6745

Сущность и основные виды нетарифных ограничений

Доклад

Туризм и рекреация

Сущность и основные виды нетарифных ограничений. Заметно ускорившаяся после 2-й Мировой войны международная экономическая интеграция способствовала существенной легализации внешней торговли, однако на ряду со снижением тарифных барьеров в последнее ...

Русский

2013-01-07

29.44 KB

36 чел.

Сущность и основные виды нетарифных ограничений.

Заметно ускорившаяся после 2-й Мировой войны международная экономическая интеграция способствовала существенной легализации внешней торговли, однако на ряду со снижением тарифных барьеров в последнее время наблюдается расширение практики использования нетарифных ограничений, которые характеризуются в ВТО как любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку в международной торговле.

 Нетарифные методы регулирования внешней торговли означает применение различных инструментов внешнеторгового регулирования отличных от таможенной пошлины. К ним относятся:

  1.  Квотирование
  2.  Лицензирование
  3.  Добровольное ограничение экспорта
  4.  Административные и технические барьеры и т.д.

 Административные и технические барьеры включают в себя: требования по соблюдению национальных стандартов; получение сертификатов качества импортной продукции; специфическую маркировку и упаковку товара; соблюдение определенных санитарно гигиенических норм, требований к экологическим характеристикам продукции и оборудования; административный запрет продажи продукции отдельных видов стран; использование механизмов гос закупки и т.д.

 В целом насчитывается несколько сотен нетарифных ограничений.

 Нетарифные ограничения ориентированы, как правило, на регулирование торговли отдельными товарами (за исключением валютного регулирования, которое обычно касается всей внешней торговли). Главной их целью является затруднение доступа иностранных товаров на внутренний рынок страны в целях ослабления конкуренции на внутреннем рынке.

 Наиболее показательной и получившей большее распространение формой нетарифного ограничения является квотирование импорта (экспорта) товара. Квотирование во внешнеторговой сфере означает ограничение экспортных и импортных поставок количеством товара (количественная квота) или их суммарной стоимостью (суммарная квота) на установленный период времени.

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается.

 Однако квоты имеют 2 важных отличия от тарифа:

  1.  Квоты абсолютно нивелируют (сводят к нулю) любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены снижаться в след за мировыми. При наличии квоты импорт не может быть увеличен, поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая доходность импортера. Вместе с тем использование квот несколько облегчает процесс краткосрочного регулирования торгово-платежного баланса, что затруднительно (прим-р) при применении тарифов в отношении эластичных товаров.
  2.  При исчерпании квоты внутренний рынок полностью закрывается для ввоза иностранных товаров. В сочетании с изоляции внутренних цен и мировых это обеспечивает абсолютную защиту местных производителей от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику весьма противоречивое воздействие.

Разновидностью квот являются тарифные квоты, представляющие собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров беспошлинно, либо по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенным пошлинам по обычным ставкам.

В определенной степени с квотированием связана и такая мера нетарифных ограничений как добровольное ограничение экспорта, которая фактически представляет собой квоту, вводимую страной-импортером, а не страной-экспортером. Она может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций. Такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной. Цель таких добровольных ограничений – стремление избежать введения более жестких барьеров в отношении импорта.

Лицензирование представляет собой ограничения в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то гос. органов на совершение конкретных экспортных или импортных операций. Самой лицензией может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товара. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз/вывоз определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием, т.е. лицензирование может выступать как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом гос регулирования. Регулятивное действие лицензирования проявляется в том, что ограничивая количество лицензий или повышая их цену государство может в оптимальных границах ограничивать импорт того или иного товара.

 Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товара. 

По месту применения нетарифные ограничения можно разделить на:

  1.  Меры по ограниченному регулированию (пограничные налоги и сборы, акцизы, ветеринарный и карантинный контроль и т.д.). данные меры применяются к товарам во время пересечения ими таможенной границы до выпуска их таможенными органами.
  2.  Меры внутреннего регулирования, применяемые к товарам иностранного происхождения внутри страны во время их реализации и потребления. К внутренним мерам относятся административные, технические или другие нормы и стандарты, ограничивающие ввоз иностранных товаров и способствующие приобретению покупателями отечественного товара.

 По форме воздействия меры нетарифного ограничения подразделяются на:

  1.  Экономические меры (пограничные налоги и сборы, импортные депозиты и т.д.) как и таможенные пошлины, эти меры воздействуют опосредованно, прежде всего через механизм спроса и предложения, что в большинстве случаев приводит к подорожанию импортных товаров.
  2.  Административные меры (лицензирование, квотирование, запреты, гос монополия на торговлю)

С помощью административных и тарифных барьеров, регулирующих воздействие на внешнюю торговлю, проводится прямыми методами и средствами без использования рыночного механизма.

По характеру действия нетарифные ограничения можно разделить на:

  1.  Прямые или явные нетарифные ограничения (квотирование, эмбарго, таможенные формальности, пограничные сборы и другие ограничения). Данные ограничения чаще всего регламентируются торговыми договорами и международными соглашениями, либо определяются нормами национальных законодательств, разработанные в соответствии с международными правилами и обычно носят общедоступный характер (т.е. публикуются в официальных изданиях), а также имеют необходимый механизм использования и потому облают прозрачностью. 
  2.  Скрытые нетарифные ограничения (меры административного характера: требования к упаковке, маркировке, к информации о продукте и его происхождении, технические стандарты и нормы и т.д.). скрытые ограничения состоят из мер формально направленных не на ограничение торговли, а на осуществление определенных экономических и социальных задач. Данные инструменты вместе с тем призваны косвенно воздействовать на национальный рынок или потребление таких товаров в стране.

Классификация нетарифных мер регулирования по признаку целевой направленности, принятые ЮНГТАД, предлагается следующая:

  1.  Торгово-политические средства, направленные на защиту национальных производителей от зарубежной конкуренции и для поддержки экспортеров в продвижении на внешних рынках.
  2.  Инструменты не торгово-политического характера, используемые в определенный период времени для регулирования внешней торговли.
  3.  Средства, не имеющие непосредственного отношения к внешней торговле, но применение, которых известным образом оказывает влияние на нее (проведение технической политики, решение задач, направленных на окружающую среду, реализация норм в области здравоохранения и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21711. Оценка вероятностей возможных последствий от нарушений электроснабжения потребителей 181.5 KB
  Оценка вероятностей возможных последствий от нарушений электроснабжения потребителей Для решения широкого класса задач эксплуатации и проектирования с учётом фактора надёжности необходимо определение вероятностей возникновения возможных последствий от нарушения электроснабжения потребителей которые сводятся к следующим: вероятность возникновения катастрофических и аварийных ситуаций исследование которых необходимо для нормирования надёжности электроснабжения; вероятность возникновения отдельных составляющих ущерба их величина и...
21712. ИСПЫТАНИЯ НА НАДЕЖНОСТЬ ЭМС. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 2.49 MB
  Показатели надежности экспериментальными методами могут быть получены по результатам либо испытаний – специальных или совмещенных либо наблюдением за функционированием объекта в условиях эксплуатации. Методы испытаний организуются специально с целью определения показателей надежности объем их обычно заранее планируется условия функционирования объектов устанавливаются исходя из требований оценки конкретных показателей. Показатели надежности таких объектов оцениваются в основном либо по результатам совмещенных испытаний при которых...
21713. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ НАДЕЖНОСТИ 358.5 KB
  Сбор информации об отказе элементов технических систем В общем комплексе мероприятий по обеспечению надёжности любого изделия сбор статистической информации об отказах и оценка показателей надёжности в условиях эксплуатации являются последним заключительным этапом. При этом появляется возможность оценить реальные значения показателей надежности и следовательно оценить эффективность мероприятий по обеспечению надёжности на всех этапах – проектирование производство испытания монтаж эксплуатация. Поэтому особое значение приобретает вопрос...
21714. ИСПЫТАНИЯ НА НАДЕЖНОСТЬ ЭМС. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 3.06 MB
  При определительных испытаниях могут оцениваться законы распределения отказов и их параметры. При определительных испытаниях могут оцениваться законы распределения отказов и их параметры. Однако существует универсальный план испытаний позволяющий по единой методике проводить статистическую оценку величины Р для изделий с любым законом распределения. Полученные данные по отказам изделий в результате испытаний или по данным эксплуатации подвергаются статистической обработке для получения следующих результатов: определения вида функции...
21715. Планирование эксперимента при ускоренных испытаниях электрических машин 102 KB
  ТЕМА № 2 Регрессионный анализ установившихся режимов электрической системы Для этой цели целесообразно использование регрессионного моделирования сложной системы. При этом с использованием имеющихся программ расчета установившегося режима на ЭВМ проводятся целенаправленные исследования в результате которых получаются регрессионные модели для анализа или управления. Такие модели могут быть получены при регрессионном анализе или методом планирования многофакторного эксперимента МПЭ. При этом для построения линейных моделей используется полный...
21716. Законы распределения отказов 2.99 MB
  Законы распределения отказов Случайной называется величина которая в результате испытаний может принять то или иное значение причем заранее неизвестно какое именно. Если задан ряд распределений вероятностей для значений случайной величины X то математическое ожидание определяется по формуле Показателями характеризующими степень рассеяния случайной величины около своего математического ожидания являются дисперсия и среднее квадратическое отклонение: Для более полного описания случайных величин вводятся понятия функции распределения...
21717. Экономико-организационные проблемы разгрузки предприятий при дефиците мощности и прохождении максимумов нагрузки в энергосистеме 113.5 KB
  Экономикоорганизационные проблемы разгрузки предприятий при дефиците мощности и прохождении максимумов нагрузки в энергосистеме До настоящего времени работы по созданию экономически обоснованных рекомендаций по управлению электропотреблением промышленных предприятий практически не имели ни методической базы ни руководящих указаний позволяющих обеспечивать минимум экономических потерь от изменения режимов функционирования. Выполнение отмеченных условий связано с трудностями изза неопределенности а в отдельных случаях элементарного незнания...
21718. Задачи надёжности электроснабжения 203.5 KB
  Чтобы качественно сравнивать между собой события по степени их возможности нужно с каждым событием связать определенное число которое тем больше чем более возможно событие его вероятность. Найти вероятность исправной работы РП. Если вероятность одного события не изменяется от того произошло или не произошло другое событие то такие события называются независимыми и наоборот. Вероятность суммы n несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий: где .
21719. Показатели надежности ЭМС 141 KB
  Вероятность безотказной работы ВБР– это вероятность того что при определенных условиях эксплуатации в заданном интервале времени не произойдет ни одного отказа. Кривые вероятности безотказной работы и вероятности отказов Вероятность отказа Qt– это вероятность того что при определенных условиях эксплуатации в заданном интервале времени произойдет хотя бы один отказ. Отказ и безотказная работа – события противоположенные и несовместимые 2 Частота отказов at– есть отношение отказавших изделий в единицу времени к первоначальному числу...