67868

ФОРМЫ (ВИДЫ) ОГРАНИЧЕНИЙ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД И ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Малько применимая к характеристике видов общеправовых ограничений не годится для анализа видов конституционно-правовых ограничений или может быть использована частично. Виды ограничений он классифицирует по следующим основаниям признакам: – по способу формулирования в законе на прямые...

Русский

2014-09-15

95.5 KB

3 чел.

Г. МАЙСТРЕНКО,

Академия управления МВД России

ФОРМЫ (ВИДЫ) ОГРАНИЧЕНИЙ

ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД

И ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Конституционно-правовые ограничения выражаются в нормах и через свои различные формы: обязанности, запреты, приостановления, меры защиты, пресечения, наказания и т.п. Речь идет об основных разновидностях конституционно-правовых ограничений, хотя само слово «ограничение» может отсутствовать. Использование разнообразных ограничивающих форм есть отражение разнообразия управляемой системы в управляющей, предполагающей соответствующее «отношение» к ней. Ведь в процессе правового регулирования нужны различные правоограничивающие средства. Причем термины «ограничение» и «наказание», «ограничение» и «запрет», «ограничение» и «обязанность» и т.п. не являются синонимами, так как «ограничение» – это термин, означающий нечто более обобщенное.

Можно выделить следующие общие признаки наказаний:

они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;

для них установлены определенные процедуры применения: формы наказания заранее известны и закреплены в нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры наказания;

обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;

выступают в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т.п.);

могут быть связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, как и какое будет применяться наказание;

для их наступления необходимо, кроме объективной стороны, определенное субъективное состояние лица, выразившееся в вине и подлежащее наказанию.

Кроме того, есть и другие черты наказания:

наказание своеобразная «заслуженная мера», выступающая средством защиты общества от правонарушений;

меры наказания с элементами взаимовредности;

наказание меры осуждения, вызывающие положительные или отрицательные эмоции;

при наказании субъект лишается определенных ценностей;

в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы;

при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль отводят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание1.

Представляется, что предложенный А.В. Малько анализ общих правовых ограничений не совсем подходит к пониманию конституционно-правовых ограничений. Если говорить о содержании конституционно-правовых ограничений основных прав и свобод, то необходимо отметить, что для норм конституционного права характерна одноэлементная структура. В них, как правило, имеется только диспозиция, редко устанавливается санкция. Поэтому конструкция А.В. Малько, применимая к характеристике видов общеправовых ограничений, не годится для анализа видов конституционно-правовых ограничений или может быть использована частично.

По мнению исследователя А.В. Стремухова, правовые ограничения можно классифицировать в зависимости от характера, содержания и способа реализации, что позволяет предусмотреть роды, виды и формы ограничений2.

Под родом ограничений понимается надвидовая форма классификации, объединяющая в себе явления, которые характеризуются каким-то одним главным признаком. В качестве родового признака ограничений обычно избирается их связь с той или иной отраслью российской правовой системы права, и в соответствии с этим ограничения классифицируют по следующим родам: конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, неправовые и др.

Под видом ограничений А.В. Стремухов понимает структурную единицу рода, которая характеризуется каким-то общим признаком. Виды ограничений он классифицирует по следующим основаниям (признакам):

– по способу формулирования в законе на прямые и косвенные;

– по природе ограничиваемых прав и свобод на политические, гражданские, экономические, социальные и культурные3;

– по юридической силе нормативного правового акта на законные и подзаконные;

– по срокам действия на постоянные и временные;

– по степени соответствия праву на правомерные и неправомерные (противоправные);

– по объему на полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничения дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет).

Анализ законодательства подтверждает вывод о том, что формами ограничений права в зависимости от обстоятельств могут быть обязанности, запреты, приостановления, меры защиты, наказание, ответственность, опека, попечительство, ограничение дееспособности, необходимая оборона, крайняя необходимость и др. «Люди, не ведающие своих обязанностей, писал И.А. Ильин, не в состоянии и блюсти их; люди, не знающие своих полномочий, произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий удерж и дисциплину или оказываются обреченными на правовую невменяемость»4. «Обязанность, заметил Гегель, есть ограничение...»5.

Анализ положения конституционного законодательства свидетельствует о том, что из всего перечня имеющихся в нем конституционно-правовых ограничений основных прав и свобод распространенной формой является конституционная обязанность.

Согласно одной из точек зрения, поддерживаемой автором, юридические обязанности, в том числе конституционные, и юридическая ответственность это формы ограничения прав и свобод. Данная точка зрения довольно распространена в научной литературе. Как отмечает В.А. Четвернин, «...любое установление нормативным актом юридических обязанностей или юридической ответственности индивидов является прямым или косвенным ограничением прав и свобод человека и гражданина... юридическая ответственность всегда несет в себе ограничение права на свободу и личную неприкосновенность либо права собственности»6. Например, обязанность платить налоги ограничивает право собственности, обязанность проходить срочную военную или альтернативную службу ограничивает право на передвижение, выбор места пребывания и жительства.

Одной из форм конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина выступают конституционные обязанности, первоприрода которых такова, что они призваны быть обратной стороной субъективного права как стимулирующего средства. И если конституционные права и свободы человека и гражданина означают меру возможного поведения, то конституционные обязанности это мера должного поведения.

Конституционные ограничения применяются не произвольно, а в строго определенных целях, поскольку человек действует не так, как его побуждают его собственные интересы, но обязан ограничивать себя из-за интересов других.

К конституционно-правовым ограничениям основных прав и свобод относятся и конституционные запреты, которые выступают своего рода пассивными обязанностями. Устанавливая конституционный запрет на совершение каких-либо действий, законодатель возлагает на человека и гражданина обязанность воздерживаться от запрещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны. По своей сущности конституционные запреты такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать нежелательные противоправные деяния. Так, в Конституции России содержатся следующие важнейшие для государственных органов и населения, в том числе для органов и учреждений, исполняющих наказание и лиц его отбывающих, конституционные запреты:

в части 2 ст. 19: запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

в части 2 ст. 21: никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

в части 2 ст. 21: никто без добровольного согласия не может подвергаться медицинским, научным или иным опытам;

в части 2 ст. 22: арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению;

в части 2 ст. 22: до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;

в части 2 ст. 23: ограничение права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения;

в статье 25: никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленном федеральным законом, или на основании судебного решения;

– в статье 26: никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности;

в части 2 ст. 29: не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие национальное, религиозное или языковое превосходство;

в части 2 ст. 29: никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;

в части 5 ст. 29: цензура запрещается;

в части 2 ст. 30: никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;

в части 3 ст. 32: не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

в части 2 ст. 34: не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

в части 2 ст. 35: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

– в части 2 ст. 35: принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения;

в части 2 ст. 36: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

в статье 40: никто не может быть произвольно лишен жилища;

в части 2 ст. 37: принудительный труд запрещен;

в части 3 ст. 37: запрещается трудовая дискриминация и оплата труда ниже установленного федеральным законом минимального размера;

в части 1 ст. 47: никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом;

в части 2 ст. 49: обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

в части 1 ст. 50: никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление;

в части 1 ст. 51: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определен федеральным законом;

в части 2 ст. 54: никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;

в части 2 ст. 55: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;

в части 3 ст. 56: не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46–54 Конституции России;

в части 1 ст. 61: гражданин России не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству;

в части 2 ст. 63: в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации.

Среди конституционно-правовых ограничений основных прав и свобод встречается и ответственность. Так, часть 3 ст. 41 устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Конституция в части 2 ст. 45 устанавливает и такую форму конституционно-правового ограничения основных прав и свобод, как необходимую оборону или право каждого защищать свои свободы и права всеми способами, не запрещенными законом.

Кроме того, в соответствии с Федеральными конституционными законам «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» на граждан России возможно наложение дополнительных обязанностей, вызванных конкретными обстоятельствами особого положения.

Таким образом, конституционно-правовые ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации включают ограничения общего характера, ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положения, ограничения основных прав и свобод, обусловленные особенностями правового статуса некоторых категорий граждан, ограничения основных прав и свобод закреплены в основном в таких формах, как конституционная обязанность и конституционный запрет. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданны природой этих отношений, а судом проверяются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан и необходимости соблюдения законодателем принципа соразмерности этих ограничений специальному статусу данных категорий граждан.

В частности, Конституционный Суд обратил внимание на два весьма важных для законодательного регулирования и правоприменения обстоятельства: во-первых, дискриминация граждан не допускается не только по прямо указанным в Конституции, но и по другим признакам. Конституция не ограничивает перечень признаков, по которым исключается любая дискриминация граждан, а, напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию как в законодательстве, так и правоприменительной практике7; во-вторых, равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости учета законодателем. Такой учет не должен приводить к ограничению прав и свобод, в отношении которых, согласно Конституции РФ, такое ограничение недопустимо.

По мнению многих ученых-пенитенциаристов (И.Л. Трунов, Ф.С. Бражник, Я.В. Лобов и др.), ограничение в правах лиц, отбывающих наказание, выражается в одной из трех форм:

в лишении осужденного права пользоваться отдельными правами, предоставленными остальным гражданам;

в установлении ограничений, в рамках которых разрешено пользоваться отдельными правами;

в предписании выполнять обязанности, не возлагаемые на других граждан, в которых реализуются элементы государственного принуждения8.

Лишение осужденного возможности пользоваться отдельными правами, предоставленными остальным гражданам, может, по их мнению, например, выражаться:

в запрете для граждан, содержащихся в местах лишения свободы, реализовать право избирать и быть избранным (ст. 32 Конституции РФ);

в приостановлении права на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции), что выражается, например, в беспрепятственном посещении представителем администрации жилища лиц, отбывающих ограничение свободы;

в приостановлении права на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки (ст. 23 Конституции): корреспонденция, получаемая и отправляемая из мест лишения свободы, подвергается цензуре, за исключением переписки осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, с Уполномоченными по правам человека, с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, и т.д.

Обязанности, не возлагаемые на других граждан, в которых реализуются элементы государственного принуждения, состоят, по их мнению, например, в:

привлечении в арестных домах к работам без оплаты труда (ст. 70 УИК РФ)9;

необходимости работать в том месте, куда осужденный к ограничению свободы будет направлен администрацией исправительного центра (ст. 50 УИК РФ);

запрещении носить гражданскую одежду в местах лишения свободы (ст. 133 УИК РФ).

Анализ уголовно-исполнительного законодательства свидетельствует о том, что в Общей части УИК РФ закреплено пять основных обязанностей осужденных (ст. 11 УИК РФ) и девять их основных прав (ст. 12–15 УИК РФ). Это так называемые общие обязанности и права для правовых статусов осужденных, отбывающих различные виды уголовного наказания.

Указанные в статье 11 УИК РФ обязанности осужденных не являются исчерпывающими. Обязанности осужденных к уголовным наказаниям в основном закреплены в Особенной части УИК РФ. Почти каждая из 20 глав Особенной части УИК РФ устанавливает обязанности и ответственность осужденных. Так, на осужденных к лишению свободы нормами Особенной части УИК РФ возлагаются обязанности трудиться, постоянно находиться в исправительном учреждении и соблюдать установленные правила общения с внешним миром, на осужденных к ограничению свободыпостоянно проживать в общежитии и т.д.

Важнейшим нормативным правовым актом для органов и учреждений, исполняющих наказания, являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции от 3 ноября 2005 г. № 2052. Например, раздел 2 «Основные права и обязанности осужденных в ИУ» Правил внутреннего распорядка содержит 11 обязанностей осужденных и 18 различных запретов. Кроме того, эти обязанности и запреты дополняются другими, содержащимися в различных ведомственных инструкциях.

Иным словами, целый ряд правоограничений осужденных лишь косвенно связан с сущностью наказания в виде лишения свободы (например, производство личного обыска, досмотр вещей осужденного и т.д.). Они обусловлены необходимостью поддерживать порядок в специфических условиях отбывания наказания в исправительных учреждениях. Кроме того, УИК РФ привносит изменения в правовой статус осужденных к лишению свободы путем регламентации ответственности осужденных за нарушение режима отбывания лишения свободы, в том числе и мер взыскания, которые неизвестны в условиях свободы (перевод в помещение камерного типа или одиночные камеры на срок до шести месяцев, перевод в единые помещения камерного типа на срок до одного года).

Для конституционных прав и свобод порядок их осуществления определен в федеральных законах. Порядок осуществления отраслевых прав чаще всего определяется в подзаконных актах. Нередко такие акты таят в себе две опасности. Первая связана с тем, что подзаконный акт может сузить содержание материального права, «конкретизируя или корректируя» его. Такой акт изначально является недействительным. Вторая, более распространенная опасность заключена в том, что закрепленный подзаконным актом порядок реализации права не отвечает природе этого права, создает помехи его осуществлению. Очевидно, что правовая аксиома – «устанавливающий порядок осуществления права не может изменять его содержание» должна быть обеспечена и юридическими механизмами. Поэтому, а также в связи с тем, что на осужденных в Российской Федерации, как и на граждан, распространяется действие конституционных прав и свобод, целесообразнее на наш взгляд, закреплять различные правовые ограничения их прав и свобод только в законодательстве. Дело в том, что для эффективного воздействия правовых ограничений требуется их системное единство. Комплексное использование ограничений только усилит их воздействие. Так, на наш взгляд, в законодательстве следовало бы закрепить целую систему правовых ограничений, усиливающих, сдерживающих мощь друг друга, что послужит успешной реализации исполнения наказания.

Таким образом, анализ понятия и содержания, форм (видов) конституционно-правовых ограничений основных прав и свобод человека и гражданина, а также лиц, отбывающих наказание, позволяет полнее понять существо их создания, определить их роль в процессе формирования и действия конституционного права, что должно учитываться в законотворческом и правоприменительном процессах, в том числе и в практике органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Вместе с тем при всей комплексности, при всем системном единстве необходимо в каждом случае признавать приоритет тех или иных ограничений. В этом заключается искусство субъекта управления (законодателя и правоприменителя). В силу того, что конституционно-правовое ограничение может осуществляться как на нормативом, так и на правоприменительном уровне, его эффективность зависит не только от качества правотворческого оформления, но и от особенностей деятельности самого государственного органа, от профессиональной подготовки лиц, применяющих те или иные юридические средства, условий их работы и т.д.

Основным правоприменителем конституционно-правовых ограничений прав и свобод осужденных являются органы и учреждения уголовно-исполнительной системы во главе с Федеральной службой исполнения наказаний России.

1 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве (теоретико-информационный аспект): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. – Саратов, 1995. – С. 21–23.

2 Стремухов А.В. Правовые основы ограничения прав человека органами внутренних дел (теоретическое обоснование) // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. – 1999. – № 2. – С. 45–46.

3 См.: Барбин В.В. Конституционные основания ограничения основных прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2003. – С 93.

4 Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1993. – С. 24.

5 Гегель Г.В. Философия права: история и современность. – С. 79.

6 См., напр.: Малько А.В. Указ. соч. – С 21–23; Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М., 1997. – С. 418; Государственное право Германии. – Т. 2. – М., 1994. – С. 210; Конституция РФ: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М., 1997. – С. 49.

7 ВСНД и ВС РФ. – 1992. – № 13. – Ст. 69; СЗ РФ. – 1995. – № 19. – Ст. 1764.

8 См.: Уголовно-исполнительное право РФ / Под ред. И.Л. Трунова. – М., 2005. – С. 86–88.

9 Там же. – С. 88.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28810. СССР в послевоенные годы. Была ли неизбежна «холодная война» 15.58 KB
  И тем не менее с точки зрения выяснения того когда и как она началась думается имеет существенное значение то какими виделись послевоенные отношения между США и СССР Рузвельту и какой линии он намеревался придерживаться в этом вопросе. В последовавшей затем беседе с советским послом президент особо подчеркнул что считает поддержание и развитие дружественных отношений между США и СССР абсолютно необходимыми и соответствующими интересам обеих стран. Вслед за этим вскоре после состоявшейся в ноябре 1943 года в Тегеране встречи руководителей...
28811. Почему «Хрущевское десятилетие» вошло в историю страны как «оттепель»? Укажите основные направления хрущевских реформ 14.42 KB
  Смерть Сталина устранение от власти Берии положило конец массовому террору в стране. Критика культа личности Сталина разбудила советское общество порождала веру надежду на изменение к лучшему.
28812. Эпоха «развитого социализма» 1965-1985. Почему все попытки модернизации социализма были неудачны 15.78 KB
  Почему все попытки модернизации социализма были неудачны 14 октября 1964 г. Брежнева не был эпохой застоя как утверждала перестроечная историография как не стал и не мог стать периодом официально провозглашенного развитого социализма. Эпоха развитого социализма – закономерный и неизбежный этап кризисного развития советской тоталитарной системы.
28813. СССР в 1985-1991. Каковы основные причины и цели политики «перестройки» 14.88 KB
  Развал СССР. Перестройка общее название совокупности политических и экономических перемен проводившихся в СССР в 1986 1991 годах. В ходе перестройки особенно со второй половины 1989 года после I Съезда народных депутатов СССР резко обострилось политическое противостояние сил выступающих за социалистический путь развития и партий движений связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма а также по вопросам будущего облика Советского Союза взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной...
28814. Распад СССР. Становление суверенной России 16.01 KB
  Представители русского населения в Верховном Совете СССР создали фракцию Союз отстаивая права русского населения в союзных республиках которое непременно пострадало бы и пострадало в случае распада СССР.Начавшееся потепление в отношениях с Западом шло лишь за счет уступок со стороны СССР в 1989 г. СССР терял статус великой державы.
28815. Дайте сравнительный анализ программам политических партий в России в начале 20в. 15.01 KB
  Умеренноконсервативноекрыл о возглавляла партия октябристов Союз 17 октября. названа в честь Манифеста 17 октября. Программные цели: дальнейшее развитие политических свобод дарованных Манифестом 17 октября идеал ограниченная конституционная монархия.
28816. Февральская революция и падение монархии. В чем сущность новой власти, возникшей в России после Февраля 15.2 KB
  В сложившейся обстановке правительство и сам царь проявили неспособность к быстрым и решительным действиям. Правительство было тесно связано с буржуазными общественными организациями возникшими в годы войны Всероссийский земский союз Городской союз Центральный военнопромышленный комитет. В своей Декларации Временное правительство объявило амнистию политическим заключённым гражданские свободы замену полиции народной милицией реформу местного самоуправления.
28817. Какие альтернативы открывались перед страной после Февральской революции? Почему они не были реализованы? В чем причины победы большевиков в октябре 1917г. 18.82 KB
  решающий перевес был на стороне Советов большевиков. Корнилов смог установить свою власть в стране; однородносоциалистическую если бы была выполнена резолюция II Съезда Советов о создании правительства из представителей всех социалистических партий; большевистсколеворадикальную с приходом к власти большевиков началась реализация этой модели общественного развития России. Нерешительные попытки Керенского избавиться от наиболее ненадёжных частей Петроградского гарнизона приводят только к тому что они дрейфуют влево и переходят на...
28818. Как происходило становление советской политической и социально-экономической системы? Деятельность большевистской партии и советского правительства в 1917-1920гг. 20.72 KB
  Власть и командные высоты в экономике крупная и средняя промышленность внешняя торговля финансовая системы транспорт оставались в руках большевиков которые не отказывались от конечной цели социализма шли к ней не прямым политики военного коммунизма а обходным путем с помощью товарноденежных отношений. Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров СНК который присвоил себе не только исполнительную но и законодательную власть. Особое внимание уделялось формированию аппарата...