67610

Материнский капитал

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей - материнский (семейный) капитал; изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала; рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала...

Русский

2014-12-08

128 KB

51 чел.

      Учебная дисциплина «Право и социального обеспечения»

                                     Курсовая работа на тему:

                    Материнский капитал


Содержание

Введение……………………………………………………………………………4-6

Глава 1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение………...7-15

1.1  Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование…………………………………………………………………….7-10

1.2  Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала………………………………………………………………………….11-13

1.3  Условия получения сертификата………………………………………….14-15

Глава 2. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала…..16-28

2.1 Размер материнского (семейного) капитала………………………………16-17

2.2 Направление средств материнского (семейного) капитала на решение жилищной проблемы…………………………………………………………...18-21

2.3 Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребёнком (детьми)……………………………………………......22-25

2.4 Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии………………………………………..26-28

Заключение……………………………………………………………………...29-30

Список литературы……………………………………………………………..31-32


Введение.

Демографическая ситуация в России является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности. Ежегодно население России сокращается на 700 800 тыс. человек.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года только 15% из 41 млн российских семей воспитывают двух несовершеннолетних детей, трех и более несовершеннолетних детей воспитывают менее 3% семей. Почти у половины семей в России в составе семьи несовершеннолетних детей нет. С каждым годом растет число неполных семей.

Введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи. Меры поддержки семьи со стороны государства особенно важны с учетом экономической ситуации в стране.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.1

Размер материнского капитала в 2010 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек и эта сумма ежегодно индексируется с учетом темпа инфляции. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

Актуальность данной темы заключается в том, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей - материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в стране. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми, а так же высокий уровень бедности, плохой уровень медицинского обслуживания, и низкие заработные платы стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

Поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

В числе основных причин стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития РФ были выделены следующие, наиболее важные и актуальные:

- формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи. Сюда входит также получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

Объектом исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Предметом исследования является механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей, на материальную поддержку.

Целью исследования курсовой работы является анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих социальную поддержку семей, имеющих детей.

Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей - материнский (семейный) капитал;

- изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;

- рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала


Глава 1.  Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение.

1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование.

Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».2

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, а именно права на использование материнского (семейного) капитала основано на двух основных обстоятельствах:

- Во-первых, это рождение (усыновление) второго и последующего ребенка

- Во-вторых, это период времени, в течение которого произошло рождение или усыновление ребенка. Главное условие - временной период должен соответствовать нормативно закрепленному сроку действия данной меры государственной поддержки (с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.).

Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, которые четко прописаны  в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ - государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Данный бланк относится к бланкам унифицированного  государственного образца, категории бланков строгой отчетности выдающихся лично в руки обладателю данного права на государственную поддержку. При этом личность претендента на государственную поддержку должна быть установлена и проверена территориальными органами ПФР. Право получения сертификата определяется комиссией по решению присвоения права на материнский (семейный) капитал. Сертификат не может быть передан в третьи руки, использован другим человеком, кроме заявленного как получатель права на государственную поддержку и т.д.

В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности нормативно-правовые документы:

- Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации программы дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 ст. 217 НК РФ);

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает унифицированную систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;3

- Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих данным категориям семей достойную жизнь.

К числу подзаконных нормативных актов, формирующих базу системы законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, также относятся:

- постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;4

- постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;5

- постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» - определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.


1.2 Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) второго и последующего ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации независимо от места их жительства: 

- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом;

- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

При возникновении права не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц, а так же дети, родители которых в момент принятия решения комиссии о выдаче сертификата на материнский капитал находились под следствием по заявлению органов опеки и попечительства в отношении неправомерного отношения к ребенку.

Право у женщин прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности. Также это право возникает у отца ребенка в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право не возникает у указанного лица, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки. Данное право действует также, если ребенок с рождением (усыновлением) которого возникло право, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В случаях, если отец (усыновитель) ребенка или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка умер, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленно преступления, относящееся к преступления м против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло прав, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигших совершеннолетия, и (или) обучающего по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида не зависимо от ее организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях) указанного в части 4 Федерального Закона, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям указанным в части 3 статьи 3 настоящего Закона, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Также это право возникает в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственно поддержки по основаниям указанным в части 3 статьи 3.

Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) прекращается в случае его смерти или объявления его умершим или пропавшим без вести.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей. Оно  может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона ( заявлении о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, или частным кредитодателем  по 31 декабря 2010 года включительно).


1.3 Условия получения сертификата.

Лица (или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия) у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права путем подачи личного заявления со всеми необходимыми документами  (или копиями документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).Сделать это претендент на право обладание данной мерой государственной поддержки может по месту регистрации, по месту пребывания или по месту фактического проживания. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, подают заявление со всеми необходимыми документами непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для подачи заявления на выдачу материнского (семейного) капитала необходимо заполнить бланк-заявление для лица, претендующего на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а также  выполнить следующие действия:

1. Оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка;

2. В территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства заполнить бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставить необходимые документы:

-   заявление установленного единого образца;

- документ, удостоверяющий личность, место жительства, российское гражданство лица, имеющего право на получение материнского (семейного) капитала, т.е. паспорт или заменяющий его документ;

- документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей: свидетельства о рождении всех детей (для усыновленных - свидетельство об усыновлении и вступившее в законную силу решение суда об усыновление) включая детей, родившихся до 1 января 2007 г.;

- документы, подтверждающие российское гражданство ребенка (детей), рожденного (усыновленного) после 1 января 2007 года: свидетельство о рождении, в котором указано гражданство его родителей либо стоит штамп паспортно-визовой службы о гражданстве ребенка (вкладыш в свидетельстве о рождении ребенка, если его получили до 07.02.2007 года);

В конкретных случаях представляются документы, подтверждающие смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, либо лишение ее родительских прав (решение суда), подтверждающие совершение женщиной умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности по отношению к ребенку и др., смерть родителей (усыновителей). 6 Срок рассмотрения заявления - не более одного месяца с даты подачи заявления в территориальный орган ПФ РФ. После этого, в течение пяти дней заявителю направляется уведомление. В уведомлении указывается о принятом решении (о выдаче или об отказе в выдаче сертификата). Решение об отказе в удовлетворение заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

3. Получить в территориальном органе ПФ РФ по месту жительства в день, указанный в уведомлении, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.


Глава 2.
 Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

2.1 Размер материнского (семейного) капитала.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

- с 1 января 2007 года -- 250 000 рублей

- с 1 января 2008 года -- 276 250,0 рублей (ч. 1 ст. 11 198-ФЗ от 24.07.2007 г.)

- с 1 января 2009 года -- 312 162,5 рублей (ч. 1 ст. 11 204-ФЗ от 24.11.2008 г.)

- с 1 января 2010 года -- 343 378,8 рублей (ч. 1 ст. 10 308-ФЗ от 02.12.2009 г.)

- с 1 января 2011 года -- 365 700 рублей (241-ФЗ от 28.07.2010 г.)

Изменение суммы не влечет за собой замену бланка сертификата, так как сумма на момент подачи заявления на распоряжение будет той, которая была указана на момент подачи заявления на получение государственной поддержки семей имеющих детей.

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч. 1 и ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренным Федеральным законом П. 6.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»., путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:7

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего и последующих детей, начиная с 1 января 2007 года.

Средства материнского (семейного) капитала могут быть распределены на усмотрение лица среди данных направлений частично или целиком направлены на одно конкретное направление.


2.2
Направление средств материнского (семейного) капитала на решение жилищной проблемы.

Порядок направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий установлен ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, определяющими виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий. Также указывается порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.8

Согласно Правилам направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года №862 (в ред. постановления Правительства РФ от 13 января 2009 года №20), средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы лицом на:

- оплату приобретаемого жилого помещения;

- в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве;

- оплату строительства индивидуального жилого дома (возведение фундамента, стен, кровли); Примечание: На ремонт и отделочные работы средства материнского (семейного) капитала использованы быть не могут.

- уплату первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;

- погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному. Также возможно направление средств МСК на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу).

Средства материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении перечисляются территориальным органом Пенсионного фонда РФ на счет организации кредитодателя или иной организации с которой лицо-правообладатель данной меры государственной поддержки заключила(л) договор не противоречащий федеральному и региональному законодательству в области МСК путем безналичного перечисления указанных средств:

1) организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;

2) либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения;

3) либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, если это не противоречит законодательству о нормах жилищной площади на 1 человека, а также размер указанных средств.

Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала подается в письменной форме с предъявлением следующих документов:

- подлинник сертификата (его дубликат в случае утраты или порчи сертификата);

- основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания;

- основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, - в случае подачи заявления через представителя;

- основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания,

- в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат;

- свидетельство о браке - в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат (п. 6 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий).

В зависимости от видов расходов, на которые направляются средства (или часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий лицо, получившее сертификат, дополнительно представляет иные необходимые документы предусмотренные законодательством. Постановление Правительства РФ от 27.11. 2010 № 937 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».9

В случае удовлетворения заявления территориальный орган Пенсионного фонда РФ перечисляет средства (или часть средств) материнского (семейного) капитала в счет оплаты приобретаемого или строящегося жилого помещения в течение 15 дней со дня зачисления средств на счет Пенсионного фонда. Однако это не может произойти ранее первого банковского дня второго полугодия текущего года в случае, если заявление было подано не позднее, чем 1 мая текущего года, либо первого банковского дня относящегося к первому полугодию года, следующего за годом подачи заявления, если заявление было подано не позднее 1 октября текущего года, за исключением случая удовлетворения заявления о части направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному. Также возможно направить средства МСК на приобретение или строительство жилого помещения либо по кредиту (займу), в том числе ипотечному кредитованию, на погашение ранее предоставленного кредита на приобретение или строительство жилья. В этом случае территориальный орган Пенсионного фонда РФ перечисляет средства на указанные виды расходов в течение двух месяцев со дня принятия этими органами решения по выдаче или отказе в выдаче сертификата заявителю.

2.3 Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребёнком (детьми).

Порядок направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг (прошедшим лицензирование), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) цели и порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели, установлены ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми), утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №926.10

Средства (или часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:

1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями при наличии у них соответствующей лицензии;

2) на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;

3) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и ежегодно пересматривается.

Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения, по соответствующей образовательной программе, включая высшее образование, не должен превышать 25 лет.

Распоряжение средствами, направляемыми на получение образования ребенком (детьми) в образовательном учреждении, осуществляется лицом, получившим в установленном порядке государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, с последующей подачей в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявления о распоряжении средствами и направлении их на образование ребенка (детей).

Лица, получившие сертификат, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о распоряжении средствами непосредственно в Пенсионный фонд РФ с последующей временной постановкой ребенка (детей) на учет по временному месту жительства и обучения в образовательных учреждениях РФ.

Средства направляются на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда РФ в соответствии с договором на оказание платных образовательных услуг. Договор заключается между лицом, получившим сертификат, и образовательным учреждением, путем безналичного перечисления территориальным подразделением ПФ РФ на счета (лицевые счета) образовательных учреждений, указанные в договоре на оказание платных образовательных услуг.

В соответствии с п. 5 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагаются заверенные указанным образовательным учреждением копии следующих документов:

- договор на оказание платных образовательных услуг;

- лицензия на право осуществления образовательной деятельности, выданная образовательному учреждению;

- свидетельство о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей).

Помимо того, средства могут быть перенаправлены на оплату проживания в общежитии, предоставляемом образовательным учреждением иногородним обучающимся на период обучения при условии успешной аккредитации образовательного учреждения и наличия у него соответствующей лицензии.

В данном случае к заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала прилагаются следующие документы:

а) договор найма жилого помещения в общежитии (с указанием суммы и сроков внесения платы);

б) справка из образовательного учреждения, подтверждающая факт проживания ребенка (детей) в общежитии.

Средства направляются на получение образования ребенком (детьми) территориальным органом Пенсионного фонда РФ не ранее первого рабочего дня каждого месяца полугодия, следующего за днем подачи заявления о распоряжении средствами, на счет (лицевой счет) образовательного учреждения, указанный в договоре на оказание платных образовательных услуг или в договоре найма жилого помещения в общежитии.

Средства направляются на получение образования ребенком (детьми) территориальным органом Пенсионного фонда РФ в течение 10 дней. Средства не могут быть направлены  ранее начала второго полугодия текущего года, на соответствующий счет (лицевой счет) образовательного учреждения, указанный в договоре на оказание платных образовательных услуг, при поступлении до 1 октября текущего года в территориальный орган Пенсионного фонда заявления о распоряжении средствами и соответствующих документов.

При предоставлении студенту академического отпуска перечисление территориальным органом Пенсионного фонда средств, направляемых на получение образования ребенком (детьми), на счет (лицевой счет) образовательного учреждения приостанавливается на срок, исчисляемый календарными днями по заявлению студента. Возобновление перечисления территориальным органом Пенсионного фонда средств, направляемых на получение образования ребенком (детьми), осуществляется на основании заявления о распоряжении средствами, к которому прилагается копия приказа о допуске студента к образовательному процессу, без представления документов, указанных в п. 5 вышеназванных Правил.

В случае прекращения получения ребенком (детьми) образовательных услуг до истечения срока действия договора на оказание платных образовательных услуг в связи с отчислением или добровольным уходом из учебного учреждения (по собственному желанию или в случае неуспеваемости, а также в связи со смертью ребенка (детей) (объявления его (их) умершими) лицо, получившее сертификат, обязано известить территориальный орган ПФР, и направить заявление об отказе в направлении средств (с точным указанием причины отказа). К заявлению прилагается документ (или его заверенная копия) об отчислении из образовательного учреждения или свидетельство о смерти ребенка (детей), (решение суда об объявлении его (их) умершими).


2.4 Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по представленному женщинами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки, заявлению о распоряжении средствами могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии. Это предусматривается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».11 12 13

Накопительная часть является одной из частей трудовой пенсии, которая формируется за счет поступивших за застрахованное лицо взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ. П. 23 ст. 14 Федерального закона от 17.12. 2001 № 173-ФЗ (ред. от24.07.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 05.12.2001). Право на накопительную часть пенсии в первую очередь имеют граждане 1967 года рождения и моложе, за которых уплачиваются страховые взносы. Также ими являются мужчины с 1953 по 1966 и женщины с 1957 по 1966 года рождения, за которых до 2005 г. в обязательном порядке уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части пенсии. После 1 января 2005 г. все страховые взносы, перечисляемые работодателем за данные категории граждан, могут быть использованы исключительно на страховую часть пенсии. Это означает, что женщины 1957-1966 годов рождения, родившие после 1 января 2007 г. второго ребенка (в 41-50 лет), смогут перевести средства материнского (семейного) капитала на накопительную часть пенсии. Выплата накопительной части пенсии начнется с 1 января 2013 года, поскольку только с этого года появились женщины, достигшие пенсионного возраста, чьи пенсии, хотя и в небольшом размере, будут включать накопительную часть.

Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств материнского (семейного) капитала. При этом необходимо написать заявление об отказе от использования средств материнского капитала по данному направлению и указать, какое иное предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» направление вложения средств материнского капитала она выбирает. Такое заявление должно быть подано не позднее 1 мая текущего года для отказа от средств (части средств) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года или не позднее 1 октября текущего года для отказа от средств (части средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за расчетным об отказе ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".14

Необходимо отметить, что ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрен также частичный отказ от использования средств материнского капитала по направлению предусматривающему использование средств МСК на накопительную часть пенсии. Таким образом, по желанию правообладателя часть материнского капитала так и останется включенной в накопительную часть ее будущей пенсии, а другая часть может быть использована на улучшение жилищных условий или получение образования ребенком (детьми).

Важным моментом в использовании средств, выделяемых для поддержки семей, имеющих детей, по направлению формирования накопительной части трудовой пенсии является тот факт, что если по каким-либо причинам женщина не приняла решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, она имеет право учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений..


Заключение

Анализ содержания и условий возникновения права на материнский капитал свидетельствует, что нормы Закона N 256-ФЗ о материнском капитале нуждаются в доработке. Подводя итог, следует отметить, что необходимо определить субъекта, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Таковыми должны являться женщины, родившие (усыновившие)двоих и более детей. Требуют изменения нормы о разрешенных направлениях использования материнского (семейного) капитала как в части уточнения порядка использования, так и направлениях использования средств материнского (семейного) капитала. По моему мнению, такие изменения необходимо принять в ближайшее время, так как в первом полугодии 2013 г. использование средств материнского капитал получит практическую реализацию.

Семьям, решившим вложить материнский капитал в жилище, предоставлена масса способов осуществления данной цели. Средства или часть средств материнского капитала могут пойти на строительство жилья или на его приобретение, причем допускается участие граждан в строительных или жилищно-строительных кооперативах. Однако жилое помещение, приобретаемое (строящееся) с использованием средств (части средств) материнского капитала, должно находиться исключительно на территории РФ и должно быть согласовано с компанией-подрядчиком или представителем частного или индивидуального строительства.

Кроме того, средства материнского капитала могут пойти на приобретение жилья с помощью кредита или займа. В частности, указанные средства могут быть направлены на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов. При этом в счет средств материнского капитала можно погасить кредит, который был взят семьей и до возникновения права на материнский капитал. Исключение составляют только штрафы, комиссии и пени за просрочку исполнения обязательств по кредиту. Погашать их за счет средств материнского капитала нельзя.

Правилами предусмотрен порядок подачи заявлений о распоряжении средствами материнского капитала, перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению, а также порядок и срок перечисления денег.

Для перечисления средств материнского капитала владельцам сертификатов необходимо будет обращаться с соответствующими заявлениями в территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Если семья планирует распорядиться материнским капиталом в том году, когда они решили произвести покупку жилья, они должны подать заявление не позднее 1 мая соответствующего года, а если оплата жилья планируется на следующий год - то не позднее 1 октября.

Воспользоваться средствами материнского капитала владельцы сертификатов смогут не ранее 2013 года (т.е. не ранее чем по истечении 3 лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей) - этого требует Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года;

2. Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ (ред. от 25.12.2008,) [Текст] «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Российская газета» от 31.12.2006 г. №297;

3. Федеральный закон от 25.12.2008 №288-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Парламентская газета» от 31.12.2008 г. №90, «Российская газета» от 30.12.2008 г. №266;

4. Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «Российская газета» от 10.04.1996 г. №68;

5. Федеральный закон от 24.07.2002 №111-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «Об инвестировании средств, для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // «Российская газета» от 30.07.2002 г. №138-139, «Парламентская газета» от 30.07.2002 г. №142-143;

6. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 30.06.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Парламентская газета» от 20.12.2001 г. №238-239, «Российская газета» от 20.12.2001 г. №247;

7. Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ (ред. от 18.07.2009) «О негосударственных пенсионных фондах» // «Российская газета» от 13.05.1998 г.;

8. Федеральный закон от 02.12.2009 №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // «Парламентская газета» от 8.12.2009 г. №67-70, «Российская газета» от 4.12.2009 г. №232;

9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 №873 (ред. от 22.09.2008) [Текст] «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский капитал»;

10. Постановление Правительства РФ от 20.07.2007 №457 (ред. от 22.06.2008) «Об утверждении правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ»;

11. Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 №862 (ред. от 04.12.2009) [Текст] «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

12. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 №926 [Текст] «Об утверждении правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществлении иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»;

13. Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 №209 [Текст] «О предоставлении межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда РФ на погашение за счет средств материнского (семейного) капитала основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, в том числе ипотечным, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа)»;

14. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2006 №892 (ред. от 28.01.2009) «Об утверждении Правил ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки»;

Интернет ресурсы

22. http: //www. Pfrf.ru/new_rule_orders/ «Улучшение жилищных условий»;

23. http://www.pfrf.ru/family_capital/ «Сайт пенсионного фонда Российской Федерации»

1  Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

2 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

3 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

4 Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

5 Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов».

6  Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // «Российская газета» от 10.04.1996 г. №68;

7 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

8 Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

9 Постановление Правительства РФ от 27.11. 2010 № 937 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

10  Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

11 Федеральный  закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

12 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

13 Федеральный закон от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34435. Россия в начале ХХ в. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, этапы, итоги 41.5 KB
  Причины революции 1905 – 1907 гг. Поводом к началу революции послужили события 9 января 1905 г. Этапы и основные события революции: Январьсентябрь 1905 г. – развитие революции по восходящей линии.
34436. Россия в 1906 – 1914 гг. Реформы П.А.Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы 32.5 KB
  начала работу I Государственная дума. Аграрную реформу должна была утвердить Государственная дума. начала работу II государственная дума. Дума отказалась утвердить Указ 9 ноября и занялась собственным законотворчеством.
34437. Участие России в первой мировой войне: причины, роль Восточного фронта, последствия 32.5 KB
  Причины первой мировой войны: обострение противоречий между великими державами в борьбе за передел мира образование двух противоборствующих блоков – Тройственного союза и Антанты. Таким образом за три года войны ни одна из сторон не достигла решающего перевеса. Последствия войны для России: Экономический кризис. За годы войны окрепла экономическая мощь и политические позиции буржуазии.
34438. Революционные события 1917 г.: свержение самодержавия, кризисы Временного правительства, приход к власти большевиков. Первые преобразования Советской власти 37 KB
  : свержение самодержавия кризисы Временного правительства приход к власти большевиков. Первые преобразования Советской власти. В ходе революции были созданы 2 органа власти: Петроградский Совет во главе с меньшевиком Чхеидзе Временное правительство во главе с князем Львовым состоявшее из буржуазных деятелей Государственной Думы. Было ликвидировано самодержавие в стране сложилось двоевластие.
34439. Гражданская война в России: причины, участники, этапы, итоги 32.5 KB
  Восстал Чехословацкий корпус Большевики начинают создание Красной армии Лето 1918 – осень 1920 гг. – фронтовой этап военное противостояние Красной армии и белого движения. Большевики вводят всеобщую воинскую повинность для рабочих и беднейших крестьян в Красной армии вводилась строгая дисциплина привлекались старые военспецы. Красная армия разбила армии Юденича Колчака и Деникина Апрельоктябрь 1920 г.
34440. Новая экономическая политика: мероприятия и итоги 35 KB
  Оценки сущности и значения нэпа. началось восстание моряков в Кронштадте Основным содержанием нэпа стало широкое использование рыночных отношений. Итоги нэпа: Быстро восстанавливался довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства был ликвидирован транспортный кризис Развивалась частная инициатива появился слой предпринимателей нэпманов Стабилизировалась финансовая система Полки магазинов заполнились товарами Выросла безработица уровень жизни большинства народа оставался низким Противоречивость нэпа: в экономике:...
34441. Образование СССР: причины и принципы создания союза 34 KB
  После гражданской войны на месте бывшей Российской империи появились новые государства: Финляндия Польша Латвия Стали независимыми государствами с буржуазными правительствами Литва Эстония Россия Украина Стали Советскими республиками Белоруссия Закавказская Федерация Бухарская республика Хорезмская республика Дальневосточная республика Предпосылки образования СССР: Экономическая взаимозависимость республик которые раньше существовали в рамках одного государства Необходимость противостоять общим врагам Все...
34442. Строительство социализма в СССР в 1920 – 1930-е гг.: становление тоталитарного режима, проведение индустриализации и коллективизации, культурная революция 42.5 KB
  В середине 20х годов перед советским государством встала задача модернизации экономики и превращения СССР из аграрноиндустриальной страны в индустриальную. СССР мог производить любой вид промышленной продукции Индустриализация тяжело отразилась на положении крестьян. С одной стороны был сделан гигантский скачок в развитии страны СССР вышел на 2 место в мире по производству промышленной продукции.
34443. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: основные этапы, события и итоги. Источники и значение победы 43 KB
  Этапы войны: 22 июня 1941 г. Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны: Неожиданность нападения Германии войска не были приведены в полную боевую готовность; Не было завершено перевооружение Красной Армии новую технику не успели освоить. В начале войны многие части не имели связи со своими штабами что затрудняло получение сведений о враге и приводило к окружению и плену. Центральным событием начального этапа войны стала битва за Москву 30 сентября – 56 декабря 1941 г.