67474

Финансы и финансовая система. Основные понятия финансов

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Термин финансы происходит от французского fin = finis означающего конец окончание. Финансы связаны с движением денег от одного владельца к другому следовательно финансы связаны с экономическими отношениями и являются экономической категорией. Финансы представляют собой отношения по созданию...

Русский

2014-09-10

146.5 KB

0 чел.

I. Финансы и финансовая система

Тема 1. Основные понятия финансов

Термин финансы происходит от французского «fin» = «finis», означающего конец, окончание. В денежном отношении это означает «кончать денежные дела» или «платить».

Финансы связаны с движением денег от одного владельца к другому, следовательно финансы связаны с экономическими отношениями и являются экономической категорией.

Признаки финансовых отношений: 1. денежные отношения; 2.распределительные отношения; 3. отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов в основном в форме денежных фондов; 4. одностороннее движение формы стоимости (неэквивалентные отношения).

Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств. Встречных, взаимосвязанных потоков в финансовых отношениях нет.

Общественные отношения – отношения между юридическими и физическими лицами.

Экономические отношения – отношения, связанные с созданием и движением стоимости, т. е. реально существующие производственные отношения.

Экономические отношения включают в себя 4 стадии: производство, распределения, обмен, потребление.

ФИНАНСЫ – это экономическая категория, представляющая собой экономические отношения по поводу распределения общественного продукта и части стоимости национального богатства путем формирования и использования финансовых ресурсов на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей.

Наглядно суть финансов и их составные компоненты можно представить следующим образом:

Финансы - отношения по:

1. Созданию и использованию централизованных фондов государства                . 2. Распределению и перераспределению ресурсов (общественных благ) путем использования государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов                                                                                                  . 3. Созданию и перераспределению фондов предприятий

Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная и кредитная системы, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение общественного богатства.

Каковы функции финансов? Принято выделять три функции, суть которых можно представить следующим образом:

Функции финансов

Распределительная. В процессе производства и торговли возникают различные доходы - прибыль предпринимателя, доход его работников, торговая наценка посредников и т.д. Однако для целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных доходов. Это осуществляется путем изъятия (добровольного либо принудительного) части указанных доходов, создания за счет этих средств фондов и расходования фондов на общественно полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д. К примеру, срок окупаемости железнодорожного транспорта или метрополитена может достигать десятков лет. Это означает, что далеко не каждая корпорация, фирма или банк смогут позволить себе подобные инвестиции; роль инвестора в подобных малоэффективных и низкорентабельных отраслях берет на себя государство. Для постройки железной дороги и метрополитена требуются колоссальные средства - их аккумулирование и расходование осуществляется при помощи распределительной функции финансов. А куда расходовать (на что распределить) ресурсы? Ведь они ограничены, и из двух проектов строительства железной дороги необходимо выбрать оптимальный. На подобные вопросы можно ответить, использовав контрольную функцию.

Основной объект распределения – стоимость общественного продукта или, в условиях кризиса и экономических преобразований, часть национального богатства, имеющая денежную форму.

Субъекты распределения: государство, юридические и физические лица.

Виды распределения:                                                                                                    . 1. межтерриториальное (через государство);                                   .                                                          2.межотраслевое (через финансовый рынок, бюджетные и внебюджетные фонды и нефинансовые механизмы различных производственных объединений и организаций);                                                                                                                . 3. внутриотраслевое (через отраслевые министерства с помощью финансов предприятий);                                                                                                                  . 4. внутрихозяйственное (через сами предприятия путем создания внутрихозяйственных фондов);                                                                                   . 5. между сферами экономики (через бюджет и внебюджетные фонды между производственной и непроизводственной сферами);           .                                                                                                                           6. между формами собственности (через бюджет и финансовый рынок);                                                 7. между социальными группами.

Контрольная. Функционирование общества и взаимодействие его членов возможно благодаря тому, что существуют и постоянно совершенствуются механизмы контроля и управления. В этом смысле финансы более чем "демократичны", поскольку имеют многочисленные механизмы контроля за правильностью аккумулирования и распределения фондов и ресурсов. Представим себе указанных ранее работников и предпринимателей, у которых изымается весь доход и накопления: теряется сама суть расширенного воспроизводства и повышения рентабельности. Финансы позволяют регулировать (при участии этих работников и предпринимателей) норму изъятия их денежных средств. Представим также, что собранные таким образом средства расходуются не на метрополитен, а на ведение ненужной войны или строительство дачи чиновнику. Было ли тогда оправдано создание централизованного фонда ресурсов? Скорее всего, нет. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально.

Полученная информация дает возможность производить анализ, контролировать и принимать меры в случае сбоев в механизме распределения. Чтобы информация отражала реальное положение дел, она должна быть полной, своевременной и достоверной.

Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.

Кроме финансов в распределении принимают участие цена, з/п и кредит. Последним в процесс распределения вступает кредит, он может быть альтернативой финансам. Но по сущности кредит это не распределение, а перераспределение. Во многих странах кредит не отделяют от финансов.

Банки – институты, действующие в кредитной сфере. Доходы банков – финансовые ресурсы.

Отличие финансов от кредита (условно):

  •  финансы охватывают распределение и перераспределение, а кредит – только перераспределение.
  •  источник формирования финансовых ресурсов – вся стоимость СОП, а кредитных ресурсов – временно свободные средства физических и юридических лиц, а также свободные финансовые ресурсы (коммерческий кредит).
  •  в случае кредита денежные средства в долг предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги из фондов (в основном из бюджета) предоставляются на длительный срок безвозмездно или даром, под маленький процент. Переходная форма между финансами и кредитом – гос. кредит.

Регулирующая. Представим теперь, что ресурсы были аккумулированы, правильно (по крайней мере, по формальным признакам верно) были выбраны пути инвестирования, к примеру, строительство гидроэлектростанции. Однако в результате постройки выяснилось, что были затоплены ценные сельхозземли, и прилежащие районы переживают экономическую стагнацию. Как помочь людям выровнять уровень развития их района и сравнять его со среднегосударственным? Как создать современное производство, которое могло бы способствовать замедлению оттока молодежи и в перспективе принести повышение жизненного уровня населения этого района? Один из путей - предоставить ресурсы, необходимые для выправления сложившейся ситуации, постройки завода по производству компьютеров, обеспечения жителей жильем и т.д. Эти ресурсы могут быть предоставлены банком или финансовой компанией. Но они вряд ли захотят осуществлять долгосрочные и пока не сулящие высоких прибылей вложения, тем более. Что в определенной степени речь не идет о получении прибыли, а о предоставлении помощи оказавшимся в беде людям. Предоставление дотации государственным бюджетом в таком случае характеризует третью - регулирующую - функцию финансов.

Что же является основой для того, чтобы финансы могли осуществлять описанные функции? Безусловно, основой является материальная предпосылка аккумулирования и распределения ресурсов. Выше использовался термин "общественное богатство", который необходимо уточнить: материальной основой финансов является национальный доход.

Национальный доход представляет собой добавленную стоимость, т.е. то улучшение товара, работы, услуги, которое на каждой стадии взаимодействия производителей, посредников и потребителей "добавляется" каждым из них. Для того, чтобы студент мог получить диплом, кто-то должен его напечатать на гербовой бумаге, для чего кто-то, в свою очередь должен эту бумагу изготовить из сырья (несложно достроить цепочку: кто-то должен срубить дерево, обработать его и т.д.) На каждой стадии изготовления бумаги каждый работник "добавлял стоимость", т.е. вкладывал свой труд и ресурсы, что увеличивает цену конечного продукта. Так вот, совокупность всех доходов, которые были получены каждым работником на стадии обработки и продажи продукта, называется национальным доходом (он может быть подсчитан путем сложения всей вновь созданной стоимости и вычитания стоимости потребленных в ходе ее создания ресурсов).

Национальный доход является основой финансов. Через два главных компонента национального дохода - фонды накопления и фонды потребления - происходит аккумулирование и распределение ресурсов общества, выравнивание пропорций и тенденций экономического развития и контроль за правильностью указанных мер. Если показатель национального дохода сокращается, то это служит верным знаком к тому, что финансовые отношения необходимо корректировать (к примеру, уменьшить размер обязательных изъятий дохода работников и предпринимателей, либо начать жить "по средствам" - сократить расходы и вложения в неэффективные отрасли).

2. История финансов и финансовых отношений

Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. Поэтому финансовые отношения начинают развиваться тогда, когда появляется необходимость часть добычи с войны или охоты отложить и передать тем, кто не участвовал в ее получении (либо заплатить дань соседнему более сильному племени). В дальнейшем финансы развивались по пути установления руководством племени, общины, поселения и т.д. тех или иных натуральных повинностей, необходимых для существования данного общества. С широким развитием рыночных отношений (установлением т.н. капиталистической формы хозяйствования) финансовые отношения становятся более многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями монарха, короля или шаха. Развиваются и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной формой налогообложения - денежной. Совершенствуются и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных хозяйств, а также армии и полиции, государство начинает становится активным проводником экономических интересов крупных торговцев и производителей, финансируя колониальные захваты и политику протекционизма. Появляется и развивается контрольная функция финансов: хорошо известен один из лозунгов американской революции "No taxation without representation", который связан с желанием жителей США - тогда поданных Великобритании - участвовать в определении направлений и объемов расходования налоговых поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт интерполяций - вопросов, задаваемых представителю исполнительной власти в парламенте.

Дальнейшее развитие финансовых отношений без преувеличения связано с демократизацией общества. В большинстве государств укрепляется парламентская (представительная) власть, зарождается политика социальной стабильности, что подразумевает необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев, установления социальный гарантий в виде пособий и пенсий (небезынтересно будет, кстати, отметить, что родоначальником пенсионного и вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных государственных программ по социальной защите и поддержке (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.). Особенно быстрые преобразования в данной области принес с собой двадцатый век; в течение его первой трети совокупность разнообразных финансовых отношений складывается в финансовую систему в том виде, в котором она, с незначительными изменениями, существует и поныне. Вместе с тем, он принес и противоположную тенденцию - колоссальное увеличение военных расходов (среди них необходимо выделить и расходы на научные исследования). А укрепление военного аппарата, как правило, влечет и укрепление всей государственной власти, что также требует расходов. Таким образом, развитие финансов в нынешнем столетии во многом обуславливалось единством и борьбой противоположностей: необходимостью увеличения военных и сопутствующих им расходов и необходимостью осуществления политики социальной стабильности.

Кроме того, развитие экономических отношений на всех уровнях обнажило проблемы циклических и иных кризисов, что, в свою очередь, привело к развитию и усилению масштаба государственного стимулирования экономики. В других лекциях более подробнее рассмотрен механизм подобного вмешательства (см. фискальная политики и монетаризм), однако здесь можно заметить, что масштабы вмешательств государств в экономику огромны и в значительной степени влияют на финансовые отношения. Естественно, что с увеличением вмешательства финансовые отношения обогащаются и приобретают новые грани.

Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.

3. Финансовая система и финансовая политика

Выше указывалось, что в двадцатом веке окончательно складывается нынешняя структура финансовой системы. Что же представляет из себя финансовая система? Какие элементы ее составляют? Как осуществляется их взаимодействие и какова их иерархия?

Финансовая система представляет их себя определенным образом организованную совокупность всех сфер финансовых отношений, т.е. совокупность механизмов аккумулирования, распределения и перераспределения фондов.

Группировка финансовых отношений по участвующим в них субъектах:                                                        1. между государством и физ/юр лицами;                                                                                                          2. между юр лицами как производственной, так и непроизводственной сферы;                                                             3. между юр и физ лицами.

Принято различать следующие элементы, или звенья, финансовой системы:

(1) государственный бюджет и бюджеты регионов и местные бюджеты, которые в совокупности представляют собой бюджетную систему;

(2) внебюджетные фонды;

(3) государственный кредит (Облигации);

(4) финансы различных предприятий и организаций.

Нередко в качестве отдельного звена выделяют и финансы страхового рынка, указывая на его специфику и отличия от финансов предприятий. В настоящее время формы и методы страхования настолько разнообразны, что нет причин выделять финансы именно страховых организаций из общего элемента финансы предприятий. Однако на данном этапе страхование представляет настолько уникальную сферу человеческой деятельности, что мы в дальнейшем будем следовать традиционному выделению страхования в качестве самостоятельного элемента финансовой системы.

Для целей анализа экономики принято различать макроэкономику (т.е. регулирование на государственном или межгосударственном уровне) и микроэкономику (т.е. экономику предприятия или отрасли). Исходя из этого, первые три звена финансовой системы можно отнести к централизованным финансам, которые служат целям макроэкономического регулирования; четвертый элемент - финансы предприятий - является инструментом микроэкономики. Как взаимодействуют указанные элементы? Предприятие А заработало определенную сумму прибыли, с суммы которой уплачивается налог (реально налоги уплачиваются не только с прибыли, но и с многих других объектов). Указанный налог поступает в централизованный фонд - государственный бюджет, из которого финансируется весь комплекс государственный расходов. В нашем случае такими расходами можно назвать строительство дороги, по которой предприятие А развозит свою продукцию покупателям, и выплату государством зарплаты служащим стоящей рядом больницы, которые на эти деньги покупают у предприятия А продукцию. Оно также уплачивает во внебюджетные фонды специальные взносы, часть которых затем расходуется на выплату пенсий. Пенсионеры приобретают на эти деньги товар у предприятия Б, которое является контрагентом предприятия А. Вырученные таким образом средства далее идут на заключение различных договоров страхования (к примеру, страхуется отгружаемый контрагентам товар и ответственность предприятия А). Страховая компания В, во-первых, уплачивает налоги, во-вторых, помещает полученные в виде страховой премии средства в банк под 10% годовых. Уплаченные страховой компанией налоги и взносы в фонды пойдут на содержание милиционера, который расположен рядом с предприятием А, а также на выплаты сотрудникам предприятия А по болезни, рождению ребенка и т.д. Банк, в котором лежат деньги страховой компании В, получает от руководства предприятия А заявку на кредит и, по изучении бизнес-плана, принимает решение о выдаче кредита. Полученные предприятием А средства идут на расширение производства и найм новых сотрудников, что, в свою очередь, приводит к повышению суммы уплачиваемых налогов, страховых премий (отгружается больше товара) и дивидендов акционерам. Кругооборот ресурсов возобновляется.

Безусловно, приведенная выше схема идеальна и упрощена. Во-первых, далеко не вся сумма уплаченных всеми (и предприятием А, и его контрагентом, и страховой компанией) налогов возвращается обществу в виде услуг со стороны государства (строительства дороги, содержания милиции и т.д.). Часть из этих средств (уплаченных налогов), к сожалению, будет потрачена непроизводительным и неэффективным образом. Во-вторых, существуют так называемые провалы рынка, из-за которых потребителями благ часто становятся те, кто к этим благам никакого отношения не имеет и, строго говоря, не имеет даже право претендовать на эти блага (в отличие, к примеру, от Иванова, который стал во время военной службы инвалидом и поэтому вправе требовать от других членов общества определенного возмещения). В третьих, указанные взаимосвязи и иерархия звеньев финансовой системы не всегда выдерживаются так, как это описано; к примеру, предприятие А не со всей части прибыли может уплачивать налоги, кредит банку возвращается не вовремя, договор страхования не заключается, а зарплата (как и пенсии) уплачивается не в полном объеме. Однако в целом приведенный пример демонстрирует то, как должна функционировать финансовая система.

Финансово-Кредитная система (4 группы):

  1.  Финансы хозяйствующих субъектов можно делить по:
    1.  роли участия в воспроизводственном процессе.                                                                                            финансы коммерческих организаций,                                                                                        финансы некоммерческих организаций,                                                                                       финансы субъектов хозяствования, не образующих юридического лица;
      1.  организационно-правовым формам.                                                                                             финансы товариществ,                                                                                                                     финансы ООО, АО, ЗАО                                                                                                                     финансы общественных организаций,                                                                                          финансы фондов;
        1.  по отраслям экономики.                                                                                                                      финансы промышленности,                                                                                                              финансы сельского хозяйства,                                                                                                        финансы торговли,                                                                                                                            финансы строительства,                                                                                                                   финансы здравоохранения,                                                                                                             финансы образования,                                                                                                                    финансы вооруженных сил,                                                                                                             финансы других отраслей как производственной, так и непроизводственной сферы;
        2.  по степени централизации.                                                                                                           финансы министерств и ведомств,                                                                                               финансы корпораций и объединений, ФПГ, трестов,                                                                финансы учреждений, организаций.
      2.  Финансы страхования делятся по:
        1.  отраслям.                                                                                                                                            социальное страхование,                                                                                                                    личное страхование,                                                                                                                имущественное страхование,                                                                                                     страхование ответственности,                                                                                                  страхование предпринимательских рисков.
      3.  Государственные и муниципальные финансы делятся по:
        1.  видам.                                                                                                                                               бюджетная система РФ (система бюджетов и внебюджетных фондов),        государственный и муниципальный кредит,                                                                      государственные унитарные или казенные предприятия;
        2.  уровням управления.                                                                                                           федеральные финансы,                                                                                                                   финансы субъектов федерации,                                                                                                 местные финансы.

В каждом звене финансовой системы создаются фонды (каждый фонд в своем названии имеет слово фонд, а также цель своего создания), которые можно классифицировать по степени централизованности  и по характеру:

Каждому звену финансовой системы соответствуют свои органы управления.

Финансовая политика

Объективные предпосылки использования финансов заложены в их функциях, распределительной и контрольной. С помощью распределительной функции формируются финансовые ресурсы – целевые денежные фонды во всех структурных подразделениях экономики. Контрольная функция по средствам экономических показателей отражает ход экономических процессов. Финансы влияют на воспроизводственный процесс количественно и качественно.

Государственное регулирование – это воздействие государства на экономику страны с помощью финансов, использование государством финансов как инструмента экономического регулирования.

Вмешательство государства в экономику основано на использовании законодательной и исполнительной ветвями власти стоимостных рычагов воздействия на процесс общественного развития. Из государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, системы льгот и санкций складывается конкретный механизм воздействия государства на экономику. С помощью экономических инструментов государство побуждает хозяйствующих субъектов осуществлять такие варианты действий, которые удовлетворяют потребностям всего общества. При этом необходимо помнить, что вмешательство государства в экономику не должно быть беспредельным, т. к. оно имеет четкие объективно обусловленные границы. Излишнее вмешательство может привести к ослаблению экономических и финансовых стимулов и снижению эффективности всего рыночного механизма.

Рычаги воздействия государства на экономику: дотации (отсутствие оных), фискальные методы (отсутствие оных).

Финансы используются для регулирования экономики по трем направлениям:                           регулирование воспроизводственных пропорций,                                                                       регулирование отраслевых пропорций,                                                                                      регулирование территориальных пропорций.

Материальным воплощением финансов и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы (ФР) – это часть денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Они используются для расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и выполнения государством его функций.

ФР общества складываются из:    ФР хозяйствующих субъектов,                                                                   ФР государства – бюджет и ВБФ,                                                                                                                      ФР муниципалитетов,                                                                                                                                           ФР страховых компаний.

После формирования ФР происходит их использование. Можно выделить следующие основные направления использования ФР:                                                                                                        Капитальные вложения;                                                                                                                                Прирост оборотных средств;                                                                                                                         Другие материальные затраты;                                                                                                      Формирование финансовых резервов;                                                                                      Финансирование социальных потребностей общества;                                                           Удовлетворение потребностей отдельных граждан;                                                                   Обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга;                                                      Расходы на внешнеэкономическую деятельность.

Формы использования ФР – централизованные и децентрализованные фонды.

Основное место в ФР занимают финансовые резервы.

Финансовые резервы (ФРЗ) – часть ФР, временно выбывшая из оборота и вновь вступающая в оборот при наступлении непредвиденных обстоятельств.

ФРЗ необходимы для обеспечения бесперебойного воспроизводственного процесса и финансирования незапланированных мероприятий. ФРЗ создаются на всех уровнях хозяйствования и государственного управления. Хозяйствующие субъекты создают собственные ФРЗ для самострахования за счет отчислений от прибыли. Управленческие структуры различных уровней создают ФРЗ отраслей, подотраслей, объединений. Специальные страховые организации формируют ФРЗ методом страхования. Государство и органы местного самоуправления формируют ФРЗ как резервные фонды в бюджетах всех уровней.

Существует проблема активизации ФРЗ. Также формирование крупных ФРЗ непосредственно у хозяйствующих субъектов малоэффективно, т. к. это ведет к распылению средств и увеличению их общего объема, и к тому же эти средства не участвуют в производстве, т. е. не работают, не приносят добавочной стоимости.

Финансовый рынок (ФРН) – особая форма организации движения денежных средств.

ФРН включает в себя рынок ссудных капиталов и рынок ценных бумаг. Это связано с делением капитала на основной и оборотный. Субъекты ФРН:

Эмитент – хозяйствующий субъект, нуждающийся в дополнительных финансовых ресурсах и выпускающий для этого ценные бумаги;

Инвестор – владелец свободных финансовых ресурсов, предоставляющий их эмитенту посредством покупки его ценных бумаг;

Посредник (дилеры, брокеры) – профессионально работающий на ФРН агент, предназначенный помочь инвестору наиболее эффективно вложить свои свободные финансовые ресурсы, а эмитенту наиболее эффективно получить необходимые финансовые ресурсы.

Главный инструмент ФРН – ценные бумаги.

Ценная бумага (ц/б) – документ, удостоверяющий при соблюдении установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа. Ц/б обязана содержать следующие реквизиты: Номинальная цена;                                                                                                                                           Срок обращения на рынке; Способ погашения; Фискальный режим;                                                                                                                                        Порядок выплаты процентов и дивидендов.

Основные задачи, решаемые финансовым рынком:                                                                     Мобилизация временно свободных ФР,                                                                                         Эффективное их размещение,                                                                                                                Обеспечение максимальных доходов владельцам ФР,                                                                Цивилизованное (в теории) финансирование бюджетного дефицита,                                                  Рыночный механизм перераспределения ФР между отраслями, территориями, субъектами хозяйствования в дополнение к бюджетному механизму.

Финансовая политика (ФП)это совокупность мероприятий, осуществляемых государством, в области Финансов. Это часть экономической политики государства (на ряду с политикой в сфере ценообразования, кредита, денежного обращения), которая должна проводиться в тесной связи  и в соответствии с вышеупомянутыми политиками в рамках единой согласованной экономической политики, т. к. оказывает огромное влияние на экономику.

ФП включает следующие звенья:

  1.  Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния НХ, перспектив развития страны, исходя из потребностей населения. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных экономической политикой целей, международных факторов и возможностей роста ФР.
  2.  Создание адекватного финансового механизма
  3.  Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач ФП подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия (ФС) – это долговременный курс ФП, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных социально-экономической стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция их использования, намечаются принципы организации финансового обеспечения, осуществляется составление целевых программ для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития.

Финансовая тактика (ФТ) – это меры, направленные на решение задач конкретного этапа развития страны путем адекватного изменения способов организации финансовых отношений и маневрирования ФР.

Между ФП и экономическим базисом существует тесная взаимосвязь. ФП строиться на основе финансовых отношений, т. к. общество не свободно в выработке и проведении политики: политика обусловлена экономикой.

При выработке ФП необходимо учитывать конкретные исторические условия, специфику каждого этапа развития страны, особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства, отечественный и мировой опыт, накопленный в этой сфере, а также новейшие тенденции в области ФП. Необходим комплексный подход к выработке ФП. Необходимо согласование всех политических мероприятий по всем звеньям финансовой системы во всех областях экономики с целью обеспечения тесной взаимосвязи между финансовой, кредитной, ценовой политиками, а также политикой в области оплаты труда.

Основная цель ФП – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения социально-экономических потребностей развития общества.

На любом этапе развития общества ФП решает следующие задачи:

1. Обеспечение условий для роста объема финансовых ресурсов, что включает мероприятия в области налогообложения, амортизационной политики, стимулирования, льгот и санкций. Эти мероприятия призваны мобилизовать финансовые ресурсы.

2. Обеспечение рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов: распределение по фондам, территориям, ведомствам, отраслям и целевым программам.

3. Выработка адекватного условиям хозяйствования финансового механизма, который обеспечит реализацию предыдущих задач и будет способствовать реализации намеченных экономической политикой направлений развития.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляют собой финансы?

2. Какова их связь с другими экономическими категориями?

3. Назовите составные компоненты финансов.

4. Каковы функции финансов?

5. Что является основой выполнения финансами своих функций?

6. Как появляются и развиваются финансы?

7. Дайте определению понятию "финансовая система". Каковы ее компоненты?

 8. Дайте определению понятию "финансовая политика".

 9. Дайте определению понятию "финансовый рынок".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18074. Екологічна оцінка технологічного процесу обробки граніту на виробничому підприємстві «Укр-Інтер-Граніт» 712 KB
  Підприємство займається обробкою та реалізацією виробів з граніту. Головними технологічними процесами є розпилювання блоків граніту, переробка їх на вироби за кресленнями замовника, включаючи процеси шліфування і полірування.
18075. АНТЕНИ СИСТЕМ СУПУТНИКОВОГО РАДІОЗВ’ЯЗКУ 1.3 MB
  ЛЕКЦІЯ №2 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ ТЕМА 1: АНТЕНИ РТС ПЕРЕДАЧІ ІНФОРМАЦІЇ. ЗАНЯТТЯ 2: антенИ систем супутникового радіозв’язку 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ Вимоги до антен системи супутникового ра
18076. АНТЕНИ РАДІОРЕЛЕЙНИХ ЛІНІЙ 284 KB
  ЛЕКЦІЯ №3 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ ТЕМА 1: АНТЕНИ РТС ПЕРЕДАЧІ ІНФОРМАЦІЇ. ЗАНЯТТЯ 4: антенИ радіоРЕЛЕЙНИХ ЛІНІЙ 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ Вимоги до антен радіорелейних ліній. 2. Особли
18077. АНТЕНИ СИСТЕМ КОРОТКОХВИЛЬОВОГО ЗВ’ЯЗКУ ТА РАДІОМОВЛЕННЯ 258.5 KB
  ЛЕКЦІЯ №4 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ ТЕМА 1: АНТЕНИ РТС ПЕРЕДАЧІ ІНФОРМАЦІЇ. ЗАНЯТТЯ 5: антенИ систем короткохвильового зв’язку та радіомовлення. 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ Вимоги до антен коротк...
18078. ЧАСТОТНО НЕЗАЛЕЖНІ АНТЕНИ 365.5 KB
  ЛЕКЦІЯ №5 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ ТЕМА 2: Частотні властивості антен. ЗАНЯТТЯ 1: Частотно незалежні антени 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ Принцип створення частотно незалежних антен. 2. Пр
18079. АКТИВНІ ПЕРЕДАВАЛЬНІ АНТЕНИ 351 KB
  ЛЕКЦІЯ №7 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ ТЕМА 3: Активні антени. ЗАНЯТТЯ 1: Активні передавальні антени. 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ Загальні відомості про активні передавальні антени. Ант...
18080. АКТИВНІ ПРИЙМАЛЬНІ АНТЕНИ 408.5 KB
  PAGE 32 ЛЕКЦІЯ №8 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ для студентів 5 курсу ТЕМА 3: Активні антени. ЗАНЯТТЯ 2: Активні прИЙМАльні антени. 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ Загальні відомості про активні приймальні ан...
18081. АНТЕНИ ТА ЕЛЕКТРОМАГНІТНА СУМІСНІСТЬ (ЕМС) 384 KB
  ЛЕКЦІЯ №10 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ ТЕМА 4: Антени та ЕМС. Моделювання та проектування антеннофідерних пристроїв ЗАНЯТТЯ 1: Антени та електромагнітна сумісність ЕМС 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ ...
18082. Работа со строками в Java 311.5 KB
  Лабораторная работа 5 Работа со строками в Java. Цель работы Целью работы является приобретение навыков программирования с использованием строк языка Java. Состав рабочего места. Оборудование: IBMсовместимый персональный компьютер ПК. Программное...