67632

Как помочь своему ребенку улучшить чтение

Научная статья

Педагогика и дидактика

В норме чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс в котором участвуют различные анализаторы: зрительный речедвигательный речеслуховой. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1 овладение звуко-буквенными обозначениями; 2 послоговое чтение...

Русский

2014-09-12

38 KB

0 чел.

Статья для родителей «Как помочь своему ребенку улучшить чтение»

   Прежде всего, ваши занятия с ребенком должны быть ориентированы на психологическую  защищенность   ребенка,  его   комфорт,  потребность  в эмоциональном  общении  с вами.

Дислексия - частичное   нарушение   процесса   чтения,   проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

  В   норме   чтение  представляет собой сложный    психофизиологический процесс,   в   котором    участвуют   различные   анализаторы:    зрительный, речедвигательный,     речеслуховой.     В  основе  его лежат     «сложнейшие механизмы    взаимодействия     анализаторов   и    временных  связей   двух  сигнальных систем».

Процесс   чтения   начинается   со   зрительного  восприятия, различения и узнавания    букв.   В    дальнейшем    происходит    соотнесение     букв    с соответствующими       звуками     и     осуществляется       воспроизведение звукопроизносительного    образа     слова,   его  прочитывание.  И наконец, вследствие   соотнесения    звуковой     формы    слова    с   его    значением осуществляется понимание прочитанного.

   Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звукобуквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетических приемов чтения;

4) синтетическое чтение.

  Каждая       из      них    характеризуется    своеобразием,      качественными особенностями,     определенной    психологической    структурой,     своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.

  Нарушения   чтения    могут    вызываться    причинами    органического   и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями    зон    головного    мозга,  принимающих участие в процессе чтения.

 Функциональные    причины     могут    быть     связаны    с      воздействием внутренних    (например,     длительные      соматические     заболевания)     и внешних    (неправильная    речь     окружающих,   двуязычие, недостаточное внимание    к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов).

 Расстройства чтения часто    наблюдается    у  детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи. Таким   образом,  дислексия  чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.

Некоторые   авторы   отмечают    наследственную предрасположенность при нарушениях чтения.

 При дислексии  наблюдаются следующие группы ошибок:

  1.  Замены    и   смешения   звуков    при чтении,   чаще всего фонетически близких звуков    (звонких и глухих и др.), а также   замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.
  2.  Побуквенное чтении нарушение слияния звуков  в слоги и слова, буквы называются поочередно (р, а, м, а)
  3.  Искажения   звукослоговой    структуры  слова, которые проявляются в пропусках     согласных   при    стечении,   добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
  4.  Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются  на уровне отдельного слова,   предложения и   текста, когда  в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны.
  5.  Аграмматизмы      при     чтении.     Отмечаются   нарушения падежных окончаний,    согласования       существительного    и   прилагательного, окончаний глаголов и др.

     Симптоматика    и    течение     дислексии    во  многом зависит от ее вида,         степени выраженности, а также этапа овладения чтением.

      Упражнения,  направленные на формирование навыка чтения:

  1.  Чтение   слогов  (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево)

например таких:

ма      мя            на      ня          ра     ря            са      ся            фа     фя

му      мю           ну     ню         ру     рю           су     сю           фу     фю

мы     ми            ны     ни         ры    ри            сы     си            фы    фи

мо      ме            но      не         ро     ре             со      се           фо      фе

мэ      ме            нэ       не         рэ     ре             сэ      се           фэ      фе

- чтение слогов на скорость, дать образец быстрого чтения слогов;

  1.  соединение слогов, чтобы получились слова;
  2.  чтение слов и соединение их с подходящими картинками ;
  3.  чтение слов наоборот побуквенно (лето- отел) ;
  4.  чтение    наоборот      по словам  (птица сидела на ветке -  ветке на сидела птица);
  5.  чтение с закрытой верхней (нижней) половиной строки;
  6.  чтение наложенных слов;
  7.  чтение зашумленных слов;
  8.  поиск в тексте заданных слов;
  9.  чтение перевернутого текста под разным углом (голову ребенок держит прямо);
  10.  поиск в тексте конкретной буквы с последующим ее выделением;
  11.  чтение деформированного текста, расположенного под наклоном, спирали,  и т. д.;
  12.  чтение разрезанного текста    (разрезан    по   вертикали   на две равные половины, и  они    сдвинуты    относительно друг друга    на две или три строки);
  13.  чтение текста с окошечком (при угадывающем чтении);
  14.  добавление пропущенных букв  в  словах;
  15.  чтение со скрытыми окончаниями;
  16.  чтение подписей под картинками;
  17.  чтение инструкций;
  18.  чтение   текстов,    в которых    некоторые   слова представлены в виде рисунков;
  19.  чтение ответа на вопрос;
  20.  чтение в  учебнике по чтению  текстов,    которые  еще не были заданы учителем, таким образом, создание «ситуации успеха»;
  21.  разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок;
  22.   в      совместном       досуге    взрослого      и     ребенка    использовать    настольные учебно-развивающие игры «Эрудит», «Буковки» и др.;
  23.   ежедневное получасовое чтение  в выходные  дни,   на каникулах  (без критических замечаний, без исправления ошибок) порадоваться вместе с ребенком, что еще одна тренировка в чтении состоялась;
  24.  чтение одного текста 3- 4 -5 раз   (пока ребенок   не будет   читать текст легко и быстро)  это может занять 1 день или 2 дня;

 Не желайте       страстно      результата,     но      ежедневно     трудитесь   над   улучшением чтения. Результат обязательно будет, но не так скоро как бы вам хотелось.

Желаю      ВАМ    терпения,       трудолюбия,       успехов         в   совместной   деятельности       с  детьми,    мудрости,    огромной любви к вашим детям  и процессу жизни.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19437. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей 102 KB
  Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина файловые архивы интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете. В
19438. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере 930 KB
  Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных моделей на примерах. Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования. Человечество в своей деятельности научной ...
19439. Виды гражданских правоотношений 26.5 KB
  Виды гражданских правоотношений Классификация гражданских правоотношений может проводиться по различным основаниям: Абсолютные и относительные правоотношения выделяют по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного лица; В абсолютном правоотнош...
19440. Понятие и содержание гражданской правоспособности 23 KB
  Понятие и содержание гражданской правоспособности. Правоспособность способность лица иметь гражданские права и нести гражданские обязанности признается в равной мере за всеми гражданами Содержание В соответствии со ст. 18 ГК граждане могут иметь имущество на пра
19441. Понятие и структура дееспособности. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних. Эмансипация 26 KB
  Понятие и структура дееспособности. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних. Эмансипация. Дееспособность граждан определяется как способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права создавать для себя гражданские обязанности и и
19442. Ограничение дееспособности и признание граждан недееспособными 24.5 KB
  Ограничение дееспособности и признание граждан недееспособными. Гражданин который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими признается судом недееспособным. В этом случае гражданин не вправе совершать в...
19443. Опека и попечительство. Патронаж 25 KB
  Опека и попечительство. Патронаж. Опека устанавливается над малолетними над гражданами признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Опекун законный представитель подопечного и совершает сделки от его имени и в его интересах. Попечит
19444. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим 24 KB
  Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Сущность признания лица безвестно отсутствующим состоит в том что происходит официальная констатация того факта что в настоящий момент неизвестно живо ли данное лицо или нет и где оно находится.
19445. Возникновение юридических лиц 24.5 KB
  Возникновение юридических лиц. Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный разрешительный и явочнонормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного