67632

Как помочь своему ребенку улучшить чтение

Научная статья

Педагогика и дидактика

В норме чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс в котором участвуют различные анализаторы: зрительный речедвигательный речеслуховой. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1 овладение звуко-буквенными обозначениями; 2 послоговое чтение...

Русский

2014-09-12

38 KB

0 чел.

Статья для родителей «Как помочь своему ребенку улучшить чтение»

   Прежде всего, ваши занятия с ребенком должны быть ориентированы на психологическую  защищенность   ребенка,  его   комфорт,  потребность  в эмоциональном  общении  с вами.

Дислексия - частичное   нарушение   процесса   чтения,   проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

  В   норме   чтение  представляет собой сложный    психофизиологический процесс,   в   котором    участвуют   различные   анализаторы:    зрительный, речедвигательный,     речеслуховой.     В  основе  его лежат     «сложнейшие механизмы    взаимодействия     анализаторов   и    временных  связей   двух  сигнальных систем».

Процесс   чтения   начинается   со   зрительного  восприятия, различения и узнавания    букв.   В    дальнейшем    происходит    соотнесение     букв    с соответствующими       звуками     и     осуществляется       воспроизведение звукопроизносительного    образа     слова,   его  прочитывание.  И наконец, вследствие   соотнесения    звуковой     формы    слова    с   его    значением осуществляется понимание прочитанного.

   Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звукобуквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетических приемов чтения;

4) синтетическое чтение.

  Каждая       из      них    характеризуется    своеобразием,      качественными особенностями,     определенной    психологической    структурой,     своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.

  Нарушения   чтения    могут    вызываться    причинами    органического   и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями    зон    головного    мозга,  принимающих участие в процессе чтения.

 Функциональные    причины     могут    быть     связаны    с      воздействием внутренних    (например,     длительные      соматические     заболевания)     и внешних    (неправильная    речь     окружающих,   двуязычие, недостаточное внимание    к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов).

 Расстройства чтения часто    наблюдается    у  детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи. Таким   образом,  дислексия  чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.

Некоторые   авторы   отмечают    наследственную предрасположенность при нарушениях чтения.

 При дислексии  наблюдаются следующие группы ошибок:

  1.  Замены    и   смешения   звуков    при чтении,   чаще всего фонетически близких звуков    (звонких и глухих и др.), а также   замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.
  2.  Побуквенное чтении нарушение слияния звуков  в слоги и слова, буквы называются поочередно (р, а, м, а)
  3.  Искажения   звукослоговой    структуры  слова, которые проявляются в пропусках     согласных   при    стечении,   добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
  4.  Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются  на уровне отдельного слова,   предложения и   текста, когда  в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны.
  5.  Аграмматизмы      при     чтении.     Отмечаются   нарушения падежных окончаний,    согласования       существительного    и   прилагательного, окончаний глаголов и др.

     Симптоматика    и    течение     дислексии    во  многом зависит от ее вида,         степени выраженности, а также этапа овладения чтением.

      Упражнения,  направленные на формирование навыка чтения:

  1.  Чтение   слогов  (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево)

например таких:

ма      мя            на      ня          ра     ря            са      ся            фа     фя

му      мю           ну     ню         ру     рю           су     сю           фу     фю

мы     ми            ны     ни         ры    ри            сы     си            фы    фи

мо      ме            но      не         ро     ре             со      се           фо      фе

мэ      ме            нэ       не         рэ     ре             сэ      се           фэ      фе

- чтение слогов на скорость, дать образец быстрого чтения слогов;

  1.  соединение слогов, чтобы получились слова;
  2.  чтение слов и соединение их с подходящими картинками ;
  3.  чтение слов наоборот побуквенно (лето- отел) ;
  4.  чтение    наоборот      по словам  (птица сидела на ветке -  ветке на сидела птица);
  5.  чтение с закрытой верхней (нижней) половиной строки;
  6.  чтение наложенных слов;
  7.  чтение зашумленных слов;
  8.  поиск в тексте заданных слов;
  9.  чтение перевернутого текста под разным углом (голову ребенок держит прямо);
  10.  поиск в тексте конкретной буквы с последующим ее выделением;
  11.  чтение деформированного текста, расположенного под наклоном, спирали,  и т. д.;
  12.  чтение разрезанного текста    (разрезан    по   вертикали   на две равные половины, и  они    сдвинуты    относительно друг друга    на две или три строки);
  13.  чтение текста с окошечком (при угадывающем чтении);
  14.  добавление пропущенных букв  в  словах;
  15.  чтение со скрытыми окончаниями;
  16.  чтение подписей под картинками;
  17.  чтение инструкций;
  18.  чтение   текстов,    в которых    некоторые   слова представлены в виде рисунков;
  19.  чтение ответа на вопрос;
  20.  чтение в  учебнике по чтению  текстов,    которые  еще не были заданы учителем, таким образом, создание «ситуации успеха»;
  21.  разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок;
  22.   в      совместном       досуге    взрослого      и     ребенка    использовать    настольные учебно-развивающие игры «Эрудит», «Буковки» и др.;
  23.   ежедневное получасовое чтение  в выходные  дни,   на каникулах  (без критических замечаний, без исправления ошибок) порадоваться вместе с ребенком, что еще одна тренировка в чтении состоялась;
  24.  чтение одного текста 3- 4 -5 раз   (пока ребенок   не будет   читать текст легко и быстро)  это может занять 1 день или 2 дня;

 Не желайте       страстно      результата,     но      ежедневно     трудитесь   над   улучшением чтения. Результат обязательно будет, но не так скоро как бы вам хотелось.

Желаю      ВАМ    терпения,       трудолюбия,       успехов         в   совместной   деятельности       с  детьми,    мудрости,    огромной любви к вашим детям  и процессу жизни.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27625. Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК) и лжепредпринимательство (ст. 173 УК) как преступления против установленного порядка предпринимательской и банковской деятельности 31.5 KB
  173 УК как преступления против установленного порядка предпринимательской и банковской деятельности. Объектом незаконного предпринимательства являются установленные НПА правила государственного надзора за осуществлением законной предпринимательской деятельности то есть принцип законности экономической деятельности. Объективная сторона 3 признака: 1 осуществление именно предпринимательской деятельности 2 а в отсутствии соответствующей регистрации; б с нарушением правил регистрации а равно предоставление в орган осуществляющий...
27626. Объект преступления - общественная безопасность в сфере обращения указанных в ст.222 УК предметов (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещ-ва, взрывчатые устройства) 81.5 KB
  Сбыте хранении перевозке либо ношении огнестрельного оружия боеприпасов взрывчатых веществ или взрывных устройств. Основные части оружия это ствол затвор барабан рамка и стальная коробка. Нёзаконность заключается в нарушении норм Закона об оружии хранение и ношение оружия без лицензии. Хранение нахождение оружия и предметов в помещениях тайниках а также в иных местах обеспечивающих их сохранность.
27628. Объект преступления - здоровье населения. Предмет преступления - наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги 117.5 KB
  Предмет преступления наркотические средства психотропные вещества или их аналоги. Наркотические средства это вещества природного или синтетического происхождения которые способны оказывать специфическое воздействие на нервную систему человека в результате чего наступает полная зависимость от них а в дальнейшем разрушение и гибель организма. Психотропные вещества это природные или синтетические вещества способные оказывать стимулирующее и иное воздействие на психику и поведение человека. Перечень веществ относящихся к наркотическим...
27630. Необходимая оборона, условия её правомерности и значение в борьбе с преступностью 32.5 KB
  Превышение пределов необходимой обороны и его уголовноправовое значение. Необходимая оборона это правомерная защита лицом своих прав и интересов других лиц общества или государства от общественно опасного посягательства путем вынужденного причинения вреда нападающему если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Уголовный закон устанавливает условия правомерности необходимой обороны которые делятся на условия относящиеся к посягательству и на условия относящиеся к защите. Нельзя ссылаться на состояние...
27631. Обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения, а также физическое и психическое принуждение, как обстоятельства, исключающие преступность деяния. Общие и частные признаки этих обстоятельств 41 KB
  Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным при наличии совокупности нескольких условий: общественно полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями бездействием; лицо допустившее риск предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Принятие достаточных мер для предотвращения вреда означает что совершаемые действия должны основываться...
27633. Использование должн. лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы 89.5 KB
  лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или госва. лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы или иной личной заинтересованности. 286состоит в совершении действий явно выходящих за пределы его полномочий. полномочий может быть совершено только в форме активных действий злоупотребление ими может совершаться и...