67391

ИДЕОЛОГИЯ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Идеология - это связная система взглядов и идей, б котоpых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности дpуг к дpугу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (пpогpаммы) социальной деятельности, напpавленной на закpепление или изменение данных общественных отношений.

Русский

2014-09-07

113 KB

1 чел.

Лекция 13

ИДЕОЛОГИЯ

Идеология - это связная система взглядов и идей, б котоpых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности дpуг к дpугу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (пpогpаммы) социальной деятельности, напpавленной на закpепление или изменение данных общественных отношений.

Впервые термин «идеология» использовал французский мыслитель XVIII А. де Траси, назвав так новую науку об идеях. Развернутую концепцию идеологии дали К. Маркс и Ф. Энгельс в одной из первых своих работ «Немецкая идеология», где использовали этот термин в двух значениях: идеалистического миропонимания, в котором идея выполняет роль субстанции мира, и типа профессионального социально-политического мышления, когда его субъект He сознает своей 'обусловленности экономическими классовыми интересами, а в действительности отстаивает именно их. Согласно Марксу, подобное мышление творит особую реальность, подменяющую в глазах людей подлинную социальную реальность, и тем самым препятствует осознанию ими своих действительных интересов. Однако Маркс и его последователи делали исключение для идеологии пролетариата, считая, что классовое сознание пролетариата совпадает с объективным видением действительности, а пролетарская революция навсегда покончит со всяким классовым сознанием и идеологией вообще. Поэтому, если следовать логике марксизма, получается, что пролетарская идеология обладает истинностью. В целом Маркс признавал возможность относительной истинности конкретных идеологий в конкретных исторических условиях. Так, буржуазная идеология была истинной, когда была исторически прогрессивной эпоху прогрессивного капитализма).

В дальнейшем идеология стала предметом активного социологического изучения. Немецкий социолог К. Мангейм рассматривал идеологию как продукт социальной жизни, подчеркивая социальную обусловленность всех без исключения идеологий и вытекающий отсюда иллюзорный характер их содержания. Он [146] выделял два уровня идеологии - индивидуальный, который рассматривался как предмет исследования психологии, и надындивидуальный (групповой, классовый, национальный и т.д.) - предмет изучения социологии. В. Парето понимает идеологии как «деривации», М. Вебер - как «символические формы опосредствования», Р. Арон - как своего рода «секулярные религии». Более нейтральные формулировки принадлежат представителям социологии знания и связывают идеологию с ценностями и верованиями общества. Например, Р. Будон трактует идеологию как специфическую идейную конструкцию, связанную с выражением конкретных групповых интересов и лежащую в основе социального действия. Согласно Будону, идеология обладает множеством функций: она способствует сплоченности группы, формулирует и обосновывает ее социальные ожидания и т.п.1.

Таким образом, в современной социальной науке идеология понимается как духовное образование, своего рода социальное мировоззрение, предусматривающее ответы на возникающие у человека вопросы по поводу социальных отношений, социальной справедливости, исторических перспектив общества, в котором OH живет, и т.д. Специфическое место идеологии в системе духовной жизни общества определяется тем, что, идеология - He наука, хотя она и дает свои ответы на все эти вопросы, но ее ответы не подлежат научной верификации (доказательству). Поэтому в идеологии всегда остается место для возможных ошибок, натяжек, преувеличений. Несмотря на это идеология является концептуально оформленной системой, иначе говоря, имеет форму научного знания, благодаря чему обладает убедительностью и действенностью.

Еще одна принципиальная черта идеологии заключается в том, что она возникает He стихийно - в историческом творчестве масс, но вырабатывается сознательно и целенаправленно особым слоем людей - профессиональными идеологами, политиками, учеными. Однако при этом она реально выражает интересы и умонастроения классов, наций, представляющих их политических партий и движений. Именно поэтому идеология отличается от научного знания об обществе тем, что наука нейтральна, а идеология пристрастна. Она ставит во главу угла не научную истину, а субъективный интерес - будь то интерес всего общества, класса, нации или узкой группы людей.

1 См.: Boudon R. 1986.

Идеология обладает мировоззренческим, целостным характером В этом смысле она смыкается с мифом, ибо только миф подобно ей создает целостную картину мира, наделенную глубоким эмоциональным значением. В определенном смысле можно с казать, что идеология - это вид современного мифа со своими добрыми и злыми силами, священными событиями прошлого и , страстным ожиданием будущего, когда зло будет наказано, а добро восторжествует. Отсюда проистекает многочисленность социальных утопий, создававшихся во все времена.

Тем He менее идеология содержит в себе элементы научных знаний и опирается на реальные социальные факты. Но она подает эти факты так, как видит их та социальная группа, интеpесы которой она выражает. Поэтому обычно идеология - это cплав реального и желаемого, гибрид научно-фактологического и ценностного подходов. Разделяя эту точку зрения, ряд современных исследователей выделяет в качестве критерия состоятельности и авторитетности идеологии He истинность, а правдоподобие. Например, Р. Барт рассматривает идеологию как современный миф, содержательно вписанный в контекст реальной истории и выражающий интересы определенных групп. Миф и идеология для него представляют собой особый «вторичный язык», возникающий в результате деградации и опустошения «первичного языка», т.е. языка реальной жизни. У этих двух языков общими являются только знаки, символы, благодаря которым «вторичный язык» сохраняет видимость реальности и правдоподобия: «Миф - это язык, не желающий умирать; из смыслов, которыми он питается, он извлекает ложное, деградированное бытие, он искусственно отсрочивает смерть смыслов и располагается в них со всеми удобствами, превращая их в говорящие трупы»'.

Будучи особого рода социально-политическим мифом, идеология представляет собой символическую структуру, где рациональные смыслы закодированы в символах, наделенных благодаря им особым эмоциональным значением. В силу этого идеология обретает предметное воплощение. Так, привычный красный цвет флагов и знамен советской эпохи является цветовым символом pеволюционной борьбы, свастика - символом фашистской идеологии. Кроме того, идеология находит воплощение в «знаковых» фигурах - мифологизированных образах живых или умерших

Цит. по: Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996. С. 213.

[148]

деятелей. Эти образы утрачивают всякую связь с подлинной пси хологической индивидуальностью человека, превращаясь в абсо лютный знак той или иной идеологемы. «Революционная девушка Роза Люксембург», вдохновлявшая героя А. Платонова, ниче го общего, кроме имени, не имеет с реальной немолодой немецкой революционеркой, это просто символ, наделенный для Hero глубоким субъективным смыслом.

Современные исследования в области идеологии фокусируются главным образом He столько на проблеме ее истинности или ложности как знания, сколько на механизмах ее социального

функционирования, ибо в действительности идеология повседнев но существует и оказывает влияние не на уровне концептуальных дискуссий, а на уровне нерефлексируемого социального поведения масс простых и He очень образованных людей, на уровне специфического использования языка и невербальной символики. Помимо этого, некоторые идеологии развиваются относительно' автономно и парадоксально на чисто символическом, а не концептуальном уровне. Наверное, основоположники марксизма и фашизма были бы очень удивлены, увидев символику российского национал-большевизма, где причудливо сочетаются серп и молот со свастикой, изображения Ленина и Сталина и фашист- ские приветствия. Этот феномен говорит о том, что символический уровень идеологии относительно самостоятелен и для суще- ствования He всегда нуждается в формировании новой солидной' идеологической концепции.

Включая в себя систему ценностей, в которых отражаются, интересы и потребности, цели и задачи социальных групп и общества в целом, идеология выходит из теоретической сферы в социальную практику. О. Лемберг отмечает в связи с этим: «Исходя из методологических предпосылок, можно определить идеологию как систему идей - представлений, истолковывающих мир, и развиваемых из этого ценностей и норм, которая просто; побуждает отдельные общественные группы или человеческое общество вообще действовать и, следовательно, жить... Идеологию можно определить как систему побуждений и управления человеческим обществом... Как систему, стимулирующую и направляющую человеческое поведение»'.

Из ценностной природы идеологии вытекает возможность ее использования заинтересованными группами в качестве орудия;

манинипулирования массовым сознанием. Как пишет российский исследователь С. Кара-Мурза, «при сбалансированном взаимодействии мышления, воображения и чувства человек воспринимает реальность в образах, которые выстраиваются в соответствии с укорененной в сознании шкалой ценностей. Этим и определяет-я поведение человека. Если же манипулятор ставит перед собой задачу изменить поведение человека, заменить его «программу», надо на время исказить шкалу ценностей - заставить людей «захотеть того, чего они нe хотят»'.

Исследование идеологии в социально-практическом аспекте позволяет выделить следующие ее социальные функции:

* п о з н а в а т е л ь н а я функция идеологии проявляется в том, что идеология предлагает человеку определенную модель интерпретации окружающего мира, общества и своего места в нем;

* оценочная функция позволяет индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни;

* программно-целевая функция состоит в том, что идеология ставит перед индивидами определенные стратегические и тактические цели, устанавливает их субординацию и предлагает программу их достижения.

* футуролого-прогностическая функция предлагает обществу модель лучшего будущего, к которому необходимо стремиться, и обосновывает возможность ее реализации;

* и н т е г р а т и в н а я функция проявляется в том, что идеология способствует сплочению общества или социальной группы на основе единой цели, общих проблем и необходимости общих действий;

* з а щ и т н а я функция обеспечивает взаимодействие с другими идеологиями: это может быть либо борьба, либо сосуществование;

* социально-организующая функция выполняется идеологией, поскольку она определяет принципы организации общества и управления им.

В современной зарубежной социологической литературе начиная с середины 1980-х гг. бытует точка зрения, что наше время является концом идеологии как формы социального самосознания, поскольку, no мнению сторонников этой точки зрения, закончилась эпоха идеологического противостояния капитализма и

1 Цит. по; Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 2002. С. 399.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция созанием. М., 2000. С. 167.

социализма. Ф. Фукуяма даже сформулировал в 1989 г. тезис о наступлении «конца истории». Комментируя этот тезис, П. Андерсон подчеркнул, что подлинным его содержанием является мысль о совпадении в целом истории ХХ в. как таковой и истории противостояния двух систем. Глобальные перемены вытеснили в прошлое привычно расколотый на две идеологические половины мир, и было непонятно, как именно, на каких новых принципах продолжится история.

Рассматривая проблемы, возникшие в связи с распадом социалистического блока, Э. Хобсбаум приходит в конечном счете к выводу, что «конец холодной войны оказался He просто концом

международного конфликта, но концом целой эры, и He только для Востока, но и для всего мира»1. Он объясняет это тем, что распад Советского Союза поставил под сомнение и все несоветские варианты социализма, и «смешанные формы экономики», возникшие после Второй мировой войны, и вообще все программные идеологии, порожденные эпохой революций и девятнадцатым веком. В этот перечень он заносит и «утопию» свободной рыночной экономики. Таким образом, крах социалистической идеологии означает, согласно Хобсбауму, не победу идеологии Запада, а крах идеологии вообще, и современный мир - это мир, оставшийся без жизнеспособной идеологии.

Ha практике, отмечает Хобсбаум, мы продолжаем жить в мире победившего капитализма, укоренившегося и преобразившегося в коде экономического и научно-технического развития.

Можно сказать, что, как это часто бывало в прошлом, отсутствие идеологий просто говорит о господстве одной системы, которая настолько сильна, что ее сила заменяет ей идеологию в формальном смысле этого слова. Л. Нитхаммер показал, что идея «постисторического общества» уже была в XIX в. предложена французским позитивистом А. Карно, последователем О. Конта. У Карно эта категория означает новый тип цивилизации, которую характеризует «сочетание порядка и прогресса» и который придет Ha смену волнениям и катастрофам переходного периода. Новая научная цивилизация Запада является, no его мнению, постисторической, поскольку преодолела свои фундаментальные противоречия и конфликты. У нее остаются только технические и административные проблемы. Карно характеризу

1 Hobsбbawm F.. Age of Extremes: The Short Twentieth Centure 1914-1991. L., А 9с[

Идиология

ет это состояние как такое, когда история «сведется к своего рода официальной газете, сообщающей статистические данные, сведения о смене глав правительств и назначении чиновников; она перестанет быть историей в привычном смысле этого (-лова»'.

Философы и социологи продолжали размышлять над идеей постисторического общества, но позитивистский оптимизм Карно cменился романтическим пессимизмом М. Хайдеггера, К. Шмитта, Э. Юнгера, А. Кожева и др. В отличие от Карно они интересовались прежде всего культурными последствиями наступления периода постистории и представляли такое общество как живущее «не имея ничего серьезного, без борьбы, в управляемой скуке постоянного воспроизводства современности в мировом масштабе. «Поэтому «проблематика постистории - это He конец мира, а конец смыслов» 2.

Таким образом, представление о <<конце идеологии» He является порождением последних десятилетий, а имеет долгую историю, и современные теории Хобсбаума, Фукуямы, Бодрийяра вступают в резонанс с теориями «конца идеологии» 1950-х - 1960-х гг., связанными с идеей постиндустриального общества (A. Белл, Р. Арон и др.). Различие в том, что теории прошлого были более оптимистичны и делали акцент Ha решении оставшихся социальных проблем с помощью новой науки и технологии, а в идеологической сфере - Ha «конвергенцию» Востока и Запада, тогда как современные теории обращают больше внимания культурному оскудению мира и тотальной победе западной идеологии. Но все они настаивают Ha том, что идеологический конфликт исчерпан и общество неминуемо должно стать идеологически однородным.

Однако из самих приведенных выше высказываний видно, что речь идет He буквально о «конце идеологии», а о формировании единой имплицитной идеологии зрелого капиталистического общества.

Как отмечает А.А. Зиновьев, «западное общество считается неидеологическим. Существование особой западной идеологии отрицается. Но это Ha самом деле есть одна из идей западной идеологии. Она существует, причем является более мощной, чем была советская, по всем основным характеристикам - по числу занятых в ней людей, по средствам распространения и вдалбливания ее в

1 Цит. по: Nietbammer L. Posthistoire: Has History Come to an End? L.; N.Y., 1994. Р. 17.

[152]

головы людей, но пропитанности ею всей сферы общества... Идеология спрятана, растворена, рассеяна во всем том, что предназначено для менталитета людей, - в литературных произведениях, фильмах, специальных книгах, научно-популярных и научно-фантастических сочинениях, газетных и журнальных статьях, рекламе и т.д. Она слита с внеидеологическими феноменами настолько, что вторые просто немыслимы без нее. Это делает ее неуязвимой для критики. Она везде и во всем, и потому кажется, будто ее вообще нет... Люди там даже не замечают, что с рождения и до смерти постоянно находятся в поле действия идеологии. Они потребляют ее вместе со всем тем, что они потребляют для своего менталь-ного питания. Делают они это без всякого усилия, без принуждения, свободно, без сборищ»1.

Идеологическая ситуация в современной России резко отличается от ситуации в западных странах. После крушения идеологической империи Советского Союза было заявлено об официальном отказе от коммунистической идеологии. Тем He менее коммунистическая партия остается одной из самых массовых и, следовательно, ее идеолоrию, претерпевшую незначительные изменения в духе времени, разделяет большое число людей. Однако волна критики и ранее запрещенной негативной информации, обрушившаяся на массовое сознание в годы «перестройки», вызвала у большинства населения, особенно у молодежи, резкое неприятие коммунистических идей и даже всякой идеологии вообще. Довольно большая часть населения проявляет интерес к «разрешенным» теперь традиционным религиозным ценностям, хотя этот интерес остается преимущественно поверхностным. После устранения <<идеологического занавеса» в Россию устремились миссионеры из разных сект и тоже нашли здесь своих поклонников. Наконец, в качестве реакции на все эти события возникли идеологические «новообразования» синкретического характера, пользующиеся как фашистской, так и коммунистической, а то и православной символикой, что отражает их хаотические неотрефлексированные взгляды. Таким образом, о «деидеологизации» в России говорить можно лишь в контексте сравнения с ситуацией идеологического монизма советского прошлого. Скорее, современная Россия полиидеологична. Но в России ощущается потребность в сильной и действенной идеологии, которая обладала бы мобилизующей способностью и повысила бы авторитет государства в глазах граждан. Специфика национального менталитета россиян и воспитание в условиях идеологического монизма способствуют трагическому восприятию тотальной деидеологизации.

1 Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М., 1996. С. 311-313.

Разумеется, следует сказать и о влиянии либерально-буржуазной идеологии, связанном с формированием в России среднего класса и финансовой олигархии. Идея деидеологизации государства восходит к этой форме идеологии.

Согласно Конституции РФ, государство He должно быть проводником какой-либо идеологии, а остается лишь организующим административным центром. Однако в таком случае государство

должно обладать престижем и ценностью само no себе, быть предметом национальной гордости и подкреплять чувство этнического достоинства граждан, как в странах Запада. Но в России, где государство сейчас He в состоянии обеспечить ни порядка, ни фактического, а не декларативного, соблюдения элементарных прав человека, где еще не компенсировались естественные психологические последствия распада Советского Союза, налицо сильнейший кризис ценностей, связанных с государетвом. Именно поэтому возникла проблема поиска государственной идеологии, которая помогла бы государству устранить этот кризис и обрести вновь былой престиж.

Сильная идеология - это мощнейшее орудие власти. В России идеология всегда была решающим звеном всех исторических побед, будь то в сфере мирного строительства или в войне, поскольку компенсировала недостатки и нехватки экономического характера. Именно благодаря идеологии Россия стала великой державой. Однако основой идеологии Российского государства, п официально-православной, и коммунистической, всегда было противостояние остальному миру, утверждение своей этнической религиозной, идейной особенностей и сверхвременной правоты. Во имя этих особенностей и правоты люди десятилетиями терпели нужду и произвол, побеждали в войнах, работали на пределе человеческих сил.

Крушение коммунистической идеологии подвинуло Россию в единое идеологическое пространство Запада. Провозглашение еще в ходе перестройки общечеловеческих ценностей как основы новой ценностной ориентации перечеркнуло всякую возможность формирования <идеологии особенности>>, поскольку на основе общечеловеческих ценностей, которые одни на всех, можно построить только общую Аля всех идеологию. В этом случае для всех государств приемлемы одни и те же ценностные критерии. с Следовательно, возникает единая шкала оценки того, что реально делает каждое государство для своего населения, и в соответствии с этим складывается реальный авторитет этого государства. [154]

Задача формирования новой государственной идеологии остается пока нерешенной. Ясно одно: будущая идеология не должна компенсировать реальные недостатки государства, не должна быть «фасадной». Ее ценности должны быть общечеловечески ми, гуманистическими. И исходя из этого требования идеологи будущего можно назвать гуманистической. Однако для того чтобы такая идеология оказалась действенной, социальная прак тика государства должна ей соответствовать.

Современное общество, как уже говорилось, полиидеологич но. Ряд идеологических концепций, долгое время занимающих умы, получили реализацию в социальной практике.

Консеpбатизм - это идеология, основывающаяся на принципе безукоснительного следования сложившимся б обществе тpадици ям и обычаям. Консерватор считает любое изменение социаль ным злом, чреватым возможными неприятностями и катастрофа ми. При этом главная задача правителей и идеологов - в том чтобы сохранить сложившийся исторически вариант общественного устройства.

Консервативная идеология базируется на представлениях сакральности прошлого. Она ставит во главу угла ценности, про веренные веками, поэтому сопротивляется любым инновациям даже тем, которые несут в себе какие-то позитивные элементы. В области экономики консерватизм предполагает абсолютиза цию традиционных для данного общества отношений, обычно аграрно-патриархальных, и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации. Будучи почвеннической идеоло гией, консерватизм тяготеет к принципам национальной обособ ленности, сильной государственности в традиционных для данно го общества формах.

Либерализм - это идеология, утвеpждающая пpиopитет um дивидуальной свободы no отношению к существующему обществу; с его традицими. Свобода индивида является базисной цен ностью либерализма: ничто в обществе, кроме свободной вол других индивидов, не ограничивает индивидуальной свободы. Либерализм требует освобождения общества и индивидуального со знания от предрассудков и предубеждений, требует открытости всему новому и прогрессивному, базируется на идеях общечело веческого единства независимо от национальности, на идеях гу манизма, прогресса, демократического правления.

Экономическая концепция либерализма основывается и принципе исходного формального равенства возможностей все индивидов. Экономическое неравенство рассматривается как результат неравенства природных способностей и усилий, как прои грыш в соревновании свободных участников. Экономическим воплощением принципов либерализма является свободный рынок. В отличие от консерватизма, ставящего во главу угла государственность, либеральная идеология сводит роль государства к положению слуги своих граждан, охраняющего их права. Большую роль здесь играет принцип правового государства и вообще правового характера социальных отношений. Либерализм Проповедует гласность, открытость общества, отчетность исполнительной власти перед народом как законодателем.

Социализм - это идеология, имеющая коpни б древней обще-чаловеческой мечте об обществе, где были бы реализованы на практике пpинципы социальной спpаведливости и Pавенства людей. В отличие от либерализма здесь равенство понимается He как формальная одинаковость исходных позиций в соревновании, а как реальное и охраняемое государством равенство экономических и социальных возможностей всех членов общества. Эта идея тесно связана с другой базисной идеей - идеей приоритета коллективизма по отношению к индивидуализму. Социалистическая идеология высшей ценностью полагает коллективное благо, во имя которого могут быть принесены в жертву любые индивидуальные интересы. Именно поэтому в идеологии социализма считается возможным и правильным ограничение индивидуальной свободы: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». Свобода рассматривается всего лишь как осознанная индивидом необходимость подчиняться обществу.

Социалистическая идеология абсолютизирует пролетарский цип общественного сознания и рассматривает пролетариат как особый класс, наделенный исторической миссией свержения капитализма и гегемонии в социалистической революции. Революция должна быть последним насилием в истории человечества. За ней последует краткий этап диктатуры пролетариата, затем отмирание государства и наступит эпоха свободного самоуправления трудящихся. Государство понимается социализмом как классовый по своей природе социальный институт, сущность котороя состоит в том, что это орудие насильrгвеггного удержания власти правящим классом.

Социализм опирается на гуманистические представления о гармонично развитой личности, необходимости удовлетнорениня материальных и духовных потребностей индивида, однако все идеологемы сводятся на нет возведенным в принцип ограничением индивидуальной свобды. [156]

Национализм - это апология исключительности и превосход-ства собственной нации, сопpяженная е враждебно-недоверчивым отношением к другим нациям, пренебрежением и агрессивностью no отношению к ним. Сущность националистической идеологии заключается в возведении национальных качеств характера и менталитета в ранг высшей ценности. Национализм можно рассматривать как ответную реакцию этнической общности Ha угрозу иноэтнического влияния, в частности, на усиливающийся об-щемировой процесс интернационализации. Однако это реакция неадекватна, она основана на фетишизации национального начала. Идеология национализма рассматривает национальные и этнические черты как самоценность, своего рода субстанцию исторического существования. Этническое становится сакральным, объектом своего рода культа. Идеология национализма сводит этнические различия к генетическим, а генофонд нации и его внешние проявления (такие, как антропологическая типизация) определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеологические концепции на,; ционалистической ориентации основываются Ha принципе малозначимости индивидуального, личностного начала и требуют его безукоснительного подчинения коллективному интересу нации; они утверждают приоритет народной «почвенной» культуры по отношению к творчеству «космополитической» интеллигенции. Все это подкрепляется ссылками Ha сакральное прошлое нации которое романтизируется и приукрашивается. Вечными темами национализма являются вопросы о «начале» исторической судь бы своего народа, его великом будущем, меете в мире, особой религиозной, культурной и исторической миссии, об основаниях его уникальности, чертах национального характера и менталь ности.

Коммунитаризм - совpеменная идеологическая концепция (сложилась б 1980-е - 1990-е гг.), сущность которой составляem кpитический подход к совpеменному обществу, а основное концептуальное ядро - идея общечеловеческого братства'.

Идеология коммунитаризма опирается нa три основных положения:

1 См.: Макаpенко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д, 2000г;; Frazer Е. Communitarianism // Understanding Contemporary Society: Theories of the' Present/Ед. by G. Browning, А. Halcli, F. Webster. L.; New Delhi, 2000. Р. 178-; 190.

* все известные на сегодняшний день типы социальных систем страдают существенными недостатками, не обеспечивают реализации этических идеалов, их политические институты далеки от совершенства и, соответственно, неверны идеологии, обосновывающие их как конечный пункт развития человеческого общества. Речь идет как о современном индустриальном капитализме, так и о социализме;

* все известные политические идеологии характеризуются внутренними противоречиями, и их практическое воплощение всегда оказывается не таким, какое они предсказывали, и приводит к неожиданным и неприятным последетвиям;

* концептуальным ядром адкватной идеологии должна быть идея братства.

С точки зрения коммунитаристов, личность и ее социальная роль представляют собой нерасторжимое целое, социальную фигуру, устойчивый образ, налагающий свои черты на культуру и персонифицирующий эпоху, а демократические и либеральные ценности современного мира - это идеологические конструкты, служащие средством манипуляции человеческим поведением и мышлением. Коммунитаристы утверждают, что либеральные теории правового демократического общества слишком индивидуалистичны, дают слишком много прав индивиду и налагают слишком мало обязанностей. Проповедуемый ими атомарный индивидуализм вуалирует степень реальной взаимосвнзанности людей в обществе. Ha самом деле люди связаны между собой не в силу свoeгo «свободного выбора», но потому, что взаимность, солидарность и сотрудничество являются изначальными предпосылками человеческого существования. Бюрократическая система современного социального управления организована так, что человек чувствует себя в обществе отчужденным и оторванным от других людей. От манипулятивных отношений не удается уклониться почти никому. Тем He менее индивиды стремятся к удовлетворению своих личных потребностей, преследуют свои интересы Поэтому современное общество внутренне противоречиво и непоследовательно.

В настоящее время все идеологические системы прошлого исчерпали себя. Ни одна из них He может предложить ничего нового для решения накопившихся социальных проблем. Поэтому необходима такая идеологическая концепция, которая смогла бы вывести общество за пределы сложившегося замкнутого пространства, где действуют социальные фигуры нашей эпои. Это концепция братства людей, противостоящая идеологическому [158] концепту справедливости, лежащему в основе всех современны идеологий. Согласно коммунитаризму, поиск универсальной со циальной справедливости сам по себе заводит в тупик, ибо не может быть единого для всех членов общества представлений о справедливости.

Братство в понимании коммунитаризма - совершенно само стоятельный феномен, не сводимый к свободе и равенству. Идеи братства устраняет потребность в поисках справедливости, поскольку требует понимания взаимосвязи и зависимости людей друг от друга и их ролей.

Гуманизм - идеология, nризнающая высшей ценностью чело-, веческую личность, ее свободу, счастье, неограниченное развитие и npоявление ее твоpческих способностей; система ценностей, ценностных оpиентаций пpинципов оpганизации и упpавления общественной жизнью, идеалов и директив дейсетпвия. Идеологи гуманизма имеет долгую историю. Расцвет гуманистинеских тенденций и их оформление в целостную идеологию связаны с эпо хой Возрождения, противопоставившей теоцентрическому сре дневековому мировоззрению антропоцентризм. Результатом та кого мировоззренческого переворота стало развитие наук искусств, возникновение представлений о самоцеенности личности и ее естественных правах.

Ценности гуманизма высоко ставили самые разные мыслите ли. Еще И. Кант видел сущность гуманизма в том, чтобы рас сматривать человека только как цель, но нe как средство. Для марксизма характерен классовый подход к гуманизму: для фор мирования гуманистического общества в отдаленном будущем нe обходимо здесь и сейчас ограничить гуманизм классовыми рам-: ками. Ж.П. Сартр отождествляет гуманизм с экзистенциалистским пониманием человека как свободного и несущего всю полноту ответственности за свои действия. Религиозная трактовка гуманизма в отличие от светской базируется на трехабсолют ной модели, в которой наряду с человеком абсолютной ценностью являются Бог и Космос (Природа).

Современная идеология гуманизма представляет собой качест венно новый уровень развития гуманистических идей. Она воз никла как альтернатива существующим в мире идеологиям и ориентирована на гармоническое развитие экономики, политики и культуры. Если все остальные идеологии современности делают своим аксиологическим основанием He благо человека, а различ ные более важные с их точки зрения вещи, например самоутверждение той или иной нации, класса или социальной группы

сохранение традиционного социального порядка или его реставрацию, свободу предпринимательской инициативы и право частной й собственности, то идеология гуманизма отстаивает абсолютный аксиологический приоритет человека как высшей ценности общества. Мировоззренческое ядро гуманистической идеологии образует концепция планетарного гуманизма, основные положения которой представляют собой стратегические задачи обеспечения безопасности и выживания для всех людей на Земле.

Основное содержание идеологии гуманизма составляют следующие положения:

* человек вне зависимости от его национальной, этнической принадлежности, классового происхождения, пола и возраста, от взглядов и убеждений является высшей ценностью и обладает рядом неотчуждаемых прав, в частности правом на свободное развитие своих творческих способностей и духовности;

* в настоящее время ряд назревших проблем глобального характера серьезно угрожают всему человечеству и для их решения необходимо объединение самых разных социальных сил; для этого необходимо подняться над идеологическими разногласиями w, национальными и культурными границами;

* глобализация и вестернизация экономики и культуры ведут к распространению примитивизированного, упрощенного варианта общечеловеческого единства, массововой продукции культурной индустрии;

* навязываемому искаженному, опошленному образу человека следует противопоставить духовность и идеалы высокой культуры, свободное творческое развитие каждого индивида.

ЗАДАЧИ

1. Дайте определение идеологии. Как, no вашему мнению, соотносятся идеология и научное знание? Идеология и религия? Идеология и политическая пропаганда?

2. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к идеологии. Какой из них вам представляется более верным и почему?

3. Назовите основные функции идеологии.

4. Как вы оцениваете требование деидеологизации общества? Является ли, на ваш взгляд, современное западное общество деидеологизированным? А современное российское? Аргументируйте свой ответ.

5. Согласны ли вы с тезисом о «конце идеологии»? Ответ аргументируйте.

6. Как вы считаете, насколько идеологизировано западное общество? Согласны ли вы с точкой зрения А.А. Зиновьева по этому вопросу?

7. Какие современные идеологии вам известны?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15392. Эффективность производства кормов в ОАО Сибирская Нива 342.5 KB
  ОАО Сибирская Нива Автогараж Ц.Р.М. Склад ГСМ Отделение №1 Отделение №2 Отделение №3 Зерносклад Введение Кормопроизводство является основополагающей отраслью сельского хозяйства научнотехнический уровень развити
15393. Анализ деятельности ООО «Артпак» 227 KB
  В период прохождения преддипломной практики мною была собрана и изучена информацию о предприятии ООО «Артпак», а так же дана организационно-экономическая характеристика предприятия.
15394. Анализ закрытого акционерного общества ГЕРМАСТ 207 KB
  1. Общая характеристика организации. Полное фирменное наименование: Закрытое акционерное общество €œГЕРМАСТ€ Сокращенное фирменное наименование: ЗАО €œГЕРМАСТ€. Местонахождение: Россия г. Нижний Новгород пр. Ленина д. 88. Почтовый адрес: 606004 Россия г...
15395. Этапы создания и перспективы развития европейского экономического валютного союза 174 KB
  Контрольная работа Дисциплина Финансы и кредит Тема: Этапы создания и перспективы развития европейского экономического валютного союза Введение Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их г
15396. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 114 KB
  РЕФЕРАТ СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ Введение В рыночной экономике особое место отводится предприятию способному выполнять исключительно важную функцию – €œзарабатывание прибыли€ Прибыль создает определен...
15397. Техника безопасности в походе 76.69 KB
  Правила безопасности перед выходом из лагеря населенного пункта Правила безопасности при движении Правила безопасности при прохождении скального рельефа Правила безопасности при страховке на скальном рельефе Правила безопасности при
15398. Размещение отраслей машиностроительного комплекса 79.5 KB
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Экономическая география на тему: Размещение отраслей машиностроительного комплекса 1. Роль структура и уровень развития отраслей машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотр
15399. Место и роль России в международной торговле 176 KB
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА на тему Место и роль России в международной торговле Введение. Самая старая форма международных отношений это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа междун
15400. РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ (XIX – начало XX в.) 88.5 KB
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ТЕМА № 13 РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX – начало XX в. Введение Материальное развитие и состояние общества умонастроение и социальное самочувствие населения во всех странах в большой мере