67386

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Помимо понятия социальной роли социологи используют понятие социального статуса. Содержательное различие между ними сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям.

Русский

2014-09-07

50 KB

4 чел.

Лекция 8

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Помимо понятия социальной роли социологи используют понятие социального статуса. Содержательное различие между ними сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. А социальный статус - это положение человека б структуре группы или общеетва, связанное с оnределенными пpавами и обязанностями. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от всякой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Таким образом, социальный статус - это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Как и ролей, статусов у человека может быть несколько. В целом любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот. Статусы бывают приписываемыми (аскриптивными) и достигаемыми. П р и п и с ы в а е м ы й с т а т у с - это статус, полученный индивидом от рождения или в силу независящих от его носителя факторов - в силу пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. До с т и г а е м ы й статус это статус, приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак - все это сказывается на статусе человека в обществе. Ни одно общество He может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса связано с возможностью в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности.

Из всей совокупности социальных статусов индивида какойто один выступает как основной - это ключевой статус, преимущественно определяющий социальное положение и значение человека. Например, основным статусом ребенка является возрастной. В традиционных обществах основным статусом женщи

ны является пол. В современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. B любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть личным и групповым. Л и ч н ы й статус, определяемый личными качествами и чертами характера индивида, проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно, - семьи, трудового коллектива, круга близких друзей: Г р у п п о в о й статус характеризует индивида как члена большой социальной группы - как представителя класса, нации, профессии, носителя гендерных и возрастных признаков и т.д.

Французский социолог Р. Будон полагает, что социальный статус обладает двумя измерениями: горизонтальным и вертикальным. Под горизонтальным измерением он понимает систему социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, которые складываются между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на той же ступени социальной лестницы. В е р т и к а л ь н о е и з м е р е - н и е образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высокик и более низких ступенях. Такое представление дает Будону возможность определить социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества'.

Будон подчеркивает значение статусной иерархии для любой организации: именно благодаря тому, что все члены группы знают статус каждого, происходит слаженное взаимодействие звеньев организации. Однако формальная структура организации далеко He всегда совпадает с ее реальной структурой (отсюда понятие «неформальная структура»). Разрыв между иерархиями в некоторых организациях таков, что He требует социометрическик исследований, - он виден простому наблюдателю. Ведь установление статусной иерархии является ответом He только на вопрос «кто здесь самый главный?» , но и на вопрос «кто здесь самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?» Реальный статус определяется не только формально занимаемой должностью, но и личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

г См.: Boudon R., Boгirricпud F. Dictionnaire critique де 1а sociologie. 3 ed. Р., 1990. Р. 565-566.

[102]

В настоящее время двойственный характер статусной иерар хии стал предметом социологического изучения. Многие совре менные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического функционального статусов вследствие, например, отдельных компромиссов, когда некоторые распоряжения приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть в целом как положитель ным и сказываться в повышении гибкости реагирования, организации, так и отрицательным, выражающимся в функциональном хаосе и неразберихе.

Проблема статусной иерархии затрагивает He только организации, но и акторов, влияя на «культуру» их группы. Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состонния аномии рассматривал Э. Дюркгейм. По его мнению, разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы. В о - п е р в ы х, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида, связанные с занимаемой им в обществе позицией, и встречные ожидания других членов общества относительно действий индивида. Если в рамках традиционного жизненного цикла каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и поэтому хорошо понимал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений человек все чаще оказывается в ситуациях, которых он He предвидел и к которым He готов. Например, если в средние века обучение в университете автоматически вызывало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого He удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу. В о - в т о р ы х, статусная нестабильность влияет на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных (доиндустриальных) обществах, обратимся к современным обществам Востока (кроме кастовых, где статусной иерархии приписывается сакральная ценность). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида: пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию». Эти элементы жестко закрепляют за каждым членом общества его статус, и переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но и в традиционалистски ориентированных обществах, где легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков (что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса - древность рода, личная доблесть предков и т.д.), дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов несмотря на ограничения. Все-таки в конечном счете распределение статусов в традиционном обществе увязывается с религиозными моментами.

Статусную иерархию в современном западном обществе нередко рассматривают с позиции либо меритократической идеологии (как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей), либо холистического социологизма (как результат, строго обусловленный социальными процессами). Но и та, и другая крайность предлагают очень упрощенное понимание природы статуса, поскольку многие моменты невозможно объяснить в контексте ни той, ни другой теории. Например, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий? В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются He компетентными и беспристрастными экспертами, а « капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимым остается несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Так, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в 1960-е гг. в СССР пользовалась высоким престижем, а бухгалтера - низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий»1.

1 Добреньков В.И., Кравченко A.M. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. М., 2000. С. 114.

[104]

В современном индустриальном обществе механизм приписы- вания статуса остается весьма неопределенным, поскольку, во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуca, очень пространен; во-вторых, трудно свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразy стали известны социальный статус этого человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей. Таким образом, в традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны, а в наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задаётся: она сама строит его своими усилиями на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. В то же время тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

ЗАДАЧИ

1. Охарактеризуйте как социальную роль статус директора завода, учителя, ученика, отца, сына, жены, матери, президента страны. Чем отличается по содержанию понятие социального статуса от понятия социальной роли?

2. Прокомментируйте высказывание П. Бергера: «Общество представляет собой сеть социальных ролей». Как вы считаете, можно ли рассматривать его как определение общества? Обоснуйте свое мнение.

3. Вспомните содержание фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Как вы считаете, чем обусловлена комичность ситуации? Почему управдом смешон в роли царя, а царь - в роли управдома?

4. В некоторых архаических обществах существовал ритуал «переворачивания

статуса», когда индивиды, находившиеся внизу социальной иерархии, на короткое время получали статус господ и им оказывались соответствующие почести, исполнялись их распоря жения, а подлинные господа им подчинялись и были унижены. Как, по-вашему, в чем смысл таких ритуалов? Или это просто бессмысленная игра?

5. Какой социальный статус, no вашему мнению, можно считать «высоким»? Обоснуйте свой ответ.

6. Как связаны социальный статус и материальная обеспеченность? Всегда ли чем выше статус, тем выше доходы? Приведите примеры исключений из этого правила.

7. Охарактеризуйте социальный статус монарха. Является ли монарх, скажем королева Великобритании, просто воплощением традиций? Или наличие в обществе такой статусной позиции имеет функциональный смысл? Приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54101. Історію творить людина (образ Богдана Хмельницького в історії та літературі) 593 KB
  Історію творить людина образ Богдана Хмельницького в історії та літературі Очікувані результати. історичне доміно уривки з історичних пісень записи українських пісень уривки з художніх та документальних фільмів про Богдана Хмельницького портрети історичних осіб. У лютому 1648 року золотий спокій поляків зруйнувала національновизвольна війна під керівництвом славетного гетьмана Богдана Хмельницького. Отже тема нашого уроку Національновизвольна війна під проводом Богдана Хмельницького та відображення подій цього періоду в...
54102. ЛЮДИНА - ЧАСТИНА ВСЕСВІТУ 45.5 KB
  Навчити учнів висловлювати своє судження про людину як частину природи; виховувати почуття любові до навколишнього середовища дбайливого ставлення до природних ресурсів України; розвивати звязне мовлення уміння колективної праці. По закінченні діалогу кожен бажаючий зможе висловити свою думку з того и іншого питання перед класом Робота в парах Хто називається людиною Хто називається культурною людино Чи самотня людина на Землі Що таке природа Чи може людина існувати окремо...
54103. СЦЕНАРІЙ СВЯТА «НАШ ЛЬВІВ» (для учнів четвертих класів) 293.5 KB
  По центру напис Наш Львів. ВЕДУЧІ: показ кадрів із фільму Наш Львів на екрані що супроводжу ються словами ведучих Це місто ще й досі не можуть поділити народиякі вважають його своїм. Княжий Львів кажуть українці.
54105. Здрастуй, господине Масляна! 350 KB
  3й скоморох Кожен рік сього числа Як гласить Наказник Дітям всім цієї школи Слід іти на празник передав Наказ 2му скомороху 4й скоморох Неодмінно мають всі Заспівати гімн Зимі І з пошаною до бору Проводити її з двору 5й скоморох Сонце в небі радо всміхається До нас Масляна повертається Раптом до залу вбігає Баба Яга в подраному кожусі з метлою в руках. Під музику входить Масляна Танок Масляни. Масляна Ой ВенаЮ Весна сонця ясного не давай Весна дощу рясного А давай нам сонечка дзвоничка Та веселощів цілу...
54106. Криза грецької державності та піднесення Македонії 117 KB
  Мета: Розглянути причини занепаду Греції й піднесення Македонії; дати уявлення про Македонію як велику військову державу; Удосконалити навички роботи з підручником установлення причиннонаслідкових зв'язків удосконалити навички складання плану пункту параграфа. Філіп І Завоювання Греції Македонією. Кого вони зображували За якими історичними джерелами ми можемо скласти уявлення про живопис Стародавньої Греції Яку роль відіграло мистецтво Стародавньої Греції в розвитку світової культури Переконавшись у якості знань здобутих учнями на...
54107. Криза грецької державності та піднесення Македонії 53.5 KB
  У середині ІУст.до н.е. становище грецьких міст-держав погіршилося внаслідок війни з персами, незалежність в якій вони зберегли, але понесли тяжких втрат, а також через внутрішні конфлікти та політичну роздробленість. Саме в цей час, зміцніла та почала процвітати Македонія, яка і скористалася ослабленням Греції.
54108. Базовые функции культуры 35 KB
  Человекотворческая функция. или гуманистическая функция. цицерон говорил о ней - cultura animi - возделывание, взращивание духа. бердяев считал, что судьбу нашего отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к преображению жизни. все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.
54109. День матері, Година спілкування 34 KB
  З часом воно поширилось і в інші країни світу. В Україні це свято відзначають вже 83 роки. Особливо готуються до цього свята діти. Вони дарують матусям власноруч виготовленні сувеніри та багато теплих, ласкавих та ніжних слів. Дякують за тепло, турботу та безмежну любов своїх матусь).