67455

Составной оператор

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

В языке «C++» аналогичная конструкция называется БЛОК. В начале блока можно объявлять локальные переменные блока.

Русский

2014-09-23

247 KB

0 чел.

Лекция 3

Составной оператор

begin

 <Операторы>

end

Замечание. В языке «C++» аналогичная конструкция называется БЛОК. В начале блока можно объявлять локальные переменные блока.

{

 <Объявления>

 <Операторы>

}

Условный оператор (развилка)

1. Упрощенная (сокращенная) развилка. <Л.В.> – логическое выражение.

В одну строчку:

if <Л.В.> then <Оператор>

В несколько строчек:

if <Л.В.> then 

  <Оператор>

Замечание. В языке «C++» аналогичная конструкция не использует служебное слово then. Скобки вокруг <Л.В.> – обязательны.

if (<Л.В.>) <Оператор>


2. Классическая развилка

В одну строчку:

if <Л.В.> then <Оператор1> else <Оператор2>

В несколько строчек:

if <Л.В.> then 

   <Оператор1>

else 

   <Оператор2>

Замечание. В языке «C++» в аналогичной конструкции требуется точка с запятой перед служебным словом else.

if (<Л.В.>) <Оператор1>; else <Оператор2>


Замечание.
В языке программирования «Mathematica» классическая развилка имеет не две, а три ветви:  Yes,  No,  I dont know:


3. Вложенная развилка

В одну строчку:

if <Л.В.1> then <Оператор1> else if <Л.В.2> then <Оператор2> else <Оператор3>

В несколько строчек:

if <Л.В.1> then 

   <Оператор1>

else 

   if <Л.В.2> then 

       <Оператор2>

   else 

       <Оператор3>

Замечание. В языке «C++» в аналогичной конструкции требуется знак «точка с запятой» перед каждым служебным словом else.

if (<Л.В.1>) <Оператор1>; else if (<Л.В.2>) <Оператор2>; else <Оператор3> )

Вложенные развилки могут быть построены и по более громоздким схемам. Сложность этих схем принципиально ничем не ограничена.

Пример. Организовать вычисление кусочно-однородной функции

             

pi – вероятность того, что переменная x попадёт в i-й интервал из четырёх предусмотренных. Оценка вероятности возможна из соотношения pini / n0 , где      ni  – наблюденное число случаев, когда вычисления требовались по i-й строчке, n0  – общее число случаев вычисления.

ti – время, необходимое для вычисления логического выражения (какого – ясно по цвету в схеме алгоритма и в программе)


Способ 1 (линейный).

Схема алгоритма


Программа

if  x<-2  then

   y := 4/x                    //  t = t1

else 

   if  x<1  then 

       y := x                   //  t = t1 + t2

   else 

       if  x<5  then

           y := sqr(x-1)    //  t = t1 + t2 + t3

       else                   

           y := 4               //  t = t1 + t2 + t3


Среднее время вычисления:

.

Математическое ожидание времени вычисления:

.

= >   .


Способ 2 (древовидный).

Схема алгоритма

Программа

if  x<1  then    

   if  x<-2  then    

       y := 4/x              //  t = t1 + t2

   else 

       y := x                 //  t = t1 + t2

else 

   if  x<5  then

       y := sqr(x-1)      //  t = t2 + t3

   else                   

       y := 4                 //  t = t2 + t3

Математическое ожидание времени вычисления:


Пусть    ,        ().

Тогда        ,    .

Замечание. При большом количестве интервалов кусочно-однородной функции преимущество древовидного способа становится более значительным.
Циклы

Цикл с параметром  (1-й вариант)

for  <Параметр> := <Начальн. знач.> to <Конечн. знач.> do <Оператор>

<Параметр> может быть только порядковой переменной.

<Начальн. знач.> и <Конечн. знач.> могут быть только выражениями порядкового типа.

Шаг изменения переменной <Параметр> равен (+1).

<Оператор> является телом цикла. Он выполняется столько раз, сколько значений примет <Параметр>, изменяясь от <Начальн. знач.> до <Конечн. знач.> с шагом  (+1).

Если <Начальн. знач.> больше, чем <Конечн. знач.>, то тело цикла не выполняется ни разу.


Замечание.
В языке «C++» аналогичная конструкция имеет вид:

for (<Параметр> = <Начальн. знач.>; 

  <Параметр> <= <Конечн. знач.> ; 

  <Параметр>++ ) 

<Оператор>

<Параметр> может быть переменной «непорядкового» (в терминологии языка Pascal) типа. Например, может быть переменной типа Double.


Цикл с параметром  (2-й вариант)

for  <Параметр> := <Начальн. знач.> downto <Конечн. знач.> do <Оператор>

Шаг изменения переменной <Параметр> равен  (1).

<Оператор> (тело цикла) выполняется столько раз, сколько значений примет <Параметр>, изменяясь от <Начальн. знач.> до <Конечн. знач.> с шагом  (1).

Если <Начальн. знач.> меньше, чем <Конечн. знач.>, то тело цикла не выполняется ни разу.


Замечание.
В языке «C++» аналогичная конструкция имеет вид:

for (<Параметр> = <Начальн. знач.>; 

  <Параметр> >= <Конечн. знач.> ; 

  <Параметр>-- ) 

<Оператор>


Примеры

1. Вывести на экран заглавные буквы латинского алфавита

Free Pascal,  TP7:

uses crt;

var

 C:  char;  // Описание переменной C:

begin

for  C := ‘A’  to  ‘Z’  do  Write(C);

ReadKey;

end.


Язык
 «C++»:

#include <vcl.h>

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#pragma hdrstop

int main(int argc, char* argv[])

{

 char C;

 for (C = 'A'; C <= 'Z'; C++) printf("%c", C);

 getch();

 return 0;

}


2.  
Найти сумму  .

Free Pascal,  TP7:

1-й способ.

var

    I, N:  integer;

   S: double;

begin

S := 0;

N := 10000;

for  I := 1  to  N  do  S :=S + 1/Sqr(I);

Writeln(‘              S=’, S);

Writeln(‘Контроль: ’, Sqr(pi)/6);

end.

2-й способ.

Язык «C++»:

#include <vcl.h>

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#pragma hdrstop

int main(int argc, char* argv[])

{

   int I, N;

   double S;

   N = 1000;

S = 0;

for  (I = 1;  I <= N;  I++)  S += 1.0 / ((double)I * (double)I) ;

   printf(“S=%g”, S);

   getch();

}

Возможные ошибки:

Turbo Pascal 7.0:

(*   for  I := 1  to  4  do;  writeln(‘I=’, I);   *)

for  I := 1  to  4  do;  

   Writeln(‘I=’, I);

Результат:  I=4   (TP7)

Язык «C++»:

// for  (I = 1; I <= 4; I++);  printf(“I=%d”, I);

for  (I = 1; I <= 4; I++);  

   printf(“I=%d”, I);

Результат:  I=5


3. Найти сумму  .

– крайне нежелательный вариант!

,   ,   .

Рекуррентные соотношения:

S0 = 0

A0 = 1

S1 = S0 + A1

A1 = A0*x2/1

S2 = S1 + A2

A2 = A1*x2/3

. . .

. . .

Si = Si-1 + Ai

Ai = Ai-1*x2/(2*i-1)


Pascal:

var

   I, N:  integer;

   S, A, x, x2: double;

begin

writeln(‘Input N, x’);

readln(N, x);

S := 0;

A := 1;

X2 := x*x;

for  I := 1  to  N  do  

begin

       A := A * x2 / (2 * I – 1);

       S := S + A;

end;

writeln(‘S=’, S);

end.


Язык
 «C++»:

#include <vcl.h>

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#pragma hdrstop

int main(int argc, char* argv[])

{

   int  I, N;

   double  S, A x, x2;

printf(“Input N”);

scanf(“%d”, &N);

// %d – формат целого числа.

printf(“Input x”);

scanf(“%g”, &x);

// %g – формат вещественного числа, при котором сохраняется 6 значащих цифр.


S = 0;

A = 1;

x2 = x*x;

for  (I = 1; I <= N; I++)

{  

       A *= x2 / (2.0 * (double)I – 1.0);

// (double) I – преобразование целого типа к вещественному

       S += A;

}

printf(“S=%g”, S);    

// %g – формат вещественного числа, при котором сохраняется 6 значащих цифр.

   getch();

   return 0;

}

 


Visual Basic:

Sub Proc1()

   Dim  I  As  Integer, N As  Integer

   Dim  S As Double, A As Double, x As Double, x2 As Double

N = InputBox(“Input N”)

x = InputBox(“Input x”)

S = 0

A = 1

x2 = x*x

For  I = 1  To  N

       A = A * x2 / (2 * I – 1)

       S = S + A

Next

MsgBox “S=” & S

End Sub

3*. Найти сумму    с погрешностью не хуже .

.

– частичная сумма,    – остаток ряда.

Если при вычислении  остаток ряда отбросить, и оставить только частичную сумму, будет допущена погрешность, равная .

При каком  можно гарантировать, что ,  где   – дозволенная погрешность?

,

То есть,

.                                             (*)

На оценку (*) можно положиться только в том случае, если

.


Цикл с постусловием

repeat <Операторы> until <Л.В.>

<Операторы> являются телом цикла.

Тело цикла выполняется по меньшей мере один раз, а затем, возможно, многократно, пока < Л.В.> есть ложь.

Если < Л.В.> есть истина при первой же оценке, то тело цикла выполняется один раз.

Если < Л.В.> есть ложь при каждой оценке, то тело цикла выполняется неограниченно много раз.


Инструкция  
break  применяется для досрочного прекращения цикла. Равноценна оператору “goto Metka1”, для которого “Metka1:”расположена сразу после оператора цикла.

Инструкция  continue  применяется для досрочного перехода на очередную проверку условия продолжения цикла.

Равноценна оператору “goto Metka2”, для которого “Metka2:” расположена сразу после последнего из операторов, составляющих тело цикла.


Процедуры

<Объявление процедуры> : : =

procedure <Имя процедуры>[(<Список формальных параметров>)];

[<Разделы объявления локальных типов, констант, переменных>]

[<Разделы объявления локальных процедур и функций>]

begin

}  Раздел исполнения процедуры

 <Операторы>

end;

<Список формальных параметров> : : =

<Элемент списка 1>; <Элемент списка 2>;  . . .


<Элемент списка>
: : =

<Список имён параметров-значений>: <Тип>

или

var <Список имён параметров-переменных>: <Тип>

или

const <Список имён параметров-констант>: <Тип>

<Обращение к процедуре> : : =

<Имя процедуры>[(<Список фактических параметров>)]

Замечание. Фактические параметры должны быть совместимы с формальными по типам.


Пример
 программы 2.

program Example2;

type

MyInt = integer ;

var

I: MyInt ;

J: integer ;

procedure P2(var M: integer);

begin

. . .

end;

begin

 P2(J) ;   // Нормально

P2(I) ;   // Ошибка

end.

Пример программы 3.

program Example3;

var

   I, J, K : integer ;

procedure P3(L : integer ; var M : integer ; const  N : integer);

begin

Inc(L) ;              // Бесполезно

Inc(M) ;            // Полезно

(* Inc(N) ;  *)   // Ошибка

end;

begin

I := 1;  J := 1;  K := 1;

P3(I, J, K) ;

wri teln(‘I=’, I) ;      // I = 1

wri teln(‘J=’, J) ;     // J = 2

end.

Функции

<Объявление функции> : : =

function <Имя функции>[(<Список формальных параметров>)] :

   <Тип возвращаемого значения>;

<Разделы объявления локальных типов, констант, переменных>

<Разделы объявления локальных процедур и функций>

begin

}  Раздел исполнения процедуры

 <Операторы>

end;

Среди <Операторов> должен быть хотя бы один «Оператор» вида

<Имя функции> := <Выражение> ;

или

 result := <Выражение> ;


Пример
 программы 4.

program Example4;

var

x, y, Eps : Double ;

function BesselI0(x, Eps : Double) : Double ;

var

   S, A, B, R: Double ;

begin

. . .

BesselI0 := S ;

end;

begin

writeln(‘x=? ’) ;   readln(x);

writeln(‘Eps=? ’) ;   readln(Eps);

y := BesselI0(x, Eps) ;    writeln(‘y=’, y) ;

end.


<Л.В.
>

<Оператор>

Yes

No

<Л.В.>

Оператор1>

<Оператор2>

Yes

No

<Л.В.1>

<Л.В.2>

<Оператор1>

<Оператор2>

<Оператор3>

Yes

Yes

No

No

x < -2

x < 1

x < 5

y = 4/x

y = x

y = sqr(x–1)

y = 4

Yes

Yes

Yes

No

No

No

x < -2

x < 1

x < 5

y = 4/x

y = x

y = sqr(x–1)

y = 4

Yes

Yes

Yes

No

No

No


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57527. Об'єднане королівство Великобританії та Північної Ірландії 96 KB
  There are a lot of countries in the world. And every country has its own customs and traditions. So has Great Britain. Every country has its own flag, symbols and national holidays.
57528. Проблеми жінки у світі. Статус жінки у суспільстві (The problems of a woman in the world. The status of a woman in the society) (Граматичний матеріал) Пряма/Непряма мова - Direct/reported speech) 53.5 KB
  Everyone knows that men and women are very often confused by each other (it`s not surprising). The author of the international bestseller John Gray says it is so because they are from different planets. Men are from Mars, women are from Venus.
57529. Письменники англомовних країн. Книги в нашому житті 54 KB
  Розвиток навичок аудіювання з метою вилучення інформації з прослуханого тексту; активізація вживання граматичних структур Past Indefinite Passive в усному мовленні; Виховувати в учнів почуття любові та інтерес до книги. Розширювати літературний кругозір учнів.
57530. Свята в англомовних країнах 50 KB
  Освітня Познайомитись з традиціями англомовних країн Познайомитись з історією деяких свят Виховна Виховувати в учнів повагу до традицій інших народів.
57531. Защита окружающей среды на Украине 58 KB
  The problem of environment protection has become of vital importance not obly in Ukraine. After watching some shots you must answer the question: What will we do to help to protect the environment?
57533. Урок – засідання літературного гуртка, присвячений В. Шекспіру 105 KB
  Good afternoon, children. I am glad to see you. How are you ? I think you are healthy and are in a good mood. O.K. Our lesson is not traditional today. Imagine yourselves to be the members of the English literary circle.
57534. Daily Routines 194 KB
  The practical aim: to revise a vocabulary of the lesson, to make children more active in using this vocabulary. The developing aim: to practice pupils in speaking, writing, reading and listening.
57535. УКРАЇНА. МОЄ РІДНЕ МІСТО 101 KB
  Today we continue to speak about Ukraine, our Motherland, mainly about our native town Hlukhiv. We have to generalize and enlarge our knowledge on the topic, to improve speaking and reading comprehension skills.