67714

Гендерные аспекты человеческого развития

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Гендерное равенство концепция подразумевающая собой достижение цели равенства в правах между мужчинами и женщинами. Во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В развитых странах женщины практически полностью достигли равенства с мужчинами...

Русский

2014-09-14

339.29 KB

9 чел.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный технический университет

Кафедра:

Курсовая работа

на тему «Гендерные аспекты человеческого развития»

Работу выполнила:

ст.гр. ОП 11-5 Сатубаева Алуа

Работу проверила:

Караганда 2013

Содержание

Введение

Гендерное равенство - концепция, подразумевающая собой достижение цели равенства в правах между мужчинами и женщинами.

Во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В развитых странах женщины практически полностью достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей. Идея гендерного равенства впервые была закреплена в Программе ООН «Развитие женщин» (WID), основные положения которой основывались на том, что женщины — это неиспользованный ресурс человечества, способный сделать свой решающий взнос в экономическое развитие мирового сообщества.

Вторая половина XX вв. мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Так в политической жизни появился новый феномен – прорыв женщин в эшелоны власти. 

На сегодняшний день роль женщины в обществе многократно возросла, как в экономическом, социальном, так и в политической сфере общественной жизни.

Гендерные аспекты человеческого развития

Впервые в научный оборот понятие гендер (род) ввел американский психоаналитик Роберт Столлер в 1968 г., употребив его в названии своей книги «Пол и гендер». Объясняя различие данных категорий, он пишет: «Словари говорят, что основной смысл слова «пол» – биологический, как например, в фразах «половые отношения» или «мужской пол». Согласно этому значению,  слово «пол» в данной работе будет означать мужской или женский и соответствующие биологические органы, которые определяют, является ли человек мужчиной или женщиной. Такое словоупотребление явно не охватывает огромные области поведения, чувств, мыслей и фантазий,  которые относятся к полам, однако не имеют исключительно биологического смысла. Для некоторых из этих психологических явлений мы будем использовать термин «гендер»: можно говорить о мужском или женском поле, но можно говорить и о мужественности и женственности, и при этом не иметь в виду ничего, что относится к анатомии и физиологии». Столлер подчеркивает, что разница между полом и гендером состоит в том, что пол является биологическим, гендер же – психологическим, а следовательно, культурным феноменом (табл. 1).

Далее данный термин используется в социологии. Его вводит Энн Оукли: в 1972 г. вышла ее книга «Sex, Gender and Society» («Пол, гендер и общество»). Социологическая трактовка понятия «гендер» акцентируется на социальном содержании, рассматривая его как социальный конструкт, возникающий в процессе социализации. Гендерные роли, существующие в обществе, относительны и могут быть изменены, они различаются в разные исторические времена и в разных обществах. Оукли отмечала, что «...разделение труда по биологическому полу не только не универсально; нет причин, почему оно должно быть таковым. Человеческие культуры различны и бесконечно изменчивы. Они обязаны своим созданием скорее человеческой изобретательности, чем непобедимым биологическим силам».

Сама проблема гендера возникает с развитием феминистского движения в Европе. Сначала зарождаются женские движения и исследования, анализирующие проблемы подчинения женщин. Затем анализ женской проблематики перерастает в новое качество – гендерные исследования, где научными объектами являются в равной степени как мужчины, так и женщины, признается присутствие гендера во всех социальных процессах.  Таким образом, гендер включает в себя целый комплекс понятий:

- социальный пол/конструкт, то есть половые роли сконструированы и создаются обществом;

-  совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола;

- социальный статус мужчин и женщин, занимающих различное (как правило, иерархическое) положение в обществе;

- сущностные черты гендера – полярность, противопоставление, неравенство (рис.1)

Полярность таких гендерных стереотипов, то есть стандартизированных представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям о «мужском» и «женском»,  опровергается многими исследованиями, подтверждающими, что вариаций в способностях и характерах гораздо больше внутри каждой половой группы, чем между ними. Устойчивые гендерные стереотипы, существующие в обществе на протяжении многих веков, порождают и закрепляют подчиненное положение женщин (табл. 2).

Основная идея концепции человеческого развития заключается в том, что развитие человека должно осуществляться с учетом гендерного аспекта. В рамках данной концепции разработаны специальные индикаторы, направленные на наблюдение и измерение различий между положением мужчин и женщин в плане основных характеристик деятельности человека.

Гендерные индикаторы

ИРГФ. С помощью индекса развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) определяется показатель достижений в области тех же базовых возможностей, что и для ИРЧП, но принимается во внимание неравенство с точки зрения достижений между мужчинами и женщинами. В рамках применяемой методики налагается штраф за неравенство, то есть значение показателя ИРГФ уменьшается, когда уровень достижений в какой-либо из стран как для мужчин, так и для женщин, снижается или когда усиливаются различия с точки зрения их достижений. Чем значительнее гендерные различия в области базовых возможностей, тем ниже страновой показатель ИРГФ по сравнению с ИРЧП. Показатель ИРГФ представляет собой просто ограниченный или скорректированный в сторону уменьшения с учетом гендерного неравенства показатель ИРЧП.

ПРВЖ. С помощью показателя расширения возможностей женщин (ПРВЖ) определяется способность женщин и мужчин активно участвовать в экономической и политической жизни, а также в процессе принятия решений. Тогда как ИРГФ делает упор на расширении возможностей, в рамках ПРВЖ особое внимание уделяется использованию этих возможностей в целях реализации жизненно важных возможностей.

Данные индикаторы позволяют измерить степень гендерного неравенства в каждой стране и определить рейтинг конкретной страны в достижении равноправия полов среди других стран мира. Это очень важные индикаторы, позволяющие судить о прогрессе страны в целом. Несмотря на то, что за последние десятилетия многие страны добились значительного продвижения в развитии потенциала женщин «ни в одном современном обществе женщины не располагают такими же возможностями, какие имеют мужчины. Этот неравноправный статус ведет к сохранению существенных диспропорций между тем значительным вкладом, который вносят женщины в развитие человеческого потенциала и тем, насколько мала их доля в предоставляемых этим процессом льготах»

Образование является важнейшим индикатором человеческого развития и гендерного равенства. Именно через институты образования как мощных формальных агентов социализации воспроизводятся гендерные стереотипы и поддерживается гендерная стратификация общества – процесс, посредством которого гендер становится основой социальной дифференциации. Общеизвестно, что если мужчины и женщины не получают хорошего образования, то это влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Различия между положением мужчин и женщин в области образования значительно уменьшились за последние десятилетия.  Показатели грамотности и количества обучающихся женщин во всем мире увеличиваются. Разрыв между мужчинами и женщинами в сфере высшего образования быстро сокращается, а в некоторых странах в учебных заведениях третьей ступени обучается больше женщин, чем мужчин. Тем не менее, «в развивающихся странах в числе 900 млн неграмотных людей количество женщин вдвое превышает количество мужчин. Девочки составляют 60% из 130 млн детей, не имеющих доступа к начальной школе».

Стандартным измерением гендерного равенства в образовательной сфере является число девочек, зачисленных в школу и ее окончивших (на всех уровнях), по сравнению с числом мальчиков. Данного индикатора недостаточно для получения реальной картины в системе образования. Многие страны достигли баланса в зачислении мальчиков и девочек, но проблема гендерного неравенства в образовании до сих не снята.

Гендерные проблемы в сфере образования:

− управленческие позиции в системе образования чаще всего принадлежат мужчинам;

− половая диспропорция учителей (преобладание женщин и недостаток учителей мужчин, особенно на уровне начальной школы);

− половая сегрегация в школьных программах, предметах, которая в дальнейшем может привести к половой сегрегации на рынке труда;

− низкое вознаграждение, как следствие, не престижное занятие;  

− воспроизведение гендерных стереотипов в школьных программах.

Кроме стандартного измерения гендерного равенства в образовательной сфере (охват девочек и мальчиков начальным и средним образованием) необходимо анализировать и другие показатели для получения более объективной информации о состоянии гендерного равенства в образовании:

• соотношение полов при зачислении на все уровни школьного обучения (начальное, среднее, профессиональное, старшие классы), причины гендерных расхождений, влияние социального статуса;

• соотношение полов при зачислении на все предметы в начальных, средних и старших классах (существует ли сегрегация по полу в предметах);

• соотношение полов по завершении учебы на всех уровнях (причины не окончания юношей и девушек);

• соотношение мужчин и женщин в преподавательском составе;

• соотношение мужчин и женщин на высших управленческих позициях в сфере образования (связь с заработной платой,  престижем);

• соотношение мужчин и женщин среди родителей в школьных правлениях и посещающих родительские собрания.

Индекс человеческого развития также исчисляется через показатели по продолжительности жизни и здоровья. Существуют гендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни и здоровье, которые коренятся в социальных, экономических, культурных и других факторах.  Некоторые из них:

- во всем мире женщины живут дольше мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни в среднем у женщин на 7 лет больше,  чем у мужчин (по сравнению с примерной биологической разницей в 5 лет во всем мире)

− современные достижения здравоохранения (снижение высокого уровня рождаемости, материнской смертности, развитие контрацептивной культуры) значительно расширили возможности женщин;

− в большинстве бедных стран осложнения во время беременности являются наиболее распространенной причиной смертности среди женщин детородного возраста;

− экономические факторы и количество бедных могут оказывать большое влияние на число заболеваний. Так как женщины чаще рискуют стать бедными, это отрицательно влияет на их здоровье и может приводить к увеличению числа заболеваний;

− социальные и экономические факторы (насилие, урбанизация, разрушение культурной практики и традиционных ролей в семье) способствуют росту психических заболеваний среди мужчин и женщин.

Проявления гендерного неравенства в экономической и политической жизни:

− женщины гораздо больше времени уделяют неоплачиваемым видам деятельности, связанным с домашним хозяйством, мужчины – оплачиваемой деятельности в общественном производстве;

− существует горизонтальная профессиональная сегрегация на рынке

труда (неравномерное распределение женщин и мужчин по отраслям экономики и профессиям) – традиционно «женские»  профессии оплачиваются на порядок меньше и не имеют престижа в обществе;

− существует вертикальная профессиональная сегрегация (неравномерное распределение мужчин и женщин по позициям должностной иерархии) – мужчины, как правило, чаще занимают высшие должностные места в должностной иерархии, чем женщины;

− повседневный сексизм – дискриминация личности по признаку пола;

− рост нищеты среди женщин, связанный с их положением на рынке труда, социальным статусом в обществе и семье;

− ограниченный доступ женщин к финансовым кредитам;

− разная оплата за равный труд (средняя заработная плата женщин ниже средней заработной платы мужчин);

− более высокий уровень безработицы среди женщин, чем среди мужчин;

− феномен «стеклянного потолка», вследствие которого женщины, например, в политике представлены значительно меньше, чем мужчины.

«Стеклянный потолок»

–  невидимые барьеры на пути служебного роста женщин.

Термин «стеклянный потолок» появился в 70-е годы ÕÕ в. и означает «невидимый»  комплекс укоренившихся предубеждений во взглядах и организационной практике, препятствующий выходу женщин на высшие руководящие посты. В 1990-е годы к этому понятию прибавился термин «стеклянные стены», который означает гендерную предвзятость, ограничивающую сферу деятельности женщин, которые все же становятся руководителями стратегически не столь значимыми, а значит и менее важными областями.

Эти термины верно отражают тот факт, что препятствия, не позволяющие женщинам занимать ответственные посты директивного уровня, зачастую бывают неявными и поэтому против них трудно бороться как официально, так и неофициально.

Этими препятствиями могут быть просто численное преобладание мужчин среди работников, неписаные правила, традиции и нормы поведения, совокупный результат складывавшихся в течение многих лет связей и контактов, а также имеющиеся давние и глубокие корни представления о роли женщин и мужчин в обществе.

Проявления дискриминации в отношении женщин, существующие в различной степени во всем мире, актуализируют необходимость проникновения во все сферы жизни гендерного подхода в реализации принимаемых решений (мэйнстриминг). В последнее время в специальных подразделениях международных организаций (ООН,  Европейский союз, Совет Европы) данное понятие становится ключевым.

Под мэйнстримингом (от англ. mainstreaming – main – главный,  streaming – направление, ориентир) понимается инкорпорация проблемы гендерного равенства во все области политики на всех уровнях –  локальном, муниципальном и национальном – и разработка мер для ее решения.

Данному понятию противостоит понятие мэйлстриминг (от англ.  malestreaming – male – мужчина, мужской, streaming – направление,  ориентир), означающее доминирующий мужской дискурс в оценке достижений современной цивилизации и мужской способ построения экономики, эксплуатирующий гендерные различия рабочей силы в целях быстрого извлечения максимальной прибыли без учета социальных последствий.

Гендерно сбалансированная политика должна стать основным («main») ориентиром, потеснив мужские («male») ориентиры управления обществом.

Аргументы в пользу подхода с учетом гендерных факторов и в поддержку равноправия полов показывают взаимосвязь гендера и человеческого развития.

  1.  Справедливость и равенство:  

• демократические принципы и основополагающие права человека требуют равенства полов;

• все международные документы рассматривают равноправие полов как основополагающий принцип; государства должны соблюдать эти обязательства.

2. Доверие и ответственность:

• население состоит наполовину из мужчин и наполовину из женщин, и любая политика или данные, которые должным образом не принимают во внимание оба пола, будут, в конечном итоге,   ущербны и не будут вызывать доверия.

3. Эффективность и устойчивость:

• равное включение как мужчин, так и женщин во все аспекты развития и жизни общества идет на пользу всей стране в целом;

• вложения в обеспечение равенства полов окупятся, принося в будущем пользу всей стране, продвигая ее по пути устойчивого человеческого развития.

4. Качество жизни:

• обеспечение равенства полов позволит улучшить условия жизни как мужчин, так и женщин.

5. Международные союзы:

• равенство полов – предпосылка для формальных союзов или партнерства с другими странами.

6. Цепная реакция:

• равенство полов может повлечь за собой «цепную реакцию»  преимуществ, также как и последствия неравенства могут передаваться от индивидуумов к семьям и обществу.

Современные гендерные отношения в казахстанском обществе характеризуются следующими особенностями:

− наличие правового законодательства, закрепляющего равенство полов во всех сферах;

− признание остроты и нерешенности гендерного неравенства в обществе;

− влияние факторов исторического характера:

а) традиционные отношения мужчин и женщин, сложившиеся в казахском социуме в прошлые века, но сохранившиеся и приспособленные к новым условиям;

б) наследие советского прошлого, включая стереотипы сознания и поведения, сформировавшиеся под воздействием политики коммунистического режима в отношении женщин, семьи и т.п.;

в) новые реалии положения и статуса полов, их взаимодействия,  сложившиеся в условиях большей открытости и демократичности казахстанского общества, влияния на него других культур и веяний в переходный период.

Последствия переходного периода усилили гендерное неравенство в политической, экономической и социальной областях. Гендерное неравенство в данных сферах связано:

− с положением мужчин и женщин в экономике, на рынке труда, в сфере занятости и социально-трудовых отношениях;

− доступом к капиталу, собственности и власти;

− с участием женщин и мужчин в принятии решений;

− с долей при распределении семейного дохода и ресурсов времени.

По всем этим показателям возможности женщин по сравнению с мужчинами более ограничены. Несмотря на значительное превышение уровня образованности женщин над мужчинами (как показывают результаты переписи населения)  в целом наблюдается более низкая доля женщин в общей численности, работающих по найму по отраслям экономики. Так, в 1995–1999 гг. они составляли от 45,6 до 47,0 работающих по найму, в 2000 г. – 42,2%.

Наибольшее число работающих по найму женщин в 2000 г. были сосредоточены в областях с более низкой заработной платой –  образовании (75,3%), здравоохранении и сфере социальных услуг (79,2%), гостиницы и рестораны (68,8%). Для сравнения, большинство работающих по найму мужчин сосредоточено в государственном управлении (77,4)%, в строительстве – 82,7%, в промышленности – 69,1%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 72,3%, в операциях с недвижимым имуществом, аренда и услуги – 60,8% (рис.2).

В целом соотношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составляло в 1999 г. – 67,6%, в 2000 г. – 61,5%.  Это соотношение определяется не только тем, что работающие по найму женщины сосредоточены в отраслях с более низкой заработной платой, но и тем, что у них заработная плата более низкая по сравнению с мужчинами по всем видам экономической деятельности. Так, в промышленности это соотношение в 2000 г. было равно 70,6%, в финансовой деятельности – 60,4%, в государственном управлении – 78,4%,  в образовании – 89,2%.

Факторы, обусловливающие гендерное неравенство в оплате труда:  

− диспропорции и деформация отраслевой структуры занятости женщин, в результате чего они работают преимущественно в отраслях с низкой заработной платой;

− профессиональная сегрегация – разница в оплате труда женщин и мужчин, работающих в одной отрасли, вследствие занятости женщин на рабочих местах и должностях, требующих более низкую квалификацию, ограниченные возможности реального доступа их к руководящей работе;

− формирование в Казахстане двухсекторной модели занятости и вытеснение женщин во вторичный сектор (табл. 3).

Таким образом, характерный для модернизированных стран процесс феминизации занятости (т.е. рост женщин в экономике) сопровождается выталкиванием женщин в низкооплачиваемые, незаметные и нестабильные сегменты экономики. Они интегрируются и маргинализируются одновременно. Дешевая и подвижная женская рабочая сила воспринимается как естественный и расширяющийся ресурс (табл. 4).

Феномен «стеклянного потолка», также весьма актуален для Казахстана. Женщины занимают в основном должности среднего управленческого звена. Представленность женщин на высших должностях низкая (рис. 3).

Ожидаемая продолжительность жизни от рождения мужчин и женщин существенно различается: в 1999 г. расхождение составило 10,7 лет (мужчины – 60,3 года, женщины – 71,0 год); в 2000 г. – 11,5 лет (мужчины – 59,8 лет, женщины – 71,3 года) . За годы реформ произошло резкое снижение продолжительности жизни мужчин. Наиболее часто причиной избыточной смертности среди молодых и среднего возраста мужчин были сердечно - сосудистые заболевания, болезни органов кровообращения,  несчастные случаи, алкоголизм, насилие и стрессы.

Одним из реальных путей расширения занятости женщин,  возможностью адаптироваться к новой, рыночной модели поведения является участие женщин в предпринимательской деятельности.  Женщины зарекомендовали себя как успешные лидеры и надежные партнеры. Но в деловой жизни преуспевающих руководительниц  значительно меньше, женщины чаще выполняют в бизнес - организациях вторые и третьи роли. Бизнес пока остается преимущественно «мужской территорией», требующей так называемых «мужских» качеств – силу,  напор, агрессивность.

Существуют объективные и субъективные факторы «трудного вхождения» женщин в предпринимательские структуры:

• ограниченный доступ к приносящим доход ресурсам;

• недостаточность связей в структурах власти и поддержки в сетях деловых отношений;

• отсутствие у большинства женщин экономического, правового образования и технических навыков управления бизнесом;

• недоступность к кредитам;

• отсутствие специальных программ по стимулированию женского бизнеса;

• ориентация женщин на узкий круг видов бизнес-деятельности;  

• отношение женщин к предпринимательству как вынужденной, временной деятельности, которая не позволяет строить более дальние планы действий;

• устойчивые гендерные стереотипы общества.

Гендерная политика Республика Казахстан

− Создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РК (1995 г.).

− Совет преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин при Президенте РК (1998 г.).

− Постановлением Правительства РК от 19 июля.1999 г. №999 принят Национальный план действий по улучшению положения женщин в стране, разработанный Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте РК.

− Присоединение Казахстана к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (июнь 1998 г.). Ратифицирован Факультативный протокол к данной Конвенции (2001 г.).

− Отчет Казахстана о выполнении Конвенции ООН О ликвидации всех форм дискриминаций в отношении женщин (январь 2001 г.).

− Для защиты интересов семьи и женщин на законодательном уровне в 2000 г. в Парламенте РК создана депутатская группа «Отбасы» (Семья).

− Разработаны проекты законов «О равных правах и возможностях» и «О бытовом насилии».

− Совершенствование законодательства по вопросам детей, брака и семьи: − Законом РК от 24 декабря 2001 г. №276-II внесены изменения в Закон РК от17 декабря 1998 г. №321–1 «О браке и семье».

− В Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27 декабря 1994 г. внесены изменения от 3 июня 2003 г.

− Проведена гендерная экспертиза Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. В результате ужесточены наказания за изнасилования и другие насильственные действия против женщин. Внесены дополнения в Уголовный Кодекс РК по вопросам борьбы с незаконным выездом и нелегальной миграцией в целях последующей сексуальной или иной эксплуатации (трафик).

− Совместно с ЮНИФЕМ и Бюро ООН «Гендер и развитие» разработан проект Концепции гендерной политики в стране.

− В республике создано около 150 женских неправительственных организаций. Действует Республиканское движение «Женщины Казахстана». Коалиция женских неправительственных организаций страны объединяет сельских женщин.

− Национальной комиссией совместно с международными организациями и НПО проводятся семинары, тренинги, конференции по вопросам политического и экономического продвижения женщин.

− В 2002 г. впервые в республиканском бюджете на поддержку женщин-предпринимателей через Фонд малого предпринимательства выделено 150 млн тенге. В настоящее время женщины составляют около 40% занятых в малом бизнесе предпринимателей.

− Ежегодно с 1999 г. при поддержке Бюро ООН «Гендер и развитие» выпускается статистический сборник «Женщины и мужчины Казахстана».

− Выпущена учебно-методическая литература для вузов по основам гендера.

− В Республике издается общественно - политическая журнал «Женщины: Восток-Запад», журналы для женщин «Зеркало», «Сезон».

Гендерно сбалансированная модель развития человечества возможна,  что доказывает реальный опыт Скандинавских стран. Значительное участие женщин в политике этих государств (в Швеции – 43%) повысило социальную мобильность общества, подчинило экономические процессы социальным нуждам людей, значительно уменьшило сегрегацию на рынке труда, повысило ответственность отцов в воспитании детей.  В современных условиях небывалого обострения глобальных проблем человечества, принятие и реализация принципов концепции человеческого развития, составной частью которой является гендерно сбалансированная модель развития, – это реальный шанс человечества выжить.

Выводы

1. Анализ и оценка человеческого развития должны осуществляться с учетом гендерного аспекта.

2. Гендер – это социальный конструкт, который наряду с классом,  возрастом, национальностью организует систему социальной иерархии.

3. Социальная организация общества имеет гендерную структуру и все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными.

4. Существуют различия между биологическим полом (sex) и социальным полом (gender).

5. Индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) отражает уровень обеспечения того же базового потенциала, что и ИРЧП,  однако с поправкой на неравенство положенияженщин и мужчин.

6. Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ) показывает,  могут ли женщины и мужчины активно участвовать в экономической и политической жизни и в процессе принятия решений.

7. Во всем мире – как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах – гендерное неравенство порождено обществом и может быть изменено.

8. Существуют гендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни и здоровье, которые коренятся в социальных, экономических,  культурных и других факторах.

9. Возможности женщин в экономической и политической жизни ограничены во всем мире.

10. Концепция гендерного мэйнстриминга – учет гендерных факторов во всех областях политики на всех уровнях – локальном,  муниципальном, национальном – и разработка мер для ее решения.

Заключение.

Главной целью любого общества должно быть его развитие ради развития самого человека. Условие развития – равные возможности реализации способностей людей, независимо от пола, расы,  национальности, класса.

Мировой тенденцией человеческого развития является существование разницы в продолжительности жизни, грамотности, образовании и заработках между мужчинами и женщинами. Причем возможности женщин более ограничены по сравнению с возможностями мужчин. Это способствует закреплению социальной дискриминации в обществе и снижает общий индекс страны в показателях человеческого развития.  Неравноправное положение мужчин и женщин влечет за собой негативные социально-экономические последствия.  Общество должно стремиться достичь гендерного равенства путем систематической и комплексной гендерной политики, учитывающей интересы и мужчин, и женщин.

Список использованной литературы.

1. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Учеб. пос. / Под общ. ред. проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ) и Т.  Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк). – М.: Права человека, 2000.

2. Stoller R.J. Sex and Gender. N.Y. 1968. р. 9. Цит. по: Кейт Миллетт. Теория сексуальной политики в кн. Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия / Под общ. ред. В.И. Успенской. – Тверь, 1999. – С. 124.  

3. Д.Л. Томпсон, Дж. Пристли. Социология: вводный курс / Пер.с англ. – Львов,1998. – С. 79.

4. ПРООН. Доклад о развитии человека за 1995 год. – Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити Пресс, 1995.

5. Международные документы по защите прав женщин; Учебно-методический комплект по курсу «Введение в теорию гендера». Вып. VII. – Алматы, 1999.

6.  http://www.undp.kz


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40333. Военная экспертиза 30 KB
  В новом положении впервые узаконена военноврачебная комиссия ВВК и определены ее функции введен термин медицинское освидетельствование под которым понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе обучению службе по военноучетной специальности службе в органах внутренних дел а также разрешение других предусмотренных Положением вопросов с вынесением письменного заключения. Установлено 5 категорий годности к воинской службе:...
40334. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ 30.5 KB
  Различают: галлюцинации в зависимости от органов чувств: зрительные обонятельные вкусовые тактильные галлюцинации общего чувства висцеральные и мышечные. истинные и псевдогаллюцинации. калейдоскопические интерметаморфоз Слуховые галлюцинации бывают фонемы патологическое восприятие слов речей разговоров. Зрительные галлюцинации могут быть либо 1.
40335. Гебефренная шизофрения 27 KB
  Различие же их определяются картиной манифестного психоза который при простой шизофрении не возникает.1 ставится при наличии общих критериев шизофрении и: 1 одного из следующих признаков а отчетливое и стойкое уплощение или поверхностность аффекта б отчетливая и стойкая неадекватность аффекта а также: 2 одного из двух других признаков: а отсутствие целенаправленности собранности поведения б отчетливые нарушения мышления проявляющиеся в бессвязной или разорванной речи; 3 галлюцинаторнобредовые феномены могут присутствовать в...
40336. Действие нейролептиков 31.5 KB
  Основные побочные эффекты при лечении нейролептиками образуют нейролептический синдром. Иногда отмечаются холинолитические эффекты расстройство зрения дизурические явления. Иногда возникают побочные эффекты в виде фотосенсибилизации дерматитов пигментации кожи; возможны кожные аллергические реакции. Побочные эффекты связанные с повышением в крови пролактина проявляются в виде дисменореи или олигоменореи псевдогермафродитизма у женщин гинекомастии и задержки эякуляции у мужчин снижении либидо галактореи гирсутизма.
40337. Деменция 26 KB
  Понимание сложных понятий затруднено но общая оценка ситуации верна критика к болезни сохранена отмечается подавленность слезливость. Критика болезни отсутст. Критика к болезни сниж сосуществование с болезнью. Безразличие к болезни.
40339. Расстройства речи 41 KB
  Ограничена подвижность органов речи мягкого нёба языка губ вследствие чего затруднена артикуляция. не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух чтения письма. нередко приводит к нарушению произнесения слов и как следствие к нарушению чтения и письма а иногда к общему недоразвитию речи.
40340. Дисморфомания 30 KB
  Центральное расстройство подозрение со страхом дисморфофобия или убежденность дисморфомания в наличии физического недостатка может развиваться медленно посте пенно или возникнуть внезапно по типу озарения. Необходимо различать дисморфоманию как симптом пограничных состояний затяжные реактивные состояния эндореактивная подростковая дисморфомания особые развития личности и как проявление шизофрении.
40341. ИНФЕКЦИОННЫЕ ПСИХОЗЫ 28 KB
  Психические нарушения при инфекциях зависят от природы инфекционного заболевания особенностей реагирования на болезнь центральной нервной системы а также от локализации болезненного процесса. Психические нарушения при общих инфекциях: в основе лежат психопатологические расстройства относящиеся к экзогенным типам реакции: делирий аменция сумеречное состояние эпилептиформное возбуждение галлюциноз. Затяжных психозов протекающих без нарушения сознания в виде галлюциноза апатического ступора когфабулеза. психические нарушения при...