67770

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА БОЙЛЯ-МАРИОТТА

Лабораторная работа

Физика

Термодинамической системой называется тело или сочетание нескольких тел, находящихся в тепловом контакте, свойства и поведение которых изучаются средствами термодинамики. Свойства любой системы и ее состояние описывается рядом физических величин, которые называются термодинамическими параметрами.

Русский

2014-09-14

4.17 MB

12 чел.

Лабораторная работа № 43

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА БОЙЛЯ-МАРИОТТА

Принадлежности: экспериментальная установка в сборе.

Цель работы:

  1.  Изучение закона Бойля-Мариотта.
  2.  Определение универсальной газовой постоянной.
  3.  Построение изотерм Амага для воздуха.

Введение. Термодинамической системой называется тело или сочетание нескольких тел, находящихся в тепловом контакте, свойства и поведение которых изучаются средствами термодинамики. Свойства любой системы и ее состояние описывается рядом физических величин, которые называются термодинамическими параметрами. Система, не обменивающаяся энергией с окружающими телами, называется изолированной. В термодинамике постулируется, что изолированная система рано или поздно приходит к термодинамическому равновесию и выйти из него самостоятельно (без внешнего воздействия) не может. В состоянии равновесия параметры системы имеют одинаковые значения во всех ее точках.

Рассмотрим термодинамическую систему – идеальный газ. Параметрами состояния газа являются его температура Т, давление р и объем V. Уравнение, связывающее параметры состояния между собой, называется уравнением состояния системы. Для идеального газа уравнением состояния является уравнение Менделеева-Клапейрона

,      (1)

где М – масса газа, – молярная масса, R – универсальная газовая постоянная.

При бесконечно медленном изменении параметров газ переходит из одного равновесного состояния в другое через ряд равновесных состояний. Такой термодинамический процесс называется равновесным или квазистатическим. Но бесконечно медленный процесс – это абстракция. Практически квазистатическим можно считать процесс, протекающий настолько медленно, что отклонение параметров системы от равновесных значений пренебрежимо малы.

В термодинамике особо выделяют такие процессы, в которых один из параметров поддерживается постоянным; их называют изопроцессами. Рассмотрим один из них – изотермический, в ходе которого сохраняется температура. Два других параметра идеального газа – давление и объем изменяются при этом так, что их произведение остается постоянным. Этот факт был обнаружен экспериментально Бойлем и Мариоттом и носит название закона Бойля-Мариотта

.      (2)

Кривая, определяемая этим уравнением, в координатах p,V является гиперболой и носит название изотермы. Однако по одному виду кривой на графике часто трудно определить, какую математическую кривую она представляет. Поэтому практикуется довольно распространенный прием спрямления зависимости. Для этого уравнение переписывается в таких переменных, в которых график представляет собой прямую линию. В случае изотермического процесса спрямление произойдет, если построить график зависимости произведения pV от давления (или объема). Такие графики в указанных координатах называются изотермами Амагá1. Если изотермы Амага представляют собой семейство прямых, параллельных оси р, следовательно произведение pV остается постоянным, закон Бойля-Мариотта выполняется, т.е. газ является идеальным.

Описание установки и методики измерений. Схематическое изображение экспериментальной установки приведено на рисунке. На стойке 1

закреплена U-образная трубка 2, один конец которой закрыт, а другой соединен шлангом 3 с манометром 4 и насосом 5. Трубка частично заполнена водой так, что в закрытом конце трубки находится некоторое количество воздуха. С помощью ручного насоса - груши на «жидкий поршень» можно оказывать раз-личное давление, которое передается воздушному столбику, представляющему собой в данном случае исследуемую термо-динамическую систему.

Манометр 4 сконструирован таким образом, что он показывает разность между давлением в месте его установки р2 и атмосферным, т.е. показания манометра рм– числа алгебраические. Таким образом, давление на выходе насоса выше атмосферного

.     (3)

Газ в закрытом колене подвергается изотермическому сжатию (или разрежению). Согласно закону Бойля-Мариотта (2) имеет место равенство

,     (4)

где р1 и V1  – давление и объем газа в закрытом колене  U-образной трубки,

     l – длина воздушного столбика в закрытом колене,

     S – сечение трубки, занятой воздушным столбиком.

Давление р1 отличается от указанного выше р2, так как в коленах U-образной трубки столбы воды находятся на разных уровнях. Давление р1 можно найти по закону Паскаля из следующего соотношения:

,

,

.        (5)

Теперь уравнение изотермического процесса (4) приобретает следующий вид (постоянная величина S включена в const.):  

.    (6)

В данной работе экспериментально проверяется справедливость равенства (6), полученного выше из закона Бойля-Мариотта для идеального газа.

Измерения. 

  1.   С  помощью линейки  измерьте длину воздушного столба L.Запишите над таблицей значения L, атмосферного давления pа и температуры  в лаборатории t.
  2.  При помощи ручного насоса-груши 5 установите на манометре 4 максимальное давление.
  3.  Запишите в таблицу показания манометра и длину воздушного столба l при данном давлении. Вследствие утечки воздуха из-за  негерметичности  воздушной магистрали давление будет непрерывно изменяться без Вашего участия. Используйте это явление для измерений. Когда стрелка манометра устанавливается на очередном делении его шкалы, записывайте в таблицу его показания  рм и длину воздушного столба в закрытом колене трубки 1. Проведите измерения на всех делениях шкалы по мере движения стрелки от максимального давления до нуля (не менее 8-10 измерений).

L =   (м) ,   pа=   (Па),  t =   

№ изм.

pм,

кгс/см2

pм,

Па

l,

м

p1 = pм + pа,

Па

V=S• l,

м3

1/V

Обработка результатов измерений. 

  1.  По формуле (5) вычислите  p1 = pм + pа , так как  ϱgh < pм и  pа .
  2.  По формуле V = S• l определите объем воздуха в закрытом колене трубки, где S – сечение трубки, S = πd2 /2, d = 3,15 мм - диаметр трубки.
  3.  Постройте графики:

1) зависимость  давления  p1 от объема V,  

2) зависимость  p1  от 1/V,

3) зависимость произведения  p1 l от p1.(для физиков)

  1.   Из графика зависимости   p1  от 1/V определите универсальную газовую постоянную R.

, где µ=0,029 кг/моль, m = ϱ•V масса газа, ϱ = 1,3 кг/м3 – плотность воздуха, Т = t+273 – температура, tg - из графика.

  1.  Сравните полученный результат с теоретическим значением.

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите все изопроцессы. Почему для газа их три? Сформулируйте газовые законы для всех изопроцессов и запишите соответствующие уравнения.
  2.  Что такое идеальный газ? Запишите уравнение состояния идеального газа. Выведите уравнения изопроцессов как следствия уравнения состояния идеального газа. Можно ли атмосферный воздух назвать идеальным газом в условиях проведения данного исследования? Если – да, то на основании чего; если – нет, то почему.
  3.  Какую информацию об исследованной термодинамической системе содержат построенные Вами графики?
  4.  Можно ли утверждать, что Ваши опыты с газом проводились в изотермических условиях?

Список рекомендуемой литературы

1.Сивухин Д.В. Общий курс физики.Т 2. Термодинамика и молекулярная физика. М.: Физматлит, 2006. §7-8.

2.Кикоин А.К., Кикоин И.К. Молекулярная физика. М.: Наука, 1976. С.18-19; 32-39.

3. Савельев И.В. Курс общей физики. Т.1. Механика и молекулярная физика. СПб.: Лань, 2005.§87-89; 103.

4.Радченко И.В. Молекулярная физика. М.: Наука, 1965. С.20-26; 216-228.

1  Амага Эмиль (Amagat E.) – французский физик (1841-1915).

4

l

1

5

3

4

2

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53133. Leseverstehen. Das Märchen „Das Salz“ 52 KB
  Die dritte Tochter weinte und verließ ihren Vater. Aber bald sah man keine fröhlichen Menschen mehr. Brot ohne Salz, Fleisch ohne Salz, Gemüse ohne Salz -- das alles schmeckte den Menschen nicht. Sie hatten keinen Appetit mehr, sie wollten nicht mehr essen. Auch die Arbeit bereitete ihnen keine Freude mehr. Der König sah das alles. Das Essen schmeckte ihm auch nicht. Es gab kein Salz im Land mehr.
53135. Йоганн Вольфганг фон Гете – виразник ідей Просвітництва. Творчий і життєвий шлях письменника. Образ Фауста у літературі, музиці, малярстві 82.5 KB
  Liebe Freunde! Ich wünsche euch einen wunderschönen Guten Morgen und freue mich euch wiederzusehen. Wir werden heute über die Gestalt des Faust und den Unterstied dieser Gestalt im Werken von Goethe und Puschkin sprechen und wie diese Gestalt des Faust sich in der Musik und Malerei widergespiegelt hat.
53136. Гетьманщина наприкінці ХVІІ - у першій половині ХVІІІ ст 124.5 KB
  Підручники таблиця Іван Мазепа роздатковий матеріал. Мазепа біографія Дискусійний клуб Обери позицію: дати оцінку діяльності І. Мазепа історична постать неоднозначна таємничо загадкова і до цього часу. В літературних творах оспівано його образ...
53137. Гідросфера. Позакласний захід (КВК) з географії для 6 класу 40.5 KB
  ХІД ГРИ Ведучий: Сьогодні ми проводимо географічний КВК під час вивчення теми Гідросфера. Одиниця вимірювання солоності води проміле. На Дніпрі споруджено 6 великих водосховищ які створюють величезний запас води для більш посушливих південних і східних областей України. Значна кількість дніпровської води подається каналами і трубопроводами в південні і східні регіони України з постійним дефіцитом прісної води.
53138. РОЗРОБКА УРОКУ – ГРИ «СВИСТАТИ ВСІХ НАГОРУ!» (УЗАГАЛЬНЮЮЧИЙ УРОК З ГЕОГРАФІЇ У 7 КЛАСІ) 249 KB
  Мета уроку: навчальна: повторити, узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Гідросфера»; вдосконалювати навички та вміння використовувати набуті знання на практиці у нестандартних ситуаціях; підвищити інтерес до вивчення географії за допомогою ігрової форми,
53139. Гідросфера. Узагальнення (урок – гра у 6 класі) 89.5 KB
  Якщо тему добре знаєш То мене ти відгадаєш Запитання: Про що йде мова У яких станах може перебувати вода на Землі Твердому рідкому газоподібному. Запитання: Яке явище описано у вірші Що є основною причиною утворення кругообігу води в природі Енергія Сонця. Запитання: Про які кольорові моря йде мова Жовте Чорне Червоне Біле . Запитання: Яка основна причина океанічних течій ...
53140. Гигиена питания 98.5 KB
  Действующие лица: комиссар полиции мистер Бортоломью инспектор полиции мистер Дрейк миссис Синтия Бабингтон. Мери пожалуйста пригласите ко мне инспектора Дрейка. Входит инспектор Дрейк. Доброе утро инспектор.
53141. Правила виконання ранкової гімнастики. Частини обличчя 106.5 KB
  Мета уроку: Практична: Ознайомити учнів із значенням та правилами виконання ранкової гігієнічної гімнастики; Закріплення рухових дій засобами естафет, рухливих ігор; Вивчення та відпрацювання вживання лексики по темі в усному мовленні; Формування навичок монологічного мовлення, сприйняття на слух іншомовних слів, опису людини за малюнком;