67392

СОЦИААЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью - это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно г группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага.

Русский

2014-09-07

85 KB

2 чел.

Лекция 14

СОЦИААЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью - это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно г группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Иными словами, на уровне индивидуального социального опыта группа - это и есть общество, «другие люди».

Гpуппы - это своего рода «связки» людей, соединения индивисдов б относительно стабильные взаимоотношения, котоpые oбусловлены наличием общей цели и существуют достаточно долго во времени. Такие взаимоотношения мы будем называть социальной взаимосвязью.  Выделяют социальные взаимосвязи двух типов - экспрессивные

и инструментальные. Э к с п р е с с и в н ы е с в я з и - это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями, товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости. И н с т р у м е н т а л ь н ы е с в я з и - это связи, лишенные эмоционального аспекта и образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели. Таким связям мы обычно He придаем эмоционального значения, называя их чисто деловыми.

В соответствии с этими критериями социальных взаимосвязей делятся на два типа и сами социальные группы: первичные группы и вторичные. Под п е р в и ч н о й группой подразумевают группу, члены которой объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида, поскольку в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни. В т о р и ч н ы м и г р у п п а м и называют группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях.

Например, семья - это первичная группа, а школьный класс вторичная.

Между первичной и вторичной группой возможны взаимопереходы. Нередко люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимыми друг для друга. Так, в студенческой группе часто возникают дружеские союзы и любовные пары.

Образование первичных групп в недрах вторичных более вероятно при небольшой численности вторичной группы и при частых, регулярных и продолжительных контактах между индивидами.

Первичные группы составляют основу всяких социальных отношений. В о - п е р в ы х, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей первичной группой является семья, где индивиды с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.

В о - в т о р ы х, в рамках первичных групп удовлетворяется большая часть основных потребностей индивида в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому вторичные группы, в рамках которых образовались прочные первичные связи, более э фективно функционируют. Например, чем крепче первичные групповые связи в воинских частях, тем больше вероятности их победы в бою.

В - т р е т ь и х, первичные группы выступают мощным инструментом социального контроля. Они добиваются от индивидов поведения, соответствующего нормам и ценностям, принятым в группе. Порицание и санкции со стороны членов первичной группы для индивида зачастую значимее и весомее, нежели критика со стороны « общества в целом».

Сильное влияние на человека оказывают He только группы, к которым он непосредственно принадлежит. Часто то же самое можно сказать о группах, к которым человек не принадлежит.

В соответствии с этим социологи выделяют в н у т р е н н и е группы, с которыми мы идентифицируем себя и к которым мы принадлежим, и внешние группы, с которыми мы не идентифицируем себя и к которым нe принадлежим. Различия между двумя типами групп подчеркиваются с помощью личных местоимений «мы» и «они», т. е. внутренние группы определяются как «наши, группы», а внешние – как «чужие группы». Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ - социальных демарационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физичесскими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального в заимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например квартал, район, община и страна, а другие связаны с социальными различиями, в частности выделяют этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс. Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к нескольким различным группам, причем каждая из них в некотором смысле представляет собой уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации нашего поведения, также различаются. При формировании своих установок и убеждений, осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Такие группы называют референтными. Референтные группы - это социальные единицы, на которые мы ориентируемся при оценке и формировании наших в зглядов, чувств и действий.

Человек может принадлежать или нет данной референтной гpуппе. Обычно референтная группа рассматривается как источник психологической идентификации. Наличие референтных, групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении: например, революционер - выходец из аристократических кругов; католик-вероотступник; профсоюзный деятель - реакционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся войти в высшие социальные круги. Эти индивиды взяли за образец поведения людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами.

Референтные группы выполняют как нормативные, так и в сравнительные функции. Когда человек хотел бы стать полноправным членом какой-нибудь группы или стремится к членству в какой-то группе, он принимает ее групповые стандарты и прин ципы, « культивируя в себе» соответствующие жизненные прин [164] ципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Стандарты своей референтной группы индивид использует для оценки самих себя как эталонную отметку по которой он оценивает свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой определенный индивид является, не соответствует его референтной группе, у него может возникнуть ощущение относительной депривации - неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что он имеет (обстоятельства, сопутствующие принадлежности к определенной группе), и тем, что, no его мнению, должен был бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, футболист в большей степени ощущает свою депривированность, когда, сравнивает себя с теми из своих коллег, которые перешли в футбольную команду высшей лиги, и в меньшей, когда сравнение' проводится с теми из них, кто остался в его команде. Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Следовательно, понятие референтной группы дает ключ к пониманию социальных: изменений. Заметим, что He все референтные группы являются положительными. Сравнивая себя с негативными референтными группами, мы стремимся подчеркнуть различия между собой и другими.

Социальные группы обладают динамическими характеристиками, позволяющими рассматривать их в процессе живого социального взаимодействия. К таким характеристикам относятся численность группы, ее внутренняя структура (лидеры, рядовые члены, аутсайдеры), стиль руководства внутри группы, специфи- ческие феномены социальной жизни, связанные с групповым по- ведением.

Уже сама по себе численность группы во многом определяет характер внутригрупповых взаимодействий. Наиболее тесные и; значимые отношения возникают в (д и а д е) группе, состоящей из' двух человек: между мужем и женой, влюбленными, близкими друзьями. В диаде чувства и эмоции, как правило, играют более важную роль, чем в многочисленных группах, однако отношения, отличаются большей хрупкостью и более подвержены разочаро- ваниям.

Добавление к группе третьего члена - образование т р и а д ы - в корне меняет социальную ситуацию. Группа приобретает новые возможности - образования внутренних «фракций», союзов двоих против третьего, бойкотов, выделения лидера и аутсайдера и т.д. Оптимальная численность малой группы, согласно исследованиям психологов и социологов, составляет пять человек. В этом случае никакая внутригрупповая ситуация не может оказаться тупиковой, поскольку всегда легко выделить мнение большинства. Кроме того, оказаться в меньшинстве в триаде не означает оказаться в изоляции. Такая группа достаточно велика для того, чтобы ее члены могли вполне «социально» в ней себя чувствовать - меняться ролями, свободно выражать свое мнение, убеждать в своей правоте окружающих, но и достаточно мала, чтобы они считались друг с другом и нуждались во взаимном уважении.

В группе некоторые члены имеют, как правило, большее влияние, чем прочие. Их называют л и д е р а м и. Невозможно представить себе футбольную команду без капитана, армию без офицеров, предприятие без директора, университет без ректора, оркестр без дирижера и молодежную группировку без вожака. Без общего руководства члены группы начинают испытывать трудности с координированием своей деятельности. Маленькие группы способны обходиться без лидера, однако в группах большой численности отсутствие руководства приводит к хаосу.

Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов: (специалист-производственник) занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению, т.е. реализует инструментальное руководство, направленное на достижение групповых целей; «специалист-психолог» решает меж

личностные проблемы, снимает напряженность между людьми и способствует повышению духа солидарности в группе, ориентируясь на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности. В некоторых случаях один лидер берет на себя обе эти роли, но обычно каждая из ролей выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может обязательно представляться более важной, чем другая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация.

Для оказания влияния на людей лидеры используют различные стили рукводства. Классическое исследование таких стилей Провел американский социолог К. Левин. В ходе этого исследования взрослые руководители, работавшие с группами 11-летних мальчиков, следовали одному из трех стилей руководства. При [166] а в т о р и т а р н о м с т и л е руководитель определял основное направление действий группы, давал поэтапные инструкции, Taк, что мальчики имели четкое представление о будущих заданиях, назначал партнеров для работы, давал субъективные положительные и критические оценки и оставался в стороне от участия в деятельности группы. При д е м о к р а т и ч е с к о м с т и л е руководитель разрешал мальчикам принимать участие в процессе принятия решений, очерчивал только общие цели работы, пред-1 лагал вариантьт их достижения, разрешал членам группы работать совместно с теми, с кем им хотелось, объективно оценивал? достижения мальчиков и сам участвовал в деятельности группы. Стиль н е в м е ш а т е л ь с т в а подразумевал пассивное положение руководителя: он предоставлял материалы, давал советы иё оказывал помощь только no просьбе членов группы, отказываясь оценивать результаты работы. В итоге исследований выяснилось, что при авторитарном стиле руководства члены группы исптывали полный упадок сил, а руководитель вызывал у них враждебные чувства. Производительность оставалась высокой только в присутствии руководителя, но сразу после его ухода она значительно понижалась. При демократическом стиле руководства члены группы ощущали, большее удовлетворение, были более ориентированы на задачи группы, более дружелюбны, проявляли самостоятельность (особенно в отсутствие руководителя) и низкий уровень межличностной агрессии. Стиль невмешательства привел к низкой производительности и высокому уровню межличностной агрессии. Однако следует подчеркнуть, что в эксперименте участвовали: американские подростки, воспитанные на демократических принципах. При иных условиях и в другой культурной среде авторитарный стиль руководства может оказаться более предпочтительным. Высокий процент авторитарных лидеров в развивающихся странах позволяет предполохсить, что в условиях высокой напряженности население страны может счесть предпочтительным директивное правление. Однако He менее логичным представляется' объяснение, согласно которому авторитарным правителям проще, захватить и удерживать власть в подобных обстоятельствах.

Как выясняется, старинная пословица «когда рук много, работа идет легче» He соответствует истине. Например, можно было бы ожидать, что три человека будут тянуть канат в 3 раза интенсивнее, чем один, а восемь человек - в 8 раз сильнее. На деле происходит совершенно He так. Исследования показывают, что если усилия одного человека, тннущего за веревку, равны

4 кг, то усилия каждого человека в группе из трех человек со(тавляют 3,6 кг, а в группе из восьми человек - 1,9 кг. В качествe одной из причин обычно называют неправильно скоординироaанные усилия. Однако, когда участникам эксперимента завязывали глаза и убеждали в том, что они тянут канат нe в одиночку, и вместе с группой людей, они тоже не перетруждались. Очевидно, когда люди работают группами, они прилагают меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы. Этот феномен на:ывается социальным манкированием.

Еще в одном эксперименте школьников попросили произнести как можно больше шума, крича и хлопая в ладоши одновременно. При этом, было выявлено, что группы из четырех человек шумели всего в 2 раза громче, а группы из 6 человек - в 2,4 раза громче, чем каждый из них в одиночку. Вероятно, это происходит потому, что при выполнении групповых заданий люди полагают, что им лично He оказывается должное доверие, следовательно, не стоит тратить Cилы понапрасну, или они думают, что в группе никто Heзаметит, что они приложили к работе меньше сил. Сравнимые условия склаАьlвались в советскик колхозах: крестьяне работали там менее интенсивно, чем на своих личных приусадебкых участках. (Хотя личные участки составляли в целом менее 1% всех возделанных земепь, на них производилось примерно 27% всей национальной сельскохозяйственной продукции.) Из этого He следует делать вывод, что коллективная деятельность не нужна и He эффективна. Группы имеют первостепенное значение в жизни общества и способны совершить многое из того, что нe под силу одиночкам. К примеру, результаты работы групп анонимных алкоголиков, родителей-одиночек и желающих похудеть, а также прочих групп, действующих по принципу «помоги себе сам», свидетельствуют о том влиянии и успехах, которых они способны достигать.

Эффект социального манкирования позволяет предположить, что между численностью группы и мотивацией индивидов существует обратная зависимость. Тесно связанный с этим феномен

был определен как социальная дилемма - ситуация, в котоpой члены гpуnnы сталкиваются с nротиборечием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максиmальным повышением коллективного благоnолучия. Социальные дилеммы карактерны для многих жизненных ситуаций. Например, солдат оказался в окопе перед завершающим этапом сражения. В такой ситуации для каждого солдата представляется разумным оста- [168]

ваться в окопе, чтобы не быть убитым. Но если такое решение примут все солдаты, сражение наверняка будет проиграно и гибель станет общим уделом. Во многих социальных дилеммах су ществует вероятность того, что какой-то другой член группы; сможет и захочет действовать на общее благо и тогда ваш личный вклад нe понадобится.

Какие же социальные механизмы способны побудить индивидов действовать в духе коллективизма, а не руководствуясь эгоистичными соображениями? Скорее всего это механизмы социального контроля, ограничивающие те действия индивида, которые наносят ущерб общему благополучию. Часто эту функцию берет на себя государство, регулирующее доступ к различным ресурсам. Групповые нормы часто достигают той же цели посредством неформальных санкций. Существуют и другие механизмы, побуждающие людей действовать согласованно и выбирать прообщественные модели поведения, в частности такие, которые подчеркивают групповые границы и способствуют развитию сильной групповой идентификации. Так, если индивиды знают, что их сотрудничество с другими людьми вознаграждается (к примеру, равное участие в прибылях или иных благах), они бывают менее склонны к эгоистическому, индивидуалистскому поведению.

Представим следующую ситуацию. В 1961 г. администрация Президента США Дж. Кеннеди санкционировала вторжение на Кубу. Но большая часть из 1400 наемников кубинского происхождения, прошедших специальную подготовку в ЦРУ для вторжения на территорию Кубы, была убита или захвачена s плен войсками Ф. Кастро. Этот провал укрепил He только позиции Кастро, но и союз Кубы с СССР, и в результате его советское правительство предприняло попытку разместить на Кубе ядерные ракеты. Позже Президент Кеннеди задал себе вопрос: «Как мы могли совершить подобную глупость?» Президент и его советники He просто недооценили возможности армии Кастро, во многих случаях даже не сумели получить необходимую информацию.

Согласно предположению социального психолога Э. Яниса, президент и его советники оказались жертвами группового мышления - nроцесса nринятия решений б гpyппax с чрезвычайно тесными связями, членов которых настолько волнует вопрос сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на их критических способностях. В случае группового мышления члены группы обычно испытывают иллюзию добровольности принимаемых ими решений, что приводит к гипертрофированной уверенности и большей готовности идти на риск. Жертвы группового мышления безоговорочно верят в правоту своего дела (в нашем примере - в необходимость свержения коммунистического режима Кастро, который американский истеблишмент считал ал причиной всех зол). Члены группы требуют единодушия и оказывают давление на тех индивидов, которые выражают сомнения в предложенном плане действий; они He дают развиваться собственным сомнениям и выполняют роль цензоров по отношению к самим себе. (Вернемся к нашему примеру. Позже выяснилось, что государственный секретарь Д. Раск и министр обороны 1'. Макнамара придерживались противоположного мнения по

поводу планов вторжения на Кубу.) Групповое мышление подтверждает наличие мощного общественного давления, характерного Аля групповых окружений и оказывающего воздействие на взгляды членов группы. Хотя подобное давление влияет на наше поведение, часто мы этого не oсознаем.

М. Шериф впервые продемонстрировал это положение Ha примере оптического обмана. Людям, видящим маленькое, фиксированное световое пятно в темной комнате, кажется, что оно колеблется во всех направлениях. Однако мнения отдельных людей о перемещении светового пятна различаются. Сначала Шepиф показывал пятно света каждому испытуемому по отдельности и регистрировал их ответы. Затем он собрал в группы людей с разными мнениями и снова попросил их посмотреть на световое пятно и повторить свои наблюдения вслух. В зтих обстоятельствах мнения людей начали склоняться в сторону групповых стандартов. Позднее, когда Шериф снова беседовал с этими we людьми один на один, они уже не вернулись к своим первоначальным ответам, а продолжали придерживаться групповых стандартов. Примечательно, что большинство испытуемых заявили, что пришли к этому мнению самостоятельно и групповая оценка на них нe повлияла.

С. Эш провел аналогичный эксперимент. Он попросил испытуемых сравнить прямые линии одинаковой длины, образованные с помощыо карт из двух колод, разложенных в центре комнаты. Он попросил членов нескольких групп по девять человек в каждой произнести ответы вслух. Однако у Эша была предварительная договоренность с большинством участников эксперимента и они единодушно дали неправильные ответы в некоторых тестах. Хотя правильный ответ буквально лежал на поверхности, почти треть испытуемых сделала ошибки в сvждениях, идентичные или схожие с намеренно ошибочным мнением большинства. Таким образом Эш продемонстрировал, что некоторые индивиды соглашаются с мнением группы, даже если для этого им приходится не верить собстненным глазам.

Когда индивиды попадают в полную зависимость от групны они способны жертвовать собственной независимостью и ослаблять контроль над своим телом и поступками. Все это показывает, насколько важную роль играют в нашей жизни группы, особенно те, в которых проходит развитие нашей личности и в деятельности которых мы ежедневно принимаем vчастие. [170]

ЗАДАЧИ

1. Многие люди участвуют во встречах выпускников даже спустя много лет после окончания школы. Иногда они быстро находят контакт со своими бывшими одноклассниками, а иногда обнаруживают, что многие из них так сильно изменились, что их трудно узнать, и кроме того, оказывается, что и говорить с ними He о чем. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить такое явление?

2. Во многих фирмах существует правило He назначать руководителем отдела человека, который сам сформировался как специалист в этом отделе. А ведь такой человек располагает большей информацией об отделе. К тому же его хорошо знают все работники отдела. Почему же охотнее приглашают человека со стороны, который, как правило, с трудом вписывается в новый коллектив?

3. Укротитель львов рассказывает о своей профессиональной жизни. Он говорит, что всегда было особенно трудно работать с уже устоявшейся группой львов. В таких случаях ему приходилось с самого начала ниспровергнуть власть вожака, т.е. низложить «верховного льва». Таким образом, укротитель должен был сразу вступать в противоборство с самым сильным зверем. Если он побеждал его сопротивление, внутри группы тотчас возникало волнение. Особенную агрессивность по отношению к поверженному вожаку проявляли более молодые и сильные львы.

Укротителю приходилось стать ((вожаком», т.е. вступить в звериную. «группу» и принять в ней «роль» вожака. Может ли он принять в этой «группе» какую-нибудь другую роль? Возможен ли «союз» между укротителем и самым сильным львом, направленный на поддержку интересов укротителя? Аргументируйте свой ответ.

4. Вспомните сказку Г.Х. Андерсена о Дюймовочке. Вначале майский жук был в восторге от Дюймовочки, она казалась ему очень красивой. Но когда он показал ее другим майским жукам, они сказали: «Какое убожжество! У нее

нет усиков! У нее дажже есть талия!» И жук немедленно разлюбил Дюймовочку и отправил ее куда глаза глядят. Какая черта групповой психологии проявилась в этом случае?

5. Каковы функции референтной группы?

6. Охарактеризуйте феномен социального манкирования. Чем, по вашему мнению, его можно объяснить?

7. Как вы думаете, как сказывается на сплоченности группы конфликт с другой группой? Как сказывается внешняя угроза? Почему?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44252. Методические рекомендации. Экономика труда 469.5 KB
  Учебно-методические материалы предназначены для студентов обучающихся по специальности 060200 Экономика труда и проходящих преддипломную практику в организациях различных отраслей и организационно-правовых форм и форм собственности. наук доцент кафедры экономики труда УрСЭИ Рецензент Белкин В. Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений 2005 Белкина Н.
44253. Особенности перевода языковых элементов, отражающих агрессивное состояние человека с китайского на русский язык 242 KB
  Данная работа посвящена исследованию особенностей перевода языковых элементов отражающих агрессивное состояние человека с китайского на русский язык. Таким образом актуальность работы в способах перевода языковых элементов выражающие агрессивное состояние человека. Объектом данного исследования являются языковые элементы выражающие агрессивное состояние человека а предметом – способы перевода языковых элементов выражающих агрессивное состояние человека. Целью данного исследования является выявление оптимальных способов перевода...
44254. Реконструкция аккумуляторного участка в РДАУП Автобусный парк № 1 г. Витебска 719.5 KB
  Расчёт годового объёма работ. Расчет годового объема работ по ТОТР вспомогательных работ работ по самообслуживанию. Реконструкцию необходимо проводить таким образом чтобы обеспечить нормальную работу действующих зон и участков. В Витебске работает более 30 автобусных маршрутов.
44255. Годинники, засновані на підрахунку періодів коливань від задаючого генератора за допомогою електронної схеми і виведення інформації на цифровий дисплей 545 KB
  В умовах подальшого технічного прогресу, що характеризується інтенсивним використанням електроніки та мікропроцесорної техніки, сучасний спеціаліст в будь-якій галузі науки й техніки повинен бути ознайомлений із основними функціональними пристроями електроніки, які становлять основу усіх систем керування технологічними процесами.
44256. ЧЕТЫРЕХЭТАЖНАЯ БЛОК-СЕКЦИЯ НА 12 КВАРТИР 1.01 MB
  Кладка стен осуществляется на цементно-песчаном растворе. Толщина наружных стен определяется на основании теплотехнического расчета. Изначально толщина наружной стены предполагается равной 510 мм. Такая толщина необходима для обеспечения устойчивости по отношению к ветровым и ударным нагрузкам, а также для увеличения тепло- и звукоизоляционной способности стен
44257. Расчет канализационной сети 110 KB
  Общесплавными называют системы канализации при которых все сточные воды бытовые производственные и дождевые сплавляются по одной общей сети труб и каналов за пределы городской территории на очистные сооружения. Раздельными называют системы канализации при которых дождевые и условно чистые производственные воды отводят по одной сети труб и каналов а бытовые и загрязненные производственные сточные воды по другой одной или нескольким сетям. Характеристика наружной канализационной сети Наружной канализационной сетью называют...
44258. Расчёт многопустотной плиты перекрытия 355.5 KB
  Расчетные данные Для бетона класса В 30 Rb=17 МПа; Rbser=22 МПа; Rbt=12 МПа; Rbt ser=18 МПа; Eв=29000 МПа для тяжелого бетона с тепловой обработкой Для напрягаемой арматуры класса АтIV: Rsn=590 МПа; Rs=510 МПа; Rs=405 МПа; Es=19105 МПа. Для арматуры сварных сеток и каркасов из проволоки класса ВрI: R=360 МПа; Rs=265 МПа; Es=1.7105 МПа. Rвр=05 В=30=0530=15 МПа.