67714

Гендерные аспекты человеческого развития

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Гендерное равенство концепция подразумевающая собой достижение цели равенства в правах между мужчинами и женщинами. Во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В развитых странах женщины практически полностью достигли равенства с мужчинами...

Русский

2014-09-14

339.29 KB

6 чел.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный технический университет

Кафедра:

Курсовая работа

на тему «Гендерные аспекты человеческого развития»

Работу выполнила:

ст.гр. ОП 11-5 Сатубаева Алуа

Работу проверила:

Караганда 2013

Содержание

Введение

Гендерное равенство - концепция, подразумевающая собой достижение цели равенства в правах между мужчинами и женщинами.

Во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В развитых странах женщины практически полностью достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей. Идея гендерного равенства впервые была закреплена в Программе ООН «Развитие женщин» (WID), основные положения которой основывались на том, что женщины — это неиспользованный ресурс человечества, способный сделать свой решающий взнос в экономическое развитие мирового сообщества.

Вторая половина XX вв. мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Так в политической жизни появился новый феномен – прорыв женщин в эшелоны власти. 

На сегодняшний день роль женщины в обществе многократно возросла, как в экономическом, социальном, так и в политической сфере общественной жизни.

Гендерные аспекты человеческого развития

Впервые в научный оборот понятие гендер (род) ввел американский психоаналитик Роберт Столлер в 1968 г., употребив его в названии своей книги «Пол и гендер». Объясняя различие данных категорий, он пишет: «Словари говорят, что основной смысл слова «пол» – биологический, как например, в фразах «половые отношения» или «мужской пол». Согласно этому значению,  слово «пол» в данной работе будет означать мужской или женский и соответствующие биологические органы, которые определяют, является ли человек мужчиной или женщиной. Такое словоупотребление явно не охватывает огромные области поведения, чувств, мыслей и фантазий,  которые относятся к полам, однако не имеют исключительно биологического смысла. Для некоторых из этих психологических явлений мы будем использовать термин «гендер»: можно говорить о мужском или женском поле, но можно говорить и о мужественности и женственности, и при этом не иметь в виду ничего, что относится к анатомии и физиологии». Столлер подчеркивает, что разница между полом и гендером состоит в том, что пол является биологическим, гендер же – психологическим, а следовательно, культурным феноменом (табл. 1).

Далее данный термин используется в социологии. Его вводит Энн Оукли: в 1972 г. вышла ее книга «Sex, Gender and Society» («Пол, гендер и общество»). Социологическая трактовка понятия «гендер» акцентируется на социальном содержании, рассматривая его как социальный конструкт, возникающий в процессе социализации. Гендерные роли, существующие в обществе, относительны и могут быть изменены, они различаются в разные исторические времена и в разных обществах. Оукли отмечала, что «...разделение труда по биологическому полу не только не универсально; нет причин, почему оно должно быть таковым. Человеческие культуры различны и бесконечно изменчивы. Они обязаны своим созданием скорее человеческой изобретательности, чем непобедимым биологическим силам».

Сама проблема гендера возникает с развитием феминистского движения в Европе. Сначала зарождаются женские движения и исследования, анализирующие проблемы подчинения женщин. Затем анализ женской проблематики перерастает в новое качество – гендерные исследования, где научными объектами являются в равной степени как мужчины, так и женщины, признается присутствие гендера во всех социальных процессах.  Таким образом, гендер включает в себя целый комплекс понятий:

- социальный пол/конструкт, то есть половые роли сконструированы и создаются обществом;

-  совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола;

- социальный статус мужчин и женщин, занимающих различное (как правило, иерархическое) положение в обществе;

- сущностные черты гендера – полярность, противопоставление, неравенство (рис.1)

Полярность таких гендерных стереотипов, то есть стандартизированных представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям о «мужском» и «женском»,  опровергается многими исследованиями, подтверждающими, что вариаций в способностях и характерах гораздо больше внутри каждой половой группы, чем между ними. Устойчивые гендерные стереотипы, существующие в обществе на протяжении многих веков, порождают и закрепляют подчиненное положение женщин (табл. 2).

Основная идея концепции человеческого развития заключается в том, что развитие человека должно осуществляться с учетом гендерного аспекта. В рамках данной концепции разработаны специальные индикаторы, направленные на наблюдение и измерение различий между положением мужчин и женщин в плане основных характеристик деятельности человека.

Гендерные индикаторы

ИРГФ. С помощью индекса развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) определяется показатель достижений в области тех же базовых возможностей, что и для ИРЧП, но принимается во внимание неравенство с точки зрения достижений между мужчинами и женщинами. В рамках применяемой методики налагается штраф за неравенство, то есть значение показателя ИРГФ уменьшается, когда уровень достижений в какой-либо из стран как для мужчин, так и для женщин, снижается или когда усиливаются различия с точки зрения их достижений. Чем значительнее гендерные различия в области базовых возможностей, тем ниже страновой показатель ИРГФ по сравнению с ИРЧП. Показатель ИРГФ представляет собой просто ограниченный или скорректированный в сторону уменьшения с учетом гендерного неравенства показатель ИРЧП.

ПРВЖ. С помощью показателя расширения возможностей женщин (ПРВЖ) определяется способность женщин и мужчин активно участвовать в экономической и политической жизни, а также в процессе принятия решений. Тогда как ИРГФ делает упор на расширении возможностей, в рамках ПРВЖ особое внимание уделяется использованию этих возможностей в целях реализации жизненно важных возможностей.

Данные индикаторы позволяют измерить степень гендерного неравенства в каждой стране и определить рейтинг конкретной страны в достижении равноправия полов среди других стран мира. Это очень важные индикаторы, позволяющие судить о прогрессе страны в целом. Несмотря на то, что за последние десятилетия многие страны добились значительного продвижения в развитии потенциала женщин «ни в одном современном обществе женщины не располагают такими же возможностями, какие имеют мужчины. Этот неравноправный статус ведет к сохранению существенных диспропорций между тем значительным вкладом, который вносят женщины в развитие человеческого потенциала и тем, насколько мала их доля в предоставляемых этим процессом льготах»

Образование является важнейшим индикатором человеческого развития и гендерного равенства. Именно через институты образования как мощных формальных агентов социализации воспроизводятся гендерные стереотипы и поддерживается гендерная стратификация общества – процесс, посредством которого гендер становится основой социальной дифференциации. Общеизвестно, что если мужчины и женщины не получают хорошего образования, то это влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Различия между положением мужчин и женщин в области образования значительно уменьшились за последние десятилетия.  Показатели грамотности и количества обучающихся женщин во всем мире увеличиваются. Разрыв между мужчинами и женщинами в сфере высшего образования быстро сокращается, а в некоторых странах в учебных заведениях третьей ступени обучается больше женщин, чем мужчин. Тем не менее, «в развивающихся странах в числе 900 млн неграмотных людей количество женщин вдвое превышает количество мужчин. Девочки составляют 60% из 130 млн детей, не имеющих доступа к начальной школе».

Стандартным измерением гендерного равенства в образовательной сфере является число девочек, зачисленных в школу и ее окончивших (на всех уровнях), по сравнению с числом мальчиков. Данного индикатора недостаточно для получения реальной картины в системе образования. Многие страны достигли баланса в зачислении мальчиков и девочек, но проблема гендерного неравенства в образовании до сих не снята.

Гендерные проблемы в сфере образования:

− управленческие позиции в системе образования чаще всего принадлежат мужчинам;

− половая диспропорция учителей (преобладание женщин и недостаток учителей мужчин, особенно на уровне начальной школы);

− половая сегрегация в школьных программах, предметах, которая в дальнейшем может привести к половой сегрегации на рынке труда;

− низкое вознаграждение, как следствие, не престижное занятие;  

− воспроизведение гендерных стереотипов в школьных программах.

Кроме стандартного измерения гендерного равенства в образовательной сфере (охват девочек и мальчиков начальным и средним образованием) необходимо анализировать и другие показатели для получения более объективной информации о состоянии гендерного равенства в образовании:

• соотношение полов при зачислении на все уровни школьного обучения (начальное, среднее, профессиональное, старшие классы), причины гендерных расхождений, влияние социального статуса;

• соотношение полов при зачислении на все предметы в начальных, средних и старших классах (существует ли сегрегация по полу в предметах);

• соотношение полов по завершении учебы на всех уровнях (причины не окончания юношей и девушек);

• соотношение мужчин и женщин в преподавательском составе;

• соотношение мужчин и женщин на высших управленческих позициях в сфере образования (связь с заработной платой,  престижем);

• соотношение мужчин и женщин среди родителей в школьных правлениях и посещающих родительские собрания.

Индекс человеческого развития также исчисляется через показатели по продолжительности жизни и здоровья. Существуют гендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни и здоровье, которые коренятся в социальных, экономических, культурных и других факторах.  Некоторые из них:

- во всем мире женщины живут дольше мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни в среднем у женщин на 7 лет больше,  чем у мужчин (по сравнению с примерной биологической разницей в 5 лет во всем мире)

− современные достижения здравоохранения (снижение высокого уровня рождаемости, материнской смертности, развитие контрацептивной культуры) значительно расширили возможности женщин;

− в большинстве бедных стран осложнения во время беременности являются наиболее распространенной причиной смертности среди женщин детородного возраста;

− экономические факторы и количество бедных могут оказывать большое влияние на число заболеваний. Так как женщины чаще рискуют стать бедными, это отрицательно влияет на их здоровье и может приводить к увеличению числа заболеваний;

− социальные и экономические факторы (насилие, урбанизация, разрушение культурной практики и традиционных ролей в семье) способствуют росту психических заболеваний среди мужчин и женщин.

Проявления гендерного неравенства в экономической и политической жизни:

− женщины гораздо больше времени уделяют неоплачиваемым видам деятельности, связанным с домашним хозяйством, мужчины – оплачиваемой деятельности в общественном производстве;

− существует горизонтальная профессиональная сегрегация на рынке

труда (неравномерное распределение женщин и мужчин по отраслям экономики и профессиям) – традиционно «женские»  профессии оплачиваются на порядок меньше и не имеют престижа в обществе;

− существует вертикальная профессиональная сегрегация (неравномерное распределение мужчин и женщин по позициям должностной иерархии) – мужчины, как правило, чаще занимают высшие должностные места в должностной иерархии, чем женщины;

− повседневный сексизм – дискриминация личности по признаку пола;

− рост нищеты среди женщин, связанный с их положением на рынке труда, социальным статусом в обществе и семье;

− ограниченный доступ женщин к финансовым кредитам;

− разная оплата за равный труд (средняя заработная плата женщин ниже средней заработной платы мужчин);

− более высокий уровень безработицы среди женщин, чем среди мужчин;

− феномен «стеклянного потолка», вследствие которого женщины, например, в политике представлены значительно меньше, чем мужчины.

«Стеклянный потолок»

–  невидимые барьеры на пути служебного роста женщин.

Термин «стеклянный потолок» появился в 70-е годы ÕÕ в. и означает «невидимый»  комплекс укоренившихся предубеждений во взглядах и организационной практике, препятствующий выходу женщин на высшие руководящие посты. В 1990-е годы к этому понятию прибавился термин «стеклянные стены», который означает гендерную предвзятость, ограничивающую сферу деятельности женщин, которые все же становятся руководителями стратегически не столь значимыми, а значит и менее важными областями.

Эти термины верно отражают тот факт, что препятствия, не позволяющие женщинам занимать ответственные посты директивного уровня, зачастую бывают неявными и поэтому против них трудно бороться как официально, так и неофициально.

Этими препятствиями могут быть просто численное преобладание мужчин среди работников, неписаные правила, традиции и нормы поведения, совокупный результат складывавшихся в течение многих лет связей и контактов, а также имеющиеся давние и глубокие корни представления о роли женщин и мужчин в обществе.

Проявления дискриминации в отношении женщин, существующие в различной степени во всем мире, актуализируют необходимость проникновения во все сферы жизни гендерного подхода в реализации принимаемых решений (мэйнстриминг). В последнее время в специальных подразделениях международных организаций (ООН,  Европейский союз, Совет Европы) данное понятие становится ключевым.

Под мэйнстримингом (от англ. mainstreaming – main – главный,  streaming – направление, ориентир) понимается инкорпорация проблемы гендерного равенства во все области политики на всех уровнях –  локальном, муниципальном и национальном – и разработка мер для ее решения.

Данному понятию противостоит понятие мэйлстриминг (от англ.  malestreaming – male – мужчина, мужской, streaming – направление,  ориентир), означающее доминирующий мужской дискурс в оценке достижений современной цивилизации и мужской способ построения экономики, эксплуатирующий гендерные различия рабочей силы в целях быстрого извлечения максимальной прибыли без учета социальных последствий.

Гендерно сбалансированная политика должна стать основным («main») ориентиром, потеснив мужские («male») ориентиры управления обществом.

Аргументы в пользу подхода с учетом гендерных факторов и в поддержку равноправия полов показывают взаимосвязь гендера и человеческого развития.

  1.  Справедливость и равенство:  

• демократические принципы и основополагающие права человека требуют равенства полов;

• все международные документы рассматривают равноправие полов как основополагающий принцип; государства должны соблюдать эти обязательства.

2. Доверие и ответственность:

• население состоит наполовину из мужчин и наполовину из женщин, и любая политика или данные, которые должным образом не принимают во внимание оба пола, будут, в конечном итоге,   ущербны и не будут вызывать доверия.

3. Эффективность и устойчивость:

• равное включение как мужчин, так и женщин во все аспекты развития и жизни общества идет на пользу всей стране в целом;

• вложения в обеспечение равенства полов окупятся, принося в будущем пользу всей стране, продвигая ее по пути устойчивого человеческого развития.

4. Качество жизни:

• обеспечение равенства полов позволит улучшить условия жизни как мужчин, так и женщин.

5. Международные союзы:

• равенство полов – предпосылка для формальных союзов или партнерства с другими странами.

6. Цепная реакция:

• равенство полов может повлечь за собой «цепную реакцию»  преимуществ, также как и последствия неравенства могут передаваться от индивидуумов к семьям и обществу.

Современные гендерные отношения в казахстанском обществе характеризуются следующими особенностями:

− наличие правового законодательства, закрепляющего равенство полов во всех сферах;

− признание остроты и нерешенности гендерного неравенства в обществе;

− влияние факторов исторического характера:

а) традиционные отношения мужчин и женщин, сложившиеся в казахском социуме в прошлые века, но сохранившиеся и приспособленные к новым условиям;

б) наследие советского прошлого, включая стереотипы сознания и поведения, сформировавшиеся под воздействием политики коммунистического режима в отношении женщин, семьи и т.п.;

в) новые реалии положения и статуса полов, их взаимодействия,  сложившиеся в условиях большей открытости и демократичности казахстанского общества, влияния на него других культур и веяний в переходный период.

Последствия переходного периода усилили гендерное неравенство в политической, экономической и социальной областях. Гендерное неравенство в данных сферах связано:

− с положением мужчин и женщин в экономике, на рынке труда, в сфере занятости и социально-трудовых отношениях;

− доступом к капиталу, собственности и власти;

− с участием женщин и мужчин в принятии решений;

− с долей при распределении семейного дохода и ресурсов времени.

По всем этим показателям возможности женщин по сравнению с мужчинами более ограничены. Несмотря на значительное превышение уровня образованности женщин над мужчинами (как показывают результаты переписи населения)  в целом наблюдается более низкая доля женщин в общей численности, работающих по найму по отраслям экономики. Так, в 1995–1999 гг. они составляли от 45,6 до 47,0 работающих по найму, в 2000 г. – 42,2%.

Наибольшее число работающих по найму женщин в 2000 г. были сосредоточены в областях с более низкой заработной платой –  образовании (75,3%), здравоохранении и сфере социальных услуг (79,2%), гостиницы и рестораны (68,8%). Для сравнения, большинство работающих по найму мужчин сосредоточено в государственном управлении (77,4)%, в строительстве – 82,7%, в промышленности – 69,1%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 72,3%, в операциях с недвижимым имуществом, аренда и услуги – 60,8% (рис.2).

В целом соотношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составляло в 1999 г. – 67,6%, в 2000 г. – 61,5%.  Это соотношение определяется не только тем, что работающие по найму женщины сосредоточены в отраслях с более низкой заработной платой, но и тем, что у них заработная плата более низкая по сравнению с мужчинами по всем видам экономической деятельности. Так, в промышленности это соотношение в 2000 г. было равно 70,6%, в финансовой деятельности – 60,4%, в государственном управлении – 78,4%,  в образовании – 89,2%.

Факторы, обусловливающие гендерное неравенство в оплате труда:  

− диспропорции и деформация отраслевой структуры занятости женщин, в результате чего они работают преимущественно в отраслях с низкой заработной платой;

− профессиональная сегрегация – разница в оплате труда женщин и мужчин, работающих в одной отрасли, вследствие занятости женщин на рабочих местах и должностях, требующих более низкую квалификацию, ограниченные возможности реального доступа их к руководящей работе;

− формирование в Казахстане двухсекторной модели занятости и вытеснение женщин во вторичный сектор (табл. 3).

Таким образом, характерный для модернизированных стран процесс феминизации занятости (т.е. рост женщин в экономике) сопровождается выталкиванием женщин в низкооплачиваемые, незаметные и нестабильные сегменты экономики. Они интегрируются и маргинализируются одновременно. Дешевая и подвижная женская рабочая сила воспринимается как естественный и расширяющийся ресурс (табл. 4).

Феномен «стеклянного потолка», также весьма актуален для Казахстана. Женщины занимают в основном должности среднего управленческого звена. Представленность женщин на высших должностях низкая (рис. 3).

Ожидаемая продолжительность жизни от рождения мужчин и женщин существенно различается: в 1999 г. расхождение составило 10,7 лет (мужчины – 60,3 года, женщины – 71,0 год); в 2000 г. – 11,5 лет (мужчины – 59,8 лет, женщины – 71,3 года) . За годы реформ произошло резкое снижение продолжительности жизни мужчин. Наиболее часто причиной избыточной смертности среди молодых и среднего возраста мужчин были сердечно - сосудистые заболевания, болезни органов кровообращения,  несчастные случаи, алкоголизм, насилие и стрессы.

Одним из реальных путей расширения занятости женщин,  возможностью адаптироваться к новой, рыночной модели поведения является участие женщин в предпринимательской деятельности.  Женщины зарекомендовали себя как успешные лидеры и надежные партнеры. Но в деловой жизни преуспевающих руководительниц  значительно меньше, женщины чаще выполняют в бизнес - организациях вторые и третьи роли. Бизнес пока остается преимущественно «мужской территорией», требующей так называемых «мужских» качеств – силу,  напор, агрессивность.

Существуют объективные и субъективные факторы «трудного вхождения» женщин в предпринимательские структуры:

• ограниченный доступ к приносящим доход ресурсам;

• недостаточность связей в структурах власти и поддержки в сетях деловых отношений;

• отсутствие у большинства женщин экономического, правового образования и технических навыков управления бизнесом;

• недоступность к кредитам;

• отсутствие специальных программ по стимулированию женского бизнеса;

• ориентация женщин на узкий круг видов бизнес-деятельности;  

• отношение женщин к предпринимательству как вынужденной, временной деятельности, которая не позволяет строить более дальние планы действий;

• устойчивые гендерные стереотипы общества.

Гендерная политика Республика Казахстан

− Создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РК (1995 г.).

− Совет преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин при Президенте РК (1998 г.).

− Постановлением Правительства РК от 19 июля.1999 г. №999 принят Национальный план действий по улучшению положения женщин в стране, разработанный Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте РК.

− Присоединение Казахстана к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (июнь 1998 г.). Ратифицирован Факультативный протокол к данной Конвенции (2001 г.).

− Отчет Казахстана о выполнении Конвенции ООН О ликвидации всех форм дискриминаций в отношении женщин (январь 2001 г.).

− Для защиты интересов семьи и женщин на законодательном уровне в 2000 г. в Парламенте РК создана депутатская группа «Отбасы» (Семья).

− Разработаны проекты законов «О равных правах и возможностях» и «О бытовом насилии».

− Совершенствование законодательства по вопросам детей, брака и семьи: − Законом РК от 24 декабря 2001 г. №276-II внесены изменения в Закон РК от17 декабря 1998 г. №321–1 «О браке и семье».

− В Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. внесены изменения от 3 июня 2003 г.

− Проведена гендерная экспертиза Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. В результате ужесточены наказания за изнасилования и другие насильственные действия против женщин. Внесены дополнения в Уголовный Кодекс РК по вопросам борьбы с незаконным выездом и нелегальной миграцией в целях последующей сексуальной или иной эксплуатации (трафик).

− Совместно с ЮНИФЕМ и Бюро ООН «Гендер и развитие» разработан проект Концепции гендерной политики в стране.

− В республике создано около 150 женских неправительственных организаций. Действует Республиканское движение «Женщины Казахстана». Коалиция женских неправительственных организаций страны объединяет сельских женщин.

− Национальной комиссией совместно с международными организациями и НПО проводятся семинары, тренинги, конференции по вопросам политического и экономического продвижения женщин.

− В 2002 г. впервые в республиканском бюджете на поддержку женщин-предпринимателей через Фонд малого предпринимательства выделено 150 млн тенге. В настоящее время женщины составляют около 40% занятых в малом бизнесе предпринимателей.

− Ежегодно с 1999 г. при поддержке Бюро ООН «Гендер и развитие» выпускается статистический сборник «Женщины и мужчины Казахстана».

− Выпущена учебно-методическая литература для вузов по основам гендера.

− В Республике издается общественно - политическая журнал «Женщины: Восток-Запад», журналы для женщин «Зеркало», «Сезон».

Гендерно сбалансированная модель развития человечества возможна,  что доказывает реальный опыт Скандинавских стран. Значительное участие женщин в политике этих государств (в Швеции – 43%) повысило социальную мобильность общества, подчинило экономические процессы социальным нуждам людей, значительно уменьшило сегрегацию на рынке труда, повысило ответственность отцов в воспитании детей.  В современных условиях небывалого обострения глобальных проблем человечества, принятие и реализация принципов концепции человеческого развития, составной частью которой является гендерно сбалансированная модель развития, – это реальный шанс человечества выжить.

Выводы

1. Анализ и оценка человеческого развития должны осуществляться с учетом гендерного аспекта.

2. Гендер – это социальный конструкт, который наряду с классом,  возрастом, национальностью организует систему социальной иерархии.

3. Социальная организация общества имеет гендерную структуру и все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными.

4. Существуют различия между биологическим полом (sex) и социальным полом (gender).

5. Индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) отражает уровень обеспечения того же базового потенциала, что и ИРЧП,  однако с поправкой на неравенство положенияженщин и мужчин.

6. Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ) показывает,  могут ли женщины и мужчины активно участвовать в экономической и политической жизни и в процессе принятия решений.

7. Во всем мире – как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах – гендерное неравенство порождено обществом и может быть изменено.

8. Существуют гендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни и здоровье, которые коренятся в социальных, экономических,  культурных и других факторах.

9. Возможности женщин в экономической и политической жизни ограничены во всем мире.

10. Концепция гендерного мэйнстриминга – учет гендерных факторов во всех областях политики на всех уровнях – локальном,  муниципальном, национальном – и разработка мер для ее решения.

Заключение.

Главной целью любого общества должно быть его развитие ради развития самого человека. Условие развития – равные возможности реализации способностей людей, независимо от пола, расы,  национальности, класса.

Мировой тенденцией человеческого развития является существование разницы в продолжительности жизни, грамотности, образовании и заработках между мужчинами и женщинами. Причем возможности женщин более ограничены по сравнению с возможностями мужчин. Это способствует закреплению социальной дискриминации в обществе и снижает общий индекс страны в показателях человеческого развития.  Неравноправное положение мужчин и женщин влечет за собой негативные социально-экономические последствия.  Общество должно стремиться достичь гендерного равенства путем систематической и комплексной гендерной политики, учитывающей интересы и мужчин, и женщин.

Список использованной литературы.

1. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Учеб. пос. / Под общ. ред. проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ) и Т.  Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк). – М.: Права человека, 2000.

2. Stoller R.J. Sex and Gender. N.Y. 1968. р. 9. Цит. по: Кейт Миллетт. Теория сексуальной политики в кн. Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия / Под общ. ред. В.И. Успенской. – Тверь, 1999. – С. 124.  

3. Д.Л. Томпсон, Дж. Пристли. Социология: вводный курс / Пер.с англ. – Львов,1998. – С. 79.

4. ПРООН. Доклад о развитии человека за 1995 год. – Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити Пресс, 1995.

5. Международные документы по защите прав женщин; Учебно-методический комплект по курсу «Введение в теорию гендера». Вып. VII. – Алматы, 1999.

6.  http://www.undp.kz


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65151. Русь и тюрко-монгольский мир за 1500 лет 102.5 KB
  Русские князья предпочли отказаться от этой чести и решили сражаться до последнего. В этом случае русские фактически выступают союзниками Великого Булгара бывшего в подчинении у Хазарии и долго добивавшегося независимости.
65152. Великий западный поход чингизидов на Булгар, Русь и Центральную Европу 294 KB
  Этот поход начался с разгрома Булгара и владений приволжско-уральских народов: саксинов, мордвы, суваров, вотяков и других. Принятие решения о нем известно в передаче нескольких источников, приведем текст Джувейни...
65153. К ВОПРОСУ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ МОНГОЛОВ В УЛУСЕ ДЖУЧИ 78.5 KB
  Обычно ссылаются на 4 тысячи монголов о которых сообщает Рашид ад Дин как о выделенных Чингисханом войсках для улуса Джучи. Действительно у Рашид ад Дина есть раскладка монгольских тысяч которые Чингисхан согласно трактовке...
65154. Материалы источников по битве при Калке 106 KB
  Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. Дошли вести в стан что пришли татары посмотреть русские ладьи; услышав же об этом Даниил Романович и сев на коня погнался посмотреть на невиданную рать; и бывшие с ним конники и многие другие князья вместе с ним помчались смотреть невиданное войско.
65155. ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИСХАНА 23 KB
  Исследователи права центрально-азиатских кочевников активно ведут дискуссии являлось ли это право обычным или позитивным. Право изучалось в следующих направлениях: практическое для последующей интеграции в иную правовую систему сбор сведений о казахском праве русскими чиновниками...
65156. Ордынские корни российских органов исполнительной власти 43 KB
  Ордынские корни российских органов исполнительной власти Проблемы истории государственного управления : государственный аппарат и реформы в России к 200 летию министерской системы управления в России...
65157. Основные этапы эволюции казахского суда биев (XV – начало ХХ вв.) 133 KB
  Казахский суд биев несомненно являет собой яркий пример института осуществляющего правосудие в системе традиционного права. При этом весьма интересно отметить что в большинстве случаев каждый новый этап развития суда биев как правового и процессуального института...
65158. Особенности формирования и эволюции правовой системы Улуса Джучи 146 KB
  Большинство историков использовали источники по истории права Улуса Джучи при изучении его политической экономической и социальной истории поэтому чаще всего ограничивались просто упоминанием факта их существования или цитатами из них...
65159. ПРАВОВОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОСУДАРСТВЕ ТИМУРИДОВ (ПО ДАННЫМ ЛЕТОПИСЕЙ, НУМИЗМАТИЧЕСКОГО И АКТОВОГО МАТЕРИАЛА) 64.5 KB
  Принято считать что с именем Тимура и его потомков связано обращение в ислам Чагатаева улуса. Подобные вывод напрашивается сам собой на основании летописных источников авторы которых являлись придворными летописцами самих Тимуридов и всячески старались представить их ревнителями веры прославить их благочестие.