6745

Сущность и основные виды нетарифных ограничений

Доклад

Туризм и рекреация

Сущность и основные виды нетарифных ограничений. Заметно ускорившаяся после 2-й Мировой войны международная экономическая интеграция способствовала существенной легализации внешней торговли, однако на ряду со снижением тарифных барьеров в последнее ...

Русский

2013-01-07

29.44 KB

37 чел.

Сущность и основные виды нетарифных ограничений.

Заметно ускорившаяся после 2-й Мировой войны международная экономическая интеграция способствовала существенной легализации внешней торговли, однако на ряду со снижением тарифных барьеров в последнее время наблюдается расширение практики использования нетарифных ограничений, которые характеризуются в ВТО как любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку в международной торговле.

 Нетарифные методы регулирования внешней торговли означает применение различных инструментов внешнеторгового регулирования отличных от таможенной пошлины. К ним относятся:

  1.  Квотирование
  2.  Лицензирование
  3.  Добровольное ограничение экспорта
  4.  Административные и технические барьеры и т.д.

 Административные и технические барьеры включают в себя: требования по соблюдению национальных стандартов; получение сертификатов качества импортной продукции; специфическую маркировку и упаковку товара; соблюдение определенных санитарно гигиенических норм, требований к экологическим характеристикам продукции и оборудования; административный запрет продажи продукции отдельных видов стран; использование механизмов гос закупки и т.д.

 В целом насчитывается несколько сотен нетарифных ограничений.

 Нетарифные ограничения ориентированы, как правило, на регулирование торговли отдельными товарами (за исключением валютного регулирования, которое обычно касается всей внешней торговли). Главной их целью является затруднение доступа иностранных товаров на внутренний рынок страны в целях ослабления конкуренции на внутреннем рынке.

 Наиболее показательной и получившей большее распространение формой нетарифного ограничения является квотирование импорта (экспорта) товара. Квотирование во внешнеторговой сфере означает ограничение экспортных и импортных поставок количеством товара (количественная квота) или их суммарной стоимостью (суммарная квота) на установленный период времени.

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается.

 Однако квоты имеют 2 важных отличия от тарифа:

  1.  Квоты абсолютно нивелируют (сводят к нулю) любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены снижаться в след за мировыми. При наличии квоты импорт не может быть увеличен, поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая доходность импортера. Вместе с тем использование квот несколько облегчает процесс краткосрочного регулирования торгово-платежного баланса, что затруднительно (прим-р) при применении тарифов в отношении эластичных товаров.
  2.  При исчерпании квоты внутренний рынок полностью закрывается для ввоза иностранных товаров. В сочетании с изоляции внутренних цен и мировых это обеспечивает абсолютную защиту местных производителей от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику весьма противоречивое воздействие.

Разновидностью квот являются тарифные квоты, представляющие собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров беспошлинно, либо по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенным пошлинам по обычным ставкам.

В определенной степени с квотированием связана и такая мера нетарифных ограничений как добровольное ограничение экспорта, которая фактически представляет собой квоту, вводимую страной-импортером, а не страной-экспортером. Она может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций. Такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной. Цель таких добровольных ограничений – стремление избежать введения более жестких барьеров в отношении импорта.

Лицензирование представляет собой ограничения в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то гос. органов на совершение конкретных экспортных или импортных операций. Самой лицензией может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товара. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз/вывоз определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием, т.е. лицензирование может выступать как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом гос регулирования. Регулятивное действие лицензирования проявляется в том, что ограничивая количество лицензий или повышая их цену государство может в оптимальных границах ограничивать импорт того или иного товара.

 Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товара. 

По месту применения нетарифные ограничения можно разделить на:

  1.  Меры по ограниченному регулированию (пограничные налоги и сборы, акцизы, ветеринарный и карантинный контроль и т.д.). данные меры применяются к товарам во время пересечения ими таможенной границы до выпуска их таможенными органами.
  2.  Меры внутреннего регулирования, применяемые к товарам иностранного происхождения внутри страны во время их реализации и потребления. К внутренним мерам относятся административные, технические или другие нормы и стандарты, ограничивающие ввоз иностранных товаров и способствующие приобретению покупателями отечественного товара.

 По форме воздействия меры нетарифного ограничения подразделяются на:

  1.  Экономические меры (пограничные налоги и сборы, импортные депозиты и т.д.) как и таможенные пошлины, эти меры воздействуют опосредованно, прежде всего через механизм спроса и предложения, что в большинстве случаев приводит к подорожанию импортных товаров.
  2.  Административные меры (лицензирование, квотирование, запреты, гос монополия на торговлю)

С помощью административных и тарифных барьеров, регулирующих воздействие на внешнюю торговлю, проводится прямыми методами и средствами без использования рыночного механизма.

По характеру действия нетарифные ограничения можно разделить на:

  1.  Прямые или явные нетарифные ограничения (квотирование, эмбарго, таможенные формальности, пограничные сборы и другие ограничения). Данные ограничения чаще всего регламентируются торговыми договорами и международными соглашениями, либо определяются нормами национальных законодательств, разработанные в соответствии с международными правилами и обычно носят общедоступный характер (т.е. публикуются в официальных изданиях), а также имеют необходимый механизм использования и потому облают прозрачностью. 
  2.  Скрытые нетарифные ограничения (меры административного характера: требования к упаковке, маркировке, к информации о продукте и его происхождении, технические стандарты и нормы и т.д.). скрытые ограничения состоят из мер формально направленных не на ограничение торговли, а на осуществление определенных экономических и социальных задач. Данные инструменты вместе с тем призваны косвенно воздействовать на национальный рынок или потребление таких товаров в стране.

Классификация нетарифных мер регулирования по признаку целевой направленности, принятые ЮНГТАД, предлагается следующая:

  1.  Торгово-политические средства, направленные на защиту национальных производителей от зарубежной конкуренции и для поддержки экспортеров в продвижении на внешних рынках.
  2.  Инструменты не торгово-политического характера, используемые в определенный период времени для регулирования внешней торговли.
  3.  Средства, не имеющие непосредственного отношения к внешней торговле, но применение, которых известным образом оказывает влияние на нее (проведение технической политики, решение задач, направленных на окружающую среду, реализация норм в области здравоохранения и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31886. Кассир. Должностные обязанности 23 KB
  Должен знать: постановления распоряжения приказы другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов касающиеся ведения кассовых операций; формы кассовых и банковских документов; правила приема выдачи учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; порядок оформления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности установленной для организации; правила обеспечения их сохранности; порядок ведения кассовой книги составления кассовой отчетности; правила эксплуатации электронно вычислительной...
31887. Работа с формулами. Абсолютная и относительная адресация при работе с формулами 44.5 KB
  Вам необходимо определить стоимость каждой квартиры таким образом чтобы общая сумма полученных денег равнялась 7 млн. Известно что: дом 6ти этажный кирпичный; на каждом этаже по 4 квартиры 1но 2х 3х и 4х комнатные общей площадью 63; 90; 118; 146 соответственно; стоимость квартир зависит от этажа на первом и последнем дешевле; стоимость 1 м2 в центре Екатеринбурга 60. В ячейку G2 введите стоимость одного квадратного метра 60. Выделите все ячейки связанные с суммами стоимость квартир и задайте Финансовый формат с двумя...
31888. Сердечно-легочная и церебральная реанимация 103 KB
  Проверить реакцию пострадавшего: аккуратно встряхнуть его за плечи и громко спросить Что с Вами. Принять решение: если пострадавший реагирует оставить его в том же положении попытаться выяснить причины происходящего и позвать на помощь регулярно оценивать состояние пострадавшего; если пострадавший не реагирует громко позвать на помощь повернуть на спину и открыть дыхательные пути путем запрокидывания головы и подтягивания подбородка рукой нужно надавить на лоб а другой рукой подтянуть подбородок. Альтернативный способ ...
31889. Русский язык и культура речи 247 KB
  ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Содержит задания отражающие проблемы связанные с нормами постановки ударения акцентологические нормы. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ В заданиях необходимо найти ошибки допущенные при образовании слов и исправить их. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм нормы образования форм слов различных частей речи и синтаксических норм нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении нормы построения предложений. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Данный блок...
31890. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ФИЛОСОФИИ 377.5 KB
  Горького Рассмотрены на заседании кафедры философии Протокол № 7 от 4 апреля 2005 г. Творческое усвоение студентами философии т. При творческом усвоении философии у студентов формируются следующие умения по различным блокам философского знания: историкофилософский блок: вычленять смысл философской системы: как в ней решаются вопросы метафизики антропологии гносеологии аксиологии культурологии социологии политологии праксиологии; определять педагогическую значимость той или иной философской системы и аргументировать ответ;...
31891. Методические рекомендации, планы семинарских занятий и темы контрольных работ по философии 198.5 KB
  Андреев Одобрены на заседании кафедры философии. кафедрой философии С. 2005 Введение При усвоении дисциплины студент должен иметь программу по философии в которой отражены цели задачи требования к уровню усвоения содержания дисциплины приведена основная и дополнительная литература по всем темам курса контрольные вопросы для подготовки к экзамену.
31892. Задания и методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «Основы маркетинга» 77.5 KB
  Шапошников Одобрена на заседании кафедры менеджмента и маркетинга. Методические указания к написанию курсовой работы Главное условие успешного овладения студентами знаниями в области дисциплины Основы маркетинга заключается в самостоятельной систематической работе. При высоком уровне знаний проявленных при защите курсовой работы и другим контрольным мероприятиям а также на практических занятиях по дисциплине Основы маркетинга студент может быть освобожден от экзамена.
31893. Статистика. Задания к контрольным работам по дисциплине «Статистика» и методические указания для их выполнения 510 KB
  Группировкой называется расчленение множества единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным для них признакам. Группировка выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками называется аналитической группировкой. После определения признака положенного в основание группировки определяют количество групп на которые разбивают исследуемую совокупность. Число групп зависит от задач исследования типа группировки вида признака положенного в основание группировки численности совокупности степени вариации...
31894. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 366.5 KB
  При изучении данной дисциплины и выполнении курсовой работы студенты должны быть знакомы с вопросами экономической статистики экономики предприятия бухгалтерского учета финансов предприятия изучаемыми на предыдущих курсах. Объектом изучения дисциплины выступает финансовохозяйственная деятельность предприятия соответственно курсовая работа направлена на выявление проблем в финансовохозяйственной деятельности определение резервов использования ресурсов и формулирование мероприятий по их реализации. Цель курсовой работы по дисциплине...