67719

Расчет передающего устройства магистральной радиосвязи для передачи большого количества информации

Курсовая

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Магистральные коротковолновые линии радиосвязи широко используются для передачи телеграфных сообщений и реже - телефонных разговоров и данных. Пропускная способность действующих линий, как правило, заметно ниже, чем в стандартном телефонном канале.

Русский

2014-09-14

433.58 KB

10 чел.

Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет

Курсовая работа.

Вариант №3.

Выполнила: Июдина С.К.

Группа 3097/2

Преподаватель: Марков А.М.

2010

Техническое задание:

Рассчитать передающее устройство магистральной радиосвязи, предназначенное для передачи большого количества информации (телеграфной, телефонной, данных) на значительные расстояния (десятки тысяч км).

  1.  Максимальная мощность сигнала в антенне – 20 кВт.
  2.  Диапазон рабочих частот – 10 – 22 МГц.
  3.  Нагрузка выходной фильтрующей системы (ВФС) – симметричный фидер, волновым сопротивлением 50 Ом. Коэффициент бегущей волны (КБВ) на входе фидера равен 0,65; КПД фидера равен 0,95.
  4.  Модуляция – J7B – однополосная многоканальная телеграфия.
  5.  В возбудителе содержится синтезатор с шагом рабочих частот – 100 Гц.
  6.  Мощность допустимых излучений на высших гармониках несущей частоты – 50 мВт.

Порядок расчета:

  1.  Оконечный каскад – резонансный усилитель на тетроде. Предоконечный и предварительные каскады -  транзисторные по схеме широкополосного линейного усиления. Число двухтактных ГВВ в одном модуле меньше пяти, число модулей в одном каскаде меньше четырёх.
  2.  Выходная фильтрующая система (ВФС) представляет собой один или два широкодиапазонных фильтра. Рассчитать один из них. Допустимое значение КБВ на входе ВФС равно 0,6.
  3.  Принципиальная схема устройства.

Введение:

Магистральные коротковолновые линии радиосвязи широко используются для передачи телеграфных сообщений и реже - телефонных разговоров и данных. Пропускная способность действующих линий, как правило, заметно ниже, чем в стандартном телефонном канале. Коротковолновая магистральная радиосвязь обычно осуществляется в диапазоне частот от 4 до 30 МГц.

При передаче телеграфии работа ведется в режиме частотного (ЧТ) и двойного частотного (ДЧТ) телеграфирования, а на магистральных линиях с новым оборудованием - в режиме частотного или фазового (ФТ), относительного фазового (ОФТ) телеграфирования на поднесущих в стандартном однополосном канале. При передаче телефонии используется однополосная модуляция.

Однополосная модуляция обладает уникальной особенностью: ширина спектра колебания с ОМ почти равна ширине спектра исходного модулирующего сигнала, в 2 раза уже, чем при АМ, и в несколько раз уже, чем при ЧМ или ФМ. Эта особенность явилась причиной преимущественного испоьзования ОМ в системах радиосвязи работающих в наиболее загруженном диапазоне декаметровых волн. В 60-х гг. МККР принял рекомендацию отказаться от АМ и перейти к ОМ на всех системах КВ радиосвязи. В связи с этим были разработаны однополосные устройства различного назначения с передатчиками мощностью до 1000 кВт.  

Типы излучений с ОМ характеризуются коэффициентом ослабления несущей. Если Кн=0,5 (ослабление 6 дБ), то соответствует излучению Н3Е. При Кн=0,25 (ослабление 12 дБ) колебание с ОМ соответствует излучению R3E. Наконец, если Кн<0,01 (ослабление > 40 дБ), получается колебание с подавленной несущей, соответствующее излучению J3E(A3J). Этот вид излучения требующий восстановления несущего колебания в приемнике используется в системах радиосвязи.

В отличие от АМ, ЧМ и ФМ, где при модуляции изменяется лишь один параметр ВЧ колебания — амплитуда или фазовый угол, при однополосной модуляции изменяются одновременно оба параметра. Поэтому ОМ называют амплитудно-фазовой модуляцией.

Использование ОМ позволяет не только почти в 2 раза уменьшить полосы радиоканалов, но и получить энергетический выигрыш более чем в 4 раза.

Расчёт оконечного каскада.

 Расчёт лампового ГВВ с резонансной нагрузкой:

Максимальная  мощность сигнала в антенне:

 Вт

Ориентировочный КПД ВФС при заданной мощности передатчика на выходе

КПД фидера:

Колебательная мощность каскада

Вт

Ориентировочная мощность лампы выходного каскада:

Вт

Исходя из полученных данных, выбираем лампу ГУ-44Б с параметрами:

Вт        

В

В

Расчёт ГВВ на тетроде в недонапряжённом режиме:

Для надёжности берём   поменьше:

В

В

амплитуда напряжения на аноде

В

амплитуда первой гармоники анодного тока

А

или 90 градусов

Постоянная составляющая анодного тока:

А

Мощность, потребляемая анодной цепью:

Вт

Мощность, рассеиваемая на аноде:

Вт

КПД анодной цепи:

Сопротивление анодной нагрузки:

Ом

 

Расчётный импульс анодного тока:

А

Расчёт по характеристикам:

В

В

В

В

крутизна характеристик анодного тока:

Напряжение отсечки анодного тока:

В

Граничное значение коэффициента использования анодного напряжения:

Для тетрода D=0.

Амплитуда напряжения возбуждения:

В

Напряжение смещения:

В

Максимальное значение модуля напряжения на сетке:

В

Максимальное напряжения на сетке:

В

Остаточное напряжение на аноде:

В

Так как e.сmaks<0 то ток на управляющей сетке равен нулю.

Амплитуда импульса тока экранирующей сетки:

А

Постоянная составляющая тока экранирующей сетки:

А

Мощность, рассеиваемая на экранирующей сетке:

Вт

Ом

Также нужно учесть, что по  техническому заданию, в рассчитываемом передатчике используется модуляция J7B – однополосная многоканальная телеграфия. Возьмём число каналов в групповом тракте – 20.

Тогда:

Загрузка усилителя:

Вероятность перемодуляции:

Относительная амплитуда группового сигнала:

Среднее значение относительной амплитуды группового сигнала:

Средний квадрат относительной амплитуды группового сигнала:

Относительный ток покоя:

А

Средние значения мощностей:

Вт

Вт

Вт

Вт

КПД:

Расчёт ВФС:

В соответствии с техническим заданием ВФС представляет собой переключаемый широкодиапазонный фильтр. Таким образом диапазон рабочих частот [10;22] МГц необходимо разделить на два диапазона [10;16] МГц и [16;22] МГц.

Рассмотрим диапазон [10;16] МГц:

Ом

Ф

Гц

Ом

 

 

Ом

или 75 градусов

 

=0,041

Вт

Ом

А

0,951Вт

 

Вт

<

    , значит используемый фильтр удовлетворяет заданной фильтрации.

Расчет КПД:

А

Ом

В

 

Вт

А

А

Вт

Из расчёта реальный КПД получился больше заданного мной в самом начале расчёта оконечного каскада, следовательно,  пересчитывать коэффициенты не нужно.

Расчёт предоконечного каскада:

Согласно техническому заданию структурная схема нашего устройства будет выглядеть следующим образом:

ВКС

G

Единичный

модуль

Оконечный каскад

Предоконечный

каскад

Требуемая мощность сигнала в антенне  20кВт. Мощность, которую должен обеспечивать один модуль предоконечного каскада можно оценить по формуле:

Вт

,

Где , - КПД выходной колебательной системы и КПД систем сложения мощностей;

M – число модулей в предоконечном каскаде.

Выбранное число модулей М=2, каждый из двух модулей предоконечного каскада содержит по четыре двухтактных ГВВ.

Каждый двухтактный ГВВ модуля предоконечного каскада должен выделять мощность    1235/4 = 308,75 Вт. угол отсечки θ=90˚, напряжение питания возьмем 24 В. Выберем транзистор 2Т9131А со следующими параметрами:

rнас ≈ 0,07 Ом; rб ≈ 0,02 Ом; rэ ≈ 0 Ом; fТ ≈ 140 МГц;

Cк ≈ 600 пФ ; Cэ ≈ 50 нФ; Lэ  ≈ 1,8 нГн; Lб ≈ 2,5 нГн; eкэ.доп = 100 В;

eбэ.доп = 4 В; Iк0доп = 25 А;  Iк max доп = 45 А ; Eкmax=50В.

В

 Вт

В

В

, не превышает допустимого eкэ.доп = 100 В.

А

А

А

Вт

Ом

Расчёт межкаскадной цепи связи:

В качестве межкаскадной цепи связи будем использовать трансформатор с ферритом на длинных линиях.

Рассчитаем количество линий N:

Входное сопротивление оконечного каскада:

Ом

Выходное сопротивление предоконечного каскада:

Ом

Округляем полученное значение числа линий N до 3.

С учётом округлений пересчитаем :

Ом

, полученное значение меньше 2,638 Ом, поэтому нужно выбрать недонапряжённый режим работы.

В

Вт

Амплитудные значения напряжения и тока в нагрузке:

В

А

А

Вт

,для R.экв=2,037

А для R.экв=2,638  ,полученные значения КПД имеют незначительное различие, что означает целесообразное использование трансформатора на трёх линиях. 

Напряжение и ток в линии:

В

А

Продольное напряжение на линии:

В

Требуемое волновое сопротивление:

Ом

Требуемая продольная индуктивность проводников линии:

Гц

Гц

Гн

Выбираем кабель РП6-7-11, который имеет следующие характеристики:

В

А

Ом

                                                                                      

мм

мм

мм

дБ/м

Гц

Полученное значение напряжения в линии U.л=35,462В не превосходит допустимого значения U.доп=68В

Геометрическая длина линии:

м/с

град

м

Выбираем ферритовый сердечник марки 100НН с характеристиками:

 

Q=50 при В=0,01Тл.

м

м

м

                                                                           

Рассчитаем минимальный объём феррита:

Объём сердечника:

Число витков:

Уточним продольную индуктивность:

Гн

Потери в линии на частоте 30 МГц:

Удельные тепловые потери в феррите:

Тл

Вт/см^3

Мощность потерь в сердечнике:

КПД трансформатора:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54705. Сценарій Останнього уроку 123 KB
  Шановні гості Ми сьогодні зібралися в цій залі щоб вирядити на широку дорогу дорослого життя наших випускників.її життя починається світанком душі дитинством. Це справді найкраща пора життя людини і проходить вона у школі. Дороги дороги Тернисті і рівні Із пристані школа ведуть у життя.
54706. Открываем новые земли 60 KB
  Цель игры: сплочение коллектива развитие эмпатии и сопереживания между детьми и учителями; приобретение опыта совместного прохождения препятствий и принятия групповых решений формирование доверительного отношения между участниками игрового процесса.
54707. Математический КВН «Остров сокровищ» 33.5 KB
  Математический КВН Остров сокровищ Конкурс Приветствие команд Команда Пираты Наш девиз: Возьмём соперников на абордаж Весь остров знаний будет наш Команда капитана Флинта Наш девиз: Мы всех пиратов обойдём И клад мы первыми найдём Мы фору соперникам быстро дадим И в КВНе непременно победим Команда Джека Воробья Наш девиз: Наш Джек всегда непобедим К победе быстро мы летим. Бойко Остров сокровищ Пират: О Есть у математики священный клад Рассказывал товарищам пират. Несметные богатства в нём заключены Мы непременно взять...
54708. Освітній округ – крок у майбутнє. Інноваційний проект 296 KB
  Провести маркетингове дослідження з метою вияву кількісноякісного складу потреб в освітніх послугах та систематизувати результати у вигляді Програми Маркетингова діяльність школи у наданні якісно нових освітніх послуг через роботу освітнього округу. Створити модель Профільна та допрофільна освіта округу № 7 м. Скласти план менеджменту діяльності освітнього округу на стратегічному та оперативному тактичному рівнях.
54709. Формування інноваційної освітньої культури 41 KB
  Отже актуальним є визначення та подолання суперечності між оновленням парадигми сучасної освіти переходом на новий тип гуманістичноінноваційної освіти який передбачає інноваційну діяльність всіх учасників навчальновиховного процесу і неготовністю значної частини вчителів до відповідних змін. Важливо визначити роль інноваційної діяльності в системі науковометодичної роботи вчителя і висвітлити процес формування інноваційної освітньої культури педагога на різних етапах навчальновиховного процесу. Інноваційна діяльність в системі...
54710. ДОПРОФІЛЬНА ОСВІТА В ОСНОВНІЙ ШКОЛІ – ЗАПОРУКА УСПІШНОСТІ ДІТЕЙ СТАРШОЇ ШКОЛИ 125 KB
  Допрофільна та профільна освіта учнів загальноосвітньої школи представляє собою органічну частину системи виховання молоді її підготовки до самостійного трудового життя. Професійна орієнтація є науково практичною системою підготовки учнів до вільного та свідомого вибору професії. Професійна інформація необхідна для учнів та передбачає засвоєння учнями конкретною сукупністю знань про соціальноекономічні та психофізичні умови правильного вибору професії. Допрофільне навчання засіб диференціації та індивідуалізації навчання коли за...
54711. Урок-круглий стіл «Освіта в Україні, Великобританії і США» 56 KB
  Schooling in Ukrine P1. s rule schooling in Ukrine begings t the ge of 6. The Ukrinin school system is orgnised into four levels: primry secondry higher nd postsecondry eduction Generl secondry eduction is compulsory. Primry nd secondry school hs three stges: primry bsic nd senior.