67393

СОЦИААЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Но отсюда вовсе не следует что все статусы возникшие как продукт социальной дифференциации расположены в иерархическом порядке: некоторые из них например возрастные если рассматривать их в чистом виде без наложения других не содержат оснований социального неравенства в частности статус...

Русский

2014-09-07

105 KB

2 чел.

Лекция 15

СОЦИААЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Все известные истории общества и раньше, и сейчас организованы  так, что одни социальные группы всегда имели привилегированное по сравнению с другими положение в отношении распределения социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем обществам без исключения присуще социальное неравенство. Поэтому одним из базисных понятий современной социологии я вляется понятие социальной стратификации.

Под социальной стpатификацией мы будем nонимать веpтикальный сpез pасположения индивидов и групп no горизонтальным слоям (стратам) no пpизнаку неpавенества доходов, доступа к образованию, объема власти и влияния, пpофессионального престижа.

В основе стратификации лежит социальная дифференциация - пpоцеес возникновения функционально специализированных институтов и pазделения труда. Чем более развито общество, тем сложнее и дифференцированнее оно устроено, тем более развито в нем разделение труда, тем многообразнее его статуснo-ролевая система. При этом неизбежно, что одни из статусов и ролей предпочтительнее и продуктивнее для индивидов и потому являются престижными и желанными, а другие рассматриваются большинством как в чем-то унизительные, сопряженные с дефицитом социального престижа и низким уровнем жизни в целом. Но отсюда вовсе не следует, что все статусы, возникшие как продукт социальной дифференциации, расположены в иерархи-ческом порядке: некоторые из них, например возрастные, если рассматривать их в чистом виде, без наложения других, не содержат оснований социального неравенства, в частности, статус малолетнего ребенка и статус грудного младенца не являются неравными, они просто разные. Социальная дифференциация - то всего лишь первичный материал, как бы набор карт в колоде, а стратификация - то, как эти карты ложатся в зависимости от удачи игроков и правил игры.

Проблема причин социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный инте- [172]

рес Платон в диалоге « Государство » писал: « Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой». Неравенство людей объясняли изначальным нера венством душ (Платон), божественным провидением (большинство религий), появлением частной собственности Ж. Руссо), несовершенством человеческой природы (Т. Гоббс), функциональной необходимостью no аналогии с организмом (социологи организмической школы).

К л а с с о в а я теория К. Маркса, надолго затмившая все,, остальные благодаря масштабу, своеобразному сочетанию научности, философского монизма и революционного пафоса, рассматривала социальную стратификацию как продукт естественноисторического развития общества, необходимый и неизбежный этап такого развития, который должен с неизбежностью миновать, дав рождение новому типу общества, лишенному стратификации. Монизм Маркса проявился, в частности, в том, что он видел, анализировал и считал основным только одно измерение стратификации - деление общества на антагонистически относящиеся друг к другу классы. Кроме того, как отмечает Р. Будон, марксистская теория классов представляет собой абстрактную схему, в которую He укладываются многие конкретно-исторические различия, например разница в межклассовых отношениях в современной ему Англии и Пруссии. Социальная структура современных индустриальных обществ тем более не может исчер- пывающе описываться схемой антагонистических отношений двух классов.

Теория Маркса стала источником ряда к о н ф л и к т о л о г и ч е с к и х т е о р и й социального неравенства, согласно которым стратификация представляет собой результат неизбежного динамического процесса борьбы интересов классов и групп. Сюда можно отнести теорию Р. Дарендорфа, который утверждает, что всякая социальная система нуждается в определенных типах деятельности и соответственно создает систему предложений, распределяющихся как бы е стихийным рынком » . В результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения складывается экономическое и статусное

неравенство, лежащее в основе Hen рекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение влас- ти и статусов. Эта теория также уязвима для критики,! поскольку, по словам Будона, «неравенство доходов, как неравенство престижа, не может объясняться простой игрой спроса и предложения»'.

Функционалистские теории социальной стратификации имея консервативную направленность, подчеркивают позитивный, функциональный характер неравенства и стараются обосновать его функциональную необходимость. Авторы одной из таких теории К. Дейвис и У. Мур утверждают, что расслоение общества является прямым следствием разделения Труда: неравные социальные функции разных групп людей объективно требуют неравного вознаграждения. В противном случае у индивидов He было 6ы стимула повышать свою квалификацию, заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными или неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых людей и т.д. Таким образом, согласно этой теории, социальная стратификация нобходима и неизбежно присутствует в любом обществе, не являясь его недостатком.

Другая функционалистская версия природы социального неравенства, выдвинутая Т. Парсонсом, объясняет неравенство с уществующей в каждом обществе собственной иерархизированной системой ценностей. Например, в американском обществе, где главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д.; в Европе, где господствующей ценностью остается «сохранение культурных образцов», общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариен, священнослужи-телей, университетских профессоров. Недостаток теории Парсонса состоит в том, что она не дает четкого ответа на вопрос, почему системы ценностей в разных обществах так отличаются друг от друга.

Сегодня ясно, что социология He в состоянии выработать ;\иной теории стратификации и, возможно, поиск такой теории обречен на провал. Существование систем стратификации He может быть исчерпывающе объяснено ни функциональной необходимостью различных социальных позиций, ни иерархией соци

' Boudon R., Bourricaud F. Dictionnaire critique де 1а sociologie. Р., 1990. 576.

альных ценностей, ни структурой производственных отношений. Эти схемы могут объяснить только отдельные аспекты неравенства.

Еще М. Вебер показал, что социальное неравенство проявляется в трех измерениях: экономическом (классовом), измерении престижа (статусном), кратическом (властном). Эти измерения обычно взаимосвязаны и подпитывают друг друга, но He всегда прямо совпадают.

Истории известны различные системы социальной стратификации. Прежде всего их можно классифицировать на закрытые открытые. В о т к р ы т ы х с и с т е м а х индивидам достаточно легко изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься или опускаться no социальной лестнице в соответстви со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рожде ния (см. лекцию 8). Так, в современном обществе любой индивид независимо от пола, вероисповедания, происхождения и т.п может ценой больших или меньших усилий существенно повы сить свой исходный статус.

З а к р ы т ы е системы стратификации, напротив, предпола гают безусловный примат приписанного статуса. В них индивиду очень трудно, почти невозможно изменить статус, полученный силу происхохсдения. Такие системы свойственны традиционны обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система функционировавшая в Индии до 1949 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность ин дивидов к которым определялась происхохсдением. Сменить касту было практически невозможно. При этом членам каждой из каст предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презре ние к низшим было закреплено в религиозных установлениях традициях.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

* Р а б с т в o. Неотъемлемой чертой рабства являетея владение одних людей другими. Рабы были и у древних греков, и у древ них римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, а свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее рабство было распространено у кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины рабства: долговое обязательство, когда человек, оказавшийся He в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору; нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, передавая виновника пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб; война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Таким образом, рабствобыло следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям более низкого статуса.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право

вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

В большинстве стран дети рабов автоматически становились рабами, хотя He везде статус раба передавался по наследству; гак, в Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми, в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозхев; в Древнем Риме рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе, и истории известны случаи, когда разбогатевший раб одалживал деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу.

* Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным, т.е. базой кастовой системы является предписанный статус. Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и суще ствует запрет на межгрупповые браки. Аля предотвращения

контактов между кастами такие общества вырабатывают слож- ные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индийское общество до 1949 г. - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия,

Четыре основные индийские касты, или варны, подразделяются Ha тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священносужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи - купцы и ремесленники; шудры - простые рабочие и крестьяне; хариджан - отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом. Статус группы, хариджан настолько низкий, что даже выходит за рамки касто-; вой системы. Прикосновение членов касты хариджан, а также некоторых подкаст шудра к представителю высшей касты делает' этого человека «нечистым». Те, кто прикоснулся к отверженному, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.

В 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы. Однако силу многовековых традиций невозможно перебороть столь легко и кастовая система продолжает оставаться

частью повседневной жизни Индии, но хотя индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно а соблюдать кастовые разграничения в кишащем незнакомыми к людьми городе, к примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, до сих пор дикту ются кастовыми законами.

* С о с л о в и я. Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика - наличие нескольких (обычно трех) стабиль ных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по проискождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. В основе сословной системы были He религиозные установления, как в, кастoвом обществе, а правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов. Различные сословия отличались друг от друга no образу жизни, уровню образования, традиционному воспитанию, культуре, принятым нормам поведения. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Например, духовенство принадлежало ко второму сословию, государственные и военные должности получали только дворяне. Общество обладало сложной и разветвленной иерархией. Это также была закрытая система, хотя редкие случаи индивидуальной перемены статуса допускались: в результате межсословных браков, хотя браки обычно заключались внутри одного и того же сословия, по воле монарха или феодального сеньора - в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя. В период разложения сословной системы разбогатевшие простолюдины часто покупали титулы у обедневших аристократов. Впоследствии рост богатств и влияния, аккумулированных в руках части третьего - низшего - сословия, привел к кризису сословной системы и ее распаду.

* Классы. Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и незыблемы, что He оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или He сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы cоциальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить индивиду такие привилегии, что для Her окажется практически невозможным «скатиться вниз» по клас совой лестнице.

Гендеpный пpизнак составляет основу социальной стратифика ции в любом обществе. Ни в одном обществе пол He является единственным принципом, на котором основывается социально

расслоение, но тем He менее он пронизывает любую систем социальной стратификации - будь то рабство, касты, сословия, классы. Разделенные на категории no гендерному признаку члены любого общества получают неодинаковый доступ к тем благам, которые может предложить их общество. Представляется очевидным, что такое деление всегда осуществляется в пользу мужчин. Отечественные социологи Е.С. Гвоздева и B.И. Герчиков замечают по этому поводу: «Амбиции зависят от конкретных возможностей. Они неотделимы от реальности. В большинстве стран мира преобладает мнение о том, что амбиции женщины должны быть направлены на то, чтобы выйти замуж за успешного бизнесмена (в России этот стереотип сейчас очень силен). Другое не менее распространенное мнение - удовлетвориться тем, что она родила и вырастила детей. Однако многие женщины поступают вопреки ему: они ищут для себя не только семейной, но и профессиональной реализации » 1.

В области социальной стратификации в последние десятилетия возник ряд новых парадигм Длительное время после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе стал фактором, обусловившим утрату популярности неомарксизмом в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана.

1 Гвоздева Е.С., Герчихов В.И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров // Социологические исследования. 2000. No 8. С. 38.

Луман само понятие социального неравенства рассматривает как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. Он подчеркивает, что социальные различия в современном западном обществе не сокращаются, а возрастают и  нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество He как стратифицированное, а как дифференцированное, т.е. поставить понятие функциональной дифференциации на место понятия стратификации. Дифференциация - ценностно-нейтральное понятие, означающее только что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации все больше стала подвергаться критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства - гендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные a классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что гендерное неравенство существовало задолго до возникновения классов и сохранилось в советском обществе. Социологи исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признавая тот факт, что разные виды социального неравенства нельзя объяснить единой монистической теорией, социологи тем самым приходят к пониманию особой сложности реального феномена неравенства и к утверждению новой парадигмы в социологии - парадигмы постмодерна. В отличие от прежних концепций основная идея социологии постмодерна заключается в том, что социальная реальность сложна и плюралистична. В соответствии с этим социология постмодерна рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения - как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Она предполагает также, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению.

Концептуальные конструкции, построенные на применении таких общих категорий, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа <<различие#, «диверген ция» и «фрагментация». Например, представители постструкту рализма Х. Харауэй и Д. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании гендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность.

Отметим, что понятие фрагментации нe является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходят к К. Марксу и М. Веберу. Однако в настоящее время усилился интерес к изучению природы фрагментации, которая, как выяснилось, принимает очень разнообразные формы.

Г. Бредли выделяет четыре типа фрагментации: 1) внутреннюю фрагментацию - внутриклассовые деления; 2) внешнюю фрагментацию, обусловленную взаимодействием различных динамик различения, например, когда гендерная практика различается в зависимости от возраста мужчин и женщин, их этнической и классовой принадлежности; 3) фрагментацию, вырастающую иэ процессов социальных изменений, например вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми, с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы He имеют и занимаются попрежнему низкооплачиваемым простым трудом; 4) фрагментацию, которую влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с характерными для его родителей1.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик - классовой, гендерной, этнической, возрастной, региональной и др. Можно говорить о многопозиционности таких индивидов. Многопозиционность открывает возможность для множества способов социальной иден

1 См.: Bradley Н. Social Inequalities: Coming to Terms with Complexity // Understanding Contemporary Society: Theories of the Present/Ed. by G. Browning, А. Halcli, F. Webster. Р. 480.

тификации. Именно поэтому, утверждает Бредли, невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства, которая бы описывала многопозиционность в полном объеме. Задача современных социологов - исследовать конкретные социальные контексты (школы, рабочие места, здоровье, досуг индивидов) с тем, чтобы выяснить, какие специфические формы принимает там социальное неравенство. В частности, сама Бредли занимается изучением женского труда в аспекте переплетения разных измерений неравенства - гендерного, классового, этнического и возрастного. Один из теоретиков постмодерна М. Уотерс пишет: «Наиболее поучительны те из недавних социологических изысканий, что концентрируются на пересечении множества статусных расщеплений в рамкак одного и того же социального контекста»

Очень значимый аспект фрагментации - культурный. Согласно статистическим данным, разница в образе жизни богатых и бедных постоянно увеличивалась на протяжении 1980-х - 1990-х гг. Например, согласно сообщению Фонда Карнеги, 1/4 всех детей в возрасте от трех лет в США ко времени взросления будет проживать в бедности. Еще больший разрыв в благосостоянии и культуре существует между богатыми и бедными странами. l цифры доказывают, что вопреки расхожему мнению неравенство в образе жизни богатых и бедных нe сглаживается, а нарастает. Бедность, тяжелый труд и различные виды социальной депривации остаются уделом множества людей. Поэтому социологи He должны забывать, что все социальные отношения имеют материальный и культурный аспекты. Культурные феномены существуют в специфических экономико-политических контекстах, а экономические факторы вписаны в культурный контекст, оказывая друг на друга взаимное влияние.

В современных исследованиях феномена фрагментации есть и такая точка зрения, представленная постструктуралистами, в частности Дж.. Батлером, согласно которой фрагментация - результат нe реального пересечения различных сторон социального неравенства, а неустойчивости и зыбкости социальных категорий типа «гендер» или «этнос». Такие категории He являются стабильными, а творятся и пересоздаются ежеминутно в перформативном процессе. Так, мы сами творим гендер в ходе обыденной жизни и ее взаимодействий, а иллюзия ста

1 Waters М. 'Class'// Sociology After Postmodernism. L., 1997. Р. 37.

бильности возникает пототому, что мы в силу привычки стре мимся снова и снова воспроизводить одни и те же перфор мативные ситуации.

Еще одна интересная концепция, связанная с понятием фраг ментации, построена на понятии гибридности - промежуточное состоянии между различными социальными локусами. Социальный гибрид, как его трактует Харауэй, - это своего рода ки борг, лишенный гендерных различий в силу того, что представля ет собой полумеханизм, полуорганизм. Понятие социальной гиб ридности может плодотворно применяться в исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции ортодоксального классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. Действительно, мало кто в современном обществе точно идентифицирует себя с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Множество людей меняет свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не к тому., классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.

ЗАДАЧИ

1. Статистические данные показывают, что среди рабочих женщин значительно меньше, чем среди служащих. Слой служащих в статусном отношении обычно считается несколько более высоким, чем рабочих. Означает ли приведенная статистика, что у женщин болше шансов сделать социальную карьеру, чем у мужчин, и что им чаще удается подняться выше по статусной лестнице? Аргументируйте свой ответ.

2. Объясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом. В чем между ними разница? К какому типу следует, на ваш взгляд, отнести современное российское общество? Почему?

3. Верно ли, что современное западное (постиндустриальное) общество смягчило остроту проблемы социально-экономического неравенства? Аргументируйте свой ответ.

4. Охарактеризуйте понятия «технократия», «интеллектуальная элита» с точки зрения проблемы социального неравенства Действительно ли речь идет о формировании новых социальных слоев и соответствующих каналов вертикальной мобильности, обеспечивающих продвижение к высокому социальному статусу бедных, но талантливых людей? Вспомните в зтой связи П. Бурдье и его концепцию символического капитала. Как вы считаете, является ли современное западное общество открытым или закрытым? Более открытым, чем современное российское? Более закрытым? Обоснуйте свое мнение.

5. Как вы оцениваете утверждения феминистов о гендерном неравенстве, существующем во всех современных обществах? Как, по-вашему, в чем должно выражаться социальное равенство полов? Как следует оценивать требования «вернуть женщину в семью»? Действительно, нужна ли женщине, по-вашему, социальная и материальная самостоятельность?

6. Советское общество считалось интернационалистическим. Охарактеризуйте с этой стороны современное пореформенное российское общество. Имеет ли место здесь национальное, этническое неравенство? Почему, как по-вашему?

7. Проанализируйте известные этнонациональные конфликты современной России. В чем их причины? Как, по вашему мнению, можно вернуться к интернационалистическому общественному сознанию? Возможно ли это вообще? Обоснуйте свой ответ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80610. Слова, які звучать і пишуться однаково 39.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з омонімами (без уживання терміну); вчити вдумливо сприймати мовлене і записане слово; розвивати інтерес до мови, до лексичних знань слів. Хід уроку Організація класу Перевірка домашнього завдання. Яке слово, що має багато значень є в вірші Що за коса?
80611. Літературні казки 37.5 KB
  Мета: Формувати компетентність вміння вчитися. Загальнокультурну компетентність Соціальну компетентність Предметні компетентності Практично ознайомити учнів з новим автором літературних казок – Василем Чухлібом та його творами Спонукати дітей пильніше оглядати світ навколо себе...
80612. Жива і нежива природа. Значення природи для людини 40.5 KB
  Мета: Розширити і уточнити знання учнів про різноманітність природи; формувати в учнів поняття природа жива і нежива природа; розвивати уміння спостерігати за об’єктами природи відрізняти предмети природи від предметів створених руками людини; виховувати дбайливе ставлення до природи.
80613. В осінні барви шати вдяглись ліси й поля 71 KB
  Мета. Формування у школярів уміння добирати твори, книги із заданої теми; вчити учнів бачити і розуміти прекрасне в природі, в музиці, поезії; розвивати образне мислення й мовлення; вчити визначати тему і мету твору, виразно читати поетичні твори, читати в особах...
80614. Океани Землі (прес-конференція) 38.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із поняттям «океани», їх розміщенням на карті півкуль і глобусі; продовжити навчати читати карту і працювати з нею; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвиткові памяті, спостережливості, вихованню бережливого ставлення до природних багатств.
80615. Осінь така мила 61 KB
  Мета: Продовжити знайомство учнів з творами українських поетів, які описували красу осені. Удосконалювати уміння виразно і правильно інтонаційно читати та розповідати текст. Активізувати словниковий запас учнів. Розвивати пам’ять, увагу, спостережливість, мовлення дітей та їх творчу уяву.
80616. Використання засобів зворотнього зв’язку, як один з основних факторів розвитку комунікативних здібностей особистості 57.5 KB
  Розробка рекомендована вчителям початкових класів. У ній розкрито роль розвитку комунікативних здібностей для формува- ння людини, здатної творчо мислити, приймати рішення, адаптуватися до умов життя, мати свою позицію, бути комуні кабельною у спілкуванні.
80617. Осінь у лісі 59 KB
  Поглибити знання дітей про осінні зміни в природі; удосконалювати вміння правильно вимовляти та будувати висловлювання українською мовою, складати оповідання за малюнками; Формувати ключові компетентності. Розвивати мовлення, уяву, фантазію, спостережливість, працювати над збагаченням словникового запасу учнів.
80618. А осінь вже постукала у вікно 69 KB
  Мета уроку: Вчити дітей висловлювати свої думки на основі власних спостережень за картинами природи; мислити нестандартно. Удосконалювати навички виразного читання; стимулювати дітей висловлювати власні ідеї; формувати бережливе ставлення до слова.