67390

КУЛЬТУРА

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Классическим считается определение культуры данное в рамках антропологии знаменитым антропологом Э. Гирц рассматривающий культуру как систему символов которые каждое общество интерпретирует по-своему и считающий что путь к пониманию культуры лежит через интерпретацию ключевых символов которые свои у каждого общества.

Русский

2014-09-07

104.5 KB

0 чел.

Лекция 12

КУЛЬТУРА

Начиная с XVIII в. смысл термина «культура» постепенно расширялся, охватывая всю духовную сферу, и со временем приобрел целый спектр разнообразных, хотя и взаимосвязанных, значений (сейчас их более 500). Среди них можно выделить несколько главных.

* Философы трактуют культуру как систему исторически pазвивающихся надбиологических пpограмм человеческого поведения, общения и действия'. Такие программы не наследуются биологически, поскольку принадлежат к надбиологическому уровню, а транслируются, т.е. передаются из поколения и поколение посредством воспитания, образования, через знания, литературу, искусство и т.д.

* Для социальных антропологов главное значение приобретает сравнительный анализ культур различных обществ с тем, чтобы выявить общие черты, присущие им всем, и на их основе дать определение культуре как таковой. Классическим считается определение культуры, данное в рамках антропологии знаменитым антропологом Э. Тайлором в 1871 г.: «Культура... это сложное целое, включающее в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества»2. Иное определение предложил современный антрополог К. Гирц, рассматривающий культуру как систему символов, которые каждое общество интерпретирует посвоему, и считающий, что путь к пониманию культуры лежит через интерпретацию ключевых символов, которые свои у каждого общества. Согласно Гирцу, культура локализуется He в умах индивидов, а в специфическом <поле культуры», которое несводимо к простой сумме индивидуальных частей. Аналогичное понимание культуры предлагает С. Грегори, который подчеркивает, что культура не имеет биологических корней и применительно к

1 СМ.: Новейший философский словарь. Минск, 1998. С. 344. 2 Tylor Е. Primitive Culture. N.Y., 1958. Р. 1.

ней трудно говорить ибо причинном объяснении, потому она непредсказуема и только отдельные ее характеристик могут отчасти обладаеть, причиной обусловленностью. А Шнейдер, предложивший концепцию методологического экзистенциализма в отличие от других антропологов, например Гирца, полагает, что культура не является особым полем значений, а просто; предсуществует независимо от индивидов и агентов.

* Культуру рассматривают и в собственно социологическом смысле. Приведенное выше определение культуры является базисным для всех изучающих ее наук, но специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры трактуется как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура рассматривается социологами более непосредственно - как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. Современный социолог из Квебека Ф. Дюмон считает, что в культуре следует также выделять уровень первичной, или спонтанной, культуры (непосредственные и обычно He подлежащие теоретическому осмыслению массовые навыки людей в например гигиенические навыки, этикет и т.п.) и вторичной культуры (литература, кинематограф, живопись и т.д.). С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучения продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех еще многочисленных социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из зоны действии вторичной культуры: He читают или мало читают книг, не интересуются искусством.

Спонтанная культура разных обществ, социальных слоев исторических эпох, а также Востока и Запада, христиан, мусульман, евреев и неверующих очень различается.

Например, простейшие гигиенические навыки, без которых немыслима жизнь современного человека, были неведомы человеку средневековой Европы, как, впрочем, и России. Гипотетический очевидец был бы поражен увиденным: в средние века на постоялых дворах люди плевали на пол и ели руками (вилки и ложки появились позже) из общей тарелки. Руки заменяли им и носовые платки. Привычка чистить зубы также была им не свойственна. Люди Средневековья не усматривали никакой связи между гигиеной и состоянием здоровья. Даже в медицинских трактатах гигиенические требования ограничивались поддержанием чистоты видимых частей тела - лица и рук, а то, что скрыто под одеждой, люди мыли крайне редко и считали это нормой. В тот же период, когда европейцы не имели практически никаких гигиенических навыков, их современники в исламских странах строго соблюдали предписываемое религией требование многократных ежедневных омовений, следили за чистотой рук и одежды, пользовались духами и благовониями.

Таким образом, спонтанная культура - это множество больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры ,поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими - людей из разных обществ и эпох.

Поэтому понятие «культура» имеет и такое значение, как «цивилизация». Мы говорим: «исламская культура», «современная западная культура», «эллинистическая культура» и т.п., понимая в этом контексте под культурой систему представлений и моделей поведения, локализованную в конкретном регионе в конкретную эпоху.

Но и в рамках одного и того we общества могут сосуществовать разные культуры. Поведение русского дорянина XVIII в. было разительно He похоже на поведение крепостного крестьянина или купца. Они различались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором говорили в своей среде. Для дворян языком бытового общения, как правило, был французский, а не русский; крестьяне же в большинстве своем были неграмотны. Впрочем, многие дворяне, пользуясь французским языком, полузабывали или изначально недоучивали русский и тоже были в нем не сильны.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Вопреки тому, что культуру обычно считают чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и культурное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. В частности, Р. Мельзак исследовал влияние культуры на ощущение человеком физической боли и выяснил, что ощущение боли существенно зависит от принадлежнос-ти испытывающего боль к той или иной культуре.

Мельзак наблюдал ритуал подвешивания на крюках, который все еще практикуется в некоторых областях Индии. Ежегодно там выбирается «представитель богов», которого подвешивают на стальных крюках, вонзающихся в кожу и мышцы спины. В таком виде его погружают на телегу и возят по деревням, где он благословляет урожай и местных жителей. В ходе этой длительной церемонии он не обнаруживает страданий, а через две недели его раны бесследно заживают1. Во многих неразвитых и традиционных обществах практикуются аналогичные жестокие ритуалы с причинением участникам физических страданий, которые западному человеку кажутся отвратительными и невыносимыми. Однако местные

1 См.: Melzack R. «La douler», dans Traite d'aпthropologie medicale. L'iпstitution де 1а sante et де 1а maladie. Quebec, 1985. Р. 975-979.

[136]

жители ничего отталкивающего и предосудительного в этих ритуалах не видят и С готовностью принимают в них участие. Все это говорит о различии в отношении к боли у представителей разных культур. Об этом свидетельствует также отношение к родовой боли. В современном обществе давно практикуются разнообразные методы обезболивания при родах, и все же роды являются болезненным испытанием. Однако Ha Востоке, в первобытных и традиционных обществах роды не обезболивают, а рожают по десять и более детей.

Элементы культуpы

Среди элементов, или компонентов, культуры можно выделить следующие:

* Ц е н н о с т и - это то, что б рамках данной культуры является желательным и пpедпочтительным, будучи основанием каждой культуpы, они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и внесемейному воспитанию, а также воздействию литературы, науки, искусства. Ценности нe являются чем-то обязательным для каждого члена общества, однако ориентация на них обществом приветствуется и поощряется, а уклонение - в той или иной мере осуждается.

* И д е о л о г и я - система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социалвные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (npограммы) социальной деятельности,  направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Идеология может Быть идеологией данного класса или группы, идеологией правящих или идеологией угнетенных, а может быть идеологией всего общества в целом.

В любом случае идеология обладает внутренним единством и цельностью и He содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Благодаря общей идеологии происходит идентификация индивидов с группой и групп между собой, а также организуется противостояние групп и классов с разной идеологией. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

* Я з ы к - система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Обычно язык является национальной, этнической принадлежностью и важнейшим средством этнической идентификации.

Язык служит важснейшим критерием, позволяющим отличать «своих» от «чужих». Более того, язык - это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.

Например, ученый из Франции А. Ноэль изучала влияние социальных устано-вок на словообразование во францзском языке и выявила слова, зафиксировавщие тендерное неравенство полов; так, некоторые французские слова, нейтральные по значению в мужском роде, в женском роде приобретают негативный или пренбрежительный смысл: слово gars означает «парень», а garse – «шлюха»; compere – «приятель», а commere - «сплетница»; maitre  «хозяин», а maiesse - «любовница» и т.д. Еще одним примером того, как языковые формы транслируют мировоззренческие установки, могут служить формулировки запретов сегрегационного характера. Так, в южных штатах США и в ЮАР еще в 1')70-х гг. можно было увидеть таблички типа: «Неграм и собакам вход воспрещен». Здесь вроде бы нейтральное перечисление сразу вычеркивает чернокожих из разряда людей и ставит в один ряд с собаками. Упомянутое нами выше ... использование русскими дворянами в быту французского языка подчеркивало непереходимую грань, отделявшую их от простого народа и его «простонародной» культуры.

* С и м в о л ы - важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения б рамках одной культурной системы. Как и слова, символы отражают определенное миропонимание присущее данной культуре. Символы, и слова - это знаки, выражающие определенные значения или смыслы. В различии между системами ценностей разных исторических эпох нетрудно убедиться, проведя сравнительный анализ символов, используемых эпохой.

Так, современное общество, пережив опыт мировых войн, стало рассматривать состояние мира и деятельность, направленную на его сохранение, как ценность. Это отражает пацифистский символ мира - знаменитая голубка П. Пикассо. А на гербах средневековых рыцарей мы обнаружим копья, мечи, свирепо оскалившихся львов, орлов с хищными клювами и т.п. Вся эта воинственная, устрашающая символика говорит о том, что в рыцарской среде ценностью считались война и воинские качества - сила, храбрость, жестокость к врагам, а не мир.

Символы обычно несут в себе большой эмоциональный заряд, и неуважительное отношение к ключевым символам данной культуры или социальной группы вызывает резкий протест у членов этой группы. Например, так реагируют на осквернение икон, надругательство над боевыми знаменами. Роль символов может играть что угодно, даже обычная одежда и то, как ее носят. В частности, демонстративное пренебрежение к виду одежды, например потертые джинсы и дырявые пиджаки хиппи, отражает общее для этой группы пренебрежение к «официальному» обществу и его ценностям; вызывающе яркие и чересчур откровенные наряды у женщин символизируют их доступность; мантии судей , адвокатов, там, где они приняты, - их особый статус' и достоинство, а также значимость их решений; рясы монахов, относительно скрывающие их половую принадлежность, напоминают об

[138]

обете целомудрия, а корона и скипетр короля - о его ответст венности за державу и неогратиченной власти.

* Т р а д и ц и я - совокупность представлений и моделей noведения хаpактеpных для данной культуры и передающихся из поко ления в поколение. Это социальное и культурное наследие; которое родители оставляют своим детям не как индивиды, а как члены то или иной социальной группы, национальной и религиозной о щности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причасте к каким-то традициям. Традиции определяют уклад семьи и общ ства, отношения между родителями и детьми, мужем и женой женихом и невестой, распределение семейных ролей, влияют н социальное разделение труда, предписывают те или иные занятия профессии, образ жизни, поведение по отношению к гостю, о ношение к врагу. Короче говоря, традиции регламентируют быт.

Например, явление многоженства на Востоке кажется порочным и неестест венным носителю христианской традиции, предписывающей единобрачие и вер ность, а мусульманину, напротив, оно кажется естественным и единственно во

можным. В патриархальных крестьянских и казачьих семьях жена традиционно подчиняется мужу. Если он грубо и жестоко обращается с ней, это нe вызывает общественного осуждения и считается печальным, но допустимым, в то время к развод безоговорочно осуждается, тогда как в современном обществе цивилизо ванный развод считается предпочтительнее семейных скандалов и ссор. Согласно традициям многих обществ, сейчас уходящим в прошлое, женщина после замуж ства не должна работать (поэтому раньше давать женщинам профессионально образование считалось ненужным и даже вредным), а муж обязан полностью материально обеспечивать жену и детей. В современном обществе это традицион Hoe представление сохраняется скорее как пережиток, и во многих семьях же зарабатывает больше мужа. Так же обстоит дело с разделением труда в семье  есть «традиционно мужские» и «традиционно женские» занятия.

Конкретным выражением традиции являются обычаи - более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты тpадиции». В талантливом фильме «Легенда о Нарайяме» герой житель средневековой японской деревни, вынужден, следуя обычаю, отнести свою дряхлую мать на поросшую лесом гору оставить там умирать от холода и голода. Этот обычай мотиви ровался бедностью крестьянских семей, которые были вынуждены обрекать на смерть стариков, чтобы их доля пищи досталась детям и трудоспособным взрослым.

Современное общество все дальше отходит от прежних нацио нальных, религиозных и прочих традиций, становясь все более социально однородным. Поэтому возник термин «традиционное общество», применяемый к социальным общностям, где продол >кают господствовать традиции. В противоположность традици онным обществам современное общество выработало гибкое отношение к традициям и не предъявляет жестких санкций к тем, кто их нарушает.

* Р и т у а л - это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и npоизносимых в строго oпpeделенное вpмя, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал тесно связан с т радицией. Именно традиция требует от членов общества или социальной группы в конкретных жизненных ситуациях совершать тот или иной ритуал. Обычно ритуалы совершают специально предназначенные для этого люди - жрецы, шаманы, священнослужители - при участии всей общины или какой-то ее части. Ритуал п  редполагает произнесение особых словесных формул - молитв, заклинаний, заговоров, чтение или пение отрывков из эпических сказаний, танцы и пантомиму, драматические представления, в которых изображаются ключевые эпизоды базисного мифа этой традиции. Ритуалы очень разнообразны - от примитивных ритуалов первобытных обществ, совершавшихся с целью обеспечить удачную охоту или прекратить засуху, до сложных обрядов и таинств раз личных конфессий (причастие, крещение или обрезание, религиозная церемония заключения брака, погребальные обряды, чтение номинальных молитв). Основная функция ритуала - сохранить в пямяти членов общины события принципиальной важности, реально происходившие когда-то в истории или мифологические, по  отношению к которым члены общины ощущают свое единство и солидарность,. т.е. Ha основе которых происходит их самоидентификация с группой. Например, празднуя Пасху, христианин вспоминает события, связанные с распятием и воскресением Христа и подтверждает для себя, что верит в их истинность и причастен к ним. Ритуальное самоубийство японских самураев - харакири - демонстрирует, что его исполнитель идентифицирует себя с другими самураями, своим родом, и ставит свою воинскую честь и преданность императору выше собственной жизни. Советские т рудящиеся, выходя на праздничную демонстрацию 7 ноября, показывали, что помнят о событиях Октябрьской революции 1917 г. и сохраняют верность большевистским идеалам.

Американский антрополог М. Уилсон пишет: «Ритуал раскрывает ценности группы на самом глубинном уровне... Люди выракают в ритуальных действиях то, что более всего их волнует»'.

Wilson М. Nyakyusa Ritual and Symbolism //American Anthropologist. 1954. ,1. 56, No 2. Р. 241.

Участники ритуалов далеко не всегда ясно сознают смысл свои действий, но выполнение ритуала оказывает сильное действие и подсознательный уровень восприятия. Именно поэтому многие исследователи отмечают психотерапевтическую функцию ритуа ла. Совершение регулярных ритуальных действий успокаивает человека, снижает уровень его поодсознательной тревожности переключает в безопасное русло природную агрессивность, уте шает в горе. С этой особенностью ритуального поведения связано то, что ритуалы отмечают важнейшие радостные и наиболее травмирующие события человеческой жизни: смерть близких, серьезные болезни, рождение детей, вступление в брак. Многие религиозные и светские закрытые организации проводят д своих новых членов ритуал инициации (посвящения).

Кроме указанных ритуал выполняет еще одну социальную функцию - коммуникативную. В ритуальном действе сообща участвуют все члены группы или общности, осознавая себя еди ными и солидарными в выполнении важнейшего общего дела Ритуальная практика укрепляет единство и сплоченность группы учит людей коллективному действию, даже если сама no себе кажется лишенной рационального смысла1.

0 Модели п о в е д е н и я - это идеальные представления о том, как надо себя вести б той или иной ситуации. В основ моделей поведения, характерных для той или иной культуры; лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретным ценностями, символами и традициями. Под такие модели м подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуация и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. Например, традиционная модель поведения многих родовых обществ включала в себя представление о кровно мести, и только тот мужчина рода оценивался положительно если придерживался в определенных ситуациях этого требова ния. Убийство из мести оценивалось на основе такой модели поведения как нечто всецело положительное, а отказ от мест осуждался. Описывая специфику действия традиционных стерео типов поведения, А.П. Садохин отмечает: «Важное свойство тра диционных стереотипов поведения - их автоматизированность, Они совершаются бессознательно, поскольку в традиционно культуре жизнь человека представляется единственно возмож ной, у него нет права выбора, как в современном обществе;

1 См.: Dossier sur les rites // Sciences Humaines. 1996. No 58. Р. 18-27.

[140]

осознающем, что жизнь может идти по разным, часто альтернативным путям развития, а решение принимает сам человек»'. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни. Для того чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал, поскольку они He могут измениться без изменения всей системы ценностей.

Как комплекс всех : перечисленных элементов культура выполн нет в обществе ряд важных функций:

* к о м м у н и к а т и в н а я - первая и, по мнению многих исследователей2, главная функция культуры. Культура - это универсальная система общения людей на всех уровнях - от межиндивидуального до уровня поколений. К примеру, посредством нашей национальной культуры, через классическую литературу мы продолжаем и сейчас общаться с поколениями А.С. Пушкина и А. Блока;

* п р о г н о с т и ч е с к а я функция. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя ,It требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации. Общение с другими людьми было бы очень затруднено и даже невозможно, если бы мы не могли прогнозировать их поступки, ответные реакции и т.д. Культура играет для человека ту же роль, что для животных - инстинкт. В отличие от животных, поведение которых целиком инстинктивно, человек He обладает врожденными моделями поведения. Он научается им, воспитываясь в культуре. В рамках одной и той же культуры индивиды приобретают сходные модели поведения и знают, чего можно ожидать друг от друга;

* и д е н т и ф и к а ц и о н н а я функция. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через  общие с группой ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы. Например, принадлежность к религиозной общности мусульман вызывает чувство сопричастности определенным традициям и чуждости другим;

* а д а п т а ц и о н н а я функция. По мнению американского антрополога К. Клакхона, культура позволяет индивиду адаптироваться к своей географической среде, помогая ему решать про

1 Садохин А.П. Этнология. М., 2001. С. 188.

'- См., например: De The G. et Huhert .А. Modes де vie et cancers. Р., 1988. I' (,4.

блемы выживания. Так, эскимосы в отсутствие древесины научи лись строить себе жилища из снега, а окна делать из льда. Американские индейцы, жившие в лесах, сибирские охотники пора жают тех, кто прибыли из других мест, умением ориентироваться в лесу, выслеживать зверей по следу, обнаруживать опасность п отдаленным невидимым признакам. Благодаря контакту с други ми культурами человеческие общества находят новые способы адаптации к трудной для проживания среде. Так, для народов Севера важнейшим средством адаптации стала авиация, для индейских племен - огнестрельное оружие. И наоборот, предста вители западной цивилизации, попадая в условия дикой приро ды, заимствуют у аборигенов некоторые адаптационные навыки.

Понитие «культура» является основанием ряда производных понятий.

Аккультуpация - nроцесс, усвоения индивидом чужой культуры  б результате эмиграции б другую стpану или пpивнесения чужеpодных культурных влияний б его собстбенную среду. Например, индустриальная и западная культура радикально изменила культуру американских индейцев, а русские эмигранты пер, вой волны и их дети вполне освоились в европейской культуре внесли в нее свой вклад. Иногда может иметь место взаимовлия-ние двух культур с различной ориентацией. Культура организа ции труда, принятая в Японии, проникла в западный мир, тогда; как потребительская культура западных стран распространилась в азиатских странах.

Этноцентpизм - это мировоззрение, утвеpждающщее пpевос-, ходество одной культуpы над дpугими. Так, долгое время в запад, ном обществе господствовал европоцентризм: считалось, что культура европейцев и белых людей вообще намного выше культуры народов стран Востока, а тем более Африки и индейской Америки. Это мировоззрение было идеологией колониализма, а именно: вера в TO, что белый колонизатор несет другим народам,, культурный прогресс и блага цивилизации. Великий поэт и писатель Великобритании Р. Киплинг писал в одном из своих стихотворений:

Неси это гордое бремя: Родных сыновей пошли На службу тебе подвластным Народам на край земли - На каторгу ради угрюмых Мятущихся дикарей, Наполовину бесов, Наполовину людей...

Неси это гордое бремя - Воюй за чужой покой - Заставь болезнь отступиться и голоду рот закрой;

Но чем ты к успеху ближе, Тем лучше распознаешь Языческую нерадивость, Предательскую ложь.

Но в то же время жители Индии и других покоренных стран также считали их нечистыми, непросвещенными, низшими существами.

Такая явная и грубая форма европоцентризма уже в прошлом, но до сих пор основным критерием, которым пользуется наше общество для оценки других культур, является уровень т ехнических знаний. Люди верят, что чем выше в обществе уровень техники и технологии, тем оно более развито в социальном, моральном и интеллектуальном плане.

Культурный релятивизм - дpугая форма отношения к чужим к ультурам, основанная на mom, что все культуpы рассматриваются как достойные уважения б равной степени. Сам термин «релятивизм » напоминает о том, что He существует культуры-абсолюта, все культуры относительны, т.е. соизмеримы друг с другом. Просто их нельзя сравнивать на основе одних и тех же критериев. Если страны Запада более развиты в техническом и экономическом отношении, то страны Востока хранят тысячелетние,  духовные традиции и учения, до сих пор He вполне понятные человеку Запада.

Глобализация культуры означает установление б лгасиатабах мира культуpных связей глобального хаpактеpа, разpушение само-и золяции отдельных тpадиционных культур и многократное уси-ление их взаимовлияния и взаимопроникновения. Причинами глобализации культуры являются усиление экономических связей между странами и континентами, нарастающая доступность туристических поездок в другие страны, возможности всемирной компьютерной сети, средств массовой информации и т.д. Это безусловно позитивный процесс, но он имеет и негативные моменты; в первую очередь появление рынка стандартной культурной продукции, распространяемой по всему миру. Где бы мы ни находились, сообщения, которые мы получаем, телевизионные проограммы или фильмы, которые мы смотрим, компьютерные программы, которые мы используем, в большинстве своем берут начало в гигантских промышленных корпорациях США, стран 1 Европы или Японии. Эти экономические корпорации ведут друг с другом борьбу за контроль над выпускаемой продукцией, за ; рынки сбыта, за приоритет в распространении информации, фильмов, книг и игр. Глобализация культуры, обусловленная глобализацией отношений, приводит к введению стандартизованной культуры преимущественно по американскому образцу, что ведет к исчезновению культурных ориентиров в каждой нацио-

[144]

нальной культуре и связывает свободу культуры со свободой коммерции.

ЗАДАЧИ

1. Перечислите и охарактеризуйте основных функции культуры.

2. Прокомментируйте строчку из стихотворения Р. Киплинга: «Запад есть Запад; Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Как вы сами относитесь к проблеме взаимоотношений культур Востока и Запада? Обоснуйте свою точку зрения.

3. О чем говорят следующие символы: серп и молот; двуглавый орел; красный крест; белый флаг; пионерский галстук; боевая раскраска индейского вождя; герб рыцарского рода; фартук гимназистки; статуя Свободы; черный пират-, ский флаг г изображением черепа и костей - «Веселый Роджер»? Приведите ещё примеры символов.

4. Назовите несколько современных ритуалов. Проанализируйте их как элемент культуры общества, в котором мы живем. В чем их социальные функции?

S. В чем был смысл замены после Октябрьской революции 1917 г. государственной символики Российской империи?

б. Какие традиции разных народов и культур вам известны? Есть ли между ними что-то общее?

7. Проанализируйте и сопоставьте следующие определения культуры:

0 «Поведение, особенности которого усвоены всей группой, которое пере дается от старших поколений потомкам или в какой-то мере воспринимается от другой группы, называется культурой» (К. Клакхон);

0 « Культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что i необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым спосо бом и исполнять любые значимые для них роли» (У. Гуденау);

0 «Культура - это организация явлений, видов и норм активности, пред метов, идей и чувств, выраженных в символической форме» (П. Уайт).

8. Назовите известные вам из повседневной жизни проявления феномена глобали зации культуры.

9. Как вы считаете, существуют ли различия в ходе процесса аккультурации разных поколений эмигрантов, например русских эмигрантов первой, второй и третьей волны? В чем состоят эти различия?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32838. Семья как социальный институт 14.62 KB
  Коротко говоря жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой или начальной стадией семьи. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи. Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок обзаведшийся собственной семьей.
32839. Биоэтика. Истоки и основания 13.36 KB
  В медицинской деятельности проблема понимания имеет особое значение. Втретьих понимание необходимо для распространения медицинских знаний развития медицинской культуры общества.Медицинская герменевтика рассматривает три круга проблем: проблема понимания медицинских текстов эта проблема связана с появлением широкого круга научнопопулярной медицинской литературы доступной широкому кругу людей не имеющих медицинского образования; проблема понимания медицинской терминологии связана с быстрым развитием медицинской науки появлением новых...
32840. Законы диалектики и их методологическое значение для медицинского познания 17.83 KB
  диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы общества и мышления а также основанный на этом учении метод познания. определяет источник развития отвечает на вопрос почему оно происходит.Содержание закона: источник движения и развития мира находится в нем самом в порождаемых им противоречиях. Различие – это первый этап развития противоречия это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту.
32841. Основные категории диалектики 16.48 KB
  Основные категории диалектики. Основные категории диалектики. Философские категории – это предельно общие понятия отражающие наиболее существенные закономерные свойства и связи присущие всем явлениям действительности. Категории выступают и как ступени познания мира.
32842. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека 14.93 KB
  Проблема сущности человека. Под психическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы характер темперамент переживания эмоции и т. Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии.
32843. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности 13.83 KB
  Структура личности. Социализация – это процесс играющий огромную роль в жизни как отдельной личности так и общества. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности способность быть самим собой в рамках социальной системы выражается в понятии индивидуальность. Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия: 1 общечеловеческих признаков как природных так и социальных 2 особенных в качестве представителя определенного конкретноисторического этапа развития общества с его специфическими...
32844. Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача 14.39 KB
  Свобода – одна из основных философских категорий характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения. Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском религиозном этическом социальном политическом экономическом. в необходимости всегда присутствует свобода.
32845. Особенности социализации личности. Проблема девиантного поведения и его причины 16.74 KB
  Особенности социализации личности. Социализация личностиэто процесс усвоения индивидом социального опыта общества к которому он принадлежит. Социализация рассматривается как процесс условие проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
32846. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни 15.34 KB
  Проблема жизни смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании прежде всего в философии и религии. Для ранней античной философии характерен космоцентричный подход к пониманию проблемы жизни и смерти.