6762

Клинические синдромы при аномалиях аутосом

Контрольная

Биология и генетика

Клинические синдромы при аномалиях аутосом. Нарушения нервно-психического и физического развития особенно характерны для изменений, затрагивающих количество или структуру аутосомных хромосом. Среди них чаще всего встречаются трисомии, в первую очере...

Русский

2013-01-07

36.82 KB

3 чел.

Клинические синдромы при аномалиях аутосом.

Нарушения нервно-психического и физического развития особенно характерны для изменений, затрагивающих количество или структуру аутосомных хромосом. Среди них чаще всего встречаются трисомии, в первую очередь – 21-й хромосомы. Значительно реже у новорожденных выявляются трисомии других хромосом. Большинство случаев подобных изменений хромосом обычно несовместимы с жизнью, даже при внутриутробном развитии плода. Так, трисомии составляют около 50% всех случаев хромосомных аберраций у эмбрионов при самопроизвольном прерывании беременности.

Моносомии аутосом не встречаются у новорожденных и крайне редко обнаруживаются у абортусов. В экспериментах на млекопитающих было установлено, что отсутствие целой аутосомы приводит к гибели зародыша в первые дни после оплодотворения.

Частичные трисомии и моносомии обычно не сопровождаются столь грубыми нарушениями в жизнедеятельности организма и могут выявляться у живорожденных детей. Подобные изменения в настоящее время описаны для всех аутосом.

Сбалансированные перестройки аутосом не приводят к фенотипическим нарушениям. Однако в потомстве носителей таких аномалий повышена вероятность возникновения частичных моносомий или трисомий, т.е. несбалансированных изменений хромосом. В некоторых случаях носители сбалансированных перестроек могут иметь врожденные пороки развития или даже нервно-психическую патологию.

Синдром Дауна – частое и хорошо изученное хромосомное заболевание у человека. Впервые оно было описано в 1866 году английским педиатром А.Дауном. В 1959 году Дж. Лежен с соавторами установили, что причиной синдрома Дауна является наличие дополнительной 21-й хромосомы в кариотипе больного.

Средняя частота этого заболевания - 1 больной на 650-700 новорожденных. Еще в середине ХХ века было обнаружено, что такие дети чаще рождаются у женщин старше 35 лет. Позже было доказано, что 80% всех случаев заболевания являются результатом не расхождения хромосом в мейозе у матери. Но остальные 20% трисомией 21-й хромосомы вызваны нарушениями сперматогенеза у отца больного.

Частота рождения ребенка с синдромом Дауна прямо зависит от возраста матери. Так, у женщин 20-24 лет вероятность этого заболевания в потомстве составляет 1 случай на 1980 родов, в 35 лет – 1 больной на 250 рождений. А у 45-летних матерей синдром Дауна обнаруживается почти у каждого 3-го новорожденного.

Синдром Дауна может возникнуть в результате разных вариантов изменений хромосом, приводящих к увеличению числа 21-й хромосомы:

  1.   простая (регулярная) трисомия 21-й хромосомы, которая составляет 94% всех случаев заболевания. Кариотип таких больных – 47, ХХ или ХY, + 21;
  2.   транслокационные варианты заболевания. Эта форма регистрируется примерно в 4% случаев;
  3.   мозаичные варианты синдрома Дауна обнаруживаются у 2% больных. Данные варианты сопровождаются менее выраженными изменениями фенотипа по сравнению с простой трисомией.

Синдром Дауна характеризуется специфической клинической картиной, которая позволяет поставить диагноз уже при рождении ребёнка, ещё до исследования хромосом.

Беременность плодом с синдромом Дауна часто протекает с явлениями угрожающего выкидыша, и дети при рождении имеют в среднем более низкую массу тела (около 3000 г при норме 3400).

При осмотре таких больных обнаруживается характерная форма черепа с уплощенным лицом и затылком, толстой кожной складкой на задней поверхности шеи. Разрез глаз является «монголоидным». Переносица широкая и вдавленная. Часто у больных выявляется дополнительная кожная складка у внутренних уголков глаз – эпикант. По краю радужек глаз можно увидеть мелкие белесоватые пятна (пятна Брушфильда). Язык большой и виден между губами, даже если рот закрыт.

Мышечные тонус снижен, поэтому новорожденные дети с синдромом Дауна обычно лежат в кроватке, раскинув ручки и ножки. Кисти и стопы у них – короткие и широкие. Пятый палец на руках обычно искривлен и имеет резко укороченную среднюю фалангу. Ладонь больных часто пересекает поперечная кожная борозда. Первый палец на стопах широко отстоит от других пальцев («сандалевидный промежуток»).

При синдроме Дауна очень часто обнаруживаются разнообразные пороки развития внутренних органов. Около 40% больных имеют врожденные пороки сердца (дефекты межжелудочковой или межпредсердной перегородок). Несколько реже выявляются аномалии желудочно-кишечного тракта (чаще атрезия или стеноз двенадцатиперстной кишки). Возможны также нарушения формирования и других органов.

Однако с увеличением возраста ребёнка главной проблемой становится глубокая умственная отсталость, которая достигает степени имбецильности у 90% больных. При синдроме Дауна отмечается задержка формирования моторных навыков и речи. Дети позже начинают ходить и говорить. У них резко нарушено абстрактное мышление. Они легче осваивают навыки, связанные с физическими движениями, чем речевые. Однако больные часто послушны и общительны, что помогает их обучению.

Продолжительность жизни при синдроме Дауна короче, чем у здоровых людей. В первую очередь это связано с наличием пороков развития внутренних органов, которые приводят к гибели больных в раннем возрасте. Кроме того, такие дети значительно чаще страдают острыми инфекциями и злокачественными заболеваниями крови. Средняя продолжительность жизни больных составляет 20 лет. Примерно треть больных с синдромом Дауна погибают на первом голу жизни. Очень редко больные доживают до 50 лет.

При мозаичном варианте синдрома Дауна состояние и развитие детей обычно страдает несколько меньше, чем при простой трисомии 21-й хромосомы. Степень тяжести фенотипических проявлений частично обусловлена процентным содержанием клеток с аномальным набором хромосом.

Реабилитация больных с синдромом Дауна должна быть комплексной. Она включает диетотерапию, массаж и гимнастику, развивающие занятия, лекарственную терапию, оперативную коррекцию пороков развития.

Синдром Патау (синдром трисомии 13) – был описан впервые в 1960 году К.Патау с соавторами. Синдром Патау оказался вторым патологическим состоянием человека, при котором были установлены изменения хромосом. Частота встречаемости в среднем 1 случай на 6000 новорожденных. Мальчики и девочки поражаются одинаково часто. Часть детей с синдромом Патау погибают в пренатальном периоде.

Около 85% всех случаев заболевания обусловлены не расхождением хромосом в процессе формирования половых клеток родителей, т.е. является результатом спонтанной мутации. Вероятность возникновения таких мутаций увеличивается с возрастом матери. Кариотип таких больных 47, ХХ или ХY +13.

Примерно 15% случаев синдрома Патау являются результатом транслокации 13-й хромосомы. Значительно реже встречаются другие варианты этого синдрома: мозаицизм, изохромосомы и т.д.

Хромосома 13-я значительно крупнее 21-й хромосомы, и соответственно её трисомия вызывает значительно более тяжелые структурные и функциональные нарушения в организме ребёнка.

Беременность таким плодом обычно осложняется угрозой выкидыша и многоводием. Роды наступают несколько раньше обычного срока – на 36-38-й неделе. Масса тела новорожденного с синдромом Патау ниже, чем должна быть при соответствующем сроке беременности.

С момента рождения у ребёнка с этим заболеванием обнаруживается много пороков развития.

Размеры черепа уменьшены, что приводит к формированию микроцефалии. В теменной области волосистой части головы часто выявляется участок отсутствия кожи до 1 см в диаметре. Лоб скошен, глазные щели узкие, переносица вдавлена, глаза недоразвиты (микрофтальм), с помутнением роговицы. Практически у всех больных с синдромом Патау обнаруживаются расщелины верхней губы и нёба, часто двухсторонние.

Постоянно выявляются дополнительные пальцы на кистях и стопах (полидактилия).

Характерны пороки развития внутренних органов. В 80% случаев у детей с синдромом Патау отмечаются дефекты перегородок сердца. Половина детей с этим заболеванием имеют незавершенный поворот кишечника, изменения структуры поджелудочной железы и печени. У большинства больных встречаются пороки почек: почки увеличены в размерах, содержат много кист в корковом слое. Возможно нарушение развития мочеточников. Типичными для детей с трисомией 13-й хромосомы являются пороки развития половых органов: неопущение яичек (крипторхизм) и недоразвитие полового члена у мальчиков, удвоение матки и влагалища у девочек.

Дети с синдромом Патау живут недолго и погибают в основном от осложнений, связанных с тяжелыми пороками развития. 95% таких больных умирает на первом году жизни. Если дети с синдромом Патау живут более 1 года, у них формируется выраженная задержка психомоторного развития.

Уход за такими пациентами направлен на облегчение их состояния, предупреждение инфекционных осложнений.

Синдром Эдвардса (синдром трисомии 18) был описан в 1960 году Д.Эдвардсом с соавторами, впоследствии получил его имя. Причина заболевания – дополнительная хромосома 18. Частота этого синдрома – примерно 1 больной ребёнок на 7000 новорожденных. Среди больных значительно больше девочек, чем мальчиков.

Абсолютное большинство случаев синдрома Эдвардса – это регулярная трисомия 18-й хромосомы. Кариотип больных 47, ХХ или ХY + 18. Мозаицизм и транслокационные формы встречаются редко.

Беременность при синдроме Эдвардса осложняется угрозой прерывания и многоводием. Характерно несоответствие размеров плода сроку беременности. При рождении дети имеют очень низкую массу тела, в среднем 2170 г при доношенной беременности. Такое выраженное отставание в функциональном развитии сохраняется им во время дальнейшей жизни детей.

Внешние пороки развития у таких детей встречаются редко. Чаще всего регистрируются дефекты развития конечностей, недоразвитие больших пальцев рук и лучевых костей, неправильно сформированные стопы с выступающей пяткой и провисанием свода («стопа-качалка), укорочение первой плюсневой кости. Иногда обнаруживаются спинномозговые грыжи и расщелины верхней губы, недоразвитие глаз (микрофтальмия).

Однако дети с синдромом Эдвардса имеют очень характерные фенотипические особенности. Череп у таких детей имеет выступающий затылок (долихоцефалия). Глазные щели короткие, нижняя челюсть маленькая и скошена назад. Ушные раковины расположены низко, слуховой проход узкий. Грудина укорочена, грудная клетка широкая.

У детей с этим синдромом отмечается флексорное положение кистей рук. При этом III и IV пальцы прижаты к ладони и частично перекрыты II и V пальцами.

Мышечный тонус у таких больных обычно повышен. Дети лежат в кроватке, отведя голову назад, с согнутыми конечностями.

У большинства пациентов определяются пороки сердца и чаще всего – дефект межжелудочковой перегородки. Этот порок может сочетаться с другими нарушениями строения сердца и крупных сосудов, например, с недоразвитием клапанов аорты и легочной артерии.

Достаточно часто выявляются пороки развития желудочно-кишечного тракта: атрезия (отсутствие отверстия) пищевода, незавершенный поворот кишечника и т.д. Отмечаются недоразвитие (гипоплазия) легких, сращение почек, удвоение мочеточников, неопущение яичек (крипторхизм) у мальчиков.

Продолжительность жизни детей с синдромом Эдвардса значительно сокращена: большинство из них умирают в первые месяцы. Для больных старшего возраста характерна глубокая умственная отсталость. Дети погибают от инфекционных заболеваний, развившихся на фоне пороков развития сердечно-сосудистой системы или мочевыводящих путей.

Эффективного лечения этого заболевания также не разработано, и уход за больными в основном заключается в предупреждении инфекционных осложнений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72017. Число і цифра 8. Урок-подорож до Країни Чисел і Цифр 45 KB
  Мета: ознайомити дітей з числом 8, його утворенням і записом, вчити групувати предмети, сприймати число 8; закріплювати нумерацію чисел у межах 8; вміння розрізняти цифри і числа; сприяти розвитку логічного мовлення, уваги та уяви, виховувати інтерес до цікавої математики.
72018. Повторення складу числа 10. Складання прикладів за малюнками предметів та монет. Розпізнавання геометричних фігур 29 KB
  Будемо допомагати героям виконувати різні завдання. Діти отже послухайте які ж завдання нашого уроку: сьогодні ми повторимо склад числа 10; формуватимемо навички складати й розв’язувати приклади на додавання за малюнками предметів та монет; розпізнаватимем геометричні фігури...
72019. Цикл нестандартних уроків з використанням мультімедійних технологій. Математика, 1 клас 240.5 KB
  Робота вчителя початкових класів дуже складна та відповідальна, і складність її полягає у тому, що необхідно викликати в учнів інтерес до знань, не згасити цей вогник допитливості, навчити кожного з них вчитися, запевнити у своїх силах.
72020. ВПРАВИ ЗАДАЧІ І НА ЗАСВОЄННЯ ТАБЛИЦЬ ДОДДВАННЯ І ВІДНІМАННЯ ЧИСЛА 3. РОЗ’ЯЗУВАННЯ ЗАДАЧ НА ЗНАХОДЖЕННЯ СУМИ. ВИМІРЮВАННЯ ДОВЖИНИ ВІДРІЗКА 49 KB
  Подивіться на малюнок які пташки першими прилетіли до годівнички Синиці Скільки їх А які ще птахи прилетіли Снігурі Скільки їх Нам потрібно знайти скільки всього пташок стало Якою дією ми можемо дізнатися скільки всього пташок прилетіло до годівнички...
72022. Языком математики о природе и здоровье. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 29.5 KB
  Цели: Упражняться в решении примеров и задач; развивать речь и гибкость ума; закреплять знания о живой природе о значении растений в жизни человека об их лечебных свойствах; о птицах о пользе воспитывать любовь к математике. Оборудование: Карточки с решением примеров...
72023. Складання таблиці додавання і віднімання числа 4. Розв’язування задач на знаходження суми й різниці (1 клас) 32.5 KB
  Мета: Розкрити принципи укладання таблиць додавання і віднімання числа 4. Формувати вміння додавати число частинами порівнювати значення виразів з даними числами. Формувати знання таблиць додавання і віднімання числа 4.
72024. Упражнение на применение способов сложения и вычитание чисел частям. Задачи на разностное сравнение чисел 94 KB
  Цель урока. Повторить и закрепить умения учащихся прибавлять и отнимать частями с переходом через десяток; формировать навыки решения задач; Развивать умение определять геометрические фигуры; развивать логическое мышление, связную речь, воспитывать навыки самоконтроля, чувства товарищества.
72025. МЕТОДИ І МОДЕЛІ СТВОРЕННЯ ВІДМОВОСТІЙКИХ ІНФОРМАЦІЙНО-УПРАВЛЯЮЧИХ СИСТЕМ, ЩО ФУНКЦІОНУЮТЬ У МОДУЛЯРНІЙ СИСТЕМІ ЧИСЛЕННЯ 1.28 MB
  Проведений аналіз світового досвіду створення і експлуатації пристроїв що реалізовують принципи модулярної системи числення МСЧ дозволяє виділити наступні основні напрями впровадження наукових розробок в цій області: програмна реалізація модулярних засобів обробки інформації...