67758

Исследование магнитной связи и связанных колебательных контуров

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

В процессе выполнения работы исследуются и изучаются следующие вопросы: 1 Магнитная связь между катушками входящими в разные колебательные контура; 2 Явление резонанса в двух одинаковых связанных колебательных контурах: полная настройка в резонанс связанных колебательных контуров...

Русский

2014-09-14

442.5 KB

1 чел.

Лабораторная робота № 8

Исследование магнитной связи и связанных колебательных контуров.

Краткое содержание работы

В процессе выполнения работы исследуются и изучаются следующие вопросы:

1) Магнитная связь между катушками, входящими в разные колебательные контура;

2 Явление резонанса в двух одинаковых связанных колебательных контурах:

-полная настройка в резонанс связанных колебательных контуров;

-вид резонансных кривых и проверка аналитических соотношений.

Подготовка к работе

1. Ознакомиться с рабочим заданием и методическими указаниями. Ответить на следующие вопросы:

а) как учитывается влияние магнитной связи между двумя катушками при составлении уравнений цепи по второму закону  Кирхгофа ?

б) характеризуйте встречное и взаимосогласованное включение двух последовательных катушек и определите теоретически их суммарное сопротивление в каждом из случаев;

в)как экспериментально определить одноименные выводы двух  магнитосвязанных катушек и величину их взаимной индуктивности?

г) что собой представляет система двух связанных колебательных контуров (характеризуйте коэффициент связи и возможные типы и виды связи) ?

д) характеризуйте возможные виды  резонансных кривых коэффициента передачи по напряжению  системы двух связанных одинаковых контуров в зависимости от параметра связи;

ж) перечислите виды настройки системы двух связанных контуров и дайте их характеристику.

2. Составить протокол отчета по лабораторной работе.

Рассчитать цепи в соответствии с вариантом задания:

а) Для таблиц п.2 и п.4 рабочего задания;

б) Для таблиц п.8 рабочего задания в случае частного резонанса. Теоретически доказать этот случай – частный резонанс 2-х связанных контуров и построить графические зависимости КU(j), U();

в) Для таблиц п.9 рабочего задания в случае полного резонанса. Теоретически доказать этот случай – полный резонанс 2-х связанных контуров и построить графические зависимости КU(j), U(). Рассчитать критический коэффициент связи между связанными контурами КсКР по которому определить значение критической магнитной связи М КР;

Рабочее задание

1. Собрать схему  для исследования связанных катушек индуктивности в соотв. с  рис.8.1 и вариантом задания (см. табл. 8.3). Значение  номиналов сопротивлений R1, R2 умножить на значение коэффициента К в соответствии с вариантом задания.

                             I                         M                       

                    R1     

                            L1                   L2                        R2         

               EГ      

                                               Рис.8.1

2.Установить частоту генератора ЕГ  в соответствии с вариантом задания (см. табл. 8.3). Выходное напряжение генератора установить 10 В. В режиме  временного моделирования цепи измерять ток в цепи, напряжения на элементах и сдвиг фаз между током  в цепи и напряжением на ее входе  . Данные занести в табл. 8.1

табл. 8.1     ЕГ =                fГ=

I

UR1

UL1

UR2

UL2

Эксперим.

Расчет

0.133

89.212

0.106

8.332

0.04

1.666

3. Собрать схему  для исследования связанных катушек индуктивности в соотв. с  рис.8.2 и вариантом задания (см. табл. 8.3). Значение  номиналов сопротивлений R1, R2 умножить на значение коэффициента К в соответствии с вариантом задания.

4. Установить частоту генератора ЕГ в соответствии с вариантом задания (см. табл. 8.3). Выходное напряжение генератора установить 10 В. В режиме  временного моделирования цепи измерять токи в цепи, напряжения на элементах. Измерять также сдвиг фаз 1- между током  в цепи I1 и напряжением на ее входе (на генераторе), сдвиг фаз  U -- между напряжением на выходе цепи U2 и напряжением на ее входе U1 (на генераторе), коэффициент передачи по напряжению- КU(j)=U2/EГ. Данные занести в табл. 8.2

                            I1                         M     I2                  

                    R1     

                            L1                   L2                        R2     U2         

               EГ      

                                               Рис.8.2

табл.8.2      ЕГ =                fГ=

I1

UL1

UR1

1

I2

UR2

U

КU(j)

Экспер.

Расчет

0.16

10.054

0.128

89.329

0.0074

0.00222

87.878

2.203*10^-4

                                                                 

5. Записать исходные уравнения для схем на рис 8.1 и 8.2. Произвести расчет величин, приведенных в табл. 8.1 и 8.2. Сделать выводы о действии магнитной связи.

6. Собрать схему  для исследования связанных резонансных  контуров в соотв. с рис.8.3 и вариантом задания (см. табл. 8.3). Дополнительные параметры схемы  ( значение  М, С2 ) рассчитать в соотв. с п.7

                                I1                      M     I2                  

     R1        C1               R2 

                            L1                   L2                                           C2     U2         

 EГ      

                                               Рис.8.3

7.Считая, что первый контур (L1, C1) настроен на частоту настройки 2-х связанных контуров –f0,  вычислить необходимое значение емкости конденсатора C2 из формулы собственного резонанса второго контура (L2, C2) на частоте  f0.Вычислить также по известным соотношениям (см. ЛР.7) добротности контуров- Q1, Q2.

 По вычисленным добротностям, ориентировочно рассчитать коэффициент связи между контурами, когда должна наблюдаться «двугорбая»  резонансная кривая коэффициента передачи контуров по напряжению с полосой между максимумами, равной полосе пропускания единичного контура:

    kсв=  откуда:  М = kсв

8. Изменяя емкость конденсатора С2 в небольших пределах ( примерно +-10%) от расчетного значения, снимать в режиме АС семейство резонансных кривых  коэффициента передачи по напряжению для системы связанных контуров (К(j)=U2/EГ). По семейству полученных характеристик  найти ту, которая соответствует  частному резонансу системы связанных контуров (максимальная амплитуда напряжения на выходе и симметричный вид резонансной кривой по отношению к резонансной частоте f0). Данные о характере зависимости резонансной кривых  вблизи и при частном резонансе   3…4 кривые для  КU(j)=КU(j)ехр(jU()) занести в несколько табл.8.4 и построить графики КU(j), U(), совместив их с теоретическими, полученными в п 2 раздела «Подготовка к работе».

9. В состоянии частного резонанса системы связанных контуров ( см. п. 8),  Изменять дискретно величину связи М в пределах примерно +-100% наблюдать изменение характера резонансных кривых  коэффициента передачи по напряжению для системы связанных контуров (КU(j)=U2/EГ и  U()). Добиться величины связи М, при которой резонансная кривая КU(j)  будет превращаться из «двугорбой» в «одногорбую» при этом форма кривой должна быть симметрична по отношению к вертикальной линии, проходящей через частоту f0 и иметь максимально-возможную амплитуду напряжения на выходе. Это состояние системы связанных контуров будет соответствовать полному резонансу, а  величина связи между контурами считается критической. Данные (для 3…4 кривых) о характере резонансных кривых вблизи и при полном резонансе занести в таблицы, аналогичные табл.8.4  и построить графики  КU(j), U(),совместив их с теоретическими, полученными в п 2 раздела «Подготовка к работе»..

10. Сделать выводы и обобщения по проделанной работе.

Табл. 8.3  ЕГ – выбрать синусоидальным со значением частоты f.

№ вар.

R1 Oм

С1 нФ

L1 мкГн

L2 мкГн

R2 Oм

f кГц

K

6

0.8

250

1000

200

0.3

10.0

60

Табл.8.4  f0=63250; C2=1,25*10^-6; Q1=79; Q2=42; KCB=0,016; M=7*10^-6.

f

КU(j)

расчет

экспер

U()

расчет

экспер

Примечание: графы «расчет» необходимо обязательно заполнить только для двух случаев- полного и частного резонанса.

Методические указания

Все теоретические соотношения, которые характеризуют работу исследуемых в ЛР цепей, могут быть получены путем анализа цепей на переменном токе с составлением и решением соответствующих уравнений.

Так для цепи на рис.8.1:              EГ=R1I+jL1I+jMI+R2I+ jL2I+ jMI

Для цепи на рис.8.2: I1(R1+ jL1)-I2 jMI2= EГ;    I2(R2+ jL2)-I1 jMI1=0.----- Решение этой системы уравнений, например,  в  отношении коэффициента передачи по напряжению:

К(j)=К(j)ехр(j())= U2/EГ= jMR2/((( R1+ jL1) (R2+ jL2))+ 2M2).

Для теоретического анализа цепи представленной на рис.8.3 может бить составлена и решена система уравнений, аналогичная той, которая была составлена для цепи на рис.8.2. Решение этой системы уравнений в отношении коэффициента передачи по напряжению КU(j)= U2/EГ для двух одинаковых резонансных контуров: R=R1=R2; L=L1=L2; C=C1=C2:  КU(j)=M/C, где:

=(R+(L-1/C))2+2M2=R2(1+j)2+2M2 ---определитель системы уравнений;

=(L-1/C)/R---обобщенная расстройка -  новая частотная переменная.                           ___

Если предположить, что в окрестности резонансной частоты для обоих контуров 0=1/LC

можно приближенно считать: 2M2 = 02M2 = М2/ LC, а также если ввести два понятия:

kC=M/L---коэффициент связи;  и  А= kCQ--- параметр связи, где Q-добротность контура, то выражение для КU(j) может представлено с учетом замены частотной переменной на :

                                                                               _____________       

КU(j:) = AQ/((1+j)2+A2)    или   КU(j:) = AQ/(1+2+A2) 2+44; U()= - arctg (2/(1+2+A2)).

Анализ выражения КU(j:) показывает, что при А1 характеристика «одногорбая», при А1 – «двугорбая» ( см рис. 8.4). При А=1 наблюдается критический режим резонанса  в связанных контурах и ему соответствует критический коэффициент связи kCКР.

При А1, резонансная кривая «двугорбая» с координатами максимумов по оси абсцисс  мах  и значением обобщенных  *,  которые соответствуют полосе пропускания цепи, состоящей из двух связанных контуров по уровню неравномерности кривой при =0:

             ____              __   ____

 мах=А2-1 ;   *=2*А2-1  (см. рис. 8.4).


                                                       Рис. 8.4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77627. Методы стабилизации коэффициента усиления оптических усилителей 2.25 MB
  Объектом разработки данной дипломной работы являются оптические усилители предназначение для усиления сигнала в составе волоконно-оптических линия связи их характеристики и методы их оптимального функционирования.
77628. Анализ коммерческих расходов в ООО «Квитэк» 182.86 KB
  Тема дипломной работы – учет и анализ коммерческих расходов - выбрана не случайно. Ее актуальность обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.
77629. Ценовая политика предприятия «Котлас - Мебель» 744.5 KB
  Актуальность выбранной темы «Ценовая политика организации» объясняется важностью ценовой политики в деятельности предприятия. Одним из наиболее быстрых и экономически эффективных методов увеличения нормы прибыли является совершенствование механизма ценообразования.
77631. Выявление актуальных проблем и предложение рекомендаций по совершенствованию организации государственного заказа в органе исполнительной власти Омской области 108.36 KB
  Поставленная цель предполагает решение ряда задач: раскрыть сущность государственного заказа и принципы на которых он основывается; охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение в сфере размещения государственных заказов...
77632. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 149.63 KB
  В настоящее время большинство малых предприятий затрудняются в выборе налогового режима, либо необоснованно его выбирают, что влечет за собой ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, поэтому перед учредителями малых предприятий...
77633. Соотношение политики и морали. Сократ, Аристотель, Эпикур, Макиавелли, Кант, Ильин 135 KB
  Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения.
77634. Проблема соотношения биологического и социального в развитии психики человека 85.5 KB
  Интереснее чем сам человек ничего в мире нет. Что зависит от человека а что дано ему от рождения Что можно развить исправить чему можно научить И можно ли это сделать Где лежит граница и есть ли она Эти вопросы занимали умы ученых с давних времен.