67388

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Нормальным называют такое поведение индивидов, которое со ответствует ролевым ожиданиям и ориентировано на признанные обществом ценности и нормы. Однако в любом обществе всегда находятся индивиды, ведущие себя «не по правилам», пренебрегающие нормами, не оправдывающие ролевых ожиданий.

Русский

2014-09-07

77 KB

6 чел.

Лекция 10

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Нормальным называют такое поведение индивидов, которое со ответствует ролевым ожиданиям и ориентировано на признанные обществом ценности и нормы. Однако в любом обществе всегда накодятся индивиды, ведущие себя «не по правилам», пренебрегающие нормами, не оправдывающие ролевых ожиданий.

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматpивает мое большинством членов общества как npедосудительное и недо пустилмое, называется отклоняюищимся от нормы или девиантным

Девиантность не следует понимать как объективное качество конкретного поведения. Это относительное, оценочное понятие. Каждое общество вырабатывает свои представления о социальной норме и, следовательно, свои представления о девиации. Более Toro, социальная норма разнится у разных классов и групп одн го и того же общества. Например, в рамках индийской кастовой системы для брахманов считались нормой религиозные медитации и интеллектуальные занятия, а также свобода от бытовых дед рассматривавшихся как что-то недостойное для представителе высшей касты и нечистое с религиозной точки зрения. Однако для низших каст нормой была именно простая работа, а интелектуальные интересы рассматривались как девиация. В сословном обществе для женщины из простонародья нормой была постоянная работа по хозяйству и наличие трудовых навыков, а для дамы из высших слоев признаком хорошего воспитания и, следовательно, социальной нормой считалась бытовая неприспособленность и изнеженность. В крепостной России (и не только) крестьянину полагалось покорно сносить грубость и пренебрежение со стороны помещика, а дворянину - немедленно вызыват обидчика на поединок. Современное общество одобряет стремление женщины к самореализации и материальной самостоятель ности, а традиционное считает нормой ее подчиненное положение в семье и отсутствие у нее социальной инициативы.

Из приведённых примеров понятно, что общество само pa ставляет акценты, один вид поведения расценивая как норму, другой - как девиацию. Но некоторые виды поведения, такие, и как убийство, садизм, воровство, кровосмешение и сексуальное насилие, воспринимаются как девиация в подавляющем большинс тве человеческих обществ, скорее, во всех без исключения. Варьируется только степень социального осуждения указанных деяний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации. Отечественные исследователи Я.И. Гилинский и В..C. Афанасьев относят к категории девиантного поведения: пьянство и алкоголизм, наркоманию, преступность, самоубийство, проституцию, гомосексуализм. Иногда в эту же категорию включают пристрастие к азартным играм и психические расстройства'.

Кто же судья? Кто от лица всего общества определяет, какое поведение считать девиантным и карать с помощью санкций или общественного осуждения, а какое рассматривать как норму?

С оциальная оценка того или иного поведения как девиантного во многом определяется тем, какая социальная группа или класс занимает господствующее положение в обществе. Девиантным считается такое поведение, которое в чем-то угрожает позиции господствующих классов и групп и подрывает установленный порядок. Например, деятельность революционеров в рамках существующего режима рассматривается как девиация, они объявляются преступниками и подвергаются преследованиям. Но в с лучае победы революции вчерашние преступники прославляются как национальные герои, их именами называют улицы, писатели трудятся над их биографиями.

В исторически стабильных обществах, особенно традиционн  ых девиантные формы поведения выделяются на основе сложившейся системы ценностей, религиозной традиции, принятых норм морали.

Некоторые виды поведения повсеместно считаются девиациями, поскольку наносят реальный вред людям и обществу и характеризуются высокой степенью социальной опасности. Общество защищается от такого рода поведения, потому что оно способно вызвать глубокие социальные дисфункции.

По мнению В.И. Добренькова и A.M. Кравченко, отклоняющееся (девиантное) поведение - это собирательный термин, включающий в себя три более конкретные формы нарушения социальных норм: собственно девиантное, или девиантное в узком смысле, т.е.

См.: Гилинский Я.И., Афанасьев 73.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 1Ч93.

такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не нарушают уголовного закона, делин квентное - противоправные поступки, не являющиеся в собст венном смысле преступлениями, наказуемые в административно порядке, и криминальное, или преступное, поведение - это по ступки, которые можно квалифицировать как преступления1.

Наконец, историческое, интеллектуальное и нравственно развитие общества способствует изменению представлений о со циальной норме и девиации. Например, мужской и женский гомосексуализм традиционно безоговорочно осуждался как деви- антное поведение, но в последние десятилетия он рассматривает ся западным обществом как вариант нормы или в крайнем случае как заболевание, которое требует He наказания, а лечения; в некоторых странах даже узаконены браки между лицами одного пола. Наркомания и алкоголизм также теперь чаще рассматрива ются как болезнь. По мере развития общество становится более толерантным и понимающим, более внимательным к индивиду, санкции, направленные на подавление девиантного поведения, становятся менее жесткими. Кровавые казни Средневековья про исходили при огромном стечении народа, а в современных европейских обществах смертная казнь как вид наказания либо отме- нена, либо превращена в незаметную для масс техническую процедуру, максимально безболезненную для осужденного. Девиантное поведение не следует путать с вариациями нормы. Дело в том, что норма - это нe какое-то однозначно фиксиро- ванное социально одобряемое поведение. Ha практике социаль- ная норма представлена обычно комплексом вариаций допусти мого поведения, т.е. социально приемлемых стилей поведения много, и они предоставляют каждому человеку достаточно многообразие возможных способов поведенческого самовыраже- ния. Стили поведения отличаются друг от друга, но все он входят в зону допустимого и в этом их принципиальное отличи от девиаций, оценка которых обществом однозначна. Например образ жизни и примерного семьянина, и легкомысленного холостяка, ведущего свободный образ жизни, укладываются в границы социальной нормы современного общества. Однако человек, Bbl бравший своим стилем поведения сексуальное насилие, те самым переходит четкую грань между нормой и девиацией.

См.: Добреньков В.И., Кравченко A.M. Социология: В 3 т. Т. 3: Социальные институты и процессы. М., 2000. С. 448-449.

Социальные следствия девиантного поведения однозначно негат ивны Действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое количество отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования всего социального организма, но постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить или даже подорвать организованную социальную жизнь. Если значительное число индивидов одновременно He смогут соответствовать социальным ожиданиям, пострадать может, вся система общества, все его институты. К примеру, в современном российском обществе все больше родителей отказываются от воспитания своих детей и соответственно все больше детей остаются без родительской опеки. Прямая связь этого явления с социальной дестабилизацией и ростом преступности очевидна. Девиантное поведение военнослужащих в воинских частях проявляется в дедовщине и дезертирстве, и это создает серьезную угрозу стабильности в армии. Наконец, девиантное поведение какой-то части членов общества демоpализует остальных и дискредитирует в их глазах существующую с истему ценностей. Так, ненаказуемые в массовых масштабах коррупция чиновников, милицейский произвол и другие негативные явления жизни общества лишают людей надежды Ha то, что честный труд и «игра по правилам» будут социально вознаграждены, и также подталкивает их к девиации.

Таким образом, девиации заразительны. И общество, анализируя это явление, может извлечь из существования девиаций какой-то позитивный опыт.

В о - п е р в ы х, выявление девиаций и публичное объявление их таковыми способствуют укреплению социальной конформности - готовности подчиняться нормам - большинства остального

н аселения. Социолог Э. Сагарин отмечает: «Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться нa месте нарушителей... Выказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или господствующая группа может укрепить представления о том, что хорошо и правильно, и тем самым создать общество индивидов, более лояльное по отношению к принятой идеологии и нормам поведения»1.

Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. М., 2001. С. 199.

[120]

индинида быть неотличимым от социального типа, просто его долг перед обществом « нe нарушать правила игры», соблюдать принцип взаимности в отношениях с другими и обществом в целом: если берешь от общества, то надо и отдавать ему. Такую солидарность Дюркгейм назвал органической. Органическая солидарность в сравнении с механической, присущей первобытным группам, выглядит более хрупкой. Ей приходится все время балансировать на грани между эгоизмом индивида и требованиями общества.

В индивидуалистическом обществе, организованном на основе разделения труда, конформность и индивидуальные различия тесно взаимосвязаны и укрепляют друг друга. Но Дюркгейм задается вопросом: каким же образом тогда в обществе поддерживается единая дисциплина, как побеждает единообразие всеобще-го закона и He воцаряется тотальный хаос? Это происходит нe потому, что индивидам выгоднее объединиться, чтобы защищать свои интересы сообща, как считает Т. Гоббс. Дюркгейм говорит о нормальности преступления, тем самым он признает наличие тесной связи между конформностью и девиацией. Преступление «нормально» нe потому, что преступные деяния имеют место во всех без исключения обществах, а потому, что вызываемый ими социальный резонанс выполняет позитивную функцию, наглядно показывая, что такое «социальная норма» по контрасту с преступлением. Девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ социально допустимого и выполняют роль факторов, побуждающих индивидов подтверждать свою конформность. Дюркгейм ввел понятие аномии - такого состояния общества, которое характеризуется разложением системы ценностей, тотальных социальным кризисом, наличием npотивоpечия между заявленными обществом целями и невозможностью их реализации для большинства индивидов. Аномия часто возникает в переломные моменты социальной жизни, когда старые нормы дискредитированы, а новые еще окончательно He сформировались.

Р. Мертон попытался применить подход Дюркгейма к анализу современной социальной действительности. Для современного американского и целом западного общества высшей ценностью и целью индивидуальной жизни является успех, выраженный в материальном достатке, карьере, социальном признании. Интернализация таких целей людьми, у которых в силу искодных условий их рождения и воспитания мало возможностей их достигнуть, часто ведет их к нарушению закона как единственному средству добиться желаемого результата. Общество предлагает

В о - в т о р ы х, осуждение девиации позволяет обществу четче увидеть, что оно принимает в качестве нормы. Кроме того, со гласно К. Эриксону, санкции, подавляющие девиантное поведе- ние, показывают людям, что оно и впредь будет наказуемо В наши дни тот же результат достигается с помощью средств массовой информации, широко освещающих судебные процесс и приговоры.

В - т р е т ь и х, подвергая коллективному осуждению нарушите лей норм, группа укрепляет собственную сплоченность и единство, упрощается процесс групповой идентификации. Так, поиски, «врагов народа» служили средством сплотить общество вокруг правящей группировки, которая якобы «может всех защитить».

В - ч е т в е р т ы х, возникновение и тем более широкое распространение девиаций в обществе сигнализирует о неправильном функционировании социальной системы. Рост преступности свидетельствует о том, что в обществе много неудовлетворенных людей, низкий уровень жизни болшинства населения, резко неравномерное распределение материальных благ. Наличие большого количества девиаций говорит о назревшей необходимости со циальных изменений.

Антиподом девиантного поведения является социальная конфоpмностъ - подчинение ипдивида принятым б обиществе нормам. Любое социальное действие содержит какой-то минимум конформности. Однако нe следует путать конформность и кон формизм. Требование конформности от индивида - это всего лишь нормативный аспект социального действия. Конформно любое поведение, согласующееся с требованиями общества. To, что мы по утрам умываемся и чистим зубы, входя в помещение, здороваемся, а выходя - прощаемся, а не наоборот, - все это проявления нашей конформности, и в этом нет ничего от кон формизма.

Социальная конформность может принимать разнообразны формы. Например, Э. Дюркгейм противопоставляет тип кон формности, существующий в примитивных и традиционных об ществах, где индивид поглощен группой, типу, присущему современному обществу с его высокой оценкой индивидуального начала. В традиционном обществе социальная конформность выступает как синоним простого сходства всех вплоть до полного тождест- ва, а любой выделяющийся из всеобщей одинаковости индивид, наказывается. Современное общество признает свободу каждого, своего члена преследовать собственные интересы. В этом случае социальное требование конформности означает He обязанность

[122]

индивидам общезначимые символы жизненного успеха и при этом ограничивает реальный доступ к успеху для множества своих членов. Так формируется дилемма цель - средства. Мертон выделяет пять типовых реакций на эту дилемму, четыре из которых представляют собой девиантные попытки адаптироваться к условиям аномии.

1) к о н ф о р м н о с т ь - нормальная поведенческая реакция, когда индивиды принимают утвержденные обществом цели и средства их достижения;

2) и н н о в а ц и я - реакция, состоящая в том, что придерживаются установленных обществом целей, но иные средства их достижения;

3) р и т у а л и з м - форма социального возглашенные обществом цели полностью ценены в глазах индивидов, но индивиды по-прежнему механически пользуются принятыми обществом средствами их достижения. Например, так было в брежневскую эпоку, когда в коммунизм и коммунистические идеалы уже никто He верил, но ритуалы, связанные с ним (демонстрации, партийные собрания и т.д.) стали чем-то вроде привычки, на которой держалось общество;

4) р е т р и т и з м - поведение, основанное на отвержении и целей, и средств, предложенных обществом, своеобразный социальный нигилизм. Так ведут себя изгои общества - бродяги, наркоманы, опустившиеся люди;

5) б у н т - отвержение старых социально принятых ценностей и средств и замена их новыми. Такая форма поведения характерна для революционеров, радикалов, экстремистов.

Теории аномии Мертона позволяет объяснить многие виды девиантного поведения, но He все. Например, критики утверждают, что Мертон исходит из представления о наличии в обществе единой системы ценностей, однако это нe так. Развитые и особенно многонациональные общества характеризуются ценностным плюрализмом.

Среди других теорий делить:

* теорию подражания Г.Тарда. Согласно этой теории преступниками становятся потому, что с ранних лет попадают в преступную среду или среду людей, явно склонных к девиации. Конечно, и в этой теории есть доля истины, но она не является исчерпывающей;

* теорию дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда, очень похожую на теорию Тарда. Суть ее в том, что нa индивида влияет социальная среда. Чем продолжительнее его контакты с криминогенной средой, тем больше вероятность, что в его поведении возникнут девиации. Эту группу теорий называют теориями культурного переноса;

* теорию к о н ф л и к т а. В современной социологии существует множество вариаций теории конфликта, но суть ее в общих чертах можно свести к следующему: девиантное поведение является продуктом конфликтной ситуации в обществе, обусловленной социальным неравенством. Трагическое положение угнетенных социально и экономически классов вынуждает их к совершению поступков, которые рассматриваются господствующими классами как девиантные. Другая категория девиаций - алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с членами семьи и т.д. - возникают как следствие моральной распущенности и социального отчуждения, тоже вытекающих из ситуации в обществе;

* т е о р и ю я р л ы к о в (стигматизации). Ее представители - Э. Лемерт, Г. Бекер, К. Эриксон - считают, что девиантное поведение определяется He содержанием самих поступков, а их социальной оценкой. Поэтому He всякое нарушение социальных норм расценивается обществом как девиация. Существует первичная девиация, когда человек нарушает те или иные нормы, но может He понести за это наказания. Так, за одни и те же, допустим, хулиганские Действия бедного осудят скорее, чем богатого. Огромные взятки и хищения, злоупотребление положением со стороны высокопоставленных лиц часто остаются безнаказанными, в TO время как мелкие кражи и хулиганские выходки обездоленных наказываются по всей строгости закона. Эти люди получают ярлык преступников или социально опасных лиц, и отношение к ним со стороны общества становится соответствующим. Они подвергаются как бы упреждающей социальной дискриминации. Человека, вышедшего из тюрьмы, мало кто захочет взять на работу, он часто теряет дом, семью. Факт наказания за совершенное преступление становится его основным публичным определением. Это и есть «ярлык», который навешивает на него общество. Отношение общества и негласное поражение в правах чаще всего толкают такого человека на вторичную девиацию - поведение, вырабатывающееся у индивида в ответ на санкции со стороны окружающих. Данное поведение становится для него стереотипным и соответствует оценочному стереотипу, с кото-

[124]

рым подходит к нему общество. Более того, часто наблюдающееся негативное отношение к таким людям со стороны родственников и знакомых приводит к их изоляции, которая в свою очередь подталкивает к общению с себе подобными. Правонарушитель становится членом группы таких же социально отверженных людей, что укрепляет его отношение к себе как к нарушителю норм. Итак, теория ярлыков настаивает на том, что девиация определяется нe самим поведением, а реакцией общества на такое поведение.

Все упомянутые типы теорий девиантного поведения внесли свой вклад в его изучение. Однако ни одна из них нe способна дать исчерпывающего объяснения девиации как социального явления. Так, слабым местом теории ярлыков остается неспособность объяснить причины первичной девиации, возникающей до «навешивания ярлыка». Непонятно также, как можно нe считать девиацией преступления, оставшиеся неизвестными обществу и ненаказанные, а из теории ярлыков следует, что поступки, не признанные девиантными, таковыми нe являются.

Теория конфликта справедливо подчеркивает социальную обусловленность девиаций и существующие вокруг преступления и наказания проблемы, связанные с социальным неравенством. Однако положения этой теории часто имеют несколько риторический характер, и в целом она не может служить универсальным объяснением происхождения девиантного поведения, ибо далеко нe всегда можно обнаружить прямую связь девиации с низким социальным статусом субъекта.

Теории культурного переноса позволяют сделать вывод, что девиация является продуктом социализации так же как и социально одобряемое поведение. Просто обстоятельства социализа-ции, ценности окружающей социальной среды, выбор образцов для подражания у части населения таковы, что формируют стереотипы поведения, не одобряемые большей частью общества. Тем нe менее эти теории не дают приемлемого объяснения тем фактам, что преступления совершаются He только выходцами из криминогенной среды.

Теория аномии тоже не лишена недостатков. Согласно этой теории, причина девиаций связана с разрывом между желанной целью и неприемлемыми средствами ее достижения. Отсюда следует, что девиантное поведение вызвано внутренним мотивационным конфликтом у индивида без какого-либо влияния окружающих его людей. Кроме того, не всякую девиацию можно объяснить разрывом между целями и средствами.

Единую теорию девиантного поведения вы работать очень трудно, поскольку и само понятие едевиация» является очень широким и охватывает множество самых разнообразных и разноуровневых социальных явлений, которые в принципе не могут иметь общих причин. Ведь девиация - это любое поведение, которое не одобряется обществом - от сексуальных извращений до коррупции государcтвенных чиновников. Поэтому в сущности проблема девиаций стоит на самом общем уровне социальной теории и сводится к одному воспросу: почему ни в каком обществе, как бы оно ни было организовано, не бывает такого состояния, чтобы все без исключения люди вели себя в соответствии с принятыми нормами?

Вероятнее всего, на этот вопрос невозможно ответить средствами только социологической науки, не обращаясь к изучению психофизиологической природы человека (психология), индивидуальной истории каждого субъекта девиации (психоанализ), возможностей создания такой системы ценностей и норм, которая бы He оставляла за рамками дозволенного ни одной из насущных потребностей любого человека (философия права).

ЗАДАЧИ

1. Какое поведение называют девиантным?

2. Покажите на примерах относительность девиаций. По-вашему, какое поведение следует считать девиантным для студента? Преподавателя?

3. Какие позитивные функции в обществе выполняют девиации?

4. Каковы негативные последствия девиаций Аля общества?

5. Чем конформность отличается от конформизма? В каком из этих двух явлений заинтересовано общество?

6. Охарактеризуйте известны е вам теории девиантного поведения.

7. Вспомните сказку Г.Х. Андерсена <<Гадкий утенок». ГIопытайтесь проанализировать ее, применяя понятие девиантного поведения.

8. Вспомните историю Жанны д'Арк и проанализируйте ее, используя понятия девиантного поведения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8028. Вивчення педагогічних вимог та ознайомлення з обладнанням шкільних навчальних майстерень з трудового навчання 118 KB
  Тема: Вивчення педагогічних вимог та ознайомлення з обладнанням шкільних навчальних майстерень з трудового навчання Мета роботи: Ознайомитись з основними вимогами до обладнання шкільних майстерень з трудового навчання та організацією робочих місць. ...
8029. Знакомство с пакетом MatLab 49.74 KB
  Знакомство с пакетом MatLab Выполнить действия в Matlab и сравнить полученный результат с приведенным ответом. Задать мат...
8030. Алгоритм обмена сообщениями о статусе синхронизации - SSM 113.5 KB
  Алгоритм обмена сообщениями о статусе синхронизации - SSM 1 Цель работы Изучение алгоритма обмена сообщениями о статусе синхронизации SSM (SynchronizationStatusMessage, укр. - ПСС, повідомлення про статус синзхронізації), широк...
8031. Педагогика как наука, её выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 21.2 KB
  Педагогика как наука, её выделение в особую отрасль знания и предмет исследования Становление и развитие педагогики как науки. Категориальный аппарат педагогики Педагогика - с греческого детоводство. В Древней Греции называли педагогом раба, котор...
8032. Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли 28.92 KB
  Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли: Донаучный (с древнейших времен до XVIIв.). эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физичес...
8033. Современная педагогика 21.21 KB
  Современная педагогика - это наука о закономерностях воспитания в течение всей жизни. В процессе развития педагогики образовывались все новые связи с другими науками, что привело к выделению различных отраслей педагогики в системе педагогически...
8034. Связь педагогики с различными естественными и гуманитарными науками 21.28 KB
  Связь педагогики с различными естественными и гуманитарными науками Педагогика взаимосвязана с философией и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный и др.) для обоснования сущности педаго...
8035. Педагогические категории и понятия 24.69 KB
  Педагогические категории и понятия Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. К ним относятся воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует также общенаучными категор...
8036. Методы педагогических исследований 47.5 KB
  Методы педагогических исследований - это пути, с помощью которых педагоги-исследователи добывают знания о предмете. Существует много методов накопления знаний. Среди них выделим традиционные (эмпирические) и новые (экспериментальные, теоретичес...