67706

Проектирование предмета фототехники (на примере фотоаппарата)

Курсовая

Косметология, дизайн и стилистика

Актуальность темы курсовой работы обосновывается тем, что фототехника в настоящее время является единственным средством для получения снимков, которые используются не только при создании личных семейных архивов и творчестве, но и в науке. Объект курсовой работы – фотоаппарат «Смена 8М».

Русский

2014-09-14

538.09 KB

3 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Факультет искусств

Кафедра дизайна

 

Курсовая работа

Проектирование предмета фототехники

(на примере фотоаппарата)

               

Выполнил:

студент 813 группы

Шильцева Н.Е

Научный руководитель:

ассистент кафедры дизайна Чаплицкий А.А.

                                   

Сыктывкар 2013 г.                       

Содержание

Введение

Глава 1. Историческая справка

§ 1.1. Фотоаппарат: определение, значение, виды

§ 1.2.  Конструкция фотоаппарата, его применение

§ 1.3. Фотография в современном мире

    

Глава 2.   Этапы проектирования фотоаппарата

§  2.1. Изучение аналогов

§  2.2. Определение и разработка этапов работы

§ 2.3. Этапы работы

Заключение

Библиография

Приложения             

                                         

                                        

Введение

Актуальность темы курсовой работы обосновывается тем, что фототехника в настоящее время является единственным средством для получения снимков, которые используются не только при создании личных семейных архивов и творчестве, но и в науке.

Объект курсовой работы – фотоаппарат «Смена 8М».

Предметом курсовой работы является то, что фотоаппарат рассматривается, как  объект проектирования, который имеет свою определённую конструкцию и форму.

Цель курсовой работы предполагает спроектировать предмет фототехники  - фотоаппарат.   

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1.Анализирование формы, конструкции, истории предмета.

2.Изучение конструкции фотоаппарата, использование различных  художественных материалов, изображение предмета в различных ракурсах.

3.Выполнение макета фотоаппарата, методом конструирования из бумаги.

Методы исследования предмета:

1.Наброски выбранного предмета;

2.Длительные зарисовки;

3.Конструирование предмета из бумаги;

4.Изучение специальной литературы;

5.Изготовление книги.

Глава 1.Историческая справка

§ 1.1. Фотоаппарат: определение, значение, виды

Фотоаппарат – это устройство для получения и фиксации неподвижных изображений, материальных объектов при помощи света. Результатом сохранения изображения является фотография.

Огромное значение фототехники объясняется массовым использованием фотоаппарата  во всех областях жизни: юриспруденции, истории, СМИ, дизайне или ежедневной жизни простого человека. Почти все могут похвастать своим собственным домашним фотоальбомом, который без слов объяснит зрителям историю всей вашей жизни, продемонстрирует, как вы выглядели в молодости, какие мероприятия происходили на всем промежутки вашей жизни. Отдавать дань памяти значить снимать ее на фотографию, которая своего рода является машиной времени, возвращающей вас назад, или передающая дух и характер прошедшей эпохи.

Первым похожим на фотоаппарат устройством, ещё в 3 веке до нашей эры, был аппарат-обскура. Камера представляла из себя ящик или темную комнату. (Приложение 1)

 С 1800 годов развитие фотоаппарата набрало обороты. Сначала в камеру добавили призму, затем, для улучшения изображения, в камере начинают использовать менисковую линзу с диафрагмой. Через пару лет, в 1812 году, Жозеф Нисефор Ньепс изобрел камеру-обскуру с линзой и раздвижной трубкой. (Приложение 2) Это изобретение и стало первым похожим на современный фотоаппарат прибором. Первые снимки на этой камере содержали изображение окна квартиры изобретателя, и он сумел зафиксировать их на бумаге.

В 1820-е гг. Жозеф Нисефор Ньепс открыл способ сохранения полученного изображения путем обработки попадающего света асфальтовым лаком (аналог битума) на поверхность из стекла в, так называемой камере-обскуре. С помощью асфальтового лака изображение принимало форму и становилось видимым. Этот фотоаппарат назывался «Гелиограф». Впервые в истории человечества картину рисовал не художник, а падающие лучи света в преломлении.

Рассмотрим немного подробнее виды современных фотоаппаратов.

  1.  Плёночные и цифровые

Название этих фотоаппаратов предугадывает ответ на вопрос « в чем отличие?».  Разница их заключается в принципе действия и фиксации светового потока. В первом случае отображение идет на пленку, которая в дальнейшем должна проходит процесс обработки. В цифровом фотоаппарате изображение формируется с помощью сенсора на матрицу, а потом считывается и запоминается на карте памяти.

  1.  Профессиональные и непрофессиональные фотоаппараты

Главное отличие первых от вторых в количестве ручных настроек (работа вспышки, баланс белого, диафрагма, изменение чувствительности матрицы). Любительские камеры производители стараются автоматизировать по максимуму, чтобы облегчить процесс съемки.

  1.  Зеркальные и незеркальные  

Это разделение, базируется на пернтазеркале (оптическая система). При съемке зеркальным фотоаппаратом нужно смотреть в видоискатель. В этом случае изображение увиденного фотографом совпадает с тем, что видит объектив. В незеркальном варианте при макросъемке происходит параллакс (расхождение оптических осей). К незеркальной группе относятся аппараты с оптическим видоискателем, к зеркальной – одно- и двухобъективные.

§ 1.2.  Конструкция фотоаппарата, его применение

Объектом данной курсовой работы является плёночный малоформатный фотоаппарат «Смена 8М».

В любом плёночном фотоаппарате есть:

  1.  Объектив;
  2.  Затвор (его роль может исполнять крышка объектива);
  3.  Корпус: защищает светочувствительный материал от засветки посторонним светом в процессе съёмки. Вместе с оправой объектива или объективной доской может служить для наводки на резкость;
  4.  Кассета со светочувствительным материалом (в одноразовых фотоаппаратах ею может служить корпус). Защищает светочувствительный материал от засветки посторонним светом до съёмки, после съёмки и до обработки.

Все остальные элементы фотоаппарата не оказывают непосредственного влияния на техническое качество снимка и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать. Они определяют удобство и оперативность работы с фотоаппаратом, обеспечивают точность кадрирования (видоискатель), помогают фотографу в определении параметров съёмки (экспонометр, автоматика фокусировки и экспозамера) и упрощают получение снимков в сложных условиях (фотовспышка, стабилизатор изображения и т. п.).

«Смена 8м» является культовым символом страны СССР. Шкальный 35 мм фотоаппарат «Смена» выпускался с 1939 год на предприятии Ломо (Ленинградское оптико-механическое объединение, первоначально - завод ГОМЗ), но больше всего эти фотокамеры изготавливали в послевоенное время. Было выпущено много моделей, но самое массовое распространение получила с 1963 г. фотокамера «Смена-8», а впоследствии и «Смена 8М». Снимали ими много и охотно, камеры были всем известны, и действительно стали всенародными. Причём фотоаппарат «Смена 8М» был даже занесен в книгу рекордов Гиннесса, как самый массовый фотоаппарат в мире. (Приложение 3)

§ 1.3. Фотография в современном мире

На сегодняшний день человеку трудно представить свою жизнь без фотографии. Для большинства людей фотоснимки являются ценными документами, свидетельствами их личной истории длиною в жизнь. Фотография  это не просто снимок, на котором кто-то прекрасно или не очень выглядит, а конкретный момент, «сгусток» реальности, материальное воплощение его состояния, чувств, желаний, эмоций, переживаний, частичка внутреннего мира.

Каждый человек наделен уникальной способностью предавать фотографии определенный смысл своим присутствием или эмоциональным рассказом о ней. Фотографируя друг друга и окружающий мир, мы способны ощутить радость, вдохновенье и творческое отношение к жизни. Благодаря фотографии, мы в какой-то мере можем создать для себя новую реальность, увидеть и зафиксировать мир, человека с разных сторон, с разными эмоциями, переживаниями, в иных красках, с иными возможностями.

Фотография – это мощный способ коммуникации, с помощью которой с одной стороны это предъявление себя широкой аудитории людей (близким людям, друзьям, знакомым, коллегам по работе, читателям газет и журналов, посетителям интернета и т.д.), с другой стороны – диалог с собой.

Фотография в современном мире – это еще и вид деятельности, которая не просто связана с техническими достижениями человечества, но и является частью научной и художественной культуры. К этому были и есть более чем серьезные основания. Ведь фотография, с одной стороны, может запечатлеть событие без малейших прикрас, в том виде, в котором оно существует или произошло на самом деле. Эта документальная достоверность фотографии позволяет использовать ее в тех областях жизнедеятельности, где требования к максимальной точности являются смыслом их существования. С другой стороны, современные технические средства (например, программа Photoshop) позволяют создавать фотографии, совершенно далекие от реальности, и создавать образы, которые к ней не имеют ни малейшего отношения.

В первом случае фотография становится очень близка к научной, исследовательской, розыскной деятельности. Во втором случае она приближается к лучшим образцам изобразительного искусства. Более того, по используемым техническом приемам такая фотография могла бы конкурировать с картинами художников, если бы обладали точно такой же неповторимостью и невоспроизводимостью, как творения Сальвадора Дали или Пикассо. Тем не менее, настоящие фотомастера создают с помощью фотокамеры такие снимки, которые могут очень глубоко отражать и раскрывать психологию людей, смысл происходящих событий и т. п.

Настоящий профессиональный фотограф – это одновременно и ученый-исследователь, и художник. Скальпель и краски фотографа – это качество его фототехники, иных технических, теперь еще и программных средств, используемых фотоматериалов. В качестве изобразительных средств, которые использует фотограф, применяются ракурс, точка съемки, план, перспектива, освещение, линейная экспозиция и много других, которые позволяют сделать снимок очень высокого качества, как с технической, так и с документальной и художественной стороны. Кроме того, в этом ему могут помочь химико-физические и цифровые способы обработки.

Существующие в настоящий момент жанры фотографии во многом повторяют жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, ню), но часть из них имеет отношение только к фотографии. Например, астрофотография, ломография, рекламная фотография и т. д.

Отметим, что фотография не однажды изменяла и продолжает изменять различные виды деятельности. Например, яркий след оставляла и продолжает оставлять фотография в юриспруденции. Ее способность беспристрастно фиксировать происходящее позволила использовать фотографические снимки как важное свидетельство, объективно трактующее ситуацию.

Глава 2. Этапы проектирования фотоаппарата

§  2.1. Изучение аналогов

Перед началом проектирования предмета было рассмотрено несколько видов фотоаппарата. Среди них был выбран наиболее удачный вариант для проектирования – это фотоаппарат « Смена 8М». Самый массовый фотоаппарат в мире, скрывающий  в себе массу возможностей и секретов. Была подробно изучена форма, конструкция предмета.

§  2.2. Определение и разработка этапов работы

1.Выполнение эскизов, поиск композиции;

2.Размещение композиции на кальку;

3.первый планшет – конструктивный рисунок;

4.Второй планшет – рисунок в карандаше;

5.Третий планшет – рисунок  линия – пятно;

6.Четвёртый планшет – рисунок в мягком материале;

7.Создание макета предмета;

8.Создание книги о данном  предмете.

§ 2.3. Этапы работы

Перед тем как начинать работу на планшете была проделана небольшая работа над эскизами. Эскизы выполнялись на формате А4 простым карандашом. Было сделано несколько эскизов для того, чтобы найти наиболее удачную композицию, рассмотреть предмет с разных ракурсов, изучить его форму и детали. При выборе композиции далее следовало перенести  её на кальку и потом только на планшет.

Сложность в эскизах вызвал выбор наиболее подходящей, интересной композиции.

Первый планшет – конструктивный рисунок

Главными задачами  первого планшета было  как можно точно перенести композицию с кальки, а так же правильно передать форму и построение в перспективе. Создание  пространственного рисунка: чёткое, насыщенное выделение линий на переднем плане и более слабое на заднем. Сложность вызвало правильное построение предмета в перспективе и некоторых деталях.

Второй планшет – рисунок в карандаше

Задача тонового рисунка – передать объёмность предмета, глубину окружающего пространства,  решить светотеневые отношения. Штриховка должна быть прозрачной и аккуратной.  Сложность заключалась в том, чтобы не перегрузить рисунок лишними тоновыми пятнами и линиями.

Третий планшет – рисунок линия – пятно

Выбор материала на выбор (маркер или тушь). Цель показать технику исполнения графического материала. Сложность вызвала именно сам поиск совершение исполнения техники.

Четвёртый планшет – рисунок в мягком материале

Знакомство с техникой в мягком материале, её возможностями, особенностями. Материал на выбор (соус, уголь т. д). Сложность – выбор наиболее подходящего материала для выполнения задания.

Создание макета предмета

Перед началом создания макета были сделаны эскизы. Продуман модуль из которого будет состоять, готовый предмет. Сделаны, разного размера, модули (в данном случае кубы) .Склеивание предмета из готовых модулей.

Сложность вызвало склеивание готовых модулей вместе.

Создание книги о данном предмете

Книга должна содержать  историю развития предмета, состоящая  из 10 страниц, материал изготовления на выбор. Текст книги должен состоять из исторической справки, либо в виде сказки.

Заключение

Цель курсовой работы выполнена, исходя из поставленных задач. В процессе курсовой работы были сделаны следующие выводы:

  1.  При изучении истории происхождения фотоаппарата и его роли в современном мире выявилось, что огромное значение фототехники объясняется массовым использованием фотоаппарата  во всех областях жизни: юриспруденции, истории, СМИ, дизайне или ежедневной жизни простого человека.
  2.  Классификация фотоаппаратов построена на основе трех критериях: в зависимости от принципа действия, ручных настроек и оптической системы.
  3.  Для правильного построения объекта проектирования изучена конструкция пленочного фотоаппарата, который состоит из объектива, затвора, корпуса, кассеты.
  4.  Значение фотография в современном мире проявляется в деятельности, которая не просто связана с техническими достижениями человечества, но и является частью научной и художественной культуры.

        5.    В ходе работы преодолены такие трудности, как выбор наиболее подходящей композиции, правильное построение в перспективе, перегрузка лишними тоновыми пятнами в карандашном рисунке, поиск совершения исполнения техники.

6.   Проектирование предмет, который необходим для дальнейшей  работы  дизайнеру. Ведь дизайн – это этап проектирования, а главной особенностью проектирования является работа с ещё не существующим объектом.

Библиографический список

  1.  Г. В. Щепанский. Фотографический аппарат // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  2.  Искусство, меняющее старый мир и создающее новый // http://www.leopart.ru/photo_notes/1_fotografija_v_sovrjemjennom_mirje.php
  3.  Л. П Дыко. Фотоискусство // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  4.  Р. Викушин. Когда появился первый в мире фотоаппарат? - www.FotoLyap.ru, 11.01.2013.
  5.  Фотография // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3