67784

Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Лабораторная работа

Военное дело, НВП и гражданская оборона

МЧС России федеральный орган управления в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом...

Русский

2014-09-14

253.69 KB

25 чел.

ЛЕКЦИЯ 3

Тема 1.2. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

1. МЧС России – федеральный орган управления в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

В систему МЧС России входят:

• центральный аппарат;

• территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации;

• Государственная противопожарная служба МЧС России;

• войска гражданской обороны;

• Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России;

• аварийно–спасательные и поисково–спасательные формирования, образовательные, научно–исследовательские, медицинские, санаторно–курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России при необходимости создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Основные задачи МЧС России:

• выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции министерства;

• осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами России;

• организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

• осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также выполнение специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции министерства;

• деятельность по организации и ведению гражданской обороны, экстренное реагирование в случае наступления чрезвычайных ситуаций, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечение безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет следующие основные мероприятия:

• издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;

• проводит в установленном порядке проверку готовности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

• в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;

• привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;

• осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства;

• заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры о ликвидации последствий стихийных бедствий, оказанию иностранным государствам гуманитарной помощи и др.

Приоритетными направлениями деятельности МЧС России на ближайший период являются:

• развитие и совершенствование в установленном порядке нормативной правовой базы единого государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

• разработка основных технических регламентов в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также безопасности на водных объектах;

• развитие и совершенствование нормативной правовой базы и нормативно–методической базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на территориальном, местном уровнях и организациях в соответствии с современными требованиями федерального законодательства;

• развитие и совершенствование единой дежурной диспетчерской службы на базе телефона «01» на региональном, территориальном и местном уровнях;

• создание и развитие общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в целях обеспечения личной и общественной безопасности;

• повышение защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз природного и техногенного характера, террористических проявлений;

• развитие и совершенствование системы принятия решений на основе прогнозов территориальных и региональных органов мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

• осуществление комплекса мероприятий по защите населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов (прежде всего химически и радиационно опасных);

• повышение эффективности работы по спасению пострадавших в дорожно–транспортных происшествиях, а также обеспечение безопасности людей в местах массового отдыха итуризма;

• развитие и совершенствование единой системы обучения всех категорий населения, популяризация знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;

• повышение обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты и приборами радиационного и химического контроля;

• поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны;

• ужесточение контроля за выполнением требований инженерно–технических мероприятий гражданской обороны;

• разработка и совершенствование пожарной техники, позволяющей работать как в мегаполисах с высотными зданиями, так и в сельской местности, а также огнетушащих веществ, систем и средств пожарной автоматики, робототехники;

• обеспечение реализации первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов в целях снижения количества пожаров и существенного уменьшения числа погибших и пострадавших.

Вопросы и задания

1. Расскажите о предназначении и структуре МЧС России.

2. Какие задачи в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций возложены на МЧС России?

3. Какие направления в деятельности МЧС России являются на ближайшее время приоритетными?

4. Разработайте и графически изобразите схему, отражающую предназначение, структуру и задачи МЧС России.

2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

В апреле 1992 г. для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г. в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Целью создания этой системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и в следствии этих действий (при определенных структурных изменениях) – и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военною характера.

Основные задачи РСЧС:

• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• осуществление целевых и научно–технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно–правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

• прогнозирование и оценка социально–экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС строится по территориально-производственному принципу и включает в себя территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Ее структура показана на схема 3.

Схема 3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя руководящий орган – комиссию по чрезвычайным ситуациям, орган повседневного управления, специально уполномоченный для решения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (министерства, главные управления, управления, отделы ГОЧС), собственные силы и средства территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материальнотехнические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, защитные сооружения, а также специальные учебные заведения. Конкретные структуры территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, как правило, каждая территориальная система имеет собственную иерархию, включающую городские, районные и объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям, соответствующие органы повседневного управления, силы и средства. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Функциональных подсистем насчитывается более трех десятков: подсистема наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и состоянием окружающей среды; подсистема охраны лесов от пожаров; подсистема контроля обстановки на потенциально опасных объектах; подсистема сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений и др., создаваемые на базе соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован путем районирования России по шести регионам. В составе РСЧС образованы Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации. Его границы совпадают с границами военных округов.

Основным органом управления, ответственным за функционирование сил и средств подсистем РСЧС на территории региона, является соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра – координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, входящих в состав региона, организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководство силами и средствами МЧС России, дислоцирующимися на территории региона.

К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства территориальных подсистем РСЧС с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на этих территориях.

Местный уровень охватывает территорию муниципальных образований (района, города, района в городе), а объектовый – территорию предприятия, учреждения и организации.

Основным органом управления, ответственным за противодействие чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является комиссия по чрезвычай ным ситуациям соответствующего органа исполнительной власти (местного самоуп-

равления).

Комиссия как коллегиальный орган объединяет в себе ответственных предста-

вителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовывать меры по

предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в чрезвычайных условиях – оперативно

мобилизовывать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать

чрезвычайные ситуации. Комиссии возглавляются заместителями руководителей ор-

ганов исполнительной власти. Рабочими органами этих комиссий являются минис-

терства, главные управления, управления, отделы по делам гражданской обороны и

чрезвычайным ситуациям. Следует отметить, что эти органы, являющиеся основны-

ми органами повседневного управления, функционируют на всех уровнях, вплоть до

сельского района включительно.

На федеральном уровне создана и функционирует Межведомственная комиссия

по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав включены

представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей минист-

ров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населе-

ния и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Основными задачами, решаемыми этой комиссией, являются:

• формирование и проведение единой государственной политики в области пре-

дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катас-

трофами, стихийными и иными бедствиями;

• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по раз-

работке проектов законодательных актов и других нормативных правовых актов по

вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в

установленном порядке проектов указанных документов в Правительство Российской

Федерации;

• подготовка предложений по формированию системы экономических, организа-

ционно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защи-

ту населения, территории страны от чрезвычайных ситуаций, обусловленных авария-

ми катастрофами, стихийными и иными бедствиями;

• определение основных направлений совершенствования и дальнейшего разви-

тия РСЧС;

• организация разработки проектов федеральных целевых и научно-технических

программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту насе-

ления и территории страны от чрезвычайных ситуаций и координация работ по выпол-

нению этих программ;

• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, орга-

нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного са-

моуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам социально-эко-

номической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших

в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимав-

ших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• определение основных направлений международного сотрудничества в области

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решения этой комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными ми-

нистерствами и ведомствами, входящими в состав Межведомственной комиссии, ор-

ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию).

Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразде- ляются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации

чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учрежде-

ния, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг,

контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенци-

ально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья

людей и т.д. К этим силам и средствам относятся силы и средства органов государс-

твенного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и др.

Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф,

прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы уп-

равления и население.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

• войска гражданской обороны;

• поисково-спасательную службу МЧС России;

• Государственную противопожарную службу МЧС России;

• соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвида-

ции последствий катастроф;

• противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные фор-

мирования министерств, ведомств и различных организаций;

• учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие

другие.

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и

средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы,

на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной си-

туации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным

ситуациям не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией,

она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Финансирование РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специ-

альных фондов, выделяемых соответственно из федерального бюджета Российской

Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Распо-

рядителями указанных фондов являются МЧС России и соответствующие комиссии

по чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, был создан единый федеральный орган исполнительной власти

по решению задач защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного

характера, а также ЧС военного характера.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации для них вводится режим повышенной готовности, а при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации – режим чрезвычайной ситуации.

Режимы функционирования РСЧС

1. Режим повседневной деятельности – функционирование системы при нормаль-

ной производственной, примышленной, радиационной, химической, биологической

(бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановке, при от-

сутствии эпидемий, эпизоотии (массовые заболевания животных), эпифитотий (мас-

совые заболевания растений), ведения долгосрочных работ по ликвидации последс-

твий катастроф и иных бедствий.

2. Режим повышенной готовности – функционирование системы при ухудшении

производственной, промышленной, радиационной, химической, биологической (бак-

териологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановки и при получе-

нии прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, а также в усло-

виях военной опасности.

3. Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и лик-

видации ЧС и при ведении боевых действий.

Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС в режиме повседневной деятельности:

• изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;

• разработка и реализация целевых и научно–технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

• пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

• руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

• осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

• проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещение в этих районах а также жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;

• ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработка мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

В режиме повышенной готовности:

• усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

• введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;

• непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

• принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также по повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

• уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация их выдвижения в предполагаемые районы действий;

• восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• проведение при необходимости эвакуационных и других мероприятий;

В режиме чрезвычайной ситуации:

• непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

• оповещение руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций и населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

• проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечение при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

• непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

• организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

• проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Для координации деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на каждом объекте создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Комиссия осуществляет руководство разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных участков, обеспечению устойчивости функционирования организации при возникновении чрезвычайной ситуации.

В состав этой комиссии входят, как правило, руководитель объекта или его первый заместитель (главный инженер), один из заместителей руководителя, начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС, заместитель главного инженера, главные специалисты (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по технике безопасности, начальник финансового органа, начальник отдела кадров, юрисконсульт, а также должностные лица, отвечающие за оповещение и связь, радиационную и химическую защиту, содержание и эксплуатацию убежищ и укрытий, аварийно–техническое обеспечение, энергоснабжение и светомаскировку, противопожарное обеспечение, материально–техническое снабжение, медицинское обеспечение, транспорт, охрану общественного порядка. Рабочим органом комиссии объекта является штаб (отдел, сектор) по делам ГОЧС. Для выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций непосредственно на участках или на объекте в целом, прогнозирования и оценки их масштабов и характера ЧС, выработки предложений по их ликвидации из состава комиссии объекта формируют оперативные группы необходимых специалистов.

Вопросы и задания

1. Когда и с какой целью в Российской Федерации была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

2. Какие задачи возложены на РСЧС в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

3. Какова структура РСЧС?

4. В каких режимах могут работать органы управления и силы РСЧС?

5. С какой целью и в каком составе на объекте экономики создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности?

6. Сформулируйте основные задачи, которые могут быть возложены на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объекта экономики.

ЛЕКЦИЯ 4

3. Гражданская оборона – важная составляющая национальной безопасности и обороноспособности страны

Гражданская оборона– это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи гражданской обороны:

  1.  обучение населения в области гражданской обороны;
  2.  оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  3.  эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  4.  предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  5.  проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  6.  проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  7.  первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  8.  борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  9.  обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  10.  санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  11.  восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  12.  срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  13.  срочное захоронение трупов в военное время;
  14.  разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  15.  обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

ЗАРИСОВАТЬ СХЕМУ

Структура ГО РФ

Организационная структура ГО базируется на основе структуры РСЧС с учетом

определенных и заранее спланированных изменений в ее элементах на основе требо-

ваний Федерального закона «О гражданской обороне», и полностью развертывается

при переводе страны (отдельных регионов) на военное положение или при возникно-

вении военных действий.

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляется прави-

тельством РФ во главе с председателем правительства РФ – начальником ГО страны.

Руководство гражданской обороной в Федеральных органах исполнительной

власти и в организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности

начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Фе-

дерации, территориальных образований, в отдельных организациях и на объектах

осуществляют соответственно главы исполнительной власти субъектов РФ, руково-

дители органов местного самоуправления, руководители отдельных организаций и

объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за ор-

ганизацию и проведение мероприятий ГО в Федеральных органах исполнительной

власти, на предприятиях, а также в организациях (на объектах).

Координирующие органы управления, в силу необходимости соблюдения принци-

па единоначалия в условиях военного времени, могут быть преобразованы в консуль-

тативные органы сокращенного состава, а при необходимости и упразднены с пере-

ходом их функций к постоянным органам управления.

Функции постоянных органов управления, уполномоченных на решение задач в

области ГО, будут выполняться в основном имеющимися органами управления РСЧС

(МЧС, РЦ, органы управления ГОЧС территориальных уровней) с определенными из-

менениями: на федеральном уровне МЧС будет взаимодействовать в решении за-

дач с Генеральным штабом МО, на региональном уровне – Региональный центр – со

штабом данного военного округа, на остальных уровнях в органах управления ГОЧС

возможно увеличение количественного состава групп ГО в составе этих органов уп-

равления.

Службы различных назначений, имеющиеся в РСЧС в мирное время, продолжают

выполнять свои задачи и в военных условиях с приоритетом задач ГО. Могут созда-

ваться также и новые службы – маскировки, радиоперехвата, борьбы с диверсантами

и т. п.

Повседневное управление гражданской обороной будет осуществляться теми же

органами РСЧС, что и в мирное время (Центры по управлению в кризисных ситуациях,

оперативно-диспетчерские службы, дежурно-диспетчерские службы), но с обязатель-

ным развертыванием на всех уровнях системы запасных пунктов управления (ЗПУ).

Силами гражданской обороны, предназначенными дня выполнения возложенных

на них задач, являются соединения, воинские части и другие формирования войск

гражданской обороны и гражданские организации (нештатные формирования} граж-

данской обороны.

Гражданские организации гражданской обороны являются формированиями,

создаваемыми на потенциально опасных объектах и на объектах, имеющих важное

оборонное и экономическое значение по территориально-производственному принци-

пу, владеющими специальной техникой и подготовленными для защиты населения,

материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении боевых действий

или вследствие этих действий. Они составляют наибольшие по численности форми-

рования ГО и предназначаются, для выполнения основного объема аварийно-спаса-

тельных работ и других мероприятий ГО.

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожар-

ные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также

формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной

и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка,

торговли и другие виды формирований. В состав этих формирований могут входить:

сводные и спасательные команды и группы; сводные команды механизации работ;

команды, группы, звенья разведки и связи; медицинские отряды, бригады, группы,

звенья; подвижные госпитали; санитарные посты; аварийно-технические команды и

группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны обще-

ственного порядка и т. д.

Для выполнения задач в области ГО в зависимости от обстановки могут привле-

каться также профессиональные аварийно-спасательные службы различных уровней,

аварийно-спасательные формирования, мобильные группировки ГО и МО, воинские

части и подразделения МО, другие части и подразделения постоянной готовности

РСЧС.

Общее руководство защитой персонала объекта и его территории осуществля-

ется руководителем объекта (он же, как правило, председатель КЧС и начальник ГО

объекта).

Председателем КЧС может быть назначен и один из заместителей руководителя

объекта. Заместителями руководителя объекта по линии защиты персонала и терри-

тории от ЧС являются также начальник отдела (сектора) по делам ГОЧС, заместители

по эвакуации, инженерно-технической службе, материально-техническому обеспече-

нию.

Непосредственное руководство осуществляется заместителем руководителя объ-

екта и начальниками служб.

Крупный объект может иметь два уровня структуры подсистемы – непосредствен-

но объектовый уровень (1-ый уровень) и уровень структурных подразделений объекта

(2-ой уровень). Полностью структура РСЧС в масштабе объекта сохраняется, как пра-

вило, на 1-ом уровне.

Координирующим органом управления объекта является КЧС, которая в условиях

военного времени может быть преобразована в консультативный орган, либо при не-

обходимости упразднена.

Органами постоянного управления будут, как правило, на 1-ом уровне – отдел по

делам ГОЧС, на 2-ом уровне – сектор (специалист) по делам ГОЧС. В условиях воен-

ного времени может быть увеличено количество специалистов ГО.

Повседневное управление осуществляется дежурно-диспетчерской службой объ-

екта. В условиях военного времени управление может осуществляться как с основно-

го, так и с запасного пункта управления (ЗПУ).

Для ликвидации ЧС используются, как правило, нештатные формирования об-

щего назначения (сводные отряды, команды, группы) и формирования специального

назначения – команды, группы, звенья по радиационной и химической разведке, про-

тивопожарной охране, охране общественного порядка и т. д.

В условиях военного времени на потенциально опасных объектах и объектах,

имеющих важное оборонное и экономическое значение, создаются за счет личного

состава объекта формирования (гражданские организации) со специальной техникой

для защиты персонала и территории объекта при ведении боевых действий. Такими

формированиями могут быть: спасательные, медицинские, противопожарные, ава-

рийно-спасательные формирования и т. д. Система объекта включает информацион-

ный центр объекта.

Материальные резервы сосредоточены на различных складах и хранилищах объ-

екта.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрез-

вычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС и четыре

степени готовности гражданской обороны, вводимых решением соответствующих ор-

ганов исполнительной власти в пределах конкретной территории.

Степени готовности ГО РФ

1.Повседневная готовность ГО – проведение плановых мероприятий ГО в условиях

отсутствий внешней военной угрозы и внутренних вооруженных конфликтов.

2.Первоочередные мероприятия ГО 1-ой группы – проведение мероприятий, повы-

шающих готовность ГО к ЗН и Т в условиях возникновения военной угрозы или угрозы

внутренних вооруженных конфликтов.

3. Первоочередные мероприятия ГО 2-ой группы – проведение дополнительных

мероприятий, повышающих готовность ГО к вьполнению задач по защите населения

и территорий в условиях нарастания внешней военной угрозы или внутренних воен-

ных конфликтов.

4.. Общая готовность ГО – проведение мероприятий по обеспечению полной готов-

ности всех структур ГО к выполнению задач в условиях ведения боевых действий.

Обобщая изложенное, можно констатировать, что РСЧС, решая задачи защиты

населения и территорий, обеспечения устойчивости экономики, поддержания и вос-

становления безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства в

чрезвычайных ситуациях, является одним из важных элементов, составной частью

системы национальной безопасности России.

Причем эффективность функционирования РСЧС зависит от эффективности

работы каждой из ее подсистем, каждого звена. Это обуславливает необходимость

принятия на каждом уровне системы мер по совершенствованию деятельности орга-

нов управления, сил и средств в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций,

повышения готовности к действиям по их ликвидации.

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций – исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – к переходу на работу в условиях военного времени.

В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения.

Организационную основу гражданской обороны составляют органы управления, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных административно–территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности.

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования, организации и контроля выполнения мероприятий гражданской обороны по решению их руководителей создаются за счет установленной численности и фонда заработной платы штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. В организациях управление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения или работники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Их количество в зависимости от численности работников организации указано в таблице 2.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек назначается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из сотрудников по совместительству.

Таблица 2

Количество освобожденных работников, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне



Силы гражданской обороны включают в себя воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны. Они организационно объединены в войска гражданской обороны. Для решения задач гражданской обороны привлекаются также Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно–спасательные службы и аварийно–спасательные формирования.

Войска гражданской обороны организационно состоят из спасательных центров, спасательных и учебных бригад, отдельных механизированных полков, вертолетных отрядов и некоторых других частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.

Важной составляющей гражданской обороны являются нештатные аварийно–спасательные формирования (НАСФ), которые создаются в организациях, имеющих и эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно–спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно–технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.

В состав формирований входят: сводные отряды, команды и группы; спасательные отряды, команды и группы; отряды и команды механизации работ; команды, группы и звенья разведки и связи; медицинские отряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно–технические команды и группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др.

Большая часть аварийно–спасательных формирований представляет собой спасательные службы гражданской обороны, подготовленные для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности и высокопрофессиональной подготовки личного состава. Руководство службами осуществляют начальники, которых назначает своим приказом руководитель объекта.

Начальники служб участвуют в разработке плана гражданской обороны объекта и самостоятельно разрабатывают положенные документы. На них возлагается поддержание в постоянной готовности сил и средств и своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается организация связи и своевременного оповещения руководящего состава, персонала объекта и населения, проживающего вблизи объекта, об угрозе чрезвычайной ситуации.

Медицинская служба организуется на базе медицинского подразделения (здравпункта, поликлиники). Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты, проводит медицинскую разведку и санитарно–эпидемиологическое наблюдение, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обслуживание работников объектов экономики и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации.

Служба радиационной, химической и биологической защиты

разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите персонала и населения от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ, организует подготовку соответствующих формирований, обеспечивает контроль за облучением и заражением персонала, а также за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники, проводит радиационную и химическую разведку и мероприятия по ликвидации очагов радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно–спасательных и других неотложных работ, контролирует режим соблюдения светомаскировки.

Служба энергоснабжения и светомаскировки формируется на базе отдела главного энергетика. Она обеспечивает бесперебойную подачу газа, топлива, электроэнергии на объект, проводит мероприятия по светомаскировке и первоочередные восстановительные работы на энергосетях.

Аварийно–техническая служба организуется на базе отдела главного механика (производственного, технического). Она осуществляет мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, проводит работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.

Служба убежищ и укрытий создается на базе отдела капитального строительства (жилищно–коммунального отдела, строительного цеха). Она обеспечивает готовность убежищ и укрытий, контроль за правильностью их эксплуатации, организует строительство защитных сооружений гражданской обороны, проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.

Транспортная служба формируется на базе транспортного отдела (гаража). Она осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, по рассредоточению работников объектов экономики и доставке их к месту работы, организует подвоз необходимых сил и средств к очагам поражения, перевозит пострадавших в лечебные учреждения, проводит работы по обеззараживанию транспорта.

Служба материально–технического обеспечения организуется на базе отдела материально–технического снабжения. Она осуществляет снабжение формирований специальной техникой, имуществом и продовольствием, организует хранение, учет и ремонт техники и имущества, а также их подвоз к местам проведения работ, обеспечивает предметами первой необходимости персонал объекта на предприятии и в местах рассредоточения.

На небольших предприятиях службы гражданской обороны обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.

Организации при подготовке к ведению гражданской обороны в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проводят следующую работу:

• планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне;

• проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждения (предприятия) в военное время;

• обучение работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

• создание и содержание запасов материально–технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для ведения гражданской обороны.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения.

Для организации выполнения основных задач гражданской обороны из числа заместителей руководителя организации назначаются ответственные лица.

Для проведения рассредоточения и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план эвакуации и рассредоточения, организует подготовку мест в загородной зоне, эвакуацию персонала и доставку рабочей силы к месту работы, а также руководит службой охраны общественного порядка.

Главный инженер предприятия руководит разработкой мероприятий по переводу объекта на особый режим работы, организует выполнение мероприятий по повышению устойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и в военное время, непосредственно руководит службами (аварийно–технической, противопожарной, убежищ и укрытий), а также осуществляет техническое обеспечение аварийно–спасательных и других неотложных работ.

Заместитель (помощник) руководителя объекта по материально–техническому обеспечению организует накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально–техническое обеспечение работ по строительству защитных сооружений гражданской обороны, а также спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он осуществляет рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.

Структурное подразделение по гражданской обороне организации (отдел, сектор, группа и т. п.) является органом, осуществляющим управление, и выполняет функции штаба гражданской обороны объекта. Его работа организуется на основании приказов, распоряжений и указаний руководителя объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС. Структурное подразделение осуществляет мероприятия по защите персонала организации, разрабатывает план гражданской обороны объекта и организует его выполнение, проводит обучение персонала объекта по гражданской обороне и подготовку нештатных аварийно–спасательных формирований и спасательных служб.

Вопросы и задания

1. Какие задачи выполняет гражданская оборона?

2. Каким образом организовано руководство гражданской обороной в Российской Федерации?

3. Какие нештатные аварийно–спасательные формирования могут создаваться в организациях?

4. Какие спасательные службы обычно организуются в учреждениях и на предприятиях?

5. На основании изученного материала разработайте схему типовой структуры гражданской обороны на объекте экономики с учетом профиля подготовки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64244. Общая характеристика сравнительной психологии, ее связь с другими науками 36.5 KB
  Сравнительная психология исследует закономерности становления человеческого сознания изучает общее и различное в психической деятельности человека и животных анализирует и сравнивает социальные и биологические факторы определяющие поведение человека.
64245. Сравнительный анализ теорий, описывающих поведение животных и человека 69.5 KB
  Сущность всех таких теорий сводится к признанию у животных внетелесной детерминированной программы поведения. Наличие у животных качеств превосходящих человеческие объясняется развитием или редукцией определенных органов.
64246. Эволюция гаптических и сенсорных функций высших млекопитающих 32.5 KB
  В процессе эволюционного развития человеческая рука как орган и продукт труда: развилась из руки обезьяны и достигла высокой степени совершенства. Развитие и качественные преобразования руки занимают центральное место в антропогенезе как в физическом так и в психическом отношении.
64247. Предметная и предтрудовая деятельность ископаемых обезьян, как фактор зарождения трудовой деятельности человека 36 KB
  В ходе манипулирования предметами кроме конструктивной деятельности Ладыгина-Котс выделяла: ориентировочно-обследующую ознакомительную обрабатывающую двигательно-игровую сохранение отвергание предмета и орудийную деятельности.
64248. Качественные отличия орудий животных от орудий труда человека 31.5 KB
  В отличие от этого орудие труда непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении. Кроме того орудия труда изготовляются впрок то есть еще до того как возникнет возможность или необходимость их применения.
64249. Групповое поведение обезьян и проблема зарождения человеческого общества 30.5 KB
  Можно предположить что труд с самого начала был общественным так как люди с момента своего появления на земле всегда жили коллективами а обезьяны предки человека более или менее крупными стадами или семьями. Так как человеческое общество не является просто продолжением или усложнением сообщества...
64250. Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи 38 KB
  Истоки человеческого языка скорее всего навсегда останутся загадкой так как различие лингвистических возможностей человека и современных животных чрезвычайно велики и сравнительные исследования этих возможностей у ныне живущих видов животных дают чрезвычайно мало данных.
64251. Зачатки высших форм поведения у низших беспозвоночных 24.5 KB
  У полихет наблюдаются некоторые существенные усложнения видотипичного инстинктивного поведения отчасти уже выходящие за рамки типичной элементарной сенсорной психики. Это проявляется в конструктивных действиях наблюдаемых при сооружении домиков...
64252. Объект и предмет изучения зоопсихологии 26.5 KB
  Под психической деятельностью животных понимается процесс психического отражения который реализуется во внешней активности животного как комплекс проявлений его поведения и психики.