67853

Международные правовые отношения в сфере уголовного судопроизводства

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Организация работы следственных подразделений по выполнению международно-правовых поручений и сотрудничество с правоохранительными органами иностранных государств Взаимодействие государств в сфере уголовной юстиции Действующее уголовно-процессуальное законодательство Украины...

Русский

2014-09-15

151 KB

2 чел.

Одеський державний університет внутрішніх справ

Кафедра кримінального процесу

Лекція  Тема  21    Міжнародні правові відносини у сфері кримінального судочинства.

                                 

 

                                                               Підготував: начальник кафедри  

                                                               кримінального процесу

                                                                         полковник міліції

к.ю.н., доцент                                                  

                                                                         Смоков С. М.

Обговорено та схвалено

на засіданні кафедри

“____” листопада 2008 р.     

Одеса - 2008

Л И Т Е Р А Т  У Р А

Международные правовые акты

    1.Всеобщая Декларация прав человека (1948г.)

     2.Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.)

3.Европейская конвенция “О защите прав человека и основних свобод” (1950г.)

4.Конвенция против пыток и иного жестокого, негуманного, унижающего достоинство обращения и наказания.

5.Европейская Конвенция (и протокол к ней) о взаимной правовой помощи по уголовным делам.(1959г.)

6.Европейская Конвенция о международной действительности по уголовным делам (1970г.)

7.Европейская Конвенция (и протокол к ней) о выдаче правонарушителей (1957г.)

8.Наказ № 1600 МВС України від 25 грудня 2003 року „Про організацію діяльності органів досудового слідства системи Міністерства внутрішніх справ України”

П Л А Н :

1. Взаимодействие государств  в сфере уголовной юстиции

2.Виды международно-правовой помощи

3. Международная правовая помощь по уголовным делам

4.Выдача лиц совершивших преступление

5.Организация работы следственных подразделений по выполнению

международно-правовых поручений и сотрудничество с правоохранительными

органами иностранных государств

Взаимодействие государств  в сфере уголовной юстиции

Действующее уголовно-процессуальное законодательство Украины предусматривает лишь порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями иностранных  государств (ст. 31 УПК) – “Порядок сношения судов, прокуроров следователей и органов дознания  с соответствующими учреждениями иностранных государств, а также порядок исполнения взаимных поручений определяется законодательством Украины и международными договорами Украины”.

Взаимодействие государств  в сфере уголовной юстиции осуществляется по следующим основным направлениям:

  1.  взаимодействие по вопросам разработки международных минимальных стандартных правил функционирования правосудия и обращения с лицами, которые принимают в нем участие;
  2.  взаимодействие по вопросам криминализации (декриминализации) международным сообществом определенных деяний и определения их как международных преступлений или преступлений международного характера;
  3.  формирование и совместное участие в деятельности международных юрисдикционных органов юстиции;
  4.  взаимодействие по вопросам возбуждения расследования и судебного разбирательства уголовных дел ( предоставления правовой помощи в расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел, принятие уголовного преследования ( уголовного дела), выдача правонарушителей, защита прав и интересов собственных граждан в ином государстве;
  5.   взаимодействие по вопросам исполнения приговора и других судебных решений по уголовным делам (передача осужденных лиц,передача надзора за условно осужденными или условно освобожденными;
  6.  взаимодействие по вопросам обмена информацией и опытом работы компетентных органов  по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, прекращению уголовных дел, проведению общих методических, учебных, научных мероприятий, сотрудничество компетентных органов государств- участников взаимодействия в международных неюрисдикционных организациях  

Виды международно-правовой помощи

Основными процессуальными видами взаимодействия в уголовном судопроизводстве являются: а) международная правовая помощь по уголовным делам (в узком понимании), т.е. выполнение (или предоставление помощи в проведении) процессуальных действий на территории иностранного государства: проведение следственных действий, вручение документов, передача предметов, предоставление документов и выполнение других процессуальных мероприятий (например, предоставление помощи в конфискации имущества); представительство и защита интересов собственных граждан на территории иностранного государства;

б) выдача (экстрадиция) лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений;

в) передача осужденных лиц;

д) передача уголовного преследования (уголовного дела);

е) исполнение решений по уголовным делам (как правило, в части, которая касается гражданского иска).

Взаимодействие государств по уголовным делам может строиться лишь на действующих в международном праве и национальных правовых системах предписаниях.

В настоящее время сформировалась следующая система нормативно-правовых актов, действующих в Украине, которые регламентируют вопросы, связанные с взаимодействием государств в области уголовной юстиции:

а) универсальные многосторонние международные договоры по вопросам прав человека (которые устанавливают международные стандарты прав человека при осуществлении уголовного судопроизводства), в частности Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

б) специальные многосторонние международные договоры по вопросам борьбы с отдельными видами правонарушений и преступлений, в которых вопросам взаимодействия государств по оказанию помощи в расследовании указанных преступлений посвящены отдельные части договора (например, статьи 4—9 Конвенции ООН о борьбе против незаконного обращения наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года; статьи 6-8, 11-12 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 года и другие договоры).

в) универсальные многосторонние международные договоры по вопросам правовой помощи, среди которых можно назвать Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная государствами-членами Содружества Независимых Государств в г. Минске 22 января 1993 г. (далее — Минская ' Конвенция). Кроме Украины участницами этой Конвенции являются республики Азербайджан, Беларусь, Армения, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Грузия, Киргизская Республика и Российская Федерация);

г) специальные многосторонние международные договоры по вопросам уголовного судопроизводства (которые регламентируют отдельные виды взаимодействия государств по вопросам уголовного судопроизводства) — европейские конвенции о выдаче правонарушителей 1957 г., и дополнительные протоколы к ней; о взаимной помощи в уголовных делах 1959 г.; о передаче производства по уголовным делам 1972 г.; Конвенция ООН об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем 1990 г. и т.д.;

д) двусторонние договоры Украины о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным

делам;

е) двусторонние договоры бывшего СССР о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, по которым согласно Закону Украины от 12 сентября 1991 г. «О правопреемстве Украины» (ст. 7), Венской конвенции о правопреемстве государств относительно договоров от 23 августа 1978 г., с нотами Украины, направленными посольствам иностранных государства, Украина является правопреемником и в ней применяются положения этих международных соглашений СССР;

ё) консульские конвенции и соглашения, которые регламентируют отдельные вопросы взаимодействия государств в области уголовного судопроизводства, например, статьи 15-17 Консульской конвенции между Украиной и Республикой Болгария от 24 июля 1996 года, предусматривающая возможность проведения процессуальных действий за рубежом консульскими работниками по поручению следственных и судебных органов Украины;

ж) ведомственные международные договоры. Например, 24 марта 1992 г. в Алма-Ате было подписано Соглашение о взаимодействии министров внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью. В г. Чолпон-Ате Республики Киргизстан 3 августа 1992 г. было подписано Соглашение «О взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информации». Генеральная прокуратура Украины также имеет свою базу межведомственных договоров с соответствующими органами иностранных государств;

з) законы Украины, содержащие положения, которые регламентируют порядок предоставления правовой помощи по уголовным делам. Так, этим вопросам посвящен раздел 4 Закона Украины «О судебной экспертизе» от 25 февраля 1994 года;

и) подзаконные нормативно-правовые акты, в т.ч. приказы Генерального прокурора Украины: «Об организации работы органов прокуратуры Украины в отрасли международного сотрудничества и правовой помощи» №8 от 20.10.2002 г.; «О введении в действие Инструкции о порядке подготовки, передачи и исполнения органами прокуратуры Украины обращений о правовой помощи по уголовным делам» № 8/1 от 20.10.2002 г.; «Об обеспечении выполнения органами прокуратуры Украины «Соглашения между Генеральной прокуратурой Украины и Министерством юстиции Республики Польша по выполнению статьи 3 Договора между Украиной и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 24 мая 1993 года» №7 от 16.11.98 г.; Об утверждении Инструкции «О порядке сношений органов прокуратуры Украины с компетентными учреждениями иностранных государств» от 29.12.98 г., а также общие нормативно-правовые акты ведомств Украины, например, Инструкция о порядке использования правоохранительными органами возможностей Национального центрального бюро Интерпола в Украине в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений от 9 января 1997 года.

4. Основным поводом к взаимодействию с иностранными судебными и правоохранительными органами является международное следственное либо судебное поручение, т.е. основанная на международно-правовых нормах и обычаях просьба следователя, прокурора, суда или судьи Украины к компетентному органу юстиции иностранного государства или международной организации о проведение отдельных процессуальных действий, вручении документов, возбуждении или принятии уголовного преследования, выдачи или передачи лиц и предметор, получении информации, которая выполняется согласно действующему уголовно-процессу-альному законодательству обеих государств.

5. В международных договорах поручения имеют различные наименования: просьба (ст. 14 Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам, 1959 г.); запрос (ст. 12 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 г.); требование (ст. 58 «Выдача» Минской конвенции 1993 г.); ходатайства (Разд. 1 Европейской конвенции о передаче уголовного преследования 1972 г.); поручения (ст. 7, ст. 73 Минской конвенции 1993 г.)

6. Поручения о предоставлении правовой помощи должны быть отпечатаны государственным языком на чистом форматном листе бумаги (без гербов). К оригиналам документов должен прилагаться

заверенный подписью начальника следственного управления и скрепленный печатью перевод текста языком запрашиваемой Стороны (для стран СНГ допускается перевод на русский язык). Поручение должно содержать следующие данные: а) наименование органа, в производстве которого находится уголовное дело, и иностранного органа, которому адресовано поручение; б) ссылка на действующее соглашение о предоставлении правовой помощи, участником которого является как Украина, так и запрашиваемая сторона; в) наименование дела или материала, относительно которых направляется поручение: характер совершенного преступления; описание обстоятельств совершенного преступления, его юридическая квалификация, краткое изложение имеющихся доказательств; г) данные о предъявлении обвинения с изложением полного текста соответствующих статей УК; д) фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого решается вопрос о предоставлении правовой помощи, сведения о его местожительстве или нахождении, род занятий, а также другая информация, имеющая значение при выполнении ходатайства; е) четкий перечень процессуальных действий, подлежащих исполнению; ж) в случае необходимости — данные о работниках правоохранительных органов, присутствие которых при производстве процессуальных действий представляется необходимым; з) в случае необходимости — просьба о применении при производстве запрашиваемых процессуальных действий норм уголовно-процессуального законодательства Если выполнения определенных действий требует вынесения специальных постановлений или санкций прокуроров, разрешений суда эти решения и документы принимаются соответствующими прокуратурами и должностными лицами заинтересованной стороны только в отношении граждан своего государства и прилагаются к поручению.

7. Международные следственные и судебные поручения могут исполняться при наличии следующих оснований:

а) правовых оснований — наличие международно-правовых соглашений или соблюдение (гарантирование) принципа взаимности;

б) наличие возбужденного уголовного дела у запрашивающей стороны;

в) отсутствие дефектов уголовно-процессуальной процедуры в запрашивающем государстве относительно гарантирования прав человека;

г)  отсутствие существенных интересов запрашиваемого государства.

 Международная правовая помощь по уголовным делам

Международная правовая помощь по уголовным делам

— это предусмотренная национальным уголовно-процессуальным законодательством, международными нормативно-правовыми актами (договорами, конвенциями, пактами, протоколами, регламентами, соглашениями и тому подобное), подписанными Украиной, или участницей которых является Украина, или права и обязанности по которым перешли к Украине в порядке правопреемства, процессуальная форма производства на территории иностранного государства процессуальных действий по установлению определенного статуса за субъектами уголовного судопроизводства; собиранию, проверке доказательств; поиску и аресту имущества; предоставлению информации об иностранном и международном праве и практике его применения; обеспечению защиты и представительства интересов иностранцев, иностранных государств и юридических лиц, международных организаций в уголовном судопроизводстве.

 Предметом международной правовой помощи, как правило, является деятельность по производству процессуальных действий на территории иностранного государства. В связи с этим, выделяются следующие группы действий, которые охватываются понятием международная правовая помощь (относительно уголовно-процессуального законодательства Украины):

а) процессуального действия, предусмотренного настоящим УПК: следственные действия; другие процессуальные действия, направленные на собирание доказательств; поиски имущества, вкладов и ценностей; наложения ареста на имущества, вклады и ценности; изъятие арендованного имущества; защита и представительство интересов иностранных государств, иностранцев и международных организации;

б) процессуальные действия, предусмотренные международными соглашениями: вручение документов; вызов свидетелей, потерпевших, экспертов, гражданских истцов, гражданских ответчиков для участия в иностранном уголовном судопроизводстве; доставка лиц, содержащихся под стражей, для допроса в качестве свидетелей или потерпевших; поиск и передача предметов (вещертвенных доказательств, средств, полученных преступным путем); установление адресов и других данных (места работы, доходов) лиц, к которым предъявлены имущественные требования); сообщение сведений об осужденных; предоставление информации о праве иностранного государства; создание возможности самостоятельного производства процессуальных действий иностранными учреждениями на территории государства, которое предоставляет правовую помощь.

Вручение документов.

Международные договоры не определяют круг документов, вручение которых возможно в порядке предоставления международной правовой помощи. Как правило, ими являются повестки, постановления о признании лица определенным участником процесса, приговоры, постановления судов и другие процессуальные документы, которые составляются в ходе производства по уголовному делу.

Различают следующие способы вручения документов:

а) через дипломатические и консульские учреждения — собственным гражданам согласно национальному уголовно-процессуальному праву;

б) через соответствующие правоохранительные и судебные органы иностранного государства согласно его законодательству, регулирующему порядок вручения документов, при условии, что документы составлены на языке исполняющего государства или имеют заверенный перевод (или на один из языков Совета Европы, согласно Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г.).

В случае отказа лица от получения документов необходимо составить протокол, в котором должно быть указано место, время, способ, которым осуществлялось вручение, подробные сведения о лице, которому вручался документ, мотивы отказа от принятия документа (если таким мотивом является отсутствие перевода, то документы должны быть направлены на перевод в дипломатическое или консульское учреждение запрашивающего государства). Если невозможно вручить документы по указанному адресу, то необходимо предпринять меры по установлению адреса лица, которому направлен документ (п. 2. ст. 10 Минской конвенции 1993 г.).Расписка о вручении (подтверждение), которую дает лицо, получившее документ, направляется запрашивающему государству. В ней указывается: место и время вручения, реквизиты (данные) лица, получившего документ; подпись лица, которому вручен документ; подпись и данные лица, вручавшего документ; оттиск печати исполняющего органа.

 Вызов свидетелей. 

Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой стороны, явится в учреждение юстиции запрашиваемой стороны, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на территории запрашивающего иностранного государства к уголовной или административной ответственности, взятый под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пересечения его государственной границы. Такие лица не могут быть взяты под стражу либо подвергнуты наказанию, в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями как экспертов в связи с уголовным делом, по которому они явились1. В данном случае указанные субъекты наделены частичным иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции запрашивающего государства. Вместе с тем, данный иммунитет распространяется на вызванных лиц в течение определенного срока после того, как они были извещены о том, что их участие в судопроизводстве больше не требуется и они должны оставить территорию государства в течение разумного срока (по Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г. — 15 суток; по Минской конвенции 1993 г. — 15 суток, по международным договорам СССР — 7 суток).

Транзит свидетеля

Транзит свидетеля который находится под арестом не допускается, если данное лицо на это не согласно; его присутствие необходимо для уголовного судопроизводства в запрашиваемом государстве; если его транзит может повлечь увеличение сроков содержания под стражей; транзит касается собственных граждан.

Передача предметов. В процессе расследования уголовных дел возможны ситуации, когда предметы, имеющие значение для установления истины по делу, оказываются за пределами государства, в котором осуществляется производство по уголовному делу. Международными договорами установлены процедуры истребования таких предметов из других государств.

Стороны обязуются по просьбе передавать друг другу:

а) предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица согласно международному договору, в том числе орудий преступления; б) предметы, которые были приобре-тены в результате преступления или получены в качестве вознаграждения за него, или предметы, которые преступник получил вместо предметов, приобретенных таким образом; в) предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле. Такие предметы передаются и в том случае, когда выдача преступника не может быть осуществлена в связи с его смертью, бегством или по другим обстоятельствам.

Если запрашиваемой стороне предметы необходимы в качестве доказательств по уголовному делу, их передача может быть отсрочена к окончанию производства по делу в отношении лица, которое может быть выдано со временем.

Права третьих лиц на переданные предметы остаются в силе. После окончания производства по делу эти предметы должны быть безвозмездно возвращены стороне, которая их передала (ст. 78 Минской конвенции 1993 г., ст. 6 Европейской конвенцией про взаимную правовую помощь 1959 г.).

Изъятые в процессе расследования уголовного дела предметы должны быть тщательно осмотрены с соблюдением процессуального закона, соответствующим образом упакованы. Принятие решения о признании их вещественными доказательствами и приобщении к материалам уголовного дела обязательно. По возможности эти предметы должны быть сфотографированы, желательно в разных ракурсах, чтобы были заметны их индивидуальные признаки. Надо учитывать возможность порчи или повреждения предметов при перевозке, которая вменяет в обязанность следователя принять меры предосторожности. Если изъятые предметы возвращены потерпевшим — собственникам, то это фиксируется документально в уголовном деле. Если предметы передаются иностранному государству на время, то должен быть указан срок их возвращения. Следователь всякую передачу оформляет мотивированным постановлением, отображает подробно обстоятельства выявления данных предметов, их значение для установления истины по делу, кому они принадлежат. Предметы, изъятые из оборота страны, передаче иностранному государству не подлежат (наркотики, радиоактивные вещества, психотропные средства и т.п.). Судьба их разрешается в установленном национальным законодательством порядке.

Выдача лиц совершивших преступление

 Выдачей является основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт процессуального взаимодействия государств, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, на рерритории которого выдаваемое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для превлечения его к уголовной ответсвенности или для приведения приговогра в исполнение. Синимом термина «выдача» является extradition  (от франц.  <лат. Ех из, вне + traditio передача).

Выделяют следующие виды выдачи: полная выдача; временная выдача (до 3 месяцев — ст. 64 Минской конвенции 1993 г.); отсроченная (условная) выдача (ст. 19 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 г.); повторная выдача (ст. 68 Минской конвенции 1993 г.).

Субъектами выдачи, то есть лицами, которые могут быть выданными, являются: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый или соответствующие им по процессуальному статусу законодательства иностранного государства другие лица, относительно которых ведется уголовное дело.

Существуют следующие основания и поводы выдачи: а) нормативно-правовые основания: наличие международного договора; наличие соответствующих положений национального законодательства о выдаче; наличие уголовной юрисдикции запрашивающего государства; б) экстрадиционность преступления, которая может определяться по следующим критериям: путем перечисления составов преступлений в международных договорах о выдаче; по критерию строгости уголовно-правовых санкций (Минская конвенция 1993 г. ст. 56 п. 2; Европейская конвенция о выдаче правонарушителей 1957 г. ст. 2 п. 1 — выдача допустима за преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком не менее чем 1 год); двойная вменяемость (двойная криминальность), деяние, влекущее выдачу, должно быть уголовно-наказуемым как по законодательству запрашиваемого, так и по законодательству запрашивающего государств.

Процессуальным поводом для выдачи является требование о выдаче (поручение) и подтверждающие документы.

Цели ресоциализации осужденных лиц и уменьшения расходов, связанных с привлечением лица к уголовной ответственности требуют, чтобы иностранцам, которые были лишены свободы в связи с совершением преступления, была предоставлена возможность отбывать предназначенное им наказание в их собственном обществе, и эта цель может быть наилучшим образом достигнута путем передачи в страны их гражданства. Законом от 22 сентября 1995 года Украина присоединилась к Конвенции о передаче осужденных лиц, заключенной в Страсбурге 21 марта 1983 года.

Основными субъектами передачи осужденного лица являются:

а) «государство вынесения приговора» — то есть государство, в котором был вынесен приговор лицу, которое может быть или уже было передано;

б) «государство исполнения приговора» — государство, в которое осужденное лицо может быть или уже было передано для отбытия наказания;

в) осужденное лицо, которое может быть или уже было передано.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Конвенции «лицо, осужденное на территории одной Стороны, может быть передано на территорию другой Стороны, согласно положениям этой Конвенции, для отбытия назначенного ему наказания. С этой целью осужденное лицо может высказать государству вынесения приговора или государству исполнения приговора свое пожелание быть переданным в соответствии с этой Конвенцией». С запросом о передаче осужденного лица может обращаться как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора.

Организация работы следственных подразделений по выполнению

международно-правовых поручений и сотрудничество с правоохранительными

органами иностранных государств

Что же предлагает в части международного сотрудничества основной документ

Регламентирующий деятельность следственных поразделений МВД Приказ № 1600

От 25.12.2003 г. “ О организации деятельности органов досудебного следствия в

системе МВД Украины. Так, пункт 7.1. Сотрудничество следственных подразделений

органов внутренних дел Украины с правоохранительными органами иностранных

государств осуществляется соответственно требованиям статьи 31 Уголовно-

процессуального кодекса Украины, определяется законодательством Украины и

межгосударственными соглашениями и договорами в сфере борьбы с преступностью,

участником которых есть Украина, а именно Европейскими Конвенциями “О выдаче

правонарушителей” 1957 года, ”О взаимной помощи в уголовных делах” 1959 года,

“О передаче производства в уголовных делах” 1972 года и Конвенцией о правовой

помощи и правовые отношения в гражданских, семейных и уголовных делах стран-

участниц СНГ, другими международными договорами по вопросам предоставления

правовой помощи в уголовных делах, согласие на обязательность которых предостав-

лено Верховной Радой Украины.

7.2. Сношение между следователями органов внутренних дел Украины и компетентными органами иностранных государств по вопросам выполнения международно-правовых поручений в уголовных делах и реагирование на информации и запросы иностранных правоохранительных органов осуществляются через Главное следственное управление МВД Украины.

7.3. Ответственность за организацию выполнения международно-правовых поручений и предоставление методической и практической помощи полагается на отдел  расследования особо тяжких преступлений и организации выполнения международно-правовых поручений ГСУ МВД Украины, начальников следственных управлений, отделов, отделений (старших следственных групп).

7.4. При подготовке и направлении обращений (запросов, поручений) о предоставлении правовой помощи по уголовным делам необходимо учитывать, что такая помощь предоставляется сторонами в границах их компетенции по вопросам:

а) вручение документов;

б) выполнение отдельных процессуальных действий;

в) возбуждение уголовного преследования;

г) вызова свидетелей и временной выдачи лиц, которые содержатся под стражей, для допроса в качестве свидетелей;

д) выдачи (экстрадиции) лиц, которые подлежат привлечению к уголовной ответственности или отбытию наказания в соответствии с приговором суда;

е) задержания, ареста лиц, которые подлежат выдаче;

ж) получение информации о движении средств по банковским счетам и наложение на них ареста;

з) выдачи предметов, которые имеют значение в уголовном деле как вещественные доказательства;

и) возвращение похищенного имущества и незаконно приобретенных предметов и ценностей;

к) другой информации, которая касается расследования преступлений.

7.5. Обращение о предоставлении правовой помощи готовятся работниками органов внутренних дел Украины на местах. Они должны быть оформлены опрятно, без ошибок. В них не допускаются исправление и подчистки, а также применение сокращений и аббревиатур.

7.6. К обращению по вопросам предоставления правовой помощи по уголовным делам приобщается перевод его текста, а также перевод всех других документов в двух экземплярах, которые присылаются вместе с обращением, языком запрашиваемой стороны. Переводы этих документов должны быть заверены подписью переводчика и скрепленные печатью организации, которая осуществила перевод.

7.7. Для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности лица, которое находится за пределами Украины, и соответственно действующему законодательству государства его пребывания, не подлежит выдаче Украине, готовится поручение о возбуждении уголовного преследования. К поручению приобщаются материалы уголовного дела, каждый лист которого заверяется гербовой печатью. Из материалов дела готовится копия, которая сохраняется в органе внутренних дел по месту совершения преступления (информация об этом указывается в сопроводительном письме). Эта копия направляется в архив для дальнейшего сохранения лишь после получения от запрашиваемой стороны сообщения об окончательном решении в деле. Если в деле есть вещественные доказательства (кроме громоздких и таких, что  своими свойствами требуют специального сохранения), они также направляются вместе с материалами дела. Права третьих лиц на предметы, которые передаются с делом как вещевые доказательства, сохраняются и после вынесения окончательного решения в деле запрашиваемая сторона возвращает их инициатору обращения об уголовном преследовании.

7.8. При получении сообщения от правоохранительных органов зарубежных стран о задержании  лиц, которые укрываются за пределами Украины от органов следствия и суда и есть гражданами Украины или другого государства, кроме государства, на территории которого их задержали, орган внутренних дел, которое осуществляет поиск лица в связи с совершением преступления на территории Украины, на протяжении суток после получения из-за границы сообщения о задержании такого лица информирует об этом факсимильной связью с особой пометкой “Срочно. Экстрадиция”:

- правоохранительный орган зарубежной страны, который задержал разыскиваемое лицо, – о подтверждении ее поиска и необходимости содержания под стражей для дальнейшей экстрадиции в Украину; одновременно этому органу факсимильной связью и по почте направляется заверенный процессуальный документ об аресте такого лица;

- следственный орган, в производстве которого находится уголовное дело, – запрашивает сведения о подготовке материалов о выдаче лица, которое совершило преступление, соответственно международным соглашениям.

Орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязан на протяжении суток после получения сообщения о задержании за границей разыскиваемого лица проинформировать об этом факсимильной связью с особой пометкой “Срочно. Экстрадиция” следственное управление (отдел) ГУМВД, УМВД, УМВДТ, указав дату задержания и место задержания разыскиваемого лица за границей.

Следственное управление (отдел) ГУМВД, УМВДД УМВДТ, после получения сообщения о задержании за границей разыскиваемого лица обязаны обеспечить надлежащий контроль за своевременной подготовкой органом, который осуществляет расследование, материалов о выдаче и направлении их на протяжении 3-х суток в ГСУ МВД Украины.

7.9. При подготовке обращения о вызове свидетеля, потерпевшего или эксперта следует принимать во внимание, что указанные лица, независимо от их гражданства, не могут быть привлечены в Украине к уголовной ответственности или лишены свободы в любой форме за правонарушения,  совершенные ими до пересечения государственной границы Украины.

7.10. Сношение следственных органов внутренних дел Украины с правоохранительными органами стран, с которыми не заключено Соглашение о предоставлении правовой помощи по уголовным делам, осуществляется путем направления через Главное следственное управление МВД Украины  Генеральной прокуратуре Украины обращений о предоставлении правовой помощи. Генпрокуратурой Украины эти обращения, в свою очередь, направляются Министерству иностранных дел Украины для выполнения их дипломатическим путем.

Для решения всех вопросов, необходимых для подготовки обращения о предоставлении правовой помощи по уголовным делам, которые направляются правоохранительным органам стран, с которыми не заключено соглашение о предоставлении такой помощи, перед направлением к ГСУ МВД Украины следует обратиться в консульское отделение Посольства той страны, куда будет направлено такое обращение.

7.11. Ходатайство о предоставлении правовой помощи, которые поступили  органам внутренних дел Украины от правоохранительных органов  иностранных государств (как непосредственно, так и через Ген- прокуратуру Украины), рассматриваются Главным следственным управлением МВД Украины, на которое возложено функцию по осуществлению контроля за выполнением мероприятий, изложенных в обращениях, которые относятся  к компетенции следственных органов внутренних дел.

При отсутствии обстоятельств, которые в силу действующего законодательства Украины и положений международных соглашений делают предоставление помощи невозможным, ходатайство направляются к ГУМВД, УМВД, УМВДТ для организации их выполнения.

Если выполнение обращения о предоставлении правовой помощи не относится к компетенции ГСУ МВД Украины и его структурных подразделений, это обращение немедленно направляется компетентному учреждению, о чем сообщается запрашивающему учреждение.

При получении обращения о предоставлении правовой помощи в уголовных делах  ГУМВД, УМВД, УМВДТ принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого, по возможности наиболее полного и качественного выполнения запроса.

При выполнении обращения о предоставлении правовой помощи в уголовных делах органы внутренних дел Украины соответственно статье 3 УПК Украины применяют законодательство Украины, если другое не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлена Верховной Радой Украины.

Если в обращении о предоставлении правовой помощи указано, что запрашивающая сторона желает принять участие в выполнении процессуальных действий и на это есть соответствующее разрешение, необходимо заблаговременно сообщить - инициатору обращения о предоставлении помощи в уголовных делах о времени и месте выполнения поручения.

После выполнения поручения  исполнитель направляет документы относительно выполнения обращения непосредственно  органу, который обращался за правовой помощью. В случае полного выполнения поручения исполнитель сообщает ГСУ МВД Украины о его выполнении, если иное не установлено в сопроводительном письме, с которым поступило обращение.

7.12. При принятии к производству уголовного дела, присланного правоохранительным органом иностранного государства в порядке уголовного преследования, следователь, при расследовании этого дела руководствуется нормами уголовно-процессуального законодательства Украины.

После окончания расследования в деле, полученного от правоохранительного органа иностранного государства в порядке уголовного преследования, следователь, который вынес в этом деле окончательное решение, обязан непосредственно сообщить  инициатору обращения о предоставлении правовой помощи. В случае прекращения дела или приостановления  следствия по основаниям, предусмотренным статьей 206 Уголовно-процессуального кодекса Украины, следователем присылается копия соответствующего постановления  Главному следственному управлению МВД Украины.

ГСУ МВД Украины о результатах следствия в деле информирует Генеральную прокуратуру Украины для осведомления иностранного органа, от которого поступил запрос.

18

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3669. Файли і сериалізація об'єктів 160 KB
  NET Framework часто виникають дві в загальному випадку схожі завдання: зберегти (прочитати) вміст даних (файлу) і зберегти (прочитати) поточне полягання об'єкту у файлі або в таблиці бази даних. Не дивлячись на безперечну схожість вказаних завдань, в рамках...
3670. Робота з класами та файлами 1.27 MB
  Робота з файлами Клас Environment Клас Environment дозволяє одержати інформацію про оточення програми (поточний каталог, версія Windows і т.п.) через свої статичні члени. Приклад використання цього класу...
3671. Елементи автоматизації технологічних розрахунків 132 KB
  Елементи автоматизації технологічних розрахунків В модулі надано приклад математичних моделей, які використовуються при вирішення задач по розрахунку режимів різання. Завдання по темі: розробити і від тестувати програми , які реалізують наведена ...
3672. Алгоритми сортування в одновимірних масивах 42.5 KB
  Алгоритми сортування в одновимірних масивах Найпростіше завдання сортування полягає в упорядкуванні елементів масиву по зростанню або убуванню. Іншим завданням є впорядкування елементів масиву відповідно до деякого критерію. Звичайно як такий критер...
3673. Алгоритми пошуку в одновимірних масивах 40.5 KB
  Алгоритми пошуку в одновимірних масивах Алгоритми пошуку застосовуються для знаходження, наприклад, у масиві елемента з потрібними властивостями. Звичайно розрізняють постановки завдання пошуку для першого й останнього входження елемента. В усіх ниж...
3674. Аналіз позакласних виховних заходів 29 KB
  Аналіз позакласних виховних заходів Важлива роль у вихованні студентів, розширенні і поглибленні їхніх знань, розвиткові творчих здібностей належить спеціально організованій в Рівненському музичному училищі виховній роботі у позанавчальний час. Поза...
3675. Загальне мовознавство Конспект лекцій 147 KB
  ЛЕКЦІЯ № 1 ВСТУП МЕТА: з’ясувати суть, мету, предмет і об’єкт загального мовознавства, його роль і місце в лінгвістичній освіті. ПЛАН 1. Мета, завдання курсу "Загальне мовознавство". 2. Місце серед інших лінгвістичних дисциплін. 3. Загальн...
3676. ЕП системи наведення з керуванням на основі програмованого логічного контролера VIPA-100. 5.95 MB
  За темою бакалаврської кваліфікаційної роботи мною був розроблений і виготовлений стенд з електромашинним агрегатом для дослідження ЕП системи наведення з керуванням на основі програмованого логічного контролера VIPA-100. Промисловий контролер...
3677. Методические основы оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций 135.5 KB
  Методические основы оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций При оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций (ЧС) необходимо опираться на существующий нормативный аппарат анализа экономических ущербов от негативного влияния хозяйственной деятельности. Важн...