6745

Сущность и основные виды нетарифных ограничений

Доклад

Туризм и рекреация

Сущность и основные виды нетарифных ограничений. Заметно ускорившаяся после 2-й Мировой войны международная экономическая интеграция способствовала существенной легализации внешней торговли, однако на ряду со снижением тарифных барьеров в последнее ...

Русский

2013-01-07

29.44 KB

37 чел.

Сущность и основные виды нетарифных ограничений.

Заметно ускорившаяся после 2-й Мировой войны международная экономическая интеграция способствовала существенной легализации внешней торговли, однако на ряду со снижением тарифных барьеров в последнее время наблюдается расширение практики использования нетарифных ограничений, которые характеризуются в ВТО как любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку в международной торговле.

 Нетарифные методы регулирования внешней торговли означает применение различных инструментов внешнеторгового регулирования отличных от таможенной пошлины. К ним относятся:

  1.  Квотирование
  2.  Лицензирование
  3.  Добровольное ограничение экспорта
  4.  Административные и технические барьеры и т.д.

 Административные и технические барьеры включают в себя: требования по соблюдению национальных стандартов; получение сертификатов качества импортной продукции; специфическую маркировку и упаковку товара; соблюдение определенных санитарно гигиенических норм, требований к экологическим характеристикам продукции и оборудования; административный запрет продажи продукции отдельных видов стран; использование механизмов гос закупки и т.д.

 В целом насчитывается несколько сотен нетарифных ограничений.

 Нетарифные ограничения ориентированы, как правило, на регулирование торговли отдельными товарами (за исключением валютного регулирования, которое обычно касается всей внешней торговли). Главной их целью является затруднение доступа иностранных товаров на внутренний рынок страны в целях ослабления конкуренции на внутреннем рынке.

 Наиболее показательной и получившей большее распространение формой нетарифного ограничения является квотирование импорта (экспорта) товара. Квотирование во внешнеторговой сфере означает ограничение экспортных и импортных поставок количеством товара (количественная квота) или их суммарной стоимостью (суммарная квота) на установленный период времени.

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается.

 Однако квоты имеют 2 важных отличия от тарифа:

  1.  Квоты абсолютно нивелируют (сводят к нулю) любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены снижаться в след за мировыми. При наличии квоты импорт не может быть увеличен, поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая доходность импортера. Вместе с тем использование квот несколько облегчает процесс краткосрочного регулирования торгово-платежного баланса, что затруднительно (прим-р) при применении тарифов в отношении эластичных товаров.
  2.  При исчерпании квоты внутренний рынок полностью закрывается для ввоза иностранных товаров. В сочетании с изоляции внутренних цен и мировых это обеспечивает абсолютную защиту местных производителей от иностранной конкуренции, что оказывает на экономику весьма противоречивое воздействие.

Разновидностью квот являются тарифные квоты, представляющие собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров беспошлинно, либо по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенным пошлинам по обычным ставкам.

В определенной степени с квотированием связана и такая мера нетарифных ограничений как добровольное ограничение экспорта, которая фактически представляет собой квоту, вводимую страной-импортером, а не страной-экспортером. Она может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций. Такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной. Цель таких добровольных ограничений – стремление избежать введения более жестких барьеров в отношении импорта.

Лицензирование представляет собой ограничения в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то гос. органов на совершение конкретных экспортных или импортных операций. Самой лицензией может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товара. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз/вывоз определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием, т.е. лицензирование может выступать как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом гос регулирования. Регулятивное действие лицензирования проявляется в том, что ограничивая количество лицензий или повышая их цену государство может в оптимальных границах ограничивать импорт того или иного товара.

 Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товара. 

По месту применения нетарифные ограничения можно разделить на:

  1.  Меры по ограниченному регулированию (пограничные налоги и сборы, акцизы, ветеринарный и карантинный контроль и т.д.). данные меры применяются к товарам во время пересечения ими таможенной границы до выпуска их таможенными органами.
  2.  Меры внутреннего регулирования, применяемые к товарам иностранного происхождения внутри страны во время их реализации и потребления. К внутренним мерам относятся административные, технические или другие нормы и стандарты, ограничивающие ввоз иностранных товаров и способствующие приобретению покупателями отечественного товара.

 По форме воздействия меры нетарифного ограничения подразделяются на:

  1.  Экономические меры (пограничные налоги и сборы, импортные депозиты и т.д.) как и таможенные пошлины, эти меры воздействуют опосредованно, прежде всего через механизм спроса и предложения, что в большинстве случаев приводит к подорожанию импортных товаров.
  2.  Административные меры (лицензирование, квотирование, запреты, гос монополия на торговлю)

С помощью административных и тарифных барьеров, регулирующих воздействие на внешнюю торговлю, проводится прямыми методами и средствами без использования рыночного механизма.

По характеру действия нетарифные ограничения можно разделить на:

  1.  Прямые или явные нетарифные ограничения (квотирование, эмбарго, таможенные формальности, пограничные сборы и другие ограничения). Данные ограничения чаще всего регламентируются торговыми договорами и международными соглашениями, либо определяются нормами национальных законодательств, разработанные в соответствии с международными правилами и обычно носят общедоступный характер (т.е. публикуются в официальных изданиях), а также имеют необходимый механизм использования и потому облают прозрачностью. 
  2.  Скрытые нетарифные ограничения (меры административного характера: требования к упаковке, маркировке, к информации о продукте и его происхождении, технические стандарты и нормы и т.д.). скрытые ограничения состоят из мер формально направленных не на ограничение торговли, а на осуществление определенных экономических и социальных задач. Данные инструменты вместе с тем призваны косвенно воздействовать на национальный рынок или потребление таких товаров в стране.

Классификация нетарифных мер регулирования по признаку целевой направленности, принятые ЮНГТАД, предлагается следующая:

  1.  Торгово-политические средства, направленные на защиту национальных производителей от зарубежной конкуренции и для поддержки экспортеров в продвижении на внешних рынках.
  2.  Инструменты не торгово-политического характера, используемые в определенный период времени для регулирования внешней торговли.
  3.  Средства, не имеющие непосредственного отношения к внешней торговле, но применение, которых известным образом оказывает влияние на нее (проведение технической политики, решение задач, направленных на окружающую среду, реализация норм в области здравоохранения и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49616. Расчет релейной защиты элемента электроэнергетической сети 662 KB
  Чебоксары 2009 год Задание Выполнить расчет релейной защиты элемента электроэнергетической сети: выбрать тип и основные параметры элемента защиты марка провода тип опор длина схему прилегающей сети и режим его работы; рассчитать основную или резервную защиту элемента сети: рассчитать схему замещения элемента сети; выбрать реле защиты и схему его включения; рассчитать основные режимы короткого замыкания; рассчитать уставки защиты; выполнить расчет чувствительности защиты; сделать выводы по расчету; нарисовать схему...
49617. Проектирование районной электрической сети 3.19 MB
  В данной работе проводится учебное проектирование электрической сети питающей 6 пунктов и имеющей один источник питания также выявляется необходимость реактирования линий 10 кВ отходящих от подстанции. В первом разделе работы проводится анализ исходных данных и устанавливаются батареи статических конденсаторов БСК в соответствие с требованиями приказа Минэнерго от 20022007 №49 в следующем разделе формируются варианты сети и выбираются номинальные напряжения участков схем сети. Проводится сопоставление вариантов...
49618. Расчет механизмов привода растворонасоса 448.1 KB
  Выбираем для изготовления колеса и шестерни сталь марки 40Х. Дополнительно применяем улучшение получая твердость 235…262 HB для колеса и 269…302 HB для шестерни.
49621. Теорія будови Бутлерова як основа вивчення органічної хімії в школі 1.24 MB
  ФРАНКА ХІМІЧНИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра педагогіки Кафедра неорганічної хімії Теорія будови Бутлерова як основа вивчення органічної хімії в школі Курсова робота студента 4 курсу Яворського Богдана Володимировича...
49622. Дискретная обработка сигналов и цифровая фильтрация 447.89 KB
  Рассчитать и построить спектральные характеристики аналогового сигнала. Рассчитать прохождение сигнала через цепь операторный или временной метод Дискретная обработка аналогового сигнала. Спектральный анализ аналогового сигнала