67394

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Вопрос о социальном неравенстве всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид своими силами добиться повышения своего социального статуса и влиться в состав социального слоя, более высокого, чем его собственный на шкале обеспеченности и престижа.

Русский

2014-09-07

54.5 KB

9 чел.

Лекция 16

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Вопрос о социальном неравенстве всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид своими силами добиться повышения своего социального статуса и влиться в состав социального слоя, более высокого, чем его собственный на шкале обеспеченности и престижа. Принято считать, что в современном обществе стартовые возможности всех людей равны и, если индивид приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно, он непременно добьется успеха. Часто эту мысль иллюстрируют примерами головокружительной карьеры миллионеров, начавших с нуля, и пастушек, превратившихся в звезд кино и эстрады.

Пеpемещение индивидов б системе социальной стратификации с одного слоя на другой называется социальной мобильностью. Имеются по крайней мере две основные причины существования социальной мобильности в обществе. В о - п е р в ы х, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. В о - в т о р ы х, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неиз- бежно пополняются талантливыми выходцами из низших.

Формы социальной мобильности многообразны. Она может быть вертикальной или горизонтальной. В е р т и к а л ь н а я м о б и л ь н о с т ь - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик ста нет уборщиком, такое перемещение будет показателем нисходя щей мобильности, а если автомеханик получит работу слесаря ,l такое перемещение будет означать г о р и з о н т а л ь н у ю м о 6 и л ь н о с т ь, т.е. изменение положения, которое не приводит повышению или понижению социального статуса.

Социологи различают также мобильность между поколениями мобильность в пределах одного поколения. М е ж п о к о л е н н а я (интергенерационная) м о б и л ь н о с т ь определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большая, российского населения перемещается хотя бы ненамного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколений. В н у т р и п о к о л е н н а я (интрагенерационная) м о 6 и л ь н о с т ь предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий, но мобильность у большинства людей носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое - исключением.

Аля открытых систем стратификации вертикальная мобильность - достаточно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом (дед - крестьянин, отец - сельский учитель, дочь переезжает в город и защищает диссертацию). В закрытых системах и такие проявления мобильности исключительны. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли, с одной стороны, десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных крестьян, а с другой - длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности говорят даже исторические названия улиц: Кузнецкий Мост (в Москве), Гончарная улица (в Санкт-Петербурге) и т.п. Ремесленники He только передавали из поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, все знают, что получение высшего образования - достаточно простой и верный канал, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстрее получить очередное звание. Девушки могут воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак.

В закрытых системах тоже существуют свои каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро или крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорит о том, что изредка были возможны головокружительные [188] прыжки благодаря межсословному браку. Еще одним каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской Росси получение высшего образования и безупречная государственна служба автоматически влекли за собой получение личного дво рянства.

Принадлежность к доминирующему классу во многом обеспе чивается наличием семейного капитала, который может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные пред приятия, сеть экономических, политических, социальных и с емейных отношений, привилегированный доступ к средствам куль- туры и т.д. Чаще всего члены доминирующего класса заключаю браки между собой, учатся в одних и тех we престижных школа и университетах, входят в одни и те же административные сове ты на предприятиях и т.д. Именно эти три основных элемента значительное экономическое наследство, широкий круг отноше ний и существенная семейная поддержка - способствуют сохра нению политической и экономической власти у господствугощих слоев. A. Берто, например, отмечает присутствие во Франции финансовой олигархии - ограниченного числа семей, которые владеют и управляют огромными богатствами и имеют во фран цузском обществе неслыханную власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии, в частности Э. Bo де Ломени указывают на то, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта переворота, который финансировался основоположниками государства»1. Чтобы быть в составе господствующего слоя, надо нем родиться.

Это реальность, и она еще более очевидна в настоящий период развития индустриального общества, когда все более обостря ется конкуренция, благоприятствующая крупным предприятиям которые могут рассчитывать на значительный капитал. В условиях глобализации экономики пользоваться капиталом, накопленным за несколько веков, и полагаться на капитал, собранный за

г См.: Campeau R., Sirois М., Rheault Ё., Dufort N. Individu et societe. Intro duction а 1а sociologie. 2 ed. Montreal; Р.; Casabanka, 1998. Р. 301-302.

30 лет, - вещи разные. Финансовый кризис, обрушившийся Ha с траны Юго-Восточной Азии во второй половине 1997 г., продемонстрировал, насколько уязвимы индустриальные гиганты «новой экономики». Только Южная Корея задолжала более 200 млрд долл.; здесь было закрыто множество предприятий, не имевших достаточного капитала.

Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (обстановка кризиса или экономического роста), а также структура общества. В обществах, подобных нашему, по социальной лестнице можно подниматься или опускаться. Но можно ли считать, что мы живем в настолько открытом обществе, что возможны все социальные траектории? Является ли социальная мобильность актом волевого решения? Каково влияние сциального класса наших родителей на наш собственный класс и на возможность достичь вершины социальной пирамиды?

Можно констатировать, что некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершин социальной пирамиды. Следовательно, такие индивидуальные качества, как воля, энергия талант, семейная среда, удача, играют свою роль. Однако индивиды из низших слоев должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев общес тва, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

Само понятие социальной мобильности впервые ввел П.А. Сорокин, определявший ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря дентельности, от одной социальной позиции к другой» г. Сорокин, рассматривая мобильность как одну из необходимых социальных функций, показал, что в основе восходящей мобильности лежит потребность индивидов в социальном признании  и успехе, а также непрерывный процесс образования и вертикального перемещения новых социальных rрупп. Нисходящая мобильность обусловлена выталкиванием в конкурентной борьбе менее удачливых и менее способных к конкуренции индивидов, а на уровне групповой мобильности - снижением в силу объективных факторов социальной престижности конкретных профессий, стватой  популярности политическими партиями и т.д.

Среди современных социологических подходов к проблеме социальной мобильности следует назвать концепцию М. Липсета

г Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. С. 373.

и Р. Бендикса, связывающих развитие индустриального обществ с ростом вертикальной мобильности. Согласно исследования этих социологов, все индустриальные общества характеризуются высокой степенью восходящей мобильности, поскольку возмож- ности социального роста выступают как бы предохранительным клапаном, переключающим энергию наиболее энергичных и талантливых представителей социальных низов и снижающим риск революционных преобразований; можно сказать, что мобильность выполняет функцию стабилизации общества. Кроме того, индустриальное общество предъявляет высокие интеллектуальные требонания к индивиду, развитие и продуктивное использование индивидуальных дарований независимо от социального положения их носителя является принципиальной особенность такого общества, отличающей его от других.

П. Блау и ряд других социологов связывали феномен мобиль ности с идеей социальной справедливости и эффективности соци альной системы. Значительное место социальной мобильности отводилось и в теориях индустриального общества, популярны в середине ХХ в. В частности, теория конвергенции подчеркивала, что процесс индустриализации способствует росту вертикаль ной мобильности и выравниванию социальных возможностей представителей из разных классов и слоев. Критически направленные теории индустриального общества, напротив, доказыв ли, что индустриализация неизбежно ведет к росту нисходяще мобильности, поскольку ужесточение требований к квалифика ции и деловым качествам работников, а также механизация автоматизация производства способствуют росту безработицы выталкиванию вниз и маргинализации все большего числа раб тающих. Среди исследований последнего десятилетия необходимо отметить работы Б. Дюрье, обратившегося к методологии изучения мобильности и обосновавшего особую значимость ко паративного анализа для понимания ее перспектив, а также работы Дж. Голдторпа и Р. Эриксона, которые, сравнивая уровня мобильности в разных индустриальных обществах, пришли к в воду о близости показателей социальной мобильности во все индустриальных странах независимо от типа политического режима.

ЗАДАЧИ

1. Один богач никогда не подавал милостыни бедным, всегда повторяя поговорку «Бог ему не дал, как же я могу ему дать». Можно ли расценивать эту поговорку как своего рода концептуальное оправдание социального и имущественного неравенства? Попытайтесь опровергнуть выраженную в ней концепцию.

2. Попытайтесь дать определения понятиям «пролетарий», «пролетариат» с точки зрения классической теории классов. Существуют ли социальные группы, не подпадающие под это определение несмотря на то, что характеризуются бедностью и низким социальным положением? Что такое «люмпен-пролетариат» и чем он отличается от пролетариата? В чем принципиальное отличие пролетариата от других низко находящихся в статусном отношении социальных групп?

3. Как вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. Образуют ли отдельный социальный слой солдаты срочной службы? Безработные?

4. Согласно представлениям К. Маркса, экономические отношения в обществе, в частности неравенство людей по отношению к средствам производства и производимым благам, имеют определяющее значение, а все остальные стороны социального неравенства являются производными от них. Действительно, мы видим, что в жизни экономическое положение человека тесно связано с его социальным статусом, политическим влиянием, культурными и образователь-ными возможностями. Можно ли считать экономическое неравенство определяющим фактором, с необходимостью влекущим за собой все другие виды неравенства? Какие альтернативы этому мнению возможны?

5. Проанализируйте концепцию социальной дифференциации. Можно ли, с вашей точки зрения, сказать, что проблема социального неравенства ушла с повестки дня и все дело в смене ракурса рассмотрения: стратифицированное общество нужно рассматривать как дифференцированное?

6. Охарактеризуйте феномен социальной фрагментации. Какие виды фрагментации вам известны?

7. Что такое гендерное неравенство? Характерно ли оно для современного западного общества? Для российского общества? Попытайтесь провести сравнительный анализ.

8. Достаточно давно бытует мнение, что в современном индустриальном обществе женщина пользуется относительным равноправием, а женщины традиционных обществ Востока находятся в крайне неравном положении по сравнению с мужчинами. Однако именно Восток дал миру таких выдающихся политических деятелей, как Беназир Бхутто и Индира Ганди. В Европе и США женщин, занимающих политические посты такого уровня, тоже единицы. He опроверга-ют ли эти факты ставшего хрестоматийным положения о резком гендерном неравенстве в традиционных обществах? Обоснуйте свою точку зрения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73987. Проведение уроков информатики по теме: «Кодирование информации» с использованием интернет-технологий 1.03 MB
  В данной дипломной работе показаны примерные уроки для изучения темы «Кодирование информации» в средней школе. Достигнута цель работы изучение и применение методов обучения темы «Кодирование информации» в средней школе. Не смотря на сложность материала большого объема информации на тему «Кодирование информации» в школьном планирование уделено крайне мало часов
73988. Специфика партиципарной коммуникации в газетах мурманской области (на примере городской газеты города Мурманска «Вечерний Мурманск») 354 KB
  Выявить особенности развития партиципарной журналистики в современных российских печатных СМИ, рассмотреть приемы и специфику организации взаимоотношений регионального печатного издания и его аудитории, выявить перспективные методы реализации принципов партиципарности...
73989. Разработка конкурентной стратегии на рынке целлюлозы на предприятии ЦБК 589.5 KB
  Стратегия лидерства по издержкам – снижение полных издержек производства и реализации товаров, стратегия широкой дифференциации (лидеры по качеству) – придание товарам компании специфических черта, отличающих их от товаров конкурентов, стратегия оптимальных издержек – получение преимуществ фирмой за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации товаров...
73990. Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников 535.5 KB
  Воля проходит свое развитие в течение многих этапов возрастного становления личности на протяжении всей жизнедеятельности, приближаясь к регулятивным функциям воли. Мы предполагаем, что в подростковом возрасте при развитости воли все еще недостаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность подростков
73991. Сравнение возможностей инструментария разработки программного обеспечения графических процессоров 358 KB
  Обобщим основные отличия между архитектурами центрального графического процессора. CPU создан для последовательного исполнения одного потока инструкций с максимальной производительностью, а GPU спроектирован таким образом чтобы единовременно исполнять как можно большее число параллельных потоков...
73992. Весільна фотографія, засоби та прийоми композиційного рішення і технологічного виконання фоторобіт 1005.89 KB
  Весільна фотографія - напрям у фотографії, покликаний художньо відобразити події, що відбуваються під час весілля. Цей жанр у фотографії вимагає від фотографа вміння поєднувати у своїй роботі такі жанри, як портрет, фотожурналістика, документальна фотографія, художня фотографія.
73993. Порядок учета посреднических операций 105.61 KB
  Рассмотрение порядка учета посреднических операций, как с точки зрения посредников, так и с точки зрения организаций приобретающих и реализующих товары (работы, услуги) через посредников, а также раскрытие особенностей налогообложения посреднических сделок
73994. Организация финансовой работы на предприятии ЗАО Алтайстройдеталь 708.75 KB
  Изучить содержание и основные принципы организации финансовой работы на предприятии; ознакомиться со структурой и основными функциональными обязанностями отдельных финансовых служб предприятия; рассмотреть порядок организации финансовой работы предприятия на примере ЗАО Алтайстройдеталь; предложить мероприятия по совершенствованию финансовой деятельности предприятия.
73995. Экономическая политика первых лет Советской власти: от военного коммунизма к нэпу 17.8 KB
  Вопервых потому что с нэпом часто связывают идеи о возможности осуществления иного нежели сталинский варианта развития страны о возможности иной модели социализма а вовторых борьба в руководстве страны в связи с осуществлением нэпа позволяет понять сущность политической системы СССР сложившейся в результате последующего завершения нэпа. К основным принципам нэпа можно отнести: денационализацию части средней и мелкой промышленности провозглашение свободы торговли допущение частного капитала в экономику в том числе и иностранного ...