67632

Как помочь своему ребенку улучшить чтение

Научная статья

Педагогика и дидактика

В норме чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс в котором участвуют различные анализаторы: зрительный речедвигательный речеслуховой. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1 овладение звуко-буквенными обозначениями; 2 послоговое чтение...

Русский

2014-09-12

38 KB

0 чел.

Статья для родителей «Как помочь своему ребенку улучшить чтение»

   Прежде всего, ваши занятия с ребенком должны быть ориентированы на психологическую  защищенность   ребенка,  его   комфорт,  потребность  в эмоциональном  общении  с вами.

Дислексия - частичное   нарушение   процесса   чтения,   проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

  В   норме   чтение  представляет собой сложный    психофизиологический процесс,   в   котором    участвуют   различные   анализаторы:    зрительный, речедвигательный,     речеслуховой.     В  основе  его лежат     «сложнейшие механизмы    взаимодействия     анализаторов   и    временных  связей   двух  сигнальных систем».

Процесс   чтения   начинается   со   зрительного  восприятия, различения и узнавания    букв.   В    дальнейшем    происходит    соотнесение     букв    с соответствующими       звуками     и     осуществляется       воспроизведение звукопроизносительного    образа     слова,   его  прочитывание.  И наконец, вследствие   соотнесения    звуковой     формы    слова    с   его    значением осуществляется понимание прочитанного.

   Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звукобуквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетических приемов чтения;

4) синтетическое чтение.

  Каждая       из      них    характеризуется    своеобразием,      качественными особенностями,     определенной    психологической    структурой,     своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.

  Нарушения   чтения    могут    вызываться    причинами    органического   и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями    зон    головного    мозга,  принимающих участие в процессе чтения.

 Функциональные    причины     могут    быть     связаны    с      воздействием внутренних    (например,     длительные      соматические     заболевания)     и внешних    (неправильная    речь     окружающих,   двуязычие, недостаточное внимание    к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов).

 Расстройства чтения часто    наблюдается    у  детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи. Таким   образом,  дислексия  чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.

Некоторые   авторы   отмечают    наследственную предрасположенность при нарушениях чтения.

 При дислексии  наблюдаются следующие группы ошибок:

  1.  Замены    и   смешения   звуков    при чтении,   чаще всего фонетически близких звуков    (звонких и глухих и др.), а также   замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.
  2.  Побуквенное чтении нарушение слияния звуков  в слоги и слова, буквы называются поочередно (р, а, м, а)
  3.  Искажения   звукослоговой    структуры  слова, которые проявляются в пропусках     согласных   при    стечении,   добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
  4.  Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются  на уровне отдельного слова,   предложения и   текста, когда  в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны.
  5.  Аграмматизмы      при     чтении.     Отмечаются   нарушения падежных окончаний,    согласования       существительного    и   прилагательного, окончаний глаголов и др.

     Симптоматика    и    течение     дислексии    во  многом зависит от ее вида,         степени выраженности, а также этапа овладения чтением.

      Упражнения,  направленные на формирование навыка чтения:

  1.  Чтение   слогов  (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево)

например таких:

ма      мя            на      ня          ра     ря            са      ся            фа     фя

му      мю           ну     ню         ру     рю           су     сю           фу     фю

мы     ми            ны     ни         ры    ри            сы     си            фы    фи

мо      ме            но      не         ро     ре             со      се           фо      фе

мэ      ме            нэ       не         рэ     ре             сэ      се           фэ      фе

- чтение слогов на скорость, дать образец быстрого чтения слогов;

  1.  соединение слогов, чтобы получились слова;
  2.  чтение слов и соединение их с подходящими картинками ;
  3.  чтение слов наоборот побуквенно (лето- отел) ;
  4.  чтение    наоборот      по словам  (птица сидела на ветке -  ветке на сидела птица);
  5.  чтение с закрытой верхней (нижней) половиной строки;
  6.  чтение наложенных слов;
  7.  чтение зашумленных слов;
  8.  поиск в тексте заданных слов;
  9.  чтение перевернутого текста под разным углом (голову ребенок держит прямо);
  10.  поиск в тексте конкретной буквы с последующим ее выделением;
  11.  чтение деформированного текста, расположенного под наклоном, спирали,  и т. д.;
  12.  чтение разрезанного текста    (разрезан    по   вертикали   на две равные половины, и  они    сдвинуты    относительно друг друга    на две или три строки);
  13.  чтение текста с окошечком (при угадывающем чтении);
  14.  добавление пропущенных букв  в  словах;
  15.  чтение со скрытыми окончаниями;
  16.  чтение подписей под картинками;
  17.  чтение инструкций;
  18.  чтение   текстов,    в которых    некоторые   слова представлены в виде рисунков;
  19.  чтение ответа на вопрос;
  20.  чтение в  учебнике по чтению  текстов,    которые  еще не были заданы учителем, таким образом, создание «ситуации успеха»;
  21.  разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок;
  22.   в      совместном       досуге    взрослого      и     ребенка    использовать    настольные учебно-развивающие игры «Эрудит», «Буковки» и др.;
  23.   ежедневное получасовое чтение  в выходные  дни,   на каникулах  (без критических замечаний, без исправления ошибок) порадоваться вместе с ребенком, что еще одна тренировка в чтении состоялась;
  24.  чтение одного текста 3- 4 -5 раз   (пока ребенок   не будет   читать текст легко и быстро)  это может занять 1 день или 2 дня;

 Не желайте       страстно      результата,     но      ежедневно     трудитесь   над   улучшением чтения. Результат обязательно будет, но не так скоро как бы вам хотелось.

Желаю      ВАМ    терпения,       трудолюбия,       успехов         в   совместной   деятельности       с  детьми,    мудрости,    огромной любви к вашим детям  и процессу жизни.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72407. Форматирование таблицы, работа с формулами 1.08 MB
  Цель работы: ознакомиться со способами форматирования данных внутри ячеек, видами выравнивания и ориентации текста, прорисовки границ и выделения цветом. Изучить различные виды адресации ячеек, правила написания формул, работу Мастера функций и назначение кнопочек ленточной вкладки Формула.
72408. Работа с текстовыми данными 180.5 KB
  Цель работы: изучить основные сведения по работе с текстовыми данными, научиться обрабатывать текст. Уметь связывать данные в разных таблицах, освоить работу логических функций. Изучить пользовательские форматы данных. Научиться использовать средство Условное форматирование для выделения диапазона данных.
72409. Работа с датами и временем 116.5 KB
  Цель работы: Изучить правила организации и хранения даты и времени в EXCEL. Изучить функции для работы с датами и временем. Научиться работать с текущей датой и временем. Освоить способы связывания данных в таблицах при помощи функций...
72410. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ДЛИНЫ СВОБОДНОГО ПРОБЕГА И ЭФФЕКТИВНОГО ДИАМЕТРА МОЛЕКУЛЫ ГАЗА 165 KB
  Согласно молекулярно-кинетической теории газа хаотическое молекулярное движение является физической причиной наблюдаемых в газах явлений переноса энергии - при выравнивании температур (теплопроводность), массы - при выравнивании концентраций...
72411. Регулювання рульового механізму 131.5 KB
  Регулювання рульового механізму залежить від його конструкції. На автомобілях ГАЗ – 53 використовується передача типу глобоідальний черв’як – трьохгребневий ролик, а на автомобілях ЗИЛ – 431410 та КамАЗ – передача типу сектор та рейка – поршень.
72412. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 158.5 KB
  Идея концепции синхронизация процессов доставки МР и ГП в необходимых количествах точно к тому моменту когда звенья логистической цепи в них нуждаются для выполнения заказа заданного подразделением-потребителем. Математические модели управления запасами УЗ позволяют найти оптимальный уровень запасов...
72413. Международная логистика 78.5 KB
  Поскольку доля дополнительных затрат, возникающих при доставке из Юго-Восточной Азии, в удельной стоимости поставляемого груза меньше, чем разница между стоимостью комплектующих в Европе и Юго-Восточной Азии, то именно в странах этого региона выгоднее покупать комплектующие.
72414. Логистическая система, логистическая цепь, логистические звенья 73.5 KB
  В каких значениях использовался термин логистика на протяжении его эволюционного развития Какой концепции придерживается современная экономическая наука Каковы эволюционные этапы становления логистики в чем их принципиальная суть В чем заключается принципиальная новизна логистического подхода...