67389

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Для того чтобы общество функционировало нормально, составляющие его индивиды должны поступать согласно установленным социальным нормам. Только в этом случае их поведение может быть прогнозируемым, и общество будет с большой долей; вероятности знать, чего можно ждать от своих...

Русский

2014-09-07

59 KB

4 чел.

Лекция 11

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Для того чтобы общество функционировало нормально, составляющие его индивиды должны поступать согласно установленным социальным нормам. Только в этом случае их поведение может быть прогнозируемым, и общество будет с большой долей; вероятности знать, чего можно ждать от своих членов в той или иной конкретной ситуации обеспечения соответствия поведения индивидов принятым в обществе нормам, у общества имеется специальный механизм - социальный контроль.

П. Бергер пишет по этому поводу: «Социальный контроль: является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество нe может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе,  придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки»'.

Социальный контроль - это система методов и стpатегий, с помощью кoтoрыx общество направляет поведение индивидов.

В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе знаков и санкций, с помощью которых индивид согласовывает  свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира. По отношению, к индивидуальному поведению социальный контроль проявляется как ограничивающая внешняя сила - аналогично тому, как на поведение человека оказывают ограничительное воздействие законы физики. Так, ребенок, который обжег палец, научается осторожно обращаться с огнем и в дальнейшем в своем поведении считается с физическими законами.

Однако такое схематичное понимание, порожденное механическим детерминизмом и упрощенным психологизмом, недоста

1 Бергер П.П. П риглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. С. 68.

точно. В действительности социальный контроль является чисто внешним по отношению к индивиду только в ранние годы жизни, когда поведение ребенка постоянно корректируют извне родители, воспитатели, учителя, т.е. в этот период соответствие поступков индивида принятым нормам обеспечивается внешними санк циями.

В процессе взросления и социализации происходит интернализация социальных норм. Это означает, что поведение индивида не больше управляется внутренними регуляторами: в его личность органически включаются общепринятые стандарты поведения, которые он воспринимает как составную часть самого себя, «вторую натуру». Большинству из нас знакома ситуация, когда есть все возможности совершить безнаказанно и без ведома других выгодный или приятный для нас, но неприемлемый с точки зрения социальных стандартов поступок, но мы так He поступаем, потому что нам «He позволяет совесть». Голос совести - это и есть внутренний самоконтроль, который в действительности представляет собой овнутренный контроль со стороны общества.

Социологи и психологи всегда стремились вскрыть механизм овнутрения социального контроля. К примеру, Э. Дюркгейм говорил о нравственном воспитании как наиболее тонком и совершенном орудии принуждения обществом индивида. З. Фрейд пришел к этой же мысли другим путем. Он показал, что в структуре личности имеется особый пласт - Сверх-Я, формируемый путем усвоения родительских запретов в детстве. Сверх-Я функционирует как внутренний цензор, который находится вне сферы сознания и незаметно для последнего вытесняет и нe дает осознавать социально запретные влечения и импульсы.

Если продолжить мысль Фрейда, как интерпретировал ее Г. Парсонс, можно сказать, что социальный контроль основывается на способности актора взглянуть на свой поступок глазами дpyгoгo актора. И для того чтобы такой взгляд He воспринимался самим актором как насилие, идущее извне, нужно, чтобы Я и Другой в своих взаимодействиях признавали, что придерживаются одной и той же нормативной системы. Следовательно, социальный контроль несводим к принуждению, пусть даже символическому. Это не социальная дрессура, а призыв общества к автономии индивида. Под словом «автономия» здесь понимается способность индивида управлять своим собственным развитием. Эффективность социального контроля обеспечивается именно его овнутрением, когда он воспринимается индивидом как собственное свободное решение.

[128]

Можно выделить три типа процессов социального контроля:. 1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм; 2) процессы, организующие социальный опыт индивидов; 3) процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций.

К процессам п е р в о г о т и п а относятся процессы социализации, семейного и школьного воспитания, в коде которых происходит овнутрение требований общества - социальных предписаний, т.е. таких запретов и позитивных требований, которые адресуются обществом каждому индивиду в обязательном порядке. Форма выражения таких запретов и требований может быть как письменной и прямой (например, таблички с надписью «по газонам не ходить»), так и неявной и неформальной (никто из нас не раздевается догола в общественных местах, хотя нигде не висит табличка с надписью «не раздеваться»). Очень действенным неформальным выражением социальных предписаний является общественное мнение. Кроме внутреннего голоса совести от запретных поступков человека удерживает страх перед общественным осуждением или осуждением со стороны уважаемых им лиц.

Некоторые социальные запреты интернализованы настолько глубоко, что возможность их нарушения прочно вытеснена в бессознательное. У нормального человека не может возникнуть мысль вступить в сексуальные отношения со своей матерью или сестрой, а также - с меньшей степенью однозначности - с лицом того же пола. Такого рода глубокие запреты представляют собой психологические табу, но имеют социальную природу, ведь в доисторических обществах табу на кровосмешение не было.

Процессы в т о р о г о т и п а организуют преимущественно общество и государство. Последнее предпринимает усилия для того, чтобы индивиды как можно меньше сталкивались с социальными явлениями, способными дестабилизировать их поведение. Например, в большинстве случаев учреждения, где происходит что-то волнующее и негативное, - тюрьмы, исправительные, учреждения, полигоны для ядерных испытаний, закрытые научные лаборатории - расположены так, что доступ к ним минимален. Отсутствие гласности в обществе - это тоже форма организации социального опыта, цель которой в том, чтобы негативная информация о социальной действительности и деятельности конкретных власть имущих лиц He стала достоянием широких масс и не смогла дестабилизировать ситуацию. В то же время и гласность представляет собой форму контроля общества над поведением господствующих слоев и групп. Закрытость границ, запрет на выезд граждан за рубеж, узаконенные в СССР, тоже были формой организации социального опыта советских людей, направленной на сохранение статус-кво в государстве.

Процессы т р е т ь е г о типа связаны с применением санкций - специальных средств поощрения и наказания, побуждающих к соблюдению установленных норм. Чем жестче система социального контроля в данном конкретном обществе, тем больше оно прибегает к санкциям. В этом смысле наиболее жесткими были и остаются многие традиционные общества, где существуют oчень жестокие наказания даже за неуголовные деяния, например религиозное свободимыслие, супружескую измену. Тоталитарные режимы также характеризуются жесткостью внешнего социального контроля, что выражается в тотальной слежке за гражданами и наказании за свободное высказывание своего мнения.

Социальные санкции могут быть ф о р м а л и з о в а н н ы м и, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами, и н е ф о р м а л и з о в а н н ы м и, которые реализуются в ходе неформального общения людей в виде морального осуждения или похвалы. Важным опосредующим звеном социального контроля является гpyппoвoй контроль, реализуемый непосредственным окружением человека - коллективом, в который он включен. Будучи членом группы, индивид воспринимает социальные требования через требования своей группы. Он знает, за что подвергнется осуждению и групповым санкциям, а за что будет поощрен повышением статуса в группе. Группа выступает также значимым агентом социализации.

Традиционно социологи выделяют два метода социального контроля - принуждение и убеждение. По мнению ряда современнык российских авторов, в этот перечень нужно включить также информирование и внушение.

Известно, что из-за недостаточной информированности людей возникают напряженные социальные ситуации и соответственно нарушение социальных норм. Это особенно касается тех, кто недавно изменил социальное положение или место хсительства и еще не освоился с новыми требованиями.

Убеждение - метод, направленный в конечном счете на интернализацию. В отличие от простой передачи информации убеждение предполагает направленное влияние на личность,

[130]

апеллирующее к ее мышлению, совести, чувству человеческого! достоинства. Убеждают того, кому доверяют и кого нe хотят принуждать. Таким образом, убеждение не ущемляет свободы  индивида, а, напротив, побуждает к его свободному решению. Именно поэтому убеждение - самый демократичный и гуманный из методов социального контроля.

Принуждение и внушение - методы, в корне отличные от убеждения, поскольку основаны на подчинении свободной воли индивида. Принуждение с помощью негативных санкций по сути представляет собой насилие над личностью. Это самый примитивный и бесчеловечный способ воздействия нa индивида. Ha первый взгляд это самое эффективное средство контроля, позволяющее без труда добиться подчинения индивида социальным требованиям. Именно поэтому принуждение - излюбленный метод тиранов и диктаторов, которым нужен мгновенный результат и максимальное устрашение и которые испытывают страх перед индивидуальной свободой. Но принуждение воздействует только нa внешние проявления отклонений в поведении, не затрагивая их глубинных социально-психологических корней. При этом оно вызывает глубокие негативные изменения в психике масс, сохраняющиеся очень длительное время и даже, по-видимому, передающиеся на генетическом уровне. П.А. Сорокин пишет:

«При достаточном и продолжительном давлении санкций акты, совершающиеся первое время лишь благодаря мотивационному действию кар и наград, в дальнейшем начинают выполняться уже без давления, по привычке»'. Массовые психологические деформации, возникающие в результате продолжительного насилия, сами собой He проходят: они требуют, по Э. Фромму, «дерепрессии». Общество, пережившее тиранию, больно и нуждается в лечении.

Наконец, внушение - наиболее опасный способ социального контроля. Это направленное воздействие на глубинные слои психики, адресованное подсознанию. Индивид, в отношении которого применено внушение, не сознает, что подвергся воздействию  извне. Он уверен, что пришел к этим выводам, поступкам, желаниям сам, по своей воле. «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно нa Пинск - это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск»'. Современное государство, имея на вооружении новейшие психотехнические разработки, обладает большими потенциями суггестии (внушения). Суггестия таит в себе серьезную опасность, так как всякое глубокое вторжение в психику чревато непредвиденными последствиями. Кроме того, внушение - это очень мощное оружие в умелых и злонамеренных руках, позволяющее манипулировать сознанием масс, контролировать не поступки, а умы. Значительный элемент суггестии содержится, например, в выступлениях харизматических лидеров экстремистских политических партий, фундаменталистских движений, кумиров тоталитарных сект, которые в особенности практикуют суггестивные психотехники.

В связи с проблемой социального контроля встает интересный и очень важный для социологии вопрос: насколько вообще поддается социальному контролю индивидуальное поведение и как оценить роль контроля в обществе?

Представители функционализма рассматривают социальный контроль как неизбежное требование, невыполнение которого приведет общество к гибели, так как его нормальное функционирование станет невозможным. Альтернативой эффективного социального контроля они считают хаос и аномию - отсутствие управления. Представители социального бихевиоризма считают возможным и допустимым применение технологии социального контроля - манипулирование сознанием индивидов в интересах господствующих социальных групп. Конфликтологи считают, что в реальном обществе система социального контроля способствует сохранению статус-кво в интересах господствующих социальных групп и в ущерб всем остальным. Теоретики Франкфуртской школы оценивают социальный контроль как средство социального принуждения. Согласно Фромму, общество обладает механизмом психологического давления, позволяющим вытеснять из сознания индивидов социальный опыт, угрожающий сохранению статус-кво. Этот механизм действует по аналогии с фрейдовским цензором, но имеет социальную природу. Г. Маркузе считает, что в современном западном обществе, столь терпимом к индивиду и его волеизъявлениям, негласно существует мягкая форма социального контроля, функционирующего так же безотказно, как контроль при тоталитарном режиме. Это контроль через потребности. Маркузе утверждает, что общество потребления

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.,1996.

1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 139.

[132]

деформирует и подвергает тотальному контролю сознание  людей, создавая и навязывая им ложные потребности, вовсе не проистекающие из их реальных нужд. Так, реклама и массмедиа формируют потребности в определенном виде модной одежды, развлечений, зрелищ и чтения. Из культуры, которая становится  массовой, уходит ее глубинное измерение, она становится одномерной и формирует одномерного человека - особый тип характера, основой которого становится потребление.

Но общество без всякого социального контроля едва ли возможно. Идеалом свободного общества, которое проявляло бы максимум доверия к индивиду, является такое общество, где социальный контроль всецело интернализован, где нет необходимости во внешних санкциях и механизмах их применения. Именно такое общество всегда было предметом утопической мечты. Современный этап социального развития человечества явно связан со смягчением форм социального контроля и все большего его овнутрения.

ЗАДАЧИ

1. Дайте определение социального контроля.

2. Какие виды социальных санкций вам известны?

3. Как вы думаете, возможно ли общество, в котором бы вообще отсутствовал социальный контроль? Обоснуйте свое мнение.

4. Назовите три типа социального контроля. Какой из этих типов, на ваш взгляд, является в обществе базисным? Чем это определяется?

5. Что такое социальное предписание? Приведите примеры социальных предписаний.

6. Какой тип социального контроля характерен для тоталитарного общества? Аля российского общества? Чем это обусловлено?

7. Проанализируйте содержание телерекламы, размещаемой на основных каналах. Считаете ли вы рекламу средством социального контроля? Почему? Благодаря чему реклама выполняет эту функцию? Обоснуйте свой ответ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58506. УРОК В РАМКАХ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ 71 KB
  Определение понятия урок;экскурс в историю классноурочной системы обучения. Вот некоторые из них: 1 Урок это такая форма организации педагогического процесса при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся классов с учетом особенностей каждого из них используя виды средства методы работы создающие благоприятные условия для того чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения а также для...
58507. Одномерные массивы 119.5 KB
  Цель: закрепить знания по теме “Одномерные массивы”, проверить умение решать базовые задачи, совершенствовать умение учащихся оценивать свой учебный труд. Развивать логическое мышление. Воспитывать культуру предмета.
58509. Новогодняя открытка 47.5 KB
  После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома причем эти елки стояли на трактирах круглый год отсюда пошло их название елки-палки. Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II.
58510. Понятие информации. Виды информации. Свойства информации 62.5 KB
  Цель урока: Познакомить учащихся с понятием информации и носителями информации. Учащиеся должны понимать, что существуют различные подходы к определению информации в различных областях человеческой деятельности...
58511. Поняття алгоритму. Базові структури алгоритмів 163 KB
  Виконання алгоритму повинно приводити до очікуваного результату за скінченну кількість кроків. Виконання алгоритму завжди повинно призводити до певного результату. Виконавець відповідно до алгоритму повинен одержати результат не вникаючи в його суть.
58512. Проведення реєстрації осіб, які виявили бажання пройти зовнішнє незалежне оцінювання в 2012 році. Робота з програмою створення заяви-реєстраційної картки 166 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з порядком реєстрації на зовнішнє незалежне оцінювання 2012 року навчити учнів користуватися програмою реєстрації на ЗНО 2012 ознайомити учнів з правами та обов’язками осіб які бажають взяти участь у ЗНО...
58513. Властивості інформації. Кодування інформації 82.5 KB
  Перевірка домашнього завдання 67 хв. Зараз я пройду та перевірю домашнє завдання. 1 учень: Запиши у якому вигляді подано інформацію в таких прикладах: Хто не виконав завдання слідкуйте і самостійно запишіть відповідь у таблицю.
58514. Первобытный мир – первые шаги человечества 153.5 KB
  Цели: образовательные: создать у детей образ эпохи Первобытного мира; проследить расселение первобытных людей по планете; развивающие: учить анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение; познакомить с открытиями и изобретениями древних людей...