67524

Моменты синхронного двигателя и его пуск при питании от инвертора частоты. Синхронизирующий момент

Лекция

Производство и промышленные технологии

Схема включения обмоток синхронного двигателя Вращающееся магнитное поле статора увлекает за собой ротор-индуктор который в установившемся режиме вращается синхронно с полем. Рассмотрим СД ротор которого имеет неявно выраженные полюса с постоянным магнитным потоком...

Русский

2014-09-11

595.5 KB

3 чел.

ЛЕКЦИЯ  6

 Моменты синхронного двигателя и его пуск

при питании от инвертора частоты

Синхронизирующий момент

Синхронный двигатель имеет статор с шихтованным магнитопроводом и с трехфазной обмоткой и ротор-индуктор с обмоткой возбуждения или с постоянными магнитами (см. рис. 6.1). Обмотка возбуждения питается постоянным напряжением, а к трехфазной обмотке подводится трехфазная система напряжений

uA = Um sinωt;

uB = Um sin(ωt – 2π/3);

uC = Um sin(ωt – 4π/3).

Рис. 6.1. Схема включения обмоток синхронного двигателя

Вращающееся магнитное поле статора увлекает за собой ротор-индуктор, который в установившемся режиме вращается синхронно с полем.

Электромагнитный момент синхронного двигателя состоит из активного и реактивного моментов. Рассмотрим СД, ротор которого имеет неявно выраженные полюса с постоянным магнитным потоком, и индуктивные сопротивления обмотки статора по продольной и поперечной осям одинаковы. Тогда возникает активный электромагнитный момент, определяемый формулой

Ma = caФ0 I sin θ,

где саконструктивный коэффициент; Ф0 – основной магнитный поток; Iдействующее значение тока фазы обмотки статора; θ – угол между продольной осью ротора-индуктора и осью магнитодвижущей силы (МДС) обмотки статора. Угол θ положителен, если МДС статора опережает ротор.

Рис. 6.2. Различные положения МДС статора относительно ротора

На рис. 6.2 показано несколько взаимных положений ротора и МДС статора. Известно, что одноименные магнитные полюса отталкиваются, а разноименные – притягиваются. При θ1 = 0 электромагнитный момент равен нулю, т.к. разноименные полюса уже притянулись. При θ2 = π/4  Ma > 0. При  θ3 = π/2  Ma  = Mm, т.е. момент максимален.  При  θ4 = –π/4   Ma  < 0  и направлен по часовой стрелке. При  θ5 = –π/2  Ma  = –Mm, а при θ6 = π   Ma = 0. Отметим, что последнее состояние равновесия является неустойчивым и при небольшом отклонении от него ротор повернется на угол π или на угол –π.

Теперь рассмотрим синхронный двигатель с невозбужденным ротором (без постоянных магнитов или с выключенной обмоткой возбуждения). Предположим, что полюса ротора явно выраженные, причем магнитное сопротивление по продольной оси ротора меньше, чем по поперечной, а для индуктивностей выполняется неравенство  Ld > Lq . Реактивный момент возникает согласно правилу: если магнитная система имеет подвижную часть, то она стремится занять положение, при котором магнитный поток максимален, а магнитное сопротивление минимально. Для воздушного зазора справедливы равенства:

Ф = ΛUм;  Λ = μ0 S/δ,

где Ф – магнитный поток; Λ – магнитная проводимость; Uм – магнитное напряжение; μ0 – магнитная постоянная;  S – площадь, которую пронизывает магнитный поток; δ – воздушный зазор. Ротор стремится занять положение, при котором зазор на пути потока минимален. Тогда возникает реактивный электромагнитный момент, определяемый формулой

Mр = cр I2 sin 2θ,

где срконструктивный коэффициент; Iдействующее значение тока фазы обмотки статора; θ – угол между продольной осью ротора-индуктора и осью магнитодвижущей силы обмотки статора.

Рис. 6.3. Различные положения МДС статора относительно реактивного ротора

На рис. 6.3 показано несколько взаимных положений реактивного ротора и МДС статора. При θ1 = 0 электромагнитный момент равен нулю, т.к. воздушный зазор уже минимален. При θ2 = π/4  Mр  = Mm, т.е. момент максимален. При  θ3 = π/2  Mр  = 0. Отметим, что последнее состояние равновесия является неустойчивым и при небольшом отклонении от него ротор повернется на угол π/2 или на угол –π/2.  При  θ4 = –π/4   Mр  = –Mm  и направлен по часовой стрелке.

Реактивный ротор нейтрален к полярности магнитного поля статора. Поэтому случай  θ5 = 3π/4  совпадает со случаем  θ4 = –π/4, т.е. зависимость реактивного момента от угла  θ имеет период π.

На рис. 6.4 показаны зависимости активного, реактивного и результирующего моментов от угла θ. Видно, что активный момент имеет максимум при θ = π/2, реактивный момент максимален при θ = π/4, а суммарный момент достигает максимума при промежуточном угле θ. При постоянном моменте нагрузки статическая устойчивость наблюдается от минимума момента М до максимума.

Рис. 6.4. Графики активного, реактивного и полного моментов

Пуск синхронного двигателя

Если включить обмотку статора СД в трехфазную сеть при неподвижном возбужденном роторе, то он будет вибрировать из-за знакопеременного момента. Чтобы ротор разогнался до скорости, близкой к синхронной, применяют пусковую короткозамкнутую обмотку, размещенную в полюсных наконечниках. В этом случае СД называется асинхронизированным синхронным двигателем. При включении такого двигателя в сеть вращающееся магнитное поле наводит в стержнях пусковой обмотки ЭДС, по ним протекают токи и возникает пусковой момент, как у асинхронного двигателя. Такие обмотки играют роль успокоительных при работе в синхронном режиме. При достижении ротором скорости, близкой к синхронной, включается обмотка возбуждения, и двигатель входит в синхронизм.

Другим способом пуска является питание обмотки статора от инвертора частоты с плавным ее увеличением от нуля до номинального значения. Рассмотрим укрупненную функциональную схему, приведенную на рис. 6.5. Трехфазная система напряжений постоянной частоты (например, 50 Гц) подается на управляемый выпрямитель УВ, выполненный по шестифазной схеме на тиристорах. На УВ поступает информационный сигнал U0, задающий значение выпрямленного  напряжения.  Выход  УВ  подключен  к  фильтру низкой частоты

Рис. 6.5. Функциональная схема с управляемым выпрямителем,

инвертором частоты и синхронным двигателем

ФНЧ, содержащему дроссель (реактор) L и батарею конденсаторов С. ФНЧ применяется для сглаживания выпрямленного напряжения и уменьшения его пульсации. Это напряжение поступает на инвертор частоты ИЧ, имеющий шесть силовых ключей с IGBT-транзисторами и обратными диодами, а также генератор трехфазных напряжений регулируемой частоты, схемы широтно-импульсной модуляции и драйвер, выдающий управляющие импульсы на силовые ключи.

Предположим, что частота питающего напряжения изменяется по линейному закону  f = kt.

Рис. 6.6. Напряжение одной из фаз при равноускоренном пуске синхронного двигателя

Напряжение фазы обмотки связано с частотой приближенным равенством

UE0 = 4,44 f w Ф0.

Если основной магнитный поток Ф0 постоянен, то амплитуда напряжения растет вместе с частотой по линейному закону, а период напряжения изменяется обратно пропорционально времени. На рис. 6.6 показан график напряжения

одной из фаз обмотки статора. Можно показать, что площади под полуволнами равны друг другу. По достижении номинальной частоты вращения амплитуда напряжения становится постоянной.

Вопросы для самопроверки

1. По каким законам возникает активный и реактивный моменты синхронного двигателя ?

2. Как объяснить устойчивое и неустойчивое состояния равновесия ротора синхронного двигателя ?

3. Что произойдет, если синхронный двигатель с неподвижным ротором включить на напряжение сети частотой 50 герц ?

4. Как работает пусковая обмотка в полюсных наконечниках ?

5. Объясните назначение элементов в схеме управления синхронным двигателем с инвертором частоты.

6. Объясните график напряжения питания при пуске синхронного двигателя с постоянным угловым ускорением.

7. Что означает аббревиатура IGBT ?

A

B

С

U0

Aи

Bи

Си

СД

L

С

ИЧ

ФНЧ

УВ

θ

–π/2

π/2

0

Mа

Mр

π

M

M

N5

S5

N2

N4

N1

N3

S4

S1

S2

S3

N

S

S

N

S6

S5

N6

N5

0

t

u

+

+

Uв

f

U0

N2

N4

N1

N3

S4

S1

S2

S3

 Uf

C

 B

 A

ААлтл

ААлтл

ААлтл

ААлтл

ААлтл


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7361. Производство дрожжей 205 KB
  Производство дрожжей Содержание 1. Сырьё и основные стадии технологического процесса 2. Дрожжи используемые для производства хлебопекарных дрожжей 3. Вредители дрожжевого производства 3.1 Микрофлора мелассы 3.2 Микрофлора воды и воздуха 3.3 Вторичны...
7362. Сегментирование рынка. Ответы на экзаменационные вопросы 241.5 KB
  Ответы на экзаменационные вопросы Сегментирование рынка. Его основные критерии Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. Главное же то, что все они приобр...
7363. Сегментирование рынка: необходимость или отсутствие таковой 195.5 KB
  Сегментирование рынка Сегментирование рынка: необходимость или отсутствие таковой После того как произведен общий анализ всех факторов внешней среды, в маркетинговых исследованиях рекомендуется все внимание сосредоточить на одном из них, а именно на...
7364. Разработка стройфинплана дорожно-строительной организации 1.16 MB
  Разработка стройфинплана дорожно-строительной организации Конструкция дорожной одежды: 1,5 см щебень 35 см песок 1. Определение затрат ресурсов на строительство 1 км автомобильной дороги. Технология работ по...
7365. Организация лечебно-профилактического и диетического питания на примере столовой Орел ГТУ 159 KB
  Организация лечебно-профилактического и диетического питания (на примере столовой Орел ГТУ) Введение Данная курсовая работа посвящена организации лечебно-профилактического и диетического питания. Данная тема на сегодняшний день является довольно а...
7366. Тепловой и аэродинамические расчеты котла ТВГ-8М 512.5 KB
  Пояснительная записка содержит страниц, таблиц, 21 источников. Объект исследования - тягодутьевое оборудование котла ТВГ-8М на Бородинской котельной в г. Запорожье. Цель проекта - аэродинамический расчет котла ТВГ-8М. Метод исследо...
7367. Исследование статических режимов в двигателе постоянного тока с электромагнитным возбуждением 11.16 MB
  Исследование параметров и характеристик двигателя постоянного токас независимым возбуждением Задание Исследовать статические режимы в двигателе постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Цель Ознакомиться с виртуальной средо...
7368. Розробка конструкції та монтажу модуля попереднього підсилювача 182.5 KB
  Розробка конструкції та монтажу модуля попереднього підсилювача Вступ (ризначення, основні технічні характеристики, умови експлуатації). Як відомо, для високоякісного відтворення стереофонічних програм в салоні автомобіля необхідним пісилювачем звук...
7369. Исследование цепи второго порядка. Поиск входной и предаточной характеристики 619.5 KB
  Задание к курсовой работе В курсовой работе необходимо исследовать цепь второго порядка. Для цепи необходимо найти ее входную и передаточную характеристику, определить переходную и импульсную характеристику, написать уравнения цепи через переменные ...