67632

Как помочь своему ребенку улучшить чтение

Научная статья

Педагогика и дидактика

В норме чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс в котором участвуют различные анализаторы: зрительный речедвигательный речеслуховой. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1 овладение звуко-буквенными обозначениями; 2 послоговое чтение...

Русский

2014-09-12

38 KB

0 чел.

Статья для родителей «Как помочь своему ребенку улучшить чтение»

   Прежде всего, ваши занятия с ребенком должны быть ориентированы на психологическую  защищенность   ребенка,  его   комфорт,  потребность  в эмоциональном  общении  с вами.

Дислексия - частичное   нарушение   процесса   чтения,   проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

  В   норме   чтение  представляет собой сложный    психофизиологический процесс,   в   котором    участвуют   различные   анализаторы:    зрительный, речедвигательный,     речеслуховой.     В  основе  его лежат     «сложнейшие механизмы    взаимодействия     анализаторов   и    временных  связей   двух  сигнальных систем».

Процесс   чтения   начинается   со   зрительного  восприятия, различения и узнавания    букв.   В    дальнейшем    происходит    соотнесение     букв    с соответствующими       звуками     и     осуществляется       воспроизведение звукопроизносительного    образа     слова,   его  прочитывание.  И наконец, вследствие   соотнесения    звуковой     формы    слова    с   его    значением осуществляется понимание прочитанного.

   Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звукобуквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетических приемов чтения;

4) синтетическое чтение.

  Каждая       из      них    характеризуется    своеобразием,      качественными особенностями,     определенной    психологической    структурой,     своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.

  Нарушения   чтения    могут    вызываться    причинами    органического   и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями    зон    головного    мозга,  принимающих участие в процессе чтения.

 Функциональные    причины     могут    быть     связаны    с      воздействием внутренних    (например,     длительные      соматические     заболевания)     и внешних    (неправильная    речь     окружающих,   двуязычие, недостаточное внимание    к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов).

 Расстройства чтения часто    наблюдается    у  детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи. Таким   образом,  дислексия  чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.

Некоторые   авторы   отмечают    наследственную предрасположенность при нарушениях чтения.

 При дислексии  наблюдаются следующие группы ошибок:

  1.  Замены    и   смешения   звуков    при чтении,   чаще всего фонетически близких звуков    (звонких и глухих и др.), а также   замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.
  2.  Побуквенное чтении нарушение слияния звуков  в слоги и слова, буквы называются поочередно (р, а, м, а)
  3.  Искажения   звукослоговой    структуры  слова, которые проявляются в пропусках     согласных   при    стечении,   добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
  4.  Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются  на уровне отдельного слова,   предложения и   текста, когда  в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны.
  5.  Аграмматизмы      при     чтении.     Отмечаются   нарушения падежных окончаний,    согласования       существительного    и   прилагательного, окончаний глаголов и др.

     Симптоматика    и    течение     дислексии    во  многом зависит от ее вида,         степени выраженности, а также этапа овладения чтением.

      Упражнения,  направленные на формирование навыка чтения:

  1.  Чтение   слогов  (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево)

например таких:

ма      мя            на      ня          ра     ря            са      ся            фа     фя

му      мю           ну     ню         ру     рю           су     сю           фу     фю

мы     ми            ны     ни         ры    ри            сы     си            фы    фи

мо      ме            но      не         ро     ре             со      се           фо      фе

мэ      ме            нэ       не         рэ     ре             сэ      се           фэ      фе

- чтение слогов на скорость, дать образец быстрого чтения слогов;

  1.  соединение слогов, чтобы получились слова;
  2.  чтение слов и соединение их с подходящими картинками ;
  3.  чтение слов наоборот побуквенно (лето- отел) ;
  4.  чтение    наоборот      по словам  (птица сидела на ветке -  ветке на сидела птица);
  5.  чтение с закрытой верхней (нижней) половиной строки;
  6.  чтение наложенных слов;
  7.  чтение зашумленных слов;
  8.  поиск в тексте заданных слов;
  9.  чтение перевернутого текста под разным углом (голову ребенок держит прямо);
  10.  поиск в тексте конкретной буквы с последующим ее выделением;
  11.  чтение деформированного текста, расположенного под наклоном, спирали,  и т. д.;
  12.  чтение разрезанного текста    (разрезан    по   вертикали   на две равные половины, и  они    сдвинуты    относительно друг друга    на две или три строки);
  13.  чтение текста с окошечком (при угадывающем чтении);
  14.  добавление пропущенных букв  в  словах;
  15.  чтение со скрытыми окончаниями;
  16.  чтение подписей под картинками;
  17.  чтение инструкций;
  18.  чтение   текстов,    в которых    некоторые   слова представлены в виде рисунков;
  19.  чтение ответа на вопрос;
  20.  чтение в  учебнике по чтению  текстов,    которые  еще не были заданы учителем, таким образом, создание «ситуации успеха»;
  21.  разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок;
  22.   в      совместном       досуге    взрослого      и     ребенка    использовать    настольные учебно-развивающие игры «Эрудит», «Буковки» и др.;
  23.   ежедневное получасовое чтение  в выходные  дни,   на каникулах  (без критических замечаний, без исправления ошибок) порадоваться вместе с ребенком, что еще одна тренировка в чтении состоялась;
  24.  чтение одного текста 3- 4 -5 раз   (пока ребенок   не будет   читать текст легко и быстро)  это может занять 1 день или 2 дня;

 Не желайте       страстно      результата,     но      ежедневно     трудитесь   над   улучшением чтения. Результат обязательно будет, но не так скоро как бы вам хотелось.

Желаю      ВАМ    терпения,       трудолюбия,       успехов         в   совместной   деятельности       с  детьми,    мудрости,    огромной любви к вашим детям  и процессу жизни.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85418. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 785.5 KB
  Актуальность данной темы заключается в том, что брак является началом и ядром семьи, в укреплении которой заинтересовано общество, и не может рассматриваться как частное дело самих супругов. Поэтому наиболее важные вопросы заключения брака регулируются законодательством.
85419. Розробка системи управління контентом веб-сайту ПП «Віконера» 8.4 MB
  Необхідно використовувати систему вимикачів, що дозволяє регулювати інтенсивність штучного освітлення в залежності від інтенсивності природного, а також висвітлювати тільки необхідні для роботи зони приміщення. Для забезпечення нормованих рівнів шуму у виробничих приміщеннях і на робочих місцях...
85421. Совершенствование технологии производства пшеничного хлеба с добавлением кукурузной муки на ОАО «Глазовский хлебокомбинат» Удмуртской Республики 652 KB
  За счет потребления хлеба человек почти на половину удовлетворяет потребность организма в углеводах, на треть – в белках растительного происхождения. Хлеб из пшеничной обойной или ржаной муки практически полностью удовлетворяет потребность в пищевых волокнах и большинстве витаминов группы В...
85422. Психологическая помощь слабовидящим детям старшего дошкольного возраста в условиях специализированного ДОУ 262 KB
  Особенности развития мелкой моторики у слабовидящих детей. Использование развивающих методов в формировании моторных навыков у детей с нарушениями зрения в специализированном ДОУ как способ психологической помощи при подготовке к овладению навыками школьной готовности.
85423. Анализ и пути укрепления финансового состояния ООО ”Люмакс” 1.11 MB
  Финансовый анализ позволяет проконтролировать правильность движения финансовых потоков денежных средств организации и проверить соблюдение норм и нормативов расходования финансовых, материальных ресурсов и целесообразность осуществления затрат.
85424. Методическое пособие: Менеджмент организации 271 KB
  Примерная тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается преподавателями кафедры экономики и управления и рекомендуется студентам, которые вправе самостоятельно сделать свой выбор. Перечень тем, предлагаемых кафедрой вниманию студентов, не является исчерпывающим.
85425. Проектирование электрической части КЭС мощностью 2400 МВт 836.02 KB
  Для выработки электроэнергии на КЭС используют синхронные турбогенераторы трехфазного переменного тока. Номинальная мощность турбогенераторов выбирается в соответствии с номинальной мощностью турбин, исходя из условия: На проектируемой КЭС установлено 8 турбин...
85426. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX-НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 387.5 KB
  Целью работы является анализ действующего законодательства о культурных ценностях через усвоение предпосылок его формирования, в том числе исторических, установленный правовой режим в целом для выработки понимания закономерностей развития и перспектив повышения эффективности регулирования рассматриваемых отношений.