодіяти в заданій ситуації за змістом прочитаного тексту, повторити граматичний матеріал та тренувати учнів оперувати граматичними структурами у мовленні; розвивати логічне мислення і мовленнєву реакцію, розвивати навики читання; виховувати культуру спілкування, інтерес до культури країни, мова якої вивчається.
54483. WORLD MUSIC 53 KB
  Nowadays many people enjoy music as their hobby. Thanks to this fact you can make many new friends, you can exchange cd’s, records, listen to music together and visit different concerts. For my person, music plays more important role in life than good pastime. It is something, which helps me to be in a good mood, understand different things and remove from tension. Music brings me pleasure and keen delight and fills my life with great expectations of joy and happiness.
54484. Музика охоплює весь світ 45 KB
  Мета: активізувати та розширити знання учнів про економіку країн, які є Батьківщиною видатних композиторів світу, узагальнити знання учнів про композиторів – класиків кінця 17 – початку 20 століття, розвивати навички самостійної роботи з інформаційним матеріалом, навички зв’язного мовлення, вчити співвідносити знання з різних галузей науки та мистецтва, виховувати культуру поведінки, формувати потребу сприймати та виконувати високохудожні музичні твори, виховувати інтерес до знань, залучати учнів до проведення нестандартних типів уроку.
54485. Героические образы в симфонической музыке 280 KB
  Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.