67758

Исследование магнитной связи и связанных колебательных контуров

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

В процессе выполнения работы исследуются и изучаются следующие вопросы: 1 Магнитная связь между катушками входящими в разные колебательные контура; 2 Явление резонанса в двух одинаковых связанных колебательных контурах: полная настройка в резонанс связанных колебательных контуров...

Русский

2014-09-14

442.5 KB

1 чел.

Лабораторная робота № 8

Исследование магнитной связи и связанных колебательных контуров.

Краткое содержание работы

В процессе выполнения работы исследуются и изучаются следующие вопросы:

1) Магнитная связь между катушками, входящими в разные колебательные контура;

2 Явление резонанса в двух одинаковых связанных колебательных контурах:

-полная настройка в резонанс связанных колебательных контуров;

-вид резонансных кривых и проверка аналитических соотношений.

Подготовка к работе

1. Ознакомиться с рабочим заданием и методическими указаниями. Ответить на следующие вопросы:

а) как учитывается влияние магнитной связи между двумя катушками при составлении уравнений цепи по второму закону  Кирхгофа ?

б) характеризуйте встречное и взаимосогласованное включение двух последовательных катушек и определите теоретически их суммарное сопротивление в каждом из случаев;

в)как экспериментально определить одноименные выводы двух  магнитосвязанных катушек и величину их взаимной индуктивности?

г) что собой представляет система двух связанных колебательных контуров (характеризуйте коэффициент связи и возможные типы и виды связи) ?

д) характеризуйте возможные виды  резонансных кривых коэффициента передачи по напряжению  системы двух связанных одинаковых контуров в зависимости от параметра связи;

ж) перечислите виды настройки системы двух связанных контуров и дайте их характеристику.

2. Составить протокол отчета по лабораторной работе.

Рассчитать цепи в соответствии с вариантом задания:

а) Для таблиц п.2 и п.4 рабочего задания;

б) Для таблиц п.8 рабочего задания в случае частного резонанса. Теоретически доказать этот случай – частный резонанс 2-х связанных контуров и построить графические зависимости КU(j), U();

в) Для таблиц п.9 рабочего задания в случае полного резонанса. Теоретически доказать этот случай – полный резонанс 2-х связанных контуров и построить графические зависимости КU(j), U(). Рассчитать критический коэффициент связи между связанными контурами КсКР по которому определить значение критической магнитной связи М КР;

Рабочее задание

1. Собрать схему  для исследования связанных катушек индуктивности в соотв. с  рис.8.1 и вариантом задания (см. табл. 8.3). Значение  номиналов сопротивлений R1, R2 умножить на значение коэффициента К в соответствии с вариантом задания.

                             I                         M                       

                    R1     

                            L1                   L2                        R2         

               EГ      

                                               Рис.8.1

2.Установить частоту генератора ЕГ  в соответствии с вариантом задания (см. табл. 8.3). Выходное напряжение генератора установить 10 В. В режиме  временного моделирования цепи измерять ток в цепи, напряжения на элементах и сдвиг фаз между током  в цепи и напряжением на ее входе  . Данные занести в табл. 8.1

табл. 8.1     ЕГ =                fГ=

I

UR1

UL1

UR2

UL2

Эксперим.

Расчет

0.133

89.212

0.106

8.332

0.04

1.666

3. Собрать схему  для исследования связанных катушек индуктивности в соотв. с  рис.8.2 и вариантом задания (см. табл. 8.3). Значение  номиналов сопротивлений R1, R2 умножить на значение коэффициента К в соответствии с вариантом задания.

4. Установить частоту генератора ЕГ в соответствии с вариантом задания (см. табл. 8.3). Выходное напряжение генератора установить 10 В. В режиме  временного моделирования цепи измерять токи в цепи, напряжения на элементах. Измерять также сдвиг фаз 1- между током  в цепи I1 и напряжением на ее входе (на генераторе), сдвиг фаз  U -- между напряжением на выходе цепи U2 и напряжением на ее входе U1 (на генераторе), коэффициент передачи по напряжению- КU(j)=U2/EГ. Данные занести в табл. 8.2

                            I1                         M     I2                  

                    R1     

                            L1                   L2                        R2     U2         

               EГ      

                                               Рис.8.2

табл.8.2      ЕГ =                fГ=

I1

UL1

UR1

1

I2

UR2

U

КU(j)

Экспер.

Расчет

0.16

10.054

0.128

89.329

0.0074

0.00222

87.878

2.203*10^-4

                                                                 

5. Записать исходные уравнения для схем на рис 8.1 и 8.2. Произвести расчет величин, приведенных в табл. 8.1 и 8.2. Сделать выводы о действии магнитной связи.

6. Собрать схему  для исследования связанных резонансных  контуров в соотв. с рис.8.3 и вариантом задания (см. табл. 8.3). Дополнительные параметры схемы  ( значение  М, С2 ) рассчитать в соотв. с п.7

                                I1                      M     I2                  

     R1        C1               R2 

                            L1                   L2                                           C2     U2         

 EГ      

                                               Рис.8.3

7.Считая, что первый контур (L1, C1) настроен на частоту настройки 2-х связанных контуров –f0,  вычислить необходимое значение емкости конденсатора C2 из формулы собственного резонанса второго контура (L2, C2) на частоте  f0.Вычислить также по известным соотношениям (см. ЛР.7) добротности контуров- Q1, Q2.

 По вычисленным добротностям, ориентировочно рассчитать коэффициент связи между контурами, когда должна наблюдаться «двугорбая»  резонансная кривая коэффициента передачи контуров по напряжению с полосой между максимумами, равной полосе пропускания единичного контура:

    kсв=  откуда:  М = kсв

8. Изменяя емкость конденсатора С2 в небольших пределах ( примерно +-10%) от расчетного значения, снимать в режиме АС семейство резонансных кривых  коэффициента передачи по напряжению для системы связанных контуров (К(j)=U2/EГ). По семейству полученных характеристик  найти ту, которая соответствует  частному резонансу системы связанных контуров (максимальная амплитуда напряжения на выходе и симметричный вид резонансной кривой по отношению к резонансной частоте f0). Данные о характере зависимости резонансной кривых  вблизи и при частном резонансе   3…4 кривые для  КU(j)=КU(j)ехр(jU()) занести в несколько табл.8.4 и построить графики КU(j), U(), совместив их с теоретическими, полученными в п 2 раздела «Подготовка к работе».

9. В состоянии частного резонанса системы связанных контуров ( см. п. 8),  Изменять дискретно величину связи М в пределах примерно +-100% наблюдать изменение характера резонансных кривых  коэффициента передачи по напряжению для системы связанных контуров (КU(j)=U2/EГ и  U()). Добиться величины связи М, при которой резонансная кривая КU(j)  будет превращаться из «двугорбой» в «одногорбую» при этом форма кривой должна быть симметрична по отношению к вертикальной линии, проходящей через частоту f0 и иметь максимально-возможную амплитуду напряжения на выходе. Это состояние системы связанных контуров будет соответствовать полному резонансу, а  величина связи между контурами считается критической. Данные (для 3…4 кривых) о характере резонансных кривых вблизи и при полном резонансе занести в таблицы, аналогичные табл.8.4  и построить графики  КU(j), U(),совместив их с теоретическими, полученными в п 2 раздела «Подготовка к работе»..

10. Сделать выводы и обобщения по проделанной работе.

Табл. 8.3  ЕГ – выбрать синусоидальным со значением частоты f.

№ вар.

R1 Oм

С1 нФ

L1 мкГн

L2 мкГн

R2 Oм

f кГц

K

6

0.8

250

1000

200

0.3

10.0

60

Табл.8.4  f0=63250; C2=1,25*10^-6; Q1=79; Q2=42; KCB=0,016; M=7*10^-6.

f

КU(j)

расчет

экспер

U()

расчет

экспер

Примечание: графы «расчет» необходимо обязательно заполнить только для двух случаев- полного и частного резонанса.

Методические указания

Все теоретические соотношения, которые характеризуют работу исследуемых в ЛР цепей, могут быть получены путем анализа цепей на переменном токе с составлением и решением соответствующих уравнений.

Так для цепи на рис.8.1:              EГ=R1I+jL1I+jMI+R2I+ jL2I+ jMI

Для цепи на рис.8.2: I1(R1+ jL1)-I2 jMI2= EГ;    I2(R2+ jL2)-I1 jMI1=0.----- Решение этой системы уравнений, например,  в  отношении коэффициента передачи по напряжению:

К(j)=К(j)ехр(j())= U2/EГ= jMR2/((( R1+ jL1) (R2+ jL2))+ 2M2).

Для теоретического анализа цепи представленной на рис.8.3 может бить составлена и решена система уравнений, аналогичная той, которая была составлена для цепи на рис.8.2. Решение этой системы уравнений в отношении коэффициента передачи по напряжению КU(j)= U2/EГ для двух одинаковых резонансных контуров: R=R1=R2; L=L1=L2; C=C1=C2:  КU(j)=M/C, где:

=(R+(L-1/C))2+2M2=R2(1+j)2+2M2 ---определитель системы уравнений;

=(L-1/C)/R---обобщенная расстройка -  новая частотная переменная.                           ___

Если предположить, что в окрестности резонансной частоты для обоих контуров 0=1/LC

можно приближенно считать: 2M2 = 02M2 = М2/ LC, а также если ввести два понятия:

kC=M/L---коэффициент связи;  и  А= kCQ--- параметр связи, где Q-добротность контура, то выражение для КU(j) может представлено с учетом замены частотной переменной на :

                                                                               _____________       

КU(j:) = AQ/((1+j)2+A2)    или   КU(j:) = AQ/(1+2+A2) 2+44; U()= - arctg (2/(1+2+A2)).

Анализ выражения КU(j:) показывает, что при А1 характеристика «одногорбая», при А1 – «двугорбая» ( см рис. 8.4). При А=1 наблюдается критический режим резонанса  в связанных контурах и ему соответствует критический коэффициент связи kCКР.

При А1, резонансная кривая «двугорбая» с координатами максимумов по оси абсцисс  мах  и значением обобщенных  *,  которые соответствуют полосе пропускания цепи, состоящей из двух связанных контуров по уровню неравномерности кривой при =0:

             ____              __   ____

 мах=А2-1 ;   *=2*А2-1  (см. рис. 8.4).


                                                       Рис. 8.4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46619. Общие требования к уроку изобразительного искусства. Традиционный урок его структура и особенности 22.37 KB
  опыт; развивающий характер занятий; реализация дидактических принципов в оптимальных соотнощениях; обеспечение надлежащих условий для продуктивнопознавательной деятти с учетом особенностей интересов; установление межпредметных связей; связь с ранее изученным преемственность; активизация познавательных процессов мотивации; логичность и эмоциональность педагогического процесса; эффективное использование педагогических средств; связь с жизнью; формирование ЗУНОВ;формирование умения учиться; ориентировка на зону ближайшего...
46620. Удельная государственно-политическая система (на примере Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств). Русское право периода раздробленности. Дворцово-вотчинная система управления 22.38 KB
  Период феодальной раздробленности характерен бесконечными войнами распрями междоусобицами разорявшими крестьянство города ослаблявшими военную мощь Руси. Под властью Владимирского князя оказалась огромная территория северовосточной Руси. Как утверждают историки это было сильное и жизнеспособное политическое образование которое могло претендовать не только на самсютоятельность но и на центральное положение во всей Руси. киевский митрополит Максим не терпя насилия татарского оставил Киев и переехал во ВладимирСуздальский что...
46621. Анализ программы «Изобразительное искусство» под ред. В.С.Кузина (1-7 класс) 22.42 KB
  3 В основе программы лежат принципы:1 тематический принцип планирования учебного материала; 2принцип воспитывающего обучения; 3научность обучения; 4доступность обучения; 5систематичность и последовательность бучения; 6сознательность и активность в обучении; 7принцип межпредметных связей; 8преемственности; 9прочности усвоения матла; 10проблемности. Сущность процесса обучения. Процесс обучения это целенапр. науки и процесс обучения дидактич.
46622. Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству (кружок, конкурс рисунков, экскурсия, поисковая работа) 22.53 KB
  Работы и их классифик; 3особенти методики организации кружка конкурса рисунков эскурсии поисковой работы. 2К Основ формам внеклас и внешк работы относятя: кружок кл. Кружок по Изонаиболее распростр вид внеклас работы в школе. Организация работы кружка включает разработку содержания занятий с учетом склонностей интересов учся разного возраста.
46623. Эмиль Антуан Бурдель 22.67 KB
  С их подчас неистовой экспрессией Памятник павшим в Монтобане бронза 1893 1902 отмечены дробностью ритмов объёмов усложнённостью общего построения. отличаются единством конструктивности и динамики контрастностью света и тени грубоватоэнергичной обработкой утрированнокрупных плотных форм активностью пространственного построения Геракл стреляющий из лука 1909 Пенелопа 1909 12 Сафо 1924 25 все бронза. Роден бронза 1909; А. Франс бронза 1919 Б.
46624. Методика знакомства с архитектурой как искусством на уроках изобразительного искусства 22.78 KB
  Учебная мотивация частный вид мотивации включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. Выделяют такие типы мотивации связанной с результатами учения как: мотивация которая условно может быть названа отрицательной. Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Зная тип мотивации учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации.
46626. Основные понятия терминов «Энергосбережение», «энергосберегающая политика государства», «энергоэффективность» 22.93 KB
  Энергоэффективность это количественная характеристика показатель предполагающий максимальное использование способности энергии совершать работу. Понятие энергии. Энергетические ресурсы это материальные объекты в которых сосредоточен тот или иной вид энергии пригодной к экономически обоснованной для практического использования на данном этапе развития науки и техники. Топливноэнергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи транспорта хранения производства и распределения основных видов энергоносителей: природного...
46627. Издательские портфели 23 KB
  не по заказу издательства но которые могут быть приняты к изданию. Состоит из произведений находящихся на разных стадиях производственного процесса до сдачи тиража в книготорговую сеть или поступления его на склад издательства. Портфельный запас обеспечивает нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг. Портфельный запас обеспечивающий нормальную работу издательства и планомерный выпуск книг нормативный портфельный запас определяется путем умножения среднего объема однодневного выпуска в целом по издательству или по разделам...