67385

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Данные социальные роли обусловливают конкретный набор обязанностей и прав. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую долго свободы для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым и мягким соблюдать жесткую дистанцию по отношению...

Русский

2014-09-07

55.5 KB

4 чел.

Лекция 7

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Считается, что понятие социальной роли в социологии впервые было введено Р. Линтоном, хотя уже у Ф. Ницше этот термин фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения согиологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. П. Бергер, в частности, считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей»'. Социальная роль - это система ожидаемого nоведения, котоpое определяется ноpмативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Например, учебное заведение общеобразовательного типа как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Данные соци-альные роли обусловливают конкретный набор обязанностей и прав. Учитель

обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориеитировать учеников на социально одобряемое поведе-ние, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки увах<егчия, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно- выполнять его распоряжения, касающиеся учебного процесса, соблюдать в класс тишину, когда он говорит, и т.д. Тем не менее выполнение социальной роли, допускает некоторую долго свободы для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть; старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это - допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия и потому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, так или иначе

г Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996. С. 133.

социлльнля роль вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Таким образом социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

Особенную значимость понятие социальной роли приобретает на уровне микросоциологического анализа, при изучении группового взаимодействия, например в социологии семьи. Однако ролевые требования допускают долю свободы и поведение человека в группе не определяется механически выполняемой им ролью. Так, описываются в литературе и известны из жизни случаи, когда в критический момент берет на себя роль лидера и спасает положение человек, от которого по его обычной роли в группе этого никто He ожидал. Индивид, выполняющий социальную роль, утверждает Э. Гоффман, сознает существование дистанции между самим собой и своей ролью, причем нормативные требования, связанные с социальной ролью, обладают вариабельностью (Т. Парсонс) и «двойственным характером» (Р. Мертон). Например, от ученого-исследователя требуется и придерживаться установленных наукой положений и методов, и творить, и обосновывать новые идеи, нередко противоречащие принятым. Хороший хирург не только хорошо делает обычные операции, но и может пойти на рискованное нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Следовательно, некоторая инициатива - неотъемлемая часть выполняемой социальной роли.

Индивид выполняет одновременно He одну, а несколько, иногда даже много, социальных ролей: в семье он и сын, и брат, и внук, и муж, и отец, в других социальных группах он и начальник для своих подчиненных, и подчиненный для своего начальника, и врач для своих пациентов, и преподаватель для своих студентов в медицинском институте, и друг своего друга, и сосед жителей своего дома, и член какой-то политической партии, и т.д. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме).

Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом. Тем He менее они специфичны и действительны только по отношению к тем кто занимает определенную социальную позицию. Многие ролевые требования совершенно абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Так, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки. [96]

Но если с аналогичным требованием к ней на улице обратится прохожий, она убежит или позовет на помощь.

Отношение специальных ролевых норм к общезначимым нормам очень сложно. Многие ролевые предписания вообще с ними не связаны. В частности, некоторые ролевые нормы в силу свое

го исключительного характера ставят исполняющих их людей в особое положение и на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, священник - тайну исповеди, поэтому по закону на них He распространяется; обязанность раскрывать эту информацию, давая, показания в суде. Иногда расхождение общих и ролевых норм может быть настолько велико, что носитель роли может испытывать общественное презрение, хотя его позиции необходима и признана обществом (палач, осведомитель и т.п.).

Поскольку человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей, иногда он оказывается в ситуации межролевого конфликта. Это происходит, когда пересекаются существенные ; сферы его ролей и в рамках одной и той же ситуации сталкиваются, взаимоисключающие ролевые ожидания. В частности, российские социологи А.Г. Харчев и М.С. Мацковский показали, что ролевой конфликт в той или иной форме неизбежно возникает у работающих женщин, вынужденных совмещать выполнение профессиональных и семейных ролей'. Такие моменты порождают трагические коллизии, избежать которых можно при помощи «ролевых стратегий» - специальных усилий по оптимальному комбинированию  своих ролей. Например, в банальной ситуации бытового межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится его жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями, ролевая стратегия может сводиться к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них He зависеть.

Помимо межролевых возможны внутриролевые конфликты. Они возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Так, мастер на заводе должен руководить рабочими в соответствии с требованиями администрации и одновременно добиватьси улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

Еще одна форма ролевого конфликта, описанная К. Томасом, получила название «ситуационно-ролевой конфликт». В некото

Цит. по: Харчева B.Г. Социология: Учеб. пособие. М., 2000. С. 183.

рых ситуациях к человеку предъявляются новые ожидания, связанные с новой ролью, а он He может реагировать на них адекватно, потому что еще находится в старой роли и He готов принять на себя новую. Так, в Индии долгое время существовал обычай очень рано выдавать дочерей замуж; когда у юной жены рождался ребенок, она еще была не готова выполнять роль мaтери В рассказе Р. Тагора у такой девочки-матери утонул peбeнок, оставленный ею без присмотра, когда она отошла поиграть с подругами в куклы.

У людей, долгое время выполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка держаться определен-ным образом и говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом He могут отделаться в семье. Иногда обществт само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие привычки и навыки называют ролевыми атрибутами. Нормативное ядро роли обычно окружено рядом ненормативных атрибутов, которые тоже участвуют в формировании поведенческих ожиданий.

Исполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполнияя роль, человек действует He гак, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Некоторые роли настолько регламентированы, что предписывают почти каждое движение (рабочий на конвейере); исполнение таких ролей часто вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением. Другие профессиональные роли допускают большую степень свободы, а некоторые даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций; к примеру роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения - 1 требованиям, предъявляемым ролью. Таким образом, ролевое поведение, представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями. Лучше всего выполнение роли удаётся тогда, когда она оптимально соответствует индивидуальным склонностям индивида. В таком случае не возникает (или почти He возникает) отчуждения в коде выполнения роли.

Однако He следует понимать социальную роль как что-то, ограничивающее свободу личности (так его понимает, например, [98]

Р. Дарендорф). Человек - существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок в игре как бы «прикидывает» на себя роль «мате-, ри», «учительницы», «командира». Клессенс называет эту фазу социального развития «социабилизация»'. В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует уже как носитель собственных ролей (сын, ученик) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему предстоят. Так, девочка, помогая матери по хозяйству в роли дочери, учится выполнять роль хозяйки и матери, а слушаясь родителей в роли сына или дочери, ребенок готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

Процесс социализации длится в сущности всю жизнь, а это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек постоянно, играя свои роли, сталкива-

ется с чужими ролями, которые ему пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о социальном аспекте (Я глазами Другого) человеческой личности как о совокупности интериоризованных ролей и о собственно личностном аспекте (Я-центр), не заполненном социальными ролями и способном дистанцироваться от них. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое Я развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.

П ринятие определенной социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, не совместимых с этой ролью, которые скрыто присутствуют во внутреннем Я человека. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естественному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием. Иногда человек сталкивается с такими ролевыми требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, т.е. такими, которые он He может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди заболевают, когда пытаются выполнить определенные ролевые требования. Но в To же время необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение. Так, в деспотиях Древнего Востока массы людей переносили в течение долгих лет жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые даже не может представить себе человек в современном индивидуалистическом обществе. Например, рабство предполагало почти полное нигилирование семейных ролей.

ЗАДАЧИ

Можно ли следующие типы людей считать «социальными ролями»: хиппи, сноб, гуляющий прохожий, яхтсмен, ученый, ученик, кузина, русский, мусульманин, водитель автомобиля, пациент, пенсионер, любовник, взломщик, главарь банды?

Директор завода является одновременно акционером ряда компаний, прихожанином православной церкви и отцом семейства. Идет ли здесь речь о различных ролях или о сегментах единой роли?

Средневековый феодал одновременно был «работодателем» для своих слуг в имении, судьей в своем феоде, представителем монарха в нем, командиром своего войска и патроном церкви. Являются ли эти функции ролями или сегментами одной роли?

«Солдат» - это, без сомнения, роль. Во время войны солдат противостоит солдатам неприятельского войска. По отношению к солдату-противнику он скрывает в себе ряд поведений-ожиданий. Несомненно, он также ожидает, что солдаты противника ведут себя в соответствии с ролью «солдата». Идет ли здесь речь о ролевых ожиданиях в смысле ролевой концепции?

Вы найдете ответ на вопрос, если задействуете понятия «групповые отношения» и «санкции». Чтобы легче было ответить, надо учитывать следующее: солдат ожидает, что солдат противника ведет себя и соответственно ориентируется согласно нормативным ожиданиям, которые обращены к нему. Обращает ли он со своей стороны нормативные ожидания к солдату неприятеля?

Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от «социальных» и в чем их общность. Ведь в конце концов понятие « социальной роли» пришло из театрального мира.

Руководитель отдела регулярно проверяет, как работают его подчиненные. Если он обнаруживает серьезные упущения, приглашает работника к себе и спрашивает: «Скажите, что, собственно, с вами случилось?» Если это молодая девушка, в больш инстве случаев она, заливаясь слезами, рассказывает, что у нее конфликт в семье, или любовный роман, или что-то еще в таком же роде. Начальник старше ее по возрасту и отечески утешает ее. Часто благодаря такому отношению качество работы снова улучшается. Идет ли здесь речь о «ролевом поведении» в смысле роли <<начальника»? Или возможно, что здесь происходит наложение различных ролей руководителя отдела?

Ha семейном торжестве один из присутствующих родственников делает замечания антисемитского характера. Отец приходит от этого в ярость, и начинается семейная ссора. Торжество срывается. Его жена, укоряя его, говорит: «Ты

погорячился». Он отвечает: «Нет, я просто должен был возразить, так как я радикальный противник антисемитизма».

Опишите этот процесс с помощью понятия социальной роли.

См.: Bahrdt Н.Р. Schliisselbegriffe der Soziologie. Miinchen, 1992. S. 78.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70281. Товар в маркетинговой стратегии предприятия. Позиционирование товара 107.5 KB
  В начале 70-х годов безалкогольные напитки завоевали прочную долговременную популярность большого сегмента рынка, который состоял из молодых людей, родившихся в годы «детского бума» после 2-й мировой войны. Сбыт безалкогольных напитков ежегодно возрастал на 10 %.
70282. Товар в маркетинговой стратегии предприятия. Товар и товарная политика предприятия 85 KB
  Однако почему покупают именно косметику Эйвон а не косметику фирмы Ревлон которая тоже предлагает высококачественный товары Одна из причин кроется в женщинах-коммивояжерах фирмы Эйвон. Товары фирмы Эйвон как бы включают в себя все эти составляющие.
70283. Анализ маркетинговой среды и рынка потребителей 105.5 KB
  Микросреда фирмы. Ведь канал начал работать в период спада когда ассигнования на рекламу у многих фирм оказались ограниченными и фирмы тратили деньги очень осторожно. Маркетинговая среда представляет собой совокупность не поддающихся контролю сил с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы маркетинга.
70284. Сущность, принципы, методы и функции маркетинга. Понятие, принципы маркетинга и методы маркетинговой деятельности предприятия 74 KB
  В новых условиях хозяйствования производственные предприятия и объединения стоят перед необходимостью решения многих весьма трудных и неотложных задач. Для их выполнения необходимы не только изменения в организационно-управленческих структурах, но и глубокая перестройка мышления...