6750

Клеточные основы наследственности человека

Доклад

Биология и генетика

Клеточные основы наследственности человека Клетка - основная единица биологической активности. Первое описание клеток было сделано в 1665 году англичанином Р.Гуком. В зависимости от структурных особенностей клетки делятся на прокариотическ...

Русский

2013-01-07

29.41 KB

13 чел.

Клеточные основы наследственности человека

Клетка – основная единица биологической активности.

Первое описание клеток было сделано в 1665 году англичанином Р.Гуком.

В зависимости от структурных особенностей клетки делятся на прокариотические и эукариотические. Прокариотическое организмы (перевод с греческого – «предъядерные») – это бактерии и сине-зелёные водоросли. Основной их особенностью является отсутствие оформленного ядра.

Более высокоорганизованные живые организмы – грибы, растения, животные, в том числе и человек, имеют в своем составе эукариотические клетки. Их особенностью является наличие ядра с ядерной оболочкой и цитоплазмой с органоидами.

Основные компоненты эукариотической клетки.

От окружающей среды клетку отделяет плазматическая или клеточная мембрана. Она выполняет важнейшие функции:

  1.  регулирует обмен веществ между клеткой и окружающей средой;
  2.  ограничивает или полностью исключает доступ в клетку одних веществ и пропускает другие;
  3.  сохраняет форму клетки;
  4.  защищает клетку от повреждений;
  5.  участвует в формировании контактов с другими клетками.

Внутреннее содержимое клетки называется цитоплазмой и состоит из основного вещества и находящихся в нём разнообразных структур. Основное вещество – это бесцветная коллоидная масса, в которой протекают многие биохимические процессы. Оно обеспечивает взаимосвязь между отдельными структурами клетки.

Цитоплазма содержит включения и органоиды. Включения – это непостоянные структуры, встречающиеся в некоторых клетках в определенные периоды их жизнедеятельности (зерна крахмала, белков, капли секрета и др.)

Органоиды (клеточные органы) - постоянные компоненты клетки, имеющие специфические функции. К ним относятся: эндоплазматическая сеть, пластинчатый комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, микротрубочки и микрофиламенты, центросома.

Эндоплазматическая сеть состоит из мембраны, которая образует пронизывающий всю цитоплазму комплекс соединенных между собой полостей и каналов. На этой мембране расположены рибосомы, которые имеют большое значение для синтеза белковых молекул. Также эндоплазматическая сеть содержит ферменты для образования липидов и транспортирует различные вещества внутри клетки.

Аппарат Гольджи, или пластинчатый комплекс, включает 20 уплощенных дисковидных мембранных полостей. В этих полостях органические вещества подвергаются преобразованиям и транспортируются к различным структурам клетки.

Лизосомы представляют собой пузырьки, окруженные одиночной мембраной и содержащие набор ферментов. С их помощью клетка получает сырьё для химических и энергетических процессов.

Митохондрии - это самые крупные органоиды клетки. В них вырабатывается энергия, необходимая для осуществления всех важных жизненных функций.

Рибосомы являются самыми многочисленными органоидами клеток. Они состоят из двух субъединиц: большой и малой, которые сформированы из молекул р-РНК и белков. Главной их функцией является участие в биосинтезе белка.

Микротрубочки и микрофиламенты – это сократительные белки, имеющие нитевидную структуру. Располагаясь вдоль всей цитоплазмы клеток, они формируют цитоскелет, организуют движение органоидов, перемещение хромосом при делении и т.д.

Центросома, или клеточный центр, состоит из двух центриолей, перпендикулярных друг другу.

Центриоль представляет собой полый цилиндр, стенка которого образована микротрубочками. Центриоли участвуют в формировании митотического веретена деления.

В некоторых клетках организма человека располагаются специализированные органоиды, обеспечивающие специфические функции. К ним относятся, например, миофибриллы мышечного волокна, нейрофибриллы и синаптические пузырьки нервных клеток, микроворсинки эпителиальных клеток.

Важнейшей структурной частью эукариотических клеток является ядро. Оно было открыто в 1831 году Р. Брауном.

В клетке находится одно ядро, но встречаются и многоядерные клетки. Форма ядра может варьировать в зависимости от типа клеток и их функционального состояния, но чаще она шаровидная или яйцевидная. Составными частями клеточных ядер являются ядерная оболочка и кариоплазма, содержащая хроматин и ядрышки.

 Ядерная оболочка состоит из двух слоев мембраны и имеет поры, через которые происходит обмен веществ.

Основной компонент ядра – хроматин: хорошо окрашиваемые специальными красителями гранулы и нитевидные структуры. Он содержит ДНК в комплексе с белками. Хроматин неделящейся клетки представлен множеством длинных и тонких нитей, которые в некоторых местах закручены (спирализованы) в более толстые тяжи. Это состояние обеспечивает возможность реализации наследственной информации и удвоения генетического материала. В процессе деления клеток спирализация хроматина значительно увеличивается, что приводит к формированию хромосом. В ядре также находятся одно или несколько ядрышек. Они обнаруживаются только в неделящихся клетках и являются центрами образования субчастиц рибосом. Хроматин и ядрышки расположены в желеобразном растворе различных химических веществ, который называется кариоплазма.

Клеточное ядро выполняет важные функции по хранению и использованию наследственной информации, является регулятором всей жизнедеятельности клетки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53309. Україна в роки Другої світової війна (1939 -1945 рр.). Велика Вітчизняна війна (1941-1945 рр.) 131.5 KB
  Виховувати почуття гордості до історичного минулого України. Доповніть текст: Приєднання Західної України та Західної Білорусії до СРСР розпочалося після вступу Червоної армії на територію Польщі. Закон про включення Західної України до складу СРСР і воззєднання її з Українською РСР було прийнято: а Верховними Радами СРСР та УРСР у листопаді 1939 р.; б Народними зборами Західної України у жовтні 1939 р.
53310. Московська держава 74.5 KB
  МЕТА: Ознайомити учнів із внутрішній та зовнішній політикою Івана IV. Вінчання Івана IV на царство. Судебник Івана IV. ТИП УРОКУ: комбінований СТРУКТУРА УРОКУ Організаційний момент Актуалізація Вивчення нового матеріалу ІванIV Грозний; Реформи царя Івана IV; Опричнина та її наслідки для розвитку Росії; Зовнішня політика Івана IV.
53311. Двомовне вивчення історії у 5 класі як засіб формування громадянської свідомості учнів 56.5 KB
  Методи та прийоми: інформаційно-повідомлюючий пояснювально-спонукальний частково пошуковий; бесіда колективна та самостійна робота з підручником атласом; практичне завдання в контурній карті; інтерактивні вправи дидактичні ігри. В низинах Дніпра за дніпровськими порогами пролягали безкрайні...
53313. Козацька Україна 290 KB
  Рубрика Секрети старого козака. lмпровізована сцена біля дошки яка містить елементи відтворення української хати мальованого образу козака українського орнаменту та квітів. Виходять учень та учениця в українських костюмах: Ученькозак: В сивусиву давнину Козаки йшли на війну Бо на рідну Україну Сунулися без упину Ляхи турки та татари Москалі та яничари. Ученицякозачка: Козаки скликають раду: Не буде ворогу пощади Вірні коні рвуться в битву Крешуть іскри зпід копита.
53314. Використання НІТ в адміністративно-господарській діяльності школи 143 KB
  Впровадження НІТ в адміністративно-господарську діяльність школи Напрямки: Організаційне забезпечення. Розвиток єдиного інформаційного простору школи. функціонування інформаційноуправлінської господарської системи закладу; розробка методики використання НІТ в учбовому процесі; застосування різних форм мотивація вчителів працівників школи до використання НІТ в навчальновиховному процесі атестація матеріальне заохочення тощо.
53315. Хлеб - всему голова 41.5 KB
  Воспитывать любовь уважение и бережное отношение к труду и хлебу. Оборудование: Плакат Хлеб - всему голова колоски пшеницы иллюстрации к теме Ход 1. Ребята как вы думаете что это Хлеб.
53316. Хліб – годувальник, всьому голова 38.5 KB
  Мета: виховувати бережне ставлення до хліба повагу до хліборобів. Обладнання: у святковоприбраній світлиці на столі на вишитій скатертині скіп пшениці хлібина вироби з тіста. На землі вирощують хліб.